Выбранная мною тема курсовой работы по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» под названием Управление системой образования субъекта РФ в данном случае субъекта Самарской области, в котором я проживаю, очень актуальная и очень проблематичная.
Образование — одно из важнейших направлений государственной политики в социально-экономической сфере. Образование является предметом постоянного внимания государства, всех социально-политических сил общества в силу особого значения, которое оно имеет для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления государства Российского.
Образование на текущем этапе — это инструмент системных преобразований, направленных на решение задач эффективного развития российского государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Особая роль образования как мощного фактора в механизме обеспечения экономической, политической и социальной безопасности государства осознается многими странами.
Очень важное место в национальном прогрессе занимает система образования, элементы которой должны определять основные векторы качественных показателей движения в соответствии с мировыми стандартами. Роль образования как своего рода локомотива определяет изменения в экономике, тем самым выполняя стратегическую функцию образования.
Один из национальных проектов посвящен образованию, призванному кардинально улучшить качество жизни в Российской Федерации, реализации которого государственные органы уделяют так много внимания.
В современном государстве, провозгласившем себя на конституционном уровне юридическим и социальным государством, образование должно иметь прочную законодательную базу.
Тенденции экономического роста и активное включение России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, ставит задачу поднять качество и эффективность образования на новый уровень, соответствующий масштабу проблем.
Образование на этом этапе определяется как «возможность прорыва в экономике знаний».
Между тем к формированию «новой экономики» XXI в. относят целесообразную вовлеченность государства и бизнеса в процесс ее развития на основе национальных знаний. Российские условия развития образования, безусловно, должны обеспечивать новый уровень знаний, повышение роли человеческого капитала, «готовить специалистов к профессиональной деятельности в глобальном мире и управлению глобальными процессами».
Развитие познавательных интересов у дошкольников
... работа детей на учебно-экспериментальном участке способствуют получению знаний о природе, формированию представлений, развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить, описывать предметы. В ходе исследовательской деятельности дети учатся слушать ...
Образование неизменно остается одним из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах. Особое внимание развитию образования уделяет не только государство, но и практически все социально-политические силы общества. И это объясняется тем значением, которое имеет образование для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления государства Российского.
Сегодня тема образования выходит на первый план и становится одним из важнейших обязательств и действий государства. Образование должно быть фактором развития экономики, т.е. ключом для решения многих проблем, начиная от мелких бытовых до подъема экономики в целом.
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсового проекта.
Объектом исследования является система образования в РФ.
Предметом исследования являются важные проблемы сегодняшней системы образования в нашей стране.
Цель исследования — рассмотреть наиболее актуальные проблемы системы образования на разных уровнях.
Для достижения этой цели автором решаются следующие задачи:
- определить понятие и принципы государственной политики в области образования;
- исследовать правовые основы государственной политики;
- дать понятие «система образования в РФ» и рассмотреть ее структуру.
Глава 1.
Система образования РФ
1.1 Понятие, структура и система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого многое теряет сам человек, другие люди, государство и общество.
Право на образование — фундаментальное и естественное право человека — направлено на удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и образовании. Потребность в информации и образовании соответствует основным потребностям человека: физиологическим, обеспечивающим безопасность и защиту.
Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» [1], где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) — воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.
Можно отметить, что образование должно быть частью процессов обучения, воспитания и достижения результатов.
Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств — участников СНГ [2].
В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.
Лицензирование образовательной деятельности
... лицензировании деятельности в сфере услуг образования" (дальше — Порядок). Лицензированию подлежит деятельность из предоставления таких образовательных услуг: 1) в сфере дошкольного образования: ... лицензионных процессов в образовательной деятельности Национальная система обеспечения качества реализуется через механизмы лицензирования и аккредитации. Деятельность образовательных учреждений начинается ...
Под образованием понимается «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства».
Образование в России — система. В ст. 8 Закона «Об образовании» указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система — это форма организации определенного количества элементов, «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[3].
Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем [4].
Положение Закона об образовании в России является одним из основных. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, «разрывов» и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению — эффективным.
В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в «совокупность взаимодействующих элементов» системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система[5].
Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, безусловно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в систему образования как самостоятельную подсистему. Внедрение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, вовлеченных в образовательные правоотношения.
Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):
Содержательная подсистема. В это понятие традиционно входят государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно эти элементы представляют собой содержательную сторону образования в конкретной стране. Наличие подробных и четких стандартов во всех сегментах системы образования, как правило, свидетельствует о высокой системности образования в целом в той или иной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.
Функциональная подсистема. В эту подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие государственные образовательные программы и образовательные стандарты, независимо от формы собственности, типа и типа.
— Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами — федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений).
Формирование систем качества образовательной организации на основе ...
... ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании. 4.Построение систем менеджмента качества образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без прямой привязки к ...
Кроме того, такая трехуровневая подсистема управления справедлива в том числе по отношению к частным образовательным учреждениям, действующим в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения — в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) [6].
В структурном отношении образование, как и обучение, представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими аспектами, как усвоение опыта, воспитание поведенческих качеств и физическое и умственное развитие. Следовательно, образование определяется некоторыми представлениями о социальных функциях человека.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» [7], Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.
Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе специальные школы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с отклонениями в развитии.
Начальное образование обычно является частью среднего образования, за исключением небольших деревень и отдаленных районов. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.
Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9 класса выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.
Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.
Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8] в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения — 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет).
Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России
... органов пограничной службы ФСБ России, механизмы воздействия на их формирование и развитие потенциала служебно-боевой деятельности пограничных органов и войск, образовательного процесса в пограничных ... деятельности пограничных ведомств и войск, в системе профессионального образования пограничной службы ФСБ России. ... моральных качеств сотрудников пограничной службы ФСБ России. Между тем, в практике ...
Высшее образование считается неполным, если срок обучения составляет не менее 2 лет.
Профессиональное образование. Профессиональное образование представлено образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных средних школах, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-го или 11-го года обучения.
Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.
Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.
Современные реформы образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, что определяет зависимость государств в различных сферах общественной жизни.
В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.
Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация — «Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.
Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. В то же время само образование выступает мощным фактором конвергенции национальных государств и формирования транснациональных социогосударственных систем.
Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем — построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.
Вступление России в Болонский процесс — один из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактор трансформации российской системы образования.
В процессах глобализации интересы России в европейском регионе могут существенно противоречить аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза [9].
На пути к свободному образовательному пространству Россия сталкивается с множеством препятствий не только внешних, но и внутренних. Задача заключается в поиске модели реформы образования, соответствующей определенному историческому моменту, учитывающей не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Особенности управления в таможенных органах
... анализ структуры и функций управления, проведение исследований в области организации системы управления в таможенных органах, определение перспектив совершенствования и развития таможенных органов. Предметом исследования является современная система управления таможенными органами Российской Федерации. Разработка ...
Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.
Развитие системы образования в России определяется мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране за последние 15 лет привели к внутреннему кризису в системе образования.
Россия активно участвует в создании единого международного образовательного пространства. С 1990-х годов российская система образования подверглась масштабной модернизации с целью ее демократизации и развития «как открытой системы социального государства».
1.2 Управление системой образования
Российская Федерация формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием в Российской Федерации, а именно: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием.
Органы управления образованием являются одним из трех взаимодействующих между собой элементов (звеньев) системы образования.
Деятельность таких органов направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных стандартов.
В Российской Федерации могут создаваться и действовать как государственные (федеральные и субъектов Российской Федерации), так и муниципальные органы управления образованием.
Система органов управления образованием включает три уровня:
- федеральный уровень, на котором создаются и действуют федеральные (центральные) государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием;
- региональный уровень, на котором создаются и действуют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации;
- местный уровень, на котором создаются и действуют муниципальные органы управления образованием.
