Подросток в обществе риска

Курсовая работа

Россию заслуженно называют «обществом всеобщего риска». Это понятие можно трактовать как органическое нарушение в системе производства ресурсов, необходимых для нормального функционирования компании. В последние десятилетия деградирующая социальная система не препятствовала распространению в обществе неформальных молодежных сообществ, которые в свою очередь становятся потенциальными источниками производства «социальных отходов» (наркоманов, алкоголиков, бомжей и прочих маргиналов), поскольку последние, не будучи политически активными, не представляли опасности для существующего политического режима.

В настоящее время возникает такая норма риска, которую можно считать элементом современной культуры, например, девиантная форма экстримальности, то есть формирование в массовом сознании понятия «социально приемлемого риска», отразившего сознание, а затем принятие обществом факта рискогенности собственной жизнедеятельности. В связи с этим новые тенденции распространения девиантного поведения среди населения России следует трактовать как риски социального характера. Определения «девиантное поведение», «отсутствие ценности», «отчуждение», «аномия», принятые в современной девиантологии, уже содержат понятие риска, отражающее причину или следствие названных состояний и процессов.

Среди важнейших рисков корпоративного характера, которые могут угрожать стабильности и безопасности всего общества, я считаю в своей работе девиантные формы крайностей. Резкий количественный и качественный рост различных форм девиантного поведения населения, депопуляция и др., принадлежность к молодежным девиантным группировкам является одним из наиболее значимых и тяжелых по своим социальным последствиям рисков и прежде всего потому, что их распространение среди населения, особенно в подростковой и молодежной среде, существенно снижает возможности формирования гражданского общества, так как целый слой граждан, актуализирующий в своей деятельности именно эту форму девиантного поведения, полностью или частично «выпадает» из повседневной гражданской и политической практики.

Согласно У. Бек, риски постоянно производятся обществом, и это производство законно, осуществляется во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной. В данной курсовой работе риск относится к угрозе, ожидаемой в будущем. Исходя из этой посылки, риск трактуется как динамическая переменная, объясняющая механизм приобщения людей к экстремальным формам поведения в России — стране, в которой социальная среда быстро «наполняется» рисками и опасностями, привносимыми в нее как отдельными лицами, так и сообществами — носителями девиантного поведения. Эти риски являются «рисками повседневности».

10 стр., 4540 слов

«Риск-менеджмент» «Анализ предпринимательских рисков в хозяйственных обществах

... курсовой работы является исследование системы управления предпринимательскими рисками в ООО «Руно» Задачи курсовой работы: 1) раскрыть сущность и функции предпринимательских рисков; 2) описать методы предпринимательских рисков; 3) провести анализ системы управления предпринимательскими рисками ... от многих переменных, контрагентов и людей, поведение которых не всегда предсказуемо с приемлемой ...

Важность данной курсовой работы объясняется постоянно усиливающимся девиантным поведением в современном обществе, которое находит свое отражение в различных формах экстремизма. А уровень предрасположенности к риску направит нас к границам приемлемых и девиантных форм крайности.

Объектом курсовой работы является такое понятие как, «риск» и «рискогенное поведение» в сознании российской молодёжи.

Предметом курсовой работы является экстремальность, как форма девиантного поведения.

Цель курсовой работы — выявить какая просматривается взаимосвязь уровня риска у российской молодежи с формированием девиантных форм экстремальности.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить психологическую и социальную литературу по теме крайности в виде девиантного поведения в практиках российской молодежи.

2) Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: «риск», «рискогенное поведение», «экстрим», «экстремальность», «группа риска», «фактор риска», «страх», «стресс», «опасность» и т.д.

Рассмотреть структуру и функции «риска».

3) Определить показатели уровня риска во взаимосвязи с экстремальным поведением у молодежи.

Методы исследования : изучение литературы, диагностика состояния риска с помощью теста Шуберта, опрос «отношение к экстремальным действиям».

Выявление предрасположенности к риску и экстремального поведения среди молодых людей поможет понять, насколько рискованно наше общество и какие угрозы могут его поджидать.

Исследований по этой проблеме крайне мало. Современниками в изучении данной проблемы являются такие социологи и психологи: Яницкий О. Н., Зинурова Р.И., Алексеев С.А., Леонова О.Г., Позднякова М.Е., Хагуров Т.А., Рудаков М.Г., Чепелева Л.М., Остапенко А.А., Донцова Г.Г., Брюно В.В., Войнова Е.А., Коваленко М.С., Овчарова К.В., Рыбаков Л.Н., Шульгина Е.В.

