Назначение на руководящую должность, очевидно, подразумевает передачу всей власти лидеру. Компетентный орган в каждой организации важен для эффективного выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля. Но руководитель предприятия должен быть не только грамотным специалистом, но и опытным дипломатом, педагогом и авторитетным судьей — словом, он должен быть руководителем. В условиях современного менеджмента лидерство — непременное качество лидера.
В этом и представляется актуальной тема настоящей курсовой работы.
Предметом данной работы являются концепции власти и лидерства в управлении. Объектом изучения в работе являются методы эффективного лидерства с точки зрения концепций лидерства.
Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов, как концепция власти и лидерства в социальной организации.
В данной работе определены следующие задачи:
- раскрыть сущность власти и определить источники власти;
- рассмотреть основные формы власти;
- раскрыть понятие лидерства и рассмотреть функции лидерства;
- выявить виды лидеров и типы лидерства, а также рассмотреть основные черты лидерства;
- исследовать власть и влияние руководства в организациях города Нижнего Новгорода.
Такое решение поставленных вопросов определило дальнейшее направление работы.
Методы работы — подбор и изучение литературы и специальных статей для получения и закрепления знаний по данному разделу менеджмента.
Глава 1. Понятие и сущность власти
1.1. Понятие и сущность власти
В основе лидерства людей лежит влияние, то есть психологическое воздействие, которое оказывает на них, чтобы изменить свое поведение. Потенциальная или фактическая возможность влиять на других называется властью.
Власть является социальным отношением, которое характеризуется:
- асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);
- постоянным стремлением к изменению существующего баланса – соотношения сил взаимозависимых субъектов, когда один из них использует её ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувства протеста;
- целенаправленностью (осуществляется ради достижения какой-то цели);
- опорой на определённые ресурсы;
- наличием специфического механизма реализации;
- возможностью сопротивления и неподчинения;
- неполным охватом всех сфер организации, зависимостью необходимого объёма от характера решаемых задач.
Влияя на поведение подчиненных, то есть обладая властью над ними, лидеры не только побуждают их решать проблемы организации, но и побуждают к реальной работе, необходимой для достижения целей организации. Власть используется для повышения эффективности руководства и влияния лидера.
Менеджмент: Лидерство в организациях торговли и питания,
... курсовой работы: предположение, что степень выраженности лидерских качеств влияет на выбор стиля лидерства для организации. Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и ...
Власть имеет единоличную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним лицом с учётом общего мнения) организацию.
Но одного факта отдачи приказа недостаточно, чтобы судить о существовании властных отношений. Должна быть обоснованная вера в то, что приказ будет выполнен, что он будет принят с послушанием. В противном случае лицо, отдающее приказ, не имеет власти или его сила недостаточна. Дело в том, что власть бывает формальной и реальной:
- Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом её обладателя в структуре управления организацией вне связи с его личными качествами и измеряется либо числом подчинённых, которые обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласия с другими;
— Реальная власть – это власть, как должности, так и авторитета. он определяется местом человека не только в официальной системе, но и в неофициальной системе отношений и измеряется количеством людей, которые готовы добровольно подчиниться этому человеку. Истинная власть — это степень уважительного и лояльного отношения к своему хозяину со стороны подчиненных.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных частях организации лидер зависит от своих непосредственных начальников, подчиненных и коллег. Действительно, эти группы являются частью окружения лидера. Без помощи этих людей руководитель не может эффективно выполнять свои функции. Чтобы распределить обязанности и направить деятельность всех этих людей, лидер должен снова эффективно управлять ими.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
- Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
- Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е.
человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
- Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
- Сила эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
- Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е.
власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят подчиняться;
Организация PR-деятельности компании (на примере корпорации «Amway»)
... управление всей совокупностью коммуникативных процессов с целью достижения взаимопонимания и поддержки. Паблик рилейшнз – система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией ... в данной работе, ... общественного контроля... Убеждение не ... в охвате всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы изменить среду обитания человека ...
- Власть информации является одним из важнейших источников власти, т. к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.
Лучшие лидеры — это те люди, которые получили право управлять из источников силы, таких как сила личности и сила эксперта.
1.3. Формы власти
Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:
Власть, основанная на принуждении. В такой форме подчиненный убежден, что руководитель может помешать удовлетворению любой его потребности. Это влияние через страх. Эта форма власти приводит к определенному результату, но не способствует раскрытию потенциала рабочих. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, что не всегда возможно в условиях научно-технического прогресса. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.
Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный считает, что руководитель способен удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако его применение возможно при наличии у менеджера достаточных ресурсов. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных, и они могут сильно различаться от сотрудника к сотруднику.
Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Он существует как в государственных, так и в негосударственных организациях — здесь главное, чтобы их деятельность официально регулировалась.
Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя удовлетворит его потребности.
Эталонная власть (или власть, основанная на харизме).
Харизма — это сила, построенная не на логике, не на традициях, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма — это привлекательность определенных черт человека или его в целом к окружающим. Чтобы получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его авторитет. Подчиненный выполняет требования и приказы начальника, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что у харизматических лидеров нет стандартного набора характеристик. Если подчиненные видят в лидере идеальные качества в своем понимании, достойные подражания, они безоговорочно подчиняются ему. Однако на практике эта сила очень хрупка, поскольку основана на эмоциях, которые, как известно, очень изменчивы.
Лидерство и власть
... ]. Лидеры используют власть как средство для достижения целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, они используют власть как средство для ускорения этого достижения. В чем же различие между лидерством и властью? ...
Глава 2. Феномен лидерства
2.1. Сущность лидерства
В этой работе нас в первую очередь интересует руководитель организации, человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, возложенную на организацию. В своих определениях лидерства в организации многие авторы пытались четко сформулировать особый компонент, введенный самим лидером.
Например, Кац и Кан рассматривают лидерство как «элемент влияния, выходящий за рамки механического выполнения рутинных задач организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».
Лидерство — это способность влиять как на отдельного человека, так и на группу, направляя усилия каждого на достижение целей организации.
В переводе с английского лидер означает «лидер», «командир», «руководитель», «лидер», «лидер».
Группа, решающая серьезную проблему, всегда назначает лидера для ее решения. Без лидера ни одна группа существовать не может.
Лидера можно определить как человека, способного объединять людей для достижения цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели.
Но иметь цель и достичь ее в одиночку, недостаточно, чтобы определить себя как лидера. Обязательным свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении вести за собой людей, обеспечивать наличие таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер – это элемент упорядочивания системы людей.
В современном менеджменте лидерство характеризуется неоднозначно:
1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц – «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);
2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество — это сложная и иерархически организованная система государств всеобщего благосостояния и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже, требует выполнения социальной роли в манере лидера; лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);
3) лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния – это не разовое кратковременное воздействие; б) широта влияния – воздействие осуществляется на всех членов труппы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства. Диктатор, который насильно держит группу в подчинении, не может считаться лидером. С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);
Проблемы лидерства в современных международных отношениях
... Роль лидера в процессе принятия внешнеполитических решений (на примере Французской Республики) // Власть. 2009. № 10. С. 118.. Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира В ... различных странах развитию лидерства придается много внимания. Наиболее ярко это выражается, ...
4) лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимается поведение человека, которое меняет поведение, отношение, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, письменное и устное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Роль лидера возникает спонтанно, ее нет в штатном расписании, лидерство — психологическое явление, а лидерство — социальное.
Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от отношения между личными качествами лидера с качествами тех, на кого он пытается влиять, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (и школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Между судьбой домохозяина, главы общества и главы политика существует неоспоримая связь. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Управленческий лидер — это особый тип социального лидера, обладающий определенными социально-психологическими и профессиональными качествами. Я уважаемый член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе или организации.
2.2. Функции лидера
С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.
Во-первых, он устанавливает и поддерживает стандарты приемлемого группового поведения. Например, доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.
Во-вторых, устанавливая нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Лидер осуществляет мотивацию, выражая свою оценку действий члена группы взглядом, жестом или словом. Большинство членов группы добровольно и не всегда сознательно присоединяются к лидеру, одобряя или осуждая партнера.
Административные приказы, выговоры, разговоры, работа боссов и конференции часто оказывают более слабое влияние на поведение члена группы, чем единственный жест цензуры со стороны неформального лидера или молчаливое выражение неодобрения со стороны группы.
Есть два полярных типа лидерства: инструментальное и эмоциональное.
Инструментальный (деловой) лидер – член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации, в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.
Эмоциональный лидер – член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Положение эмоционального лидера иногда называют эпицентром эмоционального контакта.
Сравнительный анализ теорий лидерства
... иные теории лидерства» описаны теории, обосновывающие лидерство как функцию группы, а также совмещающие другие теории. 1.1 Определение понятия «лидерство» Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер - это член ...
В позитивном плане эмоциональный лидер стремиться предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствуют достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.
В негативном смысле эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций и антисоциального группового поведения.
Все остальное распределяется между этими двумя полярными типами неформальных лидеров.
2.3. Типы лидерства. Личные черты лидера
Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.
1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе сурового, но любимого отца умеет подавлять или подавлять негативные эмоции и внушать людям доверие. Его выдвигают на основе любви и почтения.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующую определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Станьте лидером, потому что он внушает другим чувство послушания и необъяснимого страха, он считается сильнейшим. Лидер-тиран — авторитарная и доминирующая личность, которой обычно боятся и которой подчиняются.
4. «Организатор». Действует как сила для членов группы, чтобы поддерживать «самооценку» и удовлетворять потребности каждого, снимает чувство вины и беспокойства. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он действует как «магическая сила», давая выход подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер герой увлекает за собой людей.
7. «Дурной пример». Выступает источником заражения для человека без конфликта, эмоционально заражает других.
8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение; его любят, боготворят, идеализируют.
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».
Последние два типа лидеров по своей сути антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но как только он исчезает, группа начинает распадаться, так как общий стимул группы исчез.
Как уже много раз говорилось ранее, лидерство не может быть определено какой-либо формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого не постигают.
Лидеры бывают разные. В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако они оба могут действовать с одинаковой эффективностью: вселяя уверенность в себе и обеспечивая быстрое и эффективное выполнение работы.
Несмотря на эту разницу в стилях, хорошие лидеры имеют некоторые общие черты. (Приложение 1)
Политическое лидерство и политические лидеры
... управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать в одностороннем порядке: политический лидер, на мой взгляд, сочетает в себе все эти ... группы людей. Вопрос о лидерстве возник не случайно только в наше время: лидерство - это не новый стиль лидерства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим ...
Мне бы хотелось выделить наиболее важные, на мой взгляд, личные черты преуспевающего лидера:
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда готов слушать других и их идеи, потому что он всегда ожидает хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая только плохих новостей. Оптимист считает, что люди в большинстве своем готовы прийти на помощь, творчески подходят, стремятся к созиданию, а пессимист считает, что они ленивы, упрямы и бесполезны. Оптимист приветствует идеи, выдвигаемые его подчиненными, а для пессимиста новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.
Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен, он не прячется за дверью своего кабинета.
Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.
Лидер должен быть смелым (склонность к риску).
Лидер всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер никогда не скажет: «Мы не станем это делать таким способом», без основательных на то причин. Лидер должен подталкивать людей все к новым и новым вопросам, поощрять стремление к инновациям. Организация прекращает продвижение к процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения.
Лидер должен обладать широтой взгляда. Лидер должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда нелишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.
Лидер тактичен и внимателен. В нашем стремлении во что бы то ни стало увидеть работу выполненной мы становимся нетерпеливыми, нетерпимыми и глухими к чувствам других. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.
Лидер, прежде всего, справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий, повышения по службе, повышения зарплаты, найма на работу или увольнения, они затрагивают интересы всей группы. Например, если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужит, – это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.
Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить им, когда они правы и когда неправы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.
Лидер честолюбив. Он, естественно, честолюбив в отношении самого себя, но честолюбие хорошего лидера распространяется и на его подчиненных. Он радуется достижениям сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией, и все успевает по службе.
Понятие власти и лидерства в организации
... в отношении управления: «Лидерство - это способность влиять на людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». Управленческий лидер - это особый тип социального лидера, обладающий определенными ... отказаться выполнить просьбу лидера, тем самым аннулируя его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и менее склонны принимать традиционную власть, чем их ...
Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно делать то, что считает правильным. Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Смена настроений, раздражительность сегодня и эйфория завтра, сумбурная и непредсказуемая реакция на проблему или ситуацию – все это ложиться тяжелым бременем на подчиненных.
Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без того, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия.
Лидер должен быть наставником. Я поставила это качество в конец списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории, прежде всего, был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опыт лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.
2.4. Соотношение руководства и лидерства в системе управления
В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления. Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство – процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.
Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути – психологический феномен, так как лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, так как лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного стиля, однако это не традиционная автократия, так как она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели и поиск единомышленников, он – постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.
Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:
Особенности управления человеком и группой
... или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером в организации, поскольку лидерство в значительной ... должен уметь вести такой бизнес и уметь принимать решения в условиях неопределенности. В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и ...
Разновидности власти: у лидера – личностная власть, у руководителя – совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.
Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.
Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.
Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.
Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.
Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.
Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.
Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
Глава 3. Практическое применение лидерства в России. Исследование власти в городе Нижний Новгород
3.1. Лидерство в России
Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли не подчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали, прежде всего, как «послушников», а не как ярких личностей, способных привнести в этот мир что-то кардинально новое, свое. Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов. И самое главное – человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят – туда и пойдет, что скажут-то и сделает.
Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент.
Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы – все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.
Приведем некоторые характеристики новых российских лидеров. В исследовании Института социологии РАН анализировалось происхождение новой российской бизнес-элиты. Социально-экономическая ситуация в стране способствовала выделению человеческих групп лидеров:
Группа «комсомольцев» и «физиков» (около 33% новых бизнесменов).
Эта группа имеет 2 источника:
- Центры научно технического творчества молодежи – НТТМ (17%), средний возраст представителей данной группы приблизительно 30 лет;
- Научно-исследовательские институты (15%).
Средний возраст – 36 лет.
Более традиционные источники пополнения бизнес-элиты – банки и промышленные предприятия. Выходцы из банковской сферы составляют 14% элиты, а из промышленности – 23%.
Специфическая группа – «природные таланты» (5%).
Средний возраст этой группы составляет 52 года. Это те лидеры, которые появились только благодаря сложившейся социально-экономической ситуации.
Пополнение армии российских бизнесменов представителями элитных семей составило 8% их общего числа. Средний возраст этой категории – 26 лет.
3.2. Исследование власти и влияния на подчиненных в организациях города Нижний Новгород
Для получения сведений о взаимоотношениях управляющего с подчиненными в нижегородских организациях было проведено социологическое исследование в форме анкетного опроса. Для этого была составлена программа социологического исследования. (Приложение 2).
Целью исследования является выявление факторов, улучшающих управляемость организацией, а также первоочередных качеств, которыми должен обладать любой руководитель.
Объектом исследования являются лица, занимающие руководящие должности в организациях города Нижний Новгород.
Предмет исследования – осуществление руководства.
Было опрошено 50 руководителей различных организаций города Нижний Новгород, для чего были составлены анкеты, в которых содержались вопросы, выявляющие факторы, улучшающие управляемость организацией. (Приложение 3) Стаж руководства руководителей составляет не менее 5 лет.
В ходе опроса было выяснено, что большинство нижегородских руководителей не имеют научных представлений об управлении (62%), однако 80% из них считают, что руководитель должен обладать такими знаниями. В ходе исследования предполагалось выяснить уровень образования респондентов. У всех опрошенных оказалось высшее образования. То есть обязательным условием руководства является образованность. Вряд ли человек, не имеющий высшего образования сможет успешно руководить компанией, так как для этого необходимы знания во многих отраслях. К тому же у 46% руководителей городских организаций имеется два высших образования, что подтверждает сделанный вывод.
