Управление логистическими рисками предприятия

Курсовая работа

На основании данной классификации были разработаны международные нормы транспортировки, таможенного оформления

1.2 Типология логистических рисков и особенности управления рисками в деятельности предприятия

Система логистики, включающая в себя перечень операций, от процесса движения товаров до процессов движения, находится под воздействием различных неконтролируемых факторов и связана с определенным риском.

В идеале риск запуска логистической системы должен быть минимизирован или даже полностью нейтрализован.

Риск логистической системы может быть классифицирован следующим образом:

1. Коммерческий риск. Данная категория риска выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств со стороны покупателя или поставщика, утрате доли дохода (прибыли) из-за нерациональности закупок, организации транспортировки, хранения и т. п. Эти риски включают риски, связанные с использованием определенного типа транспорта, риски, связанные с повреждением во время погрузки, штабелирования, разгрузки, приемки товаров, потери или повреждения контейнеров, упаковки, потери или неправильной документации. Среди прочего, это включает ошибки в оформлении платежных процедур, утерю или повреждение груза при погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях и низкий уровень квалификации сотрудников.

2. Форс-мажор. В эту группу входят риски потери имущества из-за природных условий, в том числе стихийных бедствий.

3. Риск, возникающий в результате кражи и кражи инвентаря с учетом угона транспортных средств.

4. Экологический риск. Эта группа рисков выражается в нанесении ущерба окружающей среде, например, при транспортировке или хранении продукции.

5. Юридический риск. В эту группу входят риски гражданской ответственности, возникающие в результате ущерба, причиненного юридическим или физическим лицам в ходе логистической деятельности компании.

6. Технический риск. Вот риски, связанные с функционированием различных технических средств логистической системы. Также к данным рискам относят риски, связанные с ДТП, авариями, повреждением собственности компании, повреждением груза

7. Таможенные риски: риски неправильной бюрократической практики, задержек в таможенном оформлении товаров и, как следствие, потери прибыли из-за необходимости уплаты штрафных санкций.

В логистической деятельности компания может использовать двухмодульную методологию обучения, систематизации и управления логистическими процессами и бизнес-рисками. Следует помнить, что логистические риски и связанный с ними материальный ущерб могут быть в значительной степени компенсированы успешной работой персонала, задействованного в логистическом процессе.

27 стр., 13288 слов

Управление рисками в цепях поставок на товарных рынках

... зон свободной торговли). Однако любая деятельность в цепях поставок связана с различного рода рисками, будь то закупка сырья, перевозки грузов ... управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание. [12, 52] Управление цепочкой поставок ...

Целесообразно также введение страхования товара (груза).

В этом случае объектом страхования является груз, и договор страхования со страховщиком заключается по инициативе владельца груза.

На практике любой груз, независимо от его различных характеристик, подвержен постоянным рискам в логистической системе. Один из принципов логистики — надежность и безопасность доставки грузов. Чтобы гарантировать соблюдение этого принципа, необходимо максимально минимизировать все риски.

Чтобы избежать материальной ответственности за сохранность груза и обеспечить сохранность груза, желательно прибегнуть к помощи страховых компаний. Страхование рисков — это гарантия компенсации или предотвращения потери грузоотправителя, а также предвидение ситуаций, в которых может возникнуть риск. Поэтому страхование в логистике становится ключевым моментом в организации любого транспорта.

Страхование — это особый механизм, с помощью которого застрахованный снимает с себя все финансовые последствия возможного риска, передав их страховой компании, уплачивая за это страховой взнос в размере определенной суммы. Иными словами – это система защиты интересов участников процесса в логистической системы – юридических и физических лиц. При страховке страховщик обязан выдать страхователю страховой полис. Это документ, подтверждающий факт принятия страховщиком риска.

Риски бывают разного характера, например коммерческие: перерыв в доставке, невыполнение финансовых обязательств, нарушение сроков доставки и другие. Наряду с этими рисками могут возникать и такие, как пропажа без вести транспорта, на котором осуществлялась перевозка; повреждение груза в связи со стихийными бедствиями; разбойные нападения на транспортное средство в процессе перевозки, погрузки, либо выгрузки груза; экологические риски; и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Страхование груза может быть организованно различными способами. Выбор метода страхования зависит от специфики груза, расстояния транспортировки и пожеланий владельца груза, грузоотправителя или лица, в настоящее время отвечающего за безопасность груза. Итак, груз может быть застрахован тремя основными способами:

  • на каждую отдельную перевозку;
  • на каждую отдельную партию поставки;
  • на определенный срок.