Если государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, то муниципальные органы могут создаваться и действовать по решению соответствующих органов местного самоуправления. Создание муниципальных органов образования необязательно.
Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием.
Проводимая в России административная реформа вносит существенные изменения в организацию управления образованием на федеральном уровне.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [10] действовавшее ранее Министерство образования РФ было упразднено и образованы:
- Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного Министерства образования РФ;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), передав ей функции по контролю и надзору упраздненного Министерства образования РФ;
- Федеральное агентство по образованию (Рособразование), передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования упраздненного Министерства образования РФ.
Таким образом, функции Минобрнауки России до начала административной реформы были распределены между тремя упомянутыми выше федеральными органами исполнительной власти.
Управление проектным циклом государственных политик и программ
... и устойчив. 1.4. Проектное управление государственных политик и программ Система UOC также применима к управлению государственными программами, несмотря на исключительный характер государственного сектора по сравнению с ... ситуации с целью определения проблем, препятствий и возможностей для развития, обзор социально-экономических показателей, национальных приоритетов) Определение (тщательно отбираются ...
В 2010 году произошли существенные изменения в организации государственного управления образованием на федеральном уровне. В соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2010 года N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Федеральное агентство по образованию и его функции переданы Министерству образования и науки РФ.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России).
Положение о Министерстве образования и науки РФ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 года N 337 [11].
В соответствии с ним Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Положение о Рособрнадзоре было утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года N 300 [12], в котором Рособрнадзор определен находящимся в ведении Минобрнауки России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральные ведомственные органы управления образованием.
Эти органы включают в себя федеральные органы исполнительной власти в определенной сфере компетенции с административными полномочиями в области образования.
Ряд учебных заведений находится в ведении федеральных министерств и отраслевых ведомств. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 января 2005 года N 16-р в Перечень образовательных учреждений, находящихся в ведении Минэкономразвития России, включены Всероссийская академия внешней торговли, Московский институт международного бизнеса при Всероссийской академии внешней торговли, Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли, «Высшие курсы иностранных языков» и др [13].
Большое количество образовательных учреждений находятся в ведении Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства сельского хозяйства РФ или в ведении федеральных агентств вышеуказанных министерств и др.
Проблемы развития банковского менеджмента в Российской Федерации
... конкурентоспособности российских банков в условиях глобализации экономики уделяется недостаточно внимания. Цель работы – проанализировать развитие банковского менеджмента. Объект исследования – Организация банковского менеджмента в банках РФ Предмет исследования – банковский менеджмент в банк. Задачи исследования: Проанализировать банковский менеджмент ...
«Отраслевые» министерства осуществляют управленческие функции по отношению к находящимся в их ведении образовательным учреждениям. Соответствующие функции чаще всего возлагаются на управления (департаменты) кадров и учебных заведений, создаваемые в структуре «отраслевых» министерств и ведомств.
Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации (на примере Самарской области).
Министерство образования и науки Самарской области проводит государственную политику в области образования, науки и инноваций, управляет системой образования и науки Самарской области, а также координирует деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти в случаях, установленных законодательством.
К главным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования можно отнести:
- принятие законов и нормативных правовых актов;
- установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений;
- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
- участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
- создание органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования.
В муниципальных районах и городских округах образование находится в ведении соответствующих местных властей.
В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вносят предписание об устранении данного нарушения.
Органы управления образованием в Самарской области разрабатывают эффективные меры по реализации приоритетов государственной политики в сфере образования и науки; обеспечивают конституционные гарантии и законные интересы обучающихся, воспитанников, а также права и законные интересы педагогических работников образовательных учреждений; формируют механизмы развития образования и его национально-регионального компонента в соответствии с социально-экономическими потребностями и стратегическими программами инновационного развития республики; развивают и внедряют новые формы и технологии научно-образовательной деятельности и др.
