Проблема деятельности в психологии

Курсовая работа

Вопросы, касающиеся гендерных различий в мышлении мужчин и женщин, всегда были актуальны среди исследователей. Желание выяснить, какие представители пола были бы наиболее продуктивными в той или иной деятельности, заставило исследователей заняться этой проблемой. Актуальность темы работы обусловлена тем, что психология женщин и психология мужчин — это сравнительно новые отрасли психологии, предметом изучения которых являются: особенности психофизического, личностного, когнитивного развития представителей разных полов; психологические проблемы, возникающие вследствие дисгармоничности гендерной социализации, полоролевых стереотипов, в связи с особенностями возрастного развития и физиологических функций.

Знание биологических и психологических особенностей развития мышления мужчин и женщин, использование симбиоза их способностей и возможностей помогают человечеству прогнозировать такие пути развития общества, при которых можно будет помогать женщинам и мужчинам рационально использовать свои мыслительные способности для выполнения различного рода деятельности. это также может помочь искоренить некоторые гендерные стереотипы, сформированные из-за поверхностного знания этой проблемы. Человек не рождается мужчиной или женщиной, но становится таковым, и социальные и культурные факторы играют важную роль в этом процессе.

В отечественной психологии основное внимание уделялось изучению закономерностей психической деятельности. Особенно это касается теорий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

К настоящему времени степень изученности проблемы гендерной специфичности познавательных функций вообще (Ш. Берн, В.Е. Каган, В.Н. Дружинин, Виноградова Т.В., Семенов В.В и другие) и мышления в частности (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) достаточно высока, но высокие тенденции развития общества всё же требуют дополнительных новых исследований в данных областях психологии.

Цель данной работы — провести психологический анализ некоторых специфических характеристик мышления мужчин и женщин, изучить и сравнить типы мышления учащихся 8-11 классов мальчиков и девочек.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть исследования процесса мышления в психологии, используя различный теоретический материал;

2) изучить различные подходы к процессу мышления психологов и учёных;

3) выявить гендерные особенности мышления;

4)охарактеризовать исследование некоторых специфических особенностей мышления мужчин и женщин;

4 стр., 1648 слов

Психология деятельности и учебный менеджмент

... Психология базируется на следующих фундаментальных теоретических принципах: принцип развития, принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов, принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности, ... Тема № 2. Психологические концепции деятельности В психологии существует несколько определений деятельности. Деятельность ... проверкой знаний, по результатам которого ...

5) описать и проанализировать полученные результаты;

6) сформулировать выводы и заключения.

Объект исследования: мышление мужчин и женщин.

Предмет исследования: гендерные особенности и возраст мышления мужчин и женщин.

Гипотеза: Существуют половые и возрастные различия в некоторых характеристиках мышления мужчин и женщин.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизм, системный подход к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека.

Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н.Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.А. Реана и др.

Методы исследования: использовалась методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной).

Выборка: для проведения экспериментального исследования, были привлечены учащиеся 8–11 классов общеобразовательной средней школы в возрасте 14–17 лет. Всего обследован 31 ученик и 31 ученик младшего и среднего возраста. Генеральная совокупность выборки составила 62 человека.

Теоретическая значимость. В статье содержится концептуальное подтверждение психологического содержания гендерных характеристик мышления личности.

Практический смысл исследования заключается в том, что разработанная концепция некоторых особенностей мышления мужчин и женщин позволяет в единой логике подойти к организации психологической поддержки человека на разных этапах личностного развития и развития самореализация.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические основы изучения некоторых особенностей мышления

мужчин и женщин.

1.1 Мышление как объект научного исследования.

Мышление — это познавательный процесс, который позволяет вам получать знания об окружающем мире на основе суждений, заключений и умозаключений. Можно сказать, что человек способен воспринимать вещи без помощи анализаторов (болевого, зрительного, тактильного, слухового, обонятельного и т.п.) только на основе речевых сигналов.

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось познанию сущности невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос. именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мысль была отражением космической сущности, которой обладала человеческая душа до того, как войти в земное тело. Он считал, что это не творческая, а репродуктивная деятельность, направленная на запоминание забытых знаний. Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция [22].

Мышление как вид умственной деятельности тоже давно интересовало людей. Еще философы древности пытались изучить его и дать ему объяснение. Например, Аристотель создал целую науку (логику) и разделил познавательный процесс на части и т.д. На сегодняшний день представители различных наук пытаются изучить специфику мышления, экспериментально исследовать и дать четкое определение этому процессу, но пока это не удается.

15 стр., 7258 слов

По управлению персоналом. Если начальник — мужчина

... компании. рекрутмент Управление персоналом в нашей стране в основном осуществляется представительницами прекрасного пола. Кроме того, согласно различным исследованиям рынка труда, женщины-HR ... женщин и мужчин. Сила женщины - в слабости? Управление человеческими ресурсами как бизнес-функция действительно требует присутствия женщин: чуткости, такта, внимания к деталям, гибкости мышления. У мужчин ...

Процессы, происходящие в мозгу человека, всегда вызывали растущий интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение предполагает следующее: это познавательная деятельность, выполняемая человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности. Главный результат мыслительной деятельности — это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах).

