Деловой этикет в разных странах мира

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет психолого-педагогический

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Современный этикет»

дисциплины по выбору

для направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование»

Общая трудоемкость дисциплины 72 часа, 2 зачетные единицы

Виды занятий

Распределение по

семестрам в часах

Всего часов

1 семестр

1

2

3

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторные занятия, в т.ч.:

8

8

лекционные (ЛК)

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

8

8

лабораторные (ЛР)

Самостоятельная работа студентов (СРС)

64

64

Форма промежуточного контроля в семестре*

зачет

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

Краткое содержание курса

Моду ль

Наименование раздела

Содержание раздела

Раздел I. Понятие этикета.

Тема 1. Этикет. История этикета. Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете)

Тема 2. Задачи этикета . Типы этикетных ситуаций.

Раздел II. Виды этикета.

Тема 1. Этикет и культура делового общения. Служебный и профессиональный этикет.

Тема 2. Речевая культура. Телефонный этикет.

Тема 3. Правила поведения в общественных местах.

Раздел III.

Этикет в разных странах мира.

Тема 1. Этикет на Востоке. Тема 2. Этикет за океаном. Тема 3. Российский этикет.

Раздел IV.

Приемы. Подарки и цветы.

Тема1. Основныевидыприемов.

Способы сервировки стола.

Тема 2. Домашние приемы. Элементы столового этикета.

Форма текущего контроля

Перечень вопросов для коллективного обсуждения и самостоятельной работы:

Тема 1: Этикет. История этикета. Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайтесообщениенатему:«Этикет.История возникновения этикета». Расскажите о задачах этикета, этикетной атрибутике. Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Задания для самостоятельной работы.

Сам русский царь Петр I принимал участие в составлении первого сборника правил поведения, который назывался «Честное зеркало молодости». Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование:

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

Везде и во все времена люди помнили, что живут среди других людей, и в пословицах сохранили мудрые советы подрастающему поколению о правилах поведения. Приведите примеры таких «посланий из прошлого» и объясните их значение. довольно распространено мнение, что этикет как элемент внешнего поведения человека не связан органически с его моралью. Согласны ли вы с данным высказыванием? Аргументируйте свой ответ. Составление опорного конспекта по теме «Истории этикета». Составление картотеки по теме «Этикет». Составлениесловаряиглоссарияпотеме«Этикетная атрибутика». Составление вопросов по теме «История этикета. Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете)».

Тема 2: «Задачи этикета. Типы этикетных ситуаций».

Цель: ознакомиться с задачами ярлыка, научиться характеризовать типы ярлыков ситуаций.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайте сообщение на тему «Задачи этикета». Назовите типы этикетных ситуаций. Охарактеризуйте различные этикетные ситуации.

Задания для самостоятельной работы.

Написание эссе по теме «Задачи этикета . Типы этикетных ситуаций». Составлениеаннотированногоспискалитературы«Задачи этикета . Типы этикетных ситуаций». Написаниереферата-конспекта«Задачиэтикета . Типы этикетных ситуаций». Подготовка презентации к занятию. Инсценирование различных этикетных ситуаций. Подготовка вопросов по теме «Задачи этикета . Типы этикетных ситуаций». Деловая игра «Этикетные ситуации в жизни учителя». Дискуссия «этикет в повседневной культуре студенчества». Подготовка проектов на тему «Этикет в повседневной культуре студентов».

Тема3: Этикетикультураделовогообщения.Служебныйи профессиональный этикет.

Цель: знать понятия культуры делового общения, служебного и профессионального этикета, педагогического этикета. Учить готовить речь для представления себя на собеседовании.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайтесообщение натему «Этикети культураделового общения». Сделайтесообщениенатему«Профессиональнаяэтика педагога». Охарактеризуйте служебный и профессиональный этикет.

Задания для самостоятельной работы.

