Бюрократизация аппарата управления

Курсовая работа

бюрократия » обычно приписывается физиократу и экономисту Винсену де Гурнай, который в 1745 году обозначил так исполнительную власть. В научный оборот термин вошел благодаря Максу Веберу. Немецкий социолог выделил для них специфический феномен: систему организаций с ярко выраженным разделением функций, норм и четких правил, формализованным характером отношений, иерархической структурой и структурой управления».

Бюрократию мы все недолюбливаем. На наш взгляд, он одновременно сочетает в себе контрастирующие качества неэффективности и угрожающей силы. С одной стороны, ее отличают некомпетентность, волокита и забота лишь о собственном благополучии; с другой — манипуляции, безответственность, многоначалие (кабинетолюбие, стололюбие) и т.п. Нет почти ни одного порока, который бы ей когда-либо не приписывался.

Почему мы к нему так негативно относимся, а может это лучшее, что есть в аппарате управления? А для того, чтобы попытаться разобраться в этом деле, необходимо рассмотреть, что же понимали под термином «бюрократия», выдающиеся ученые, подошедшие к этой проблеме с разных точек зрения.

1.1. Бюрократия Карла Маркса и В.И. Ленина.

Карл Маркс , впервые обратился к проблеме бюрократии в своей работе «К критике гегелевской философии и права» (1844) и принял гегелевскую точку зрения на государственных служащих как на особое сословие. Маркс видел в бюрократии не универсальное проявление государственного менталитета, а «частный» класс вместе с буржуазией и пролетариатом. Бюрократия, по Марксу, является необходимой формой организации капиталистического производства. Разделение труда и его отчуждение в производственных отношениях неизбежно вызывают потребность в государственном аппарате и всевозможных контролерах.

Бюрократия в его описании – это абсолютное зло. Даже простой список критики бюрократии Марксом кажется впечатляющим. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного человека, «присвоение государства» чиновничеством; и органическая неспособность решать подлинные проблемы, отсутствие государственного разума у бюрократии; и карьеризм как образ ее жизни; и формализм… Бюрократия по Марксу, есть организм – паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов.

Марксистский подход к изучению бюрократии отличается от остальных своей ориентацией на макроэкономические аспекты проблемы. В этой традиции наибольшее внимание уделяется не тому, как сократить расходы бюрократического аппарата, а тому, как бюрократия влияет на общество и экономику в целом.

10 стр., 4773 слов

Реферат типы организационных структур управления

... ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ, . Структура управления Таким образом, организационная структура отражает упорядоченный набор подчиненных и тесно взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации в целом. Иначе говоря, организационную структуру управления ... уделить решению проблемы рационального соотношения централизации и децентрализации в иерархии управления. Суть решения ...

По Марксу государство не выражает интересы граждан, а само их задает. Задача сотрудников компании — поддерживать общий интерес только в форме. Для Маркса бюрократия является «формальный дух государства». Государственные институты, в том числе бюрократия, являются продуктом отчуждения управления от контролируемого субъекта. Это делает логичным вывод Маркса а политическом разделении труда, где должность перестает быть частной собственностью (в идеале – это община, коммуна).

Итак, по Марксу бюрократия это:

  • Это есть «государственный формализм» гражданского общества;

особое, замкнутое общество

  • Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства

Уловлено главное — связь бюрократии и власти, бюрократия как особый способ осуществления власти.

В. Ленин никогда не рассматривал бюрократию как класс, в его глазах это было всего лишь подлежащий искоренению буржуазный пережиток в советском аппарате. После Октябрьской революции он начал с тревогой говорить о повсеместной бюрократии в советской партии и аппарате, и в конце своей жизни он пришел к выводу, что если что-то и разрушит социализм, так это бюрократия. Бюрократизм по Ленину – это сложное социальное явление. По сути, это означает канцелярские товары, «любовь к туалету» и используется для характеристики стиля управления. Бюрократия, заметил Ленин, есть государство воображаемое вместе с государством реальным.

