Эссе культура речи в профессиональной деятельности

Курсовая работа

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Данная дисциплина относится к вариативной части цикла общих гуманитарных и общеобразовательных дисциплин по выбору студента Б.1. ДВ1. Курс органично связан с рядом предметов, в частности с психологией, социологией, экономическими аспектами иностранных языков. Позволяет системно воспринимать требования современной корпоративной культуры. Изучению курса должно предшествовать изучение истории, философии, культурологии и психологии. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Компетентностная карта дисциплины

Код

Компетенция компетенции ОПК-1 Способностью повышать уровень своей профессиональной ком петентности

Уровневое описание признаков компетенции ОПК-6

Уровень освоения Признаки проявления

Способен давать точные формулировки и определения,

формировать собственное безупречное рассуждение, гра Продвинутый мотно и корректно вести аргументированную дискуссию, (91-100 баллов) полемику, использовать эффективные приемы доказатель ства в споре, выстраивать опровержения, правильно вы двигать и эффективно проверять гипотезы.

Способен применять основные способы, правила и приемы

правильного доказательного рассуждения, Базовый

делать выводы, выдвигать и проверять гипотезы, правиль (71-90 баллов)

но и грамотно строить свои высказывания как в устной, так

и письменной речи.

Знает способы и правила логически корректной аргумента Минимальный ции, умеет правильно ставить вопросы различных видов, (41-70 баллов) ясно выражать свои мысли и доказательно отстаивать свою

позицию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: — что такое культура речи, какова ее роль в личностной характеристике человека;
  • особенности устной и письменной разновидности литературного языка;
  • функциональные стили современного русского языка, специфику использования в них различных языковых средств;
  • способы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
  • понятие «языковая норма», виды и типы норм;
  • формулы и функции речевого этикета;
  • особенности устной публичной речи;
  • функции языка как средства формирования и передачи мысли, как средства общения;
  • основные требования, предъявляемые к грамотной речи;
  • правила составления и оформления текстов основных жанров и стилей.

Уметь:

8 стр., 3971 слов

Реферат культура речи в профессиональной деятельности

... конструкций также указывает на разнообразие языка. Культурная личность характеризуется высокой степенью языковой культуры. Необходимо улучшить его речь. В настоящее время ... в искренности, подпись. Даже устные формы некоторых жанров разговорного дискурса в значительной степени несут на себе отпечаток ритуализации, который обусловлен не только канонами языка, но и «правилами» жизни, имеющими место в ...

  • строить свою речь в соответствии с литературной нормой в той или иной коммуникативной ситуации;
  • анализировать речь с точки зрения всех предъявляемых к ней требований;
  • устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;
  • составлять и оформлять тексты основных функциональных стилей и жанров;
  • ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);
  • соблюдать правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации;
  • адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Владеть:

  • нормами современного русского литературного языка;
  • профессионально значимыми жанрами юридического дискурса;
  • навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета;
  • юридической терминологией.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

4.1. С о д е р ж а н и е р а з д е л о в д и с ц и п л и н ы

Виды учебной

работы, включая

самостоятельную

работу студентов и

Семестр

трудоемкость Формы текущего контроля

Раздел и тема № (в часах) успеваемости

дисциплины п/п

Практич.

Лаборат.

Семинар

Самост.

Лекции

раб.

Культура речи в профес 1. сиональной деятельности 3 3 3 4

юриста

Язык, речь, общение в Устный опрос, эссе 1.1. профессиональной дея- 3 3 3 4

тельности юриста

Нормативный аспект Устный опрос, групповое 1.2. 3 3 3 4

культуры речи обсуждение

Презентация «Невербаль Функциональные разно1.3. 3 3 3 4 ные средства в деловом

видности речи юриста:

общении»

Формы деловой коммуни- Анализ принятых реше1.4. 3 3 3 4

кации ний, наблюдение

Профессиональное обще 2. 3 3 3 4

ние юриста

Анализ принятых реше Общение в юридической 2.1. 3 3 3 4 ний, наблюдение, группо практике.

