Актуальность темы исследования обусловлена тем, что приоритетной задачей современной образовательной системы является развитие у студентов положительной мотивации и повышение познавательного интереса к обучению.
Мотивирование школьников на достижение успеха в учебной
деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и создание соответствующих воспитательных ситуаций, должно способствовать развитию их потенциальных возможностей в процессе обучения. Внедрение новых образовательных стандартов в современной школе определяет поиск новых подходов в формировании учебной мотивации.
Следует отметить, что проблема мотивации школьников к познавательной деятельности изучена и изучается учеными.
Так, например, Г.И. Щукина и Н.Ф. Талызина изучали особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики познавательной потребности изучал С.C. Ильин, свои исследования А.К. Маркова посвятила изучению спектра социальных и познавательных мотивов, С.С. Занюк, Н. Скороходова и X. Хекхаузен изучали мотивы достижения и избегания неудачи и т.д. Исследования последних лет показывают, что в средней школе школьники теряют интерес к учебной деятельности.
Поэтому на первый план выдвигается проблема формирования мотивации к учебной деятельности. необходимо разработать методы более рациональной организации учебного процесса, при которых школьники были бы активными участниками познавательного процесса. необходимо, чтобы у школьников формировалась внутренняя потребность в обучении не только в учебной, но и во внеклассной деятельности. Формирование положительного отношения к учебному процессу возможно при наличии у студентов возможности занять позицию активного субъекта учебной и познавательной деятельности.
Однако, анализ психолого-педагогической литературы, позволяет наблюдать противоречие между необходимостью формирования и развития мотивации учения во внеурочной деятельности школьников с одной стороны, и недостаточной разработанностью методических приемов и способов организации внеурочной познавательной деятельности школьников для развития мотивации. Это противоречие определяет актуальность темы исследования: «Условия формирования учебной мотивации младших школьников во внешкольной деятельности». Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования мотивации к обучению учащихся основной школы внеучебной деятельности и проверить их эффективность. Объект исследования: Мотивация учения обучающихся основной школы. Объект исследования: Условия формирования мотивации к обучению учащихся основной школы во внешкольной деятельности. Гипотеза: Формирование мотивации учения обучающихся основной школы во внеурочной деятельности будет результативным, если будут реализованы следующие условия:
«Мотивация учебной работы на х в начальной школе» (2 класс)
... учебный процесс школы был введен определенный набор занятий с целью выявления мотивации учащихся. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, ...
- осуществлена диагностика мотивации учения и познавательных потребностей, обучающихся;
- выделены учебные задания, связывающие урочную деятельность с внеурочной;
- создана мотивирующая среда за счет объединения обучающихся по интересам;
- использованы приемы, снимающие психологическое напряжение при возникновении трудностей, барьеров в выполнении учебных заданий.
Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотрим особенности формирования учебной мотивации у детей школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности. 3. Выбрать диагностические инструменты и диагностировать уровни развития учебной мотивации школьников на этапе оценки учебы. 4. Провести экспериментальную работу по развитию учебной мотивации школьников во внеурочной деятельности, оценить результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме формирования мотивации в учебной деятельности;
— эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование с применением методик: 1) Методика (анкета) диагностики мотивации учения Н.Г. Лускановой. 2) Для диагностики познавательной активности использовалась методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты. Методы обработки и интерпретации эмпирических данных (сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп).
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ №94 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 12 учащихся 6 класса.
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивов учения
школьников
1.1 Понятие и характеристики мотива и мотивации учебной деятельности
В социальной психологии мотив трактуется как важнейшая составляющая мотивационной сферы человека, это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях [26].
По А.К. Марковой учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность [28].
В педагогике и педагогической психологии мотивация имеет разные определения. В частности, М.И. Алексеева считает, что мотивация — это совокупность причин, определяющих различные проявления студенческой активности. А.К. Маркова считает, что мотивация — это многомерное образование индивидуальных мотиваций, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Он отмечает, что «мотивация к обучению состоит из ряда мотиваций, которые постоянно меняются и вступают между собой в новые связи. Поэтому становление мотивации — не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [27].
Разные подходы к определению сущности мотивации приводят к разной интерпретации причины.
Под понятием «мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно: 1) систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности; 2) осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют активизации деятельности; 3) процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности [38].
Психология деятельности и учебный менеджмент
... благодаря этой же деятельности. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности. Последние научные данные позволяют по - иному взглянуть на роль бессознательного ... того же набора заданий для всех испытуемых. Тема № 2. Психологические концепции деятельности В психологии существует несколько определений деятельности. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя ( ...
Следует отметить, что этот вопрос давно изучается в педагогике и психологии. Разные авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы: мотивы как источники активности поведения человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальные и познавательные мотивы (А.К. Маркова), мотивы достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативные мотивы и мотивы творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева); особенности проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов (В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова).
Аспекты формировании учебной мотивации анализируется учеными в двух направлениях:
- осуществляется разработка концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации (В.Г. Асеев, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Н.Ф. Талызина, А.Т. Цветкова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- и ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности и т.д.
[38].
Мотивацию трактуют по-разному:
1) как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяют поведение рассматривается мотивация у Ж. Годфруа;
2) как совокупность рассматривает мотивы К.К. Платонов;
3) рассматривается мотив как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее направленность в социальной психологии;
4) как процесс психической регуляции конкретной деятельности рассматривает мотив М. Ш. Магомед-Эминов;
5) как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности рассматривает мотив И.А. Джидарьян;
6) как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность рассматривает мотив В.К. Вилюнас. [30].
Различие в определении сущности мотивации в целом и учебной мотивации в частности проявляется в разных подходах к определению понятия разума.