При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мысль, по мнению ученых, присуща только человеку, но животные и низшие формы организации жизни также обладают чувственным восприятием. Стоит отметить ряд отличительных черт, характеризующих мышление. Определение этого термина дает право сказать, что он позволяет получать информацию о тех явлениях, которые нельзя воспринимать при прямом контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь между мышлением и аналитическими способностями. Стоит отметить, что способность мыслить проявляется постепенно по мере развития личности. Таким образом, со знанием человеком норм языка, характеристик окружающей среды и других форм жизни он начинает приобретать все новые и новые формы и более глубокие значения.

Мысленные формы были определены Аристотелем: это понятие, суждение и умозаключение. Понятие — обозначается словом, характеризующим общие и существенные свойства целого класса предметов. Оно обладает не наглядным, абстрактным характером [22].

Например, для концепции «часы» общим и важным свойством является то, что это механизм, показывающий время.

Суждение — это форма мыслительной деятельности, раскрывающая содержание понятий и отражающая явления и предметы окружающего мира в их связях. Оно может быть единичным, частным, общим, а также простым (составными частями являются понятия) и сложным (состоит из их сочетаний).

Общие суждения относятся ко всем явлениям или объектам, которые объединены концепцией, например: «Все живые существа нуждаются в питании». Частная форма затрагивает только часть предметов или явлений, допустим: «Не все почвы являются плодородными» и т.п. В отдельных суждениях речь идет об отдельном понятии, например: «Петр I — великий реформатор».

Вывод, основанный на анализе, сравнение нескольких суждений называется выводом. Выделяют два вида умозаключения: индуктивное и дедуктивное. Индукция — это способ рассуждений от частного к общему, установление правил, законов при изучении отдельных предметов и явлений. В то время как дедукция — это обратный процесс, заключающийся в познании конкретных фактов на основе знания общих законов.

Кроме того, человеку свойственна логическая форма мышления. Он основан на правильных первоначальных суждениях и приводит к объективным выводам. Такое мышление начинается с постановки задачи. Следующим шагом в мыслительном процессе является анализ доступной информации. Затем строится гипотеза, которая проверяется на практике. Если он правильный, делается вывод о ситуации или проблеме, в противном случае ищется другое решение.

Следует отметить, что это понятие очень активно изучается в психологии. Самое распространённое определение мышления, установленное знаменитым психологом С.Л. Рубинштейном гласит следующее: «Мышление — это высшая форма познавательной активности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного познания существенных свойств, связей и отношений, явлений действительности, процесс поиска и открытия существенно нового» [23, с. 289]. Такое определение мышления дает современная психология, определяя мышление как один из важнейших психических процессов человека. Но ещё в далёкие времена знаменитый философ и мыслитель Рене Декарт выдвинул мышление на первый план в психической жизни человека, называя его доказательством существования человека, выразив эту мысль в своей бессмертной цитате: «Я мыслю, значит, я существую» [22, с. 74].

6 стр., 2636 слов

Правовое мышление. Правовое мышление

... внутреннюю сторону объекта, представить объекты в отсутствие их, спрогнозировать их изменение с течением времени. В психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и косвенным отражением действительности. Предметы и явления ...

Такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и другие, связаны с современной концепцией мышления. он рассматривается как косвенное отражение действительности в обобщенном виде. Суть процесса состоит в выявлении сущности предметов и явлений и установлении отношений между ними. Рассмотрим типы мышления с точки зрения современных взглядов на этот процесс. 1.Теоретическое – мышление, осуществляющее познание законов и правил. Используя этот тип мышления, человек в процессе решения проблемы обращается к концепциям, готовым знаниям, полученным от других людей, как правило, сам он не имеет опыта решения этой проблемы. 2.Практические: мышление, направленное на разработку средств решения, постановку цели, создание плана, последовательности действий. Материал, который человек использует в практическом мышлении, — это не концепции, суждения и умозаключения, а образы. В процессе решения психических задач соответствующие образы мысленно трансформируются, чтобы человек в результате их манипуляции мог непосредственно видеть решение интересующей его проблемы. 3.Креатив: творческое мышление, которое дает принципиально новое решение проблемной ситуации, ведущее к новым идеям и открытиям. 4.Визуально эффективный — основная задача этого типа — восприятие предметов и их превращение в реальность. Результатом является создание какого-либо материального продукта. 5.Визуально-образный: когда возникает этот тип мышления, человек привязывается к реальности, использует определенные образы для разрешения возникшей ситуации. Образы, необходимые для размышления, представлены в его кратковременной и оперативной памяти. это характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в той реальности, в которой человек находится в данный период времени. 6.Вербальная логика — это тип знаково-опосредованного мышления, из которого непосредственно формируются понятия. Он осуществляется посредством умозрительной логической связи конкретных предметов, предметов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и фразами, с понятиями, выраженными на языке в форме слов и знаков и обозначающими эти предметы и предметы. здесь следует отметить, что мысль объективно связана не только с воображением, памятью, восприятием, но и со словом, в котором мысль реализуется и с помощью которого она реализуется. В основном он направлен на поиск общих закономерностей в природе и в человеческом обществе. Представленные выше типы мышления не единственные, так как в современной психологии существуют различные классификации типов мышления. Некоторые ученые по трем характеристикам — времени процесса, структуре и уровню потока — различают интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление — это тип мышления, развивающийся с течением времени, имеющий четко определенные фазы, которые в достаточной мере осознаются субъектом. Интуитивное мышление, напротив, сокращено во времени, нет разделения на фазы, оно представлено в сознании. В психологии также различают реалистическое мышление, направленное на внешний мир и управляемое логическими законами, а также аутичное мышление, связанное с реализацией желаний и намерений. Для дошкольников характерно эгоцентричное мышление, особенностью которого является неспособность поставить себя на место других. Репродуктивное мышление, напротив, направлено на поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами умственной деятельности, которые фиксируются в знаковой форме. Психологи, кроме того, в процессе мышления выделяют ряд базовых операций: 1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.); 2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое; 3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия; 4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам; 5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других; 6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления. Отечественные традиции позволяют подойти к обоснованию мышления с позиции синтеза многих аспектов мысли: социально-культурного, деятельностного, когнитивно-структурного, процессуально-динамического, знаково-символического, ментального, сознательного, личностного и т.д. В 8090-е годы исследования такого рода были осуществлены O.K. Тихомировым, К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Холодной, Л.М. Веккером [2].

