Совершенствование стиля управленя гостиницей

Курсовая работа

Современная экономическая система представляет предпосылки для перехода к рыночной модели, социально регулируемой государством, построение которой связано с повышением уровня целостности механизмов управления с использованием всех методов управления.

Большинство проблем не только в экономике, политике, но и в других сферах общественной деятельности связаны с менеджментом. Исторически сложилось так, что людям нужен кто-то, кто направляет и организует их жизнь. Подходы к формированию личности менеджера основаны на том, что он должен быть очень умным и высокообразованным человеком, профессионалом своего дела. Прежде всего, он должен беспокоиться не о своей прибыли, а о том, как помочь гостю отеля, как обслужить его культурно, поскольку отель зарабатывает деньги. Кроме того, менеджер осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. Являясь членом трудового коллектива, он достигает результатов труда посредством воздействия на других членов коллектива (исполнителей).

Эффективность работы менеджера зависит во многом от того, готовы ли подчиненные менеджеру работники активно сотрудничать с ним.

Поскольку и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к текущим изменениям. Понимание ситуации и умение управлять человеческими ресурсами — важные компоненты эффективного лидерства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа является одним из тех видов деятельности, требующих определенных личных качеств, которые делают конкретного человека профессионально пригодным для управленческой деятельности.

В гостиничном секторе гость всегда находится в прямом контакте с «поставщиком» услуги. Успех отеля во многом зависит от контакта на рабочем месте с высоко мотивированным персоналом, который чувствует себя частью компании.

Современный бизнес гостиничных услуг, как и всякий другой бизнес, предполагает значительное усиление роли менеджмента и возникает настоятельная потребность такой организации дела, которая бы гарантировала ответственное отношение каждого работника фирмы, активное и эффективное участие в ее делах всех сотрудников. Поэтому в развитых странах искусство управления высоко ценится, ценится и, конечно, как следствие, высоко оплачивается.

Необходимость улучшения организации управленческой работы привела к появлению различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по повышению качества управленческой деятельности. Одна из таких концепций — стиль руководства, который является фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

7 стр., 3424 слов

Общая характеристика деятельности Управления образования Тракторозаводского ...

... на совершенствование деятельности Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска. Объект преддипломной практики - деятельность по управлению образованием и инновационными процессами в нем. Предмет преддипломной практики - Управление по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска. 1. Общая характеристика деятельности Управление образования Тракторозаводского ...

Стиль управления разрабатывается каждой компанией и продиктован политикой самой компании.

Во взаимодействии руководителя и подчиненных первостепенное значение имеет способ их взаимоотношений. Его, безусловно, задает руководитель.

Вопрос о стиле руководства менеджера сегодня весьма актуален. Новые условия ведения бизнеса и повышение уровня образования дали толчок развитию организационной культуры. Менеджеры и руководители различных организаций все больше осознают важность культуры в деятельности компаний.

Поэтому тему курсовой работы можно считать актуальной, так как в туризме человеческий фактор важнее и от выбора правильного стиля управления зависит результативность туристического предприятия.

Целью курсовой работы является изучение стилей лидерства в гостиничном бизнесе.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

  • исследовать понятия «стиль руководства»;
  • охарактеризовать основные стили руководства;
  • разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства менеджера предприятия гостеприимства.

Основное внимание в исследовании уделяется стилям лидерства в процессе управления трудовым коллективом.

При написании работы использовались такие методы исследования, как теоретический и сравнительный анализ, обобщение и окончательные выводы.

Теоретической основой для написания диссертации послужили как отечественные, так и зарубежные литературные источники. Среди авторов следует выделить Кабушкина Н.И., Малашенко В.И., Виханского О.С., Володько В.Ф. и др. В своей работе они рассматривают основные блоки управления, в том числе вопросы, связанные со стилями управления в бизнесе.

1 Стиль руководства в системе управления предприятием

1.1 Характеристика основных стилей руководства

В процессе исторического развития понятие «стиль» существенно изменило свое содержание. В античном Риме писали на доске стилом. Впоследствии слово было взято на вооружение искусством и литературой. Сегодня он используется почти во всех сферах жизни, образно используется как тип письма, форма выражения. По мере расширения области своего применения это понятие стало обозначать общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном виде деятельности, например готика, ренессанс, лирический, эпический, драматический стили, стили письма, бега, плавания, способ летоисчисления.

Понятие стиля как характерной «чеканки» форм жизни и их выражения подходит и для стиля управленческой деятельности: единый, характерный «отпечаток» субъекта управления, его «почерк» (система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов) [1, с. 315].

