Проблема государственного управления как современной модели модернизации государственного управления особенно актуальна в современных условиях. Во многих странах, и прежде всего в США и Западной Европе, происходят процессы отхода от бюрократической модели государственного управления и их замены новой парадигмой постбюрократического управления государственными делами. Важнейшими направлениями совершенствования системы государственного управления являются поиск методов повышения эффективности и надежности государственного управления, укрепления демократической легитимности, улучшения качества и системы предоставления государственных услуг для граждан. Такие процессы связаны с разработкой концепции «Нового государственного управления» (New public management).
Основы менеджмента заложены А. Файолем, Г. Фордом, Ф. Тейлором и другими как термин управления бизнесом. Однако уже в 20-30е. г.г. ХХ столетия одним из важнейших направлений менеджмента является административный менеджмент, причем упор делается на исследование управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик и другие).
В современных условиях процессы реформирования административной системы России идут по методологии «Новой государственной администрации». Эта проблема исследуется Н.И. Глазуновой, Г.Л. Купряшиным, В.В. Лобановым и другими. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования.
Предметом исследования в данной курсовой работе является система государственного управления в целом и концепция государственного управления нового государственного управления.
Объектом исследования непосредственно являются сущность, содержание и новые технологии государственного управления.
Целью работы является изучение и понимание теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью государственного управления как современной модели модернизации государственного управления. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- раскрыть понятие, содержание и сущность государственного менеджмента;
- проследить развитие менеджмента от его зарождения до «нового государственного управления»;
- проанализировать взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему государственного менеджмента;
- изучить современные концепции административных реформ;
- проследить тенденцию появления новых технологий в сфере государственного управления.
Теоретической основой для изучения данной темы была изученная и переработанная литература таких авторов как: Атаманчук Г.В., Глазунова Н.И., Кнорринг В.И., Купряшин Г. Л., Лобанов В.В.; журналы «Государственная служба» за июль 2005г., август 2007 года и сентябрь 2007 года; официальные источники Интернет-сайтов и т.д.
Система государственного управления в современных монархиях
... типология и системные характеристики государственного управления . Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет назад . Система государственного управления - это целое, состоящее ... элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических элементов государственного управления . Государственное управление - это явление субъективное . Значит, «погружаясь» ...
Правовой основой этой работы послужили Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты администрации. Ростовской области.
Эмпирической основой данной курсовой работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, фактические материалы, опубликованные в монографиях по данной теме, учебниках и периодических изданиях.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Любой процесс управления заключается в организационной деятельности, направленной на использование имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Государственное управление, как и управление в частном секторе, имеет свои собственные цели и ресурсы. Цели государственного управления включают удовлетворение необходимых потребностей граждан, выходящих за рамки возможностей рынка (т.н. «общественные блага»), справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, а также поддержание общественного порядка.
Термин «государственное управление» все чаще используется для обозначения содержания модернизации государственного управления, подчеркивая необходимость современных технологий управления и растущую роль рыночных отношений в государственном секторе. В этом смысле государственное управление не столько противоположно традиционному государственному управлению, сколько действует как его современная и более технологичная интерпретация.
В результате государственное управление стали называть системой современных подходов к деятельности государственного управления, ориентированных на результаты, а не на процедуры.
В российской практике государственного управления до сих пор не принято называть процессы в бизнес-процессах учреждений и тендеры на поставку товаров для государственных структур и оказание им различных услуг государственными делами.
важно подчеркнуть существенную, а иногда и решающую роль политики в понимании целей и ресурсов государственного управления. Невозможно правильно выработать стратегию реализации какой-либо государственной программы без учета существующих политических ограничений, что, собственно, и определяет одну из важнейших составляющих государственного менеджмента, а именно анализ политической целесообразности и политической осуществимости планируемых действий.
1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К «НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»
Возникновение теории государственного управления обычно связывают с научным направлением, появившимся в XVII в. в Австрии и Германии, где в университетах читали курс «камеральных» наук, т.е. цикл административных и экономических дисциплин.
Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...
... служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у каждого субъекта есть свой региональный статистический комитет. Отсюда следует, что структура органов государственной статистики совпадает со структурой страны. Районные или городские управления государственной статистики, ...