4 стр., 1565 слов

Женщина и карьера

... типичным различием в мышлении мужчины и женщины является их оценка риска. Для мужчины риск ... на фирме они задумываются о более высоком положении, но для запланированной карьеры это слишком поздно! Большинство женщин ... тем не менее, идея «домашней женщины» по-прежнему доминирует в обществе. И, возможно, именно эти стереотипы и мифы сдерживают поступательное движение, например: женщина - существо слабое и ...

Поэтому мы рассмотрели разнообразие типов мышления, его действий и форм, которые помогут нам начать практическую часть исследования, которая будет представлена ​​во второй главе работы.

1.2 Гендерные особенности мышления.

Понятие «гендер» известно с 60-х годов ХХ века (Р. Столлер), но широко применяться стало лишь в начале 80-х годов. Гендер вводится в научное описание для того, чтобы провести границу между биологическим полом и социокультурными характеристиками, образующими концепты «мужское женское» [5].

Различие между мужчиной и женщиной впервые появляется в антропологии и этнографии. Исследования в этих областях знаний фиксируют, наряду с биологическими различиями людей, разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Однако обоснование разделения понятий «биологический пол» и «социальный пол» (гендер) появляется лишь в период постмодернизма. На этом этапе признание множественности истины и ее субъективности стало важным для научного знания, что привело к развитию антропоморфного видения сознания и мышления, а также внимания к различным параметрам человеческой личности. Одним из этих параметров был признан пол, который является не только биологической субстанцией, но и культурно детерминированным ментальным конструктом. Гендер стал включать в себя совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [5,]. Современные гуманитарные науки предлагают новый подход к определению гендера — теория социального конструирования гендера (Т. Парсонс, И. Гоффман, К. Уэст, Д. Зиммерман, Дж. Батлер), понимание гендера как стратификационной категории (Д. Скотт, Т. Лауретис) и определение гендера как культурной метафоры [5].

58 стр., 28781 слов

Мотивы профессиональной карьеры женщин-менеджеров

... профессиональной карьеры. Предметом — мотивы профессиональной карьеры женщин-менеджеров. Гипотеза исследования.1.Профессиональная мотивация женщин- менеджеров различается в зависимости от их стажа работы. 2.повысить карьерную мотивацию женщин-менеджеров можно, тренируя мотивацию к ... у человека соответствующих выполняемой деятельности способностей наличие мотивации «может компенсировать многие ...

Согласно этим теориям, гендер трансформируется в новый динамический параметр личности — модель социальных отношений, которую конструирует конкретный индивид, существующий в данном культурном, социально-экономическом, политическом пространстве-времени. Качества, составляющие маскулинность (мужественность) и фемининность (женственность), таким образом, становятся набором переменных и зависят от конкретных стереотипов, которые присущи сознанию на определенном этапе развития[5].

Мужественность и женственность больше обусловлены культурой, чем естественными факторами. Метафорический аспект этих категорий уходит корнями в мифологическую мысль, основанную на космогонических представлениях всех народов о двух ипостасях человеческого существования: мужчине и женщине. Человек мифологической мысли, подобно тому как ребенок проходит социализацию, перешел от понимания своего биологического пола к построению социального пола. Индивид выстраивает собственную гендерную модель социальных отношений в процессе взаимодействия с другим индивидом или обществом исходя из тех характеристик образа мужчины и образа женщины, которые присущи данному социуму.

В обществе могут выделяться несколько моделей маскулинности и фемининности — от доминантных до маргинализованных, то есть разделяемых преобладающей частью общества и групповыми меньшинствами. Например, в советский период происходит изменение социальной роли женщины, которое выражается в уравнении мужчин и женщин в правах, массовом участии женщин в труде, создании образа общественно активной женщины в средствах массовой информации, театре, кинематографе, освоении женщинами профессий, традиционно считавшихся мужскими. Появление феминистского движения во второй половине XX века утверждает новый образ женщины в западной культуре — независимой и суверенной. В этот период маргинализованными становятся гендерные стереотипы, отражающие патриархальный уклад общества. Исторически меняется и образ мужчины — средства массовой информации формируют фемининный образ мужчины, доминантой которого становится экспрессивно-творческие качества, ценности индустрии красоты и моды, воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Исторические примеры показывают динамику гендерных различий: оппозиция мужественность — женственность перестраивается из полярной в интерферентную, а биологический пол более не детерминирует социальный пол [5].

