Инфраструктура менеджмента

Курсовая работа

Актуальность темы. Процессы трансформации производства в экономике предполагают усиление мер поддержки предпринимательства, формирование конкурентной рыночной среды и создание развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, приоритет в контексте радикального реформирования российской экономики.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия

Вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на достижение целевых показателей (прибыльности, роста продаж и др.), для чего важно использовать современные принципы планирования и управления. В частности, это касается эффективного управления запасами. Управление запасами включает в себя снижение общей стоимости инвентаря, поиск самых дешевых размеров партий, заказ материалов и минимизацию присутствия каждой единицы материала на складе.

В истории управленческого развития можно выделить два направления развития: одно направление — это управление технической частью производственного процесса, а второе — управление трудовыми ресурсами.

С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности — компьютерной сети, телекоммуникаций — стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой — получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления.

Степень разработанности. Теоретической основой для написания дипломной работы послужили работы российских и зарубежных экономистов. Среди них Уайтли Ф., Федько В.П., Пятенко С.В., Вачугов Д.Д., Якокка Л., Hиканоpов С.П., Фатхутдинов Р.А., Румянцева З.П., Саломатика Н.А., Большаков А.С. и др.

Целью курсовой работы является рассмотрение концепции инфраструктуры управления, а также создание инфраструктуры управления в регионе.

Объектом курсовой работы является инфраструктура менеджмента. Предметом – создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона.

3 стр., 1068 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО «ОРтранс»

... на объект управления социальным развитием предприятия - социальную среду организации. Как считают Девяткин Е.А., Корсакова А.А., к основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся [14, С. 321]: потенциал и социальная инфраструктура организации; условия работы и охрана ...

Задачи:

  • рассмотреть понятие инфраструктуры менеджмента, внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • изучить трансформацию инфраструктуры менеджмента;
  • исследовать создание инфраструктуры менеджмента в условиях региона.

курсовой работы. При написании диссертации использовались учебники, журнальные статьи и монографии.

РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.1

Инфраструктура менеджмента системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рис.1).

Инфраструктура менеджмента

Рисунок 1. – Структура системы менеджмента2

Инфраструктура менеджмента системы менеджмента):

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4 – организационно-техническое развитие производства;

1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения.1

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических характеристик.

Общие характеристики отражают стадию цивилизации, социально-экономическую формацию, экономическую модель, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов.

В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды имеют разную силу влияния на организацию, они делятся на прямые и косвенные факторы, а вся внешняя среда — на среду прямого и косвенного действия.

Потребители — это люди, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в товарах или услугах, производимых организацией. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственной реальной целью любого бизнеса является создание клиентов. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) — необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

6 стр., 2801 слов

Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

... курсовой работы является организация бизнес-планирования на предприятии. Целью курсовой работы является изучение применения данного инструмента для планирования финансово-хозяйственной деятельности в качестве бизнес-плана на предприятии. ... курсовой работы заключается в том, что успех компании на рынке во многом зависит от того, способны ли ее руководство и менеджмент направить имеющиеся ресурсы на ...

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.1

Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Конкурентами являются не только компании, предлагающие те же продукты, но под другим брендом, но и компании, производящие заменители.

Для ведения бизнеса каждой компании необходимы внешние ресурсы: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае существует прямая связь между организацией и сетью поставщиков, которые предоставляют указанные ресурсы. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.).

Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий оборот фирмы.

Экономические факторы

Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять угрозу или новую возможность для компании. Следовательно, колебания обменного курса доллара по отношению к другим валютам приводят к приобретению или потере крупных денежных сумм.

Политические факторы

Для бизнеса очень важна политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и других видов ресурсов в тот или иной регион. Отношение административных властей к предприятиям выражается в установлении различных льгот или обязанностей, которые развивают бизнес в регионе или устраняют их сотню, создавая неравные условия для различных организаций. Кроме того, используются методы лоббирования интересов определенных отраслевых групп в государственных органах, что также влияет на бизнес в целом.