12 стр., 5807 слов

Стили управления в руководстве

... на выбор организации власти. Цель - изучить стиль руководства и организации работы предпринимателя, а также способы его улучшения в организации малого бизнеса. Глава 1. Стили управления руководителя. 1.1 Стили руководства: сущность и формы., Стиль руководства Стиль руководства ...

Существенное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой деятельности состоит в принятии общественно значимых решений, затрагивающих интересы многих людей, и в ответственности перед собственником за их правильность и эффективность. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «управленческий стиль». важно подчеркнуть целостный характер процесса принятия решений, требующий особых личных качеств.

В стиле управления фиксируются как общие, алгоритмические, так и индивидуальные, уникальные операции, отражающие индивидуальные особенности профессионализма менеджера. Они характеризуют его поведение не в целом, а типичное, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».

Работа менеджера в гостинично-ресторанном бизнесе представлена ​​как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля управления гостиничной компанией.

Более полное определение понятия «стиль руководства» это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений [15, с. 149].

Стиль лидерства — это также способ, которым менеджер общается и взаимодействует с подчиненными.

Психологическое благополучие сотрудников во многом зависит от стиля управления. Задает его руководитель характером своего отношения к подчиненным.

Мы помним, что «счастлив тот, кто с удовольствием ходит утром на работу…». Эта часть формулы во многом зависит от начальника, стиля его руководства, культуры отношений с подчиненными [6, с. 97].

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Стиль и метод руководства существуют в опреде­ленном единстве. Стиль — это форма реализации методов управления, принятых данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Четко определенный стиль управления подходит для каждого из установленных методов управления. Это означает, что каждый метод для его реализации требует людей с определенными качествами.

Менеджер с присущим только ему стилем руководства в сво­ей деятельности может использовать различные методы управ­ления (экономические, организационно-административные, со­циально-психологические).

Таким образом, стиль руководства — явление сугубо индивидуальное, определяемое специфическими особенностями конкретного человека и отражающее особенности работы с людьми и технологию принятия решений этим конкретным человеком. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руко­водства [9, с. 118].

Однако следует иметь в виду, что не существует идеального стиля руководства, подходящего на все случаи жизни. Стиль или сочетание стилей, применяемых менеджером, может зависеть не только от его личности, но и от соответствующей ситуации. «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситу­ации не стандартны, а качества личности менеджера и подчинен­ных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

11 стр., 5150 слов

Менеджер в системе управления сущность деятельности менеджера

... организации) и перспективное планирование. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры(и нужных ресурсов) и руководство ... стиль руководства; слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраненный, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический тип руководства. Наблюдение за поведением лидера ...

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

  • управлять — руководитель дает точные указания подчи­ненным и добросовестно следит за выполнением его заданий,
  • направлять — менеджер управляет и наблюдает за выпол­нением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
  • поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
  • делегировать полномочия — менеджер передает часть сво­их полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия [15, с. 150].

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левина, выделившего авторитарный, демократический и либеральный стили, ставшие классическими. Этот подход используется авторами в качестве основы для классификации стилей лидерства.

Для характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Для этого стиля характерен упор на администрирование и ограниченный контакт с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. он категоричен, часто суров с людьми, всегда приказывает, приказывает, наставляет, но никогда не спрашивает. Другими словами, основное содержание его управленческой деятельности составляют приказы и приказы.

Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, т.к в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Даже позиционирование людей в процессе проведения митингов подчинено его идеологии: все всегда должно быть на виду.

Этот стиль руководства не стимулирует проявление инициативы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации [15, с. 150].

Совершенно очевидно, что у авторитарного стиля множество недостатков: сковывание инициативы подчиненных, большой урон в случае ошибки руководителя, сложный психологический климат и др. тем нее менее есть ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.

Низкоквалифицированная команда может работать с относительным успехом только под пристальным наблюдением менеджера. Здесь начальник распределяет задания, подробно объясняет способы их выполнения, постоянно следит за ними и стимулирует их методом «кнута и пряника». Ослабление лидерства в неквалифицированном коллективе означает, как правило, ухудшение работы. Сотрудники не умеют и часто не хотят работать в одиночку эффективно и добросовестно.

Под проблемной командой понимается любая сложная ситуация в компании: опасность неудачи, острый конфликт, забастовка. В этих случаях предпочтительнее руководитель жесткого типа. Кризисный управляющий – это, как правило, авторитарный руководитель [13, с. 206].

Демократический стиль руководства основан на участии подчиненных в принятии решений и разделении ответственности.

Название дано стиля произошло от греческого слова demokratia – власть народа.