Так, например, Л. Скуратовский выделяет в своих исследованиях следующие подходы. Мотив рассматривается как побуждение. Согласно данному подходу, мотивом является не любое побуждение (стимул), а именно внутреннее осознанное побуждение, что собственно и определяет, насколько человек готов к деятельности.
Рассматривается мотив также как потребность. При этом стимуле в деятельности выступает именно потребность. Однако есть различия в разных авторов, связанные с соотнесением мотива и потребности, а именно: потребность и является мотивом, потребность есть частью, потребность и мотив связан опосредованно, потребность дает толчок к возникновению мотива и тому подобное.
Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной ...
... оценочной деятельности учителя, способствующих формированию учебно-познавательной мотивации первых студентов. Объект: учебно-познавательная мотивация первоклассников. Объект: процесс формирования положительной учебно-познавательной мотивации первоклассников через оценочную деятельность учителя. Гипотеза: 1) на формирование учебно ... в деятельности. Под мотивами учебной деятельности школьников ...
Рассматривается мотив как намерение. Сторонники такого подхода понимают мотив как намерение, поскольку он отражает планы человека на будущее, имеет, соответственно, цель, намерение действовать определенным образом в той или иной ситуации. Следовательно, общие характеристики мотива дают основание рассматривать мотив как намерение.
Рассматривается мотив как цель. В этом случае потребности отделяются от мотива, а двигатель деятельности — это реальный объект удовлетворения потребности, который должен быть реализован человеком. То есть мотивом является цель, к которой стремится человек.
Разум как состояние предполагает, что любая мотивация к деятельности может возникнуть в результате пребывания человека в определенном состоянии. То есть между потребностью и объектом ее удовольствия существует определенное состояние, которое содержит захват, имитацию «похоронного» состояния, предыдущего состояния удовольствия и является действительной причиной деятельности.
Рассматривается ученым мотив как оценивание. Благодаря удовлетворению, которое является положительным оценочным отношением, выполняет оценочную функцию, у человека вырабатывается мотивационное отношение к выполнению определенной деятельности. И только удовольствие способствует тому, что человек решает действовать определенным образом в будущем.
Рассматривается также и мотив как эмоции. Возникновение и удовлетворение потребностей происходит по причинам и эмоциям. То есть сила потребности проявляется через определенный эмоциональный опыт. Причина имеет эмоциональный компонент, и эмоция может выступать в качестве причины. В этом и проявляется их взаимосвязь. [40].
Мотив рассматривается С.А. Юрьевой как устойчивые свойства личности. представители этого подхода утверждают, что на поведение человека, кроме внешних стимулов, влияют и устойчивые качества личности. Следовательно, они принимают непосредственное участие в формировании мотива, определяя характер деятельности. Мотив может быть первопричиной любой деятельности, даже познавательной. При таком подходе причиной могут быть любые внешние и внутренние обстоятельства, определяющие активность личности. Эти обстоятельства являются «мотиваторами», среди которых выделяют: интересы, склонности, особенности внешней ситуации, возможности личности, условия достижения цели, личностные моральные принципы [42].
Однако проблема актуальна и присутствует в педагогическом процессе. Эффективность и результативность учебной деятельности школьников напрямую зависят от причин, побуждающих ученика к познавательной деятельности и определяющих его направленность.
Мотивы, стимулирующие обучающихся к обучению М.И. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович и др., разделяют на социальные и познавательные учебные мотивы.
Социальные причины, способствующие формированию положительного отношения к учебе у самых младших школьников, формируются в первую очередь родителями, а затем учителем. Эта группа причин проявляется в стремлении детей к продуктивной деятельности, чувстве ответственности и долга. Среди широких социальных мотивов выделяют большие группы мотивов по источнику возникновения, содержанию и направленности [30].
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
... саморазвития, в свою очередь, - это самопознание, анализ и самоанализ деятельности. Для того, чтобы грамотно планировать процесс проведения урока, отбирать необходимые средства обучения, контролировать и корректировать ход учебного процесса, учитель ...
Познавательные мотивы формируются в процессе изучения различных учебных предметов с целью расширения и углубления знаний, навыков и умений, привития интереса к знаниям и процессу их получения. На формирование познавательных мотивов влияют как индивидуально-психологические факторы, так и педагогические условия учебного процесса.
Также выделены методы формирования разнообразных познавательных интересов. Такими методами являются познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, учебные дискуссии, диспуты, создание ситуаций новизны, успеха и т.д. Методы стимулирования долга и пассива достаточно эффективны. Сюда относятся метод разъяснения обучающимся общественной и индивидуальной значимости обучения, метод предъявления требований к обучению, методы поощрения и наказания).
Помимо потребностей, умений, склонностей, интересов учащихся, для формирования познавательных мотивов следует также учитывать то, как учитель организует учебную работу, какие приемы и методы он использует. Эти педагогические моменты играют очень важную роль в развитии и формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Обычно в учебной деятельности школьники руководствуются не только познавательными или социальными мотивами, а в основном их сочетанием, которое создает наиболее благоприятное воздействие на обучающихся с целью повышения интереса к обучению и стремление добиваться успеха в любой деятельности.
Ю.К. Бабанский отмечает, что любой метод, применяемый учителем в учебно-воспитательной работе, может выполнять мотивационную функцию. Однако среди методов обучения ученый выделяет отдельную группу стимулирующих и мотивирующих методов обучения, направленных на формирование положительных мотиваций и стимулирование учащихся к активной познавательной деятельности. В соответствии с основными группами мотивов учения Ю.К. Бабанский разделяет методы стимулирования на две группы:
Во-первых, это методы формирования познавательных интересов (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, учебные дискуссии, диспуты, создание ситуаций новизны, успеха и т.д.).