6 стр., 2798 слов

Курсовая работа по системам управления технологическими процессами

... SCADA-систему (система диспетчерского управления и сбора данных), которая выполняла бы следующие функции: прием информации о контролируемых технологических параметрах (состав дистиллята, расход хладоносителя); непосредственное автоматическое управление технологическим процессом. оперативное управление ходом технологического процесса (изменение ...

Экстремальные условия деятельности все больше определяют популярность и сезонность различных видов спорта и спортивных дисциплин. В программу Олимпийских игр все чаще попадают виды спорта экстремальной направленности (BMX, скалолазание и др.).

Все большую популярность приобретают Всемирные экстремальные игры (X Games), а многие каналы телевидения практически переключились на освещение исключительно экстремальных видов спортивной деятельности.

В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к широкому толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, требующие напряжения определенных физиологических или психических функций, и грань между «нормальными» и экстремальными состояниями остается довольно расплывчатой. Например, пребывание в суровом климате Арктики или Антарктики часто называют экстремальными ситуациями. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат привычен; для них в этом контексте ситуация с отдыхом где-нибудь в Средиземном море будет экстремальной.

Часто используется критерий напряжения физиологических функций и часто ставится знак равенства между экстремальными и стрессовыми состояниями. С таким подходом трудно согласиться. Есть много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций разной степени тяжести. Таким образом, критерий напряжения сам по себе растворяется в понятии деятельности, а термин «крайний» теряет свою специфику.

Есть подход Московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков для любой деятельности, даже в экстремальных условиях с высокой степенью чрезвычайной ситуации.

1. Зона — область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.

2. Зона — область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.

3. Зона максимально допустимого риска: постулируется, что максимально допустимый уровень риска не должен превышаться, независимо от типа конкретной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.

4. Зона — зона повышенного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим максимально допустимый уровень риска. В эту зону входит любая деятельность, при которой жизнь человека подвергается реальной угрозе.

24 стр., 11620 слов

Этика и культура профессиональной деятельности. Профессиональная ...

... виды деятельности имеют свою специфику, иногда очень значительную, которая проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это единое целое, определяющее отношение человека к своему профессиональному долгу. Моральные отношения людей в сфере труда регулируются профессиональной этикой. ...

Основываясь на этой классификации, я буду диагностировать изучаемую мной проблему.

Глава 1. Риск и его составляющие

1.1 Риск – структура, функции, объект, факторы и группы риска

Слово «риск» заимствовано из французского языка ( risqu é – опасность), в свою очередь, французское слово восходит к греческому rizikon – утес, скала; поэтому «рисковать» для древнегреческих мореплавателей означало «обойти скалу, утес», чтобы избежать опасности кораблекрушения. «Риск» в таком случае означал возможную опасность и это понимание сохраняется до сих пор.

На основе опросов показано, что в обыденном сознании слово «риск» воспринимается в различных смыслах: как способность идти на авантюру; как желание ощутить выброс адреналина; как ситуация неопределенности; как действие, исход которого неясен или в основе которого лежит необоснованная надежда на успех. Совершенно очевидно, что риск это принимаемое, осознанное решение.

Риск как психологический феномен имеет структурный характер и включает в себя ситуацию риска; оценку риска; степень её осознанности субъектами риска; факторы риска; ситуацию выбора; границы риска и зону риска.

Ситуация риска включает:

1) обстановочные компоненты – то, что окружает человека, что можно назвать обстоятельствами, средой;

2) личностные компоненты – то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его перед необходимостью выбора действий;

3) деятельностные компоненты – то, что человек делал, попав в данную обстановку, что делает, что намеревается делать и чего достигает.

Все это составляет объективно-субъективный психологический феномен «человека в ситуации».

Риску присущи защитная и стимулирующая функции. Стимулирующая функция имеет конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств) и деструктивный (авантюризм и волюнтаризм) аспекты. Защитная функция имеет историко-генетический (поиск средств защиты) и социально-правовой (необходимость законодательного закрепления понятия «правомерность риска») аспекты.

Четыре основные ф-ии риска:

5 стр., 2046 слов

Управление рисками в инновационной деятельности

... Проанализировать инновационную деятельность в Украине. Исследовать систему управления рисками инновационной деятельности. Выделить и обосновать этапы управления рисками. Сформировать комплексную систему управления рисками инновационной деятельности. Опишите, как управляются, анализируются и оцениваются риски. Разработка методических рекомендаций по комплексному управлению инновационными рисками. ...