В качестве одной из основных задач по созданию демократического аппарата власти В. И. Ленин выдвинул задачу изгнать из государственного аппарата «… все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистического аппарата» . Борьбу с бюрократизмом В. И. Ленин видел не только борьбу с остатками старого общественного строя, но и предотвращение бюрократических искажений, которые возможны при социализме из-за нарушения норм социалистической демократии. Главным орудием преодоления бюрократического стиля руководства в условиях социализма В. И. Ленин считал всестороннее развитие внутрипартийной, государственной и экономической демократии в рамках реализации принципа демократического централизма. При социализме общество не только развивает принципиально иной тип социальной организации, в отличие от буржуазии, но постоянно, с помощью критики и самокритики, осуществляет контроль над соблюдением норм демократического централизма. Развивая и расширяя сеть организаций (экономических, политических, культурно-просветительские и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом организации, социалистическое общество одновременно расширяет возможности для привлечения масс к управлению обществ, жизнью и отдельными организациями

1.2. Рациональная бюрократия Макса Вебера

и дискреционная власть Мишеля Крозье.

В начале нашего века М. Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы современного типа организации, пришедший на смену ее патриархальному (патримониальному) типу. Он выступал против патриархальной средневековой системы управления, согласно которой обычному человеку было практически невозможно добиться справедливости: не было времени для рассмотрения дел, процедура разбирательства и их юрисдикция были чрезвычайно расплывчатыми.

14 стр., 6641 слов

Эффективность государственного управления: критерии и методология

... системы обучения и повышения квалификации работников органов государственного управления. В последнее время эффективность государственного управления часто рассматривается с точки зрения двух измеримых компонентов: технической эффективности и экономической эффективности. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения ...

Патриархальная система имела и свои удобства. Таким образом, установив личный контакт с должностным лицом, заявитель мог уладить свои дела без формальной задержки, и между ними возникли не холодные профессиональные, а теплые, почти дружеские отношения. Но недостатки явно перевешивали.

Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в двадцатом веке. Эта теория положила начало целому разделу социологической науки: социологии организаций. Многие ученые, которые начали изучать формальные организации в 1940-х и 1950-х годах, использовали веберианскую модель бюрократии для проведения эмпирических исследований. Если социология организаций рассматривает управленческие структуры во всех сферах общественной жизни, то в политической социологии одним из объектов исследования выступают бюрократические организации , действующие в сфере политики, к числу которых относится, прежде всего, аппарат управления .

В последние годы российские социологи неоднократно подчеркивали важность веберовской модели бюрократии для характеристики системы управления в современном обществе.

Рациональную бюрократию характеризует Вебер в своем анализе правовой области. Отличительной особенностью этого типа домена является наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Эти формальные правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. “Решающим для нашей терминологии признаком является то, — пишет Вебер, — что подчинение теперь основано не на вере и преданности харизматической личности, пророку, герою или освященной традицией личности властителя, … но на лишенном личного характера объективном “служебном долге”, который, как и право на власть, “компетенция”, определен посредством рационально установленных норм (законов, предписаний, правил) таким образом, что легитимность господства выражается в легальности общих, целенаправленно продуманных, корректно сформулированных и обнародованных правилах” .

Он выделил семь характерных черт бюрократии как «идеального типа»:

1) Строгое разделение обязанностей между членами организации (специализация);

— Вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач и обязанностей каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования в организации специалистов — экспертов, полностью отвечающих за эффективное выполнение своих функций.

2) Иерархический порядок подчиненности на множестве сотрудников организации (иерархическая командная цепочка);

— Кроме того, следует отметить, что бюрократия представляет собой иерархию чиновников, назначенных на их должности вышестоящими органами. Согласно Веберу, организация, состоящая из выборных должностных лиц, не является бюрократической в ​​строгом смысле этого слова. Таких чиновников, у которых есть собственный источник легитимности вне организации, нельзя подчинять дисциплине, которая отличает истинную бюрократию.

3 стр., 1265 слов

По модулю: Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

... по организации и управлению коммерческими и производственными процессами в магазине с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по ... За время практики я научился применять на практике все ... обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Важнейшим принципом ... Составление и сдача обязательных отчетов - основная обязанность руководителя ...

3) наличие публичной канцелярии, где собраны письменные документы организации;

4) официальная процедура подготовки должностных лиц к работе в организации наличие штатных сотрудников, для которых работа в организации является основным занятием (карьерный рост, основанная на профессиональной компетенции);

— Служба в бюрократической организации основывается на соответствии технической квалификации занимаемой должности, и служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба – это карьера. Существует система «продвижения по службе», основанная на трудовом стаже или успехе, либо на том и другом. Данная кадровая политика направлена ​​на развитие «корпоративного духа» среди сотрудников, привитие им высокой степени лояльности.