вое обсуждение

Основы ораторского мас- Анализ принятых реше2.2. 3 3 3 4

терства ний, наблюдение

Анализ принятых реше Языковые особенности 2.3. 3 5 3 1 ний, групповое обсужде судебной речи.

ние

Устный опрос, групповое

Основы полемического 2.4. 3 5 3 1 обсуждение, анализ при мастерства

нятых решений

Анализ принятых реше2.5 Виды судебных речей. 3 6 4 2

ний, наблюдение, эссе

ИТОГО 34 34 40 4.2. Л е к ц и о н н ы е з а н я т и я , и х с о д е р ж а н и е

№ Наименование разделов Формип/п и тем руемые

Содержание

компе тенции

Раздел 1. Культура речи в профессиональной деятельности юриста

Язык и речь. Основные функции языка. Норма Язык, речь, общение в про- тивный, коммуникативный и этический аспекты 1.1. фессиональной деятельности культуры речи. Основная функция языка права —

юриста функция долженствования. Требования, предъяв ляемые к речи юриста.

Понятие языковой (речевой нормы).

Нормы совре менного русского литературного языка. Основные

4 стр., 1551 слов

Взаимосвязь управленческого и финансового анализа

... в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет (таблица). Таблица. Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа. Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ 1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, ...

типы норм. Акцентологические нормы. Особенно сти русского произношения и ударения. Основная

функция слова. Группы слов по значению, проис хождению и сфере употребления. Лексическая со четаемость. Полисемия. Типичные ошибки, свя занные с употреблением многозначных слов. От личие омонимов от многозначных слов.Паронимы.

Их функции в деловой письменной речи. Синони Нормативный аспект культу- мы, антонимы, их функции в речи юриста. Тавто1.2.

ры речи логия, плеоназм. Понятие юридического термина,

его характеристики. Способы образования юриди ческих терминов. Употребление иностранных слов

в речи юриста. Особенности склонения некоторых

фамилий и имен. Употребление форм имен суще ствительных. Употребление форм имен прилага тельных. Точность употребления местоимений.

Правильность употребления имен числительных в

речи юриста. Трудности употребления глагола и

глагольных форм. Прямой, обратный порядок слов,

инверсия. Сферы их употребления.

Научный стиль. Качества научной речи и ее

языковые особенности (объективность, логичность,

доказательность, точность, обобщенность и отвле ченность, насыщенность фактической информаци ей).

Термины. Жанры научного стиля: научная ста тья, монография, логическая схема научного тек ста. Аннотация, реферат (виды рефератов — репро дуктивного и продуктивного характера), конспект

Функциональные разновидно- (виды конспектов: план, схема, текстуальный кон1.3.

сти речи юриста: спект), тезисы глагольного и номинативного строя.

Понятие официально-делового стиля. Сферы

использования и подстили официально-делового

стиля. Система устных и письменных жанров офи циально-делового стиля. Общие и частные призна ки официально-делового стиля. Профессионализ мы, жаргонизмы. Использование их в официально деловом стиле. Типичные синтаксические ошибки

в деловой речи. Экстралингвистическая основа

юридических текстов. Процессуальные документы

как разновидность юридических текстов.

Раздел 2. Профессиональное общение юриста

Виды делового общения в юридической практике:

беседа, консультирование, совещание, переговоры,

Общение в юридической 2.1. разговор по телефону.

практике.

Психолого-коммуникативный потенциал деловых

партнеров

Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его

аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка публичного выступления: выбор темы, основные методы исследования материала. Композиция речи.

Основы ораторского мастер2.2. Правила развертывания речи, способы ориентации

ства

речи на адресата. Невербальные компоненты в ре чи. Типы речевого поведения. Стратегии и тактики

общения. Словесное оформление публичного вы ступления.