При выборе варианта страхования также учитываются условия страхования. Например, можно застраховать «все риски», «риски несчастных случаев», «без ответственности за риски, кроме случая аварии», можно застраховать индивидуальные и дополнительные риски. Выбор зависит от пожеланий хозяина груза. Страхование «Все риски» предусматривает компенсацию ущерба, возникшего в результате потери, уничтожения или повреждения всего или части груза по любой причине. Страхование от несчастных случаев предусматривает возмещение денежных средств в случае повреждения или потери всего или части груза. «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушенbя» — возмещаются убытки, связанные только от полной гибели части груза либо всего целиком. понятно, что стоимость страховки зависит от условий страхования, поэтому не является фиксированной. Но существует такое понятие как тарифная ставка страхования. Он может отличаться для разных видов страхования и в разных компаниях. В среднем, тарифная ставка считается равной 0,05-0,5% стоимости груза, и зависит от условий

64 стр., 31968 слов

Управление рисками предприятия на примере ТОО ‘Полиолефин-ТЛК’

... стабильной работы функционирование предприятия и его развитие в целом. Проанализировав ряд определений риска, представленных в современных источниках можно выделить несколько определений риска: 1. Риск - ... пути совершенствования процесса управления рисками на современном предприятии. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе исследуются ...

Действующее законодательство РФ устанавливает ответственность перевозчика за перемещаемый товар. В процессе транспортировки логистическая компания может иметь договорные и внедоговорные обязательства. Первый возникает из-за невыполнения или невыполнения пунктов транспортного договора. Второй — в случаях, когда повреждение груза не связано с обязательствами по договору перевозки. После того, как груз доставлен к грузополучателю, его и все документы, которые должны сопровождать груз необходимо проверить, а так же произвести осмотр транспорта, грузовых мест, контейнеров, выявить возможные повреждения (большие и незначительные) или гибель груза, недостачу, руководствуясь определенными инструкциями. При обнаружении несоответствия товара или его упаковки установленным договоренностям получатель должен составить письменную претензию, которую необходимо подать перевозчику в течение определенного срока.

В случае, если получатель не подаст письменную претензию отправителю в указанные сроки, право на претензию истекает, и с этого момента транспортная компания не несет ответственности за целостность и сохранность груза.

Страхование грузов в системе логистики — универсальный, достаточно недорогой, но эффективный способ защитить ваш груз от всевозможных рисков, которые его сопровождают.т груз с момента его погрузки производителем в транспортирующее груз средство до момента отгрузки заказчику.

1.3 Характеристика, методы выявления и предотвращения рисков. Риск – менеджмент

Одной из ключевых проблем финансовой и предпринимательской деятельности в сфере логистики является проблема соотношения риска и дохода. Действительно, риск или неопределенность — атрибуты любой логистической системы. В частности, это связано со сбоями в работе транспортных средств и другого оборудования, нарушениями сроков поставок и их объемов, порчей или пропажей части грузов из-за «внешних» возмущающих воздействий, отклонениями спроса, возможными излишками товарных запасов и т. д.

понятно, что разработанные в настоящее время методы управления и принятия решений в условиях неопределенности и риска для цепочек поставок следует учитывать и использовать при проектировании соответствующей логистической системы. К сожалению, меры по выявлению, анализу и управлению рисками все еще не так популярны в России по сравнению с развитыми странами Запада.

В связи с необходимостью планирования рисков, их описание и расчет размера с течением времени стал особым видом деятельности — управлением рисками. Данная деятельность также направлена на преодоление последствий неопределенности, случайности, противодействия в ситуации неизбежного, т.е. обязательного риска.

Стоит разграничить понятия «риска» и «неопределенности». Лицо, принимающее решения (далее ЛПР), сталкивается с задачами в условиях неопределенности, характеризующимися наличием факторов, неподконтрольных решениям ЛПР. Подобные внешние воздействия не позволяют с достаточной точностью спрогнозировать конечный экономический результат. Лицо, принимающее решения, обладающее объемом данных, необходимым для принятия обоснованного решения о факторах неопределенности, действует в рискованных условиях. Независимо от концепции управления рисками, будь то традиционный, классический или неоклассический подход, эффективность управления рисками напрямую зависит от собираемой статистической информации. Однако, если эта информация и, следовательно, выводы о ней неактуальны по той или иной причине, лицо, принимающее решение, возвращается к решению проблем в условиях неопределенности.