Область психологии оперирует понятием целостной, холической, андрогинной личности, которая соединяет в себе как маскулинные, так и фемининные качества. Теория андрогинии человеческой личности имеет корни в предшествующих философских концепциях. Например, Аристотель отождествлял мужское начало с духовным, с формой, а женское — с телесным, материей. Согласно его взглядам мужское начало придаёт форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу. К. Юнг видел в идее единства двух противоположностей — мужского и женского — архетипический образ. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского начала в женском бессознательном (анимус) он рассматривал как самые значительные архетипы, регуляторы поведения человека. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной мужественности (анимуса) приводит к открытию и интеграции истинной сущности. Именно андрогинная личность (целостная, холическая), которая характеризуется гармонией маскулинных и фемининных качеств, является наиболее адаптивной к условиям существования в современном социуме. Гендер — это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». Гендер — это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте. [9] По мнению многих ученых мужественность, прежде всего, соотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» [22, с. 289]. Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью, мужчина более рационален. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов, А. А. Женщина и мужчина: монография. Красноярск, 1989).

20 стр., 9637 слов

Этикет деловых отношений: имидж деловой женщины. этикет деловой ...

... тем, кто на них полагается, правильно формировать собственное поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Принципы делового ... любой компании собственной системы личной этики. Деловой этикет занимает особое место в искусстве ... на деловой стиль общения. Поза: Во время переговоров и деловых встреч поза должна быть достаточно свободной и одновременно трезвой. Женщина, свернувшись калачиком на ...

Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева [9].

Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины — и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн [9].

Еще одной особенностью является отличия в строении мозга. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий — по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 — 15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.

«Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит большими пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем участке мозга» — утверждает Т. В. Ахутина [2, с. 174]. Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города.

Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще мозолистое тело — совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше «общаться» между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро «переключаться» между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном «режиме». Следовательно, мыслительные процессы у женщин переключаются быстрее [2].

16 стр., 7576 слов

Деловой этикет в профессиональной деятельности — основные ...

... за тем, чтобы все детали в вашем наряде гармонировали и не сильно контрастировали. Классический костюм, отвечающий деловому этикету в одежде, - это белая блузка, английский жакет и юбка на подкладке. ... воспользоваться советами профессиональных коммерческих акул. Даже если у вас есть подчиненные, и вы считаете себя начальницей, если вы хотите стать действительно успешной деловой женщиной, старайтесь ...

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный тип мышления, а у мальчиков — зрительнопространственный. Уже к 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше [13].

В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на такие запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив детской площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут другим, то опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины мыслят категориями направления и расстояния («полкилометра на север, потом три километра на запад»).

«Я подозреваю, что мужчины рождаются с неким биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления», — цитирует психолог Ш. Берн автора научнопопулярных книг Дебору Блум и отмечает, что мужчины постоянно получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех плоскостях [5, с. 36].

Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию. Причина может состоять в том, что при чтении женщины используют нейронные области обоих полушарий мозга, в отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария.

Предполагается, что половые различия в развитии мышления связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.

Хотя некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно-пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием [13].

Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих [12].

Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительнопространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная — чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и «мужское» поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими [13].

17 стр., 8351 слов

Этикет в одежде для деловых женщин. этикет деловой женщины. Правила ...

... навыки, стиль общения и поведение необходимо улучшать. Также очень важен этикет одежды женщины. Мы предлагаем вам основные правила делового этикета, которые наверняка еще не раз пригодятся вам. Ведь только ... женщины не понимают, стоит им пожать руку или поднять её, чтобы мужчина, с которым они собираются, например, проводить переговоры, смог поцеловать её согласно традиционному светскому этикету. ...

В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом [5].

Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.

