В современную эпоху основополагающий принцип разделения властей является одной из важнейших основ структуры и функционирования государственного механизма в огромном количестве стран. В то же время большинство экспертов сходятся во мнении, что признание важности этого принципа отнюдь не является подтверждением факта его абсолютной и буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.
В истории есть много примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одного из них создает сначала впечатление государственного устройства и общественной жизни. Поэтому часто звучит мнение, что для реализации прочного общественного строя нужна сильная рука. В свое время А.И. Герцен отмечал, что «как ни странно, но практика показывает, что людям легче нести бремя насильственного рабства, чем дар чрезмерной свободы”.
Другое общественное мнение состоит в том, что эта «рука» уже завела общество в самые темные тупики и единственная приемлемая альтернатива этому порядку — радикальное изменение «правого», то есть последовательное и стабильное построение правового государства.
Данная курсовая работа посвящена изучению такого государственного феномена, как исполнительная власть, а именно форм и методов ее функционирования. На сегодняшний день концепция исполнительной власти в Республике Казахстан претерпела радикальные изменения. Совершенно по-новому определено ее место в системе государственных органов, изменены принципы формирования органов исполнительной власти и сама структура исполнительной власти, а также формы и методы государственного управления. Однако, несмотря на огромную работу, проделанную в рамках демократизации нашего общества и, в частности, исполнительной власти государства, остается еще много вопросов, требующих глубокого исследования и размышлений. В курсовой работе будут затронуты различные аспекты, связанные с формами и методами государственного управления в Республике Казахстан. Мы исследуем как теоретические вопросы, связанные с функционированием органов управления, так и практические аспекты.
Для наиболее полного изучения выбранной темы будет использована имеющаяся в этом разделе научная литература. Наибольший интерес, с нашей точки зрения, здесь представляют такие монографические издания таких авторов как Сапаргалиев Г.С., Зиманов З.С., Назарбаев Н.А., Джунусова Ж.Х., Котов А.К. и других. Кроме того, всесторонне изучая затронутую тему нами будут проанализированы действующие нормативные акты в области государственного строительства, касающиеся организации и функционирования исполнительных органов государства, их взаимодействия как внутри исполнительной системы, так и с другими ветвями государственной власти.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления
... судебную власть. В 17-м в. местное управление бюрократизируется:устанавливается система приказно — воеводского управления на местах. Воевода, назначенный центральной властью, первоначально контролировал губные и земские органы, не вмешиваясь в их сферу деятельности. Считается, что развитию местного самоуправления ...
Глава 1. Понятие и сущность форм государственного
управления. Организационные и правовые
формы управления
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без менеджмента. В широком смысле означает намеренное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. Причем во всех системах и процессах, происходящих в природе и в обществе, обнаруживается то или иное проявление управленческого влияния прямой и обратной связи. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Государственное управление — это организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов над развитием экономической и культурной сфер и других сфер государственной жизни.
В течение многих лет в СССР и, как следствие, в Казахстане использовались понятия «государственное управление», «управление государственными делами», государственное управление, которые часто ассоциировались с понятием «исполнительные и распорядительные органы”. Часто последнее отождествлялось с понятием «руководящие органы”. При реформированиях управления были разные подходы. Согласно действующей Конституции, понятия «исполнительная власть» и «органы исполнительной власти» стали обычным явлением”. В законах используется понятие «государственное управление», которое в основном осуществляется органами исполнительной власти: правительством, министерствами, местными исполнительными органами. Но на законных основаниях в нее входят и другие органы, так как сложные объекты управления требуют сложных методов воздействия.
Таким образом, государственное управление делами осуществляется через систему органов государственного управления, которые обычно называются исполнительной властью.
В отличие от законодательной власти, носящей первичный. Верховный характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это также происходит из самого понятия «администрирование», дословный перевод которого звучит как «служить для”.
Таким образом, исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и действия компетентных органов основаны на законе, не должны противоречить ему и направлены на обеспечение соблюдения закона.
Современная наука определяет эти основные характеристики исполнительной власти в ее универсальном и объективном характере. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательной и от судебной власти. Другой признак означает, что исполнительная власть, даже в отличие от законодательной и судебной, имеет разное содержание, поскольку базируется на человеческих, материальных, финансовых и иных ресурсах, использует инструмент продвижения услуг и систему стимулов. В руках исполнительной власти находится грозная сила, потому что существование государственной власти выражается именно в ее должностных лицах, армии, администрации и судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции (или как у нас в государстве полиции).
