Происходящие в России социально-экономические, политические, демографические процессы коренным образом изменили социальную сферу общества. Растущая социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация — это реалии сегодняшнего дня.
В этих сложных условиях актуализируются проблемы социальной помощи, поддержки и реабилитации человека, различных групп и сообществ. Сегодня человек нуждается в квалифицированной помощи и социальной поддержке, что вызывает острую потребность в профессиональных кадрах — специалистах по социальной работе. Регулярность институционализации социальной работы на текущем этапе подтверждается мировым опытом, который свидетельствует о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализации социальной работы параллельны, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
В этой связи социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, прежде всего, благодаря социальной политике и развитию государственных форм помощи и социальной поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также большему вниманию к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.
В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает развитие института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специализирующихся в социальной сфере.
Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые у нас в России узаконена в 1991 г. Специальность «социальная работа» открыта нормативными документами Государственного комитета по труду и социальным вопросам и Государственного комитета по народному образованию».
С этого периода наблюдается активный интерес философов, социологов, учителей, психологов, юристов, докторов и представителей других наук к проблемам социальной педагогики, социальной работы и социальной помощи населению.
Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.
Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере ...
... помощи семье и детям Невского района, направленной на работу с семьями «группы риска». 3. Разработать программу по оптимизации социальной работы Невского районного центра поддержки семьи и детей с семьями из группы риска». Объект исследования: семьи «группы риска». Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска». Гипотеза исследования:социальная работа с семьями «группы риска» ...
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована образом: каковы педагогические условия и ведущие тенденции профессионально-личностного развития социального работника?
Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — система социального образования. Предмет исследования — процесс профессионального и личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:
- разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;
- выявить сущностные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;
- определить базовые основания личности социального работника;
- вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;
- опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.
Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионально-личностного развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут:
- подвергнуты системно-функциональному анализу содержание личности социального работника и его профессиональная деятельность;
- разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;
— реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции, самореализации.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философско-педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.
Системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональному образованию выступают в качестве специальной методологии исследования.
Руководящая идея исследования — субъективное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его обучения и профессиональной деятельности.
Научная новизна и теоретическое значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатов заключает в себе решение крупной научной проблемы — педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в них теоретические положения и выводы создают реальные возможности для педагогического управления профессиональным и личностным развитием социального работника в процессе его профессиональной подготовки и функционирования. Они могут служить основой для развития личных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации, предложенные в исследовании и прошедшие экспериментальную проверку, могут быть использованы и применены в системе подготовки, переподготовки и высшего образования социальных работников.
Реферат социальная работа как профессиональная деятельность
... социальной работы как вида практической деятельности. Ценности и цели социального работника и их роль в развитии и обучении социальной работы. Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние. Этапы становления социальной работы как профессии в России. Этапы формирования профессиональной ...
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение — основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).
Выявление основных этапов дореволюционной благотворительности и благотворительной деятельности связано с характером участия в ней различных сил: церкви, государства, общественности.
Так, первый этап: X — сер. XVIII вв. — отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Во второй половине XVIII века в России формировалась устойчивая государственная политика, направленная на помощь малообеспеченным и нуждающимся людям. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: “закрытое» — в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое» — вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковная и частная благотворительность сосуществует с государственной благотворительностью и иногда играет ведущую роль.
Второй этап: сер. XVIII — сер. XIX вв. — функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т.п.).
Третий этап: реформы 1861 г. — 1917 г. — период общественного призрения. В пореформенный период общественная благотворительность и благотворительность претерпели глубокие преобразования: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и благотворительных учреждений. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых — это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.
Работы. Работа должна иметь правильно составленную
... формулировок) тем курсовых работ, выполняемых студентами. Присвоение темы и научного консультанта конкретному студенту осуществляется на основании проспекта Департамента финансового менеджмента и финансового права с предоставлением Университета. 3. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ К курсовой работе ...
Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях формируется модель социального обслуживания, которая отражает особенности социальных процессов в современной России и использует опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере благотворительности и социальной защиты.
Время становления теоретических основ социальной работы — конец XIX — нач. XX вв. Среди причин, запустивших этот процесс, можно выделить две группы.
Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:
Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.
Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграцией, в корне изменила стереотипы жизни больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно меняющимся условиям.
Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных
Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).
Рост образованности, осведомленности населения, усложнение жизни человека.
В условиях массового «девиантно-революционного поведения» становится актуальным поиск механизмов социального маневра через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.
Правильные научные причины связаны с процессами саморазвития теоретических знаний в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны — процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т.д.).
С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т.п. Все это способствует выбору самостоятельного и исследовательского объекта для новой отрасли научного знания — теории социальной работы.
Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.
Дипломная работа инвестиционный менеджмент
... счета за 1 месяц, непредвиденные расходы и другие расходы. Более подробно состав инвестиционных вложений будет раскрыт далее. 7.Численность персонала 6 человек. Ожидается, что весь персонал ... средств. Стоимость собственного капитала будет составлять 29,5%. Данная ставка была получена при помощи расчёта кумулятивным методом. Согласно данному способу величина собственных средств вычисляется пут ...
Современная теория социальной работы характеризуется интегративным и междисциплинарным подходом. Теоретическая обоснованность социальной работы в настоящее время идет по трем направлениям. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д. Во-вторых, идет поиск эффективной теоретической обоснованности социальной работы как особого объекта исследования и, наконец, в-третьих, раскрывается взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует множество моделей теории социальной работы. Теория социальной работы как область научного знания имеет все методологические показатели науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.
Своеобразие теории социальной работы также отражается в том месте, которое эта наука занимает среди других.
Сегодня теория социальной работы выступает как самостоятельная ветвь социально-гуманитарного знания в системе социальных наук, которая характеризуется интегративностью и прикладной направленностью.
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”. С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами — того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.
Каковы особенности российской модели социальной помощи на современном этапе? В истории российской социальной работы самое замечательное то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» отнюдь не является неожиданным. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. Это, по-видимому, первая характеристика формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В результате сложилась довольно печальная ситуация: в сфере социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который практически невозможно применить на практике без коренного пересмотра, адаптации к условиям современной действительности. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально — слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, — а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Вот почему, в отличие от исторической традиции социальной работы, Россия вынуждена практически, хотя и не с нуля, воссоздать современную национальную систему социальной работы.
Положение об Организации выполнения и защиты курсовой работы
... руководителя дипломной работы являются: консультирование в выборе темы, составления и корректировке плана работы; оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения дипломной работы; контроль хода выполнения дипломной работы. 4.4. В ...
Третья особенность органично связана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Действительно, формирование социальной работы как сферы профессиональной деятельности происходит одновременно с научно-практической разработкой основных методологических и концептуальных положений, определяющих сущность таких сложных явлений, как социальная работа — социальная педагогика.
И, наконец, четвертая характеристика коренится в тесном единстве социальных понятий, процессов и явлений, таких как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически сложилось так, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию прямой социальной помощи нуждающимся, но и по созданию благоприятных условий для развития и обучения личности в социальном, психологическом, экономическом и правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы. Так что же такое социальная работа? До сих пор в науке нет единого мнения по этому поводу. Ясно одно: сущность социальной работы не может быть сведена ни к пониманию ее только как одного из видов помощи, ни к части социальной системы всей социальной системы, ни к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и условия его организации. В связи с разнообразием трактовок в научной литературе понятия «социальная работа» необходимо сформулировать то понимание, которое лежит в основе данного пособия.
Для нас социальная работа — это сложное социальное явление, самостоятельная область научных и практических знаний, профессия и академический предмет. Как социальное явление социальная работа — это своего рода модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период в соответствии с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это — предельно широкое толкование социальной работы.