В конце XIX в. камеральные науки пришли в упадок, так как именно в это время началось бурное развитие политической науки и собственно теории государственного управления, эпицентр которой переместился в США. Основоположником американской науки государственного управления считают двадцать восьмого президента этой страны Вудро Вильсона (1856—1924).
В. Уилсон обосновал государственное управление как научную дисциплину и сферу профессиональной деятельности. В своей небольшой работе «Наука государственного управления» (1887) В. Уилсон постулировал существенную разницу между политикой и государственным управлением и подчеркнул необходимость изучения государственных институтов как государственного аппарата, независимо от влияния политиков. Задачей государственного управления было провозглашено быстрое и грамотное выполнение решений избранных населением политических лидеров.
1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ» После Второй мировой войны начали развиваться идеи, которые подорвали господствовавшие до этого подходы к государственному управлению Был положен конец классическому пониманию государственного управления как беспристрастной деятельности, защищенной от политического влияния.
В послевоенные годы и до конца 1960-х гг. осуществлялся период «переоценки», представленный теоретическими работами Д. Истона, Г. Саймона, Д. Смитцберга, В. Томпсона. Идея принятия решений как важнейшей проблемы государственного управления, в отличие от поиска лучшей организационной структуры, получила методологическое подтверждение.
Чарльз Линдблом в статье «Наука «доведение-дел-кое-как-до-конца» (1959) подверг критике рациональные модели принятия решений в управлении. Он рассматривал процесс принятия стратегических решений как зависимый от частных решений, которые должны быть приняты в согласованности с краткосрочными политическими условиями
1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ В 1970-1980-е гг. на теорию государственного управления оказали серьезное негативное воздействие разочарования, связанные с целым рядом провалов государственной политики во многих странах. В результате почти во всех развитых странах были начаты радикальные реформы государственной службы. В результате усилился процесс политизации системы государственной службы.
Произошли большие изменения в системах государственной власти. Прямой политический контроль со стороны правящей партии над государственным аппаратом, типичный для советского режима, был разрушен, и в рядах управленческого аппарата шла интенсивная смена кадров, поскольку многие высокопоставленные чиновники переходили на более выгодную работу в нарождающемся частном секторе. Взаимоотношения между государственным управлением и экономикой были поставлены на иную основу, перестали быть полностью обязательными для государства, и начался поиск форм партнерства.
В то же время передача ряда государственных функций коммерческим организациям вызвала возражения многих специалистов, поскольку это подрывало политическую ответственность государства перед своими гражданами.
В конце ХХ века стало развиваться интенсивное проникновение руководящего состава частных компаний в административные структуры государства, нарушившее прежнюю бюрократическую изоляцию госуслуг. Этот тип менеджмента означает, что правительство начинает функционировать как частный сектор.
Организационное поведение и управление персоналом (2)
... экономики характеризуется изменением требований к персоналу предприятия, возрастанием роли этого компонента в организации как единой системе. 1. Сущность управления персоналом кадровый управление корпоративный Управление персоналом ... по управлению персоналом относятся: государство и тс ... управления, тем лучше она работает; ) научность - ориентация на современные достижения науки в сфере управления; ...
Появились призывы к изменению государственных программ с упором на обслуживание клиентов, автономию сотрудников, избирательную конкуренцию и административное дерегулирование. С точки зрения этого нового подхода к управлению, он не должен быть бюрократическим, формалистическим, ориентированным на надзор и жестким.
были предприняты упреждающие действия по проектам обслуживания клиентов, включая новые меры по обеспечению соответствия государственных услуг стандартам частного сектора.
1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» К 1990-м гг. был сделан акцент на структурное разделение органов, формирующих государственную политику, и организаций, оказывающих услуги населению, причем значительную часть последних стали приватизировать. Иерархические структуры бюрократии были заменены сетевыми структурами, основанными на договорных отношениях. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной поли- тике и представлен в концепции «нового государственного управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
- ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;
- рыночная оценка деятельности госструктуры, включающая конкуренцию государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
- приватизация многих направлений деятельности государственных агентств;
- децентрализация управления на основе принципа субсидиарности.
