«Современные средства оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции по иностранным языкам»

Курсовая работа

С наступлением 21 века возник вопрос о том, что человеку будущего столетия следует приобщиться к мировой культуре, а также приблизиться к образовательному уровню европейского стандарта, одним из критериев которого является владение двумя и более иностранными языками. Целью обучения иностранным языкам в школах России является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя несколько компонентов, такие как

  • коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;

  • языковые знания и навыки для распознания информации;

  • страноведческие и лингвострановедческие знания для обеспечения социализации.

Без всего этого невозможно формирование коммуникативной компетенции. В процессе достижения запланированного результата решается ряд учебных, воспитательных и развивающих задач.

Включение региональных знаний в качестве полноценного компонента обеспечит усвоение студентами реалий другой национальной культуры, расширит их кругозор, что также приведет к повышению интереса и стойкой мотивации к изучению иностранных языков. Они прочно вошли не только в мировой бизнес, где являются языком коммуникации, но и в другие сферы, такие как культура, туризм, кинематография, политика и т.д. Владение иностранными языками повышает конкурентоспособность человека на рынке труда.

Школа сегодня заинтересована в оценке уровня развития навыков учащихся. Поскольку оценивание — это не просто система утверждения, оценивание стимулирует развитие приоритетных качеств учащихся. Кроме того, оценка — это не просто мера количества знаний, полученных в течение периода обучения в образовательной организации. Это ещё и такие важные параметры, как полезность обществу, творческие и научные достижения, лидерские качества, умение адаптироваться в критической ситуации и т.д.

В данной статье будут рассмотрены современные средства оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции по иностранным языкам.

Предметом исследования

Цель исследования – выявить средства оценивания, с помощью которых можно определить уровень сформированности коммуникативной компетенции по иностранным языкам.

11 стр., 5438 слов

«Формирование коммуникативной компетенции в условиях начальной школы»

... формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования. Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников 1-4 классов. Предмет исследования - система работы по формированию коммуникативной компетенции ... целей обучения и выявления уровней владения языком. В одних случаях компетенция и компетенция рассматриваются как два разных ...

Задачи исследования

Данная работа состоит из введения, главы 1, главы 2, главы 3 и заключения.

Глава 1. Роль учебного предмета «Иностранный язык» в современной школе

Роль предмета иностранного языка в современной школе — это средство получения информации о других народах, странах и их культуре. Эта тема предлагает несколько возможностей для формирования образовательной деятельности. Так как английский язык относится к гуманитарным (коммуникативным) предметам, то в первую очередь развивается коммуникативная деятельность учащихся и соответствующих ей учебных действий.

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение таких целей :

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

  • социокультурная / межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;

  • учебно познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

    8 стр., 3961 слов

    Организация внеурочной деятельности современных школьников по ...

    ... и содержания внеклассной работы. Цель исследования: рассмотрение возможных вариантов проведения внеурочной деятельности внеурочных занятий по немецкому языку (второй иностранный) в 5 классе и разработка заданий с элементами занимательности . Предмет ...

  • развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

  • формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

  • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

  • осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

    1. Общая характеристика учебного предмета.

Основная школа – вторая ступень общего образования. это важное звено, связывающее все три уровня общего образования: начальное, базовое и старшее. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырёх видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимы для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правила речевого поведения на родном и иностранном языках. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции продолжается в единстве всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной / межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Принципы дифференциации и индивидуализации обучения приобретают все большее значение. Происходит тренировка ключевых супердисциплинарных компетенций: готовности студентов использовать полученные знания и методы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Это должно дать возможность учащимся достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы).

17 стр., 8464 слов

Формирование социокультурной компетенции на старшей ступени обучения ...

... Структура курсовой работы, Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 1.1 Социокультурный подход в обучении иностранному языку Попытки изменить содержание школьного образования до сих ... мотивации изучения иностранного языка, расширения кругозора учащихся [6, 99]. Конечно, изучающий иностранный язык остается носителем культуры родного языка, однако лингвострановедческий материал ...

Этот уровень позволит выпускникам использовать иностранный язык для продолжения образования и дальнейшего самообразования.

    1. Основные содержательные линии.

