Региональные модели управления

Курсовая работа

Важность регионального управления в достижении целей и решении региональных проблем в современных условиях очень высока, так как предъявляются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.

Новые задачи и содержание регионального управления приводят к увеличению количества проблем и их усложнению, в результате чего происходит не только увеличение количества функций управления, но и изменение их содержания.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена ​​значительным ростом и разнообразием решаемых регионами задач. В РФ система работы с регионами еще не отлажена, но государство работает в этом направлении. Региональный уровень управления не менее сложен, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки, как «региональное управление» образовалась некая «пустота». Как правило, к изучению вопросов регионального управления подходят только с экономической точки зрения. Большую роль в своих трудах региональному управлению отводит Малин А.С., профессор кафедры общего менеджмента ГУ ВШЭ ,который обобщил накопленный в данной области опыт. Значительный вклад в развитие теории и практики управления регионами внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов .В.Е.Селиверстов занимается исследованиями по моделированию экономических систем, по проблемам экономического взаимодействия регионов и по прогнозам развития субъектов Федерации. О.М.Барбаков рассматривает регион как социальную систему со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, освещает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления.

Объектом исследования в моей работе будут регионы, объектом исследования — региональное управление в России.Целью исследования в моей работе будет изучение существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятиям региона и регионального управления;
  • проанализировать современное состояние региональной политики в России;
  • изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом;
  • дать характеристику регионального управления в Калининградской области;
  • рассмотреть режим особой экономической зоны в Калининградской области в качестве основы создания региональной системы управления;
  • определить проблемы реализации региональной модели управления в Калининградской области и основные пути их решения.

курсового проекта включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

38 стр., 18518 слов

Оценка инвестиционной привлекательности региона (на примере Томской ...

... инвестиционной деятельности, факторы, определяющие региональные инвестиции в Томскую область, а также оценить инвестиционную привлекательность Томской области. Объект исследования - инвестиционная привлекательность региона. Основное внимание в исследовании уделяется экономическим отношениям, направленным на обеспечение инвестиционной ...

Материал моего курсового проекта является неотъемлемой частью знаний, необходимых для успешного «построения» базового резерва теоретических навыков для успешной реализации будущей работы в сфере государственного и муниципального управления.

I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ

1.1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНА

В отечественной и зарубежной литературе нет четкого и однозначного толкования понятия «регион». В российских исследованиях чаще всего используются два термина — «регион» и «район» и, как правило, между ними не проводится строгих границ. По мнению Э. Б. Алаева, район «представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [13]

Понятию «регион» уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

  • географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в определении. Регион следует рассматривать одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, посколькуособенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части — регионы.[4]

Регион — это определенная территория, которая по-разному отличается от других территорий и имеет определенную целостность, взаимосвязь входящих в нее элементов. Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

27 стр., 13203 слов

Таможенное управление

... на таможенную территорию Евразийского экономического со юза или в Российскую Федерацию и вывоз товаров с тамо женной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации 16.4 ... Денисов С.А. Исследование деятельности таможенных органов в борьбе с административными правонарушениями в области таможенного дела [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный ...

Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой .

Регионы — это определенная территория, которая по-разному отличается от других территорий и имеет определенную целостность составляющих ее элементов .

Регион — часть территории Российской Федерации, имеющая общие природные, социально-экономические, национально-культурные и другие условия. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В случаях, когда регион выступает субъектом права, под ним понимается только субъект Российской Федерации .

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы — понятие типологическое, их выделяют от территории по определенным целям и задачам.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.[9]

Конституционное признание регионов субъектами Российской Федерации требует раскрытия их роли в системе реформирования российской экономики. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

  • признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;

признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике

формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Эти положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть зонированием. Зонирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда носит целенаправленный или проблемный характер. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

  • административно-территориальное;
  • общее экономическое;
  • проблемное экономическое.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных типов регионализации России.

Вся территория Российского государства связана с административно-территориальным зонированием. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже разделена на 97 провинций и регионов, которые, в свою очередь, разделены на округа и округа.

13 стр., 6157 слов

Управление земельным фондом Российской Федерации

... управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации ... Франции государство контролирует приобретение земельных участков, которые поступают на ...