5) правила, регламентирующие должностные обязанности и поведение сотрудников в организации (единая политика в области в области прав и обязанностей);

— Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. В то же время глава политического союза также подчиняется формальным правовым нормам. Принцип личной преданности, занимающий центральное место в традиционной и харизматической сфере, заменяется ориентацией на безличный порядок.

6) лояльность сотрудников по отношению к установленным правилам (безличностные взаимоотношения);

— Это утверждение в отношениях между людьми духа “формальной безличности”, когда из официального ведения дел изгоняются все чисто личные и эмоциональные элементы. Рациональная бюрократия действует на основе объективных критериев, а не личных пристрастий и предпочтений. Как пишет Вебер: «Чем больше развивается бюрократия, тем больше она« дегуманизируется »и тем больше добивается устранения любви, ненависти и всех чисто личных, иррациональных и эмоциональных элементов в официальном ведении бизнеса”. Чиновник должен исполнять свои обязанности “без гнева и пристрастия”. он подчиняется дисциплине, которая предполагает последовательное и методичное выполнение приказов, в течение которой не допускается критика содержания таких приказов. Объективность, бесстрастие, формализм — вот черты бюрократии, присущие идеальному типу.

Как полагал Вебер, бюрократические организации, в большей или меньшей степени приближающиеся к чистому типу, можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Повсеместность бюрократии в основном объясняется тем, что она более эффективна, чем любая другая форма правления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе. Развитие современных форм организации, согласно Веберу, практически совпадает с распространением бюрократического управления.

Превосходство бюрократии над другими формами управления в основном связано с тем, что она выступает в качестве носителя специальных знаний, необходимых для нормального функционирования любой крупной организации. Как отмечает Вебер: «Бюрократия предлагает, прежде всего, оптимальную возможность реализовать принцип специализации административных функций по чисто объективным критериям. Управление осуществляется должностными лицами, прошедшими специальную подготовку и развивающими свои навыки в процессе непрерывной практики”.

5 стр., 2355 слов

Классическая школа управления, основоположники и их основные ...

... – в трудах Г. Форда, Ф. Тейлора, Л. Файоля, X. Эмерсона и др. Предмет исследования - учебный процесс классической школы менеджмента. В центре внимания исследования основные принципы организации управления, предложенные основоположниками классической школы. Цель ...

Среди социальных последствий бюрократизации Вебер рассматривает тенденцию к равенству различий в статусе, которая проявляется в результате устранения чиновников, которыми они управляют в силу статусных привилегий, и присвоения административных средств и полномочий. В то же время необходимость долгосрочной подготовки специалистов для занятия административной должности порождает противоположную «плутократическую» тенденцию.

Это, в принципе, идеально-типичная модель рациональной бюрократии и основные последствия, которые из нее вытекают. Однако, как уже отмечалось, веберовский анализ бюрократического феномена далеко не исчерпывается этой моделью. Идеальный тип рациональной бюрократии представляет собой лишь один из элементов более общей концепции бюрократии, содержащейся в работах Вебера

«Мишель Крозье определял бюрократию как способ осуществления работы в учреждениях и не только специфически организованный, по определенным критериям отобранный слой служащих. Бюрократия — это тип государственной организации и образ жизни в обществе. Это определенный тип динамики развития и адаптации к процессам модернизации общества» .

Чтобы объяснить, каким образом нарушается рациональное функционирование бюрократической организации, возникают дисфункции, один из крупнейших специалистов по социологии организации Мишель Крозье использует понятие «дискреционной власти». Он считает, что в каждой организации есть области неопределенности для осуществления формальной власти, и члены организации начинают использовать эту неопределенность для удовлетворения своих эгоистических интересов.

Это свобода исполнителя должностных обязанностей действовать по своему усмотрению. В том или ином объеме возникает повсеместно.

К зонам неопределенности Крозье относит:

  • экспертное знание и умение;
  • отношения организации с внешней средой;
  • контроль над коммуникационной сетью и информацией;
  • наличие общих и организованных правил и право руководства их устанавливать.

