Разработка содержания профессионального обучения

Курсовая работа

Система профессионального образования — это социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социокультурную предысторию, свою логику развития. Любая попытка его распустить или подчинить другим системам образования не приводит ни к чему, кроме разрушения, и ведет к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции. Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в различных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного для нашего времени.

Существующая система профессионального обучения смогла в определенной степени адаптироваться к трудным условиям социальных преобразований. В целом сеть образовательных учреждений сохранилась, преподавательский состав стабилизировался, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.

В то же время существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, в первую очередь среднего образования, не в полной мере отвечает его потребностям. Практически была разрушена система обучения рабочих на производстве.

Актуальность исследования обусловлена ​​тем, что переход России к рыночным отношениям поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях содержания профессионального образования.

эти преобразования целесообразно представить в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствования существующей системы образования и формирования новых концептуальных подходов и условий формирования профессионального образования. Новая система профессионального обучения предполагает развитие и формирование личности человека как профессионала на всю жизнь.

Актуальной проблеме подготовки и переподготовки специалистов для экономики и государственного строительства Российской Федерации было посвящено заседание Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2007 года, на котором В.В. Путин заметил: «Российская экономика, которая сегодня находится в постоянном росте, нуждается, прежде всего, в инженерно-технических кадрах, рабочих специальностях. Их дефицит уже сильно ощущается в строительной сфере, в инфраструктурном комплексе и в некоторых других сферах. Система подготовки кадров, структура его управлений, специальностей и профессий должны соответствовать современным запросам рынка труда. При этом вся система профессионального образования должна стать более вариативной, гибкой и мобильной. Он должен быть готов своевременно реагировать на меняющиеся потребности рынка и экономики».

10 стр., 4683 слов

Система профессиональной подготовки социального работника

... профессиональных навыков этих людей. Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. В то же время появилась новая интегративная профессия «социальный работник» ... образования; д) работа в службах занятости. Как сотрудники соответствующих служб, социальные работники и социальные ... точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен ...

Согласно экспертной оценке, в настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три коренные проблемы.

Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей, стимулирует безработицу, а в результате делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

Резкие деформации структуры и объема обучения, которые явно не соответствуют реальным потребностям рынка труда. На рынке труда ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих, способных работать на современном оборудовании с использованием современных технологий.

Крайняя неэффективность использования бюджетных средств из-за некачественной подготовки во многих профессиональных учебных заведениях «специалистов» по ​​конъюнктурным специальностям, не принципиальным для данного учреждения.

Целью курсовой работы является разработка содержания профессионального обучения.

Задачи:

Изучить понятие и сущность профессионального обучения.

Изучить подход к формированию профессионального обучения.

Разработать план и методическое обеспечение профессионального обучения.

Разработать инструкционную карту.

Предмет: содержание профессионального обучения.

Объект — профессиональное обучение.

Глава 1. Теоретические основы профессионального образования

1 Понятие и сущность профессионального образования

Понятие «профессиональная подготовка» происходит от слов «профессия» и «имидж». Под профессиональным образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности в выбранной ею профессии; процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель).

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена ​​на удовлетворение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. В последнее время возрастает занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), в налогово-бюджетной сфере, в управлении персоналом. Развитие малого бизнеса не только расширяет использование персонала со средним профессиональным образованием, но и открывает специалистам среднего звена принципиально новые возможности для самостоятельного создания рабочих мест.

Профессиональное образование является особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением в определенной области знаний.

12 стр., 5784 слов

Содержание профессионального образования и обучения, принципы ...

... способствующие развитию личности и вхождению человека в общество. Содержание профессионального образования - это система знаний, навыков и умений, опыт профессиональной деятельности, который позволяет всесторонне развивать ... 17 вв. стало актуальным. Профессиональное обучение начинает влиять на экономическое и социальное развитие общества. Дети участвуют в трудовой деятельности на фабриках и в ...

Приступая к работе с проблемой профессионального обучения, крайне важно как можно точнее зафиксировать позицию, которая формализует и организует эту работу. Образование — слишком большой и сложный предмет для того, чтобы рассчитывать на его легкое освоение; тщательнейшее рефлексивно-методологическое сопровождение здесь не роскошь, а средство жизнеобеспечения.

