Правоохранительная деятельность как функция правового государства

Эссе

В настоящее время, наряду с политическими и экономическими преобразованиями в России, активно идет процесс правовой реформы, конечной целью которой является построение демократического государства. В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Провозглашение Российской Федерации демократическим государством означает прежде всего то, что единственным источником власти в России является народ, который эту власть сам и осуществляет как непосредственно, так и через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Определение Российской Федерации как правового государства подчеркивает, что, прежде всего, принципы права превалируют в ее организации и деятельности.

Задача формирования в нашей стране правового государства стала серьёзно обсуждаться только в конце 80-х гг., когда наметились перемены в общественном строе. Ранее теория верховенства закона отвергалась коммунистической идеологией как буржуазная, и пропагандировалась только социалистическая законность, понимаемая как строгое соблюдение всеми гражданами и организациями императивного государственного порядка. По крайней мере, наивно связывать теорию верховенства закона с буржуазной идеологией.

Принцип правления законов

Цицерон Марк Туллий сыграл важную роль в развитии теории верховенства закона. В своей работе «О государстве» он сказал: «.. если люди не согласны уравнять собственность, если умы всех людей не могут быть одинаковыми, то в любом случае должны соблюдаться права граждан одного государства быть таким же. Да что такое государство, как не общий правопорядок».

Человеческая мысль на протяжении многих веков стремилась решить эту фундаментальную проблему. Многие философы и правоведы обратились к теории верховенства права, развивая ее, интегрируя с новыми положениями. С начала 90-х гг. наша юридическая наука стала развивать проблему нового правопонимания.

Характерными чертами правового государства являются:

I. Верховенство закона.

II. Приоритет общественных интересов

III. Высшая ценность прав человека и их неотчуждаемость.

В Конституции РФ реализованы основные международные декларации, пакты и стандарты ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Принят ряд федеральных законов, защищающих права человека и гражданина в России, например, ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Семейный кодекс РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», и др. нормативные правовые акты.

6 стр., 2589 слов

Законы, принципы и перспективы развития криминалистической методики ...

... преступлений проявляется как в постоянном расширении использования достижений естественных и технических наук в правоохранительной деятельности, так и в разработке юридическими науками, включая криминалистику и ее ... и субъективного права, верховенства закона и правоотношений, единство существующих институтов и отраслей права. В трудах известных ученых по исследованию принципов права, наряду с ...

Следует иметь в виду, что в ч. 4. ст. 15 Конституции РФ прямо записано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, «признание и защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого глобального подхода реализация этих прав и свобод невозможна».

IV. Разделение властей.

V. Уважение верховенства закона как цель правоохранительной деятельности.

Уважение верховенства закона — это не только цель правоохранительной деятельности, но и одна из функций государства в целом. Поскольку защита правопорядка, прав и свобод граждан является общей функцией государства, в принципе все государственные органы должны быть заинтересованы в ее выполнении. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с борьбой с преступностью и другими правонарушениями, намного значительнее, чем это признавалось в прошлые годы.

Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав. Для понимания критериев, которым следует руководствоваться при отнесении определенных государственных органов к правоохранительным, очень важно понимать признаки деятельности, получившей название правоохранительных.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков:

17 стр., 8325 слов

Наследственное право Республики Казахстан

... революции был принят знаменитый «Указ об отмене права наследования», в котором отцы советского государства и закона пытались реализовать идею полного отказа от наследства. Несомненно, однако, что Декрет резко ограничил возможность ...

Таким образом, правоохранительная деятельность – это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами государства путём применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.