Поэтому рассматриваемая нами существующая законодательная система призвана гарантировать все уровни управления образованием, в частности их ориентацию на решение задач социальной и государственной важности. Однако слабость в структуре и функционировании государственных органов управления образованием остается нечеткой и часто нечеткой правовой характеристикой их функций и полномочий, а также взаимоотношений между ними. По некоторым из них в разных нормативных актах дублирование полномочий, а по другим фактическое отсутствие или незначительное отражение. В последнем случае необходимо расширить перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, ответственных за образовательные учреждения, с их отражением в тексте положений об этих органах.
Становление и развитие теории государственного управления
... по государственному управлению «Введение в науку государственного управления» Л.Уайта. Он утверждал, что государственное управление - это отрасль науки, которая должна быть максимально приближена к реальности. «классическая школа» Современный этап в развитии науки государственного управления (50 ...
Глава 2. Проблемы образования в РФ
2.1 Понятие и принципы государственной политики в области образования
Доступ к качественному образованию — неотъемлемое право каждого человека. Образование влияет на все виды развития человека. Образование — это не просто источник знаний, оно позволяет детям полностью раскрыть свой взрослый потенциал.
В 2006 г. В России стартовал национальный приоритетный проект в области образования, направленный на создание благоприятных условий для совершенствования системы образования с сохранением ее лучших традиций.
Задача образования — дать возможность каждому без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализовать свои личные проекты. Эта цель является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, где каждому предоставляется возможность понять другого во всем его своеобразии и понять мир в его хаотичном движении к некоему единству. Достижение цели требует пересмотра этических и культурных аспектов образования.
Образовательная политика государства в общем плане есть деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования. В образовательной политике, как во всякой другой, выделяются несколько аспектов, характеризующих ее различные элементы, формы и характер ее осуществления, взаимосвязи между ними, среди которых особое место занимают: собственно политические, идеологические, социальные, социально-психологические, правовые, моральные, конфессиональные (религиозные), организационно-управленческие, материально-технические, финансово-экономические.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования.
Частью социальной политики государства является политика в сфере образования. На ее формирование влияют многие факторы — конституция, уровень экономического развития, традиции бизнеса и менеджмента, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, системы образования.
Совершенствование системы образования и образовательного законодательства — важнейшая задача социально-экономического развития и один из приоритетов современной государственной политики. С образованием связан один из национальных проектов, призванный кардинально улучшить качество жизни в Российской Федерации, реализации которого государственная власть уделяет столь пристальное внимание.
В современном государстве, провозгласившем себя на конституционном уровне юридическим и социальным государством, образование должно иметь прочную законодательную базу.
Этапы развития законодательства об образовании во всех странах совпадают с этапами развития государственной политики в этой области, начиная от выработки основных (декларативных) положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования.
Требование четкого законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы законодательства об образовании должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства [14].
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные, гендерные и социальные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой — в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг [15].
Принятием в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» было положено начало формированию законодательства об образовании — одной из наиболее динамично развивающихся сегодня отраслей российского законодательства.
Сегодня образование продолжает рассматриваться в качестве главного инструмента дальнейшего развития общества [16].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [17].
Государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование — лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентоспособным на мировых рынках образовательных услуг.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Принципы государственной политики в области образования определяют объективный «подтекст» образования как социального института. Законом об образовании установлен светский характер образования, плюрализм и свобода в образовании, демократический государственно-общественный характер управления образованием.
В последнее время на государственном уровне приходит понимание того, что обеспечение свободы доступа к образованию отнюдь не сводится к обеспечению реализации права на свободное получение образования без всякого рода дискриминации. Создание сети образовательных учреждений, результатом обучения в которых подчас является лишь получение документа об их окончании, не может быть целью образовательной политики государства. Для общества и государства необходимо функционирование образовательной системы, гарантирующей приемлемое для общества качество образовательных программ.
2.2 Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему — административная реформа и реформа образования.