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа. [10]

В настоящее время в России 83 региона, которые являются субъектами Федерации, в том числе 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва — 10470,3 млн; Санкт-Петербург — 4568,0 млн; Новосибирск — 1390,5 млн; Екатеринбург — 1323,0 млн; Нижний Новгород — 1274,7 млн; Омск — 1131,1 млн; Самара — 1135,4 млн; Казань — 1120,2 млн; Челябинск — 1092,5 млн; Ростов-на-Дону — 1048,7 млн; Уфа — 1021,5 млн человек.[19]

Все 83 региона различаются по размеру, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.[1]

На территорий России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

В общеэкономическое районирование России в настоящее время входят 11 экономических регионов. Кроме того, каждый экономический регион включает в себя несколько субъектов Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов экономический район существует как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

    <li-на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;

    <li-на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;

    <li-с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

  • основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
  • экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
  • внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
  • местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии экономической деятельности ориентированы в основном на внутренний рынок, и большинство россиян проживает на рынках таких территорий.

8 стр., 3757 слов

Региональная государственная политика, ее цели и задачи

... во взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная научно-техническая политика на региональном уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой ...

Наряду с экономическими районами для анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

  • Запад (Европейская часть и Урал);
  • Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общеэкономическое зонирование — это не механическое разделение территории на определенное количество регионов, а разделение, основанное на определенной методологии и способствующее улучшению территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. Сюда могут входить отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные регионы, регионы, переживающие кризис, особенно отдельные приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться, опираясь только на собственные экономические ресурсы, а обязательно нуждаются в государственной поддержке.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).[9]

В результате проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, а также выявленные проблемные регионы.

Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.

1.2 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.

Однако под управлением чаще понимают воздействие, имеющее целенаправленную цель и при котором объект подвержен регулированию со стороны людей.

Проблема регионального управления в широком смысле сложна и многогранна. Его основными составляющими являются:

  • управление отдельными регионами;
  • управление межрегиональными связями;
  • система управления регионом;
  • региональные аспекты управления.

В России сейчас 83 региона, и все они имеют свои особенности.

В самом общем виде региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

2 стр., 803 слов

Предисловие. Основы управления в правоохранительных органах

... и правоохранительных органов Российской Федерации. В результате изучения материала, содержащегося в учебнике, обучающийся должен: знать сущность и содержание основных понятий учебного курса; правовой статус и систему правоохранительных органов; основы управления правоохранительными органами; особенности государственной службы в правоохранительных органах; основные направления ...

Региональное управление изучает управление отдельным регионом: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами — членами СНГ и зарубежными

В системе регионального управления его задачи занимают решающее место. Наиболее распространенными целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и порядок экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Практика показывает, что важна стабильность региональной системы управления, а не ее доминирующее качество. Главное — адаптация механизма управления к меняющимся условиям управления, динамике компании, региона и потребностям людей.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

От этого во многом зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления.

Суть регионального управления также заключается в оценке его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальными затратами управленческих ресурсов и энергии в кратчайшие сроки и с возможной полнотой.

Например, в России приватизация государственных предприятий хотя и была проведена в Великобритании в 1970—1980-х годах в отношении части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России он охватывал более 70% бизнеса и только дал в казну около 5 миллиардов долларов.[9]

В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).

1.3 СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ

Субъекты федерации имеют местные парламенты, принимают собственные законы, иногда принимают собственные конституции, избирают президентов и обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федерации ограничена и в определенной степени подчинена. Это выражается в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе — верховенства федерального закона.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... -правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной ...

Эти факторы определяют специфику государственного управления на уровне субъектов федерации.

Во-первых, это двойное, но обособленное государственное управление в регионах. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между федерацией и тем или иным субъектом РФ.

С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, входящим в его совместную компетенцию в соответствии с конституцией.

Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только географически, но и кругом полномочий. Собственные исключительные компетенции субъекта включают те, которые остаются после вычета исключительной компетенции федерации и совместной компетенции федерации и лица. Это так называемые остаточные полномочия. В делах федерации могут быть отделы и управления министерств и центральных ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.

В административно-территориальных единицах субъектов федерации (тех, которые являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).

Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами входят в его компетенцию. Кроме того, субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. При передаче определенных функций субъект согласно закону должен передать материальные и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения этих функций, о чем иногда забывают в практике регионального управления.

Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единственный губернатор или президент субъекта федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом РФ.

В субъектах федерации существует свое правительство. В случаях, когда он назначается губернатором, глава правительства действует под руководством губернатора, и правительство принимает решения в первую очередь по вопросам оперативного управления.

Одна из самых сложных проблем в управленческой деятельности субъекта, составляющего федерацию, связана с уважением его границ. Субъект обычно стремится расширить границы своего управления, захватить «куски» федеральной власти и вмешаться в сферу муниципального самоуправления. Отсюда проблема двусторонней и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципальных образований. это часто осложняется двусмысленностью при осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общих чертах, и, в частности, права и обязанности не отделены друг от друга. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область).

28 стр., 13604 слов

Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...

... получила полное развитие во второй половине XIX века. Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у ...

Двусторонние соглашения о распределении полномочий и ответственности также заключаются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. При этом важной задачей является сохранение условий для динамичного развития основных с точки зрения экономического развития территорий.[23]

В Российской Федерации, по сути, создана нормативно-правовая база для реализации региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако некоторые проблемы в реализации региональной политики остаются нерешенными.

Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.

Важнейшее влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оказывает размещение и развитие федеральной производственной, социальной, транспортной, таможенно-логистической инфраструктуры на их территориях.

Нестабильность доходов региональных и местных бюджетов усугубляется слабым регулированием трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также растущей зависимостью от корпоративного подоходного налога.

13 стр., 6366 слов

Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности ...

... 92 Зачет/ реферат Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности в области гражданской авиации в Российской Федерации, (ПК-1). ... ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов. Методологические основы правового регулирования деятельности гражданской авиации. Воздушный кодекс ...

Отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям — получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.

Законодательно не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем объективные потребности той или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.

Достижение базовой цели, решение задач и проблем региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, планирования, территориального планирования, налогово – бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.

1.4 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, административно-территориального Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства), согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство Российской Федерации на утверждение, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, промышленности материалов и жилищно-коммунального хозяйства и координации деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Правовой основой деятельности Министерства является указ Президента РФ № 1168 от 13 сентября 2004 г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»

В настоящее время

регионального развития является Басаргин Виктор Федорович. Заместители Н.И., Круглик С.И., Осинцев Ю.В., Панов Р.Ю., Рейльян Ю.У., Токарев В.А., Травников М.А., Юрпалов С.Ю. Помощники С.Н.,Голованов С.Ю.

Минрегионом России в настоящее время разработан проект Концепци совершенствования региональной политики в Российской Федерации и направлен в Правительство Российской Федерации от 05.08.09 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации определяет цели и задачи региональной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. Основные тезисы концепции: региональная политика в Российской Федерации – законодательно оформленная система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.

При объективных предпосылках для межрегиональной дифференциации в Российской Федерации, базовая цель региональной политики на обозримую перспективу выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задачами региональной политики в концепции определены: сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Российской Федерации в реализации своих социальных и экономических прав, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий, равнодоступность и качество публичных услуг.

Региональная политика строится с учетом многонационального, полиэтнического состава населения для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального многообразия.

II АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Регион был образован в 1945 году после решения Потсдамской конференции о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.

7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля 1946 года ее административный центр был переименован в Калининград, область — в Калининградскую.

Калининградская область обеспечивала с момента своего создания военно-стратегические, политические и хозяйственно-экономические интересы Советского Союза, а затем и России. Само создание в рамках Российской Федерации в послевоенный период новой административно-территориальной единицы явилось реализацией политических и социально-экономических целей федерального уровня и привело к закреплению новой роли СССР на Европейском континенте и в регионе Балтийского моря.

За послевоенный период регион стал играть важную роль в народном хозяйстве существенный вклад в экономику за счет рыболовства и рыбного хозяйства, машиностроения, целлюлозно-бумажного производства и ряда других отраслей. После прекращения существования Советского Союза, Калининградская область стала важным фактором отношений между Россией и НАТО, Россией и Европейским Союзом. После вступления в ЕС Литвы и Польши область стала Российским анклавом внутри территории ЕС. Особенно важную роль играет опыт внешнеэкономической деятельности, накопленный в регионе.