В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Тэда Геблера «Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор», получившая известность и распространение во многих странах мира. По их мнению, государственный менеджмент должен:
1) быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ;
2) передавать контроль над деятельностью правительственных учреждений из рук чиновников непосредственно местным общинам;
3) оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам;
4) руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами;
5) предоставлять потребителям право выбора производителей услуг;
— С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги, которые будут функционировать как корпорации частного сектора.
Для России смысл понятия «новое государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления. В последние годы в таких сферах, как образование, здравоохранение, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, постепенно развивается тесное сотрудничество между государственными и муниципальными органами, с одной стороны, и коммерческими организациями, с другой.
Курсовая работа управление государственной службой
... сторона более значима, здесь управление - это проактивная работа органов и людей, в ходе которой оказывается воздействие на объекты управления. 1.2 Принципы государственной гражданской службы Государственная гражданская служба основана на следующих принципах: ...
1.3 ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Под менеджментом обычно понимается организованное использование человеческих и материальных ресурсов в ходе достижения поставленной цели или реализации стратегии. Управленческая деятельность в государственных организациях стала все больше отставать от растущего уровня потребностей населения и экономики. «Обострились также проблемы реформ государственного управления в странах, где происходили кардинальные политические изменения. Все это чрезвычайно актуализировало тематику менеджмента в государственных организациях как деятельность, одновременно связанную с бизнесом, государственным управлением и политикой»[1].
Для обозначения современных задач государства стал использоваться термин «государственный менеджмент» («public management»), акцентирующий возросшую роль технологий бизнеса в государственном секторе. Основные категории, которые в настоящее время доминируют в обсуждениях государственного управления — миссия, проект, эффективность, качество, продуктивность, производительность, кадровый аудит, бюджет и заказчик — исходят в основном из делового мира.
В любом случае, чтобы понять содержание и основные отличия государственного управления, необходимо, прежде всего, определить его как область исследования и вид деятельности.
«Ученые обозначают выбранное исследовательское поле разными способами. Сторонники традиционного подхода используют термин «государственное управление». Многие политологи предпочитают термин «бюрократия». Юристы используют термин «администрация», а экономисты — термин «государственное регулирование». В последние годы в попытках найти новые подходы к разрешению основной дилеммы государственного управления: как добиться производительной и эффективной работы наряду с политической подотчетностью в общественном секторе — все чаще используется термин «государственный менеджмент»»[2].
Разные авторы дают разные определения одного и того же публичного управления, но все эти концепции, безусловно, относятся к общему положению: публичное управление — это управление в условиях рыночных отношений.
Конечно, проблема государственного управления как современной модели модернизации государственного управления существует и до конца не изучена. Ученые, профессора, государственные служащие: все эти категории людей вносят свой вклад в развитие науки «менеджмент». Изучение и проработка этой проблемы достаточно обширны, но есть и недостатки. Это: и отсутствие разработанности данной проблемы именно российскими учеными (проблема для России достаточно новая, молодая и, в связи с этим, недостаточно изученная), и нехватка опыта государства в условиях рыночной экономики (т.е. государство в условиях рыночных отношений начало существовать в нашей стране позже многих других держав), и само введение в обиход слова «менеджмент», а не управление у консервативно настроенных чиновников может вызывать некоторое недоверие.
Выявленные недостатки говорят о том, что авторы занимаются исследованием проблемы государственного управления, но есть и определенная область исследования науки, которая недостаточно изучена.
Таким образом, можно дать представление о государственном управлении как о науке, обращающей внимание на необходимость использования современных технологий управления и растущую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.
Особенности управления персоналом государственной службы
... сфере работы с персоналом государственной службы у нас больше практических проблем, чем теоретических ответов на поставленные вопросы. Это свидетельствует лишь о том, что проводимые реформы в вопросах формирования системы управления ...
ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ
2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003-2005 г.г.)
Для достижения эффективности государственной службы в период 2003-2005 гг. Соответствующими государственными органами реализован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовой, организационной, финансовой и методологической базы государственной службы Российской Федерации.
Реформа государственной службы осуществлялась в тесной взаимосвязи с административной, военной, судебно-правовой, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, применимого в российских условиях[3].
В рамках реализации мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также подготовлены проекты федеральных законов «О правоохранительной службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В целом созданы условия для открытости и подотчетности деятельности государственных органов и государственных служащих перед гражданским обществом, возможность высказывания публичных оценок госслужащим. В связи с этим активность государственных учреждений страны в этом секторе получила дополнительный импульс.
