Современный порядок общества в сфере образовательных услуг претерпевает множество изменений. Повышение качества образования — одна из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией методов и технологий организации учебного процесса, а также переосмыслением цели и результата обучения.
Концепция модернизации российского образования поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых навыков, определяющих современное качество содержания образования.
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, навыков и опыта, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточном теоретическом обосновании навыков компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы.
Учитывая это, была выбрана тема исследования: Компетентностный подход к образованию.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе
Предмет исследования: процесс формирования ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловых и коммуникативных) на уроках русского языка и литературы.
Цель: обосновать теоретические и технологические основы использования компетентностного подхода в средней школе.
Задачи исследования:
1) Уточнить теоретические основы компетентностного подхода;
2) Уточнить цели образования с позиции компетентностного подхода;
3) Рассмотреть ключевые компетенции учащихся и их содержание;
4) Уточнить методы формирования ключевых образовательных компетенций (коммуникативных) на уроках русского языка и литературы.
«Компетентностный подход в развитии человеческого ресурса ...
... др. позволил условно выделить этапы становления компетентностного подхода в образовании. Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием ... образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. ...
Методы исследования: анализ, аналогия, сравнение
объем исследования: исследование включает в себя введение (2с), две главы (первая — 8 с, вторая — 12 с), заключение (2 с), список литератур ( 20 наименований).
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 1.1. Сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании. Обучение навыкам — очень противоречивая тема, которая до сих пор остается малоизученной.
Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся педагогов, явилось результатом многочисленных попыток его анализа, разработки концептуальных основ. Таким образом, теория воспитания компетентности основана на опыте, на самом лучшем опыте.
С середины ХХ века, когда были обнаружены два из этих факторов, которые никак не соответствовали данной образовательной системе. Во-первых, школа стала катастрофически отставать по темпам освоения знаний. Вторая очень важная проблема, которая встала перед образованием, заключается в том, что образование стало массовым [20, с. 85].
Бермус А. Г. отмечает наиболее значительные элементы компетентностного подхода в отечественной педагогике:
1) Естественным генетическим прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи компетенции рассматриваются как трансверсальные, экстравагантные и метасубъективные образования, которые объединяют как традиционные знания, так и различные обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, творческие, методологические, идеологические и другие навыки. В той же логике компетентностный подход воспринимается как своего рода противоядие от мультисубъективности, «субъектного феодализма» и в то же время как практическая версия излишне «романтических» установок личностно-ориентированного образования.
2) Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).
Следовательно, компетенция тесно связана с культурным прототипом: например, культурные и досуговые компетенции рассматриваются как проявление европейской культуры, в то время как русская культура в большей степени коррелирует с духовными компетенциями и общекультурной деятельностью.
3) Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
4) В этом же контексте функционирует и понятие «образовательной компетенции», понимаемой как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» (Хуторской А.В.) [4].
Мини- по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель ...
... активной познавательной и творческой деятельностью всех детей в группе. Современные детские ясли - это место, где ребенок ... необходимое условие действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования. 2. Принципы построения развивающей образовательной среды ДОО ... ребенка, а ребенку `` встать '' на позицию воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ...
В настоящее время нет единого взгляда на понятия компетентности и компетентности в науке. Рассмотрим различные подходы к определению данных категорий.
По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность — это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть [20, с. 85].
Понятие «компетенция» отличается от авторов термином «навык»: «Компетенция — это действие в конкретной ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [16, с. 79].
Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [18, с. 60].
В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач [16].
Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в обсуждаемой теме свидетельствует об уровне образования. В одной из педагогических дискуссий о компетентностном подходе было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределенности.
Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое).
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизводить в учебной ситуации большой объем сложного по своему содержанию материала не может считаться признаком высокого уровня его образованности.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Общая характеристика деятельности Управления образования Тракторозаводского ...
... задач в области муниципального управления в сфере образования. Для достижения цели практики поставлены следующие задачи: дать общую характеристику деятельности Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска; разработать мероприятия направленные на совершенствование деятельности Управления по делам образования Тракторозаводского ...
Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся действовать самостоятельно в ситуации неуверенности в решении актуальных для них проблем. Эта способность также может быть реализована вне школьного образования.
