Содержит 93 страницы текстового документа, 120 использованных источников, а также следующий перечень

Курсовая работа

РЕЗЮМЕ Итоговая квалификационная работа содержит 93 страницы текстового документа, 120 использованных источников, а также следующий перечень табличного и графического материала: 4 таблицы, 19 рисунков, 2 приложения. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, АНАЛИЗ. Целью исследования является анализ и совершенствование системы управления федеральным (государственным) имуществом. Предметом исследования в данной статье является процесс управления федеральной собственностью. Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. В первой части работы описывается система управления государственным имуществом в целом. Выявлены основные проблемы и характеристики данной области, проанализирован зарубежный опыт управления государственным имуществом. Во второй части работы проводится комплексное рассмотрение объекта исследования — территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю. Рассмотрены основные технологии и ИТ-системы, используемые в организации. В третьей части анализируются различные примеры предыдущего реинжиниринга в этой организации. Учитывается как положительный, так и отрицательный опыт модернизации различных информационных систем. В ходе преобразований были обнаружены ошибки и предложены указания по дальнейшей оптимизации работы исследуемого отдела в рамках данной организации. Представленные решения могут быть применены в других Территориальных управлениях Агентства по управлению государственным имуществом. 2

3 REVIEW Graduation thesis contains 93 pages of a text document, 120 sources used, as well as the following list of tabular and graphic material: 4 tables, 19 figures, 2 app. STATE (FEDERAL) PROPERTY, INFORMATION SYSTEM, TERRITORIAL DEPARTMENT, BUSINESS PROCESS, ANALYSIS. The aim of the work is to analyze and improve the system of Federal property management. The subject of the work is business process of Federal property management. Graduation work consists of three parts. In the first part of the work, we described the system of Federal property management in general. We identified the main problems and particular features of this sphere and analyzed foreign experience of Federal property management. The second part of the work includes full review of the research object, which is the Territorial department of the Federal Agency for State Property Management in the Krasnoyarsk Region. The research considered the main information technologies and systems used in the organization. At the third part we analyzed various examples of previous reengineering in the organization. Successful and unsuccessful experience in the modernization of information systems are considered. Transformation errors were identified and proposed the directions for further optimization of the work of the Division within the framework of this organization. The proposed tools can be applied to other Territorial departments of the Agency for State Property Management. 3

15 стр., 7441 слов

Управление имуществом предприятия. Управление имуществом предприятия ...

... управление объектами движимого и недвижимого имущества. Управление активами компании делится на управление внеоборотными и оборотными активами. Управление внеоборотными активами Политика предприятия в области управления ... отвечали перспективным задачам и общей стратегии деятельности предприятия. Задачи управления имуществом предприятия: Первая задача - формирование сбалансированной структу­ры ...

4 СОДЕРЖАНИЕ Введение Теоретическая часть Структура государственной собственности Система управления государственной собственностью Особенности управления государственным имуществом в Российской Федерации Зарубежный опыт управления государственной собственностью Характеристика объекта исследования Обзор исследуемой организации Организационная структура организации Обоснование списка функций и задач для объекта исследования Основные информационные технологии и информационные системы, применяемые на объекте исследования Технические и программные средства, используемые в информационных технологиях на объекте исследования Выбор средств, методов и потенциальных объектов для процесса реинжиниринга Анализ различных примеров ранее проведенного реинжиниринга в данной организации Пример успешной модернизации программного продукта ФГИАС АСУФИ Внедрение системы электронного документооборота (СЭДО) IBM Lotus Выявление ошибок в ходе проведенных преобразований Направления дальнейшей оптимизации работы рассматриваемого отдела

5 3.4 Разработка предложений по модернизации процесса «Осуществление в установленном порядке государственной услуги по предоставлению информации из реестра федерального имущества» Внедрение дополнительной функции «Предоставление выписки из реестра федерального имущества» в программу «ФГИАС АСУФИ» Выбор альтернативного программного продукта для организации делопроизводства в ТУ Росимущества в Красноярском крае Оценка эффективности улучшенных процессов Заключение Список используемой литературы Приложение А Функциональная модель процесса «Осуществление в установленном порядке государственной услуги по предоставлению информации из РФИ» «как есть» Приложение Б Функциональная модель процесса «Осуществление в установленном порядке государственной услуги по предоставлению информации из РФИ» «как должно быть»

6 ВВЕДЕНИЕ Управление федеральной собственностью — основа государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. Именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом [80].

Управление недвижимостью — это единая система разработки и реализации управленческих решений, касающихся формирования, использования, распоряжения и владения недвижимостью в различных сферах деятельности компании. Основной задачей управления имуществом является повышение эффективности его использования, и таким образом, обеспечение роста доходов за счет оптимального соотношения количества и качества имущества, а также сокращение затрат за счет оптимизации использования ресурсов различного назначения [83].

26 стр., 12572 слов

Управления персоналом в организации. Система управления персоналом ...

... и системами управления предприятия; изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики; разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации; Такой отчет состоит ...