Несколько примеров дискреционной власти:

  • власть секретаря руководителя (общепризнанными являются высокие возможности и статус этой должности из – за возможности влиять на начальника).

  • авторитет «маленького» по должности работника – «много знающего и могущего дать хороший совет».
  • возможность авторитетного ученого повлиять на развитие ситуации в научной организации.
  • возможность непосредственного руководителя сделать поблажку в дисциплине труда одному сотруднику и создать «трудные» условия другому.

Матрица дискреционной власти.

Дискреционная власть — довольно универсальный принцип функционирования властных отношений. Правительства (министерства, службы и подразделения) в значительной мере по своему усмотрению используют выделенные им целевые ресурсы, а ребенок по своему усмотрению тратит деньги, данные ему родителями на завтрак.

Рассмотрим наиболее важные факторы, определяющие объем и характер распределения власти в фирме. Таких факторов два:

1) сложность труда и организации трудовых процессов в фирме;

2) приверженность руководства фирмы к авторитарному или демократическому стилю управления и соответственно допускаемого им большего или меньшего объема дискреционной власти.

Глава 2. Бюрократизация аппарата управления.

За многие десятилетия бюрократические системы управления распространились на крупные компании и крупные организации различного типа. Сначала их применение было организационным нововведением, так как была внедрена рациональная организация труда, менеджмент и принятие решений стали профессией. Они создали порядок, основанный на использовании набора правил, позволяющих различным специалистам из всех частей организации координировать свою работу. Бюрократическая система использовала весь интеллектуальный потенциал организации.

Бюрократизация системы управления означает формирование системы управления, иерархии должностей, разделения функций и полномочий, нисходящей шкалы подчиненности. Бюрократия получила максимальное развитие в условиях существования административно-командной системы управления, принцип демократического централизма, существовавший в то время в системе управления и администрирования.

2.1. Бюрократия в системе управления по Максу Веберу .

Иерархическая командная лестница

Бюрократическая организация имеет структуру пирамиды с лидером на вершине, который распределяет всю рабочую нагрузку организации и делегирует ответственность за каждую часть общей задачи своим заместителям. Последние, в свою очередь, делегируют ответственность нижним уровням управления по цепочке команд, которая достигает каждого сотрудника. В некоторых крупных компаниях в прошлом между топ-менеджером и работником было 10 или более уровней управления.

Внедрение системы подчинения было мощным фактором в наведении порядка в крупных подразделениях на заводах. Цепочка подчинения разрешала потенциальные конфликты, четко распределяя ответственность, полномочия и ответственность за возможное решение. Каждому руководителю и его заместителям в иерархии команд были предоставлены полные полномочия решать проблемы или выполнять отдельную функцию, а также нести ответственность за ее выполнение. Это значительно упростило задачу лидеру и придало уверенности в исполнении команды.

Делегирование и предоставление полномочий.

Успешные предприниматели обычно реализуют структуру цепочки команд. Полномочия делегируются подчиненным, что увеличивает интеллектуальный потенциал организации. Бизнес может расширяться, если руководству среднего звена предоставлены ограниченные, но достаточные полномочия для принятия необходимых решений и регулирования производственного процесса. Постбюрократические предприниматели успешно развивают свой бизнес, работая с децентрализованной командой и горизонтальной схемой управления, которая заменила цепочку подчинения. Однако нововведения бюрократии, включая некоторые права распоряжаться собственностью на нижних уровнях управленческой иерархии, были источником роста производства и, следовательно, организаций в ранний период создания бюрократических систем.

Специализация должностных обязанностей.

Бюрократия стала эффективной благодаря специализации труда. На самом деле организационная структура бюрократии создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций. Каждой функции придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. Руководитель издает и распределяет задания таким образом, что все его составляющие являются частями общей задачи организации: специализированный инженерный персонал изучает причины падения эффективности на всех этапах производственного процесса, конструирует оборудование и моделирует процессы, которые обеспечивали бы рост производительности труда; определяются обязанности тех, кто занят реализацией продукции, финансистов, специалистов по труду и др. Специализация ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи организации.

