Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций: действующий механизм и проблемы совершенствования

Курсовая работа

Подоходный налог с предприятий и организаций — это налог, которым облагаются юридические лица независимо от вида собственности и организационно-правовых форм управления. Он играет важнейшую и очень ответственную роль в экономике.

Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части: часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть – в региональный бюджет. Кроме того, федеральным законодательством регулируется максимальный размер налоговой ставки, приходящейся на платеж в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Следовательно, относясь к категории федеральных налогов, это доходный источник бюджетов различного уровня, в котором проявляется его распределительная функция.

Расширение самостоятельности и подотчетности субъектов Российской Федерации в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными (субъектов РФ) и местными.

В отличие от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин, которые являются косвенными налогами, налог на прибыль является прямым налогом, прямым отчислением части доходов плательщика в государственный бюджет.

Выделение налогового учета как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных не только с соотношением методов оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и с разночтениями при трактовке многих понятий и категорий.

25 глава НК РФ поставила вопрос о пути дальнейшего развития бухгалтерского учета в России. На практике сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, Департамент методологии бухгалтерского учета Минфина декларирует переход на Международные стандарты финансовой отчетности и ориентацию бухгалтерского учета на интересы собственников хозяйствующих субъектов. С другой стороны, НК РФ законодательно определяет и вводит в учетную практику такие понятия как «налоговый учет», «учетная политика организации для целей налогообложения», «аналитические учета», а также дает отличные от закрепленных в нормативных документах Минфина определения таких терминов как «доходы», «расходы», «выручка», «реализация», «основные средства», «прибыль» и т.д.

2 стр., 952 слов

Теоретическая и практическая части дипломной работы

... студента, безусловно, есть возможность отразить максимум своих полезных качеств как исследователя и будущего профессионала в практической части. Как писать практическую часть дипломной работы Определившись на страницах первой главы с теми теоретическими, методологическими ...

Подоходный налог является неотъемлемым элементом российской налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако, в отличие от других значимых налогов, данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях современной экономики резко возрастает роль и значение системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, и, в частности, налога на прибыль предприятий и организаций

Актуальность аргументации заключается в том, что текущая экономическая ситуация в России определяет продвижение этой проблемы в ряду наиболее значимых и трудноразрешимых проблем экономики, требующих тщательного изучения и постоянного пересмотра.

Целью курсовой работы является определение механизма и порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль, а также особенностей действующего механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и способов его совершенствования.

Задачи курсовой работы:

1) определить сущность и значение налога на прибыль для экономики в целом;

2) охарактеризовать составные налогообразующие элементы;

3) определение порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов;

4) определение и анализ проблемы несоответствия бухгалтерского и налогового учета;

5) определение путей совершенствования механизма формирования налоговой базы;

  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти абзацев, заключения и библиографии.

В первой главе исследуются общие характеристики подоходного налога. Вторая глава содержит анализ действующей системы формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Были использованы работы таких авторов как И.М. Александров, С.П. Колчин, М.П. Владимирова и др.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

1.1 Сущность и значение налога на прибыль для экономики в целом

Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных балансов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место по источникам доходов1.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет установленная государством амортизационная политика, которая напрямую связана с налогообложением прибыли организаций2.

13 стр., 6157 слов

Управление земельным фондом Российской Федерации

... государственное управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята ...

Подоходный налог, взимаемый с компаний, ассоциаций, организаций, учреждений, по сути, представляет собой платеж экономического субъекта государству за использование экономических ресурсов рабочей, производственной, социальной и другой инфраструктуры. На практике это одна из форм изъятия государством части чистой прибыли бизнеса.

Налог на прибыль является весьма эффективным воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо, наоборот, снижающим) их заинтересованность в развитии производства. В то же время, как было сказано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет.

1.2 Составные налогообразующие элементы

налогоплательщиками

российские организации;

  • организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

коммерческие банки различных видов, включая банки с участием капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации, Банк внешней торговли Российской Федерации, кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций, а также филиалы банков – нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение в России банковских операций.

Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога), а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

(п. 2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)3

Объектом налогообложения

Прибылью признается:

1) для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

  • (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) для организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

  • (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доход этих налогоплательщиков определяется в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

25 стр., 12321 слов

Социальное страхование в Российской Федерации

... работе или профессионального заболевания называется профессиональным риском. Мировой опыт показывает, что защита от определенных видов социальных рисков ... и федерального бюджета. Наиболее эффективным институтом социальной защиты экономически активного населения является социальное страхование. ... гг. был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта ...

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговые ставки.

Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст. 284 гл. 25 НК РФ:

1. Ставка налога устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 настоящей статьи. При этом:

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

  • (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 305-ФЗ)

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 305-ФЗ)

Ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть снижена законодательством субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

(абзац введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 75-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

2. Налоговые ставки на доходы организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются размерах:

1) 20 процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

  • (п.п. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются налоговые ставки:

1) 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

16 стр., 7528 слов

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

... имеют разные задачи в рамках единой цели - построение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из ...

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) 9 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) 15 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций организациями.

В этом случае налог рассчитывается с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Такие документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.05.2007 N 76-ФЗ)

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются налоговые ставки:

1) 15 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

17 стр., 8029 слов

Управление прибылью

... процедуры, обеспечивавшие правильность определения налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. вести «учет для целей налогообложения». Под понятием «прибыль» в настоящее время используются различные виды, ... в любой сфере бизнеса прямо или косвенно влияет на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным, финансовым, инновационным, инвестиционным менеджментом, менеджментом ...

  • (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

2) 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 107-ФЗ)

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.4

Налоговым периодом

Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют один месяц, два месяца, три месяца и так далее до конца календарного года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговая база

1. Налоговая база для целей настоящей главы — это денежное выражение прибыли, определенной в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, которая подлежит налогообложению.

2. Налоговая база для прибыли, облагаемой по иной ставке, чем указанная в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

3 стр., 1405 слов

Организация и планирование налоговой деятельности

... «прибыль» или «прибыль за вычетом расходов». Под расходами понимается четко определенный законом список операций. Упрощенная система налогообложения сразу заменяет три налога, которые организации платят по базовой налоговой системе: НДС, налог на прибыль и ...

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3. Доходы и расходы налогоплательщика для целей настоящей главы учитываются в денежной форме.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5. При определении налоговой базы по цене сделки учитывается внереализационная прибыль, полученная в натуральной форме, с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Для целей настоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4 — 11 статьи 40 настоящего Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

7. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется по методу начисления с начала налогового периода.

8. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 настоящего Кодекса.

9. При расчете налоговой базы доходы и расходы, связанные с игорной деятельностью, которые подлежат налогообложению в соответствии с главой 29 настоящего Кодекса, не должны учитываться в составе доходов и расходов налогоплательщиков.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Налогоплательщики — организации игорного бизнеса, а также организации, получающие доход от игорной деятельности, обязаны вести отдельный учет доходов и расходов от такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, если их невозможно разделить, определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, связанной с игорным бизнесом, в общих доходах организации виды деятельности.

Аналогичная процедура применяется к организациям, перешедшим на уплату налога на вмененный доход.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

10. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы в соответствии с настоящим Кодексом, при расчете налоговой базы не учитывают доходы и расходы, связанные с этими режимами.

11. Особенности определения налоговой базы для банков устанавливаются с учетом положений статей 290-292 настоящего Кодекса.

12. Особенности определения налоговой базы устанавливаются с учетом положений статей 293 и 294 настоящего Кодекса.

13. Особенности определения налоговой базы негосударственных пенсионных фондов устанавливаются с учетом положений статей 295 и 296 настоящего Кодекса.

9 стр., 4004 слов

Налоговое планирование на предприятии

... налоговому планированию коммерческих организаций. Нормативная база исследования формировалась на основе федеральных законов Российской Федерации, в частности Налогового ... налогового планирования. Цель исследования - дать оценку организации системы налогового планирования ... расходы, тыс. руб. 1838 1228 цифра -610 цифра -783 -33,19 цифра -42,6 Прибыль ... каждого предприятия методы налоговой оптимизации должны ...

14. Особенности определения налоговой базы для профессиональных операторов рынка ценных бумаг устанавливаются с учетом положений статей 298 и 299 настоящего Кодекса.

15. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 с учетом положений статей 281 и 282 настоящего Кодекса.

16. Особенности определения налоговой базы по операциям со срочными финансовыми операциями устанавливаются с учетом положений статей 301-305 настоящего Кодекса.

1.3 Порядок формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов

Глава 25 НК РФ определила принципиально новый подход к порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов – методом начисления или кассовым методом. Согласно ст. 271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на расчетный счет банка (или в кассу) и соответственно фактическая оплата расходов. 1

Налоговой базой для целей налогообложения прибыли является денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется по методу начисления с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убыток, полученный в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесен на будущее через уменьшение налоговой базы по налогу на 30% в течение 10 лет.5

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка. Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по результатам каждого отчетного налогового периода на основании данных налогового учета.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога6.