В целом управление имуществом можно разделить на учет имущества и управленческую деятельность. В задачи бухгалтерского учета недвижимости входят: инвентаризация, сбор данных, консолидация и формирование структурированной информации об объектах недвижимости и комплексах недвижимости, а также поддержание этой информации в актуальном состоянии. Результатом учета и инвентаризации имущества является создание реестра имущества организации, представляющего собой единую систему оперативного учета объектов имущества и прав на них. К задачам управления относятся мониторинг и контроль текущих, а также прогнозирование будущих состояний имущества в тактической (операционной) или стратегической перспективе в соответствии с целями и задачами собственника или субъекта, управляющего этим имуществом[2].

Целью данной научно-исследовательской работы является анализ и совершенствование системы управления федеральным (государственным) имуществом. 6

7 Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить общие сведения об управлении федеральным имуществом; выделить основные проблемы в сфере управления федеральным имуществом; изучить деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом (на примере Территориального управления Росимущества в Красноярском крае); охарактеризовать предмет исследования; рассмотреть и проанализировать различные примеры ранее проведенного реинжиниринга в рассматриваемой организации; предложить направления дальнейшей оптимизации работы организации, для решения имеющихся проблем, выявленных в ходе исследования; оценить эффективность улучшенных процессов. Предметом исследования в данной статье является процесс управления федеральной собственностью. Предмет исследования — территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного управления, которое проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации до местного общества, от местного уровня до регионального, от регионального сообщества до социальной системы и ее политической организации государства. Теоретическую и методологическую основу исследования составили: учебники, научные публикации, статьи, материалы научно-практических конференций, Земельный кодекс Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации. 7

8 В результате изучения материала по теме исследования были рассмотрены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база системы управления государственной собственностью, проанализирован опыт других государств в формировании эффективной системы управления государственной собственностью. Также были выявлены основные проблемы в данной сфере. Научная новизна проведенного исследования: впервые в работе предложен комплекс подходов по оптимизации работы одной из организаций системы управления государственным имуществом, исходя из характеристик данного территориального управления. Практическая значимость результатов исследования: заключается в возможности применения содержащихся в диссертации предложений, в качестве основы для проведения непрерывного улучшения бизнес-процессов не только рассматриваемого объекта исследования, но и всех организаций (Территориальных управлений) данного агентства. Эффективность государственного управления связана с организацией выстроенных бизнес-процессов в этой сфере и выбором оптимальных информационных технологий. В некоторых случаях организация бизнес-процессов требует реинжиниринга, которому и посвящена данная работа. 8

3 стр., 1281 слов

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

... образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра финансового рынка и финансовых институтов КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Страхование Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации Ф.И.О студента ...

9 1 Теоретическая часть 1.1 Структура государственной собственности К государственной собственности относится имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности всем субъектам Российской Федерации [88].

Земля и другие природные ресурсы, не принадлежащие физическим или юридическим лицам или муниципалитетам, являются собственностью государства. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность», исключительно к федеральной собственности относятся [1]: 1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности и учреждения культуры общероссийского значения).

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество Вооруженных Сил, других войск, органов и учреждений, финансируемых государством; объекты Российской академии наук, Минобразования России, Миннауки России, Минздрава России; предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии; полигоны; государственные запасы) [1].

9

10 3. Объекты оборонно-промышленного комплекса. 4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей народного хозяйства: предприятия добывающей промышленности; предприятия топливно-энергетического комплекса; электроэнергетики, связи, транспорта, за исключением автомобильного, и др.).

18 стр., 8837 слов

Диплом особенности управления государственным недвижимым имуществом

... - объекты муниципального хозяйства; - МУ (муниципальные учреждения), у которых муниципальное имущество в ведение на праве управления. Муниципальная собственность в Российской Федерации признается государством наравне с государственной, частной и иной собственностью. В ...

5. Прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции [1].

Федеральная собственность классифицируется по следующим признакам: 1. По видам: недвижимая собственность земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество; движимая федеральная собственность имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); другая собственность. 2. По отраслевому признаку: объекты федеральной собственности, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например, ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями) [3]; памятники культуры. 10

11 3. По степени индустриализации: объекты промышленности; объекты АПК; памятники культуры. 4. По степени участия на рынке производимой продукции: монополии (более 35% продукции); не монополии. 5. По степени ликвидности. 6. По величине госдоли (госпакета акций).

7. По степени закрепления госдоли (госпакета акций) [5].

Существуют также и другие классификации федерального имущества. 1.2Система управления государственной собственностью Государство реализует права на объекты собственности посредством функционирования системы управления государственной собственностью, под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственным имуществом (Росимущество), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности [90].

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют право управлять только тем имуществом, которое им было передано. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий [3]: 1. Макроуровень (федеральный) уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды. 11

12 2. Мезоуровень — это уровень взаимодействия элементов системы управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации со структурными подразделениями других министерств и ведомств, органов местного самоуправления, иных организаций и учреждений Министерства. 3. Микроуровень уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Росимущества России между собой [3].