И во – вторых, методы стимулирования долга и ответственности (метод разъяснения обучающимся общественной и индивидуальной значимости обучения, метод предъявления требований к обучению, методы поощрения и наказания) [4].
Эти методы предназначены для стимулирования интереса учащихся к учебной деятельности и формирования стремления к высоким достижениям и, соответственно, к успеху. Желание добиться успеха будет способствовать выработке у школьников устойчивой позиции к учебной деятельности, формировать соответствующие качества личности, а также будет способствовать позитивному отношению к обучению, получению новых знаний, обогащению собственного мировоззрения.
Т.В. Бланк отмечает, что успех учебной деятельности зависит от способности учителя формировать положительную мотивацию к обучению. Для этого, кроме использования соответствующих методов стимулирования, по мнению исследователя, учитель должен выполнять и другие задачи, а именно:
- изучать мотивационную сферу каждого обучающегося;
- учитывать интересы и наклонности детей;
- предоставлять им шанс проявить cебя;
- формировать у школьников новые мотивы, повышающие интерес к познавательной деятельности;
- должен учитель побуждать их к целеполаганию;
- создавать здоровое соперничество, а также поддерживать успех школьников и создавать для этого соответствующие условия. [7].
Таким образом, проведенный анализ различных подходов и определений мотивации является свидетельством отсутствия единства в определении понятия «мотивация» и разносторонности аспектов этого вопроса, а также является свидетельством сложности и многозначности самой мотивации.
«Управление учебной мотивацией и стимулированием школьников младших ...
... эффективности учебной деятельности детей в целом. Проблема исследования: какие приемы работы по формированию мотивации в учебном процессе будут способствовать повышению ее уровня? Цель исследования: выявить приемы формирования мотивации младших школьников в учебном процессе. Объект исследования : учебная мотивация младших школьников. ...
Однако, несмотря на отсутствие универсального подхода, учитель должен использовать все возможные методы обучения учащихся, чтобы сформировать у них положительную мотивацию и желание учиться.
1.2. Общие стратегии формирования мотивов школьников в
учебной деятельности
Для формирования интереса и положительной мотивации к учебной деятельности учитель должен именно развивать мотивацию к обучению на разных этапах обучения. Для формирования учебной мотивации Р.С. Бадалян рекомендует использовать различные методы, средства и техники стимуляции. Формируя положительную мотивацию, преподаватель не только развивает интерес и ответственное отношение младших школьников к учебе, но и способствует формированию желания достигать высоких результатов, чувствовать себя успешным человеком. Это, в свою очередь, способствует как повышению познавательной активности студентов, так и соответствующим личностным качествам. [5].
Психологи определяют период обучения в школе как важный период формирования учебно-познавательных интересов, активизации познавательной и умственной деятельности, стремления к знаниям, постоянной потребности в активности, развития особого вида умений. Они указывают на важность осознания школьником своего места в сфере социальных и общественных отношений, в период формирования не только учебного, но и творческого потенциала личности и зарождения социального «Я».
В среднем школьном возрасте, как отмечает Л.И. Божович, ученик уже начинает руководствоваться в своем поведении моральными нормами, которые они приписывают его личности и личности окружающих его людей. Школьники начинают руководствоваться моральными нормами в своем поведении, в оценках, данных им и другим людям, какими-то моральными и этическими нормами. Они формируют более или менее устойчивые моральные идеи, а также способность к нравственному саморегулированию. [8].
Источниками нравственных представлений детей являются взрослые, вовлеченные в их воспитание и воспитание, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания через систему поощрений и наказаний.
Особую роль в этот период развития личности школьника А.И. Гринько придает общению. он убежден, что, зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в этом школьном возрасте, можно понять большую часть его развития как личности. Исследователь отмечает, что общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Его выражением, по мнению исследователя, является желание ребенка познавать себя и других, оценивать себя и чувство собственного достоинства. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности [11].
Повышение эффективности деятельности ООО ‘Стройпластик’ на основе ...
... исследования является процесс разработки и реализации инновационной стратегии компании. Целью данной работы является изучение теоретических основ формирования бизнес-стратегии и разработки на этой основе инновационной стратегии организации. Для достижения этой цели необходимо ...
Одной из важных норм, усваиваемых школьниками в этот период, являются нормы общения и обращения с окружающими людьми, поскольку они сложны и трудны для понимания детьми, поэтому соблюдение таких правил преодолевается с большим трудом.
По мнению В.С. Данюшенкова, каждый этап возрастного перехода объясняется особым положением ребенка школьного возраста в системе общепринятых отношений в конкретном обществе. Из-за этого жизнь детей наполнена разнообразным содержанием, например, развиваются особые отношения с окружающими их людьми и различные этапы деятельности детей. Когда ребенок начинает ходить в школу у него меняется характер жизни. Как отмечает исследователь., предподростковый школьный возраст – это очень своеобразный этап развития школьника. Активно развиваются все психические функции и личностные в целом. Важно, чтобы уроки, проводимые учителем, были организованы интересно. [15].
Чтобы учащиеся осознали причины своего обучения, преподаватель должен создать такие условия, чтобы учащиеся становились соучастниками в обучении, а не исполнителями воли учителя. Мотивацией может быть определение перспектив изучения темы, определение цели изучения учебного материала, улучшение навыков, необходимых для решения проблемы, осознание участия и взаимодействия с другими.
В.В. Давыдов рекомендует использовать уже сформированные у студентов учебные потребности. Считает необходимым, чтобы учитель подбирал такой учебный материал, который создает проблемную ситуацию для ученика и вызывает интерес к изучению нового. Ученый считает, что ученик должен осознавать, что он выполняет учебные действия для достижения определенной цели. Следует также на уроке чередовать методы и формы обучения. Содержательное разнообразие урока поощряет обучающихся к деятельности, мотивирует их работу. Разнообразить содержание урока можно используя на уроке ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы, демонстрации, проектную деятельность, создавать и демонстрировать аудиовизуальные презентации, использовать работу в малых группах. Все эти активные формы и методы стимулируют обучающихся к изучению даже самого сложного учебного материала. [13].