Вопросительные предложения в судебной речи.

Цитаты, чужая речь – средство документирования.

Языковые особенности судеб2.3. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.

ной речи.

Классификация вопросов. Виды ответов. Вопрос но-ответная форма в процессе судопроизводства

Из истории искусства спора. Спор и его виды. Ос новные правила ведения спора. Полемические

приемы. Уловки в споре.

6 стр., 2570 слов

Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

... целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря ... по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или ...

Судебная речь как процесс. Особенности судебной

речи. Характеристика судебной аудитории. Этика

Основы полемического мас2.4. судебного оратора. Искусство доказывания в со терства

стязательном судебном процессе. Предъявление

доказательств в судебной речи. Логические основы

убедительности судебной речи. Психолого риторические аспекты убеждения. Подготовка ора тора к выступлениям в судебных прениях.

Обвинительная речь. Защитительная речь. Реплика. 2.5. Виды судебных речей.

Напутственное слово председательствующего

4.3. С е м и н а р с к и е , п р а к т и ч е с к и е , л а б о р а т о р н ы е з а н я т и я , и х содержание

Номер Форма

Содержание

темы проведения

1. Язык, речь, общение в профессиональной деятельности юриста. Семинар

Нормы современного русского литературного языка (орфоэпиче- Выполнение

2.

ские, лексические, грамматические).

упражнений.

Создание и ана Функциональные разновидности юридической речи. Использование лиз речевых

3.

различных стилей изложения материала. структур (тек стов)

4. Виды делового общения в юридической практике. Беседа Деловая игра.

Деловая игра

5. Основы ораторского мастерства

«Публичное

выступление»

Анализ речевых 6. Языковые особенности судебной речи. структур (тек стов) 7. Основы полемического мастерства. Деловая игра

Семинар. Защи8. Виды судебных речей.

та презентаций.

4.4. В и д и ф о р м а п р о м е ж у т о ч н о й а т т е с т а ц и и

Промежуточный контроль проводится в виде зачета в конце 3 семестра.

5. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области юриспруденции программа данного учебного курса предполагает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: учебные дискуссии, рефлексивные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи обучения и развития профессиональных навыков студентов как основы профессиональной компетентности.

Классические (традиционные) технологии

Информационная лекция — последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Панорамный урок — это изложение материала, предназначенное для формирования обобщенного представления по определенным разделам, темам дисциплины.

Семинар — беседа (эвристическая беседа) — подготовка и выступление студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Технологии проблемного обучения

Проблемная лекция — это изложение материала, которое предполагает постановку проблемных и сомнительных вопросов, охватывающих различные научные подходы, комментарии автора по различным моделям интерпретации изучаемого материала.

20 стр., 9680 слов

Учебно-методический материал по физкультуре

... и приемы формирования положительной мотивации к обучению на уроках физической культуры у детей школьного возраста". Объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию мотивации к учению на занятиях физической культурой у младших школьников. Предмет исследования - методы и приёмы формирования мотивации к занятиям физической культурой ...

Интерактивные технологии

Семинар-дискуссия — коллективное обсуждение любого спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии

Лекция-визуализация — изложение содержания сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.

Урок-диалог — наиболее распространенная и относительно простая форма активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Преимущество урока-диалога в том, что он позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей учащихся. Диалог требует постоянного умственного напряжения, умственной активности ученика и учителя. Постоянный контакт со всей аудиторией, есть возможность быстро ответить на вопросы, повторить в объяснении непонятое.

На практических занятиях используются следующие активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций, тесты с элементами самодиагностики, бизнес и ролевые игры. Практические занятия также могут быть построены в традиционной форме, когда ученикам предлагается проанализировать ситуации, решить психологические проблемы.

