В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности студентов, изучения их индивидуальных особенностей. необходимо создать условия, обеспечивающие полную реализацию потенциала личности и развитие его способностей, формирование индивидуальности каждого отдельного ученика. В связи с этим возрастает роль личности учителя в процессе формирования индивидуальности учащихся. Выражением этой тенденции к интеграции стал сформулированный в русской психологии принцип: «обучение должно быть подчинено процессу развития личности». Раньше школа слишком долго работала в другой парадигме, отвлекая от очевидного факта, что ее «продуктами» были человек, личность, индивидуальность, и ставя своей главной задачей усвоение объема знаний, которые нужно было использовать студентов. Поэтому на сегодняшний день тезис о подчиненности обучения процессу развития личности вовсе не звучит тривиально. Этот тезис не только декларируется учеными. Проведено исследование влияния учителя на личность его учеников. В связи с этим растет интерес к изучению стиля деятельности учителей. Основные вопросы, посвященные стилю деятельности педагогов освящены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. В работах данных авторов освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к стилю педагогической деятельности: психологическая деятельности, стиль деятельности педагога, процесс формирования личности учителя и др. В то же время исследования, подчеркивающие взаимосвязь между стилем деятельности учителя и эмоциональным состоянием, представлены не полностью. Педагог должен противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнять все требования профессии, оптимально реализовывать себя в ней и получать удовольствие от своей работы.
Деятельность учителя постоянно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального переутомления и опустошения, которые негативно сказываются на выполнении профессиональной деятельности, ухудшению психофизического самочувствия.
Синдром выгорания — это процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в виде симптомов эмоциональной, умственной, физической усталости, индивидуальности и снижения удовлетворенности работой. это рассматривается как результат неудачной лицензионной работы.
Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Эта профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи и формированию профессионального коллектива. Истинная педагогическая практика показывает, что сегодня достаточно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как личности, неприятия его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...
Имя специалиста «социальный педагог» происходит от слова «учитель», которое ассоциируется в первую очередь с учителем. Поэтому неудивительно, что после введения такой должности учителя стали первыми социальными педагогами. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога много общего. Во ...
Все это привело к выбору темы исследования «Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности учителя».
Цель исследования: изучить влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя.
Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6.
Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание.
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно сказывается на индивидуальном стиле деятельности учителя.
Задачи:
1. Рассмотрим явления «профессионального истощения» и «индивидуального стиля деятельности» в отечественной и зарубежной литературе, посвященной данной проблеме.
2. Описать типичные стили деятельности учителей.
3. Разработайте профессиональные рекомендации по профилактике выгорания для учителей.
4. Исследовать влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя.
дипломной работы определена характером исследуемых в ней проблем. Эта работа состоит из введения, двух глав, из которых шесть абзацев, заключения, списка сокращений, глоссария, библиографии и приложений.
1 Изучение проблем профессионального выгорания и индивидуального стиля деятельности
1.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема
Понятие «эмоциональное истощение» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время он широко используется в научных текстах и в лексике психиатров, медицинских и социальных психологов, в звуках с экранов телевизоров и в вспышках в популярных публикациях. Люди многих социальных профессий склонны к симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.
«Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». [12, С. 182].
Эмоциональное выгорание — это приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего профессионального. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время его дисфункциональные последствия могут возникнуть, когда «выгорание» негативно сказывается на выполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Долгое время проблема человека разных профессий привлекала внимание психологов разных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее — Лазаруса, Розепмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих схожие симптомы при различных видах деятельности, показал, что существует множество профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной пустоты из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. появился термин «беспомощный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.
«Эмоциональное выгорание педагога» консультация
... и особенностями профессиональной деятельности эмоционального характера. Факторы, способствующие наступлению синдрома профессионального выгорания – это, прежде всего, систематическая перегрузка, неудовлетворенность своим профессиональным ростом, отсутствие ... дня в течение всего учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский психолог”. 1993 г., вып.4, с.67-79). Аутогенная тренировка ...
В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фройденбергер первым применил словосочетание «эмоциональное истощение» применительно к анализу требований к социальным профессиям, основным содержанием которых является межличностное взаимодействие. Изначально автор охарактеризовал данное явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей различных профессий. [19, С. 97].