Целью профессиональной подготовки является обеспечение профессионального развития личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценному профессиональному менеджменту, производственно-технологической, научно-методической деятельности, исследованиям.

Задачи:

  • формирование у выпускника учреждения профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
  • гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;
  • развитие творческого потенциала его личности;
  • воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

2 Содержание профессионального обучения

Содержание обучения включает знания в тесной связи с навыками, опытом, творческой деятельностью и эмоциональным отношением к миру. Его характер и объем определяются социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии со своей особой культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Содержание обучения относится к определенной информации, используемой в процессе обучения. Содержание обучения включает четыре основных элемента: знания, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к реальности. Весь набор образовательной информации определяется социальным заказом образовательной системы индивидом, обществом и государством и адаптирован, адаптирован к условиям этой образовательной системы. Каждая историческая эпоха, развивая свою культуру, создавая свои педагогические теории, последовательно реконструирует содержание образования.

Основными документами, определяющими содержание образования в современных системах образования, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем.

Содержание специального образования лает человеку, обладающему необходимыми знаниями и умениями в конкретной сфере деятельности.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

22 стр., 10599 слов

Профессиональный стандарт педагога – Доклад : “Профессиональные ...

... учителей в решение проблемы повышения качества образования. 3. Содержание профессионального стандарта педагога 3.1. Часть первая: обучение Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в ...

  • дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает внимательное рассмотрение тех существенных различий, которые всегда существуют между определенной наукой и соответствующим академическим предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки как набором понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве отбора, отбора им той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;
  • Психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения необходимо обязательно учитывать психологические особенности обучающихся, их возрастные особенности и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

  • обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;
  • содержание обучения должно соответствовать поставленным перед системой образования социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры, уровнем развития науки.

Содержание образования, определяемое его задачами, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителей содержания образования». Среди них главными являются:

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

— Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом список дисциплин обычно делится на циклы социально-гуманитарных дисциплин, естественных наук, специальных дисциплин и других. По соотношению времени, отведенного на изучение этих циклов, можно судить о целевых настройках этой образовательной системы. Таким образом, увеличение времени, уделяемого гуманитарному циклу, свидетельствует об ориентации цели на гуманизацию и демократизацию, что и характеризует российское образование на данный момент.

4 стр., 1526 слов

Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания ...

... как схожие образовательные ситуации предполагают использование педагогом различных форм в соответствии с целями обучения и ориентацией на развитие навыков и профессионального самосознания и компетенций ... К. Роджерсом. Он выделил важные подходы в образовании, которые создают условия для личностноориентированного обучения: содержание обучения должно быть наполнено проблемами, в которых заинтересованы ...

Создавая и внедряя стандарты, государство осознает свою ведущую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений, независимо от формы собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Государственный образовательный стандарт — это своего рода гарантия качества обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Название «Государственные образовательные стандарты» применялось к образовательным стандартам, принятым до 2009 года». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обязателен для использования во всех государственных аккредитованных вузах Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенных в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными причинами введения стандартов нового поколения стало:

  • по завершению обучения в ОУ профессионального образования большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию;
  • отсутствие мобильности ОУ в части изменения содержания образования;
  • частичная, а не полная ориентация ОУ на потребности рынка труда;
  • необходимость перехода на ключевые компетенции обучающегося, а не на приобретение суммы знаний;
  • высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации;
  • появление новых профессий на рынке и не готовность ОУ готовить специалистов по ним.

Реализация ФГОС в перспективе должна обеспечить:

16 стр., 7705 слов

ВЫПУСКНАЯ по программе профессиональной переподготовки «Педагогика ...

... дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 59-62. Цель выпускной аттестационной работы: Задачи: ... с обновлением системы образования, с введением новых федеральных образовательных стандартов, с развитием ... некоторые могут быть обнаружены в профессиональных учебных заведениях, а иные нет. ... важных тем, которые представляются учащимся. Содержание часто выбирается для широкого обзора, ...

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ и подпрограмм основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена структура ФГОС включающего 3 вида требований: к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной профессиональной образовательной программе (ОПОП):

  • Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) (к общим, и профессиональным компетенциям, а также умениям, знаниям и практическому опыту обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

— Второе требование ФГОС: требования к структуре основных профессиональных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.)

Стандарты третьего поколения: содержат инвариативную часть,- 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются учебным заведением.

Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

В чем еще различие ГОС и ФГОС. Вернемся вновь к стандартам второго поколения. В них были независимые блоки дисциплин (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД) с четко определенным перечнем самих дисциплин, их содержанием, а также раздел практика. Причем преподаватель часто не задумывался, а иногда даже не знал, к какому блоку дисциплин относится его дисциплина, как дисциплины этого блока соотносятся друг с другом, как его дисциплина влияет на качество профессиональной подготовки. Главное было передать содержание вашей дисциплины, как это определено стандартом. профессиональное обучение стандарт занятие

— Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Чтобы упростить эту работу, государство обычно предлагает аналогичным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои планы работы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

6 стр., 2680 слов

Основные методы и содержание профориентационной работы

... Основными результатами работы являются 1. Изучение теории профориентации, включая рассмотрение объектов и принципов профориентации. 2. Изучение методологии, используемой в профориентационной работе. ... Объектом исследования в данной работе является содержание профориентационной работы и основные формы ее реализации. ... в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении для различных трудовых ...

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебная программа — это приложение Госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

— Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. он заполняется по каждому из предметов, включенных в учебный план и на основании государственного стандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основная часть программы — это список тем для изучения с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются факультетами вузов, школьными дисциплинарными ассоциациями и являются основными руководящими документами в педагогической работе.

Одним из современных нововведений в этом вопросе является предоставление отдельным педагогам права создавать альтернативные учебные программы в одном и том же учебном заведении с учетом особенностей студенческих групп разного уровня развития и характера интересов. Однако способы применения этих программ на практике все еще недостаточно развиты.

— Учебник — еще один из главных носителей содержания обучения. В учебнике подробно отражено содержание обучения по конкретному предмету. Учебник создается по стандарту и графику по данной дисциплине, который обычно заверяется соответствующей печатью государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в бумажном, но и в электронном виде. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

  • информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
  • обучающую, с помощью, которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого.

С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:

контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

39 стр., 19331 слов

«Организация работы с документами в

... в работе секретаря: как работать с документами и информацией // Секретарское дело. - 2017. - № 3. - С. 55-62. Родионов И.В. Организация делопроизводства в органах управления и учреждениях здравоохранения ... документационным обеспечением управления; 2. Выявить нормативную базу делопроизводства в областном государственном автономном учреждении здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи №2» 3. ...

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. признается необходимость комплексного применения различных типов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, поскольку каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на важность содержания образования для общих результатов учебной деятельности, этот фактор все же не является самым важным. Признано, что из трех основных факторов, влияющих на качество образования — качество работы учителя, уровень активности студентов и содержание обучения — последний фактор занимает лишь третье место по значимости. Во-первых, эффективность учителя. учитель — центральная фигура всего образовательного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакой закон и никакая программа, никакой искусственный институциональный механизм, как бы ловко он ни был изобретен, не может заменить человека в вопросах образования».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего, прежде всего, зависит общая эффективность любой системы образования.

3 Критерии и принципы отбора профессионального обучения

Основными принципами формирования содержания образования являются следующие (В. В. Краевский):

— Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности предполагает включение в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

  • Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.
  • Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

— Принцип гуманитаризации содержания образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Содержание образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

3 стр., 1186 слов

Курсовая работа профессиональное обучение персонала

... систему обучения, и какие методы выбрать?» «Обучение персонала — это основной путь получения профессионального образования. Это ... Обучение персонала основано на использовании различных методов обучения. Есть несколько определений методов обучения персонала, которые очень похожи по содержанию. ... практическим занятиям и самостоятельной работе [7]. Несомненно, активные методы обучения включают в себя ...

— Принцип фундаментализации содержания образования предполагает интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Для отбора содержания образования в педагогике разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабанский).

  • Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
  • Критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.
  • Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
  • Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
  • Критерий учета международного опыта построения содержания образования.
  • Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной образовательного учреждения.

Глава 2. Разработка содержания практического занятия по дисциплине «Операционные системы и среды»

1 Проектирование учебного занятия на тему «Установка ОС ubuntu»

Тема урока: Установка ОС ubuntu

Цели урока:

Образовательная цель:

  • Формировать навыки установки операционных систем семейства Linux;
  • Научить правильности и последовательности установки операционных систем семейства Linux;

Развивающая цель:

Развивать умение установки ОС:

  • Выделять главное в проблеме (последовательность и правильность установки);

Воспитывающая цель:

Содействовать развитию необходимых личностных качеств: воли, целеустремленности, ответственности, собранности, аккуратности.

