Создание условий для формирования человека, гармонично сочетающего духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, — одна из актуальных проблем.
Физическая культура — это социальное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, социальным и политическим здоровьем, с образованием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самим человеком через формирование все более совершенного организма, сознания, воли, а также развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессирующими явлениями ряд неблагоприятных факторов, в основном гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не справляются с этим. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Физические упражнения имеют большое воспитательное значение: они способствуют укреплению дисциплины, повышают чувство ответственности и развивают настойчивость в достижении поставленной цели. Это в равной степени относится ко всем участникам, независимо от их возраста, социального статуса, профессии.
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура как социальное явление функционировала на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе влияют производственные отношения людей, экономические, политические и идеологические формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в.
Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не уникален. Изначально латинский язык влиял на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело.
Профессиональные заболевания и травматизм специалистов нефтегазового ...
... факторов производственной среды на организм рабочих. На сегодняшний день оценка уровня профессионального риска в нефтяной отрасли не проводилась. На ... на работников нефтяной отрасли промышленного шума, вибрации, масла и его компонентов, неблагоприятного микроклимата, а также физических ... Наиболее частой формой сердечно-сосудистых заболеваний среди опрошенного населения является повышение артериального ...
Хотя физическая культура, слово КУЛЬТУРА означало совершенствование, образование, образование, развитие, уважение. В специальной литературе «культурой» называют некоторые виды, представляющие ценность для личности и общества. Однако это не означает, что этот термин не определен. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые оттенки этого термина/
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и формирование понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых на русском языке термин «физическая культура».
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».
Впоследствии понятие «физическая культура» было рассмотрено в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.
В настоящее время нет единого общепринятого понятия физической культуры. В отечественной и зарубежной литературе придается разное значение: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, к виду деятельности, от типа материальной культуры к нематериальной или спортивной. Услуги.
Физическая культура — сложное социальное явление, которое не ограничивается решением задач физического развития, но выполняет и другие социальные функции общества в области нравственности, воспитания, этики. Он не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных или географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее концепции. В то же время в нем есть конкретные термины и понятия, отражающие его сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков).
В личном плане физическая культура — это мера и метод всестороннего физического развития человека.
физическая культура —
физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление).
Они полностью удовлетворяют все потребности общества и человека в физической культуре.
Физическое образование —
Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Конкурентоспособность, специализация, ориентация на высшие достижения, сезонность — специфические характеристики спорта как части физической культуры.
Двигательная деятельность человека
... и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет и пр. Определенный способ организации двигательной активности - основа физического воспитания и основное содержание спорта. Наиболее элементарной формой движения материи является механическое движение, ...
Физическая рекреация (отдых), Двигательная реабилитация (восстановление), Физическая подготовка —, Физическое развитие —, Физические упражнения
1.3. Физическая культура как вид культуры общества
Чтобы понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат.
Культура — это не абстрактная деятельность, а ее качественный аспект, который отражается в результатах материального и духовного аспектов деятельности человека и общества.
Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:
1. Познает («потребляет») культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.
2. Он выступает в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.
3. Он создает новые культурные ценности, которые становятся основой для развития культуры будущих поколений.
Таким образом, культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражающийся в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле — это сфера духовной жизни людей. Он включает объективные результаты человеческой деятельности, а также человеческие сильные стороны и способности, реализованные в этой деятельности.
Физическая культура — это особая и самостоятельная культурная область, возникшая и развивающаяся одновременно с общечеловеческой культурой и являющаяся ее органической частью. Удовлетворять социальные потребности в общении, игре и развлечениях, в некоторых формах самовыражения личности посредством социально активной полезной деятельности.
Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и человеческой сущности в интересах личности и общества. Другими словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.
В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, природные силы, гигиенические факторы, режим работы, повседневную жизнь, питание и отдых. Он в любом случае должен способствовать росту экономического потенциала и защите духовных потребностей людей, быть эффективным средством гармоничного всестороннего развития человека, формирования активной жизненной позиции.
Основы научнометодической деятельности в физической культуре и спорте
... уровня готовности выпускника к выполнению профессиональных задач и его соответствия требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Выпускные квалификационные работы ... и научной деятельности студента. Далее мы рассмотрим основные характеристики и требования к рефератам, курсовым и выпускным квалификационным работам. 1.1. Реферат Под термином «реферат» ...
Физическая культура — одно из тех направлений социальной активности, в которых формируется и осуществляется социальная активность людей. Он отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальных, политических и нравственных, что свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.
Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.
материальными
К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д.
Физическая культура человека определяется физической подготовкой, физической подготовкой и физическим совершенством.
Культурный уровень человека — это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической, физической и др. Это также степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребности в движениях физическими упражнениями напрямую зависит от состояния его здоровья.
