Фундаментальной является проблема принятия решений, которая определяется той ролью, которую решения играют в любой сфере деятельности. Разработка управленческих решений — это процесс, сочетающий в себе основные функции управления: организацию, планирование, контроль, мотивацию. Исследования данной проблемы можно отнести к числу междисциплинарных, потому что выбор метода действий — это итог комплексной увязки разных аспектов: экономического, информационного, организационного, психологического, технического, правового и др.
Решения, принимаемые властями, определяют не только эффективность и качество процессов, протекающих в управляемой системе, но и возможность адаптивного и устойчивого развития данной территории в быстро меняющемся современном мире. От качества принимаемых управленческих решений зависит эффективность деятельности муниципальных и государственных служащих. Это делает важным для любого специалиста данного профиля овладение навыками выработки управленческих решений и теоретических знаний.
Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение критериев оценки эффективности правительственных решений.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
- рассмотреть процесс разработки решения в органах управления;
- проанализировать основные критерии оценки эффективности государственного решения;
- охарактеризовать особенности процедур разработки и принятия государственных решений;
- изучить теоретико-методологический аспект проблемы оценки эффективности государственных решений в сфере управления;
- сделать выводы об эффективности проводимых мероприятий.
Объектом исследования в курсовой работе являются управленческие решения органов власти, объектом — характеристики критериев их оценки.
Большое внимание в отечественной научной литературе уделяется различным аспектам государственного управления. Они освещаются, в частности, в работах таких ученых, как Д.Н. Бахрах, Г.В. Атаманчук, Р.Ф. Васильев, И.В. Бутусова, В. Воронов, В.Г. Вишняков, и др.
Теоретический смысл курсовой работы заключается в обосновании эффективности государственной политики при реализации контроля управленческих решений в органах государственного управления.
Прикладная ценность заключается в последующей выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности в области принятия управленческих решений в органах управления.
Управление эффективностью организации
... управления эффективностью. Сами по себе методологии не могут обеспечить полное решение потребностей компании в управлении эффективностью. Они работают только при тесной интеграции с основными процессами управления производительностью. Данный реферат ... бюджетов по отдельным подразделениям, бизнес-единицам, сегментам Версионность бюджетов, ... должны быть преобразованы для оценки реальных затрат и ...
В курсовой работе рассматривается современное законодательство.
Следует отметить, что нормативные документы, принимаемые органами управления, не должны подменять собой менеджмент и предусматривать ограничения, ограничивающие инициативу руководителей более низкого уровня. Поэтому главными рекомендациями и ограничениями на содержание распорядительных документов являются следующие:
1. В проект распорядительного документа следует включать инструкции только по тем вопросам, которые относятся к компетенции органа управления.
2. Недопустимо издавать указы, декларации которых имеют только формальное значение.
3. Административный документ должен соответствовать действующему законодательству.
4. Если при составлении административного акта предусмотрено внесение существенных изменений в ранее принятые документы, желательно подготовить новый документ, объединяющий эти решения.
5. В распорядительных документах не должно быть методических или инструктивных материалов, прейскурантов или технических условий — все это должно быть в отдельных технических условиях, методиках, прейскурантах и т. д., которые прикладываются к основному распорядительному документу.
6. При подготовке проекта распорядительного документа руководитель определяет круг должностных лиц, ответственных за время и содержание подготовки.
7. Для подготовки сложных и важных проектов нормативных документов рекомендуется создавать специальные комиссии из сотрудников органа управления. Также могут быть привлечены внешние специалисты (исследователи, эксперты, практики и т. п.).
Работа над составлением распорядительного документа начинается с формулирования цели, которая должна быть достигнута в процессе реализации решения, и задач, которые необходимо решить в этом случае. Задачи и задачи должны быть включены в декларативную часть документа, либо текст должен начинаться с них.
В проект распорядительного документа включены предписания, которые относятся к одному вопросу; обязательно должно быть отмечено, кому адресован документ, на кого распространяется его предписание, а именно: исполнители должны быть конкретными, ресурсы реальными, сроки обоснованными.