Содействовать развитию следующих специальных способностей: аналитическое мышление, усидчивость;

Тип урока:

Урок изучения трудовых (производственных) приемов и операций.

Методы обучения:

Наглядно — практический

Материально-техническое оснащение урока:

ПК.

Инструкционная карта.

Проверка явки учащихся, проверка внешнего вида.. Вводный инструктаж (40 — 50 минут):

Сообщение темы занятий «Установка операционных систем семейства Linux».

Ознакомление учащихся с целями и задачами занятия.

Показ и объяснение трудовых приемов и действий в последовательности выполнений работы согласно инструкционной карте и разработанной презентации;

  • проверить наличие установочного CD, указать на особенности требований различных ОС к файловой системе и особенности параметров установки, организацию рабочего места, выполнение требование ТБ, обратить внимание на подготовку учащихся.

проверить правильность выполнения технологического процесса, соблюдение техники безопасности, повторно указать на особенности установки системных компонентов.

проверить правильность выполнения технологического процесса, проверить правильность ведения самоконтроля.

проверить правильность выполнения технологического процесса, проверить правильность ведения самоконтроля, организацию рабочего места, соблюдение требований ТБ, указать на особенности проверки функционирования ОС

Наглядная демонстрация сборки ПК:

Выбор языка установки

Выбор часового пояса

Выбор раскладки клавиатуры

Разметка дискового пространства

Создание учетной записи

Установка операционной системы

Инструктаж по ТБ:

Требования безопасности перед началом работы

  • Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
  • Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви.
  • Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
  • Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
  • Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
  • Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
  • Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
  • Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
  • Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы

  • С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры
  • При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю
  • Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
  • Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель
  • Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку
  • Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея
  • В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

Запрещается

  • Эксплуатировать неисправную технику
  • При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
  • Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
  • Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
  • Касаться автоматов защиты, пускателей,
  • Во время работы касаться труб, батарей
  • Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
  • Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
  • Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
  • Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
  • Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
  • Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
  • Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
  • Быстро передвигаться по кабинету
  • Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
  • Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
  • Работать при недостаточном освещении
  • Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя

  • Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование
  • Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)
  • Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру
  • Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы
  • Пользоваться преподавательским компьютером

Требования безопасности по окончанию работы

  • По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась
  • Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

Ответственность за нарушение правил техники безопасности

  • При нарушении техники безопасности учащемуся будет объявлен выговор, взыскание вплоть до отстранения от работы за оборудованием
  • При регулярных нарушениях техники безопасности учащийся будет отстранён от занятий информатики вплоть до исключения из учебного заведения. Текущий инструктаж: (200 — 240 минут):

Самостоятельная работа студентов с

Выбор языка установки

Выбор часового пояса

Выбор раскладки клавиатуры

Разметка дискового пространства

Перенос настроек других операционных систем

Установка операционной системы

Целевой обход мастера:

Указать на особенности требований операционных систем к комплектующим ПК, необходимости соблюдения ТБ, последовательность и правильность установки ОС.

Целевой обход 1 — Запуск среды установки и выбор параметров установки.

Целевой обход 2 — Разметка дискового

Целевой обход 3 — Установка основных пакетов программ и создание учетной записи.

Целевой обход 4 — Первый запуск. . Заключительный инструктаж (45 — 50 минут):

Подведение итогов работы за учебный день. Цель

Назвать цель сегодняшнего урока и как она достигнута.

Разобрать причины наиболее типовых ошибок в работе учащихся:

  • Неверная разметка разделов HDD;
  • Неккоректная запись загрузочного сектора;
  • Неккоректная настройка сетевых компонентов ОС;. Задание на дом и уборка рабочих мест (5 минут).

Реализовать установку другой ОС: заснять на видео с пояснение операций или реализовать аналогично выданной на уроке

2 Разработка методического обеспечения практического занятия

Инструкционная карта «Установка операционной системы Ubuntu»

Как только вы записали ISO-файл, загруженный c официального Web-сайта Ubuntu <#»724301.files/image001.gif»>

Шаг 2 из 8: Выбор часового пояса

Нужно выбрать ваш часовой пояс. Можно либо просто щёлкнуть в нужном месте на карте, либо выбрать регион или крупный город, находящийся в вашем часовом поясе

. Установив часовой пояс, нажмите кнопку Вперед.