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительных перегрузок, которые приводят или могут привести к полному распаду различных психических и, прежде всего, эмоциональных сфер. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Вначале наблюдаются значительные затраты энергии, как следствие высокого положительного отношения к занятиям профессиональной деятельностью. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Адаптивная цель «выгорания» — способность снизить потребление энергетических ресурсов и тем самым защитить организм от угрозы истощения. Однако, как многие адаптационные реакции, этот защитный механизм обладает лишь относительной целесообразностью и его негативные последствия проявляются в снижении успешности профессиональной деятельности и ухудшении отношений с партнерами, а в некоторых случаях могут сопровождаться появлением различного рода психосоматических Таким образом, достигнутое состояние «защищенности», на самом деле приводит к профессиональной дезадаптированности и нарушению контактов с другими людьми. Поэтому можно считать достаточно обоснованным подход к проблеме «эмоционального выгорания» как особому виду профессионального заболевания («болезнь общения»).
[10, С. 106].
Эмоциональное выгорание — процесс динамический и происходит поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основатель доктрины стресса, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравматические факторы различных свойств. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. [3, С. 64].
В зависимости от каждой стадии существуют отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального истощения.
Теоретические аспекты изучения феномена синдрома эмоционального. ...
... работах авторы использовали разные варианты перевода английского термина «выгорание»: «эмоциональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «эмоциональное выгорание». Употребляются также термины «психическое выгорание» и «профессиональное выгорание» [31, с. 97]. В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как 10 специфический вид профессионального ...
По современным данным, «эмоциональное выгорание» относится к состоянию физического, эмоционального и психического истощения, которое проявляется в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение — это чувство эмоционального истощения и усталости, вызванное работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к работе и предметам своей работы. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное и бесчеловечное отношение к клиентам, которые обращаются за лечением, консультированием, образованием и другими социальными услугами. Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. [22, С. 19].
В настоящее время, под психическим выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкий смысл и означает негативное отношение не только к клиентам, но и к работе и ее предмету в целом.
На основе обобщения изученного материала можно выделить факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. [13, С. 113].
1. Индивидуальные факторы.
Из всех социально-демографических характеристик возраст наиболее тесно связан с выгоранием, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Между возрастом и выгоранием существует отрицательная корреляция. В работах С.Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1.5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.
Некоторые исследования подтверждают чувствительность к этому синдрому пожилых людей. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50лет).
Молодые люди, как правило, истощаются из-за эмоционального потрясения, которое они испытывают перед лицом реальности, что часто не оправдывает их ожидания. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Его наиболее тесная связь связана с эмоциональным истощением и деперсонализацией, в меньшей степени — со снижением профессиональных достижений.
Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины (Бурке Р.Дж., Грингаласс Е.А), в то время как другие исследователи (Даниэль Дж., Шабо И.) приходят к совершенно противоположным заключениям. Примирение этих противоположных точек зрения, по-видимому, станет рассмотрением данной проблемы с точки зрения специфики влияния пола на компоненты эмоционального выгорания и наличия опосредующих факторов, таких как сексуальные ролевые ориентации.
выяснилось, что мужчины имеют более высокие баллы по деперсонализации, а женщины более склонны к эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают ценности, в то время как женщины более эмоционально реагируют и меньше чувствуют отчуждение от своих клиентов. Риск выгорания зависит от того, насколько выполняемые сотрудниками функции соответствуют их гендерно-ролевой ориентации. Было обнаружено, что мужчины более чувствительны к воздействию в тех ситуациях, когда от них требовалось продемонстрировать по-настоящему мужские качества, такие как физические данные, мужское мужество, эмоциональная сдержанность и демонстрация своего успеха на работе. В то же время женщины оказались более чувствительными к факторам при выполнении тех задач, которые требовали с их стороны сочувствия, воспитания и подчинения. В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей. Феминизация профессии учителя имеет ряд негативных аспектов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами — в три раза, по данным Т.Н. Егоровой — заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п.
Медицина, здоровье: Свобода и ответственности в профессиональной ...
... профессиональной деятельности будущего специалиста, требующие моральной зрелости, моральной силы, мужества и готовности пожертвовать личными интересами во благо страдающего человека. Этическое и деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников - выпускников медицинских ... частности - это особый вид умственной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления о ее ...
Есть исследования, показывающие связь между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящий в браке. Вдобавок холостяки более склонны к выгоранию, чем разведенные мужчины. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов
Личностные особенности, влияющие на развитие эмоционального «выгорания»: [21, С. 56-59].
1. «Личностная выносливость». Эта черта в зарубежной психологии определяется как «способность человека быть очень активным каждый день, контролировать жизненные ситуации и гибко реагировать на разного рода изменения». Люди с высокой степенью этой черты имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие ценности на лестнице профессионального успеха.