Создана оптимальная база для финансирования федеральной государственной службы, обеспечивающая достойный материальный, семейный и культурный уровень работников государственной службы.
важно обеспечить чиновнику не только материальную выгоду, но, что, может быть, еще важнее, создать необходимые организационные и технические условия для эффективного выполнения им своих служебных функций. Сотруднику государственного аппарата необходима современная и надежная оргтехника, которая используется постоянно, от этапа получения первичной информации, включая ее анализ и комплексную обработку, до подготовки эффективных проектов управленческих решений.
Судьба реформы государственной службы и ее результаты во многом определялись профессиональной подготовкой людей, работающих в органах управления. Особое внимание уделяется этому направлению реформирования и развития государственной службы.
Время требует от работников государственных органов не только усердия, компетентности и ответственности при исполнении должностных обязанностей, т.е. профессиональной пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответственность, способность и умение оказывать качественные государственные услуги гражданам и организациям.
Формирование системы управления государственной службой РФ, необходимо для обеспечения единства государственной службы РФ, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов в сфере государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих.
Система управления государственной службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. «На органы по управлению государственной службой возлагается координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства о государственной службе»[4].
Перспективы развития управления проектами
... Управление проектами должно занять особое место в комплексе мер, реализуемых сегодня в России в контексте государственных программ социально-экономического развития страны, включая новый этап реформ в экономике, социальном и государственном строительстве. Это требует нового подхода к государственному управлению, ...
Заслуживает внимания опыт Ростовской области, где областным законом от 21 декабря 2005 г. образовано Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области. Этот государственный орган обладает организационной и функциональной независимостью. Руководитель ведомства по представлению губернатора утверждается и освобождается от должности Законодательным собранием Ростовской области. Полномочия Управления соответствуют федеральному законодательству и распространяются на деятельность государственных служащих, работающих в аппарате Законодательного собрания и в органах исполнительной власти Ростовской области.
В целом же процесс формирования системы управления государственной службой, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации требует более активной, продуманной и согласованной проработки этих вопросов с заинтересованными государственными органами, чем, собственно, и предстоит нам заниматься в ближайшей перспектив.
2.1.2. ВТОРОЙ ЭТАП (2006-2008 г.г.)
В концепции административной реформы, которая обхватывает период с 2006 по 2008 г., основными целями и задачами значатся: улучшение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества, прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти.
В рамках административной реформы предполагается разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить соответствующие механизмы; создать действенные каналы влияния гражданского общества — граждан, организаций, деловых кругов — на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.
В качестве мер по обеспечению административной реформы предлагается: организовать полноценное информирование общественности о ее целях, задачах и ходе; реализации; сформировать заинтересованность в реализации соответствующих мероприятий и их поддержке у различных слоев общества; оказывать содействие прямому участию представителей гражданского общества, делового сообщества в мероприятиях административной реформы.
Одновременно в ходе реформы должны решаться такие задачи, пак снижение уровня коррупционности аппарата, повышения эффективности работы и т.д.
Одними из важных составляющих успеха административной реформы в целом и реформы госслужбы в частности рассматриваются ее поддержка в обществе, налаживание обратной связи с населением, что позволит отслеживать реакцию граждан на процесс реформирования, степень совпадения их ожиданий и происходящих изменений. Этим вопросам посвящено мониторинговое социологическое исследование, которое проводилось кафедрой политологии и политического управления РАГС при содействии Социологического центра РАГС и включало: массовый репрезентативный опрос населения
Управление человеческими ресурсами проекта
... ролей, строгой и документально оформленной координацией действий. Команда управления проектом - это часть команды проекта; она отвечает за выполнение операций по управлению проектом (например, планирование, управление и ... динамику, такую как манипуляции, страх и недоверие, сопротивление необходимости действовать и борьба за власть. Их можно преодолеть, развивая взаимное доверие, устанавливая ...
Решение проблем, с которыми сталкивается большинство населения, по-прежнему связано с политической волей Президента Российской Федерации и укреплением государства.
Данные мониторинга приведены в табдице1.
Относительно адекватное восприятие населением плана и целей реформы государственной службы еще не гарантирует ее поддержки.
Данные таблиц 2 и 3 проясняют ситуацию.