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя игнорировать культурную среду, в которой она происходит. Это, прежде всего, ценности и традиции, сложившиеся в обществе. На этой основе базируется стандарт поведения. Принципиальная разница между американскими и японскими стандартами хорошо известна. В первом случае стандарт выражается в «индивидуалистическом» подходе к организации, а во втором — в «семейном» подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом — человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

2 стр., 870 слов

Организация управления документацией за рубежом / На примере ...

... управления документацией. В нормативном документе Великобритании «Модернизация государственного управления» перед всеми государственными организациями была поставлена следующая цель – перейти на управление документацией ... работы для ознакомления 1.1 Международные стандарты ИСО по управлению документацией Переход всех стран, включая Россию, к рыночной экономике создает новые условия для бизнеса ...

Научно-технический прогресс

Этот фактор определяет возможность повышения эффективности производства и, как следствие, эффективность способов удовлетворения потребителей. Чтобы организация была конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распространять большие объемы информации об инновациях, возникающих в операционной среде. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высоких темпах технологических изменений, и эта тенденция сохраняется.

Международные факторы

Если раньше считалось, что международная среда находится в центре внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все компании. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это означает, что границы между компаниями в различных транснациональных корпорациях стираются, а влияние международных экономических и политических организаций растет. Факторы, способствующие развитию международного бизнеса, включают: более низкие затраты на ведение бизнеса за рубежом, желание выйти из-под торговых ограничений внутри страны, а также возможности для инвестиций и производства в других странах.1

Существует взаимосвязь между факторами окружающей среды или силой влияния, с которой изменение одного фактора повлияет на другие.

Окружающая среда представлена ​​множеством факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.

Окружающая среда отличается высокой степенью изменчивости или подвижности.

Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что точность информации о процессах, происходящих в окружающей среде, теряется, что увеличивает неопределенность окружающей среды и затрудняет принятие решений.

Традиционно основными внутренними переменными являются: цели, задачи, технологии и люди.

1. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого группа людей, работающих вместе, стремится достичь. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций множество целей, и их суть во многом зависит от типа организации.

Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.

Некоммерческие организации (ассоциации, фонды).

По определению, деятельность этих организаций не направлена ​​на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.

3 стр., 1265 слов

По модулю: Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

... по организации и управлению коммерческими и производственными процессами в магазине с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по ... За время практики я научился применять на практике все ... обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Важнейшим принципом ... Составление и сдача обязательных отчетов - основная обязанность руководителя ...

Государственные (муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не является главной целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования и развития государства (региона).

Организации развиваются в рамках установленного бюджета (страны, региона, района).

Поэтому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковой может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства объекты.

Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.

2. В целом, вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных отделов, связанных друг с другом. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тому или иному функциональному направлению. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Конечно, маркетинг может осуществляться несколькими отделами, а также, например, производственным отделом, если он разрабатывает новый продукт для потребителя. При рассмотрении компонента внутренней среды они обычно сосредотачиваются на двух вопросах: разделение труда и контроль.1

Разделение труда осуществляется не по принципу использования любого бесплатного работника для конкретной работы, а исходя из соображений о привлечении специалиста в определенной области. Следовательно, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразно использовать высвободившихся инженеров или техников без их надлежащей переподготовки. Преимущество специализированного распределения труда очевидно, и как именно реализовать разделение труда в организации — это вопрос, который относится к наиболее важным управленческим решениям. Разделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное — разделение труда по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом и т. д. Вертикальное распределение труда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы по координации выполнения задания. Результатом этого распределения является иерархия управления или несколько уровней управления. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь до уровня неисполнительного персонала.

Количество подчиненных лидеру людей называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой

3. Деятельность — это предписанная работа, которая должна быть завершена определенным образом и в течение определенного периода времени. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В эпоху стремительного роста инноваций и инноваций задачи становятся все более детализированными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает важность управленческой координации действий при решении подобных задач.2

31 стр., 15460 слов

Управление персоналом организации

... системы управления персоналом; исследование целей и функций управления персоналом; анализ системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной»; разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной». Предмет исследования - система управления персоналом организации. Объект исследования - совершенствование системы управления персоналом организации. Объектом ...