Учитывая зону актуального развития учащегося, перед каждым учеником надо ставить реалистичные задачи и требования. Требования учителя должны быть высокими, но досягаемыми, чтобы ученики, применяя познавательные усилия могли их выполнить и не теряли интерес к обучению. В начале изучения темы учитель должен ознакомить обучающихся с требованиями, объяснить, чему они должны научиться, помочь каждому ученику поставить перед собой цели, которых он должен достичь. Нереальные цели могут привести к разочарованию и потере интереса к обучению. Исследователями установлено, что цели, поставленные самим учеником, всегда являются более ценностным, чем поставленные учителем или родителями.
Еще одно педагогическое правило, которым должны руководствоваться учителя, это постепенное усложнение требований. Следует также помнить о необходимости дифференцированного подхода в обучении, то есть, учебные задания должны быть разноуровневыми по сложности, чтобы каждый ученик, решая эти задания имел возможность пережить успех во время выполнения задач доступного для него уровня. Следует обеспечить оперативную обратную связь учителя и обучающегося, а также использовать уместно публичную похвалу и вознаграждение.
Обратная связь, даваемая ученику, должна быть четкий и конкретной и информировать ученика о его сильных и слабых сторонах личности, в его прогрессе и дальнейших возможностях развития. Желательно создать условия, при которых ученик мог бы ознакомиться с лучшими работами одноклассников. Для этого можно зачитывать наиболее удачные и интересные фрагменты работ учащихся на уроке, организовывать выставки работ, творческих проектов и т.д.
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...
... дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника. ... основой понимания. В учебной деятельности школьника сравнение играет очень ...
Рекомендуется обеспечивать ученику возможность успеха и получения награды успех. Существенно влияют на поддержание и развитие мотивации позитивные комментарии, хотя необходимы и негативные, но все же конструктивные и организующие комментарии в ходе выполнения заданий. Похвала повышает у обучающихся уверенность в себе, укрепляет чувство собственного достоинства. Учитель обязательно должен хвалить слабых обучающихся даже за приложенные усилия, даже если работа неудачная.
Выдающийся отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев отмечает, что балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя лишь второстепенное место. Ученый рекомендует, анализируя и оценивая (ни в коем случае не критикуя) ученическую работу быть предельно конкретным и комментировать только факты. Негативная оценка, полученная школьником, вызывает у нее негативные эмоции, которые с время могут стать причиной тревожности и привести к формированию мотивации избегания.
Оценивать он рекомендовал таким образом, чтобы ученик почувствовал, что учитель критикует определенные неудачные стороны работы, а не его самого. Категорически следует избегать унизительных комментариев, а также избегать создания ситуации жесткой конкуренции между обучающимся. Рекомендовал Б.Г. Ананьев ни в коем случае не сравнивать обучающихся между собой, а сравнивать только сегодняшние достижения обучающегося с его предыдущими. При этом он советовал сосредотачиваться на прогрессе, совершенствовании учебной деятельности ученика, а не негативных сторонах. [38].
В процессе формирования учебной мотивации большое внимание надо уделять организации учебной деятельности. Для того, чтобы у обучающихся сложилось правильное отношение и устойчивая познавательная мотивация к учебной деятельности, ее нужно организовать особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, в зависимости от их назначения, можно назвать так: мотивационный; операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный.
Понятие «познавательная потребность» определяется учеными, как потребность в приобретении новых знаний, потребность в умственном поиске. На операционно-познавательном этапе обучающиеся должны усвоить содержание темы программы и овладеть необходимыми учебные действия. На данном этапе существенное влияние на возникновение у школьника правильного отношения к учебной деятельности могут предоставить положительные эмоции, возникают от достигнутого им успеха.
На рефлексивно-оценочном этапе ученики учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами.
Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы ученики получили ощущение эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного.
Групповая форма обучения включает в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся, поскольку они не могут отказаться от выполнения своей части работы. Кроме того, возникает настройка на соревнования, желание быть не хуже других. И таким образом, можно говорить о влиянии коллективной и групповой работы на все виды социальной мотивации. Социальные мотивы могут поддерживать интерес к учебе там, где не сформированы познавательные. Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста обучающихся, особенностей данного класса, и наконец, от темперамента и характера учителя.
Мотивация деятельности в менеджменте (2)
... мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в ... элементы духовных, материальных и социальных потребностей. К ним в первую очередь относится потребность в труде. В менеджменте также существует несколько «теорий потребностей», чаще называемых ...
Таким образом, значение контроля и оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности несомненна и не вызывает сомнения у большинства исследователей.
Однако очень важно, особенно в самом начале учебы и формирования общеучебных умений и навыков, не подавлять негативными оценками проявляемую школьников активность, инициативу, интерес обучающимся к процессу познания и мотивацию к учению. Оценки должны быть стимулирующими и направляющими активность в нужное русло.
1.3 Особенности формирования учебной и познавательной
мотивации школьников во внеурочной деятельности
В настоящее время школа продолжает поиски форм совершенствования педагогических воздействий в ходе организации и осуществления не только процесса учения, но и воспитательных воздействий во внеурочной деятельности. Поиски эти обусловлены желанием повысить эффективность личностного развития учащихся и их устойчивой познавательной мотивации. Учебная мотивация и познавательный интерес всегда необходимы школьникам не только для осуществления своих учебных действий, но и для саморазвития во внеучебной деятельности. [38].