Защитная – проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск – это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам; Аналитическая – наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов правильного решения; Инновационная – проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных способов решения проблем; Регулятивная – имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивный и деструктивный.

Объект риска: объект или явление, которые существуют в реальности и представляют реальную или потенциальную опасность для человека и природы.

Фактор риска – понятие, обозначающее такие условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, т.е. не играют роли этиологических, но увеличивают вероятность их возникновения, способствуют, облегчают их появление.

В зависимости от степени вероятности различают высокий, средний и низкий факторы риска.

Факторы риска могут быть внешними и внутренними. Внешние – это различные природные и техногенные факторы; внутренними факторами риска могут быть психофизиологические особенности человека, которые предрасполагают к какому-то неблагоприятному исходу, или слабая подготовленность человека к осуществлению какой-либо деятельности, асоциальная направленность личности и т.д.

Контингент людей, подверженных тому или иному фактору риска, называется группой риска по этому фактору.

И понятие «фактор риска», и понятие «группа риска» изначально использовались в медицине. В конце 1960-х гг. они были перенесены в психологию и постепенно распространились с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы (например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности).

В советский период в контексте приоритета общественных интересов понятие «группа риска» определяло категорию людей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория людей рассматривается специалистами в основном с точки зрения риска, которому они сами подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.

1.2 Склонность к риску и поиск новых ощущений как возможные детерминанты поведения человека в экстремальной ситуации

Чаще всего рискованное поведение подростков — это реакция на безразличное отношение общества к себе, к своим проблемам — отражение поведения взрослых. В некоторых случаях рискованное поведение можно считать нормальным. Однако вопрос о том, насколько «нормально» для подростка рисковать, остается без ответа. Речь скорее идет об отношении нашего общества к подросткам. В отношении делинквентного поведения подростков отмечается влияние на рискованное поведение успешности предыдущих действий, связанных с риском. По материалам проведенного в Ярославской области исследования делинквентного поведения подростков были установлены следующие факты. Молодому человеку в состоянии алкогольного опьянения впервые удается без проблем доехать до дома. В следующий раз он легко решает сесть за руль «пьяным», а затем и пьяным. Другой случай: во время кражи был замечен подросток, но в связи с возрастным ограничением уголовная ответственность наступает через 14 лет и он, не получив должного наказания, неоднократно совершает противоправные действия, становясь вором-рецидивистом несовершеннолетнего. Вторичный анализ исследований распространенности рискованного поведения среди молодежи показал, что отказ от рискованного поведения усиливается с возрастом. (Этот вывод хорошо иллюстрируют исследования, касающиеся отношения молодежи ко многим видам девиантного поведения).

52 стр., 25771 слов

Анализ банковских рисков

... задачами написания данной курсовой работы является: 1. Определение сущности банковских рисков; 2. Раскрытие видов банковских рисков, а также их особенностей; 3. Анализ системы управления банковскими рисками на примере ОАО « ... ценности вероятного события, которое приводит к убыткам. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонения достоверных данных от ...

Отказ выражается в тенденции к выбору наиболее безопасных вариантов поведения, к получению более полной информации, к принятию обдуманных решений, обращению за советом и др. При этом следует отметить, что пожилые люди часто переоценивают риск, а молодые — недооценивают. Это одно из объяснений того, что по мере взросления, вхождения во взрослую жизнь, приобретения нового социального статуса студенты начинают жить соответственно взрослым социальным ролям, отказываясь от рискованного поведения, связанного с участием в девиантных молодежных группировках.

Желание испытать новые ощущения на психологическом уровне тесно связано с желанием эмоций и желанием риска. В психологии риск чаще определяется как «ситуативная особенность деятельности, состоящая из неопределенности ее результата и возможных негативных последствий в случае неудачи». Можно выделить три подхода к пониманию риска:

1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности;

2) риск как действие, грозящее субъекту потерей;

3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия – менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным.