Демократический стиль сегодня по праву считается лучшим. Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех остальных стилей. Ничего более удачного в способах управления не придумано [11, с. 110].

Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать как можно больше проблем коллективно, систематически информировать подчиненных о состоянии дел в коллективе и правильно реагировать на критику. В отношениях с подчиненными чрезвычайно добр и доброжелателен, находится в постоянном контакте с ними, делегирует некоторые управленческие функции другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива [15, с. 151].

Руководитель во многом доверяет подчиненным, интересуется их мнением, настроением, советуется с ними, старается использовать лучшее, что они предлагают. Среди мер стимулирования преобладает поощрение, а наказание применяется только в исключительных случаях. Сотрудники в целом довольны этой системой управления и обычно стараются оказать своему боссу всю возможную помощь и поддержку, когда это необходимо. Руководитель-демократ избегает навязывания своей воли подчиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходства над членами команды, которой он управляет, пытается вовлечь подчиненных в развитие и принятие решений, поддерживает инициативу и независимость.

Когда проводятся деловые встречи, в центре группы обычно находится демократичный менеджер. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации [18, с. 326].

Таким образом, приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно различаются

Лидер с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а сотрудникам предоставляется полная независимость и возможность для индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель обычно вежлив со своими подчиненными, готов отменить свое предыдущее решение, особенно если это угрожает его популярности. Либе­ралов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления [15, с. 151].

Есть определенные ситуации, в которых либеральный стиль предпочтительнее. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.

Творческий коллектив не нуждается во всеохватном руководстве. Менеджеру необходимо выполнять только более общие организационные функции. Члены творческого коллектива сильны своей индивидуальностью и оригинальностью. Поэтому для качественной профессиональной работы им нужна максимальная свобода.

Нет особой необходимости в руководящих указаниях и в высококвалифицированном коллективе. Здесь каждый хорошо знает свою работу и ответственно ее выполняет. Обычно у квалифицированных сотрудников есть чувство профессиональной гордости. Оно не позволяет им делать плохо свою работу. Но еще больше это чувство не приемлет частых указаний, мелочной опеки. Тем более, что свою работу такие сотрудники обычно знают лучше руководителя [4, с. 108].

Основные черты каждого стиля руководства представим в виде таблицы 1.

Таблица 1.1 – Содержание стилей руководства

Параметры

Демократический стиль

Либеральный стиль

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера

Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы

Прерогатива в установлении целей и выборе средств

Принятие решений разделено по уровням на основе участия в управлении

Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе

Сильные стороны

Особое внимание уделяется срокам и порядку,возможно предсказание результата

Растут личные обязательства сотрудников по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело без вмешательства лидера

Слабые стороны

Наблюдается тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы

При этом стиле требуется много времени для решения задач

Без лидерского вмешательства может быть потеряна скорость работы и изменено направления движения

Примечание – Источник: [3, c. 95].

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/sovershenstvovanie-stilya-rukovodstva/

При этом следует учитывать, что каждый из этих стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость лидера заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в соответствии со спецификой ситуации.

При этом следует учитывать, что тщетно искать идеальный стиль руководства, подходящий на все случаи жизни. Применяемый стиль руководства, пригодный для всех случаев жизни. Применяемый менеджером стиль (или сочетание стилей) зависит не только от личности руководителя, но и от сложившейся ситуации. «Правильный» стиль руководства невозможно заранее запрограммировать, поскольку управленческие ситуации нестандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойства изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

Выбор стиля руководства во многом зависит от поставленной задачи:

  • управлять – значит давать точные указания подчиненным, следить за добросовестным выполнением заданий;
  • направлять – управлять и наблюдать за выполнением заданий, при этом обсуждая решения с сотрудниками, побуждая их вносить предложения и поощряя инициативу;
  • поддерживать – оказывать сотрудникам помощь при выполнении ими заданий, разделять с ними ответственность за принятые решения;
  • делегировать полномочия – передавать часть руководящих полномочий исполнителям, возлагая также ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия [9, с. 117]

В заключение мы представляем сводную таблицу характеристик авторитарного, демократического и либерального стилей управления.

Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика стилей управления

Характеристика

Стиль

Демократический

Либеральный

Принцип управления

Централизация полномочий

Децентрализация полномочий

Невмешательство

Вид решений

Единоличные

Коллегиальные

Коллективные

Степень организованности

Детальная организация работ

Гибкая организация работ

Слабая организация работ

Делегирование полномочий

Делегируются исполнительские задачи

Делегируются общие задачи

Делегируются задачи и ответственность

Вид контроля со стороны руководителя

Контроль исполнения

Контроль результата

Контроль практически отсутствует

Вид распоряжений

Приказ

Указание

Просьба

Формальный

Реальный

Отсутствует

Примечание – Источник: [11, c. 110].