Некоторые ученые придерживаются взгляда, что особенности мышления формировались и изменялись в процессе биосоциального различия. Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку разными были обстоятельства. Мужчина охотился, женщина собирала. Мужчина защищал. Женщина нянчила. В результате эволюция как тела, так и мышления шла разными путями. По мере того как тело совершенствовалось, чтобы с наибольшей эффективностью выполнять поставленные задачи, изменялось и мышление. Мужчины становились преимущественно выше и сильнее, чем женщины, при развитии мозга в соответствии с возложенными функциями. Миллионы лет структура мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга требований. Теперь нам известно, что обработка информации у представителей разного пола происходит по-разному. Они думают по-разному. Они верят по-разному. У них разное восприятие, приоритеты и поведение. Игнорируя это обстоятельство, вы получите головную боль, встретитесь с непониманием, и жизнь ваша принесет вам только разочарование. Мужской ум — это привычка думать самому, искать решение без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос, не ломая собственную голову. Хитрость — женский ум. Женщины — не глупее мужчин, просто они реже умом пользуются, находя возможности решать жизненные задачи другими способами. У мышления мужчин и женщин (имеется в виду гендер, а не биология) есть свои особенности. Мужчина воспринимает логику и целостность, женщина — конкретику и детали. Мужчина мыслит согласно правилам, женщина руководствуется внутренним чувством. Женщина не чувствует себя обязанной следовать формальной логике, ей ближе логика чувств. Если женщина телом и душой чувствует связь кого-то и чего-то, для нее это самая верная связь. Если у женщины меняется состояние или настроение, отношение к человеку, у нее будет другая логика и другие выводы. На этом строится женская логика. Мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. Для мышления мужчины характерна определенность и нередко излишняя абстрактность, искусственность рамок его мышления, для женщины — размытость, большая конкретность и естественная текучесть. Мужское мышление более напоминает цифровой подход: «Да — нет», женское — аналоговые процессы: нечто одно перетекает в нечто другое. Мужчина вначале думает, потом говорит. Женское мышление происходит в процессе говорения. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить. Женщина думает, когда говорит, процесс говорения является способом ее мышления. В процессе монолога, а лучше диалога, что-то начинает проясняться, женщина начинает лучше понимать, что она хотела сказать. Мужчина думает в одиночестве. Это не всегда понятно женщине, для которой естественно думать вместе с собеседником, вслух. А тут говорили — и он замолчал, женщина на свои слова вдруг не видит никакой обратной реакции. Однако это вовсе не значит, что он отстранился или вышел из разговора, он просто думает и поэтому молчит. Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению, человек может легко воспроизвести и мысленно прожить заново прошлое, зафиксированное в образах памяти, а будущее — представить в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без вмешательства практических действий, находя альтернативные и креативные способы решения. Особую роль воображение играет в творчестве. Творчество направлено на преобразование мира. Результатом творчества является творческий продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество рассматривается, как выход за пределы некого заданного шаблона, в нем проявляется также активность бессознательных психических процессов. Но чтобы выйти за пределы привычного и заданного, человек использует воображение, а в нем заложены следующие характеристики: яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов. Воображение выделяется в качестве важнейшей составляющей творческого потенциала личности. В структуру творческого потенциала включается способность к продуктивному воображению. Е.П.Ильин, рассматривая творческий потенциал личности, показывает возможность его понимания в узком и широком смыслах. «В широком смысле — это личностные особенности, способствующие реализации способностей: мотивы, волевые качества. В узком смысле — это творческие способности и, прежде всего, способность к воображению и креативному мышлению» [15, c. 134]. О тесной связи воображения и творчества писал С.Л. Рубинштейн: «кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве, кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего» [7, с.301]. Т. Рибо говорил: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме посредстве новых сочетаний или соотношений» [10, с. 121]. Опираясь на эту цитату, можно сказать, что любое изобретение является творческим продуктом человека, в котором ведущую роль играет, прежде всего, воображение. Таким образом, можно утверждать, что воображение является проявлением творческого потенциала и играет в нем значимую роль. Значимая роль воображения в творческом потенциале личности поставила задачу изучения особенностей его проявления у различных людей. Нас, в частности, заинтересовал вопрос об особенностях воображения у мужчин и женщин. Практический опыт убеждает нас в том, что воображение у мужчин и женщин проявляется по-разному. Анализ литературы показывает, что между мозгом женщины и мужчины ученые зафиксировали множество анатомических, физиологических и психологических различий. Например, большие полушария (отвечающие за мышление и другие высшие функции) у мужчин в среднем на девять процентов больше. Миндалевидное тело (участвует в формировании страха и других эмоций) также больше у мужчин, чем у женщин. Мужчины легче переходят от восприятия информации к действиям, а у женщин, вероятно, более тесно связаны аналитика и интуиция. Мужской мозг более эффективен для скоординированных действий, в которых нужна связь между восприятием, принятием решений и действием. А у женщин лучше, чем у мужчин, получается, сочетать аналитические размышления с целостными и интуитивными ощущениями. Следовательно, проблемы восприятия мира по средствам процесса мышления мужчин и женщин не могут не перейти в проблемы понимания и общения, которые были, есть и будут. Идеальным решением практически всех проблем является, конечно же, диалог.

1.3 Половые различия в состоянии высших психических функций у людей

в различных возрастных периодах жизни.

Проблема половых различий в психологии получила развитие благодаря трудам Б.Г. Ананьева, который считал, что «…половой диморфизм является постоянным принципом дифференциации онтогенетической эволюции», а его характеристики относятся ко всем уровням организации — от молекулярного до организменного [1,с. 138]. Общесоматические, соматоэндокринные и нервно-психические изменения, обусловленные полом, взаимосвязаны. Структурная, биохимическая и функциональная организация мозга также зависят от пола. Половые различия обнаружены в строении целого ряда структур, расположенных в разных частях мозга. У женщин выявлен больший общий размер мозолистого тела. Имеются корреляции размеров отдельных частей мозолистого тела с успешностью вербальных процессов, причем эти зависимости обусловлены полом. Так, у женщин на некоторые показатели речи позитивно влияет величина задней части мозолистого тела. У мужчин размеры перешейка отрицательно коррелируют с полушарными различиями в речевых функциях, связанных с каудальными речевыми зонами. Также половые различия были обнаружены в величине planumtemporale, область которой вовлечена в высшие речевые функции и входит в состав зоны Вернике. Метод ядерного магнитного резонанса подтверждает большую величину planumtemporale в левом полушарии у мужчин по сравнению с женщинами. Правда, имеются и противоположные сведения. Они получены в посмертном исследовании срезов мозга, которое показало большую величину областей, ассоциируемых с областями Вернике и Брока в левом полушарии, у женщин [13].