Правительство РФ его структура и компетенция
... предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации. Правительство - коллегиальный орган, он принимает решения большинством собраний и оформляет их в виде постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ — подзаконные акты. Они издаются на ...
Эти признаки, в частности, содержательный и «принудительный» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации государственной власти исполнительной властью. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство — правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Это означает, что исполнительная власть является подчиненной вторичной ветвью государственной власти, которая имеет универсальный, содержательный и организационный характер и направлена на обеспечение исполнения законов и иных актов законодательной власти.
Исполнительная власть осуществляется государством через правительство и его местные органы, которые определены как органы управления. Правительство осуществляет высшее политическое руководство и общее руководство делами компании. Правительственная власть может осуществлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство действует как группа советников, ближайших к главе государства — президенту, и полномочия правительства проистекают из полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе социальной процедуры с участием парламента. Как правило, он должен пользоваться поддержкой парламентского большинства и иметь собственные полномочия.
Правительство призвано гарантировать охрану существующего общественного порядка, защиту внешних интересов государства, выполнение экономических, социальных и других функций в сфере государственного управления. Правительство назначает высшие военные и гражданские должности и отвечает за административный аппарат.
Наиболее важные решения, влекущие за собой правовые последствия и ответственность за их исполнение, принимаются правительством в форме постановлений. Помимо самих регулирующих полномочий, правительство может иметь право принимать делегированные законы. Большинство правительств имеют право законодательной инициативы и могут иметь решающее влияние на законодательный процесс.
Правительство, как правило, обременено курсом и проводимой управленческой деятельностью. Солидарную политическую ответственность.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно управление местными делами поручается назначенному представителю центрального правительства: губернатору, префекту, акиму. Он руководит аппаратом местного самоуправления, который является частью аппарата государственного управления. В случае если управление осуществляется выборными органами, они обладают определенной независимостью от центральных органов исполнительной власти. Система местного самоуправления или муниципальная система включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы представляют собой муниципальную или муниципальную администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
... исполнительными и административными органами. Это несоответствие объясняется тем, что термин «самоуправление» стоит за термином «управление». Это соответствует заголовку Раздела V Конституции, но не соответствует текущей ситуации. Закон Республики Беларусь «О местном управлении ...
Исполнительная власть в Казахстане — относительно независимая ветвь единой государственной власти, которая тесно взаимодействует с ее законодательной и судебной ветвями. внешне он представлен системой государственных органов, в которую входят: Правительство Республики Казахстан, министерства, государственные комитеты и ведомства республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.
Органы исполнительной власти разрабатывают основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организуют их осуществление; организуют управление государственной собственностью; вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняют иные функции, возложенные законодательством республики.
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законом они обладают государственными и властными полномочиями, включая издание нормативных актов и их выполнение. В целом эти органы наделены широкими полномочиями независимого законодателя, правоохранительных органов и правоохранительных органов. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении
Центральные исполнительные органы являются органами особой компетенции и вместе с государством входят в структуру исполнительных органов. К ним мы относим отраслевые и межотраслевые (функциональные) органы. Их структура по предложению премьер-министра определяется Президентом РК.
В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются:
1. министерство РК;
2. государственный комитет РК;
3. комитет, главное управление, комиссия, агентство республики и иной республиканский орган государственного управления, не входящий в состав правительства;
4. комитет, департамент, агентство, а также иной орган государственного управления при министерстве, государственном комитете республики. Они обобщенно называются ведомством.
Такие центральные государственные органы, как Комитет государственной безопасности Республики Казахстан, не входят в систему центральных исполнительных органов республики. Они напрямую подчиняются и подотчетны Президенту Республики Казахстан.
Все центральные органы исполнительной власти, кроме перечисленных выше, находятся в ведении правительства. Он руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и других центральных и местных исполнительных органов.
Местные исполнительные органы — местное самоуправление, поскольку органы местного самоуправления осуществляют руководство во всех сферах жизни общества.
В соответствии с Законом “О местных представительных и исполнительных органах в Республике Казахстан” от 10 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов исполнительной власти на местах составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения и службы. Как уже было сказано, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан.
Организационно-правовое и документационное обеспечение управления ...
... дипломной работы заключается в выявлении особенностей организационно-правового и документационного обеспечения управления государственного органа на примере УВД г. Усть-Илимска. Исходя ... выбранной темы обусловлена недостаточной проработкой проблемы документального обеспечения управления в государственных органах. Решение проблемы документооборота в современных условиях позволит целенаправленно ...
Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и правительства Республики (п.3 ст. 87 Конституции РК).