Как наука, социальная работа имеет объект и объект изучения, своего рода проблематику. Изучите социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате воздействия различных биологических и социальных факторов.
Правовые формы социального обеспечения
... из федерального бюджета; Государственная социальная помощь. Вышеперечисленные модули предназначены для защиты населения от социальных рисков. Социальный страховой риск — предполагаемое событие, которое ... позволяет раскрыть экономический аспект этого понятия. Социальное обеспечение Классификация функций социального страхования: Экономические функции социального страхования. Его суть заключается в ...
В основе социальной работы — профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта подготовки социальных работников в него также включена специальная тема — «социальная работа», задачи которой связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная работа — это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социального обслуживания выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и реагировать на запросы и потребности населения, в частности, его социально уязвимой части. В современной России сформировался довольно обособленный сегмент от других сегментов, в которых осуществляется нормативно-правовая социальная работа, но также и реальная, материально и организационно формализованная — система институтов социальной работы населения.
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
По своей сути социальная работа выступает как нормативная деятельность. это напрямую связано с моральными ценностями и социальными нормами, с человеческим поведением, которое может быть социально одобренным или неодобрительным, «хорошим» или «плохим», агрессивным и девиантным или послушным и законопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда направлен на то, чтобы помочь клиенту сделать этический выбор и принять ценные решения, чтобы сформировать его моральную волю и целостность.
Ценностные ориентации необходимы для функционирования личности и общества. Ценности — способы отношения к миру и к людям. Они представляют отношения между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Система координатных ценностей в социальной работе становится краеугольным камнем при построении любой значимой практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия трансформируются в намеренную деятельность. Социальный работник не может занять нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования — развитие того, что соответствует социальной норме.
Классификация видов социального управления
... социальных системах. Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками. Контроль в живой природе, то есть контроль над биологическими системами, является предметом изучения естественных наук. Управление ... социальных системах и может пониматься как воздействие контролирующего субъекта на объект управления ...
Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу «как то, так и другое». Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится демократического общества — она согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ,
... достижение конкретной цели. В состав курсовой работы входят: титульный лист, задание, отзыв, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, [Электронный ресурс ... анализ финансово-экономических показателей, методы экспертной оценки, эксперименты и модели. Широта и адекватность использования этих методов - залог качественного выполнения курсовой работы и ...
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.
Рефлексия — профессиональное качество социального работника.
С. Халлек выделил несколько наиболее часто видов профессиональной лжи социальных работников.
1. Ложь как особая нравственность взрослых. Взрослые демонстрируют, что обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку «…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь». Социальный работник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым. Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга.
3. Ложь как конфиденциальность. «Расскажи мне, что случилось, это останется между нами». Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
4. Ложь как вознаграждение за конформность. «Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить». То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.
5. Ложь как отказ от ограничений. «Ты сможешь все, если захочешь». Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
6. Ложь безграничной помощи. «Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать». Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.
7. Ложь безусловного принятия. «Ты нравишься мне, но не твое поведение». Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях «нравится — не нравится» можно только поведение, но не личность — она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений. Подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, что испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например на родителей подростка).
Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.
Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация — хороший повод для развития рефлексии.
Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, — как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.
Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
- диагностическая — заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
- прогностическая — прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
- правозащитная — использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
- организационная — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
- предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
- социально-медицинская — организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
- социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
- психологическая — оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
- социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
- коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая компетентность;
- деликатность и тактичность;
- Человечность и гуманность, милосердие;
организаторские и коммуникативные способности,
высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
- к постоянному повышению профессиональных знаний;
- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
2.3 Профессиограмма социальной работы
Профессиограмма — описательно — технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.
Профессиограмма специальности «Социальная работа»
1. Общая характеристика специальности. Социальная работа — это современная, чрезвычайно в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
2. Содержание профессиональной деятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.
В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.
Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.
В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).
3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.
Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.
Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.
В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.
Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.
В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.
Для того чтобы