Понятия «готовность к риску» и «склонность к риску» также часто встречаются в литературе». Как эти понятия соотносятся между собой? Понятие «склонность к риску» включает представление о диспозициальном личностном риске как индивидуальном свойстве, различающем поведение людей в однотипных задачах; в исследовательской психологической литературе оно связано с описанием характеристик, ассоциирующихся с импульсивностью (иногда эти термины подменяют друг друга) и снижением самоконтроля. «Ситуация с риском» включает в себя, по крайней мере, три элемента: неопределенность события (риск возможен только тогда, когда возможен не единственный исход); возможность – вероятность и величина потери (хотя бы один вариант может быть нежелательным); а также значимость для субъекта («цена риска»), то есть то, чем готов заплатить субъект за готовность идти на риск – ожидаемая величина потерь. Источники возникновения неопределенности многообразны: спонтанность природных явлений и стихийные бедствия; человеческая деятельность; взаимовлияние людей, которое носит неопределенный и неоднозначный характер; научно-технический прогресс. Внутренние и субъективные факторы также являются источником неопределенности. Ситуация неопределенности заставляет человека делать прогнозы о вероятности успеха или неудачи. Восприятие ситуации как рискованной зависит от индивидуально – психологических, психофизиологических, мотивационно – волевых особенностей субъекта; от значимости для него деятельности, в которой возникает данная ситуация, месте данной ситуации в контексте деятельности, роли ситуативного результата в процессе достижения цели деятельности. Целью риска может быть или достижение успеха в каком-либо деле (риск ради успеха), или всплеск адреналина (риск ради новых ощущений).

Психология и литература пытаются изучить оба вида поведения: когда риск имеет положительные последствия, и когда он имеет нежелательные или опасные последствия, такие как безрассудное вождение, курение или рискованное сексуальное поведение. В этой литературе отмечается, что риск может быть «адаптивным, адекватным или неадекватным, неадекватным» и что люди, принимающие на себя риск, могут рассматриваться как «герои» или «сумасшедшие».

Риск может быть также мотивированным и немотивированным. Позитивный риск адаптивен, приносит человеку определенную пользу, стимулирует достижение поставленных целей и формирует чувство удовлетворения. Негативный риск деструктивен и ведет к разрушению и деградации личности. Мотивированный риск предполагает получение ситуационных преимуществ в деятельности и предназначен для получения ситуационных преимуществ от стороны, принимающей рискованное решение. Немотивированный риск не имеет рациональной основы и проявляется в процессе творчества или интеллектуальной деятельности.

Адекватное, либо неадекватное восприятие риска, правильная, либо ошибочная оценка факторов риска является важнейшим элементом механизма формирования поведенческих стратегий, на основании которого совершается личностный выбор в отношении реализуемой жизненной стратегии.

Определяющим фактором для выбора поведенческой стратегии, связанной с риском, является намерение, обусловленное в свою очередь двумя независимыми факторами: социальным окружением (составляющими частями которого являются аттитюды и социальные нормы, принятые в обществе) и самоэффективностью, определяемой, в свою очередь, ожидаемым результатом и особенностями восприятия риска. Мы полагаем, что, несмотря на существующее различие в адекватных и неадекватных механизмах риска, в обоих случаях люди, по-видимому, испытывают неудовлетворительную потребность в риске. Учтите психологические компоненты, с которыми может быть связан риск. Связан ли риск с качеством жизни? Как чувство согласованности и устойчивости влияет на проявления риска? Принятие риска — это компонент устойчивости, наряду с приверженностью и контролем. Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная «упругость» – способность «гнуться, но не сломаться», связанная с чувствами собственного достоинства и уверенности, верой в способность достичь результата, способностью адаптироваться к переменам. Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска)». Очевидно, что одни люди более жизнестойки, чем другие. Но устойчивость — это не фиксированное качество, а, скорее, динамический процесс, который действует по-разному на разных этапах жизни. Принятие риска — это вера человека в то, что все, что с ним происходит, способствует его развитию благодаря знаниям, полученным из опыта, положительного или отрицательного. Низкий аппетит к риску, неприятие риска, неприятие риска могут быть связаны с «нереалистичной иллюзией контроля», которая «подавляет чувство тревоги, которое в противном случае могло бы предупредить об опасности». Устойчивость следует отличать от чувства согласованности, которое характеризует потенциал для здорового развития и психологической устойчивости. Гармония личностных качеств тесно связана с внутренней последовательностью. Люди с сильным чувством связности уверены, что многие жизненные события и изменения для них понятны, управляемы, зависят от них самих и имеют смысл. Сочетание этих качеств напрямую связано с процессом адаптации и одновременно с состоянием здоровья. С другой стороны, было обнаружено, что чем ниже ощущение последовательности, тем выше склонность к негативным рискам — вредным рискам для здоровья, таким как алкоголь, употребление наркотиков, курение или рискованное сексуальное поведение. Другие исследования показывают, что высокий уровень консистенции защищает от употребления наркотиков в подростковом возрасте.