Правительство Российской Федерации делегировало часть своих функций ряду федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения эффективного управления различными государственными активами. Как было отмечено выше, основная роль в процессе управления государственной собственностью отведена Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимуществу), которое от имени государства осуществляет право собственности по отношению к федеральным государственным унитарным предприятиям и учреждениям, как к имущественным комплексам и пакетам акций, закрепленных в федеральной собственности [93].

34 стр., 16593 слов

Договор доверительного управления имуществом (3)

... по договору доверительного управления имуществом; выявить специфику заключения, изменения и прекращения договора доверительного управления имуществом; рассмотреть проблемы и тенденции развития отношений по доверительному управлению имуществом. Методологическая основа исследования Степень освещенности темы в литературе. На современном этапе доверительное управление имуществом нашло ...

Практически все эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в этой сфере и принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности. 1.3 Особенности управления государственным имуществом в Российской Федерации В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ 739 от «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия (редакция от )» было установлено: 1) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим 12

13 функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений [100]. 2) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. 3) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Управление государственным недвижимым имуществом подсистема в системе управления государственной собственностью, которая подчиняется стратегической цели развития страны повышению качества жизни населения [82].

На сегодняшний день механизм управления федеральной собственностью регулируется нормативно-правовой базой, в основе которой лежат принципы открытости и согласованности решений и действий соответствующих государственных органов. Существующие правовые нормы способствуют оптимизации процессов управления государственной собственностью за счет создания государственных и автономных институтов. Определены условия использования государственной недвижимости в коммерческом обороте. регулируется возможность реструктуризации унитарных предприятий федерального государства с последующим преобразованием в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и автономные некоммерческие организации. Создана информационно-коммуникационная сеть, позволяющая увеличить эффективность процессов управления государственным имуществом [97].

Наряду с позитивными изменениями остается ряд проблем, требующих дальнейших поступательных действий в этом направлении. К проблемам относятся: 13

14 недостаточная эффективность управления федеральным имуществом; избыточность федерального имущества; нарушение конкурентных позиций в секторах со значительной долей государственного участия; чрезмерная активность компаний с государственным участием по приобретению активов в высоко конкурентных отраслях; отсутствие корректной системы учета объектов федеральной собственности; отсутствие полномасштабного контроля эффективности процессов; недостаточность ответственности участников данной сферы; отсутствие достаточной технической, информационной базы, необходимой для реализации поставленных целей и задач [19].

11 стр., 5166 слов

Управление карьерой на государственной гражданской службе

... основы статуса и карьеры государственного гражданского служащего Охарактеризовать мотивы карьерного роста на государственной гражданской службе Сформулировать основные направления преодоления проблем в сфере формирования и управления карьерой в государственной гражданской службе ...

С учетом существующих проблем, действующая Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации направлена на достижение следующих целей [2]: определение и конкретизация состава федерального имущества; создание механизма оценки эффективности объектов управления; приватизация федерального имущества, необходимого в коммерческом обороте; создание системы контроля и учета федерального имущества, отвечающей современным требованиям. Основными принципами управления федеральным имуществом названы: принцип определенности, который предполагает четкое определение целей, способов их достижения, порядка принятия решений и предоставления отчетности по объектам федерального имущества [91]; принцип прозрачности, который основывается на открытости, полноте, точности и доступности информации об объектах и субъектах, функционирующих в рамках данного направления; 14

15 принцип сбалансированности интересов, который основан на позициях экономической эффективности и социальной ответственности; принцип проектного подхода, который предполагает четкий планируемый результат и конкретизацию способов его достижения; принцип непрерывности осуществления контроля; принцип ответственности за результативность деятельности; принцип результативности и эффективности управления федеральным имуществом [91].

Данная Концепция к 2018 году предполагает: существенный рост доли акций компаний с государственным участием; ликвидация федеральных государственных унитарных предприятий (количество ФГУПов на 1 января 2017 года 1141); обеспечение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности компаний с государственным участием; достижение открытости и публичности в деятельности федеральных государственных учреждений. приватизация крупнейших объектов (три крупнейшие сделки в 2016 году: АЛРОСА, «Башнефть» и «Роснефть»); осуществление малой приватизации (доходы в 2016 году, по данным Росимущества, составили 8,5 млрд. руб.) Реализация поставленных целей предполагает определенный алгоритм действий. Прежде всего, необходимо определить целевую функцию управления применительно к каждому объекту федерального имущества, что обеспечит в дальнейшем эффективное функционирование данного имущества в качестве объекта федеральной собственности, либо выявит необходимость его приватизации [4].

Далее следует эффективное управление отчуждением объекта 15

16 федерального имущества, предполагающее укрупнение активов вплоть до долей рынка. Кроме того, предпринимаются шаги по повышению эффективности работы объектов федеральной собственности, что предполагает повышение качества корпоративного управления. В современных условиях необходимой составляющей квалифицированного управления является обязательный учет рисков с целью минимизации возможных негативных сценариев. Предусматривается разработка механизмов оценки эффективности участников в этой сфере, повышения уровня подотчетности юридических лиц и повышения квалификации управленческого персонала. Обязательным является совершенствование системы контроля и учета, предполагается детализация объектов учета, увеличение достоверности сведений, персонализация ответственности за деятельность в сфере управления федеральным имуществом [4].