Каждый пункт административной части документа должен указывать реальное конкретное действие для завершения действия с уникальным определением даты выполнения и результата.
В конце каждого пункта распорядительной части документа (при долгих сроках исполнения) должно содержаться указание о периодичности промежуточного контроля, которое регламентирует отчеты исполнителя о процессе выполнения распоряжения. Указано, кто отвечает за исполнение документа в целом. Исполнители — должностные лица отделов и ведомств, специалисты, подведомственные органы.
Подготовленный проект административного акта согласовывается с заинтересованными сторонами. Последнее должно быть подписано главой муниципального или государственного административного органа, в рамках которого принимается решение. Должностные лица заверяют согласие с проектом своими подписями.
Органы органов государственного и муниципального управления">органов государственной власти в области местного самоуправления">государственной власти и местного самоуправления имеют дело со слабоформализуемыми явлениями и процессами, основной особенностью которых является несводимость к известным моделям теории исследования операций по причине неопределенности и неполноты сведений, которые необходимы для решения; наличия многих критериев оценки решений; доминирования качественных оценок. Поэтому выполняемые операции креативного менеджмента требуют аналитического сопровождения.
Совершенствование управления персоналом в системе государственной ...
... по совершенствованию управления персоналом в системе государственной службы. Объектом исследования выступает — Администрация Октябрьского района Муниципального образования г. Ижевска. Предметом исследования является система управления персоналом в системе государственной службы МО. Теоретическая основа работы основана на концепциях управления персоналом ...
Управление — это циклический процесс, который повторяется в общих чертах, его особенности для органов муниципального и государственного управления следующие:
1. Наступает момент, когда сбор сведений об обстановке перестает сказываться на принимаемом решении, и оно должно приниматься на основании имеющихся данных;
2. Есть отрезок времени, на протяжении которого система движется по инерции, потому что реализуется принятое решение, и новые решения в какой-то отрезок времени не принимаются;
3. Цикличность определяется непрерывностью изменений внешней среды, реакция на внешнюю среду требует принятия решений муниципальными и государственными органами1.
Особенности управленческих решений для органов муниципального и государственного управления можно сформулировать так:
- управленческое решение принимают на всех уровнях управления только тогда, когда нет очевидного метода достижения цели;
- управленческие решения в органах муниципального и государственного управления проходят фильтр на допустимость по критериям, которые вводятся руководителем: к примеру, численность безработных не может быть больше численности трудоспособного населения и т. д.;
- управленческое решение не всегда проходит все этапы и не всегда выбирается оптимальное решение.
1.2 Основные критерии оценки эффективности государственного решения
Для рассмотрения проблемы необходимо уточнить характеристики организационного управления, осуществляемого органами местного самоуправления и государственной власти, которые влияют на сущность процессов принятия решений и управления.
1. Интегральные критерии организационной системы — это не простая сумма параметров входящих в нее элементов; их отношения отличаются неаддитивностью, что обуславливает трудности при осмыслении и сборе сведений.
2. В силу многих объективных причин к моменту принятия управленческого решения должностные лица, которые ставят подпись и с этого момента отвечают за решения, не имеют точных сведений по нескольким характеристикам, не знают, что исполнители не учли при формулировке решения и как выглядит ситуация на текущий момент. Все это неопределенность информации для реализации и принятия решений, с которой необходимо иметь дело и в то же время минимизировать.
3. Природа организационных систем такова, что они берут ресурсы из окружающей среды и передают свои продукты другим системам. В результате происходит реакция систем друг на друга, но при этом каждая организационная система имеет свои функции и задачи, их следует оценивать по степени реализации, поэтому возникает проблема множественных критериев. Многокритериальный выбор решения муниципальными и государственными властями — это ситуация, когда две противоположные цели должны быть достигнуты одновременно и, следовательно, принимается компромиссное решение.
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. ...