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/sovershenstvovanie-stilya-rukovodstva/

Исследования пока не выявили прямой зависимости между стилем руководства и эффективностью. Первый исследователь этой темы К.Левин обнаружил, что авторитарное лидерство ведет к большей производительности, чем демократическое, но психологические потери могут быть значительными.

В результате последующих исследований этой проблемы эксперты пришли к выводу, что авторитарный стиль предпочтительнее для более простых видов деятельности, ориентированных на количественные результаты, а демократический — более сложный, где качество превыше всего. Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства [14, 128].

За свою почти столетнюю историю развития теория менеджмента обогатилась большой группой стилей руководства, которые можно объединить под общим названием специальных. Всем им присуща одна особенность. Они являются разновидностями какого-либо из классических стилей.

Из демократического стиля выделились стили, получившие название «дипломатический» и «инновационный».

Суть дипломатического стиля заключается в тонком расчете, в способности договорится и решить конкретные вопросы, иногда даже в порядке исключения.

Инновационный (трансформирующий) стиль обозначает повышенную приверженность руководителя к нововведениям, обновлениям, реформам.

Разновидностью либерального стал свободный стиль руководства. Это позиция невмешательства менеджера, способ отдавать все на откуп специалистам. Если последние достаточно квалифицированы и ответственны, то этот стиль будет вполне успешным.

Наибольшее число вариантов произошло от авторитарного стиля руководства. Это следующие стили: регламентирующий, плановый, консервативный, бюрократический, авральный, административный.

Регламентирующий стиль руководства основан на точном соблюдении инструкций. В последних все расписано и предусмотрено. Задача менеджера состоит в строгом следовании регламенту.

Плановый стиль руководства базируется на скрупулезном следовании планам. Все должно происходить в полном соответствии с тем, что предусмотрено в планах. Роль менеджера состоит в обеспечении выполнения плановых заданий.

Консервативный стиль руководства направлен на соблюдение традиций раз и навсегда заведенного порядка. Менеджер такого стиля отрицательно относится ко всякого рода новинкам. Он считает, что успех достигается стабильностью.

Бюрократический стиль основан на всевластии бумаг. Любое движение возможно только на основании письменного руководящего указания.

Авральный стиль руководства заключается в повышенной активности в выполнении очередных указаний и проведении кампаний. Менеджер такого типа развивает бурную деятельность в условиях аврала. После этого наступает затишье до следующего аврала.

Административный стиль руководства означает всевластие аппарата. Руководитель такого стиля может подписать самый важный документ не читая, если на нем будут все визы и многочисленные согласования. В случае ошибки претензии предъявляются к соответствующему специалисту, который завизировал документ. Подобная позиция приводит к тому, что получить визы становится очень сложно. Работники аппарата не хотят рисковать, поэтому придумывают всяческие предлоги отказа.

В качестве вариантов гибкого стиля руководства можно назвать «смешанный» и «творческий».

Смешанный стиль руководства означает, что в нем присутствуют разные стили. Они используются в зависимости от ситуации.

Творческий стиль руководства предполагает нестандартность принимаемых руководителем решений, оригинальность действий [4, с. 115].

Таким образом, ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Хорошим окажется менеджер, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо хорошо знать способности подчиненных, их возможности для выполнения поставленной задачи, свои полномочия. В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует изменить способы воздействия на подчиненных, т.е. стиль руководства.

1.2 Теории «

Американский ученый в области менеджмента Дуглас Макгергор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

  • задания которые получает подчиненный
  • качество выполнения задания
  • время получения задания
  • ожидаемое время выполнение задания
  • средства, имеющиеся для выполнения задания
  • коллектив , в котором работает подчиненный
  • инструкции, полученные подчиненным
  • убеждение подчиненного в посильности задания и в вознаграждении за успешную работу.
  • размер вознаграждения за проведенную работу
  • уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Макгрегор сформулировал, что на основе этих факторов можно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «У» [2, с. 244].

Отношение автократа к подчиненным основывается на теории «Х», демократический лидер, по мнению Макгрегора, исходит из теории «У».

Теория «Х» исходит из предпосылок:

1) Средний человек изначально не любит работать и поэтому всегда пытается увильнуть от нее.