Многие авторы отмечают, что человек со слабым чувством последовательности чувствует растерянность и неуверенность. В таком случае человек склонен позволить своим личностным качествам (неуверенности в себе, неугомонности) управлять своим поведением независимо от ситуации, а также поддается стрессу, отрицательным эмоциям. Психологическое состояние такого человека нестабильно. Также следует отметить, что, по литературным данным, потребность в поиске новых ощущений положительно коррелирует с определенной структурой личности, например, с выраженной экстраверсией, с дисгармонией черт личности, выбором определенных профессий, развлечениями. Дисгармоничная личность не может развиваться за счет внутренних ресурсов и поэтому склонна искать внешние раздражители, искать новые впечатления, острые ощущения, которые являются стимулом для внутреннего развития. Гармоничная личность, напротив, обладает хорошей связностью, развивается за счет баланса внешних и внутренних раздражителей и в поисках новых ощущений в основном выбирает «мотивированный риск.

Стремление к поиску новых ощущений и впечатлений в случае неудовлетворенности работой или иными сферами жизни можно назвать «компенсацией»: когда человек не может реализоваться в какой-то из сфер своей жизни, то он будет искать другие способы проявления себя. А этими способами могут быть как экстремальный спорт, так и наркотики. В поисках и получении новых ощущений недовольный человек будет чувствовать себя полноценным человеком, возможно, даже как-то преодолевая привычное окружение. Таким образом, человек может пытаться усилить осмысленность жизни. Люди с высоким уровнем последовательности с большей вероятностью будут чувствовать смысл жизни, воспринимать стрессовые ситуации как проблемы и действовать в таких ситуациях активно. Можно предположить, что более высокое чувство согласованности является предиктором склонности к позитивному риску.

Глава 2. Молодёжная экстремальность

2.1 Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике

Экстремальность – это естественные этап жизнедеятельности индивида. Экстремальность остается в границах системы и не ведёт сама по себе к её разрушению; к деструкции. Экстремальность не ведет к уничтожению социального единства, как это происходит с экстремизмом. В границах максимума как экстремальности и минимума как пассивности и инертности достигается полнота общественной жизни, который не переходит в абсолютный хаос.

Обычно выделяют три основные формы проявления экстремальности: просоциальную, асоциальную и антисоциальную, в основе которых лежат соответствующие типы поведения: просоциальную, асоциальную и антисоциальную. Существуют три основные разновидности антисоциального поведения: девиантное, делинквентное и криминальное. Антисоциальная экстремальность характеризуется отрицательным, неподчиняющимся общественным нормам поведением индивида, и направлена на разрушение, дестабилизацию. Эта форма экстремальности остаётся социально неодобряемой и вызывает протест со стороны общественного мнения. В данной курсовой работе экстремальное поведение рассматривается через призму различных форм девиаций. То есть, экстремальное поведение – это вид девиантного поведения, которое инициирует для индивида и окружающего его социума возникновение ситуаций, характеризующихся высокой степенью риска и угрозой для жизни как самого индивида, так и тех, кого он вовлекает в это пространство на грани жизни и смерти, и которое позволяет выявить предел возможностей индивида. Из этого следует, что экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ и привилегий, как для себя, так и для депривированных социальных групп (например, социальных сирот, групп с низким уровнем жизни, групп риска и т.д.).

Экстремальное поведение, как тип девиации представляет собой сложное социальное явление, имеющее тенденцию к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой.

Современный человек живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств, поскольку экономическая и политическая нестабильность, различные социальные проблемы, а также техногенные и экологические факторы нередко выходят за рамки привычных, к которым личность уже адаптировалась. С такими условиями в современном динамичном, развивающемся социуме человек сталкивается практически ежедневно. Следовательно, любому человеку необходимо относиться к экстремальным условиям как к элементу своей жизнедеятельности и уметь продуктивно справляться с трудными ситуациями, используя для этого различные способы. Очень часто, не обладая необходимыми жизненными навыками, не имея достаточно сформированных внутренних механизмов преодоления, личность не может конструктивно разрешить трудную ситуацию, что приводит к таким психическим состояниям, как, например, фрустрация, стресс, и далее — к глубоким внутренним проблемам, которые принято называть кризисом личности.

Смысл данного понятия сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познанием во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта.

В современных подходах в качестве определяющего сущностного признака экстремальности или экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности, т. е. непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач. Термин «экстремальный» означает не только опасное событие или совокупность опасных событий, оно взаимосвязано с деятельностью человека и его существованием. Экстремальность — это не только характер какой-либо ситуации или условий, но и показатель внутреннего психологического состояния. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, кризисы, конфликты и иные экстремальные условия часто являются неизбежными в процессе жизнедеятельности людей и, несомненно, приводят к стрессу. Как видим, понятийный аппарат экстремальности включает в себя основные термины стресса, риска, опасности, страха и др.

Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.

Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны. Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.

возникновения

По качественным особенностям

последствий

По масштабности

По длительности

стихийные; техногенные; антропогенные; смешанные природные; социально-политические; экономические; профессиональные; бытовые; соматические; транспортные; криминальные; военные кризисные; катастрофические; чрезвычайные; общественные бедствия глобальные; международные локальные; местные; групповые; индивидуальные кратковременные; средней продолжительности; долговременные

2.2 Экстремальность современной российской молодежи

В современных условиях деятельность человека тесно связана с периодическим, длительным и интенсивным воздействием различных неблагоприятных экстремальных факторов (экологических, социальных, профессиональных и т.д.).

Такие воздействия сопровождаются возникновением и развитием стресса, страха, фрустрации, т.е. эмоций преимущественно негативного характера, что приводит часто к напряжению физических и психических сил. Такие воздействия часто приводят к ухудшению общего функционального состояния организма, изменению личностных и социальных характеристик человека и могут способствовать развитию психосоматических заболеваний. В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться физические, биологические, социально-психологические условия. Все эти отклонения являются последствием экстремальной деятельности. Экстремальная деятельность – это деятельность человека, которая является для него трудно выполнимой и требует готовности к предельному напряжению психических и психофизиологических сил.

Под экстремальностью молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайности поведения на групповом и индивидуально-личностном уровнях. На полюсах экстремальных настроений крайними состояниями являются фанатизм, представляющий радикальную направленность сознания, и нигилизм, отражающий преимущественно депрессивное его состояние. Сегодня во всем мире, по данным современных исследований, фиксируется заметное повышения уровня экстремальности среди молодежи. При этом следует четко отличать тенденции экстремального поведения в молодежной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодежи, и являющиеся в целом нормальными, для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках существующего законодательства, заключение о наличии или отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

1) Кризис социально-политической и экономической системы;

2)Социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры;

3) Распространение социальных проявлений «ухода из жизни»;

4)Отсутствие альтернативных форм проведения досуга.

5) Трансформация социального пространства, деформация системы ценностей, отсутствие жизненных планов и т.д.

Социальная среда молодежи, как фактор экстремального поведения:

1) Жизненные цели и ценностные ориентации;

2)Семья;

3)Друзья и знакомые;

4)Агрессия;

5)Зависимое поведение

6) Алкоголь и наркотики;

7) Экстремальные виды спорта.

Глава 3. Склонность к риску как предиктор экстремального поведения.

3.1 Социологическое исследование

Рискогенное поведение не только деструктивно, в определённых случаях придает импульс развитию как личности, так и обществу. Речь идет не о разных видах поведения, а о склонности к рискованному поведению, которая может быть направлена в то или иное русло в связи с определенными индивидуальными особенностями и характером ситуации социального развития.

Располагая данными о различных формах рискогенного поведения, можно добиться более эффективных превентивных стратегий борьбы с экстремальным поведением.

Материалы моих исследований позволили выявить определённые особенности рискованного поведения у молодежи, такие как: склонность к рискованному поведению и отношение к некоторым разновидностям экстремального поведения.

Опираясь на методику диагностики степени готовности к риску Шуберта я провела тест на выявление уровня риска у молодежи.

Респондентами являлась выборка из числа моих знакомых (27 человек) в возрасте от 18 до 23 лет, большинство опрошенных не знакомы и никак друг с другом не взаимосвязаны.

Подсчитав результаты теста, сложился такой показатель (-74) – на общее число респондентов и (-2,7) из расчета на одного респондента, это означает, что общий уровень риска у большинства опрошенных находится в норме. Проанализируем интересные случаи:

1) Больше половины из числа опрошенных готовы нарушить ПДД и скоростные ограничения, чтобы спасти человеческую жизнь.

2) 60 % опрошенных разбились на два равных лагеря в значениях «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» в ситуации преграждения пути преступнику.

3) 13 респондентов (48,1 %) приняли твёрдое решение не подвергать свою жизнь опасности, ради ощущений и приключений (проехаться на подножке товарного поезда и спрыгнуть с него на ходу).

4) Также, наблюдается чувство ответственности за чужую и свою собственную жизни у большинства респондентов. Они не готовы залезть на высокую трубу, даже под руководством кого-либо; они не готовы взять на себя ответственность управления лодкой без должной подготовки; более 60% не готовы взяться за высоковольтный провод, если бы начальник заверил, что провод обесточен; также 50% не готовы остановить бегущую лошадь.