Составление аннотаций на статьи по данной теме. Подготовьтеречь,которойвыпредставитесебяна собеседовании по приему на работе. Подготовьте резюме. Представьте рекомендации по написанию резюме. Деловая игра и инсценирование ток-шоу «Стильный приговор». Опишите и представьте, как должны сочетаться компоненты костюма делового мужчины, деловой женщины. Создание кроссвордов по теме «Этикет педагога». Составление аннотированного списка литературы. Напишите мини-эссе на тему «Зачем нужно знать правила корпоративного общения».

Тема 4. Речевая культура. Телефонный этикет.

Цель:познакомитьспонятием«речеваякультура»,основными функциями речевого этикета.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайте сообщение на тему «Речевая культура». Приготовьте доклад на тему «Функции речевого этикета». Сделайте сообщение на тему «телефонный этикет». Охарактеризуйтеневербальные(несловесные)проявления: мимика, жесты, походка и пр.

Задания для самостоятельной работы.

Что важнее в голосовом этикете: сознательное следование существующим правилам или почти автоматическое использование готовых формул? Что вы думаете? Обоснуйте свой ответ. Этикетное значение имеют и невербальные (несловесные) проявления: мимика, жесты, походка и пр. Некоторые нормы такого проявления этикета закрепились во фразеологизмах: преклонить колени, положа руку на сердце, бить поклоны, бить челом, бросить перчатку, красивый жест, стиснул зубы, гладить по головке. Попытайтесь объяснить значение этих фразеологизмов. Составьте по два предложения с каждым из них, используя их как фразу с метафорическим, переносным значением и как свободное предложение с прямым значением. Дайте определение понятию «этикетная роль» .

Используя метод самонаблюдения, определите качество своей речи, в частности, в области выбора формул этикета. Выберите одну из фактических тем (о природе, о погоде, о моде, о спорте и пр.) и, определив собеседника, пообщайтесь с ним/ними на эту тему. Написание реферата-конспекта. Подготовка презентации к занятию. Составление таблицы виды этикета и их отличительные черты.

Тема 5. Правила поведения в общественных местах.

Цель: знать основные правила поведения в общественных местах.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайтесообщениенатему«Культураповеденияв общественных местах». Подготовьте доклад натему « Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке ». Сделайте сообщение на тему «Правила поведения на улице». Сделайтесообщениенатему«Культураповеденияв общественном транспорте».

Задания для самостоятельной работы.

Подготовьте план занятия для учеников начальной школы по теме «Культура поведения в общественных местах». Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей одного возраста, занимающих одинаковое положение, по вашему мнению, кто ходит первым? Обоснуйте свой ответ. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок. Какой? О чем нужно помнить, делая покупку в магазине? Напишите реферат-синопсис на тему «Культура поведения в общественных местах». Подготовка презентации к занятию.

Тема 6. Этикет на Востоке.

Цель: узнать национальные особенности лейбла в странах Востока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Отправьте сообщение по теме «Национальные особенности корпоративного общения и стиля ведения переговоров в Китае». Приготовьте доклад на тему « Деловой стиль одежды в Китае ». Сделайте сообщение на тему «Основные характеристики этики делового общения в странах Востока ». Сделайте сообщение на тему «Этикет в Японии». Сделайте сообщение на тему « Тибетский этикет».

Задания для самостоятельной работы.

Восточный этикет гораздо церемониальнее европейского и уходит глубже в прошлое. Итак, во время разговора часто спрашивают «как дела», «как дела», нужно ли вам подробно отвечать на эти вопросы? Обоснуйте свой ответ. Во время деловых встреч Вас обязательно угостят кофе. Если выпив его, Вы отдадите чашку хозяину, то он наполнит ее снова. Но если пить больше не хочется, что делать? Расскажите о правилах поведения во время деловых встреч. Обращаясь к китайцу, помните, что в Китае принято ставить фамилии перед именами. Если вы встретите китайца, называть его по фамилии или имени? Расскажите о правилах приветствия в странах Востока. Написание реферата-конспекта на тему «Этикет на Востоке». Подготовка презентации к занятию.