32 стр., 15646 слов

Реферат управление государственной собственностью социальной сферы

... вопросам управления государственным и муниципальным имуществом. 1. Сущность управления государственной и муниципальной собственностью. 1.1. Цели, методы и принципы управления государственным и муниципальным имуществом К государственной собственности Российской Федерации относятся: федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности РФ); собственность субъектов РФ (имущество, ...

Эффективное управление федеральным имуществом способно повысить конкурентные преимущества РФ, увеличить инвестиционную привлекательность, усилить инновационные тенденции развития экономики РФ, что является неотъемлемой составляющей поступательного социальноэкономического развития государства [89].

1.4 Зарубежный опыт управления государственной собственностью В зарубежном праве синонимом государственной и муниципальной собственности зачастую выступает понятие «публичная» собственность. Государственное имущество состоит из двух частей. Первую часть составляет государственная казна, вторую — закрепленное за государственными юридическими лицами (унитарными предприятиями) на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления [5].

Имущество, которое закреплено за унитарными предприятиями, обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства, и, 16

17 соответственно, на имущество казны не может быть обращено взыскание по долгам унитарных предприятий. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственные юридические лица в форме государственного учреждения, за которым закреплено имущество, представляющее часть государственной казны [81].

В Соединенных Штатах государственная собственность составляет около 20% национального богатства. К имуществу казны в США относится: система водоснабжения, шоссейные дороги (за исключением частных), государственный земельный фонд, автодорожное и портовое хозяйство, аэропорты, электростанции, теплоцентрали, почта, государственные научноисследовательские институты, университеты, колледжи. В земельный фонд входят: земля в качестве опорной поверхности, земли сельскохозяйственного назначения, водные ресурсы, недра, полезные ископаемые. Третья часть земель находится в собственности федерального Правительства США, на эту часть территории приходится (с учетом континентального шельфа) 80% запасов нефти и природного газа, 50% запасов угля. В ведении государства находится использование водных ресурсов страны [5].

Федеральное правительство, правительства штатов и муниципальные органы действуют как субъекты владения и управления активами казначейства в Соединенных Штатах. В Германии, в состав которой входят 16 федеральных земель, управление активами казначейства разделено между федеральными властями, властями штата и муниципальными властями. В собственности казначейства находится около 25% производственных основных фондов. Государство распределяет через бюджет около четверти ВВП, осуществляет 20% инвестиций и контролирует 30% кредитных ресурсов. В целом доля государственного сектора в экономике приближается к 15% (с тенденцией к снижению) [83].

17

18 большой интерес представляет изучение зарубежной практики управления жильем. Хотя большинство жилых зданий и помещений в странах с развитой рыночной экономикой не входят в казначейскую собственность, государство оказывает значительное влияние на распределение и использование недвижимости. При этом бюджетные средства выступают реальным фактором помощи малообеспеченным слоям населения, нуждающимся в жилье. Распространена практика найма жилья (за счет средств государственного и муниципальных бюджетов) у частных владельцев с предоставлением его в виде социальной помощи неимущим слоям населения. Довольно часто государство принимает на себя бремя возмещения расходов в форме частичной оплаты стоимости жилья и коммунальных услуг нуждающимся семьям на длительный период [5].

17 стр., 8289 слов

Реферат управление государственным сектором экономики

... которое становится частью системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею. Методы регулирования государственного сектора В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как ...

Одной из основных функций казначейского управления за рубежом является управление недрами. В Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве полезные ископаемые считаются неотъемлемой частью земли и рассматриваются как «увеличение» владения землей. В США права на разработку недр передаются Земельным управлением. В имуществе казны находится 40% земель. Передача прав на недропользование происходит в основном через аренду земельных участков, перспективных в качестве источников полезных ископаемых. Государственные органы определяют, в руки кого должна быть передана разведка и добыча природных ресурсов, содержащихся в недрах. В мировой практике наблюдается заметный уровень обособленности регионов в части предоставления прав на владение и распоряжение земельными участками и недрами региональным и муниципальным органами власти, хотя федеральный Центр сохраняет за собой основную часть полномочий в данной сфере управления казной. В этом отношении российская практика после перехода к рыночным формам хозяйствования во многом напоминает подходы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой [87].

18

19 Анализ зарубежного опыта управления казначейскими активами указывает на важную роль управления земельными ресурсами и земельными отношениями. Аналогичное управление охватывает территориально-пространственное планирование и установление целевого назначения земель, учет земельных участков и контроль за их использованием, распределение и перераспределение земельных участков, осуществляемое государственными и муниципальными органами управления имуществом казны. Определяющее значение в управлении земельными участками имеют: система кадастрового учета земель и расположенных на них строений, классификация земель, оценка стоимости земельных участков, непосредственно отражающиеся в процессе аренды и налогообложения участков, их купли и продажи [19].

В зарубежной практике управления имуществом казны широко применяются механизмы партнерства публичного (государственного и муниципального) и частного секторов экономики, опирающиеся на сотрудничество между государственными и частными организациями в решении общественных проблем. Такое сотрудничество строится на договорной основе, частично оно воплощается в форме концессий, предоставляемых государством частным фирмам для решения социальноэкономических проблем, с которыми не способны справиться государственные органы, распоряжающиеся имуществом казны [85].

Чтобы получить представление о реализации системы управления государственным имуществом в Российской Федерации, объектом исследования было выбрано территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю. На примере данной организации будут продемонстрированы нюансы и слабые места системы управления государственной собственностью, а также показано, как отсутствие автоматизации в некоторых процессах влияет на оперативность решения сложных задач экономического, правового и социального планов. 19

20 2Характеристика объекта исследования 2.1Обзор исследуемой организации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, создано по Приказу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 5 марта 2009 г. 63. Полное наименование Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, сокращенное наименование ТУ Росимущества в Красноярском крае [8].

Местонахождение ТУ Росимущества в Красноярском крае Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Мира, д. 63. Территориальное Управление Росимущества в Красноярском крае осуществляет функции: управление федеральным имуществом; организация продажи приватизируемого федерального имущества; реализация имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; оказание государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Территориальное Управление Росимущества в Красноярском крае предоставляет следующие услуги в установленной сфере деятельности [8]: заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, составляющих государственную казну Российской Федерации, занимаемых ими на условиях социального найма; 20

21 осуществление в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование; предоставление первоочередного права приобретения имущества, не включенного в состав приватизируемого имущества; прекращение прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки; проведение проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности; продажа (приватизация) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости. ТУ Росимущества в Красноярском крае свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. 2.2Организационная структура организации ТУ Росимущества в Красноярском крае имеет иерархическую структуру, которая состоит из руководителя управления, его заместителей и ряда отделов. Отделы Территориального Управления Росимущества [8]: Отдел финансового обеспечения; Отдел кадрового обеспечения, организационной работы и оценки; Отдел правового обеспечения; 21

22 Отдел управления имуществом государственной казны, проверок федерального имущества и размещения ФОИВ; Отдел учета федерального имущества и информационноаналитического обеспечения; Отдел приватизации, управления ФГУП/АО и перераспределения федерального имущества; Отдел управления земельным фондом; Отдел реализации арестованного и иного имущества. Структура Территориального Управления Росимущества в Красноярском крае представлена на рисунке 1. 22

23 ТУ Росимущества в Красноярском крае Руководитель Помощник Руководителя 1.Заместитель Руководителя 2.Заместитель Руководителя 3.Заместитель Руководителя Отдел финансового обеспечения Отдел учета федерального имущества и информационноаналитического обеспечения Отдел управления земельным фондом Отдел правового обеспечения Начальник отдела Начальник отдела Специалистэксперт Начальник отдела Специалистэксперт Начальник отдела Заместитель Начальника Отдела Специалистэксперт Отдел реализации арестованного и иного имущества Отдел кадрового обеспечения, организационной работы и оценки Отдел управления имуществом государственной казны, проверок федерального имущества и размещения ФОИВ Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Специалистэксперт Заместитель Начальника Отдела Специалистэксперт Отдел приватизации, управления ФГУП/АО и перераспределения федерального имущества Начальник отдела Специалистэксперт Рисунок 1 Организационная структура ТУ Росимущества в Красноярском крае

24 ТУ Росимущества в Красноярском крае возглавляет руководитель Абрамов Владимир Владимирович, действующий на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от , Приказа от г. 1014л. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение поставленных перед организацией задач и выполнение своих функций. Главе подчиняются три заместителя, каждый из которых курирует закрепленные за ним отделы. 2.3 Обоснование списка функций и задач для объекта исследования. В рамках данной работы рассматривалось Управление федерального учета активов и информационно-аналитического обеспечения, которое является структурным подразделением Технического управления Росимущества по Красноярскому краю. Задачи Отдела [7]: осуществление в установленном порядке учета федерального имущества федерального имущества на бумажном и электронном носителях и выдача выписок и информации из реестра федерального имущества, обеспечение передачи данной информации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; оказание помощи федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям по вопросам, связанным с учетом федерального имущества; представление интересов Российской Федерации при решении вопросов связанных с учетом федерального имущества в пределах предоставленных полномочий; взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации

25 и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела. Функции отдела [7]: ведение реестра федерального имущества на бумажных и электронных носителях; внесение сведений о федеральном имуществе в федеральную государственную автоматизированную систему учета федерального имущества (далее ФГИАС АСУФИ) в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом; проведение экспертизы карт учета сведений об объектах учета, карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и документов, содержащих сведения о федеральном имуществе; составляет перечня замечаний и формирование листа заключения о результатах экспертизы карт и документов по учету федерального имуществ на бумажных и электронных носителях; осуществление исключения из ФГИАС АСУФИ и карт на бумажных носителях изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации, и лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них; присвоение объектам учета реестровых номеров федерального имущества; помещение в соответствующие подразделы реестра федерального имущества заверенных карт объектов учета и карт лиц, а также записей об изменениях сведений об объектах учета и записей о прекращении права собственности Российской Федерации на федеральное имущество; 25