... управления на основе информационных технологий. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в государственном управлении в России; Проанализировать применение информационных технологий в государственном управлении; Определить проблемы и недостатки использования информационных технологий в государственном управлении; ...
4. В силу нескольких обстоятельств получается, что, приняв решение в момент времени t, мы не знаем, каким будет состояние S(t) системы при реализации этого решения. Главные причины подобной стохастичности состоят в следующем: поведение внешней среды носит случайный характер, информация может запаздывать и искажаться, подсистемы реагируют только через промежуток времени t + Δt, система не всегда управляется и т. д.
5. За единицу времени человек может решать задачи ограниченной сложности и усваивать ограниченный объем данных. У каждого человека, принимающего управленческое решение, свой порог сложности решаемых задач, поэтому, встречаясь со сложной системой, человек разбивает ее на части. Это связано с иерархической структурой процесса принятия решений и управления, а также с ситуацией, когда первый человек не осознает проблему в целом.
Кроме того, следует учитывать, что абсолютно идентичных проблемных случаев не бывает.
6. В органах муниципального и государственного управления, имеющих древовидную иерархическую структуру, конфликты неизбежны на всех уровнях. У каждого сотрудника есть обязанности и права в пределах своих полномочий.
Перед лицом неопределенности он создает резервуар ресурсов для личного контроля, переоценивая его и скрывая от руководства, потому что лидер превратит минимальные потребности в стандарт. В результате возникает конфликт: несмотря на общие цели, подчиненный переоценивает скорость расходования ресурсов, а руководитель ее снижает. Поэтому нельзя полагать, что выработку решения осуществляет коллектив единомышленников, которые в одинаковой степени понимают проблему,— данный подход погубил в РФ немало ценных дел. Поскольку люди обладают неравными полномочиями и правами, конфликты неизбежны, особенно в муниципальных и государственных администрациях1.
7. Воздействие фактора времени. Динамизм событий, быстрое устаревание данных предъявляют важные требования: сокращение продолжительности процедур принятия и обоснования решений. Часто правильнее принять неоптимальное решение, но сделать это вовремя2.
Критерии эффективности — признаки, аспекты проявления изучаемых отношений, процессов, с помощью анализа которых можно определить их качество, уровень, а также соответствие интересам и потребностям общества.
Оценка деятельности госслужащих — процесс определения эффективности их деятельности в процессе реализации задач и целей органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, который позволяет получить значимую, существенную информацию для принятия будущих управленческих решений3.
Как правило, процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:
- установление четких стандартов деятельности для каждой должности (рабочего места) и критериев оценки эффективности данной деятельности в должностных регламентах государственных служащих;
- выработка процедуры оценки эффективности деятельности (методы оценки, периодичность);
- сама оценка эффективности деятельности по тем или другим методам;
- обсуждение итогов оценки с сотрудником;
- принятие решения по итогам оценки и документирование оценки.
Группы критериев следующие:
Принятие государственных решений в управлении инновациями
... государственные управленческие решения в области инноваций; рассмотреть процесс принятия государственных управленческих решений; рассмотреть направления совершенствования процесса принятия государственных решений. Объектом курсовой работы является государственное решение. Предметом данной работы является процесс принятия правительством решений в области управления инновациями. Курсовая работа ...
1. социальные показатели – ключевые показатели.
2. макроэкономические показатели.
3. показатели качества услуг.
4. опросы общественного мнения об эффективности деятельности управления и ОВ.
5. показатели эффективности управления политикой.
Факторы эффективности ГиМС представлены ниже:
1. базовые ценности, политический курс страны, стратегические цели государства.
2. организация системы ГВ и управления и местной власти, ее функционирование как единого механизма, единое правовое и политическое пространство.
3. состояние государственного аппарата, профессионализм, стили и методы управляющей деятельности, уровень доверия населения к власти, участие в управлении государством.
4. политическая, экономическая, социальная нестабильность или стабильность социума.