Отметим некоторые особенности такого понимания ключевых компетенций, формируемых школой. Во-первых, это умение эффективно действовать не только в образовании, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идет о умении действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость самостоятельно определить варианты решения проблемы, уточнить ее условия, искать решения и самостоятельно оценивать результаты. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников. (лебедев, интернет)
1.2 Цели образования с позиции компетентностного подхода
Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае — образовательные. Разница в подходах к постановке целей в школьном образовании заключается в понимании сути ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, формирующиеся у школьников.
Однако определение образовательных целей путем описания личных злокачественных новообразований учащихся вступает в конфликт с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к постановке целей в образовании ориентирован на сохранение широкой траектории развития школы. С точки зрения этого подхода, чем больше знаний приобретает студент, тем выше уровень его образования.
Но уровень образования, особенно в современных условиях, определяется не объемом знаний, их энциклопедическим характером. С точки зрения компетентностного подхода уровень образования определяется способностью решать задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Подход, основанный на компетенциях, не отменяет важности знаний, а фокусируется на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели обучения описываются в терминах, отражающих новые способности студентов, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.
И в первом, и во втором случае развитие некоторых личностных качеств, в первую очередь моральных, формирование системы ценностей рассматривается как «конечный» результат обучения.
С точки зрения компетентностного подхода, основным прямым результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций.
Компетентный подход к определению целей школьного образования позволяет согласовать ожидания учителей и учеников. Определение целей школьного образования с точки зрения компетентностного подхода означает описание возможностей, которые ученики могут получить в результате образовательной деятельности.
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются
— Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
По дополнительному образованию «Профессиональные компетенции ...
... Основные характеристики коммуникативной компетенции специалиста по межкультурной коммуникации Для того чтобы общение было продуктивным и способствовало выполнению поставленных целей при общении с людьми, каждый специалист в своей профессиональной деятельности должен обладать ...
- Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
- Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е.
решать аналитические проблемы.
‘
- Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
- Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
- Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
- Научить решать проблемы выбора профессии, в том числе подготовку к повышению квалификации в образовательных учреждениях системы профессионального образования.
Главное — ставить цели школьного образования так, чтобы они были ориентированы на повышение образовательного уровня выпускников.
С позиций компетентностного подхода определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результаты могут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичь только в рамках предмета и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучения других предметов.
Первую группу целей предмета можно охарактеризовать как цели — намерения, иными словами, как цели, определяющие направление движения, а не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и достижения других личных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и «внеклассных».
Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие «станцию назначения», те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определённой познавательной активности самого ученика и ряда других условий).
В составе этой группы можно выделить четыре вида целей:
- цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование общеучебных умений и навыков, коммуникативных и других ключевых навыков, некоторых функциональных навыков);
- цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование читателя как цель изучения литературы);
- цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, обеспечивающих общекультурную компетентность учащихся, их способность разбираться в определённых проблемах и объяснять определённые явления действительности;
- цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля [11].
Выводы к главе 1. 1. Уточнены теоретические основы компетентностного подхода. Категориальная основа которой связана с представлением об интенциональности образовательного процесса. Базовыми понятиями подхода являются компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качество личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Адаптация основной образовательной программы согласно требованиям ...
... выпускника к выполнению профессиональной деятельности и решению профессиональных задач [ 6 ]. Совместная деятельность по разработке базовых образовательных программ, которая позволит совместными усилиями определить требования к уровню образования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и ...
2. Уточнены цели образования в контексте компетентностного подхода. Непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций. Таким образом, определение целей школьного образования означает описание возможностей, которые учащиеся могут получить в результате образовательной деятельности. Цели школьного образования заключаются в следующем: научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность; научить ориентироваться в проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей и т.п.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
2.1. Ключевые образовательные компетенции учащихся и их содержание
Образовательная компетенция, по мнению А.В. Хуторского, — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности [14, с. 62].
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения он развивает некоторые компоненты этих «взрослых» навыков и, чтобы подготовить себя не только к будущему, но и к жизни в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Образовательные навыки распространяются не на все виды деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только на те, которые входят в области общего образования и академические предметы.
Эти компетенции отражают предметно-деятельностный компонент общего образования и призваны обеспечить полное достижение его целей.
Например, студент развивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты после окончания школы, поэтому во время учебы эта компетенция выступает как образовательная.
Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, А.В. Хуторской раскрывает содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции:
- название;тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;социально–практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);смысловые ориентации ученика по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику необходимо быть компетентным);знания о круге реальных объектов;умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;способы деятельности по отношению к ним;минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере компетенции (по ступеням обучения);индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения) [19, с. 62]. Определив понятие образовательных компетенций, следует уточнить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
- ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [18].