7 стр., 3094 слов

Оценка рисков проекта и управление ими

... Правила составления реестра/списка рисков. 3. Оценка рисков. 3.1. Качественный анализ рисков. 3.2. Количественный анализ рисков Анализ рисков — это процесс определения приоритетов рисков на основе оценки ... управления рисками. Этап процесса управления рисками. Состав работ. 11рименяемые методики. 1. Идентификация рисков. Определение потенциальных рисков. Участниками деятельности по выявлению рисков ...

следует сразу выделить следующую характеристику, присущую решению задач в условиях риска и неопределенности. При решении поставленных задач по оптимизации риска лицо, принимающее решение, частично полагается на собственное субъективное восприятие ситуации. Эта особенность приводит к тому, что наиболее эффективное решение по управлению рисками интерпретируется и оценивается разными лицами, принимающими решения, по-разному. Несостоятельность этого суждения весьма условна, поскольку коммерческая деятельность характеризуется разнообразием форм проявления и реализации. Каждый субъект хозяйствования может иметь собственное отношение к риску, а также должен нести ответственность за принимаемые решения. В теории риск-менеджмента заранее предполагается наличие подобной особенности, большинство методов корректируются в зависимости от отношения к риску для ЛПР.

Система управления рисками, в первую очередь, должна быть ориентирована на достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением потерь бизнеса. Необходимо, чтобы система риск-менеджмента была составной частью системы менеджмента организации, т.е. была интегрирована в общую политику компании, ее бизнес-планы и хозяйственную деятельность. Только при соблюдении этого условия применение системы управления рисками эффективно.

При этом следует учитывать, что управление рисками — один из самых трудоемких и сложных процессов в управлении.

Рассмотрены основные подходы и методы, разработанные в области теории риска, которые позволяют не только сравнивать различные альтернативные варианты организации логистического процесса в условиях риска и неопределенности, но и управлять соответствующими рисками.

Формальная постановка задач по принятию решений в условиях неопределенности требует выполнения следующих процедур:

  • определение множества всех возможных анализируемых случайных ситуаций, оказывающих влияние на экономическую результативность решений ЛПР;
  • учёт альтернатив при выборе решения для всех возможных анализируемых ситуаций;
  • определение матрицы полезностей, элементы которой представляют доходы, соответствующие анализируемым решениям при различных возможных ситуациях.

В многомерном пространстве доходов каждое анализируемое решение, характеризуемое соответствующей строкой матрицы полезности, представлено точкой в ​​заданном поле полезности. Естественное отношение доминирования позволяет выделить множество парето-оптимальных решений, среди которых требуется найти наилучшее решение для конкретного ЛПР.

6 стр., 2731 слов

Риски предприятия

... деятельности. Случайность занимает ведущее место среди категорий теории управления рисками, поскольку в конечном итоге именно оценка случая вынуждает новатора принять решение ... неопределенности объекта и объекта риска или процесса их эксплуатации. Управление риском - процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, ... условиям нехватки ресурсов, экологической нестабильности и потребности в ...

Выбор наилучшего решения в условиях неопределенности экономического результата связан с заданием предпочтений ЛПР в т. н. «конусах неопределенности» применительно к анализируемым альтернативам. Формализация данных предпочтений обычно реализуется на основе аппарата «линий уровня», с помощью которых в соответствующем пространстве доходов представляются эквивалентные для ЛПР решения и характеризуется его отношение к неопределенности экономического результата [8, с. 116]. Основные классы критериев для оценки предпочтений делятся на три группы:

  • классические;
  • производные;
  • составные.

Анализ ситуации риска проводится поэтапно по трем взаимосвязанным условиям:

  1. наличие неопределенности
  2. анализ возможных альтернатив развития
  3. выбор оптимальной возможности оценки вариантов.

Для определения видов и величины риска используется аппарат теории вероятностей.

Специалист по риск-менеджменту должен всегда помнить, что в ситуации риска, кроме идентификации причин его возникновения и расчета абсолютных величин потерь или прибыли, необходимо учитывать следующие вероятности:

  • вероятность успеха/потерь;
  • вероятность отклонений от выбранной цели;
  • вероятность наступления благоприятных или негативных последствий предпринимаемых действий.

Идентификация риска включает определение источников риска, их типов и возможного вреда. К наиболее распространенным рискам относят следующие логистические риски: