Вопросы совершенствования педагогической деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении проблемы повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучения студентов. Его особая значимость состоит в том, что обучение, являясь рефлексивной трансформационной деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с деятельностью субъекта. Знания, полученные в конечной форме, как правило, вызывают затруднения у студентов при их применении для объяснения наблюдаемых явлений и решения конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических позиций, усвоенных студентами, от умения применять их на практике.
Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.
В образовательном учреждении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учеников за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии использования активных форм обучения.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке
... средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках. Задачи: определить сущность понятия «активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе; представить особенности активизации познавательной деятельности младших школьников за свет использования активных и интерактивных методов обучения; изучить возможность применения на уроках в ...
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от деятельности воспроизводства до трансформации к основной цели — творческой исследовательской деятельности. Творческая исследовательская деятельность более эффективна, если ей предшествует репродуктивно-преобразующая деятельность, в ходе которой студенты осваивают методы обучения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;
— Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
1. Дидактические основы активизации учения учащихся.
Обучение — самый важный и надежный способ получить систематическое образование. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным процессом, специально организованным для отражения реальной реальности в сознании ученика, обучение — это не что иное, как определенный познавательный процесс, контролируемый учителем. именно ведущая роль учителя обеспечивает полное усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их интеллектуальных способностей и творческих способностей.
Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Но только в процессе обучения познание приобретает четкую форму в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или обучении.
Обучение всегда происходит в общении и основано на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сути изучаемого явления, средством коммуникации и организации практической познавательной деятельности студентов.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа ...
... развитием, следует отметить, что правильно организованное обучение предполагает умственное развитие. Такое обучение изменяет весь ход психического развития учащегося, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности. Исследование познавательной активности в рамках учебной деятельности ... работу по активизации познавательной деятельности. ...
активностью.
активности выделяются компоненты:
-
готовность выполнять учебные задания;
-
стремление к самостоятельной деятельности;
-
сознательность выполнения заданий;
-
систематичность обучения;
-
стремление повысить свой личный уровень и другие.
Еще один важный аспект мотивации студентов к обучению напрямую связан с деятельностью, это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, ее реализацией самим студентом без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Главная цель активизации
В педагогической практике используются различные способы совершенствования познавательной деятельности, основными из которых являются разнообразие форм, методов, учебных пособий, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студенты.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-
отстаивать свое мнение;
-
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
-
рецензировать ответы товарищей;
-
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-
заниматься обучением отстающих;
-
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
-
самостоятельно выбирать посильное задание;
-
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
-
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самообучения направлены, прежде всего, на повышение активности учащихся: правда, добытая собственными усилиями, имеет огромное познавательное значение.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к обучению, их стремлением к знаниям, осознанным и независимым приобретением знаний, навыков и способностей, а также их активностью.
1.2 Уровни познавательной активности
воспроизводящая активность
Характеризуется учеником понимать, запоминать и воспроизводить знания, осваивать способ их применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
... саморазвития, в свою очередь, - это самопознание, анализ и самоанализ деятельности. Для того, чтобы грамотно планировать процесс проведения урока, отбирать необходимые средства обучения, контролировать и корректировать ход учебного процесса, учитель ...
интерпретирующая активность
Для студента характерно определение смысла изучаемого содержания, изучение связей между явлениями и процессами, овладение методами применения знаний в изменившихся условиях.
Характерный показатель — большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся для завершения начатой им работы в случае затруднения не отказывается от выполнения задания, а ищет пути его решения.
творческий
для него характерна заинтересованность не только в том, чтобы глубоко проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый путь.
Особенностью является проявление у школьника волевых качеств, упорства и настойчивости в достижении поставленных целей, широких и настойчивых познавательных интересов. Такой уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени несоответствия между тем, что студент знал, тем, что уже было обнаружено в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Активность как качество деятельности человека является неотъемлемым условием и индикатором реализации любого принципа обучения.
1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.
При выборе того или иного метода обучения необходимо, прежде всего, иметь продуктивный результат. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понимать и запоминать, но и практически овладевать знаниями, то естественно, что познавательная деятельность ученика не может сводиться только к слушанию, восприятию и закреплению учебного материала. Он сразу же пытается применить полученные знания в своей практике и тем самым сформировать новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот умственно-практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У ученика начинают формироваться более устойчивые новые убеждения и, конечно же, его профессиональный опыт пополняется. Вот почему так важна активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.
1.3.1. Принцип проблемности.
Прежде всего, проблемный принцип следует рассматривать как фундаментальный принцип. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, ученик получает новые знания не в заранее расфасованных педагогических формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что он должен быть направлен на решение соответствующих конкретных дидактических задач: разрушение ошибочных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания экономических дисциплин также требуют определенных форм проведения уроков, методик и педагогических приемов. И самое главное, содержание проблемного материала следует подбирать с учетом интересов студентов.
«Проектная деятельность в обучении детей с ЗПР»
... учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности; в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа. Под проектной деятельностью понимается учебно-познавательная деятельность ... потенциал проектной деятельности как личностно-ориентированной технологии обучения детей ...
Одна из основных задач обучения — обучение и совершенствование навыков и умений, в том числе умения применять новые знания.
1.3.2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.
принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда был неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов. Суть этого принципа заключается в том, что организация учебно-познавательной деятельности студентов по своему характеру максимально приближена к реальной деятельности. Это должно обеспечить, в сочетании с принципом проблемного обучения, переход от теоретического понимания нового знания к его практическому пониманию.
1.3.3. Принцип взаимообучения.
Не менее важным в организации учебной и познавательной деятельности студентов является принцип взаимного обучения.При этом следует учитывать, что студенты в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
1.3.4. Принцип исследования изучаемых проблем.
очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность студентов носила творческий, исследовательский характер и по возможности включала элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должен носить исследовательский характер по всем признакам. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений .
1.3.5.Принцип индивидуализации.
Для любого учебного процесса важен принцип индивидуализации — это организация учебной и познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
состав аудитории (комплектование групп),
адаптация к учебному процессу,
способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
1.3.6.Принцип самообучения.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.Этот принцип позволяет индивидуализировать учебную и познавательную деятельность каждого студента на основе его активного коллектива, восстанавливать и совершенствовать свои знания и навыки, самостоятельно изучая дополнительную литературу, получая консультации.
1.3.7.Принцип мотивации.
И автономная, и коллективная деятельность студентов возможна только при наличии стимулов. Поэтому среди принципов активации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главное в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание ученика решить задачу, что-то узнать, продемонстрировать, бросить вызов.
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных ...
... проектной от исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по соответствующей научной деятельности, ... смогут использовать в дальнейшем обучении: более эффективно решать учебные ... не настаивая на обязательном следовании им".Помощь взрослого нужна была ещё ... материала по заданной теме, кто-то выразительнее ...
Принципы совершенствования учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также выбор методики обучения следует определять с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также факторы, побуждающие учеников быть активными, их также можно назвать причинами или стимулами учителя к повышению активности учеников.
1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Этот фактор необходимо учитывать учителю уже при формировании дидактического материала. Студент никогда не будет изучать конкретную ситуацию, если она маловероятна и не отражает действительность, и не будет активно обсуждать проблему, не имеющую к нему никакого отношения. Напротив, его интерес сильно возрастает, если в материале есть характерные проблемы, которые ему иногда приходится решать в повседневной жизни. Здесь его познавательная активность будет обусловлена его интересом к исследованию этой проблемы, изучению опыта ее решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет студентам пробудить творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их активно, самостоятельно и коллективно искать новые знания.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может быть сведено не только к соревнованию за лучшие оценки, но и может быть еще одной причиной. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Соревновательность проявляется, прежде всего, в занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованная игровая деятельность должна содержать «пружину» для развития личности. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует как независимый фактор и представляет собой метод, пробуждающий желание активно участвовать в коллективном процессе обучения, интерес, который приводит в движение.
Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа
... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... помимо знаний, владение ... Стратегический анализ и ... финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк ...
Самостоятельная творческая работа имеет особое значение для эффективной реализации деятельностного принципа в обучении. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активизация обучения студентов не как интенсификация деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, морально-волевых и физических сил студентов для достижения конкретного обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса — необходимое условие познавательной деятельности.
- Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании экономики.
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
-
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
-
включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
-
использовать дидактические игры и дискуссии;
-
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
-
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Деятельность отдела по работе с личным составом МУ МВД России ...
... учебную практику в МУ МВД России «Пушкинское» в качестве инспектора ОРЛС Начало практики 29.06.2012 г. Окончание практики 12.07.2012 г. Во время стажировки в Пушкинском МУ МВД России студентка ознакомилась с Департаментом по работе с ...
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы).
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.
В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.
Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа:
-
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
1) Карточка с вопросами для размышлений.
2) Карточка с расчетной задачей.
3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
1) Карточка с немым рисунком.
Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.
2) Тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.
Стратегический анализ деятельности предприятия: содержание и ...
... методы проведения стратегического анализа предприятия. В современных условиях в теории и практике стратегического планирования и управления до сих пор нет единой общепринятой классификации методов и моделей стратегического анализа. ... назначения; оптовая и розничная торговля; товарообменная, торговозакупочная деятельность; производство товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, ...
В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
- выдвижение проблемного вопроса,
- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
- демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным учащимся.
А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы.
Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
- а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
- б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
- в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
- г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
- Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.
2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности — сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что «познавательная активность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором — о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения, Метод алгоритмизированного обучения.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения, Метод исследовательского обучения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
- Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся, при изучении темы: “Деньги и их функции”.
3.1. Разработка перспективно-тематического плана по экономике.
Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка — к учебному году, теме и текущая – к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.
Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.
В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока.
Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.
В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.
Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.
В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.
Перспективно-тематический план по экономике с 10.12.02 — 16.12.02 Приложение 1.
При составлении перспективно-тематического плана и плана конспекта урока я опиралась дидактические принципы.
целенаправленности
Научность обучения.
Научность обучения экономике учащихся