Таким образом, ключевые образовательные компетенции материализуются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждого этапа обучения.
Проектная деятельность в детском образовательном учреждении
... образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Следовательно, эта проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом. Объект исследования: проектная деятельность в ... технологий в работу дошкольных образовательных учреждений невозможно реформировать всю систему дошкольного образования. Развитие систем образования ...
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащихся в учебных или других жизненных ситуациях. От этого зависит индивидуальный образовательный путь ученика и программа его жизни в целом.Общекультурная компетентность — это ряд вопросов, в которых студент должен быть хорошо информирован, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность умений студентов в области самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, методической, общеобразовательной деятельности, соотнесенные с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и навыки постановки целей, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебной и познавательной деятельности. Студент осваивает творческие способности продуктивной деятельности: получение знаний непосредственно из реальности, овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения задач. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от предположений, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки студента информацией, содержащейся в академических предметах и образовательных областях, а также об окружающем мире.Коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с близкими и далекими людьми и событиями, умение работать в команде, владение различными социальными ролями в команде. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для овладения данной компетенцией в учебном процессе за студентом каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области закрепляется необходимое и достаточное количество реальных объектов общения и способов работы с ними.Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Эта компетенция включает, например, способность анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личными и социальными преимуществами, овладевать трудовой этикой и гражданскими отношениями. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности [19, с. 63–64]. Перечень ключевых компетенций дан А.В. Хуторским в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. В конце следует сказать, что проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
«Развитие речевых и языковых компетенций на х русского языка ...
... деятельности. По мнению исследователя Е.А.Быстрова, различие между языком и знанием языка условно. Выделение лингвистической компетенции ... академических исследованиях. б) ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Включает знание основ ... принципов, которые позволяют направить всю систему образования на формирование столь необходимых навыков и ...
Вьтс шего образования сибирскш фвдрральнь й унивврситвт
... образования и науки Российской Федерации [2]. Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны и на этом убеждении строит свою работу в рамках реализации государственной молодежной политики ... пространства молодежной политики; 6) выявить проблемные зоны молодежной политики Красноярского края; 7) определить приоритеты и основные направления по совершенствованию молодежной политики на ...
2.2 Методы формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. Во время своей педагогической деятельности мы целенаправленно формируем коммуникативные компетенции. Приведем некоторые приемы по формированию ценностно-смысловых компетенций.
1. Метод дискуссии.
Дискуссия представляет собой совместное решение проблемы. И учебно-воспитательном процессе решает задачи по формированию и развитию способностей к диалогу, умение слушать другого человека, принять его мнение.
2. Метод проектов. На уроках и во внеурочное время мы совместно с учащимися выполняем различные проекты. Проект предусматривает активную работу учащихся в группах над решением какой-либо учебной проблемы, поэтому также имеет возможности в формировании коммуникативных компетенций, таких как способности прислушиваться к мнению другого, умение высказывать свое мнение, находить компромисс и т.п.
3. Работа в парах. Работа в парах позволяет развивать у учащихся способностей к диалогу, взаимопомощи, сотрудничеству.
На уроках мы предлагаем следующие задания учащимся для работы в парах.
Вставить разработки уроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
В связи с этим актуальным становится проблема постановки целей образования. Решить которую можно с позиции компетентностного подхода: цель образования – формирование ключевых образовательных компетенций. Таким образом, определение целей школьного образования означает описание возможностей, которые учащиеся могут получить в результате образовательной деятельности.
Иерархия образовательных компетенций следующая – ключевые компетенции, общепредметные компетенции и предметные компетенции. К ключевым образовательным компетенциям относятся – ценностно-смысловые компетенции, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция и компетенция личностного соврешенстовования.
Технология конструирования образовательных компетенция проходит ряд последовательных этапов — построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебниках.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii/
Алексютина Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге // Учительская газета. — 2002. — №51. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — с. 25-30. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htmБолотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. 10. 2003. — с. 26.Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htmДоманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет–журнал «Эйдос». — 2003. — 24 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, — с. 67.Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. — 5. — 2003.- с. 22-27.Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htmКраевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2005 г.).
— М, 2005. — с. 17-23.Лебелев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. — № 5 – с. 3-12Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. — 2, с.152-154.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., «Когито–Центр», 2002.Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. — 2002. — №36. — http://www.ug.ru/02.36/t24.htmХарламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. — 2002. — №20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htmХуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 1998.