Изучение клеточной организации левой planumtemporale также показывает, что большая плотность серого вещества в речевых зонах обнаружена у женщин. Для женщин характерно более полное взаимодействие полушарий, а для мужчин — их более выраженная асимметрия. Имеются данные о сроках созревания полушарий и полушарной специализации у мальчиков и девочек. В эмбриональном периоде развития у будущих мальчиков кора правого полушария мозга толще, чем левого. У девочек быстрее развивается левое полушарие, при этом оно тормозит специализацию правого. Существуют различия во внутриполушарной организации речевых функций с учетом пола: у женщин продуктивные речевые функции соотносятся с передними областями левого полушария, тогда как у мужчин в речевых процессах участвуют как передние, так и задние отделы того же полушария. Различия в строении мозга мужчин и женщин должны сопровождаться и функциональными особенностями. Э. Голдберг пишет: «два пола ставят разный акцент на различных аспектах функциональной корковой дифференциации. В мужском мозге различия между левым и правым полушарием выражены лучше, чем в женском мозге. Но в женском мозге различия между передними и задними разделами коры выражены лучше, чем в мужском мозге» [11,с. 138]. Различная функциональная организация мозга не может не отражаться на состоянии нейрокогнитивных функций. Хорошо известно, что женщины демонстрируют преимущества в выполнении вербальных заданий. Это превосходство проявляется во всех культурах, как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных.

Противоречивые данные характеризуют память. По некоторым сведениям, у женщин продуктивнее вербальная память, выше эффективность отсроченного воспроизведения. Однако в других исследованиях таких различий не обнаружено.

Превосходство мужчин в оперировании пространственными характеристиками среды выявлено и другими авторами [12].

Мужчины лучше следуют по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, они реже ошибаются. Однако женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины.

Исследовались также половые различия в интеллектуальных характеристиках. По данным Е.И. Степановой, уровневые оценки выше у мужчин по сравнению с женщинами. У них также больше разрыв между уровнями вербального и невербального интеллекта и лучше развито логическое мышление. У женщин выше успешность выполнения заданий на образное мышление. Половые различия проявляются и в особенностях возрастного снижения умственных способностей. Так, у женщин в первую очередь снижаются индуктивное мышление и пространственные способности, а у мужчин — речевые характеристики, такие как понимание слов, речевая беглость [17].

С учетом имеющихся в литературе сведений можно ожидать различий в состоянии высших психических функций (ВПФ) в зависимости от пола. А.Р. Лурия, основываясь на общепсихологических представлениях Л.С. Выготского, определяет высшие психические функции человека как «сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу функционирования» [7,с. 32]. Высшие психические функции состоят из многих звеньев и объединены едиными законами формирования и функционирования, в разные возрастные периоды они имеют различный состав входящих в них звеньев, т. е. их локализация носит системный динамический характер. А.Р. Лурия рассматривал их как единицы нейропсихологического анализа. «Можно сказать, что высшие психические функции объясняют связь мозга и психики. При этом с мозгом соотносится не функция в целом, а отдельные ее компоненты, обеспечиваемые нейропсихологическими факторами,» утверждал исследователь [18,с. 57].

Следует отметить, что в нейропсихологии нормы и нейропсихологии индивидуальных различий пока вообще мало данных об особенностях ВПФ у людей, не имеющих локальных мозговых поражений. Проблема половых различий в нейрокогнитивных науках изучена еще меньше. По словам Э. Голдберга – «Это абсолютно новая область» [10, с. 25].

1.4 Характеристика особенностей некоторых видов мышления мужчин и

женщин на основе психологических исследований.

Творческое мышление – это комплексный, многоплановый феномен, отдельные параметры которого исследуются в рамках разных дисциплин: когнитивной психологии, психофизиологии, психолингвистике, культурной антропологии, социобиологии и т.д. В связи с этим нет универсального языка, который бы позволял одинаково эффективно обсуждать все аспекты проблемы.

С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте писал: «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией».

Одним из крупнейших отечественных исследователей творческого мышления является Я. Пономарев. В своих работах Понамарев подчеркивал принципиальное отличие человеческого мышления от мышления машинного: машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальнами, т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач, в первую очередь требуется способность действовать в уме, отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий [14].

В качестве ментальной единицы творческого мышления Понамарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач. По мнению Понамарева с творческой деятельностью сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе, поскольку Понамарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт как побочный [14].

Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [14].

В советской психологии исследование мышления с помощью проблемных ситуаций успешно осуществляется в рамках реализации общего философского принципа о взаимодействии субъекта и объекта. В этом плане значительный интерес представляет разработанная А. М. Матюшкиным классификация проблемных ситуаций [21].

Формулированное Вюрцбургской школой определение мышления, как процесса решения проблем наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной психологии. Матюшкин рассмотрел всю совокупность проблемных ситуаций, используемых во всех направлениях и школах психологии мышления. Все проблемные ситуации делятся им на следующие классы:

  • а) поведенческие задачи (манипулятивные задачи — головоломки);
  • б) «структурные» проблемные ситуации («гештальтпсихология»);
  • в) вероятностные задачи (составленные на основе понимания мышления как вероятностного процесса, при котором решение принимается по принципу «да — нет»);

— г) информационно-семантические задачи (задачи с «недостающей» информацией).

Этот тип проблемных ситуаций, по мнению Матюшкина, является некоторым развитием гештальтистских задач и «наиболее точно характеризует важнейший признак мыслительной творческой деятельности, признак развития — достижение субъектом нового…» [21, с. 132]. Анализ творческого мышления с помощью проблемных ситуаций («система рассогласования») практически осуществляется в течение десятков лет. Вместе с тем такой подход не охватывает полностью интеллектуальные факторы процесса творческого мышления, более того, игнорирует личностные составляющие этого процесса [21].

Под творческим мышлением Б.М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, обличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Рассматривая структуру творческого мышления, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента:

1) «операциональный» — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

2) «ядро» — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза [7].

«Ядро» репрезентирует на самом деле то, что Я. А. Пономарев называл формальным интеллектом [14].