Определите взаимосвязь между выгоранием и индивидуальным сопротивлением выгоранию. Высокое выгорание тесно связано с тактикой пассивного сопротивления, когда люди активно противодействуют низкому выгоранию. Некоторые гендерные различия были также обнаружены в использовании сопротивления выгоранию. Так, в исследовании Е.Гринэласс отмечает, что женщины более продуктивны, чем мужчины, избегая ситуаций.
2. Организационные факторы.
Группа организационных факторов, включающая в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследования эмоционального выгорания. Можно выделить факторы:
Условия работы. Основной упор при изучении этих факторов в основном делался на временные параметры деятельности и объем работ. Практически все исследования дают аналогичную картину, указывая на то, что повышенные физические нагрузки и сверхурочная работа стимулируют развитие эмоционального выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Профессия педагога подпадает под параметры стимулирующие выгорание: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф.Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.
Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу
... живыми организмами. Но в последнее время появилась опасность, что из-за деятельности человека запасы кислорода в атмосфере могут уменьшиться. Особую опасность представляет разрушение озонового ... слой, как экран, надежно защищает земную поверхность от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов. Современная атмосфера содержит только одну двадцатую часть кислорода, доступного ...
Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними.
Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между этими переменными подтверждается рядом исследований. Однако есть и исследования, в которых такая связь между данными переменными не обнаружена. Видимо, отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами, в частности, продолжительностью этого контакта. Так, в работе П. Влерик показано, что продолжительный контакт с одним клиентом в течение рабочего периода может способствовать развитию выгорания.
Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения.
3. Социально-психологические факторы.
Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания — социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).
Важный фактор — стимулирование работников; эта проблема рассматривалась в русле категории вознаграждения работников за их труд — материальном и моральном, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание, предложенные В.В.Бойко. Данный автор основывался на том, что эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.
Двигательная деятельность человека
... - они объединены в системы. Следует отметить, что двигательные действия человека существенно отличаются от движений животных. В первую очередь, речь идет о сознательной преднамеренности движений человека, понимании их смысла, способности контролировать и систематически ...
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
— хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать визуальную, звуковую и письменную информацию, альтернативы и принимать решения.
- дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. Дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте, а затем на взаимоотношения обеих сторон;
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него;
- сопереживать, сочувствовать;
- предвосхищать его слова, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.
На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока, ответственность за здоровье и жизнь человека. Возникает нервное перенапряжение.
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Профессиональная ...
... обученный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования общепринятой педагогической подготовки совершенно недостаточно. Профессиональная профессиональной деятельности В ... деятельности педагога-дефектолога. «Чем ниже уровень ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя » - писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог ...
Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:
— склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволяет ему развиваться.
— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. В педагогической среде это люди, в чьем представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания и профессиональная дезадаптация личности.
1.2 Индивидуальный стиль деятельности педагога
Современные ученые, характеризуя основные проблемы человечества, первой в их ряду поставили проблему самого человека. Анализируя исторические пути и закономерности становления человека, Б.Г.Ананьев писал: «В системе тех или иных связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса». Развитие человека он рассматривал как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную развития».
Человек — историческое существо, которое направлено в будущее и осуществляет выбор среди имеющихся альтернатив. Чтобы не была утрачена эта важнейшая характеристика человека (способность к выбору), в процессе деятельности должны создаваться условия для ее развития. Это — духовная творческая работа человека и овеществленные результаты его творческой деятельности, определяющие весь духовный облик человечества. Человек представляет собой продукт природы, общества и человечества и включен в названные системы.
«Конфликты в педагогическом коллективе»
... Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе, каждому его члену необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ... стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за обострения отношений. «Компромисс» - при средних значениях напористости и партнёрства – стремление ...
Антропоцентричность, как основной принцип направленного воздействия общества на сложную структуру развития личности человека, позволяет, создавая определенные условия образовательной среды, формировать те профессиональные качества, которые и делают его успешным в осуществлении собственной практической деятельности.
Это в полной мере относится к педагогу и реализации им педагогической деятельности. Причем, педагогическая деятельность осуществляется только в конкретных временных условиях. Педагог становится носителем такого нового качества, как единство проявления природных, социальных и исторических свойств. Это проявляется через индивидуальный стиль педагогической деятельности, который определяется, в первую очередь, «индивидуально-своеобразной формой психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». [6, С. 72].
В основе лежат психофизиологические показатели, влияющие на характер субъективной деятельности педагога, а именно: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональную возбудимость, или интроверсии, эмоциональная устойчивость, аналитический или синтетический тип восприятия, определяющие когнитивный стиль.
Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к нейродинамике и, прежде всего, к силе нервной системы уравновешенности нервных процессов. Высокие требования к силе нервной системы обусловлены тем, что педагогу необходимо: обладать большой работоспособностью; выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным силы.
Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны и тем, что учитель должен: быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств и т. п.
Высокие требования к подвижности нервных процессов связаны также с тем, что педагогу следует обладать высоким темпом выполнения работы; быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту и проведению занятий без предварительной подготовки, к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Этим объясняется широко распространенное мнение о том, что успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.
Н.В.Кузьмина на основании проведенных ею психологических исследований, заключила, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:
- оптимальный уровень интеллектуального развития;
- синтетический, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;
- гибкость и конвергентностъ мышления;
- активность, высокий темп реакции, лабильность;
- эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.
[15, С. 85].
Личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, т.е. объемом и качеством информации, которой располагает личность, морально-нравственным, обусловленным приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, творческим, определяемым наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения, коммуникативным, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эстетическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.
Педагогическая деятельность, будучи социальной по своей природе, зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств. По выражению Б.М.Теплова: «Под способностями определяются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельности. Способность не сводится к тем знаниям, которые уже выработаны у данного человека».
Становление профессионализма происходит на основе следующих компонентов формирования индивидуального стиля педагогической деятельности:
- гностического: изучение педагогом объекта своей деятельности (содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется, достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования);
- проектировочного: дальние, перспективные цели обучения и воспитания а также стратегии и способы их достижения;
- конструктивного: особенности педагогом собственной деятельности и деятельности обучающихся с учетом ближайших целей обучения и воспитания;
- коммуникативного: специфика взаимодействия преподавателя с учащимися, при этом акцент делается на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, т.е. с достижением дидактических целей;
- рефлексивного: умение педагога организовать как деятельность обучающихся, так и свою собственную.
[18, С. 106].
Причем целесообразно объединение проектировочного и конструктивного компонентов в деятельностный. Все компоненты в этой системе можно описать через совокупность соответствующих умений педагога.
Формирование основных механизмов саморазвития педагогов, таких как педагогическое познание, общение, адаптация, деятельность, релаксация, рефлексия невозможно без развития основных педагогических способностей. А именно:
- способности к педагогическому познанию через понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к ним;
- способности к организации педагогического общения через педагогическую требовательность, педагогический такт и способность создавать детский коллектив;
- способности к адаптации в новых, быстро меняющихся условиях;
- способности, характеризующие деятельность учителя через содержательность, яркость, образность и убедительность;
- креативности, проявляющейся через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
- релаксацию и рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
[1, С. 25].
Деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и а конечном счете, во многом определяет результат труда педагога. Только при наличии рефлексивных в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорит о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала.
Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой. «Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач». При этом педагог выступает носителем культурных ценностей, главная из которых — это область преподаваемых знаний, кроме того, он еще и носитель культуры в области своей профессии. А наличие профессионально-педагогической культуры позволяет более продуктивно решать педагогические задачи.
Компетентность — это наличие у человека знаний и опыта в какой-либо области, т.е. это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно он применяется к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Выделение ключевых компетентностей обусловлено рядом причин:
- во-первых, они объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
- во-вторых, в понятии «ключевые компетентности» заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата;
- в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как вбирает в себя ряд целый ряд умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
[24, С. 137].
Компетенцию, в данном случае определяем, как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности важными являются компетентности педагога:
- Ценностно-смысловая ориентация личности:
- осознание своей роли и предназначения;
- потребность и способность самореализации;
- увлеченное жизни и профессиональной деятельности;
- Коммуникативная компетенция:
- владение технологиями устного и письменного общения на разных языках в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.
- Информационная компетенция:
- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
- нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;
- владение информационными технологиями.
- Общекультурная компетенция:
- знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
- умение рефлектировать личностную аксиологическую систему;
- толерантность к разным этнокультурам.
- Компетенция личностного самосовершенствовании:
- потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
- способность к саморазвитию;
- Познавательно-творческая компетенция:
- умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
- развитость творческих способностей;
- способность самостоятельно приобретать новые знания;
- Социально-трудовая компетенция:
- способность взять на себя ответственность;
- проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
- подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий;
- Профессиональная компетентность педагога:
- активная жизненная позиция;
- профессиональные знания и умения;
- профессиональные личностные качества;
- творческие умения.
[11, С. 201].
При этом наиболее основополагающей выступает общекультурная компетентность.
На основе общечеловеческих ценностей педагог строит систему отношений с обучающимися, признавая их, проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ученика и развивает себя как личность и как профессионала.
Однако такой процесс возможен лишь тогда, когда педагог использует рефлексию.
Из приведенных определений следует, что рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. При этом, установка (готовность, на постоянную «обратную связь», на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ученика, оценивать результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических решений, учебно-воспитательных задач и социально-психологических ситуаций — важнейшее условие развития его профессионализма.