26 формирование папки для ведения и хранения карт учета; формирование уведомления о помещении карт или записей в соответствующие подразделы реестра; извещение о приостановлении процедуры учета; извещение о продлении срока представления дополнительных документов; извещения об отказе в заверении карт сведений об объекте учета; учет и хранение документов реестре федерального имущества, в том числе подлинных экземпляров свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации; предоставление любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации информации об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в ее предоставлении), в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом по предоставлению государственной услуги; осуществление в установленном порядке ведения журнала учета входящих документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре федерального имущества; журнала учета выписок из реестра федерального имущества; дел в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре федерального имущества; участие в подготовке данных для анализа эффективности использования федерального имущества ив проведении проверок эффективности использования федерального имущества в целях подготовки решений об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества; подготовка предложения по совершенствованию учета федерального имущества, ведению реестра федерального имущества и его программного обеспечения; 26

27 осуществление подготовки протоколов об административных правонарушениях в случае нарушения федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями требований действующего законодательства по вопросам, связанным с учетом федерального имущества; обеспечение информационного взаимодействия Территориального управления с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления по учету федерального имущества; подготовка отчетов, справочной и иной статистической информации. Осуществление сбора, формирования и направления годовой отчетной информации в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ; осуществление ведения оперативного учета административных доходов, формирование необходимой отчетности, согласно требованиям порядка Федерального агентства по управлению государственным имуществом 426 от и приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом 41 от в части оплаты за оказание государственной услуги «Осуществление в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества». Отдел также выполняет другие функции в соответствии с актами Территориального управления, указаниями руководства Территориального управления. Все функции отдела отражены на рисунке 2. Функции Отдела учета распределены по сотрудникам данного отдела. Бухгалтерию возглавляет начальник управления Иванова Марина Викторовна, которая подчиняется руководителю Росимущества по Красноярскому краю и его заместителю корреспонденту. В случае отсутствия начальника управления его полномочия осуществляет главный специалист-эксперт бухгалтерии. 27

28 Осуществление учета, ведения реестра федерального имущества и информационноаналитического обеспечение Работа с реестром федерального имущества Осуществление обработки документов и формирование итоговых решений Организация учета входящей и исходящей документации Выработка предложений по усовершенствова нию работы отдела Формирование отчетности о работе отдела Проведение консультаций для правообладателе й Участие в организации и проведении конференций и семинаров Ведение реестра Осуществление учета и ведение документации Организация учета и хранения документов реестра Создание и ведение дел документов Предоставлени е информации из реестра Рисунок 2 Функциональная структура Отдела учета

29 Организация учета и хранения документов предполагает формирование папки для ведения и хранения карт учета, титульные листы папок по подразделам, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о нем [7].

В бухгалтерии хранятся подлинные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, осуществляется формирование и хранение резервных копий реестра. (С 15 августа 2016 года выдача Свидетельств о государственной регистрации права собственности Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр) отменена).

Предоставлением информации из реестра является формирование выписок из реестра федеральных активов по объектам учета. Обработка документов и формирование итоговых решений включает в себя [7]: проведение экспертизы карт учета сведений об объектах учета, карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и документов, содержащих сведения о федеральном имуществе; составление перечня замечаний о результатах экспертизы карт и документов по учету федерального имущества в электронном виде. осуществление исключений карт, а также внесение изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации, и лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них; формирование уведомлений о помещении карт или записей в соответствующие подразделы реестра [7].

30 Все процедуры включения объектов в реестр федерального имущества, исключения, передачи объектов и внесения соответствующих изменений осуществляются в электронном виде. В Отделе учета ведется журнал учета входящих документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре федерального имущества; журнал учета выписок из реестра федерального имущества; дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре федерального имущества. Сотрудники Отдела учета участвуют в подготовке данных для анализа эффективности использования федерального имущества и в проведении проверок эффективности использования федерального имущества в целях подготовки решений об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества. Кроме того, Бухгалтерия участвует во внедрении новых технологий и приемочных испытаниях программных продуктов и информационных услуг. Обучение отчетности включает в себя сбор, обучение и предоставление полугодовой и квартальной информации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В пределах своей компетенции Отдел учета проводит консультации для правообладателей [7].

2.4 Основные информационные технологии и информационные системы, применяемые на объекте исследования В Отделе учета ТУ Росимущества в Красноярском крае используется технология распределенной обработки данных, а именно, Автоматизированная система учёта федерального имущества (далее ФГИАС АСУФИ), которая предназначена для автоматизации процедур учета федерального имущества, принадлежащего правообладателям на вещном праве или казне Российской Федерации [13].

30

31 АСУФИ включает информационную базу (хранилище данных), программное обеспечение органа Росимущества, программное обеспечение правообладателя (модуль правообладателя).