Тема 8. Этикет за океаном.

Цель: узнать особенности лейбла в странах Западной Европы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделать доклад на тему «Особенности корпоративного этикета в странах Западной Европы». Подготовьте доклад на тему «Этикет в Англии». Сделайте сообщение на тему «Особенности этикета в Германии ». Сделайте сообщение на тему «Этикет в США». Сделайте сообщение на тему « Французский этикет». Сделайте сообщение на тему «Этикет в Италии». Сделайте сообщение на тему «Этикет в Испании». Сделайте сообщение на тему «Этикет в Швейцарии». Подготовьтедоклад«Особенностиделовогообщенияв некоторых других странах Европы».

Задания для самостоятельной работы.

Один из президентов США прославился тем, что в возрасте четырнадцати лет, используя английский перевод книги французских монахов, изданной в 1640 году, он составил сто десять «Правил достойного поведения». Вот лишь некоторые из них: «Не царапайте стол, не ковыряйте вилкой в ​​зубах, не давите блох в общественных местах…» . Назовите имя президента США который составил данные правила? Расскажите о истории развития этикета в США. Каким образом необходимо учитывать отличительные черты национального характера вашего собеседника при знакомстве, встрече, приглашении в гости? Напишитереферат-конспект на тему «Этикет за Океаном»,

«Этикет в США, « Французскийэтикет», «Этикет в Италии», «Этикет в Испании», «Этикет в Швейцарии».

Подготовка презентации к занятию натемы: «Этикет в США,

« Французский этикет», «Этикет в Италии», «Этикет в Испании», «Этикет в Швейцарии».

Составление словаря по темам «Этикет в США, « Французский этикет», «Этикет в Италии», «Этикет в Испании», «Этикет в Швейцарии» на выбор. Составлениеспискалитературыктемам«ЭтикетвСША,

« Французский этикет», «Этикет в Италии», «Этикет в Испании», «Этикет в Швейцарии» .

Конспект статей по темам «Этикет в США, « Французский этикет», «Этикет в Италии», «Этикет в Испании», «Этикет в Швейцарии» . Сравнительныйанализ,составлениесравнительнойтаблицы этикета в разных странах.

Тема 9. Российский этикет.

Цель: познакомиться с историей развития и особенностями современного российского лейбла.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Доклад на тему «История развития современного российского лейбла». Отправьте сообщение по теме «Этикет древнерусского, а затем и великого русского народа сформировался как часть их национальных традиций». Сделайте сообщение на тему «Эрмитажный этикет Екатерины

II».

Сделайте сообщение на тему «Этикет и церемониал двора при

других российских императорах ».

Подготовьте доклад на тему « Этикет советского времени ». Сделайте сообщение на тему «Особенности этикета в России в современное время ».

Задания для самостоятельной работы .

Составление словаря по теме: «Российский этикет». Составление списка литературы к теме «Российский этикет». Написание реферата по теме «Российский этикет». Конспектирование статей по теме «Российский этикет». Сравнительный анализ Российского этикета и этикета на Востоке. Составлениеаннотированногоспискалитературыпотеме

«Российский этикет».

Подготовка к собеседованию по теме «Российский этикет»

Тема 10. Основные виды приемов. Способы сервировки стола.

Цель:познакомитьсосновнымивидамиприемовиспособами сервировки стола.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Создайте сообщение на тему «Сервис: завершающий этап подготовки стола к приему гостей». Сделайтесообщениенатему«Применениепосудыпри сервировке и подаче различных блюд».

Сделайтесообщениенатему«Сервировканеофициального обеда». Сделайте сообщение на тему «Расположение десертных приборов на неофициальном приеме ». Подготовьте доклад на тему « Сервировка официального обеда ». Сделайте сообщение на тему «Сервировка праздничного стола ».

Задания для самостоятельной работы .

Составление презентации по темам: «Основные виды приемов»,

«Способы сервировки стола».