Общий экономический спад 90-х годов, который в Калининградской области был глубже, чем в целом по России удалось преодолеть за счет мер, принимаемых федеральным центром. В регионе сконцентрировано большое количество стимулирования экономического развития. Основными развития региона стали режим Особой экономической зоны и Федеральная целевая программа развития Калининградской области.

В настоящее время в Калининградской области идет активное формирование системы документов, направленных на реализацию в регионе федеральных целей. Эта система включает Стратегию развития Калининградской области на период действия режима Особой экономической зоны – до 2031 года, Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы, региональных программ.

социально-экономического развития подготовлена в соответствии с требованиями (техническим стандартом) социально-экономического развития субъекта РФ, разработанного Министерством регионального развития России. сформулированы цели социально-экономического развития Калининградской области на двадцатипятилетний период. Срок действия стратегии определяется периодом действия режима особой экономической зоны, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 года №16-ФЗ «»Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 апреля 2006 года.

На реализацию положений развития Калининградской области направлена Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы.

Цели и задачи стратегии и программы направлены на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации, выполнению Поручений Президента и Правительства целей направлена на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в документах федерального уровня, включая: Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; Концепцию социально-экономического развития регионов Российской Федерации; развитии отраслей экономики РФ и другие.

Одновременно в регионе внедрен пятилетний финансовый план, направленный на достижение целей и реализацию задач, поставленных губернатором Калининградской области на основании целей и задач, сформированных на федеральном уровне и отраженных в Посланиях Президента Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, других программных документах.

В соответствии уставом, Калининградская область – субъект Российской Федерации, имеющая свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения.

Высшим должностным лицом Калининградской области является Губернатор .

Государственную власть в Калининградской области осуществляют образуемые ею органы государственной власти на основе разделения на законодательную (Калининградская областная Дума), исполнительную (Правительство Калининградской области) и судебную (Уставный Суд).

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Правительства Калининградской области составляют:

  • Губернатор Калининградской области;
  • вице-премьеры Правительства Калининградской области;
  • Калининградской области;
  • руководитель аппарата Правительства Калининградской области;
  • Полномочный представитель Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе. [см. приложение]

Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии принципами:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Органы государственной власти Калининградской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.

В ведении Калининградской области находятся:

  • принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;
  • защита прав и законных интересов Калининградской области;
  • административно-территориальное Калининградской области;
  • социально-экономическое развитие Калининградской области;
  • областной бюджет Калининградской области;
  • государственная собственность Калининградской области;
  • установление системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;
  • награды и почетные звания Калининградской области, символика Калининградской области;
  • иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

Вице-премьеры Правительства Калининградской области являются заместителями Губернатора Калининградской области. [20]

На территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона. В следующей главе работы рассмотрим её основные положения.

2.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с уставом Калининградской Области (гл.17 ст.63)на территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.[16] С 1 апреля 2006 г вступил в силуФедеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законом предусмотрено предоставление юридическим лицам специального правового статуса ведения деятельности на территории Калининградской области — Резидент ОЭЗ. Резидентом может являться юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей, в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%).

Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды. С момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенного на территории особой экономической зоны, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет.На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны — таможенный режим, при котором товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан — представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок оформления виз. Он предусматривает возможность их оформления указанным категориям граждан непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область. Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории границами государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России).

Уровень урбанизации – 77,5 %. Наиболее крупные города: Калининград с населением 424,6 тыс. чел., Советск (43,2 тыс. чел.), Черняховск (41,7 тыс. чел.), Балтийск (33,2 тыс. чел.), Гусев (28,1 тыс. чел.).

Административно Калининградская область входит в состав Северо-Западного Федерального округа. На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км — с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтийского моря.

На территории области находятся два курорта всероссийского значения — Светлогорск — Отрадное и Зеленоградск, а так же национальный парк Куршская коса, внесенный в перечень объектов мирового наследия Юнеско (совместно с литовской частью косы).

Еще один курорт на балтийском побережье — Пионерский. Экономика региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию. Основные товары, производимые в регионе: автомобили, телевизоры, электропылесосы, холодильники и морозильники, микроволновые печи. Главными промышленными центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый .Благодаря природно-экологическому потенциалу (благоприятные и