Одним из критериев культурного уровня человека является его способность проводить свободное время с большей пользой для себя и общества. Насыщение свободного времени физическими нагрузками, связанными с физическими упражнениями, доставляет человеку удовольствие, сохраняет его силы и здоровье, позволяет ему работать творчески.
1.5. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи
Молодежь должна регулярно заниматься физкультурой, спортом, туризмом. Это ставит перед всеми важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость.
Физическое и духовное развитие студенческой молодежи органично дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особое значение как период более активного освоения взрослым человеком всего спектра социальных функций, включая гражданские, социально-политические, профессиональные и профессиональные.
Физическая культура — это средство не только для физического совершенствования, улучшения и здоровья, но и для обучения молодежи социальной, трудовой и творческой деятельности, что существенно влияет на развитие социального общества. В частности, выполнение с их стороны социальных и профессиональных функций во многом зависит от физической подготовленности, состояния здоровья и уровня работоспособности будущих специалистов народного хозяйства.
Предпринимательство как выбор жизненной стратегии (на примере ...
... молодые люди, которые начинают предпринимательскую деятельность вскоре после получения высшего образования или во время учебы. Среди них можно выделить как вынужденных предпринимателей – студентов, которые ... очень мало. Таким образом, становится очевидной необходимость и важность изучения мотивации к предпринимательской деятельности современной российской молодежи и выявления влияния на нее систем ...
Потенциальные возможности в сфере двигательной активности, которыми человек наделен от природы и недостаточно использует в течение своей жизни, физическая культура позволяет в полной мере раскрыть, развить. При этом расширяются представления о возможных резервах и «пределах» развития физических качеств.
Постоянно увеличивающийся объем информации, усложнение учебных программ, различные государственные учреждения делают учебную работу молодых студентов все более напряженной и напряженной. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности.
Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни — одна из основных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят негативные изменения в центральной нервной системе, ослабляются функции внимания, мышления, снижения памяти и эмоциональной устойчивости.
Физическое воспитание играет важную роль в улучшении способностей человека, физической природы. Именно движения как проявление физической активности послужили первичной основой для формирования и развития систем адаптивного поведения живых существ на Земле, формирования его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, тренировка и совершенствование его жизненно важных физических качеств, моторики, умений и знаний. Спектр возможностей для улучшения физического состояния человека практически безграничен. Примером этого является деятельность человека в условиях невесомости и перегрузки во время космических полетов.
В образовательном процессе молодые люди должны постоянно развивать навыки здорового образа жизни. Следует помнить, что систематические занятия физкультурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, что сопровождается творческим подъемом в работе. Соблюдение правил гигиены, создание хорошего психологического климата в студенческих коллективах, стимулирование массового физического воспитания, правильная организация рабочего времени — необходимые условия для здорового образа жизни. Осведомленность о физической активности имеет большое значение.
Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.
Многофункциональность физической культуры делает ее одним из общественно полезных направлений деятельности, в котором формируются и проявляются социальная активность и творческие способности школьной молодежи. Данные исследования позволяют утверждать, что навыки социальной и профессиональной деятельности, приобретенные в процессе физического воспитания, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), создает условия общественной деятельности.
Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом
... по формированию у студентов потребности в физической культуре, ее видов, форм, методов их использования в процессе физического воспитания студентов технических вузов еще не достаточно. Отсутствие разработанной системы формирования у студентов потребности к занятиям физической культурой, потребность педагогической ...
Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность навыками, осваивать новые трудовые профессии.
Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей — общение с людьми. Преимущества спорта как социального явления заключаются в его привлекательности для молодежи, его «язык» доступен и понятен каждому, человеку, его польза для здоровья несомненна.
По силе воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности она является важным средством обогащения культуры.
Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.
В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются сознательное и активное отношение к общественной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на принципах демократии и гласности. Физическая культура развивает общественную активность студентов.
Участие молодежи в сложной общественной деятельности, важнейшими компонентами которой являются производительная и внепроизводительная сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний человека. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
2.1. Основные положения и требования учебной программы по физической культуре для ВУЗов
Согласно трактовке современных учебников физическое воспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование.
Физическое образование в современной науке рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений и навыков.
Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности.
Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.
Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной ...
... во время регулярных и специально организованных занятий физкультурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе физической подготовки, к следующей профессиональной деятельности каждого молодого специалиста «приобретает не только личностное, но ...
В образовательную деятельность преподаватели физического воспитания, тренеры должны включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов народного хозяйства.
Одна из важнейших задач физического образования — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят засферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.
Кроме выполнения специфической функции физическое образование способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, политического, профессионального и т. д.
Таким образом, физическое образование как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.
Физическое образование в вузе решает задачи :
1. Воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду .
2. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.
3 . Приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физической культуры; подготовка к
работе в качестве общественных и судей по спорту.