внутренней переменной является технология. Концепция технологии выходит за рамки обычного понимания технологии производства. Технология — это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных).

Технология — это метод, допускающий своего рода трансформацию. Это может относиться к сфере продаж — как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации — как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором в получении компанией устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

Помимо этих факторов, на человека в организации влияют группы управления и руководство. Любой человек принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организацию можно рассматривать как некую формальную группу людей, и в то же время в любой организации существует множество неформальных групп, сформированных не только на профессиональной основе.1

Таким образом, инфраструктура менеджмента представляет собой комплекс взаимосвязанных, обслуживающих результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА

под менеджментом принято понимать устойчивые, проверенные временем алгоритмы организации и управления человеческими коллективами с привязкой к конкретным историческим условиям в ответ на внешние природные и антропогенные воздействия. Они могут использоваться всеми правящими элитами и во всех правящих пирамидах сверху вниз. Это определение не позволяет объяснить, почему в определенные периоды и в некоторых организациях менеджмент, понимаемый как способ организации и управления отдельными человеческими единицами и их группами, более эффективен, чем в других.

Для объяснения разницы в эффективности отдельных вариантов менеджмента множество применяемых теорий может быть разделено на две группы: первые находят основным воздействующим звеном тонкости организующего влияния на отдельного человека микроколлектив (Ф. Тейлор, А. Файоль и приверженцы теории Х), вторые находят рациональное управленческое решение в использовании индивидуальных качеств отдельных работников и их агрегированных масс (Т. Левитт, Д. Мак-Грегор и другие представители теории Y).1

В то же время он очень эффективен, поэтому его эффективность может снизиться и наступит застой, ведущий к социальным потрясениям. низким уровнем общественного производства и неэффективным менеджментом начинается экономический подъем, который зачастую определяется эффективностью менеджмента. Общим при рассмотрении эффективного и неэффективного управления в различных государственных образованиях в разное время является взаимодействие управления и его влияние на количественный и качественный состав национальной инфраструктуры.

10 стр., 4815 слов

Сущность и принципы управления устойчивым развитием региона

... и эффективность их работы определяют развитие экономики страны и стратегию устойчивого социально-экономического развития регионов. С точки зрения коммерческого предприятия, реализующего потребительский ассортимент и замыкающего цикл товарооборота, проблема управления и ... и кадрового потенциала, наличие инновационного менеджмента). [46] Рассмотрим критерии формирования устойчивости развития ...

Отмеченные на примерах и статистических данных взаимозависимости состояния общего национального (складывающегося из локальных управленческих решений) менеджмента и инфраструктуры могут быть объяснены при широкой трактовке сущности инфраструктуры. Так, у Р. Иохимсена в состав инфраструктуры включаются не только собственно технические (материальные) составляющие, но и институциональные (действующее законодательство, в том числе трудовое право), а также персональная составляющая (персонал в широком смысле этого слова).

именно персонал является средой существования менеджмента как науки и практических алгоритмов управления. Таким образом, персонал является частью инфраструктуры, понимаемой как система, и ее наиболее динамичным компонентом, в отличие от материальных и институциональных компонентов. В таком качестве он оказывает влияние на состояние инфраструктуры, также как другие ее компоненты оказывают влияние на персонал (не вызывает сомнения влияние на существование общества различных законодательных актов, в частности для реализации управленческих решений большое значение имеет выбранная система оплаты труда; также не вызывает сомнения влияние развития средств связи или состояния дорожной инфраструктуры на способы организации, контроля и доставки персонала к месту трудовой деятельности).1

В современных условиях существования экономики (постиндустриальная эпоха) именно влияние персональной составляющей приобретает решающее значение для качественных и количественных трансформаций инфраструктуры. В этом смысле менеджмент, являясь средством мотивации или демотивации рабочих коллективов, приобретет свойства инструмента для программного развития или деградации связанных с ним инфраструктурных компонентов.