 разработка методического обеспечения практического занятия 1

Шаг 3 из 8: Выбор раскладки клавиатуры

Третий шаг связан с настройкой клавиатуры.

. указать язык клавиатуры на левой панели и раскладку клавиатуры на правой панели.

Определившись с выбором, нажмите кнопку Вперед.

 разработка методического обеспечения практического занятия 2

Шаг 4 из 8: Разметка дискового

.Выберите Задать разделы вручную.

. нажмите Вперед, не обращая внимания на то, что сейчас есть на диске.

 разработка методического обеспечения практического занятия 3

Шаг 5 из 8: Создание учетной записи

.Если весь диск полностью размечен под Windows, выполняйте указания Части A. <#»724301.files/image005.gif»>

.В появившемся диалоговом окне вам нужно сократить размер раздела Windows, чтобы появилось свободное место для Ubuntu. В первое поле введите размер (в мегабайтах), до которого вы хотите уменьшить раздел Windows, а во втором поле выберите «не использовать раздел». Нажмите OK.

 разработка методического обеспечения практического занятия 4

Появится диалоговое окно с просьбой подтвердить изменения. Это ваш последний шанс всё отменить, прежде чем изменения вступят в силу. Если вы готовы, нажмите Продолжить.

 разработка методического обеспечения практического занятия 5

Таким образом, вы получили свободное

 разработка методического обеспечения практического занятия 6 <#»724301.files/image009.gif»> <#»724301.files/image010.gif»> <#»724301.files/image011.gif»> <#»724301.files/image012.gif»> <#»724301.files/image013.gif»> <#»724301.files/image014.gif»> <#»724301.files/image015.gif»> <#»724301.files/image016.gif»> <#»724301.files/image017.gif»> <#»724301.files/image018.gif»> <#»724301.files/image019.gif»> <http://help.ubuntu.ru/lib/exe/fetch.php?hash=72be6c&media=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c6/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA-19.pn>

Через какое-то время CD-привод откроется, и вам предложат достать диск и нажать клавишу Enter.

После загрузки BIOS, вас поприветствует начальный загрузчик Ubuntu: GRUB <http://help.ubuntu.ru/wiki/grub> . Если Ubuntu — это единственная операционная система, то система загрузится сразу, если нет, то у вас будет три варианта загрузки. Первая опция — система ubuntu, которая автоматически загрузится через 10 секунд. Вторая опция — «recovery mode», аналогичный «safe mode» в Windows. Третья опция — запуск теста оперативной памяти. Windows будет четвёртой опцией. Можно подождать 10 секунд до загрузки Ubuntu или воспользоваться курсорными клавишами, чтобы вручную выбрать одну из опций и нажать Enter.

Все, система установлена, теперь можете приступать к русификации, настройке оформления и установке дополнительных приложений.

Заключение

В данной курсовой работе мною были исследованы основы профессионального обучения: содержание, принципы и сущность. Профессиональное образование является особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением в определенной области знаний.

Проведя данное исследование, можно сказать, что профессиональное обучение очень актуально в наше время. Основными задачами профессионального обучения является:

  • формирование у выпускника учреждения среднего профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
  • гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;
  • развитие творческого потенциала его личности;
  • воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

Содержание образования, определяемое его задачами, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителей содержания образования». Среди них главными являются:

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

В ходе выполнения курсовой работы были исследованы теоретические основы профессионального обучения: понятие, сущность, критерии и принципы отбора профессионального обучения, был использован наглядно-практический метод. Также разработано практическое занятие и проект урока производственного обучения по дисциплине «Операционные системы и среды» на тему «Установка операционной системы». Разработано соответствующее методическое обеспечение в виде инструкционной карты и презентации, которая грамотно и точно поможет преподавателю провести занятие.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/metodika-professionalnogo-obucheniya/

1. Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач.проф.образования/ С.В.Киселев — 4-е изд. , стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.-352с.

— Зарецкая И.Т., Колодяжный Б.Г., Гуржий А.Н., Соколов А.Ю. Информатика: Учебное пособие для 10 — 11 кл. средних общеобразовательных школ. — К.: Форум, 2001. — 496 с.

— Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Пособие для средней школы. Универсальный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. — 480 с.