До внедрения специализации в бюрократические организации каждый ремесленник учился всему, что касалось его деятельности, ип выполнял весь объем работы от начала до конца. Ремесленное производство часто может быть плодотворным и иметь художественные достоинства, но в период промышленной революции оно стало тормозом механизации и развития масштабной экономики. По мере того как организации переходили от ремесленничества к разделению труда, жесткая иерархия бюрократии предусматривала все необходимое для преодоления ремесленных традиций, каждое новшество становилось частью действующих нормативов и процессов организации.

Единые нормы и правила.

Бюрократия управляется с помощью единых зафиксированных норм и правил, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой. Эти нормы предусматривают права и обязанности работников и руководителей. Самые основные нормативы относятся к вопросу об определении прав, полномочий и ответственности. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается не в том, чтобы делать то, что правильно и необходимо сделать, а в том, чтобы точно следовать указаниям непосредственного руководителя. Установленные нормативы бюрократии гарантируют оплату труда работникам до тех пор, пока они заняты на работе, а нередко и получение пенсии за выслугу лет. Фиксированные права и обязанности устанавливают определенные рамки процессов управления и в известной мере ограничивают возможное своеволие руководителя.

Стандартизованность процедур, определяющих каждый вид работы.

Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

Профессиональная карьера.

Бюрократическаяорганизация создает условия для профессионального роста работников, продвижения на более высокие уровни командной цепочки. Повышение в должности дает одновременно и власть, и полномочия, и более высокий статус в организации. Повышение достигается путем совершенствования навыков, в какой то области деятельности и способности выполнять предусмотренный объем работы. Профессиональная карьера основывается на своеобразном контракте между работником и организацией: работник посвящает свою деятельность организации в обмен на гарантированную работу, нередко пожизненную, стабильную или повышенную оплату труда, пенсию и возможность повышения по служебной лестнице.

До бюрократии фаворитизм и семейственность разрушали эффективность организации. Бюрократия придерживается политики повышения сотрудников по службе на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации нанимать, обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов. Стремление работников к повышению в должности и гарантированность профессиональной карьеры были важным элементом успеха бюрократической системы при условии сильной мотивации к долгосрочной лояльности организации. Однако возможности большей части работников не могут быть реализованы в бюрократической системе, поскольку основной показатель успеха – это продвижение по иерархической лестнице; по мере движения вверх пирамида власти сужается, и только некоторые сотрудники могут занять вышестоящие должности.

Безличностные отношения.

В бюрократической системе существуют не отношения человека с человеком, а роли с ролью. Организационная структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивидуума. Работник, исполняющий какие – то специфические обязанности, должен осуществлять их только рационально. Это, в сущности говоря, породило определенный автоматизм и безличностные отношения, противостоящие личным симпатиям, фаворитизму, проявлению чувств и эмоций.

Координация осуществляется сверху вниз.

В бюрократической системе работники не приучаются к координированию работ на своем уровне. Руководитель делит весь объем работы между определенными исполнителями таким образом, чтобы в результате получить выход продукции, за которую он отвечает. Затем руководитель более высокого ранга осуществляет координацию работ между подразделениями, которым нет необходимости контактировать друг с другом в оперативном порядке. Связь осуществляется только с вышестоящим руководителем. Работники должны оставаться в рамках, определенных их должностной инструкцией и стандартными методами. Каждый сотрудник должен подчиняться только одному руководителю. Если это правило нарушается, руководитель теряет авторитет. Координирование работы сверху работало в ранний период промышленной революции, когда возникала необходимость включить в производство огромное количество работников, не имеющих технической квалификации.

В виду всего этого, мы пришли к выводу, что строго бюрократические системы оказались малоэффективными, так как реальность стала такой сложной и многогранной, что нет смысла делить организацию на маленькие цепочки, по которым будут передаваться команды. Это будет слишком долгий путь и займет очень много времени, поэтому используются современные коммуникационные системы, через которую информация передается напрямую без посредников.

Заключение.

Однозначного определения «бюрократии» мы не нашли. Может оно и не существует. Каждый, кто работал с этим термином, давал ему свое определение исходя из собственных убеждений. По своему они правы, критиковать их бессмысленно, так как они определяли «бюрократию» в разные времена и в разных странах. Именно неопределенность, путаница в терминах порождала и продолжает порождать множество серьезнейших недоразумений.