На современном этапе психологии относительно недавно начали исследоваться факторы, влияющие или способствующие творческому мышлению. Влияние гендерной и половой принадлежности на особенности творческого мышления тема мало освещенная. Практические все исследования были проведены на детях младшего и старшего школьного возраста.

Лютова Е.К. разрабатывая проблему взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт детей исследует 150 учащихся школ СанктПетербурга с интеллектом не ниже среднего. Из них 70 детей в возрасте 7-8 лет. (32 девочки и 38 мальчиков) и 80 детей в возрасте 15-16 лет (50 девочек и 30 мальчиков), где для диагностики креативности было взято два субтеста из батареи Торранса («Необычное использование предмета» (исследование вербальной креативности) и «незаконченные формы» (исследование невербальной креативности»).

Значимые различия в выборке девочек 7 – 8 лет были выявлены лишь по параметру разработанности. Девочки с более выраженным вербальным интеллектом имеют более низкие показатели по сравнению с контрольной группой [20].

Корреляционный анализ, проведенный внутри выборки мальчиков и выборки девочек свидетельствует о наличии некоторых связей внутри выборки мальчиков и выборки девочек свидетельствует о наличии некоторых связей между показателями разности вербального и невербального интеллекта и личностными особенностями и отсутствием таких связей между показателем разности и свойством креативности. У старшеклассников по методике Торранса получены следующие различия в группах старшеклассников – «вербалов» и «невербалов»: юноши с ярко выраженным преобладанием вербального IQ имеют более низкие показатели разработанности по сравнению с юношами контрольной группы, а девушки «невербалы» имеют более высокие показатели беглости в вербальном субтесте по сравнению с девушками – «вербалами». Лютова Е. К. сделала следующий вывод о показателях креативности в выборках. Творческие дети встречаются с одинаковой частотой как среди ярко выраженных «вербалов», так и среди «невербалов». Возможно, отдельно взятые субтесты из батареи Торранса не дают полного представления о креативности ребенка, а может быть, к изучению этого свойства нужен совершенно иной подход, который уведет нас за рамки привычно регламентированной тестовой обстановки и за которым, вероятно, большое будущее [20].

В исследовании принимали участие 30 мужчин и 30 женщин. Для исследования невербального мышления использовался сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности Торранса представляет собой задание «закончи рисунок». Для исследования вербального творческого мышления — Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника [20].

В результате исследования было выявлено, что если сравнивать женщин и мужчин с параметрами фемининности, маскулинности, андрогинности по методике Торранса, можно дать следующее заключение. Самые низкие показатели по всем шкалам демонстрируют женщины, имеющие маскулинную половую принадлежность. Женщины, имеющие андрогинную половую принадлежность, демонстрируют максимально высокие показатели, по сравнению с мужчинами, имеющими андрогинную половую принадлежность. Для мужчин максимальными показатели становятся тогда, когда они имеют маскулинную половую принадлежность и минимальными, когда психологическая половая принадлежность становится фемининной [20].

Если сравнивать женщин и мужчин с параметрами фемининности, маскулинности, андрогинности, по методике Медника (RAT), можно дать следующее заключение. Максимальные баллы по индексу оригинальности и индексу уникальности получили мужчины. Наименьший результат демонстрируют мужчины, имеющие фемининную половую ориентацию. Разница по индексу оригинальности и индексу уникальности не обнаруживается между женщинами, имеющими как фемининную, так и маскулинную и андрогинную ориентацию. Наибольшее количество баллов среди женщин по индексу уникальности имеют женщины, с фемининной половой ориентацией, а по индексу оригинальности женщины, имеющие андрогинную половую ориентацию. Наименьшее количество баллов по индексу уникальности у женщин, имеющих маскулинную половую принадлежность, также это максимально низкие показатели среди женщин и мужчин. Наименьшее количество баллов по индексу оригинальности у женщин, демонстрирующих фемининную и маскулинную ориентацию, это также максимально низкие показатели среди женщин и мужчин [20].

Изучая общие представления о понятии процесса мышления с помощью толковых словарей, были сделаны выводы о том, что мышление можно представить как процесс познавательной деятельности человека посредством его восприятия, переработки и воспроизведения полученной информации.

Рассматривая среди множества различных трактовок видов классификаций мышления, особым образом были выделены виды мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словеснологическое).

Б. С. Братусь утверждает: «Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта» [6, с. 285 – 298].

Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими. Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации под определенный образ. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.

2 Исследование половозрастных особенностей мышления.

2.1 Организация и методы исследования.

Целью данного эмпирического исследования являлось изучение и сравнение типов мышления учащихся 8 – 11 классов юношей и девушек. Мы решили изучить половозрастные особенности некоторых видов мышления в двух этапах. Для проведения экспериментального исследования, были привлечены учащиеся 8–11 классов общеобразовательной средней школы в возрасте 14–17 лет. Всего обследован 31 ученик и 31 ученик младшего и среднего возраста. Генеральная совокупность выборки составила 62 человека. Была использована методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной).

Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. Но в данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

В случае проведения данной методики, можно выявить выраженность у юношей и девушек выше перечисленные виды мышления. Имеющиеся после проведения методики сырые баллы будут обработаны и распределены по шкалам, соответствующим представленным типам мышления. Использовались методы описательной статистики, Т – критерия Стьюдента. Далее, полученные результаты методики на втором этапе исследования будут использованы для половозрастной характеристики особенностей мышления.