коммуникативные умения

Указанные строки содержания строго взаимосвязаны, что обусловлено единством компонентов коммуникативной компетенции как цели обучения: лингвистической, лингвистической, социокультурной.

Основным направлением следует считать коммуникативные навыки, которые являются результатом овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных навыков предполагает владение языковыми средствами, а также умение пользоваться ими в процессе разговорной речи, аудирования, чтения и письма. Следовательно, языковые знания и навыки являются частью коммуникативных навыков. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной / межкультурной коммуникации. Все три основные линии содержания взаимосвязаны, и отсутствие одной нарушает единство предмета «Иностранный язык».

Глава 2. Универсальная учебная деятельность как важная составляющая системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребёнка учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями (УУД).

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные достижения обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных образовательных действий, которые студенты должны освоить.

Развитие личности в образовательной системе обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой учебно-воспитательного процесса. Освоение студентами универсальных учебных действий создает возможность для самостоятельного и успешного усвоения новых знаний, навыков и компетенций, включая организацию усвоения, то есть способность к обучению. Такая возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, которые порождают у учащихся широкую ориентацию в различных предметных областях знаний и мотивацию к обучению.

В широком смысле термин «универсальные образовательные действия» означает способность субъекта развиваться и совершенствоваться посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

21 стр., 10341 слов

«Развитие речевых и языковых компетенций на х русского языка ...

... общения »[1]. Что включает в себя коммуникативная компетенция? Это, прежде всего, основные лингвистические понятия: стили речи, типы речи, структура повествования, описания, рассуждения, методы и средства ... для определения основных и ключевых компетенций в качестве ожидаемых результатов в образовании. Компетентностный подход Знание языка - это способность человека использовать языковой ZUN в ...

Основные виды УУД:

  1. Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий

  1. Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

  2. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

  3. Коммуникативные УУД – обеспечивает социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2.1. Коммуникативная универсальная учебная деятельность.

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  3. разрешение конфликтов – выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.

  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерии оценки сформированности УУД:

  1. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям.

Нормы психологического возраста сформулированы для каждого типа ВНУ с учетом определенного этапа их развития.

48 стр., 23739 слов

Методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера

... уровня ее развития. Диагностика коммуникативной компетенции может проводиться только на основании знания ее структуры. Поэтому изучение и диагностика параметров коммуникативной компетентности человека - ... использован комплекс исследовательских методов, включающий в себя экспертную оценку параметров коммуникативной компетентности, проведение фокус-групп, анкетирование, сравнительный качественный и ...

  1. Свойства соответствия общих действий предопределенным требованиям.

Свойства действий, подлежащих оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность.

Успешность формирования УУД у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:

  • выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учётом возрастно-психологических особенностей учащихся.

  • определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.

  • организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному действию.

  • создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД.

  • нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому предмету, описание свойств действия. Определение связей УУД с содержание предметных дисциплин.

  • создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебников для детей и учебно-методических комплектов для учителей.

    1. Понятие «компетенция».

Начальная школа — это по своей сути ценный и принципиально новый этап в жизни ребенка: систематическое обучение начинается в учебном заведении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, меняется социальный статус и возрастает потребность в самовыражении.

Содержание и формы учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Освоение ребенком системы научных представлений является основой формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основы теоретического сознания.

Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении — формирование возможности построения оценочных суждений на основе анализа и синтеза, обобщения и элементарного абстрагирования. Школьный возраст — период познания окружающего мира: природы, человеческих взаимоотношений. У ребёнка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества. 6

23 стр., 11251 слов

Совершенствование методов оценки результатов труда персонала ...

... функций. Оценка результатов работы персонала - одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность ...

Коммуникативная компетентность — это способность к полноценному речевому общению во всех сферах жизнедеятельности человека с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты, т.е. продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Существуют ситуативные компоненты или условия речи, которые определяют выбор говорящим слов и грамматических средств. Это, прежде всего, отношения между собеседниками и их социальными ролями. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения. Например, общение учителя и ученика на уроке, на перемене, в дружеской беседе. Третий очень важный компонент речевой ситуации — это цель и намерения говорящего. Приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости, обиды и т.д.