Однако наблюдения педагогов на учебных занятиях за отдельными учащимися приводят их к выводу, что сдвиги мотивации происходят не только в положительную, а также и в отрицательную сторону. Положительная или отрицательная динамика учебной мотивации по отдельным предметам, наводят их на размышления о причинах, приводящих к таким негативным изменениям. Ученик, вероятно и знал бы, и умел бы или научился многому, но беда заключается в том, что он ничего не хочет! И это «ничего не хочет» отражает состояние его учебной мотивации. [46].
Для поддержания интереса, как нами было уже отмечено, в работе с детьми желательно использоваться большое количество нестандартных, логических заданий. Работа вне урока должна быть выстроена в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Желательным является использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера. Эмоциональность подачи материала должна быть дозированной с выходом на эмоции и чувства через логику и учебные достижения.
Важным считает М.В. Матюхина наличие эмоциональной окрашенности нового материала, способствующей движению от эмоций к логическому осмыслению. Используемые на уроке групповые формы работы будут способствовать формированию навыков социального взаимодействия и взаимопомощи. Исследователь настоятельно рекомендует использовать эмоционально окрашенную положительную оценку любой выполненной учащимся работы с обозначением дальнейшей перспективы [35].
На проводимых занятиях, где это возможно, необходимо оставлять за учеником право выбирать предлагаемые виды работы. Ученик охотно выполняет задания, самостоятельно выбранные из перечня. Поэтому если альтернативные задачи формируют одинаковые понятия, нужно предлагать обучающимся на выбор упражнения, темы для презентаций или творческих работ, домашние задания.
Преодолеть низкую мотивацию обучающихся к обучению можно, проанализировав методы, формы и стили обучения. К этому перечню методов и путей формирования мотивации школьников к обучению и повышения их учебных достижений можно отнести следующие:
Ежедневно на уроке должно присутствовать положительное внимание к каждому ученику и безусловное признание его личности.
При наличии пробелов, необходимо обеспечить своевременную ликвидацию всех пробелов в знаниях и умениях, и организовать оперативную помощь каждому ученику, который отстает в учебе.
Переход к инновационным активным методам обучения дают широкие возможности для раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося, чтобы они могли поверить в свои собственные силы.
Следует таким образом организовывать учебный процесс, чтобы разные виды сложности присутствовали и во время объяснения материала, и в процессе его закрепления и оценивания. В подготовке любой темы учебный материал следует разделять на несколько блоков. Обязательным является сотрудничество с родителями, совместное формирование нравственноэтической культуры школьников.
Требования к содержанию учебного материала как в учебной, так и во внеурочной деятельности школьников, заключаются в следующем:
Информация, подлежащая усвоению, то есть превращению в знания это основные понятия, термины, факты повседневной действительности, законы науки и знания о путях и методах познания, должна соответствовать возрастным особенностям и потребностям ребенка.
Учебный материал должен быть доступным, но и одновременно достаточно сложным, содержать юмор, новую, интересную информацию, ориентироваться на прошлый опыт и уже усвоенные знания. Содержательно и иллюстративно бедный учебный материал не будут мотивировать и не будут способствовать пробуждению интереса к учебе. Значит, материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный ответ.
Обеспечить формирование содержательных мотивов учебной деятельности (т.е. мотивов, направленных именно на содержание деятельности, а не на какие-либо побочные цели этой деятельности) может ориентация содержания каждого урока, каждой темы на решение проблем научнотеоретического познания явлений и объектов окружающего мира.
Для развития познавательного интереса и познавательной мотивации И.Я. Лернер рекомендует использовать метод формирования готовности восприятия учебного материала. Этот материал может представлять собой одно или несколько упражнений, или заданий учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Далее, проводится выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета. Это может быть проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Эти игры могут быть с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с темой используют дидактические и подвижные игры [32].
Важную ценность для развития познавательной мотивации представляют собой творческие игры. Основа этих игр заключается в том, что их нужно организовать и проводить только если дети сами захотят и будут действовать самостоятельно. В процессе этих игр дети узнают и открывают очень много полезной информации для себя узнают самое главное о труде взрослых в природе, дети осознают, как нелегок труд взрослых, уже формируются представления о многом [31].
Самым эффективным методом для стимуляции интереса к учению является метод, который помогает использовать различное количество игр и игровых форм. Игры можно использовать, как для одного урока, отдельной дисциплины или же всей учебной деятельности, на любом промежутке времени.
Эффективным методом является метод создания ситуаций творческого поиска. Выраженный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. У младших школьников и школьников среднего звена образуются познавательные интересы в процессе развивающего обучения. По мнению В.Б. Бондаревского, интерес можно рассматривать как потребность, в которой нуждается школьник и побуждает его побуждающее к познавательной деятельности. Интерес может быть непосредственно не отделим от того, как человек осваивает действительность. Он, как правило, основан на желании познавать мир все больше и больше. А затем это желание может медленно перейти в устойчивую потребность [13].
Поскольку самым главным и решающим звеном в рамках организации исследовательской деятельности учащихся является учитель, то и существенно меняется роль учителя в этом процессе.
В качестве рекомендаций по развитию познавательного мотивации и интереса во внеурочной деятельности обучаемых В. Вахтерев рекомендует составлять к примеру учебно-тематический план какого-либо интегрированного курса, в котором будут предусматриваться решение широкого спектра взаимосвязанных задач или проектная, или исследовательская деятельность обучающихся.
Рекомендуется учителю знать как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием, а также знать как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения. По мнению В. Вахтерва, учитель должен уметь грамотно оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования. Должен продумать учитель также и этапы осуществления учебного задания или исследования. Должен продумать наиболее уместные формы образовательной деятельности и знать, c кем может еще дополнительно консультироваться по вопросам содержания проектной и исследовательской деятельности [15].