Хранилище данных и программное обеспечение Росимущества размещены на сетевых ресурсах Центрального аппарата Росимущества. Территориальные управления Росимущества получают доступ к данным через удаленные сетевые подключения. Для этого настраиваются доверительные отношения между доменом Центрального аппарата Росимущества и доменами территориальных органов Росимущества или обеспечивается подключение рабочих мест сотрудников территориальных органов Росимущества к удаленному рабочему столу через сеть Интернет. Информация ASUFI разделена в соответствии с ее принадлежностью территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, так что каждое юридическое лицо может работать с принадлежащей ему информацией в полном объеме, а с информацией других организаций только для отображения. Владелец авторских прав связан с ASUFI через форму владельца авторских прав. Модуль правообладателя устанавливается на рабочее место правообладателя и подключается к системе через Интернет. Взаимодействие Модуля правообладателя с АСУФИ осуществляется посредством WEB-сервисов. Таким образом, инфраструктура АСУФИ построена по централизованному принципу, при котором все пользователи системы подключаются к единому хранилищу данных, а пользователи органов Росимущества используют единое программное обеспечение, загружаемое на рабочие станции или удаленный рабочий стол. Сотрудник любого органа Росимущества имеет возможность вводить, изменять, удалять информацию, принадлежащую только своему органу Росимущества. На рисунках 3-5 показан интерфейс данной системы: 31

32 Рисунок 3 Основное меню ФГИАС АСУФИ 32

33 Рисунок 4 Карта объекта учета

34 Рисунок 5 Запись об изменениях сведений ФГИАС АСУФИ 34

35 К основным функциям АСУФИ относятся [12]: Учет федерального имущества, принадлежащего правообладателю (прием запросов в электронном виде от правообладателей, постановка на учет объектов федерального имущества, принадлежащего правообладателям, внесение изменений сведений об объектах учета, принадлежащего правообладателям, в реестр, приостановление учета федерального имущества, принадлежащего правообладателям, завершение учета федерального имущества после приостановления процедуры учета, отказ в постановке на учет федерального имущества или во внесении изменений сведений об объекте учета в реестр).

Учет имущества, составляющего государственную казну РФ (постановка на учет объектов федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, внесение изменений сведений об объектах учета составляющего государственную казну Российской Федерации, в реестр, приостановление учета имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации).

Реестр федерального имущества в АСУФИ составляют [12]: Электронные карты объектов учета и лиц, обладающих правами на объекты учета; электронные записи об изменениях сведений об объектах учета; электронные записи о прекращении права собственности РФ на имущество; электронные документы (реквизиты реальных документов).

АСУФИ позволяет вводить указанные карты, записи и документы в систему. В АСУФИ предусмотрено формирование регламентированных отчетов: годовой отчет об изменениях в реестре федерального имущества; стоимость федерального движимого имущества (руб.) в разрезе субъектов Российской Федерации в соответствии с реестром федерального имущества;

36 сведения о составе, размере и стоимости федерального недвижимого имущества (без земельных участков); участков; сведения о составе, размере и стоимости федеральных земельных сведения о количестве юридических лиц, имущество которых учтено в реестре федерального имущества в разрезе регионов; перечень юридических лиц, сведения, об имуществе которых включены и исключены из реестра федерального имущества; сведения о количестве юридических лиц, имущество которых представлено к учету в реестре федерального имущества (в разрезе ведомственной принадлежности); количество юридических лиц, сведения, об имуществе которых включены и исключены из реестра федерального имущества; состояние учета федерального имущества за год согласно реестру федерального имущества (общие цифры по всем субъектам, или по конкретному субъекту РФ).

Автоматизированная система учета федерального имущества разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» и дорабатывается в соответствии с актуальными Постановлениями «О внесении изменений в Положение об учете федерального имущества». 2.5 Технические и программные средства, используемые в информационных технологиях на объекте исследования В Отделе учета все компьютерные средства связаны локально вычислительной сетью. Рабочее место каждого сотрудника автоматизировано. В каждом кабинете имеется МФУ. 36

37 В Отделе учета расположено 10 компьютеров, каждый из которых имеет центральный процессор Intel(R) Pentium(R) 4 CPU 3000 МГц и операционную систему Microsoft Windows 7. В Центральном аппарате Росимущества программным обеспечением для управления сетевыми ресурсами является набор серверов Internet Information Services, а также установлены следующие системы: серверные операционные системы MS Windows Server 2003 (64); клиентские операционные системы Microsoft Windows XP; системы управления базами данных Microsoft SQL Server. В Отделе учета используется лицензионное антивирусное программное обеспечение Kaspersky, браузер Internet Explorer и лицензионное офисное приложение Microsoft Office

38 3. Выбор средств, методов и потенциальных объектов для процесса реинжиниринга 3.1 Анализ различных примеров ранее проведенного реинжиниринга в данной организации Пример успешной модернизации программного продукта ФГИАС АСУФИ В 2015 году была проведена масштабная модернизация программного продукта ФГИАС АСУФИ. На сегодняшний день процесс учета федерального имущества (а именно карт и записей) осуществляется следующим образом: Правообладатель формирует запрос на регистрацию карт (записей) в реестре федерального имущества. В запрос включаются карты, а также записи об изменениях сведений об объектах учета (федеральном имуществе) и лицах, обладающих правами на объекты учета, записи о прекращении права собственности РФ на имущество. В запрос прикрепляются скан образы документов, подтверждающих внесенные в реестр сведения. Одну из карт/записей реестра федерального имущества можно увидеть на рисунках 6 и 7. Рисунок 6 Запись об изменениях сведений 38