2.2 Результаты исследования половозрастных особенностей мышления

мужчин и женщин.

Рассмотрим, получившиеся результаты, представленные в виде диаграмм (Рисунок 1, 2, 3) и сделаем некоторые выводы. Рис. 1. Диаграмма показателей выраженности предметно-действенного

мышления у юношей и девушек 8–11 классов

Вывод к рисунку 1: у большего количества девушек, чем юношей, преобладает предметно-действенное мышление.

Рис. 2. Диаграмма показателей выраженности наглядно-образного мышления

у юношей и девушек 8–11 классов

Вывод к рисунку 2: большее количество девушек в сравнении с юношами имеют показатели преимущества выраженности нагляднообразного мышления. Рис. 3. Диаграмма показателей выраженности абстрактно-символического

мышления у юношей и девушек 8–11 классов

Вывод к рисунку 3: если брать выборку показателей высокого уровня развития абстрактно-символического мышления, то количество девушек с такими показателями больше. Но если в общей сумме взять за основу высокие и средние результаты показателей девушек и парней, то оказывается, что юношей с выраженностью данного феномена больше, чем девушек (58,05 % и 41, 92 % соответственно).

Существует мнение, что абстрактно-символическим мышление обладают люди, которые могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Также, говорится о том, что мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. У женщины не так преобладает абстрактное мышление, как у мужчины.

Сравнительные данные выраженности и преобладания определенных видов мышления у парней и девушек, обучающихся в классах с 8 по 11, требуют дальнейших исследований. Имеющиеся показатели на данном этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что отличия выраженности нагляднообразного, предметно-действенного и абстрактно-символического мышления у юношей и девушек все-таки, существуют (p < 0,05).

Следующим этапом нашего исследования было формирование из парней и девушек двух групп по возрастным категориям. Так как школьный онтогенез охватывает такие возрастные периоды, как младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет, мы решили разделить нашу выборку на две возрастные категории. Анализ результатов, полученных в первом этапе исследования, выявил наличие половозрастных различий особенностей мышления у подростков мужского и женского пола. Поэтому, основываясь на этот вывод, к первой группе были отнесены подростки женского и мужского пола старшего возрастного периода (14 и 15 лет), ко второй группе – подростки мужского и женского пола юношеского возраста (16 и 17 лет).

Было выявлено, что половые различия с учетом этапов школьного онтогенеза меняются в зависимости от возраста: чем старше возрастная группа, тем более четкий характер носят половые различия в мышлении. У девушек проявляется более чёткий характер выраженности наглядно – образного и наглядно – действенного мышления в юношеском периоде взрослости, то есть в 16 и 17 лет. А отличия в абстрактно – символическом мышлении начали явно преобладать у парней, нежели чем у девушек, в юношеском возрасте.

Следует отметить также, что половые различия сопровождаются и межиндивидуальной неравномерностью. В рамках общих тенденций возрастно-половой изменчивости в состоянии высших психических функций существуют и индивидуальные особенности, связанные с влиянием взаимодействия средовых и биологических факторов.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Было доказано суждение, что отличия выраженности наглядно-образного, предметно-действенного и абстрактно-символического мышления у юношей и девушек все-таки, существуют. В пределах изучаемого возрастного диапазона выявляется закономерность: чем старше человек, тем более очевидны половые различия. Практически все половые особенности являются половозрастными. А также, что половые различия в состоянии высших психических функций сопровождаются межиндивидуальной неравномерностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема психологических особенностей пола в последнее время приобретает все большую актуальность. В психологии проблема понимания феномена влияния половой принадлежности индивида на развитие личности разрабатывается в самых различных отраслях: нейропсихологии, психиатрии, психоанализе, этнопсихологии, этологии, педагогической и возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, социальной психологии, психологии личности и общей психологии. В качестве основных проводников культурного влияния в процессе половой социализации личности выступают семья, сверстники, институты организованного воспитания, средства массовой информации. Этнокультурная специфика полоролевого поведения усваивается в раннем детстве через традиционные способы семейного воспитания и неосознанную идентификацию с родителями. На более высоком уровне социализации происходит осознание норм и стереотипов полоролевого поведения, идеальных полоролевых моделей общественного сознания через общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации, половую дифференциацию общественно-производственной деятельности.

Полученные результаты данного эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что половозрастные особенности мышления мужчин и женщин существуют. У девушек, в сравнении с юношами, преобладает наглядно – образный и предметно – действенный тип мышления, у юношей же – абстрактно символьный. А также в пределах изучаемого возрастного диапазона была выявлена закономерность, что чем старше человек, тем более очевидны половые различия в мыслительных особенностях. Половые различия в состоянии высших психических функций сопровождаются также и межиндивидуальной неравномерностью. Выдвинутая гипотеза была доказана.

В данной работе нам удалось выполнить поставленные задачи, а именно: рассмотреть исследования процесса мышления в психологии, используя различный теоретический материал; изучить различные подходы к процессу мышления психологов и учёных; выявить гендерные особенности мышления; охарактеризовать исследование некоторых специфических особенностей мышления мужчин и женщин; описать и проанализировать полученные результаты; сформулировать выводы и заключения.

Проведённое исследование предположительно внесло некий вклад в изучение проблем гендерной специфичности некоторых особенностей мышления мужчин и женщин. А также дало подтверждение для необходимости дальнейшего изучения феноменов и закономерностей в этой области психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/problema-deyatelnosti-v-psihologii/