В энциклопедии Britannica термин «компетенция» (от лат. competere — быть способным к чему-либо) определяется как знания и умения, которыми обладает человек в противовес непосредственной реализации этих знаний и умений в реальной жизни. Как известно, рассматриваемое понятие было введено или, точнее, возвращено в понятийный аппарат лингвистики, Н. Хомским. Ранее оно встречалось также у В. Гумбольдта и других лингвистов, хотя они не получили достаточного обоснования и распространения в своих трудах. В понимании Н. Хомского, термин «компетентность» обозначал способность, необходимую для выполнения определенной преимущественно языковой деятельности на родном языке.

Впоследствии, в отличие от языковой компетенции в строгом смысле, интерпретация коммуникативной компетенции была предложена как способность правильно использовать язык в различных социально детерминированных ситуациях.

2.3. Коммуникативная компетенция.

Понятие «коммуникативная компетенция» строится на понятии «общая (языковая) компетенция» и рассматривается как врожденное знание, которое позволяет носителю языка создавать и понимать высказывания в контексте. Такое знание касается уровня дискурса, в котором язык действует как открытая система в постоянном взаимодействии со своим окружением, а потому оно представляет собой пример прагматического знания, частью которого являются синтаксические и семантические знания.

29 стр., 14102 слов

«Современные средства оценивания результатов обучения истории в школе»

... многообразия средств оценивания результатов обучения на уроках истории учителями разных школ. Среди них статья П.П. Панкина «Эволюция школьной оценки и возможность перехода к системе накопительных баллов» ... образовательных технологий, поэтому большое внимание в своей работе уделяют рейтинг-контролю, портфолио, мониторингу, которые, по их мнению, способны учитывать все нюансы учебно-воспитательного ...

дать четкое определение коммуникативной компетенции довольно сложно, это означает практическое объяснение механизма генерации речевых актов, которые способствуют языковым событиям, в которых участвует говорящий.

Существует множество попыток и подходов к рассмотрению понятия «коммуникативная компетенция» и ее составляющих.

Например, в Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком коммуникативная компетенция понимается как «совершенное владение техниками идеальной языковой ситуации». Её составляющими считаются:

В силу ориентации на социальные нормы (правила хорошего тона, нормы общения между представителями разных поколений, полов, классов и социальных групп, языковое оформление определённых ритуалов) оказывают большое влияние на речёвое общение между представителями разных культур, которые могут даже не осознавать этого.

Кроме того, этот компонент предполагает владение речью, распознавание типов и форм текстов, иронию и пародию. Следует отметить, что социальное взаимодействие и культурная среда оказывают особое влияние на прагматическую составляющую.

Таким образом, коммуникативная компетенция рассматривается, как способность взвешивать набор факторов относительно друг друга с тем, чтобы породить приемлемый речевой акт.

Н.Д. Гальскова выделяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

— знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования языковыми (лексико-грамматическими и фонетическими) средствами общения, что составляет лингвистический компонент коммуникативной компетенции;

— знания, умения и навыки, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, что составляет прагматический компонент коммуникативной компетенции;

— знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума. Это социокультурный компонент коммуникативной компетенции. Проанализировав содержание предоставленных нами классификаций, мы понимаем, что они практически идентичны, за исключением последовательности представленных компонентов.

Следовательно, существует множество подходов к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймс объединил эту концепцию с грамматической, социолингвистической, дискурсивной и стратегической компетенциями, а некоторые другие авторы также включили в эту концепцию правила коммуникативного этикета, определяемые культурными нормами.

11 стр., 5270 слов

«Делопроизводство»…..6 3. Показатели и критерии оценивания компетенций ...

... электронного делопроизводства и документооборота. Особенности документооборота на предприятиях и учреждениях социально культурного сервиса и туризма. Особенности технологической документации на предприятиях сервиса и туризма. Промежуточная аттестация предназначена для подтверждения и объективной оценки результатов обучения, ...

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л.Ф. Бахману. Сюда входят лингвистическая, дискурсивная, разговорная, прагматическая, социолингвистическая, стратегическая и ментальная компетенции. Важным компонентом коммуникативной компетенции является языковая компетенция, то есть готовность использовать иностранный язык как инструмент лингвистической мыслительной деятельности.