Уровень поддержки реформы госслужбы гражданами растет, но медленно, и пока он еще явно недостаточен. Главная причина состоит в том, что люди не видят прямой связи между проводимой реформой и своими интересами. Примерно две трети опрошенных считают, что реформа никак не скажется на их жизни, или затрудняются с ответом.
В сознании россиян сложилась определенная модель первоочередных требований к госслужбе и госслужащему: соблюдать закон (84%), защищать права и обеспечивать интересы граждан (58%), предоставлять услуги гражданам качественно и вовремя (43,5%), проявлять к ним уважение и вежливость-(69%), эффективно и добросовестно выполнять свои обязанности (29%).
Безусловно, общественное мнение не всегда является мерилом истинного состояния дел. Вряд ли рядовые граждане способны достаточно компетентно судить, в какой мере аппарат служит государству, а в какой — своему ведомству. Это свидетельствует о наличии серьезных нерешенных проблем к отношениях населения и госслужащих. В концентрированном виде мнение населения о современном состоянии (а значит, и итогах реформирования) госслужбы дает Таблица 6.
Разрешение обозначенной проблемы — формирование атмосферы доверия, готовности к сотрудничеству органов власти и граждан. Как отмечается в статье с характерным названием «Цена отчуждения: государство отдельно — страна отдельно», слишком велико высокомерие чиновников по отношению к стране, обществу, рядовым гражданам»[5].
Судя по данным таблицы 8. респонденты считают наиболее весомой причиной своей неинформированности о деятельности аппарата нежелание высших чиновников сделать его работу открытой и прозрачной.
На предыдущем этапе исследования был сделан такой вывод: «дозрев» до требования «быть услышанными», наши граждане еще не готовы включиться в соответствующей форме в работу государственных или общественных организаций считая, что реформирование государства, в том числе такого института, как госслужба, это дело главным образом самого государства.
2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ
Современный менеджеризм связан с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента, как стратегическое планирование.
Современный менеджеризм привлек внимание к непоследовательности и противоречивости доктрин, на основе которых строится административная деятельность государства. Современные исследователи государственного менеджмента сосредоточиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются реальные решения и осуществляются управленческие функции.
Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...
... указанием его номера. 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, ... анализа законодательных и нормативных требований, лучших практик управления, стандартов. Результатом исследований и научного поиска является ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...
Если прежде упор делался на роль государственных либо общественных институтов, то теперь возникла перспектива концентрации исследовательских усилий на изучении их взаимодействия, что прямо связано с разработкой проблемы управляемости. Для решения этой проблемы на первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом.
Государственный менеджмент объединил в себе различные общественные науки с целью формирования междисциплинарного представления о том, какой должна быть государственная политика, как она должна определять содержание и вызывать изменения государственных программ и как должна осуществляться оценка ее воздействия и результатов. Переход от государственного администрирования к государственному менеджменту означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реальных процессов управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).
Интерес к применению методов менеджмента в государственных учреждениях во многом определяется необходимостью обеспечить подотчетность подразделений в правительственных ведомствах. Традиционные способы административного контроля не давали нужных результатов, поскольку персональная ответственность за качество работы невозможна без оценки результатов деятельности путем сопоставления с затратами или другими критериями.
Обычно выделяют пять типов индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для ответственного чиновника:
1. Правовой контроль (законодательное регулирование).
2. Финансовый контроль (расходование государственных средств).
контроль (достижение целей, выполнение обещаний и ожиданий).
4. Демократический контроль (информация и консультирование с выборными органами, связи с гражданами).
5. Этический контроль (действия в соответствии с этическими нормами или более общие моральные стандарты).
Традиционно акцент ставился на первых двух типах индивидуальной подконтрольности. Современная трактовка государственного менеджмента с учетом идей «руководства» (governance) переносит ударение на последние три типа. При этом третий тип требует высокого профессионализма в принятии стратегических решений.
Критика менеджеризма
Одновременно с развитием и распространением идей нового менеджеризма возникли довольно основательные возражения рекомендациям развивать конкуренцию между государственными учреждениями, поскольку наряду с ее стимулирующим эффектом есть определенные отрицательные последствия, вытекающие из отличий государственных и коммерческих организаций.
Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рассмотрения граждан как клиентов и против доводов в пользу предпринимательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости.
Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, размывающее необходимую для государственной бюрократии иерархию.
В-третьих, критики считают, что сторонники менеджеризма ошибаются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема — это дисфункции административной системы, не позволяющие честным и работоспособным чиновникам проявить свои способности и, прежде всего инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и настаивают на том, что проблемы проявляются в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков.
Таким образом, критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые попытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают возможным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических институтов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бюрократии.
ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ
3.1 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность государственного управления. Сотрудники государственных учреждений все в большей степени озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они стремятся учитывать изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.
Особенно ярко новые технологии современного менеджмента проявляются в тех областях, где изменения социально – экономической обстановки заставляют постоянно искать новые решения вновь возникающих задач. Гражданин квалифицируется как потребитель услуг, предоставляемых государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность конкретных государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя.
Новые подходы к государственному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение квалификации, формирование новых знаний, тщательный отбор персонала. В последнее время в научной литературе и практике широкое распространение получил термин «менеджмент знаний». Он понимается как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые можно создавать, совершенствовать и применять. «Управление знаниями – это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность»[6].
От внутренней установки «знание есть власть, и делиться им не следует», необходимо перейти к новой «командной» установке: «свободный обмен знаниями и есть источник успеха организации и личности». Следует учесть, что переход от одной установки к другой – очень сложный процесс, но именно от успеха этого процесса зависит эффективность стратегии управления знаниями.
Таким образом, технология управления характеризуется как это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность.
3.2 КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖЕНЕРИНГА
В последнее время большое распространение получила концепция реинжиниринга. Ее можно охарактеризовать как действия по реорганизации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые сопровождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации. Данные изменения проводятся за месяцы, а не растянуты на годы, что отражает желание многих руководителей как можно быстрее провести реорганизацию в своих структурах.
Истоки этой концепции находятся в стратегическом менеджменте, тотальном управлении качеством, управлении проектами, из которых были заимствованы многие идеи и методы. Цель реинжиниринга — изменение главных управленческих систем и отношений, которые связаны с основными, рабочими процессами, в максимально короткие сроки. Характеристика реинжиниринга:
- темпы изменений — максимально короткие, а не постепенные;
- область изменений охватывает не всю организацию, а лишь основное ядро деятельности;
- большую роль играет не персонал, а руководители, которые должны непосредственно управлять реинжинирингом в организации, уделяя этому не менее 20-30 % своего рабочего времени.
Таким образом, концепция реинженеринга в государственном менеджменте играет свою особенную роль такую, как действия по реорганизации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые сопровождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.
3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
Современный менеджмент представляет собой на практике разработку и реализацию государственных целевых программ. Главные приоритеты расставлены между образованием, здравоохранением, доступным жильем и сельским хозяйством. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.
Целевая программа «ЗДОРОВЬЕ»
Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
- Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
- Повышение доступности и качества медицинской помощи;
- Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
- Развитие профилактической направленности здравоохранения.
- Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Направления приоритетного национального проекта «Здоровье»:
- Развитие первичной медико-санитарной помощи
- Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд. руб. средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта. Реализация проекта в 2007 году осуществляется из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с ФЗ – от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» и от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год». На реализацию мероприятий проекта предусмотрены в 2007 году денежные средства в объеме 131,3 млрд. рублей.
Новые направления национального проекта «Здоровье» в будущем:
На 2008-2009 годы запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны.
Целевая программа «ОБРАЗОВАНИЕ»
Основные цели приоритетного национального проекта в сфере образования:
1. Предстоит выявить возможные «точки роста», т.е. государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт.
2. Проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, т.е. создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
3. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Направления приоритетного национального проекта «Образование»:
- Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;
- Поддержка инициативной и талантливой молодежи.
Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. руб.;
Результаты реализации проекта «Образование»:
К концу 2008 года прогнозируется достижение следующих основных показателей:
- 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.
- 10 тыс.
лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс. рублей.
- С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.
- Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным ресурсам.
- Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах планируется открыть 25 современных учебных центров.