39 Рисунок 7 Карта реестра федерального имущества (РФИ) Обязательным условием при формировании новой карты или записи об изменении в уже существующих картах является прикрепление полного пакета документов на объект. Скан-образы документов прикрепляются в формате pdf и их размер не должен превышать установленного программой ограничения в 10 мб. Пример документов, прикрепленных к карте, показан на рисунке 8: 39

40 Рисунок 8 Вкладка «Документы» в карте объекта учета

41 Запрос правообладателя создается со статусом «Создан». После ввода сведений об объектах (создания карт и записей) и реквизитов документов, запрос может быть направлен в Территориальный орган Росимущества. При этом запросу присваивается статус «Направлен» и он становится доступным сотрудникам соответствующего органа Росимущества. Сотрудник Территориального управления при получении запроса, изменяет статус запроса на «Принят» и осуществляет экспертизу поступивших данных. После того, как все карты (записи) запроса будут обработаны (получат статус «Учтена» или «Отказ»), то запросу автоматически будет присвоен статус «Обработан». Статус «Обработан» является последним статусом жизненного цикла запроса. Примеры таких запросов показаны на рисунке 9: Рисунок 9 Журнал запросов на регистрацию карт (записей) Карты (записи), сформированные правообладателем, изначально получают статус «Черновик». Карты (записи) со статусом «Черновик» доступны для корректировки правообладателем. Если в карту (запись) внесены все необходимые сведения, она может быть переведена правообладателем в статус «Подготовлена». Редактирование карты (записи)

42 со статусом «Подготовлена» запрещено программой. При необходимости внесения изменений в подготовленные карты (записи) правообладатель должен изменить статус «Подготовлена» на статус «Черновик». Запрос на регистрацию карт (записей) может быть направлен в орган Росимущества только в случае, если все карты (записи) запроса имеют статус «Подготовлена». Главным условием направления новых карт и записей правообладателем является наличие официальной ЭЦП (электронной цифровой подписи) у каждой карты/записи. ЭЦП также должен быть подписан и каждый документ, прикрепляемый в запрос. Наличие ЭЦП гарантирует достоверность направляемых данных. Как правило, ЭЦП оформляется на руководителей или заместителей руководителей организации. Каждая карта объекта учета имеет вкладку «Подписи», где указаны все даты, когда в карту вносились изменения, а также уполномоченные лица, которые подписывали эти изменения. Пример данной вкладки показан на рисунке 10: 42

43 Рисунок 10 Вкладка «Подписи» в карте объекта учета

44 При установке запросу статуса «Направлен», у всех карт (записей) этого запроса автоматически устанавливается статус «Направлена». При установке запросу статуса «Принят», у всех карт (записей) запроса автоматически устанавливается статус «Принята». Сотрудник органа Росимущества после проведения экспертизы представленных документов и оценки полноты и качества заполнения электронных карт (записей) и документов может принять одно из следующих решений: Учесть карту (запись) в реестре федерального имущества. Для выполнения процедуры учета нового (ранее неучтенного) имущества необходимо присвоить объекту учета реестровый номер федерального имущества (далее РНФИ), постоянный или временный, и указать дату присвоения РНФИ (реестровый номер и дату реестрового номера автоматически присваивает программа).

Далее изменить статус карты на «Учтена». При учете карты (записи) Заместитель руководителя ТУ Росимущества также подписывает эти данные своей ЭЦП, что подтверждает учет принятых данных. Приостановить процедуру учета до получения недостающих сведений и подтверждающих документов. В этом случае необходимо изменить статус карты на «Приостановлена». Система обеспечивает контроль за истечением срока приостановки процедуры учета (21 день).

За это время правообладателю необходимо исправить все имеющиеся замечания и снова подписав все данные ЭЦП, повторно направить запрос. Отказать в заверении карт объектов учета. В данном случае необходимо изменить статус карты на «Отказ». Система обеспечивает правообладателю извещение о причине отказа в заверении карт и/или записей. Приостановленные карты учета могут быть переведены в статус «Учтена» или «Отказ».

45 Обработка любого запроса сотрудником Росимущества проводится в течение 21 дня и никак не может быть нарушена, так как данный срок регламентирован. Все изменения в уже существующей карте выполняются на основании записи об изменении сведений об объекте учета. При поступлении записи об изменении сведений об объекте учета, сотрудник Территориального органа Росимущества изменяет ее статус на «Учтена» и производит необходимые изменения в соответствующей карте. Система обеспечивает контроль за проведением изменений строго на основании записи об изменениях, автоматически ведет журнал изменений сведений карт учета, что показано на рисунке 11: 45

46 Рисунок 11 Вкладка «Записи» в карте объекта учета