Доля занятий с использованием активных и интерактивных методов составляет 50 %.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Т е к у щ и й к о н т р о л ь

Значительную часть времени, отведенного на изучение дисциплины, занимают практические занятия, в которых предлагаются ситуационные задачи и упражнения, решая которые под руководством преподавателя студенты приобретают все необходимые навыки и умения. Поэтому текущий контроль заключается в проверке письменных работ студентов, тестировании по изученному материалу и выполнении контрольных работ по определенным разделам курса; при этом используется балльно-рейтинговая система.

6.2. О б р а з ц ы т е с т о в ы х и к о н т р о л ь н ы х з а д а н и й т е к у щ е г о контроля

Задание 1. Пользуясь толковым словарем, установите значения данных слов. Какие значения они используются в тексте документа? Есть ли у этих значений ярлыки в словаре? Который? Дело, действие, закон, юридический, арендатор, представительство, судебное соглашение. Задание 2. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к данным словам иноязычного происхождения. Укажите стилевую окраску синонимов. Есть ли какие-нибудь термины между этими словами? Инвестор, акция, аудитор, альянс, обращение, арест, адекватный, тождественный, вердикт, подробный, импорт, экспорт. Задание 3. Укажите антонимы в приведенных предложениях. Какую функцию они выполняют в них? 1. Одним из принципов в области правового регулирования в области использования атомной энергии является участие коммерческих и некоммерческих организаций в обсуждении государственной политики в этой сфере. 2. К видам деятельности в области использования атомной энергии относятся: экспорт и импорт ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов. 3. Ввод ядерных установок в эксплуатацию подлежит разрешению эксплуатационной части. При проектировании установки для использования атомной энергии следует предусмотреть процедуру и меры, обеспечивающие снятие с эксплуатации ядерных установок. 4. Требование или принуждение к совершению определенных действий (бездействий), сопряженных с угрозой использования в преступных целях ядерных материалов, представляют собой нарушение законодательства в области использования атомной энергии. (Из федеральных законов).

19 стр., 9425 слов

Курсовая работа использование информационных технологий в менеджменте

... важнейших проблем, связанных с использованием современных технологий в информационной среде работы предприятия, необходимо отнести отсутствие необходимого теоретико - методического обоснования и практических рекомендаций, предоставляемых новейшими компьютерными средствами в сфере управления человеческими ...

Задание 4. Подберите к данным словам антонимы. Каковы особенности их орфографии и стилевая окраска? Военнообязанный, дееспособный, трудоспособный, легитимный, трудовой (доход), подчинение, выдача (заработной платы), выполнение. Задание 5. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правила записи цифровой информации. 1. В течение года должно проводиться не менее (2) плановых проверок. 2. Испытания должны продолжаться (3 – 5) дней. 3. Требуется (3 250) грузовиков грузоподъемностью (20) тонн. 4. (35) изделий не получили сертификата качества. 5. Было уничтожено свыше (36) гектаров виноградников. 6. Шероховатость поверхности по (6) классу точности. 7. Изделия (1), (2), (3) сорта направлены на экспертизу. 8. Строительство дома завершено во (2) квартале. 9. Лыжники совершили (20 км) пробег. Задание 6. Определите место ударения в словах

1. Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь, квашение, камбала, клала, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, мытарь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, плесневеть, поручни, похороны, свекла, силос, случай, сметка, согнутый, средство, средства, статуя, торты, хаос, центнер, черпать, экскурс.

2. Агент, анатом, арест, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, коклюш, крапива, красивее, кремень, ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, намерение, наотмашь, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. падеж, мн.ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феерия, феномен, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, швея, шофер, щавель, эксперт.

3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, пиццерия, поутру, предвосхитить, приговор, простыней, сантиметр, сирота, соболезнование, спиртовой, тирания, углубить, украинский.

4. Аристократия, асимметрия, буржуазия, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, воспроизведенный, гренки, исповедание, медикамент, многоотраслевой, новорожденный, нормировать, петля, пломбировать, премирование, премировать, присовокупить, путепровод, санитария, сосредоточение, творог, тефтели, усугубить, формировать, христианин.