Следует отметить, что из носителя знаний и информации, учителя с большой буквы и всезнающего оракула, учитель в данной ситуации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы и добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
На наш взгляд, хорошо организованная работа над учебным проектом или исследованием позволит учителю выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества. Позволяет превратить образовательный процесс из скучной принудительной рутины в интересную, результативную, созидательную и творческую работу [19].
С точки зрения учащегося, учебный проект или исследование это очень хорошая возможность максимального раскрытия творческого потенциала каждого ученика. А.Ю. Дейкина убеждена, что исследовательская деятельность позволит детям проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы и способности приложить свои знания, принести пользу и продемонстрировать публично достигнутый результат [22].
Приемы стимулирования Л. Скуратовский делит на четыре группы. К первой группе он относит эмоциональные приемы, предполагающие создание ситуации успеха, поощрение или осуждение, создание ярких нагляднообразных средств, стимулирующее оценивание. Следующая группа приемов познавательные. К ним можно отнести опору на жизненный опыт, свободный выбор задач, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, наличие задач «на сообразительность», создание проблемных ситуаций.
Третья группа приемов – это волевые приемы. Они обеспечивают познавательную потребность, предъявление учебных требований, самооценку и коррекцию своей деятельности, информирование об обязательные результаты обучения, рефлексия поведения. И еще одна группа приемов – это социальные приемы. Они состоят в создании ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверки. [40].
Таким образом, для успешного формирования положительной познавательной мотивации необходимо вести системное наблюдение за развитием познавательных интересов, обучающихся по нескольким критериям.
Следует учитывать сосредоточенность внимания школьника и увлеченности процессом деятельности.;
- Отслеживать его стремление по собственному желанию участвовать в обсуждении вопросов.
Учитывать стремление школьника выяснить непонятное, а также учитывать проявления школьников к активности в течение всего урока.
Следует также учитывать дополнения, применяемые школьников для исправления ответов товарищей и постановку им вопросов учителю и товарищам. Показательным является адекватность реакций на успех, на неудачу. И наиболее показательным критерием является улучшение успеваемости школьника в целом.
Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит отслеживать их динамику развития мотивации учения и планировать дальнейшую работу.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивов
учебной деятельности, учащихся во внеурочной деятельности
2.1 Организация исследования, обоснование диагностических методик
Для диагностики мотивации учебной деятельности школьников были использованы следующие методики:
1) Для диагностики уровня школьной мотивации обучающихся использовалась также методика Н.Г. Лускановой. Согласно инструкции, школьнику предлагается сначала послушать вопрос и предлагаются три варианта ответа на этот вопрос. Затем предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, который выражает их мнение.
Набранные по всем вопросам баллы суммируются. В зависимости от суммарного балла определяется уровень мотивации. Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Третий уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. 2) Поскольку мотивация практически всегда сопровождается познавательной активностью, то для диагностики познавательной активности школьников использовалась методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Методика позволяет изучать уровни познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.
Уровень познавательной активности школьников определяется по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, и распределялся в соответствии с оценочной шкалой. Выявляются высокий уровень – 4,0 – 5 баллов, средний уровень – 3,0 – 3,9 балла и низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
В данном исследовании приняли участие 12 учащихся шестого класса – 6 мальчиков и 6 девочек.
2.2 Результаты исследования школьной мотивации до проведения
формирующей работы
На первом этапе была проведена методика для диагностики учебной мотивации школьников с применением методики М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой.
Индивидуальные показатели по методике представлены в приложении А. Средние значения показателей мотивации представлены в таблице 1. И на рисунке 1.
Таблица 1 Показатели распределения обучающихся по уровню сформированности учебной мотивации
Уровни Количество учеников %
Высокий 0 0%
Хороший 2 16,6 % Положительный 4 33,3%
Низкий 6 50%
Негативный 0 0%
В таблице 1 представлены данные результаты исследования мотивации (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой).
Высокий уровень мотивации у 33,3% обучающихся, средний у 53%, низкий у 50%.
На втором этапе проводилась диагностики познавательной активности использовалась методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Методика включает в себя 19 важных умений и навыков, необходимых не только для полноценной учебной, но и для внеучебной творческой исследовательской деятельности. Индивидуальные показатели результатов диагностики представлены в приложении Б.
Средние значения показателей уровней развития познавательной активности всей группы детей представлены в таблице 2. Таблица 2 – Показатели уровней развития познавательной активности учащихся
Уровни Количество учеников %
Высокий 0 0
Средний 6 50%
Низкий 6 50%
Из представленных в таблице данных мы видим, что выявлены следующие уровни развития познавательной активности. Высокий уровень не выявлен ни у кого, cредний уровень выявлен у 6 (50 %) школьников. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
У 6 (50%.) учащихся выявлен низкий уровень. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Таким образом, мы выявили, что более половины учащихся нашей выборки имеют умеренную и низкую учебную мотивацию и среднего и низкого уровня познавательную активность. Полученные данные привели к необходимости разработки и проведения мероприятий по формированию положительной учебной мотивации школьников во внеурочной работе с учащимися. Далее, для проверки возможности развития мотивации учения и познавательной активности с применением внеклассных занятий были проведены занятия. Программа и содержание формирующих занятий представлены в приложении В.
2.3 Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию
мотивации учения и оценка эффективности проведенной работы
Для формирующей работы по личностному развитию и повышению мотивации учения, мы взяли всех 12 учащихся. Программа была апробирована в течение 18 внеурочных часов, рассчитана на школьников, прошедших диагностические процедуры и имеющих «проблемы» с низкой мотивацией и познавательной активностью. Цель – формирование и развитие учебной мотивации и познавательной активности учащихся.
Достижение этой цели предполагало решение ряда задач: 1).
Создание определенных условий для повышения самооценки, снятия барьеров и страхов в учебной деятельности и общения, снижения тревожности. 2).