5) Наблюдается положительная динамика в вопросах, где ситуация азартная и не однозначная, соответственно, предрасположенность хоть и к малому риску и новым ощущениям – есть. Это в ситуациях: прыгнуть с парашютом; кататься на велосипеде после пары бокалов пива; поездка без билета на дальние расстояния; прыжок с десятиметровой высоты на тент пожарников; с билетами, но без денег и еды поехать в дальнее путешествие и т.д.

Для большего понимания предрасположенности к экстремальным действиям у молодежи, я также провела опрос этой же группе людей: выборка из числа моих знакомых (27 человек) в возрасте от 18 до 23 лет, большинство опрошенных не знакомы и никак друг с другом не взаимосвязаны. Вот какие результаты дал следующий опрос:

1) 6 респондентов проявили полную готовность к занятиям экстремальными видами спорта, а 14 респондентов считают, что это рискованно, но риск вполне оправдан.

2) 8 респондентов готовы изменять своё состояние различными способами и/или веществами; 6 – готовы пойти на такой риск и 13 респондентов категорически отрицают такую деятельность.

3) 24 респондента не готовы рисковать своей и чужой жизнью путём нарушения ПДД и не приветствую беспорядочные половые связи; 26 респондентов не рискуют водить автомобиль в нетрезвом виде.

4) 19 респондентов предпочитают избегать незнакомые им и нетрезвые компании; такое же количество респондентов не готовы принимать лекарства без назначения врача.

5) 14 респондентов готовы употреблять алкоголь в неумеренных количествах, а 13 из 27 категорически против.

6) 17 респондентов не рискуют ввязываться в драки.

Вывод:

Из своего исследования я сделала вывод, что у большинства моих знакомых преобладает чувство самосохранения и ответственности за чужие жизни. Но, также большинство из них не пренебрегает употреблением алкоголя и наркотическими веществами, а экстремальные действия, такие как спорт или прыжки с различной высоты считают вполне нормальным занятием.

Очевидно, что уровень морали у современной российской молодёжи находится в норме и правильные ценности тоже присутствуют. Но предрасположенность к экстремальным действиям и рискованным решениям, ради новых ощущений и развлечений, также имеет место быть. Я считаю, что готовность к такому риску складывается в силу возраста и нашего общества в целом, т.к. в настоящее время не составит труда добыть алкоголь или наркотики, поэтому такая тенденция присуща молодому поколению. А если же исследовать группу по старше, то на такой риск будут готовы пойти лишь единицы.

Нашему обществу, а в частности правительству следует обратить внимание на это и принять более эффективные меры, законы по ограничению продажи алкоголя в том числе и ночью, и предотвратить доступность наркотических веществ. Мы все за здоровую нацию!

Если обратиться к классификации зон московской школы, то моя группа респондентов не имеет отношения к зоне чрезмерного риска, так как респонденты не готовы совершать действия, которые несут очевидную опасность для жизни. Они попадают под зону приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр. Но возникает вопрос, считают ли они эти действия оправданным риском или для них такая деятельность уже в порядке вещей? Эта мысль может стать отправной точкой для следующего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я называю нынешнюю Россию «обществом всеобщего риска», потому что за прошедшее десятилетие оно перешло к регрессивной модели социальной эволюции: возобладала стратегия выживания за счет проедания накопленных природных и человеческих ресурсов. В течение всего десятилетия производство благ снижалось, а производство рисков неуклонно возрастало. В конечном счете производство рисков охватило все сферы жизни общества и проникло во все его территории и регионы. Основные среды жизнеобеспечения человека постепенно трансформировались в среды жизнеразрушения. Для такого общества одинаково характерны риски-катастрофы с долговременными последствиями и повседневные «бытовые» риски. Ситуация перманентного пребывания в рискогенной среде нивелирует различие между нормой жизни и ее патологией — риск становится нормой повседневного существования. Общество всеобщего риска неспособно критически оценивать свою регрессивную динамику и в конечном счете теряет контроль над нею. Реакцией на ситуацию хаоса и всеобщего риска является, с одной стороны, атомизация общества, а с другой — формирование рисксолидарностей, т.е. человеческих сообществ, ориентированных на самозащиту и выживание. Общество, неспособное адекватно реагировать на подрыв всеобщих оснований своей социальной жизни — умножение богатства путем производительной деятельности и сохранение среды своего обитания, — исторически обречено на угасание.