18 стр., 8929 слов

Изучение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия

... финансовые результаты работы. Целью данной курсовой работы является: изучение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия, овладение методами и приемами анализа финансовых результатов организации; определение финансовых результатов предприятия на основе отчетности и данных ООО «РИАТ-Хлеб» и использование прибыли. ...

Система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим распоряжением руководителя. Данные налогового учёта должны отражать порядок определения доли расхода или убытка, учитываемой для целей налогообложения в данном отчётном (налоговом) периоде, сумму остальных расходов или убытков, которые переносятся на расходы налоговых периодов, суммы создаваемых резервов и т. д.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте7.

Налоговый учёт подтверждают:

1) первичные учётные документы, в том числе бухгалтерские справки;

2) аналитические учёта, то есть сводные формы – систематизирование данных налогового учёта за отчётный (налоговый) период, сгруппированных без распределения по счетам бухгалтерского учёта. Эти регистры предназначены для систематизации и накопления информации, раскрываемой порядок формирования налоговой базы;

3) расчёт налоговой базы за отчётный (налоговый) период, осуществляемый налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учёта.

Размер прибыли от продаж определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с методом учета доходов и расходов для целей налогообложения, выбранным налогоплательщиком. Если вы используете метод начисления, затраты на производство и продажу вашей продукции делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

1) материальные расходы;

2) амортизационные отчисления по основным средствам непосредственно используемых при производстве товаров, работ, услуг;

3) расходы на оплату труда рабочих.

К косвенным расходам относятся все иные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. При этом сумма косвенных расходов в полном объёме относится на уменьшение доходов от производства и реализации, а сумма прямых расходов подразделяется:

1) на расходы, относящиеся к реализованной продукции;

2) расходы, относящиеся к остаткам незавершенного производства, к готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции.

При определении прибыли от производства и реализации своей продукции не учитываются расходы, связанные с остатками незавершенного производства, готовой продукцией на складе и отгруженной, но не проданной продукцией.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет порядок оценки незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и порядок определения сумм прямых затрат на них.

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Несоответствие бухгалтерского и налогового учета

Имеющиеся расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом создают ситуацию, когда показатели и обязательства организаций по налоговым платежам, отраженные в бухгалтерской отчетности, совершенно не соответствуют друг другу.

Бухгалтеру такие расхождения очевидны и понятны. Однако, проблема в том, что он составляет отчетность для самых разнообразных групп пользователей бухгалтерской информации, прежде всего, для акционеров (собственников), которые подчас далеки от бухгалтерского учета и его сложной и непонятной для них методологии. Например, бывает совершенно непонятно, почему организация должна уплатить налог на прибыль, сумма которого в три раза превышает величину прибыли, показанную в бухгалтерском балансе, или наоборот, имея огромную прибыль в отчетном периоде, организация практически ничего не должна бюджету8.

ПБУ 18/02 разницы, возникающие в бухгалтерском и налоговом учете, делит на временные и постоянные.

Временные разницы — доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах9.

Временные разницы возникают, когда момент или период признания доходов и расходов не совпадают в бухгалтерском учете и для целей налогообложения. При этом оценка дохода (размер) или расхода в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения совпадает.

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

1) вычитаемые временные разницы;

2) налогооблагаемые временные разницы.

1) Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы образуются в результате10:

  • применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;
  • применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;
  • излишне уплаченного налога, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах;
  • убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
  • наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета — исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • прочих аналогичных различий.

Временные вычитаемые разницы, выявленные в течение года, приводят к формированию отложенного налогового актива, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в финансовую отчетность за год или в последующие годы11.

Отложенный налоговый актив определяется как произведение вычитаемых временных разниц, возникающих в финансовом году от ставки налога на прибыль, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующей на отчетную дату.

Предприятие признает отложенные налоговые активы в том периоде, в котором возникают вычитаемые временные разницы, при условии, что существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующих периодах. При отсутствии такой уверенности возникающая разница признается как постоянная положительная разница, что влечет за собой учет постоянного налогового обязательства.

В бухгалтерском учете отложенные налоговые активы отражаются на отдельном синтетическом счете для учета отложенных налоговых активов. Для учета предоплаты налогов в плане счетов предусмотрен счет 09 «Отложенные налоговые активы». Счет введен Приказом Минфина РФ от 7 мая 2003г. №38н.12

Возникновение отложенного налогового актива отражается в бухгалтерском учете проводкой Д-т счета 09 («Отложенные налоговые активы») – К-т счета 68 («Учет расчетов по налогам и сборам»).

Погашение отложенного налогового актива отражается обратной проводкой Д-т счета 68 – К-т счета 09.

2) Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на