2) Большинство людей по причине их врожденного отвращения к труду надо постоянно уговаривать, контролировать, направлять или угрожать наказанием, прежде чем они предпримут какие-либо действия, направленные на выполнение целей, стоящих перед коллективом.

3) Средний человек предпочитает, чтобы его направляли, стремится избегать ответственности, практически лишен честолюбия и считает, что личный покой – прежде всего [20, с. 383].

Исходя из этих предпосылок, автократ централизует полномочия и единовластно принимает решения, оказывая психологическое воздействие на подчиненных, нередко прибегая к угрозам.

Теория «У» исходит из предпосылок:

1) Физические и умственные усилия для человека так же естественны, как игра и отдых. Средний человек не имеет врожденного отвращения к работе.

2) Внешний контроль и угрозы наказания – не единственные способы направлять усилия коллектива на выполнение целей. Люди способны на самоуправление и самоконтроль, служа цели, за достижение которой они чувствуют свою ответственность.

3) Ответственность за поставленную цель является закономерной предпосылкой чувства радости, связанного с достижением ее. Самое большое удовлетворение – удовлетворение потребности в самовыражении – может быть прямым следствием усилий, направленных на достижение общей цели.

4) Уклонение от ответственности, недостаток честолюбия и стремление к самосохранению – не врожденные свойства человека. При определенных условиях человек учится не только увиливать от ответственности, но и принимать ее на себя.

5) Воображение, творческий подход, изобретательность и способность использовать эти свойства на благо своей организации широко распространены среди людей.

Приверженцы теории «У» считают, что мудрое руководство не имеет других задач, кроме следующих:

1) Экономически целесообразная организация элементов рентабельного предприятия – деньги, материалы, оборудование и работники.

2) Поскольку у людей есть мотивация к труду, саморазвитию и принятию на себя ответственности, руководство должно лишь помогать им реализовать эти потенциалы.

3) Главная задача руководства – организация производства таким образом, чтобы работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала с их личными целями.

В противоположность сторонникам теории «Х», считающими своей главной обязанностью управлять служащими, сторонники теории «У» стремятся помогать служащим овладеть навыками самоуправления [20, с. 384].

Таким образом, руководитель-демократ не навязывает свою волю подчиненным. Он использует стремление исполнителей к самовыражению и высокой цели. Роль руководителя-демократа сводится к осуществлению связей между целями организации и целями группы, а затем к оценке выполненной работы. Здесь царит атмосфера открытости и доверия, люди решают проблемы самостоятельно, обращаясь к руководителю только в редких случаях.

1.3 Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Мутон

В различных университетах США в 1970 – 1980-е гг. проводились исследования по поиску наиболее эффективных стилей руководства. Самое пристальное внимание было уделено поведенческому и ситуационному подходам менеджеров к выбору стиля руководства.

В университете штата Огайо предметом исследования стали два показателя поведения руководителей: внимание к подчиненным и структурирование труда.

Внимание подчиненным означало направление усилий менеджеров на психологический комфорт своих работников, их социальный статус, условия труда, установление отношений взаимного доверия. Менеджеры такого типа дружелюбны, открыты для общения, культивируют работу в командах, ориентированы на благополучие работников.

Под структурированием труда понималась нацеленность менеджеров на производство и достижение профессиональной цели. Такие руководители тщательно планируют работу, составляют для подчиненных подробные инструкции, разрабатывают графики выполнения работ.

Внимание к подчиненным и структурирование труда рассматривались как два отдельных, независимых друг от друга варианта поведения менеджеров.

Практически в то же время в исследованиях в Мичиганском университете был использован несколько иной подход. Предметом анализа стало сопоставление образцов поведения эффективных и неэффективных менеджеров.

Было установлено, что успешные руководители отличаются вниманием к «созданию эффективных высокопроизводительных рабочих коллективов». Они заботятся о человеческих потребностях работников, оказывают поддержку подчиненным.

Неудачные руководители все свое внимание уделяли производственным заданиям. Их приоритетами являлись деловые совещания, повышение производительности труда, снижение затрат и т.п.

Результаты названных исследований легли в основу разработанной профессорами Техасского университета Робертом Блейком и Джейн Моутон оригинальной двухмерной модели управления. Она получила название «управленческой решетки» или «решетки менеджмента» [4, с. 111].

В зависимости от предпочтения того или иного способа взаимодействия с исполнителями выделяются руководители, ориентированные на производство, и руководители, ориентированные на подчиненных.

Р. Блейк и Дж. Мутон исходили из того, что в чистом виде каждый тип ориентации встречается крайне редко. В основном же имеют место их комбинации, которые авторы и отразили в своей модели, получившей название управленческой решетки.