Итак, предпосылками формирования «общества всеобщего риска» в России являются:

1) отсутствие в нем, прежде всего, в его профессиональной культуре и научном познании, риск-рефлексии как постоянного вычисления и анализа социальной и природной цены собственной деятельности;

2) невнимание и даже пренебрежение к институционализации риск-рефлексии, то есть к необходимости затрачивать всевозрастающую часть материальных и интеллектуальных ресурсов общества на создание «риск-порядка», понимаемого как встроенный в процесс общественного производства нормативно-ценностный регулятор, ограничивающий его рискогенность;

3) стирание границы между социальной нормой и патологией, примирение с риском как неизбежным условием человеческого существования в «переходный» период.

Таким образом, склонность к риску и поиск новых ощущений могут являться существенными детерминантами поведения личности в экстремальной ситуации. Знание феноменологии этих образований может обеспечить эффективное управление и прогнозирование поведения человека в сложных условиях жизнедеятельности.

Выводы:

1. Поиск новых ощущений – это базовая потребность человека, предполагающая реализацию в социуме. Поиск новых ощущений тесно связан с поиском острых ощущений и риском. Содержанием риска является готовность субъекта деятельности производить продуцирование и выбор альтернатив поведения и действовать, основываясь на вероятностные оценки исходов по различным параметрам для каждой из альтернатив, в ситуации, обладающей неопределенностью.

2. Восприятие ситуации как рискованной зависит от индивидуально– психологических, психофизиологических, мотивационно–волевых особенностей субъекта; от значимости для него деятельности, в которой возникает данная ситуация, месте данной ситуации в контексте деятельности, роли ситуативного результата в процессе достижения цели деятельности.

3. Существует адекватное восприятие риска, ведущее к позитивным результатам и неадекватное восприятие риска, ведущее к негативным последствиям. Адекватное (конструктивное), либо неадекватное (неконструктивное) восприятие риска, правильная, либо ошибочная оценка факторов риска является важнейшим элементом механизма формирования поведенческих стратегий, на основании которого совершается личностный выбор в отношении реализуемой жизненной стратегии.

4. Мотивированный риск предполагает получение ситуационных преимуществ в деятельности и предназначен для получения ситуационных преимуществ от стороны, принимающей рискованное решение. Немотивированный риск не имеет рациональной основы и проявляется в процессе творчества или интеллектуальной деятельности.

5. Целью поиска новых ощущений является также получение обратной связи о себе, самоутверждение, реализация себя, саморазвитие. Можно предположить, что «умный» риск повышает чувство осмысленности и тем самым общее чувство согласованности. Чувство согласованности – это предиктор защиты от неадекватного («глупого риска») и от последствий для психики адекватного «умного» риска.

6. Склонность к поиску новых ощущений связана с оценкой удовлетворенности качеством жизни; но эта связь сложная и опосредованная. Сам уровень или величина оценки качества жизни не определяет появления большей склонности к поиску новых ощущений.

7. Склонность к риску и поиск новых ощущений могут являться существенными детерминантами поведения личности в экстремальной ситуации. Знание феноменологии этих образований может обеспечить эффективное управление поведением и прогнозирование поведения человека в сложных условиях жизнедеятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/podrostok-v-obschestve-riska/

1. Яницкий О.Н. Социология риска. М., 2003.

2. Яницкий О.Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного» общества. М., 1998.

5. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

6. Экстремальность и экстремизм в социальных практиках российской молодежи / [В.В. Брюно и др.]. Москва-Краснодар 2017.

7. Позднякова М.Е. К проблеме зависимости между рискогенным поведением молодежи и приобщением к психотропным веществам // Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России: под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. М., 2007.

8. Гульдан В.В. Поиск впечатлений как фактор приобщения к наркотикам // Вопросы социологии. 1990.

9. Акулич М.М., Комбарова Е.В. Социологи/ ческое изучение социальных рисков: история и современность // Вестник Тюменского госу/ дарственного университета. 2008. № 4..

10. Кравченко С.А., Красиков С.А. Социоло/ гия риска: полипарадигмальный подход. М.: Анкил, 2004.

11. В.И. Зубков. Риск как предмет социоло/ гического анализа // Социологические иссле/ дования. 1999. № 4.

12. Луман Н. Понятие риска //THESIS. 1994.

13. Зубков В.И. Социологическая теория рис/ ка: Учебное пособие для вузов. М.: Академи/ ческий проект, 2009.

14. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2003.

15. 3. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Академический проект, 2009.

16. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.

17. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.М. Рискология. М., 2003.