Глава 3. Современные средства оценивания коммуникативной компетенции.

3.1. Понятие «оценивание». Мониторинг, рейтинг, аутентичное оценивание., Оценивание

Традиционной системой контроля являются такие формы, как оценивание по 5-балльной шкале, по 100-балльной шкале (ЕГЭ, ГИА).

Современные инструменты оценки включают мониторинг, оценку и аутентичную форму оценки. Речь идет об измерении сложных компетенций с помощью контекстных действий, оценке индивидуальных результатов с помощью портфолио.

С помощью этих средств накопительной системы оценки результатов обучения можно отслеживать и оценивать динамику процесса формирования коммуникативной компетенции и многое другое.

Накопительные оценки позволяют учащимся сформировать положительное отношение к обучению, поскольку дают им возможность продемонстрировать то, что они знают и могут делать, а не свои недостатки, характерные для традиционных методов оценивания.

Накопительные оценки делают процесс обучения более эффективным, особенно с хорошо организованной и конструктивной обратной связью.

При этом оценивать могут не только учителя, но и родители и, прежде всего, сам ученик.

Рейтинг учащегося

Конечная цель

Функции рейтинговой технологии.

  • креативная (формирование творческого потенциала учащихся);

  • рефлексивная (самооценка учебных и личностных достижений);

  • стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);

  • диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);

  • коррекционная (корректировка влияний нововведений на развитие).

Условия организации рейтинговой системы оценивания:

  • модульная организация учебного процесса;

  • постоянное отслеживание уровня знаний;

  • многобалльное оценивание обученности учащихся.

Аутентичное оценивание:

Целью

3.2. Портфолио как средство накопительной оценки.

  • Портфолио — это способ записи, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за определенный период обучения.

  • это важный элемент практико-ориентированного подхода к образованию.

  • Это своего рода отчет об учебном процессе студента, который позволяет наглядно представить картину конкретных учебных достижений, гарантировать мониторинг индивидуального прогресса в широком учебном контексте, продемонстрировать его способность практически применять знания и приобретенные навыки.

Что даёт портфолио?

  • Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

  • Интеграцию количественной и качественной оценок.

  • Смещение акцента с оценки на самооценку.

Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен»

В основе оценивания лежат следующие показатели:

  • уровень сформированности предметных результатов;

  • уровень сформированности универсальных учебных действий;

  • образовательные достижения обучающихся;

  • профессионально-педагогические достижения педагогов;

  • состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;

  • адаптация обучающихся на новой ступени обучения;

  • эффективность образовательного процесса;

  • уровень воспитанности обучающихся.

Оценка личных достижений студентов осуществляется с помощью диагностики и портфолио. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • итоговые проверочные работы;

  • комплексные работы на межпредметной основе;

  • мониторинг сформированности основных учебных умений и др.

Достижение результатов по предметам обеспечивается за счет основных учебных предметов. Объектом оценки результатов изучения предмета является умение обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учётом:

  • владения предметными понятиями и способами действия;

  • умения применять знания в новых условиях;

  • системности знаний.

Оценка достижения дисциплинарных результатов проводится как во время текущей и промежуточной оценки, так и во время итоговой аттестации. Итоговые итоги текущего и промежуточного оценивания заносятся в дневник класса. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА.

Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне, который может быть оценен как:

  • Оптимальный уровень – 80-100%,

  • Допустимый уровень – 60-80%,

  • Критический уровень – 45-60%,

  • Недопустимый уровень – до 45%

Заключение

Вопросы оценки качества образования давно находятся в центре внимания российских учителей. Но трудно представить, что содержание обучения и методы работы учителя изменятся, если методы и критерии оценки останутся прежними. Правильно организованный контроль качества обучения студентов отвечает следующим требованиям: систематичность, систематичность, объективность, простота и экономичность.

Оценки (даже традиционные) становятся неравнозначными; параллельно идет мониторинг с учётом личных качеств и собирается портфолио, демонстрирующее динамику достижений. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать её более гибкой и разноплановой, учитывающей различные виды достижений – не только учебных, но и творческих, проектно-исследовательских, социально значимых и др.