Рассмотрим особенности формирования системы оценки эффективности государственных решений на примере землеустройства.
2 Особенности формирования системы оценки эффективности государственных решений на примере управления земельными объектами
2.1 Особенности процедур разработки и принятия государственных решений
Проблема недостаточной эффективности является важной в контексте современной стадии реформирования государственного управления в РФ. Повышению эффективности государственного сектора в настоящее время уделяется больше внимания на самом высоком уровне правительства.
Эффективность государственного управления в высокой степени обуславливается конечной эффективностью государственных управленческих решений (ГУР), которые, приобретая форму постановлений, законов, распоряжений, приказов, являются нематериальным воплощением деятельности представителей власти. Органы управления с помощью решений вовлекают в хозяйственный оборот мощные технологические потоки, природные, информационные и финансовые ресурсы для выполнения задач государственной политики.
Одним из стратегических объектов государственной собственности и, соответственно, управленческих решений является земля, позволяющая государству выполнять свои неотъемлемые функции и регулировать поведение рыночных агентов. В РФ главным собственником земли остается государство. В муниципальной и государственной собственности находится около 1 578 млн. га (92,4%).
Рынок земли в РФ не развит до должного уровня, а незавершенность процессов формирования земельного законодательства приводит к различным спекуляциям и мошенничеству с земельными объектами. Количество текущих проектов и реформ в этой сфере, представленных в виде правительственных решений, поднимает вопрос об их фактической и ожидаемой эффективности1.
Эффективность правительственных решений во многом определяется эффективностью системы их принятия и развития, которая включает в себя порядок разработки и принятия решений в области землеустройства. Господствующую роль в управлении федеральной собственностью в соответствии со статьей 114 Конституции РФ играет Правительство РФ. Он имеет широкую юрисдикцию, где правительство взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и является органом управления. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и взаимодействие органов управления и субъектов Федерации. Решения повторного или постоянного действия оформляются указами Президента.
Основные принципы построения и функционирования органов государственной ...
... органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание тот факт, что частные принципы в ... за эффективность их работы. Таким образом, под государственным механизмом понимается система особых органов и институтов, через которые осуществляется государственное управление обществом ...
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Правительство Российской Федерации наделило ряд федеральных органов государственной власти частью своих полномочий по управлению государственным имуществом. Таким образом, в компетенцию Минэкономразвития РФ входит разработка государственной политики и правовое регулирование в области земельных, имущественных отношений и территориального зонирования. Непосредственное управление федеральным имуществом, в том числе и земельными ресурсами, оказание государственных услуг и реализацию правоприменительных функций в области земельных и имущественных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Роль отраслевых органов ограничивается осуществлением полномочий собственника в отношении федеральной собственности, что необходимо для обеспечения выполнения функций федеральных органов государственной власти. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) ответственно за проведение государственной кадастровой оценки земель, землеустройство, государственный земельный контроль и мониторинг. Важную роль также играет Счетная палата России, которая имеет право определять целесообразность и экономию государственных средств и использования федеральной собственности.
Такая структура управления собственностью закрепляет принцип разделения властей и теоретически исключает возможность преобладания интересов одной из властей. Тем не менее, на практике дело обстоит по-другому. По мнению экспертов, после административной реформы произошло действительно четкое разграничение регулирующих, контрольных и исполнительных функций, а также устранено их дублирование. В то же время разделение функций по разработке государственной политики и управлению собственностью породило новую проблему, а именно распространение лоббирования принятия решений и исключение органов управления государственным имуществом из системы согласования. Опыт ведущего методиста в области управления государственным имуществом Росимущества не требовался. Произошло усложнение системы согласования проектов решений, продление сроков их утверждения. Негативные тенденции усугубляются действующим порядком выработки государственных решений. Рассмотрим его более подробно.
Порядок принятия и подготовки проекта правительственного нормативно-правового акта в соответствии с действующим законодательством включает в себя три блока: утверждение и разработка концепции законопроекта, разработка его текста и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, анализ и утверждение.