Таким образом, успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
Целевая программа «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
Необходимость повышения эффективности государственного управления и сокращения его издержек заставляет все активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
Появление современных технологий, и в первую очередь информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно Интернета, существенно изменяет характер работы и методы управления в государственных организациях и системе государственной власти в целом. ИКТ используют для поддержки многообразных инициатив в государственной политике и управлении, в частности, большие возможности открываются в процессе проведения административных реформ.
Можно выделить несколько целей развития системы электронного правительства на современном этапе:
- ¦ предоставление услуг для населения по сети Интернет;
- ¦ преодоление информационного неравенства;
- ¦ перестройка взаимоотношений с населением;
- ¦ ускорение экономического развития;
- ¦ увеличение прозрачности и открытости в работе органов госвласти;
- ¦ привлечение граждан к принятию решений.
Правительство России в 2000 г. начало реализацию целевой федеральной программы «Электронная Россия» с целью вывести страну на передовые рубежи в области современных знаний и информационных технологий. Задача программы — повысить эффективность работы органов государственной власти, сделать ее доступной для граждан и облегчить взаимодействие населения, бизнеса с властью.
В последнее время органы государственной власти все активнее развивают услуги, основанные на использовании электронных систем и информационных технологий, так называемые электронные услуги, включая е-коммерцию. Все услуги можно разделить на три группы:
- ¦ информационные услуги по требованию или запросам граждан и организаций;
- ¦ коммуникативные услуги, основанные на обмене информацией между государственными органами власти и населением;
- ¦ трансакционные услуги по доставке услуг или товаров индивидам или организациям.
Таким образом, электронное правительство включает в себя четыре компонента (рис. 1).
Под электронным правительством понимается сетевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения органами государственной власти своих задач и функций в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге можно дать понятие государственного менеджмента как науки, уделяющей внимание необходимости использования современных технологий управления и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.
Административные реформы важны для России. С точки зрения государственного менеджмента были осуществлены реформы с 2003 по 2008 г.г., которые принесли результаты в ряде важных для развития страны решений: начало реализации приоритетных национальных проектов; осуществление мер, направленных на достижение полной конвертируемости рубля; принятие федерального закона «О защите конкуренции»; переход к проведению промышленной политики; создание особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной компании; отмена импортных пошлин на оборудование; учреждение биржи по торговле газом.
В стране в связи с появлением «Менеджмента» появляется и государственный менеджеризм, связанный с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые попытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают возможным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических институтов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бюрократии.
В современности существует технология управления, которая характеризуется как стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность. Она включает в себя концепцию реинженеринга, которая играет свою особенную роль как действия по реорганизации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые сопровождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.
Государственный менеджмент как современная модель модернизации государственного управления достаточно сложный и многоуровневый процесс, который зависит от многих показателей, факторов, элементов. В перспективе, развитие менеджмента в России будет идти благополучно и стабильно, т.к. государственный менеджмент становится неотъемлемым звеном между государством и коммерческими структурами государства, которые успешно функционируют и сотрудничают.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-i-sovremennyiy-menedjment/
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12 декабря 1993 года
2. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
3. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год»
4. ФЗ от 31.07.1995 п.№119ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»
5. Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)»//Рос. газ., 2002.-№220(223)
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-i-sovremennyiy-menedjment/
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 584 с.
7. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 551 с.
8. Дубик С.В. Государственная служба РФ: основные направления реформирования и развития. Журнал «Государственная служба» № 2 2006г.
9. Егоров В.С. Государство ХХI века и новое качество институтов власти в России. Журнал «Государственная служба» № 4 2007г.
10. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-ое. – М : ИКЦ «Март» 2005г – 512с.
11. Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2004г.
12. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004г. – 448 с.
13. Матюхин В.Л. Информационные технологии предоставления государственных услуг. Журнал «Государственная служба» № 1 2007г.
14. Обухова Л.С. Новые технологии менеджмента в государственном и муниципальном управлении. Журнал «Государственная служба» № 4 2005г.
15. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. – М.: Юристь, 2002.
16. Щекатурин Ю.С. История государственного управления России: Учеб. пособие/ Юж. – Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2003.
Приложение
[1] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учеб. Для вузов. – М.,2003г.,422с.
[2] Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Уч. Пособие. – М.,2004г.,254с.
[3] Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года).
[4] ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
[5] (Эксперт. 2006. № 35. С.21)
[6] Журнал «Государственная служба» №4 2005г. С.13