Достоверность оценки уровня образования, стимулирования и активизации воспитательной работы студентов также может быть достигнута за счет использования системы оценивания качества учебного процесса.

Рейтинговая система способна не только детализировать основные показатели качества знаний учащихся, но и стимулировать целый ряд показателей эффективности их деятельности: своевременность выполнения заданий; ритмичность прохождения программ; качество усвоения предмета, а также формировать прочные и системные знания обучаемых.

Рейтинг помогает ранжировать всех студентов на основе успешности их обучения. Гибкость системы оценивания позволяет иметь мощный механизм управления учебной деятельностью.

Система оценивания качества учебного процесса представляет собой единую систему, объединяющую учебную и познавательную деятельность студентов, учебно-воспитательную деятельность преподавателей. Это позволяет эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и качественно отслеживать результативность обучения.

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики освоения обучающимися общеобразовательных предметов и не допускает сравнения одного ученика с другими.

Для отслеживания уровня освоения обучающимися учебных предметов используются:

  • стартовые работы (фиксирование удержанных обучающимися предметных и метапредметных результатов на начало учебного года);

  • диагностические работы (исследование эффективности выбранных учителем форм предъявления предметного содержания);

  • текущие проверочные работы (контроль освоения малых единиц предметного содержания);

  • модульные проверочные работы (контроль освоения модуля (раздела) предметного содержания);

  • итоговые проверочные работы (контроль освоения предметного и метапредметного содержания за учебный год);

  • демонстрация достижений обучающихся с предъявлением накопленного в течение года материала .

Основные этапы образовательного мониторинга:

  • сбор информации о состоянии объекта и внешней среды;

  • анализ полученной информации;

  • принятие управленческих решений и выдача командной информации.

Для построения эффективной системы педагогического мониторинга необходимо определить, какие показатели деятельности системы образования наиболее важны для управления (уровень учебной подготовки учащихся, методическая культура педагогов, мотивация к получению образования, социальные, психологические и экономические условия реализации образовательного процесса и т.д.).

Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает преподавателей выстроенной системой планирования родительских собраний. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребёнка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие.

Соответственная оценка детей должна включать непосредственно самих детей, родителей и преподавателей. Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Это освобождает преподавателя от ограничений, связанных со стандартизацией исследований. Наконец, используя портфолио, преподаватель имеет возможность расширить работу в классе и с каждым ребёнком. Кроме того, использование портфолио позволяет сосредоточить своё внимание на ребёнке и развивать межличностные отношения с ним.

Портфолио предполагает идеальный вариант для контроля прямого опыта учащегося при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач. Они могут фиксироваться как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в подобных мероприятиях.

Так как одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые развиваются именно на начальных ступенях обучения, то степень их сформированности имеет тенденцию проявляться в последующих ступенях образования. Соответственно, на учителях начальных классов лежит ответственность за развитие УУД у детей. Помочь им в этом могут различные методики, а в качестве современных средств оценивания уровня сформированности компетенций использовать мониторинг, рейтинг, портфолио.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/po-teme-trebovaniya-k-kompetentsiyam-magistra/

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика.-2003.- № 3.

  2. Долгова Е.Н. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Материалы дистанционного семинара «Системно — деятельностный подход в обучении», Яр-Сале, 2012.

  3. Захаров П.В. Реализация ФГОС второго поколения на основе новой открытой образовательной системы деятельного метода Л.Г. Петерсон. Материалы дистанционного семинара «Системно — деятельностный подход в обучении», Яр-Сале, 2012.

  4. Иванкина Н.К. О лингвометодической подготовке учителя к работе над развитием речи младших школьников // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 54.

  5. Компанцева Е.В. Структура и содержание коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  6. Маруда Т.Ю. Рейтинговая оценка качества учащихся. Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. №2.2006. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  7. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144с. – Стандарты второго поколения. С.4 –7.

  8. Родионова Е. Г. Портфолио как альтернативный способ оценивания. Красноуфимск 2007. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  9. Фаттахова Л. Ф. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе начального языкового образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  10. Maley A. Assessing Young Learners. — Oxford, 2003.