Обе реформы проходят непросто, порой даже противоречиво, что позволяет в ряде случаев говорить о сильном противодействии осуществляемым преобразованиям и даже о начале контрреформ по отдельным направлениям.
Российская модель государственной политики в области образования обусловлена особенностями государственного устройства России — федеративным характером отношений между центром и регионами, а также выведением местного самоуправления за пределы государственного аппарата.
С одной стороны, концепция государственной политики в области образования учитывает наличие трех самостоятельных и взаимосвязанных уровней — федерального, регионального и местного, а с другой стороны, она предполагает организацию взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти и четкого распределения полномочий между органами публичной администрации, представленными в сфере образования.
Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны не только вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и успешное развитие российской экономики, социальное благополучие нации, а также состояние национальной безопасности.
Таким образом, сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
- создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
- финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
- формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
- подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);
- укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);
- развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования) [18].
Стратегия развития образования определена государством вплоть до 2025 г. в нескольких концепциях и программах:
— Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года N 751 [19].
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [20] и самой Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы [20].
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Планируется, что ФЦПРО будет реализована в 2 этапа. В результате выполнения первого этапа (2011 — 2013 годы) будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.
Результатом реализации мероприятий на втором этапе (2014 — 2015 годы) будут являться массовое внедрение всех утверждённых по итогам выполнения первого этапа ФЦПРО успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде.
Целью завершившейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [21].
В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы решались следующие задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
В результате реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы:
- разработаны с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем уровням образования;
- созданы электронные образовательные ресурсы для профессионального образования (по 34 профессиям начального профессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам);
- создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уровня за счёт поставок необходимого оборудования (более 2000 комплектов охранно-пожарного оборудования и средств защиты, более 1200 комплектов систем видеонаблюдения);
- обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования;
- обеспечено расширение информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов за счёт развития опорной информационной инфраструктуры;
- реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ежегодного проведения единого государственного экзамена во всех субъектах Российской Федерации. Проведённые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы мероприятия позволили в 2009 году обеспечить переход единого государственного экзамена в штатный режим;
- реализован комплекс мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания общего и профессионального образования, формирование общенациональной системы оценки качества образования, совершенствование механизмов финансирования образования, расширение экспорта образовательных услуг, совершенствование механизмов управления образованием;
- обеспечены технологическая поддержка, эксплуатация и развитие сервисов федерального центра информационных образовательных ресурсов.
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программа будет реализована в 2011 — 2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2011 — 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и ор ганизациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.
На втором этапе (2014 — 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [22].
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества — не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.
мая 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [23].
Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлены на формирование правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Они предусматривают как формирование преобладающей модели социального поведения, так и преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России в качестве современного цивилизованного государства [24].
Документ определяет принципы, цели и основные направления государственной политики РФ в указанной сфере. Государственная политика будет направлена на формирование уважения и преодоление правового нигилизма в обществе, повышение уровня юридической грамотности граждан, а также на внедрение в общественное сознание добросовестного отношения к своим обязанностям.
В список мер, которые утверждены для реализации госполитики, входит работа с детьми (приобщение их к общепринятым нормам поведения в обществе), трудными подростками, молодежью и взрослыми. Предусмотрены программы дополнительного и второго высшего юридического образования для взрослых, совершенствование уровня подготовки юристов, повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин.
Также планируется разработать новые учебные курсы с элементами правового образования, распространять в СМИ информацию юридического характера и пропагандировать законопослушание, «в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач». Кроме того, планируется пополнять юридической литературой библиотечные фонды, а также ввести механизм публичной оценки и рекомендаций в случае распространения материалов «открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду». Для того чтобы повысить управляемость системой образования, все перечисленные Концепции и Программы можно было бы свести в один документ.