5. Воспитание у студентов убежденности в необходимостивыполнения недельного двигательного режима.
6. Повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Общее руководство физическим образованием студентов, а также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся студенческой поликлиникой или здравпунктом вуза.
Массовая оздоровительная физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза.
Главным результатом функционирования системы физического образования является всестороннее физическое развитие человека — физическая культура личности (физическая подготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом.
Форма физического образования — это внутренняя организация его содержания, для которого обязательным условием являются единство и взаимодействие составляющих элементов, порядок педагогического процесса в соответствии с его целью и задачами.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
... заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном ...
Учебные занятия, Консультативно-методические, Индивидуальные, Содержание
Содержание курса физического образования заключена в программе по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами.
Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического разделов.
Теоретический раздел, Практический раздел
Во все курсы обучения включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к профилирующим специальностям.
В практическом разделе программы материал целесообразно распределять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры — физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление, закаливание организма.
2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.
Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:
- включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;
- содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;
- овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;
- формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;
- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;
- овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется формах.
Учебные занятия:
обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям;
- консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
— индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики.
Мотивация, формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями
... студентов. Задача автора - определить мотивационные факторы, раскрыть содержание и отразить формы самостоятельных занятий физической культурой. Глава 1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий ... жизни, а также физической культуры и организованных или самостоятельных занятий спортом, объединенных термином «двигательная активность». Самостоятельная работа может проводиться ...
Внеучебные занятия:
физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минуты бодрости»);
- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.
профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как составная часть процесса физического воспитаниястудентов проводится на всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к производственной деятельности. При планировании содержания учебного материала необходимо конкретно определить социальный заказ общества на специалиста с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик и профессиограмм. В задачи ППФП входит:
- развитие и совершенствование средствами физической культуры физических и психических качеств, необходимых будущему специалисту;
- овладение знаниями и прикладными двигательными навыками, способствующими освоению профессии;
- составление и выполнение тренировочных программ для самостоятельных занятий с элементами упражнений прикладного характера, в производственной деятельности;
- воспитание средствами физической культуры и спорта специальных волевых и организаторских качеств, эмоциональной устойчивости, сосредоточенности, необходимых будущим руководителям производства.
ППФП планируется преимущественно на старших курсах в форме теоретических, методических и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций на всех учебных отделениях. Дополнительно она может проводиться на учебной и производственной практиках, в оздоровительно-спортивном лагере или в процессе занятий и соревнований по прикладным видам спорта.
Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал с учетом предложений профилирующих кафедр, знаний техники безопасности, научной организации труда, а также утверждает содержание контрольных нормативов и зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполнения.
Выбор средств ППФП должен быть направлен на обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности: повышение устойчивости микроклиматическим условиям производства, расширение арсенала прикладных двигательных координации и др.
Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия профилированными видами спорта.
Вот краткая характеристика прикладной действенности некоторых видов спорта, рекомендуемых для студентов вузов.
Виды спорта на выносливость, Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координа, Виды спорта на координацию движений, Виды спорта на координацию движений и выносливость, Виды спорта по управлению различными средствами передви, Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной дея, Виды спорта с управлением радиотехническими системами, Многофункциональные виды спорта
Занятия рассмотренными видами спорта при определенной спортивной подготовки могут содействовать развитию не только комплекса психофизических качеств и прикладных навыков, но и решению других задач ППФП.
Учебно-воспитательный процесс в учебных отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами педагогики и системы физического воспитания.
Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются беседами преподавателей со студентами в процессе практических занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения.
Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделения (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности.
Студенты специального учебного отделения, состояние здоровья, физическая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий улучшились, на основании заключения врача и решения кафедры переводятся на основное отделение в конце учебного года или семестра.
В связи с заболеванием или другими объективными причинами студенты основного и спортивного отделений могут быть переведены на специальное учебное отделение в любое время учебного года.
временным
Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов.
На I курсе необходимо ликвидировать недостатки в физической подготовленности отдельных студентов (со слаборазвитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.).
При этом студенты обязаны :
- систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью;
- выполнять необходимые тесты для определения уровня физической и функциональной подготовленности;
- активно овладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя специальную литературу;
- соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания, самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
- укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство;
- активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, между вузами.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/rol-fizicheskoy-kulturyi-v-strukture-professionalnogo-obrazovaniya/
-
Физическое воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н. Я. Минск: «Полымя», 1988
-
Вопросы физического воспитания / под ред. Борилкевича В.Е. Ленинград: издательство ленинградского университета, 1991
-
Физическая культура студентов ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 1991
-
Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов, М. – В. Ш., 1985
-
Толовин В.А. Физическое воспитание – М. 1988
-
Методические рекомендации по физическому воспитанию №6, В.Ш. 1988