Находясь в одной системе с другими компонентами инфраструктуры, испытывая их влияние на себя и, в свою очередь, влияя на них через персонал, руководство может использоваться для «измерения» инфраструктуры. Возможна и обратная связь. Эффективность управления можно измерить через трансформацию инфраструктуры. Такое измерение может быть и количественным, и качественным. Качественные трансформации менеджмента могут оцениваться количественными изменениями инфраструктуры (ее ростом или деградацией) в течение некоторого времени. Но в современных условиях существования экономики решающее значение имеет не наличие или отсутствие объемов материальной инфраструктуры, а качество их использования. Применительно к инфраструктуре это означает, что качество связи увеличивает эффективность инфраструктуры и связанного с ней бизнеса во много раз благодаря своевременному реагированию на внешние и внутренние экономические стимулы.

Возможность использования инфраструктурных коэффициентов для тестирования уровня управления определяется возможностью качественной оценки анализируемой инфраструктуры. С этой целью возможна модернизация любых используемых инфраструктурных коэффициентов.1

Для реализации указанного подхода следует ввести в инфраструктурные индексы необходимые повышающие и понижающие коэффициенты:

9 стр., 4351 слов

Курсовая работа по социально экономической статистике

... курсовой работы является регион-Республики Бурятия. Предметом исследования является уровень социально-экономического развития Республики Бурятия. Методы исследования:  Показатели ряда динамики  Метод экстраполяции 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 1.1.Основные показатели социально-экономического развития ...

  • реально существующие интервалы средней скорости движения транспорта;
  • коэффициенты трудового участия населения (включив в демографические показатели уровень безработицы, бродяжничества и состояния здоровья);
  • коэффициенты эффективно используемой территории (исключив пустыни, болота и незаселенные и выбывшие из хозяйственного оборота территории);
  • коэффициент соответствия институциональной инфраструктуры («нагрузка» управляющей элиты на население).1

Общее количество трудящегося населения зависит от демографической ситуации в обществе и значительно влияет на менеджмент. Данный показатель зависит от состояния физического здоровья общества, наличия большого числа пенсионеров, инвалидов, детей. Приведенные интервалы взяты потому, что в обществе не может быть более 60% работающих (кроме стран, практикующих детский труд).

Уровень безработицы характеризует качество национального менеджмента, способность управленцев организовать конкурентную экономику от уровня малого предприятия до уровня ТНК.

Процент бродяг и наркоманов характеризует нравственное здоровье общества. Вводимые коэффициенты отражают уровень возможности принятия управленческих решений в зависимости от состояния морали в обществе (способность населения адекватно воспринимать управленческие решения).

Природно-климатические факторы значительно влияют на состояние жизни человеческих сообществ, а значит, и на способы управления ими. Поэтому игнорировать данные факторы нельзя, следует их учитывать для усреднения стартовых возможностей тех или иных сообществ.

Выбывание территорий из хозяйственного оборота в течение относительно короткого времени (взят реальный интервал 20 лет) вследствие антропогенной нагрузки прямо характеризует качество управленцев и управления. Если процесс сельскохозяйственного производства организован бездарно и происходит эрозия почв, их опустынивание или заболачивание, это характеризует недостатки управления. Если этого не происходит, то формируются относительные преимущества. Этот же тезис относится к исчезновению ранее пригодных к хозяйственному обороту земель вследствие занятия их под карьеры и свалки без последующей рекультивации.

Бюрократические увеличиваются происходит рост управляемой ими отрасли. Не умаляя роли растущих управляющих элит, следует учитывать их влияние на эффективность менеджмента. Так как бюрократизация экономики приводит к снижению ее конкурентоспособности, то рост данного показателя учитывается в качестве понижающего коэффициента.

Таким образом, выявляющиеся органические внутренние связи между изменениями менеджмента и количественными и качественными трансформациями инфраструктуры позволяют использовать определяемый уровень изменения качественных инфраструктурных трансформаций для мониторинга прогрессивных и дегенеративных тенденций менеджмента.1

РАЗДЕЛ 3 СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

Управление регионом и городом предполагает точное знание самих объектов управления. Однако если понятие «город» достаточно ясно, то термин «регион» требует дополнительных уточнений.

Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительной литературе уделено немало внимания. Наиболее часто употребляемыми характеристиками для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания) и, наконец, социологические (нормы общения, поведения).

54 стр., 26879 слов

Программно-целевое управление развитием региона на примере Пензенской области

... которые дают возможность создать благоприятные условия для экономического развития субъектов РФ. Решение данной задачи возможно на основе использования программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием регионов, муниципальных образований, отраслей, предприятий [49, с. ...

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном понятии. Ведь регион должен рассматриваться одновременно в качестве территориальной организации народного хозяйства, сложившейся системы расселения, определенной социальной организации общества, а также как место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион — это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме того, это сложное образование, которое характеризуют высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность значительное временное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов и др.

Изучение региона показывает, что это сложнейшая система, в которой зависимости между элементами не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуются нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.1

Как социально-экономическая система регион может быть представлен в виде совокупности пяти основных подсистем:

  • системообразующей базы;
  • системообслуживающего комплекса;
  • экологии;
  • населения;
  • инфраструктуры рынка.2

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие пяти основных подсистем региона между собой, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек выступает органической частью каждой из подсистем. Он часть природы, основной компонент производительных сил народного хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Понятие «регион» в научной и практической литературе используется для обозначения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъект Федерации, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования.

Термин «территория» трактуется менее широко, так как регион подразумевает не только территориальную, но и социально-экономическую, этническую, историческую, культурную общность. Таким образом, регион — это территориальная общность людей, имеющая производственно-функциональные, административные, социально-культурные признаки. Данная расширительная трактовка позволяет рассматривать вопросы управления территориальным развитием вне зависимости от специфики того или иного объекта. Безусловно, величина и характер объекта управления определяют специфику методов воздействия и регулирования, в то же время многие принципы, подходы и технологии управления развитием города и региона разного масштаба сходны. И в городе, и в районе, и в субъекте Федерации необходимо осуществлять разработку развития, оценивать положительные и отрицательные стороны этого развития, выявлять факторы конкурентоспособности, формировать общую и функциональные вести стратегический контроль, проводить мероприятия городского и регионального маркетинга.1

Местная власть должна не только оперативно решать неотложные проблемы (снабжение населения продуктами питания, поддержка малообеспеченных семей, мобилизация новых источников сокращения дефицита местного бюджета), но и иметь конкретные программы действий на ближайшую и более отдаленную перспективу. Эти программы позволяют властным структурам координировать работу всех органов и лиц, заинтересованных в развитии региона, и обеспечивать целенаправленность такого развития.

Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса регионов, вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового. Существенными факторами, определяющими развитие российских регионов, должны стать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным, особенно актуальными станут вопросы управления социально-экономическим развитием регионов.

Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменение содержания общественного развития. Пока же большинству предлагаемых в настоящее время концепций и программ развития по вопросам стабилизации, выхода из кризиса, перехода к рыночной экономике недостает ориентации на человека.

Человек, с его способностями и потребностями, условиями жизни и деятельности, нереализованным творческим потенциалом, по-прежнему, как в разрушенной тоталитарной системе, так и отжившей централизованной административно-командной экономике, не стал еще центром всех идей, концептуальных методологий, программ практических действий.1

В сложившейся кризисной ситуации в регионах центральное значение имеет создание условий устойчивого функционирования тех объектов инфраструктуры, которые обслуживают неотложные нужды человека и создают необходимые условия его жизнеобеспечения:

  • экология;
  • культура;
  • образование, воспитание детей;
  • личная и общественная безопасность;
  • медицинское обслуживание;
  • торговля, обеспеченность продуктами питания и товарами народного потребления;
  • муниципальные услуги (услуги ЖКХ, пожарная безопасность, уборка мусора, общественный
  • транспорт, дороги);
  • средства связи и массовой информации.2

Необходимо создать все условия для реализации принципа экономического самоопределения и самоутверждения личности, предпринимательской свободы и возможности творческой деятельности каждого с тем, чтобы способный и трудолюбивый человек достигал в обществе более высокого социального статуса. Совершенствование личности должно рассматриваться как цель и как одна из движущих сил общественного развития. Развитие регионов и городов должно быть, в свою очередь, ориентировано на создание необходимых условий для достойной жизни населения, повышение ее уровня и качества. Оценка результатов социально-экономического развития должна проводиться на основе новых критериев, показателей и нормативов, выражающих эти условия.

Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с формированием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее высокий уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека с созданием всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности, а также свободного развития. Данные подходы позволяют выработать новые ориентиры и направления развития регионов, определить приоритетные факторы многократного повышения эффективности, разработать механизмы и технологии управления развитием регионов.1

Местные органы власти на уровне региона, города или района, предоставляя услуги жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.), управляют функционированием территории, но одновременно осуществляют управление и ее социально-экономическим развитием. Другими словами, органы местной власти управляют и функционированием, и развитием. Управление функционированием часто рассматривается в качестве основной задачи органов власти. В то же время управление социально-экономическим развитием — весьма важная функция органов городского и районного управления.

Управление развитием может осуществляться с помощью широкого спектра разнообразных программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стимулировать развитие экономики региона или города, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Не умаляя значения первой из отмеченных функций местной администрации (функции обслуживания), можно с уверенностью сказать, что функция социально-экономического развития становится все более значимой. Особое значение приобретает она в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое.

Целенаправленные действия региональной администрации по социально-экономическому развитию региона — обязательная и, можно сказать, центральная функция органов власти региона, позволяющая решать, проблемы кризиса и драматических изменений. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и формируя новые.1 К сожалению, региональные органы управления чаще действуют как «пожарная команда», а не как заботливый родитель, думающий о будущем своего ребенка. Стратегические вопросы социально-экономического развития регионов отодвигаются на задний план, что недопустимо, особенно в условиях кризиса, который поразил большинство российских регионов.

Многочисленные исследования подтверждают, что саморазвитие регионов предполагает партнерство населения, власти и собственников. Часто это партнерство касается обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, поддержание в нормальном состоянии дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом).

В то же время в вопросах характера, затрагивающих аспекты развития города или региона в целом, данное партнерство почти не просматривается. В этой обстановке требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по активизации данного партнерства и усилению экономического развития.

В современной России, как известно, многие регионы испытывают тяжелый кризис, связанный со изменениями в народном хозяйстве в целом. Реальная практика демонстрирует полный спектр всех возможных вариантов: от помощи стагнирующему традиционному старому производству до радикальной поддержки новых видов экономической активности, создающих новые рабочие места.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой главным образом вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в его пределах. Например, машиностроительный завод можно рассматривать в качестве основного производства, а всю обслуживающую инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство и пр. — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект. Основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.1

В качестве основного производства не всегда выступает машиностроительное, химическое, металлургическое производство. Можно привести и такой пример. Найден источник минеральной воды. Для того, чтобы он успешно эксплуатировался, кроме разливочной линии требуется разместить производство по изготовлению тары. В этом же регионе возникает необходимость расширить складское хозяйство, развить дополнительно транспорт, экспедиционные услуги. Так из источника минеральной воды «вырастает» целая цепочка взаимосвязанных между собой видов деловой активности. Данный пример показывает, как основное производство может служить стимулом развития связанных с ним производств. Аналогичные цепочки возникают при развитии туристического, гостиничного бизнеса, при жилья и пр.

Вместе с тем основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в нем сокращается в процессе перестройки. При достаточно сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура («вспомогательное» производство), тем более гибкой является вся экономика региона или города, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание. Таким образом, в условиях основных производств главным фактором устойчивого социально-экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как «первичный» фактор социально-экономического развития и залог его процветания в будущем.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективы экономического развития того или иного города или региона. По своей доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города и регионы доиндустриальные, и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы и к ним применимы различные рецепты по управлению ходом их социально-экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.1

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, низок уровень преступности, насколько обеспечен город квалифицированными кадрами, настолько и подготовлен потенциал развития постиндустриального города. Способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям определяет потенциал постиндустриального развития.

Главным препятствием, с которым