Основное требование, которое выдвигает перед системой образования жизнь, состоит в том, чтобы образование было конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность становится основным показателем развития каждого образовательного учреждения, это интегральный показатель, который отражает состояние всех сторон деятельности образовательных учреждений, включая качество образования, уровень воспитания, квалификации и педагогическое мастерство персонала, экономическую результативность образовательной деятельности.
Перед наукой и практикой стоит задача развития категории конкурентоспособности применительно к образовательному учреждению. Практика требует гласного общедоступного мониторинга конкурентоспособности образовательных учреждений.
Образованию в настоящее время не хватает государственных средств, но их можно найти на мировом рынке образовательных услуг. В этом смысле образование можно рассматривать как одно из фундаментальных оснований благополучия государства.
Таблица 1. Заработная плата в России в системе образования
ГодРасходы федерального бюджета, млрд руб.ГодРасходы федерального бюджета, млрд руб.199717.92009389.1199818.12010452.1199921.32011529.1200029.82012598.7200140.12013603.7
декабря 2011 года Дмитрий Медведев заявил, что «консолидированные расходы на образование — 2 100 миллиардов рублей. При этом в 1999 году они (расходы) были около 10 миллиардов рублей». Планировалось, что в 2011 году объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» составит 495,8 миллиарда рублей [25].
Таким образом, политика государства в области образования может получить дополнительные стимулы к развитию, если в нее включить следующие направления деятельности:
) признание в качестве основного показателя развития образовательного учреждения конкурентоспособность на четырех «уровнях»: населенного пункта, региона, России в целом, а также на мировом рынке образовательных услуг;
) уточнение, на какой рынок будет ориентирована система образования: на внутренний или на мировой с целью получения недостающих средств для развития и более того — для получения дополнительных государственных доходов. Эта деятельность возможна при активной поддержке государства, в частности, целесообразно создать соответствующие структуры в министерстве иностранных дел, а также в других государственных органах, помощь которых необходима;
) изменение в существующих программах подпрограмм повышения качества образования;
) более активное включение в образовательный процесс родителей и обучающихся с помощью упорядочения взаимоотношений образовательного учреждения с обучающимися на основе письменного договора. Для этого необходимо создать соответствующую законодательную базу: в Закон РФ «Об образовании» можно включить главу «Договор об образовании»;
) признание определения уровня обязательного образования для граждан РФ основным вопросом государственной политики в области образования;
) модернизация координационной деятельности всех госорганов для обеспечения рынка труда профессиональными кадрами;
) признание недополученной зарплаты педагогам с 1992 г. до 2005 г. внутренним долгом государства, определение его размера по каждому педагогу, порядка и сроков его возвращения;
) изменение положения педагога в образовательном процессе путем предоставления каждому педагогу условий для отдыха и творческого труда, например, отдельного кабинета (для этого можно отвести верхние этажи школ), персонального компьютера с выходом в Интернет, изменения социального и бытового положения педагога: каждому педагогу один раз в 3 года предоставлять путевки для отдыха и лечения; педагогам после пяти лет работы предоставлять жилье в кредит на двадцать лет. Если, не проработав двадцати лет, педагог уйдет из системы образования, то он обязан возвратить непогашенную часть ссуды по суду; оплачивать проезд педагогов на общественном транспорте за счет местных бюджетов; обеспечивать повышение квалификации педагогов ежегодно продолжительностью как минимум 72 часа.
Заключение
В июне 2010 г. в г. Санкт-Петербурге под девизом «Закладывая основу для будущего» прошел международный экономический форум, на котором российское образование рассматривалось как ключевой элемент экономической модернизации России. Придание особой значимости вопросу повышения конкурентоспособности отечественного образования является закономерным следствием активно обсуждавшихся в последние годы путей интеграции экономики, образования и науки. Осуществление указанных модернизационных процессов предполагает создание в законодательстве в сфере образования правовых предпосылок.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Современное образование — средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из кризиса через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие [26].
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой — желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую) [27].
