«Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС» статья

Эссе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №139

Эссе

на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации

ФГОС»

Выполнила: учитель ин. яз.

Гирш Лилия Евгеньевна

Нижний Новгород, 2015

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: идет реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление содержания образования, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и грамотного гражданина России. То есть мы должны понимать, что человек в современном мире должен обладать таким качеством, как компетентность. И, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС), основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Т аким образом, сегодня образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество содержания образования». Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).

24 стр., 11940 слов

Стратегический анализ деятельности предприятия: содержание и ...

... комплексной процедурой стратегического анализа предприятия, заслуживающей особого внимания, ... настоящее время стратегическими направлениями деятельности компании являются: ... анализа: strengths - сильные стороны; weaknesses - слабости; opportunities - возможности; threats - угрозы [11, с.25-26]. Основным содержанием СВОТ-анализа выступает исследование характера сильных и слабых сторон предприятия ...

Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения приобретенных навыков в учебном процессе.

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, выделяет следующие основополагающие, или ключевые, компетенции в образовании: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция — это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Поэтому эту группу компетенций можно поставить на первое место. Эти компетенции обеспечивают механизм самоопределения учащихся в учебных и других жизненных ситуациях.

Проводя урок, учитель стремится к тому, чтобы ученик четко понимал для себя, что и как он изучает сегодня, на следующем уроке, и как он может использовать полученные знания в следующей жизни. важно, чтобы преподаватель не передавал знания в готовом виде, а побуждал студентов сравнивать, противопоставлять и противопоставлять факты, в результате чего возникает исследовательская ситуация. При такой организации обучения студент, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает от него новую информацию. Этот вид компетенций особенно эффективно развивается при решении нестандартных и увлекательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведении мини-исследований на основе изучения материала. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, обучая их системе активных мыслительных действий. Информационная компетенция — при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эти компетенции также имеют жизненно важное значение, поскольку они обеспечивают навыки деятельности учащегося в отношении информации, содержащейся в академических предметах и ​​образовательной среде, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция — это знания, навыки и способности, необходимые для понимания незнакомцев и создания собственных программ языкового поведения, соответствующих целям, областям и ситуациям общения. Реализация коммуникативной задачи обучения предполагает формирование языковой деятельности во всех ее видах: чтение, речь, письмо, аудирование. При этом совершенное овладение всеми видами языковой деятельности является необходимым условием общения. Эти навыки формируются на занятиях, во внеклассных занятиях, во время беседы, на экскурсиях. Для развития этого вида компетентности применяются разнообразные виды работ: создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007 А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002 А.К. ... ролевой игры с детьми я заметил, что дети развивают навыки культурного поведения, учатся налаживать общение друг с другом и правильно формулировать просьбу. В свою непосредственную учебную деятельность ...

Социально-трудовые компетенции — означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Это включает, например, способность анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личными и социальными преимуществами, обладать этикой работы и гражданских отношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личного самосовершенствования.

Для развития этого типа компетенции учитель использует задания для развития навыков самоконтроля. Один из приемов развития самоконтроля — контролировать выполнение любого упражнения. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

Таким образом, очевидно, что компетенция — это не предметные умения и навыки, даже не абстрактные мыслительные действия или логические операции, а конкретное, жизненное, необходимое человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. И только сформировав у каждого студента ключевые компетенции, мы сможем достичь цели, поставленной перед нами обществом и государством: воспитать нравственного, ответственного, инициативного и грамотного гражданина России.


Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/chto-takoe-kompetentsiya/

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки РФ,

М., Просвещение, 2014 г.

2. «Фундаментальное ядро содержания общего образования/Российская академия наук, Российская академия образования», под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова, М., Просвещение, 2011 г.

3. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. — № 2. — С. 3-11.

17 стр., 8464 слов

Формирование социокультурной компетенции на старшей ступени обучения ...

... Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 1.1 Социокультурный подход в обучении иностранному языку Попытки изменить содержание школьного образования до сих пор касались ... процессе и проанализировать результаты. Объектом курсовой работы является процесс формирования социокультурной компетенции. Предметом В ходе изучения материала исследования были использованы следующие методы ...

4.Бурцева, JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. — № 8. — С.46-47.

5.Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. — С.136-143

6.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как эффективная основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

7.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal

8. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. — № 4. — С.62-72.

9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — 23 апреля.