В России бюрократия фактически сегодня представляет собой такую форму осуществления власти, при которой общая воля организации подменяется волей группы лиц. Отсюда и вытекают наши представления об отрицательной стороне бюрократии. Бюрократию невозможно разом уничтожить, тем более нам, жившим на этой основе на протяжении всей нашей истории. Так не лучше ли «приспособиться» к бюрократической форме организации в пользу общества, соблюдать идеальную модель М. Вебера. Но, увы, этого в ближайшем будущем, скорее всего, не видать, по край не мере до тех пор, пока не будет придумано что-то гораздо лучше него.

Приложения.

Таблица 1.

Аспект понятия Понятия
Бюрократия Бюрократ Бюрократизм

(+)

Социально – политический

(-)

«Тот особый слой, в руках которого находится власть в современном обществе…» (В.И. Ленин. ПСС, т.1, с. 439) Работник (чиновник), выполняющий свои функции в соответствии с установленными правилами, процедурами (хороший бюрократ) Власть (права) конкретной системы, подразделений и осуществление процесса управления в соответствии с правилами, нормами, инструкциями.

Особый слой, обладающий властью и использующий его в своих личных, корыстных целях и интересах.

Работник (чиновник), манипулирующий властью бумаг, подписей, печатей ради своих личных интересов (плохой бюрократ) «Расцвет» и процветание различных бюрократических процедур в деятельности аппарата на различных уровнях управления.

(+)

Организа —

ционно – техноло-

гический

(-)

Властные полномочия аппарата управления находят отражение в четком выполнении своих задач и функций.

Работник (чиновник), четко выполняющий свои должностные задачи и функции в соответствии с регламентами, инструкциями. Рациональная организация работы управленцев (чиновников), четкое выполнение задач и функций.

Властные полномочия аппарата управления довлеют над необходимостью выполнения «свои» задач и функций («Власть ради власти»).

Работники (чиновники), имитирующие «четкую работу», и прикрывающиеся различными «ограничениями» — регламентами, инструкциями. Иррациональное, заорганизованное деятельность аппарата с усложненными процедурами управления.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-printsipyi-gosudarstvennogo-upravleniya/

1) Атаманчук Г.В. Государственное управление. – М., 2000. с. 232 — 237.

2) Борцов Ю.С. Социология. Учеб. Пособие. – Ростов н/Д., 2002. с. 143.

3) Вебер Макс. Избранные произведения. М.:1990. с. 50 – 53., 47, 666.

4) Макс Вебер. Избранное. Образ общества.: пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. с. 704.

5) Гвишиани Д.М. Организация и управление.- М., 1970. с. 121 – 129.

6) Гудков А.Д., Левада Ю.А., Левинсон А.Г., Седов Л.А. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений. //Коммунист. 1988. №12. с. 73 – 84.

7) Комаров Е.И. Диагностика бюрократизма как инструмент совершенствования систем и процессов управления. //Управление персоналом. 1997. №8. с. 12 – 17.

8)Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т.7. с. 136 – 138.

9) Маркс и Энгельс. Соч. т.1. с. 271 – 272.

10) Мильнер Б.З. Теория организации. – М., 2003. с. 113 – 125.

11) Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях. //Обществ. науки и современность. 1998. №2. с. 52 — 61.

12) Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования. //Обществ. науки современность. 1997. №5. с. 77 – 86.

13) Радугин А.А., Радугина К.А. Социология. – М., 1996. с. 145 – 146.

14) Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. — М., 2002. с. 145 – 147.

15) Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром. //Обществ. науки и современность. 1995. №4. с. 48 – 57.

16) Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье).

– М.:1997. с. 72.

17) Цветаев В.М. Управление персоналом. Учеб. Пособие. – СПб.,2002. с. 163 – 167.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. с. 124.

Комаров Е.И. Диагностика бюрократизма как инструмент совершенствования систем и процессов управления.// Управление персоналом.1997. №8. с. 13.

Пушкарева Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования.// Общественные науки и современность. 1997. №5. с. 77.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.1.с.270-272..

В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, с. 405

Вебер М. Избранное. Образ общества. С.71.

Гвишиани Д.М. Организация управления. М., 1970. с. 123.

Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа. М., 1997. с. 5.

Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб., 2002. с. 165.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2003. с. 115 – 119.

Комаров Е.И. Указ. соч. с. 13.