В результате система образования в России переживает на данный момент радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья.
Россия не может оставаться в стороне от международного образовательного пространства, потому что «современный образованный человек — это новый субъект политической деятельности и гражданских отношений, человек, способный включиться в международный политический дискурс, открытый новому межэтническому пониманию, признающий факт интернационализации международного образовательного пространства» [28].
На изменение подхода к образованию в современную эпоху глобализации и новых технологий обращал внимание В.В. Путин: «Развитие образования — не только престиж нашего государства, но и залог успешного развития государства и общества. Оно должно быть качественным». Утверждение, что наша система образования пока еще удерживает позиции одной из лучших в мире, справедливо. Но меняется мир, меняется государство и соответственно вынужденно меняется система российского образования. Весь вопрос в том, как система образования должна меняться.
Современное образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества — сегодня оно оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности и различных сообществ.
Задача образования — дать возможность каждому без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализовать свои личные проекты. Эта цель является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, где каждому предоставляется возможность понять другого во всем его своеобразии и понять мир в его хаотичном движении к некоему единству.
Что требуется от государства для развития образования? Во многих странах пришли к выводу, что образование нельзя отдавать на откуп рыночным силам или пускать на самотек; правительства должны выполнять следующие функции по отношению к образованию: обеспечение равного доступа к образованию; поддержание качественного обучения в школе; предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование; распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить; обеспечение непрерывного образования в течение всей профессиональной жизни человека, которое позволяет не только сохранять уровень образования, но и постоянно его повышать; постоянная корректировка уровня образования населения, которое необходимо человеку, обществу для того, чтобы человек мог сам обеспечить себе достойный уровень жизни и чтобы обеспечить рынок труда профессионально подготовленными кадрами.
Становится действительностью, когда хорошее образование, способность к творчеству и компетентность являются важнейшим капиталом каждого. Эти качества способствуют преобразованию нашего общества.
образование государственный политика социальный
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya/
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 4. — Ст. 445.
.Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 октября 1998 г. N 45 «Проект Концепции модельного Образовательного кодекса для государств — участников СНГ» // СПС «Гарант».
.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 3. — Ст. 150.
.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 11.- Ст. 945.
.Указ Президента РФ от 04.03.2010 N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 10. — Ст. 1057.
.Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 21. — Ст. 2603.
.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — N 41. — Ст. 4089.
.Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы»// Собрание законодательства РФ. — 2011. — N 10. — Ст. 1377.
.Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 2. — Ст. 186.
.Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 26. — Ст. 2670.
11.Распоряжение Правительства РФ от 12 января 2005 года N 16-р «Перечень образовательных учреждений» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — N 3. — Ст. 218.
.Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — N 9. — Ст. 1255.
.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — N 47. — Ст. 5489.
14.Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Вестник образования России. — 2006. — N 18.
.«Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ) // Российская газета. — 2001. — N 151.
.Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор. — 167 с.
.Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. — 228 с.
.Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. — М., 2004. — 547 с.
.Глазырина В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. — 2006. — N 1 (41).
— С. 80 — 90.
.Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. — М., 2005. — 309 с.
.Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. — М.: ФГУ «ФЦОЗ», 2008. Т. 3, вып. 2(декабрь).
— 679 с.
.Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. — 2010. — N 3. — С. 43 — 62.
.Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. — М.: Издательская группа «Юристъ», 2009. — 328 с.
.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М., 2001. — 1253 с.
.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. — М.: Азбуковник, 1999. — 1044 с.
.Пантелеев Б. Правовая культура — секрет выживания народа // ЭЖ-Юрист. — 2011. — N 42. — С. 1 — 4.
.Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина // СПС КонсультантПлюс
.Сморгунова В.Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: Монография. — СПб., 2004. — 398 с.
.Сурков В.Ю. Суверенитет — это политический синоним конкурентоспособности. Суверенитет: Сборник / Сост. Н. Гароджа. — М.: Европа, 2006. — 277 с.