Задание 7. В протоколе допроса в соответствии с правилами он записывает показания подозреваемого: «Ну, значит, до поезда было два часа и мы с напарником решили пойти в таверну.

Ну в дверях, значит это, ну вроде, ну вот этот, ну додик с бикшей вылез оттуда. Она такая, ну, значит, это самое, ну вся раскрашенная. Она пошла, ну это, в туалет, ну, а висяк отдала, ну это, ему. Ну, а мы значит, зашли туда и я больше ничего не видел. Ну, может он и сработал. А я не бановый шпан и грузчиком быть не хочу».

18 стр., 8981 слов

Контрольная работа: Нравственность как основа этики управления

... социально-экономическими задачами, которые поставлены перед коллективом., Сознательная трудовая дисциплина. Моральное удовлетворение членов коллектива общением, совместной работой и общественно-политической деятельностью. В конечном ... Аристотелем, которого К.Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». Согласно Аристотелю, этика помогает знать, что нужно делать, а от чего следует воздерживаться. ...

Задание 8. Посмотрите, как по-разному выражается функция долга в статьях Семейного кодекса. Приведите 3-4 примера.

6.3. Т е м а т и к а т в о р ч е с к и х р а б о т ( э с с е )

1. Коммуникативные типы партнеров в деловом общении. 2. Психологические характеристики человека и их влияние на построение эффективного общения. 3. Манипуляции и их роль в деловом общении. 4. Методы, которые стимулируют общение и создают доверительные отношения в деловом общении. 5. Сквернословие как важная общественная проблема.

6.4. Т е м ы к у р с о в ы х р а б о т , к р и т е р и и о ц е н и в а н и я

Не предусмотрены ФГОС ВПО по направлению Юриспруденция.

6.5. М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я п о о р г а н и з а ц и и с а м о с т о я т е л ь ной работы студентов

К самостоятельным видам работы студентов относится работа в биб‐ лиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, не‐ обходимых при подготовке к практическим занятиям или для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Примерные виды работы и их целенаправленная ориентация представлены в таблице:

Самостоятельная работа студентов

Цель работ студента Виды самостоятельных работ студента

Первичное овладение — Чтение основной и дополнительной литературы; знаниями — составление плана текста, конспектирование прочитан(усвоение нового мате- ного, графическое изображение структуры текста; риала) — выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;
  • наблюдения;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование аудио, видеозаписей, ресурсов сети Ин тернет.

Закрепление и система- — Работа с конспектом лекции; тизация знаний — повторная работа над материалом основной и дополни тельной литературы;

  • составление плана и тезисов ответа на специально под готовленные вопросы;
  • составление таблиц, графиков, схем для систематиза ции и наглядного представления изученного материала;
  • подготовка компьютерной презентации на тему: «Виды

судебных речей»

  • ответы на контрольные вопросы и тестовые задания;
  • написание эссе;
  • подготовка текста выступления (доклада).

    Применение знаний. — Решение тестов и учебно-практических заданий для саФормирование умений мостоятельной работы;

  • подготовка к деловым играм, публичному выступле нию

Важным видом самостоятельной работы учащихся является написание творческих работ по заданной или согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до пяти страниц текста, посвященное какой-либо изучаемой проблеме. творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это способствует распространению творческих и аналитических навыков, пробуждая интерес к исследовательской деятельности.

5 стр., 2358 слов

Психология: Виды общения,

... деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. ... с категориями «мысль», «деятельность», «личность», «отношения». Целью данной работы является изучение видов общения. Эта тема очень ...

При подготовке презентации важно раскрыть тему, логично выстроить текст и грамотно проиллюстрировать его. Требования к презентации:

  • презентация должна содержать не менее 10 слайдов;
  • в каждом слайде должен быть текст и иллюстрация;
  • обязательным является наличие графиков, схем, диаграмм;