Подготовка сообщений и отчетов по темам: «Основные виды приемов», «Способы сервировки стола». Составление картотеки по темам: «Основные виды приемов»,

«Способы сервировки стола».

Составление вопросов по темам: «Основные виды приемов»,

«Способы сервировки стола».

Составление словаря и глоссария по темам: «Основные виды приемов», «Способы сервировки стола». Создание кроссвордов по темам: «Основные виды приемов»,

«Способы сервировки стола».

Подготовкаксобеседованиюпотемам:«Основныевиды приемов».

Тема 11. Домашние приемы. Элементы столового этикета.

Цель:познакомитьсвидамииправиламидомашнихприемов.

Познакомить с элементами столового этикета.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Сделайте сообщение на тему «Домашние приемы». Сделайте сообщение на тему «Столовые приборы». Сделайте сообщение на тему «Столовое белье». Сделайте сообщение на тему «Сервировка стола на банкете- приеме ». Сделайте сообщение на тему «Правила поведения в ресторане ».

Задания для самостоятельной работы .

Составление презентации по теме «Элементы столового этикета». Составление картотеки по теме «Элементы столового этикета». Создание кроссворда по теме «Элементы столового этикета». Ролевая игра «Способы сервировки стола».

Форма текущего контроля : зачет

Вопросы к зачету по дисциплине:

Понятие об этикете. Понятие об этике. История этикета. Принципы современного этикета. Правила современного этикета.

Понятие делового этикета. Главные правила делового этикета. Деловое общение. Сущность и его особенности. Принципы делового общения. Требования принципа релевантности. Требования принципа положительного впечатления. Требования принципа личностных качеств делового человека. Требования принципа этической осторожности. Визитная карточка. Требования к оформлению. Резюме. Требования к его составлению. Имидж делового человека. Речевой этикет в повседневной деловой жизни. Формулы приветствия и прощания. Деловые приёмы и их виды. Особенности зарубежного этикета.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература :

Акишина А.А. Культура повседневного общения. М., 1990. Акишина А.А. Этикет телефонного разговора. М., 1990. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 1996. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Воронкова Л.П. Этикет в русской культуре. М., 1996. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М., 1992. Карнеги Д. Любое издание. Кобзева В.В. Психология делового общения: имидж руководителя. М., 1998. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. М., 2000. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993. Кузин Ф. Культура делового общения (практическое пособие).

М., 2000. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. М., 1999. Лихачев Д.С. Культура русского народа 10-17 вв. М., 1961. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18-19 вв. СПб., 1994. Максимовский М.В. Этикет делового человека. М., 1994. Марков И., Маркова Е. Как продавать себя. М., 2000 Пиз Алан. Язык жестов. (любое издание). Равич М. Этикет. СПб., 1999.

Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылин. В 4-х ч. СПб., 1994. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2000. Теория и практика референтской деятельности. Учебное пособие под редакцией проф. О.Я.Гойхмана. М., 1999. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995. Юности честное зерцало. М., 1976.

Дополнительная литература :

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. – М.: Юнити, 2000. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1998. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие для бизнесменов. – М., 1991. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов на Дону, 1995. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002. Минделл А. Разрешение конфликтов. – М., 1993. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: Олма-Пресс, 2000. Плотников А.В. Деловая переписка. – Киев, 1992. Панкратов В.И. Искусство управлять людьми. – М., 1999. Саббат Э.М. Бизнес-этикет. – М., 1999. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М., 1998. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск, 1999.

Интернет-ресурсы :

Этикет от А до Я // www. etiket. ru Современный этикет // www. sovetiket. ru

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Электронный образовательный ресурс по дисциплине (электронная библиотека университета).

Собственные учебные пособия

Судьина С.Б. Современный этикет: учеб.-метод. пособие/С.Б. Судьина.- Чита: ЗабГУ, 2013. — 57 с.

Ведущий преподаватель

к.п.н., доцент кафедры ТМДНОН.В. Васильева

Заведующий кафедрой ТМДНО

д.п.н.А.И. Улзытуева