Рефлексия — это способность сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как объектом, обладающим своим специфическим значением — способность познавать самого себя. Следовательно, рефлексию педагогической деятельности нужно рассматривать как качество, присущее всем, осуществляющим педагогическую деятельность. [12, С. 124].
Чем выше уровень рефлексивных умений, тем выше общий уровень культуры профессиональной педагогической деятельности. Самый высокий характеризуется критической и адекватной оценкой многообразных сторон собственной личности и деятельности, ясным пониманием причин своих творческих успехов и неудач, предвидением развития у себя новых качеств.
Уровень рефлексивной саморегуляции педагога соответствует его профессиональному мастерству и служит психологической основой его педагогического творчества.
Различают уровни педагогической рефлексии:
- репродуктивный — педагог может изложить, представить последовательность своих педагогических действий на естественном, житейском языке. При этом педагог не умеет оценить актуальность и сложность педагогических проблем;
- считает любую педагогическую задачу легко разрешимой;
- поведение и интеллектуальный уровень обучающихся оценивает субъективно (нравится — не нравится);
- аналитический — педагог умеет проанализировать свою педагогическую деятельность в соответствии с тем алгоритмом, который освоил на данный момент. При этом правильно использует наиболее известные категории психолого-педагогических наук, осуществляет целенаправленное педагогическое наблюдение, организует опытную работу;
- умеет разрабатывать (проектировать) и корректировать учебно-программную документацию;
- оценивает деятельность обучающихся по ее результатам;
- прогностический — педагог умеет самостоятельно вычленить и сформулировать педагогическую проблему, адекватно оценить ее актуальность и сложность;
- умеет выбрать методику анализа педагогического процесса из нескольких, известных ему;
- использует для анализа педагогической и учебной деятельности общенаучные методы, например, системный подход. На основе проведенного анализа намечает пути, методы и средства педагогических воздействий. А применение общенаучных методов позволяет прогнозировать результаты этих воздействий с большей или меньшей точностью;
- философско-конструктивный — педагог определяет социальные, общечеловеческие смыслы своей деятельности. [7, С. 54].
Для характеристики технологического компонента культуры педагогической деятельности обратимся к определению «педагогическая технология». Под эти понятием понимают комплексный процесс организации педагогической деятельности, осуществляемый наиболее эффективными средствами и способами взаимодействия, обеспечивающими процесс решения проблем на всех этапах педагогической деятельности (т.е. на этапе анализа, планирования, организации, оценивания и контроля).
Технологический компонент культуры педагогической деятельности может быть представлен четырьмя возрастающими уровнями:
1. Репродуктивный уровень характеризуется тем, что педагог умеет лишь сообщать знания, т.е. рассказывать то, что знает сам. Этот уровень свойственен людям, хорошо знающим свою, но не имеющим педагогической квалификации.
2. Концептуальный уровень характеризуется тем, что педагог, кроме «своего» предмета, обладает широкой концептуальной подготовкой в виде знаний как минимум концепций смежного и психолого-педагогического блоков, позволяющих систему знаний профессионально
3. Продуктивный уровень характеризуется тем, что педагог дополнительно к предыдущим знаниям обладает максимально адекватной совокупностью профессиональных, коммуникативных, личностных свойств, позволяющей достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания.
4. Интегративный уровень характеризуется тем, что педагог, владеющий высшей степенью продуктивного уровня, обладая техникой педагогического общения и соответствующими качествами личности, профессионально компетентен участвовать в коллективном процессе воспитания концептуального и социального видов интеллекта (интегративного стиля мышления и нравственных убеждений) обучающихся. [14, С. 59].
Следовательно, технологический компонент культуры — это интегральное личностное образование, раскрывающее индивидуальную концепцию смысла профессиональной педагогической деятельности и ее творческого воплощения.
Уровни сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности:
- Как справедливо отмечает М.М.Поташник, педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства всегда предполагает творчество, практически воплощаемое в нестандартном подходе к решению проблем;
- разработке новых методов, форм приемов и средств и их оригинальных сочетаний;
- эффективном применении имеющегося опыта;
- совершенствовании рационализации модернизации известного в соответствии с новыми задачами;
- удачной импроаизации на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции;
- умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы;
- умении трансформировать методические рекомендации, теоретические наложения в конкретные педагогические действия и т.д. Поэтому основной показатель уровня сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности – это показатель креативности, направленности на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности имеет несколько уровней формирования:
Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности, когда цели и задачи собственной педагогической деятельности определены им в общем виде и не