Расширение общей осведомленности учащихся, пополнение активного словарного запаса. 3).
Активизация мотивации учения и познавательного интереса в процессе проведения психотехнических игр. 4).
Вовлечение учащихся в совместную в микрогруппах познавательную деятельность за счет разработки познавательного проекта — презентации.
Программа формирования мотивации и познавательного интереса включала в себя следующие блоки.
Первый блок программы направлен на создание условий для последующей более активной деятельности учащихся посредством проведения психотехнических упражнений по снятию тревожности, повышению самооценки, уверенности в себе, по развитию конструктивных способов общения с одноклассниками и взрослыми.
Второй блок программы направлен на развитие познавательной активности учащихся путем конкретизации познавательного интереса к какой либо области на основе работы детей в парах, тройках или микрогруппах при контроле и психологической поддержке учителя. Четвертый блок занятий предусматривает работу по подготовке к презентации подготовленного группами детей информации на изучаемую тему.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 часа. Темы и содержание занятий представлены в приложении В.
На контрольном этапе опытно-поисковой работы после применения отобранных нами приемов, направленных на формирование мотивации младших школьников, с целью выявления динамики развития, была проведена повторная диагностика. Диагностика проводилась по тем же методикам, что и на начальном этапе опытно-поисковой работы. Исследование уровня формирования учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой так же показало положительную динамику. Таблица 4 — Показатели средних значений уровня сформированности учебной мотивации на повторном этапе исследования по методике Н.Г. Лускановой
Уровень Количество Процентное Количество Процентное
учеников соотношение учеников соотношение
Начальная диагностика Итоговая диагностика
Высокий 0 0% 4 33,3%
Хороший 2 16,6% 4 33,3% Положительный 4 33,3% 4 33,3%
Низкий 6 50% 0 0
Представленные в таблице результаты исследования формирования учебной мотивации школьников до и после формирующей работы показали высокий уровень мотивации у 33,3% школьников, хороший уровень – у 33,3% и положительный уровень – у 33,3% школьников.
Таким образом, появились высокие показатели познавательной активности обучающиеся, находившиеся на низком и среднем уровне, улучшили свои показатели до положительного уровня.
Индивидуальные показатели повторной диагностики познавательной активности представлены в приложении Б. (результаты после).
Показатели средних значений показателей познавательной активности по всей группе учащихся представлены в таблице 5. Таблица 5 — Показатели средних значений уровня познавательной активности на повторном этапе исследования по методике Спилберга Уровень Количество Процентное Количество Процентное
учеников соотношение учеников соотношение
Начальная диагностика Итоговая диагностика Высокий 0 0% 6 50% Средний 6 50% 6 50%
Низкий 6 50% 0 0 Из представленных в таблице данных мы видим, что после проведения занятий выявлен высокий уровень у 6 (50%).
Этот уровень характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Средний уровень выявился у 6 (50 %) школьников. Этот уровень характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Низкий уровень не выявился. Интерес к предметам заметно вырос. Большинство детей стали внимательнее слушать учителя на уроке, им стало интереснее учиться, повысился познавательный потенциал, порождающий учебную мотивацию. Дети стали активнее включаться и в классную учебную работу.
Таким образом, в практической части нашего исследования были соблюдены ряд условий:
- осуществлена диагностика мотивации учения и познавательных потребностей, обучающихся;
- выделены учебные задания, связывающие урочную деятельность с внеурочной;
- создана мотивирующая среда за счет объединения обучающихся по интересам при проведении внеурочных занятий;
— в ходе внеклассных занятий были использованы приемы, снимающие психологическое напряжение при возникновении трудностей, барьеров в выполнении учебных заданий. Соблюдение этих условий позволило нам доказать выдвинутую гипотезу о том, что формирование мотивации учения обучающихся основной школы во внеурочной деятельности вполне возможно.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута. Так как наше исследование было апробировано, и дало положительные результаты, оно может использоваться в школах учителями начальных классов для повышения интереса к учебной деятельности, а как следствие и повышение уровня учебной мотивации младших школьников.
На основе этого можно сделать вывод: для формирования положительной устойчивой мотивации следует использовать комплекс мер, т.к. ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех обучающихся. В целом, выявлены положительные результаты.
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме и проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.
Мотивация учебной деятельности – это система мотивов, побуждающих обучающегося осуществлять учебную деятельность.
Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к обучению, а образование сложных структур мотивационной сферы. Эти отдельные структуры мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления со стороны учителя. На современном уровне психологической науки педагог не имеет права констатировать, что ученик не хочет учиться, необходимо выяснить причину нежелание обучающегося учиться, какие аспекты мотивационной сферы у него не сформированы и какие психолого – педагогические средства воздействия педагог должен использовать, чтобы сформировать у обучающегося мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Способы формирования мотивации учебной деятельности разнообразны: это и наглядность, и создание ситуации успеха, и проблемное обучение, и использование на уроках игровых технологий и коллективных форм работы с включением в содержание обучения практических задач и т.д. Для изучения мотивации учебной деятельности были проведены методики: методика Н.Г. Лускановой и методика диагностики познавательной активности Спилбергера.
В результате обработки на этапе формирующего этапа эксперимента был выявлен средний и низкий уровни учебной мотивации и низкий и средний уровни познавательной активности.
Далее, для проверки возможности развития мотивации учения и познавательной активности были разработаны и проведены 8 внеурочных занятий по развитию познавательной активности школьников. Повторная диагностика с применением методик Лускановой и Спилбергера показали, что в данной выборке учащихся число учащихся с нормальным уровнем мотивации учебной деятельности и не выявилось низкого уровня. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенных внеклассных занятий.
Таким образом можно констатировать, что задачи исследования полностью решены, гипотеза получила свое подтверждение.