– Разработка концепции законопроекта является одной из основных стадий законопроектной работы. Он может проводиться самостоятельно федеральным органом исполнительной власти или с привлечением научно-исследовательских организаций. К разработке концепции законопроекта привлекаются высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями действующего законодательства и практики его применения. Концепция нормативно-правового акта включает в себя основную идею законопроекта, аргументированное обоснование необходимости и цели его принятия, предмет регулирования, круг лиц, на которых распространяется его действие, место будущего закона в системе действующего законодательства, общую характеристику механизма действия законопроекта и его основные характеристики.
Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления
... органов государственной власти субъектов Российской Федерации Понятие «компетенция» происходит от латинского competere – добиваться, соответствовать, подходить. Компетенция определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) органов, должностных лиц. Полномочие в ...
Варианты решений первоначально жестко определены концепцией законопроекта. Деятельность исследовательской организации или творческого коллектива регламентирована контрактом о предоставлении услуг федеральному органу исполнительной власти и концепцией законопроекта; не проводятся расчеты по альтернативным вариантам комбинаций изменяемых параметров. Значительное воздействие на концепцию законопроекта при ее утверждении оказывает Правительство, оно же потом принимает окончательное решение. Данная ситуация сводит к формальности обоснование целесообразности и разработку качественных социально- и финансово-экономических обоснований принимаемых решений1.
– На втором этапе на основании представленной концепции проект решения включается в план законопроектной деятельности Правительства РФ, определяются исполнители и соисполнители, лица, которые ответственны за представление и разработку законопроекта, формулируется его рабочее название. Основной исполнитель готовит проект нормативно-правового акта в соответствии с разработанной концепцией. Законопроект согласовывается со всеми заинтересованными органами и соисполнителями, которые выносят заключения с рекомендациями по результатам согласований проекта. Согласование может проходить в форме выдачи резолюции и визирования проекта основного исполнителя.
Практика показывает, что и на стадии проведения согласительных процедур существуют некоторые злоупотребления, а именно: ведется недостоверно протоколирование совещаний, из подшивки документов к резолюции убираются замечания.
В итоге позиции участников согласований часто игнорируют1.
– Третий этап включает в себя правку законопроекта в соответствии с полученными заключениями и замечаниями, подготовку сопроводительных документов к законопроекту, который представляется в Правительство РФ. Затем законопроект с пакетом приложений (финансово-экономическим обоснованием, пояснительной запиской, заключением Минюста РФ и проектом распоряжения Правительства РФ) направляется в Правительство РФ, после в Государственную Думу РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации РФ. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту, который либо подписывает его, либо накладывает вето.
Фактически главными документами, которые удостоверяют обоснованность и целесообразность государственного решения в форме нормативно-правового акта, являются пояснительная записка и финансово- или социально-экономическое обоснование. Пояснительная записка содержит краткое обоснование необходимости разработки законопроекта: цели, предмет, основные положения и условия его реализации; прогноз социально-экономических и других последствий реализации законопроекта; место решения в системе действующего законодательства и вытекающие из него последствия для нормативно-правовой базы. Подготовка социально-экономического и финансового обоснований принимаемого решения законодательно определена только в случае острой необходимости, а также в случае анализа законопроектов, которые предусмотрены частью 3 статьи 104 Конституции России. Содержание этих документов не регламентируется, а ответственность за их подготовку возложена на Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ соответственно. Анализ рабочих документов органов государственной власти показал, что финансово-экономические обоснования даются в сжатом виде, при этом отсутствуют даже простые расчеты оценки правовой, экономической и социальной эффективности. В редких ситуациях проводится расчет ожидаемого бюджетного эффекта от реализации проектируемого решения.
Курсовая работа подзаконные нормативные акты
... решением ряда теоретических и практических задач. Одна из них - подзаконные правовые акты и их реализация. Предметом курсовой работы является статут как источник права. Предметом курсовой работы являются теоретические аспекты устава. Цель работы ...