Число заместителей акима, система отделов. Департаменты и другие подразделения определяются в соответствии со схемой управления областью, районом, городом, утверждаемой соответствующим маслихатом по представлению акима. Аким местной администрации и его заместители. А также руководители отделов. Департаменты и другие службы администрации не могут быть депутатами маслихата любого уровня.
Аким областей, городов республиканского значения назначается Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра. Аким остальных административно-территориальных единиц назначается вышестоящим по отношению к ним акимом. (п.4 ст. 87 Конституции РК).
В своей деятельности аким контролируется и подотчетен вышестоящему акиму и президенту.
Таким образом, в государственном управлении наблюдается позитивная, организационная и созидательная деятельность органов исполнительной власти в управлении экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением и охраной общественного порядка.
Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов и т.д.) и деятельности органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.).
Глава 2. Понятие и сущность методов государственного
управления
В последние годы в Казахстане резко снизился интерес к менеджменту в самом широком смысле, касается ли это государственного управления в целом, а также отраслей и сфер, управления производством и административного аппарата. Идея государственного управления особенно критически воспринимается как противоречащая предполагаемой новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Но происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается о рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании. [5]
Для государственного управления и регулирования характерны в современных условиях следующие методы:
- а) общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе и во исполнение закона приходит на смену командному и оперативному воздействию;
- б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
- в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;
- г) определение порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
- д) налогообложение;
- е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;
- ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;
- з) осуществление надзорных функций.
В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.
Управление государственным и муниципальным долгом (2)
... курсовой работы – исследование теоретических подходов и практики управления государственным и муниципальным долгом в РФ. Задачи курсовой работы: изучить теоретические и нормативно-правовые основ управления государственным (муниципальным) долгом в РФ; охарактеризовать содержание и особенности мировой практики управления государственным долгом; ...
В качестве иллюстрации основных методов государственного управления и применения их на практике можно привести Положение о Министерстве сельского хозяйства РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В котором, указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством РК и подчиняется непосредственно Правительству. В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности — сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:
- обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
- подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
- содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
- развитие разнообразных форм хозяйствования и пр.
Управление сегодня связано с работой профессионального персонала. Поэтому столь важно регулирование государственной службы и борьба с бюрократизмом и коррупцией.
Управление есть целенаправленное воздействие, рассчитанное на получение результатов. Такая ориентация крайне необходима. Управлению присущь и такой элемент, как контроль. Его назначение — быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” — с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат — ослабевание государственности.
Среди мощных средств в преодолении этих кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем, что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.
В нашей стране контроль рассматривается как одна из функций государства. Он призван:
- во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;
- во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;
- в-третьих, необходимо придать контролю демократический гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;
- в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;
- в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты и он будет обладать мощной правовой основой.
Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее государственное управление нуждается не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .
Курсовая работа управление государственной службой
... управления. 1.2 Принципы государственной гражданской службы Государственная гражданская служба основана на следующих принципах: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы ...
Глава 3. Акты государственного управления
Государственная, в том числе и исполнительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах.
Под правовым актом управления теория права понимает — основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее — носит императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).
Современная теория административного права наделила административные органы управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.
Индивидуальные акты применения могут издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.д.).
Смешанные акты управления — это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления.
Cистема субъектов трудового права, их правовой статус, закрепленный ...
... его создал, считаются субъектами юридических отношений, будут подчиняться закону. Такое понимание о субъектах относится к любой отрасли права. Тема дипломной работы cубъекты трудового права и их правовое положение, т.е. в целом их ...
Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида. Правительство в рамках своей деятельности правомочно принимать постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления — приказы, постановления и инструкции.
Органы местного государственного управления для реализации своих полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Так акимы принимают, согласно ст. 88 Конституции решения и постановления. При этом на уровне административно-территориальной единицы воспроизведена ситуация, характеризующая отношения между высшими органами государственной власти: проекты финансовых решений маслихатов должны быть одобрены соответствующим акимом. Отмена не соответствующих Конституции и законодательству Республики Казахстан решений маслихатов и акимов осуществляется в судебном порядке. Кроме этого, акты акимов могут отменятся Президентом, Правительством, либо вышестоящим акимом.
В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления, то есть правовой акт предполагается юридически сильным до того момента пока он не будет отменен в установленном законом порядке.
Кроме того, для того, чтобы правовой акт полноправно выполнял свою функцию регулирования общественных отношений он должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Он должен быть законным:
- а) соответствовать Конституции РК, законам и другим актам;
- б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;
- в) не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.
2. Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке.
3. Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме.
Если правовой акт не удовлетворяет перечисленным требованиям он должен быть отменен.
Итак, мы рассмотрели основные формы волеизъявления государственных управленческих органов и пришли к выводу, что государственный аппарат обладает широким спектром правовых форм управления. Однако в своей деятельности исполнительные органы не всегда правомерно используют их. Так нередко акимы принимают правовые акты, выходящие за пределы их компетенции. А отменить такой акт, от которого страдает в первую очередь рядовой гражданин, к сожалению, бывает значительно труднее, чем принять. Так, например, акимом Астаны принято постановление, запрещающее бесплатный проезд в общественном транспорте работникам внутренних дел. По сути данный нормативный акт противоречит Закону “Об органах внутренних дел”. Однако, несмотря ни на что он продолжает действовать и по настоящее время.
Заключение
Завершая свою работу, хотелось бы выделить те проблемы которые стоят сегодня перед государственным управлением и которые следует решать в первую очередь в процессе модернизации управленческой деятельности.
В Казахстане период модернизации управления совпал с реформированием экономики — и это стало определяющей составной совершенствования государственного аппарата. Сокращение государственного сектора экономики требует менее обширной сети государственных управленцев. Что определяет принцип экономичности формирования государственного аппарата. Общеизвестно, что недорогое государство и недорогая управляющая власть по сердцу всем гражданам. Сейчас люди становятся достаточно грамотными и обеспокоены судьбой государства, непроизводительными затратами. Следующая ступень развития — это становление активного гражданина, болеющего за свою страну, её интересы; повышение благосостояния наших граждан.
Управление государственными финансами: сущность и органы управления ...
... реализацию государственных и муниципальных функций; ×аккумуляция и использование финансов государства и муниципальных образований (управление) на централизованной основе. Особое значение имеет определение роли финансов в ... в конечном итоге, социальной стабильностью во многом зависит от эффективности финансового управления и бюджетной политики на уровне местного самоуправления. Целью курсовой работы ...
Во-вторых, в настоящее время остро стоит проблема профессионализма государственной службы. Повышение профессионального уровня работников государственного управления является одним из условий построения профессионального государства.
В-третьих, государственное управление сегодня ограждено от контроля со стороны народа, что противоречит принципам демократического государства. Поэтому представляется немаловажной и требующей быстрого решения проблема демократизации государственного управления на местах.
Существует еще много вопросов, которые следует затронуть при реформировании системы государственного управления. Однако выявление их всех невозможно в рамках данной работы и требует более детального рассмотрения.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/mehanizm-upravleniya-predpriyatiem/
1. Конституция (Основной закон) РК.
2. Кодекс Каз.ССР от административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями на 1995 г.), Алма-ата, 1987.
3. Указ Президента от 26.10.94 “Об актах Президента РК”.
4. Конституционный закон РК от 16.12.91 года “О государственной независимости РК”.
5. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 18.12.95 года “О Правительстве РК”.
6. Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 26.12.95 года “О Президенте РК”.
7. Закон РК от 10.12.93 года (с изменениями и дополнениями) “О местных исполнительных представительных и исполнительных органах РК”.
8. Указ Президента РК от 10.10.97 года “О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в РК”.
9. Административное право. Общая и Особенная часть. Учебник. / под ред. А.П.Корнеева М., МВШ МВД СССР, 1986.
10. Бахрак Д.Н. Административное право М., 1993.
11. Формы гос.управления. Монография. М., Институт государства и права АН СССР, 1983 .
12. Бахрак Д.Н. Формы госуправлени. Сов. гос-во и право, 1983, №4.
13. Проблемы совершенствования административных методов управления органов внутренних дел. Сборник научных трудов Киевской высшей школы МВД СССР, 1987.
14. Теория права и государства: Учебник/ Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- М.: Право и Закон, 1996. С. 327.
15. Основы государства и права Республики Казахстан: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Алматы, 1997.
16. Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии: Монография. — Алматы, 1996.
17. Уваров В.Н. Государственная служба. — Алматы, 1996.
1 Герцен А.И. Собр.соч., т.ХХ. кн.2, с. 520.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. — М., 1995. С. 102.
Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.), М., 1990.
Теория права и государства: Учебник/ Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- М.: Право и Закон, 1996. С. 327.
Сапарбаев Б. Власть на местах // Мысль. 1997. № 1. С.6.
Правительство, министерство и ведомство в зарубежных странах. М., 1994.
Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х. Управление по результатам. М., 1993.
Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ (вопросы конституционного права).
— Алматы. 1996. С. 160.