Проведенный формирующий этап работы показал, что процесс формирования мотивации учебной деятельности будет более эффективным при использовании педагогом во внеурочной деятельности следующих способов: создание проблемной ситуации, ситуации успеха, использование во внеурочной деятельности игровых моментов и моментов творчества.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/poznavatelnaya-motivatsiya-diplom/
1. Алексеева, М.И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с. 2. Алферов, А. Д. Формирование ответственного отношения к обучению [Текст] / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. — М.: Наука, 2012. – 180 с. 3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с. 4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2013. 192 с. 5. Бадалян Р. С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/103767/ (дата обращения: 05.11.2017).
6. Баженюк, 3.С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / З.С. Баженюк // Методические рекомендации. -Луцьк, 2014. – 140 с. 7. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. — Харьков: Основа. 2009. — № 16. — С. 2-9. 8. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович, Л.Г. Благонадежина. — М.: Педагогика, 2015. – 224 с. 9. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 12.05.2017) 10. Гринева, Н.В. Теоретико-методические основы формирования саморегуляции учебной деятельности школьников [Текст] / Н. В. Гринева. — К., 2014. – 150 с. 11. Гринько, А.И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебнопознавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. -2013. -№ 5. — с. 72-75. 12. Гулеватый, В.Л. Пути повышения мотивации обучения [Текст] / В. Л. Гулеватый. Винница, 2006. – 215 с. 13. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М., 1986. 350 с. 14. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М., 1996. 630 с. 15. Данюшенков, B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе [Текст] / В.С. Данюшенков. — М.: Прометей, 2014. — 208 с. 16. Доний, В.Л., Несен Г.Н. и др. Психология и педагогика жизнетворчества [Текст] / В.Л. Доний: Учеб. -мет. пособ. -К., 2016. 320 с. 17. Дюжева, О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст] / О. А. Дюжева // Дис. … канд. п.н. Кострома, 2010, 197 с. 18. Зайченко, Н.В.: Пробудим желание учиться [Текст] / Н.В. Зайченко. Пирятин, 2014. 124 с. 19. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 2013. — 352 с. 20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер 2000. — 512 с. 21. Канюк, С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / С. С. Канюк. — М.: 2012. — С. 238-248. 22. Кириленко, В. Нарушение мотивации обучения как первопричина негативного поведения [Текст] / В. Кириленко // Психолог. — 2015. -№18, -С. 78. 23. Киричук, А.В. Формирование у учащихся активной жизненной позиции [Текст] / А. В. Киричук. — К., 1983. 24. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. четвёртый изд. — М.: Изд-во МГУ, 12010ю 584 с. 25. Лусканова Н.Г. Анкета для оценки уровня школьной мотивации [Электронный ресурс] URL: http://psylist.net/praktikum/00173.htm (дата обращения: 12.05.2017) 26. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2015. — 116 с. 27. Маркова, А.К. Проблемы формирования мотивационной учебной деятельности [Текст] / А. К. Маркова. — М.: Изд-во МГУ, 2016. 28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Мир, 2010. — 95 с. 29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. 30. Матюхина, М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников [Текст] / М. В. Матюхина. Волгоград, 1980. С. 105-114. 31. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника: учеб. пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных школ [Текст] / М.В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К, Т. Патрина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 207с. 32. Мельничук, Т. Лидерство в группе, коллективе как инструмент и мотив развития личности, ее самовыражения [Текст] / Т. Мельничук // Родная школа, 2000,-№5. 33. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой) [Электронный ресурс] URL: http://vsetesti.ru/440/ (дата обращения: 03.11.2017) 34. Образовательные технологии: учеб. пособие [Текст] / Под. ред. А. Н. Пехоты. — М.: П К, 2001. — 256 с. 35. Панченко, С. Психологические аспекты эффективности современного урока (Методические рекомендации) [Текст] / С. Панченко // Психолог. — 2006. №6, — С.6-8. 36. Паршутин, И.А. Методы стимулирования учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/517/ (дата обращения: 02.06.2017) 37. Пометун, Е.И., Пироженко, Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения [Текст] / Е.И. Пометун: Научно– методическое пособие. – К.: А.С.К., 2013 38. Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] URL: http://globalteka.ru/news/ 1-latest-news/352-lr-.html (дата обращения: 02.06.2017) 39. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.06.2017).
40. Скуратовский, Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка [Текст] / Л. Скуратовский // Дивослово. -2015. -№2, — С. 2-4. 41. Тулупова, Т. Школьная мотивация как компонент психологической комфортности [Текст] / Т. Талупова // Психолог. — 2016. —№ 15. -С. 5-8. 42. Юрьева, С. А. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html (дата обращения: 12.06.2017) 43. Яновицкая, А. В. Как учить и учиться на уроке [Текст] / А. В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016.
Приложение А.
Индивидуальные показатели мотивации по анкете Н.Г. Лускановой № Шифр Пол Балл Уровень мотивации уа до после до после 1 А М 21 27 положительный высокий
2 Б Ж 16 25 хороший высокий
Приложение Б
Таблица 1 Показатели оценки учителем познавательной активности учащихся до формирующего эксперимента № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Z итог 1 3 2 3 3 2 2 3 4 4 3 4 3 2 3 4 3 4 4 53 2,7 2 3 2 3 3 2 2 3 4 4 3 4 3 2 3 3 3 2 2 48 2,5
Таблица 2 Показатели оценки учителем познавательной активности учащихся
контрольной группы после формирующего эксперимента № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Z итог
1 4 4 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 5 4 4 5 5 4 78 4.2 2 4 4 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 5 4 5 5 5 5 80 4,2
Таблица 3 Динамика показателей познавательной активности Ученик 1 2 До 2,7 2,5 После 4,2 4,2