Что касается качеств лидера, то 72% респондентов считают, что главным качеством, которым должен обладать лидер является умение склонить к действиям работников, и все они предполагают необходимым уметь ладить с людьми. Последнее качество не отметили лишь 12% опрошенных. Также распространенным ответом на данный вопрос был интеллект и организаторские способности – 58% и 64% соответственно. Наиболее меньшее количество респондентов отметило такое качество как честность – всего 14%.
Исследование ставило своей целью также выявить наиболее эффективную форму власти в организациях города Нижний Новгород. И этой формой, как и предполагалось, выступила власть, основанная на вознаграждении. В 70% исследованных организаций применяется данная форма управления. 18% руководителей используют власть, основанную на принуждении, объясняя это тем, что другими способами заставить работников работать невозможно. Как следствие у этих руководителей часто (68%) применяются дисциплинарные взыскания.
При ответе на вопрос, какими способами руководители организаций поощряют своих подчиненных, наибольшую популярность получила премия – 88% опрошенных. На втором месте стоит повышение в должности. Его используют чаще всего 18% опрошенных управляющих. Объявление благодарности же, видимо, устарело и поэтому не распространено у нижегородских лидеров организаций. В сочетании с формой власти, основанной на вознаграждении, выступают элементы власти примера. Руководители организаций ставят своей работой и своим поведением пример подчиненным, однако это не побуждает их к работе. Дисциплинарные взыскания в этих организациях применяются иногда – 65%, редко – 20%. Это говорит о высоком уровне дисциплины работников, и подтверждает эффективность формы власти, основанной на вознаграждении.
Возвращаясь к вопросу о способности ладить с людьми, 66% респондентов отметили, что у них в организации есть приятельские отношения с некоторыми работниками. Но в основном руководители наиболее дружны с другими высокими должностными лицами организации (74%).
Это вызвано тем, что лидер не хочет создавать ситуации, когда один работник будет иметь несправедливое преимущество перед другим. Так объяснилось 82% руководителей. К счастью, ни один респондент не отметил среди причин, вызвавших отсутствие приятельских отношений в кругу рабочих вариант «это не мой круг общения». Это говорит о том, что руководитель не ставит себя выше своих подчиненных вне деловых отношений.
Среди факторов, способствующих успешному функционированию компании, 56% респондентов отметили сплоченность коллектива. Хочется надеяться, что не из-за «скромности», а из трезвых соображений 78% руководителей считают важным фактором, обеспечивающим эффективную работу их организации, хорошего лидера.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация хорошо функционирует лишь при наличии высоко организованного коллектива и соответственно лидера, умеющего делать это. Главными качествами, присущими лидеру являются способность ладить с людьми, организовывать их труд и побуждать к действиям. Управляющий компании должен обладать научными знаниями об управлении, но, как выяснилось в ходе проведенного социологического исследования, большинство руководителей не имеет таких знаний. Уровень образования имеет большую значимость для руководителя.
Исследование показало, что наиболее широко применяемой и эффективной формой власти в Нижнем Новгороде является власть, основанная на вознаграждении, а основным средством поощрения является денежная премия.
Итак, можно подвести итоги. В науке управления существует пять основных видов власти: основанная на вознаграждении, на принуждении, власть примера, законная власть, власть эксперта. Каждый вид власти может быть эффективен при правильном его применении и при определенных условиях. Однако по результатам социологического исследования, проведенного в городе Нижний Новгород, большинство руководителей организаций используют власть, основанную на вознаграждении, считая ее наиболее эффективной и подходящей в нынешних условиях. Успешное развитие, по мнению опрошенных, организацию ждет только при наличии сплоченного коллектива и хорошего лидера, который должен уметь организовывать работу персонала, склонять к действиям работников.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Лидерство – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей. Власть, способность влиять на поведение людей необходимы для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.
Основные типы власти – это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.
Эффективность какого-то типа власти зависит от ситуации и от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Из-за меняющихся социальных ценностей, руководители организаций считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не является членом организации.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.
В данной работе приведены результаты исследования власти и влияния на подчинённых в организациях города Нижний Новгород.
Исследование показало, что наиболее широко применяемой и эффективной формой власти в Нижнем Новгороде является власть, основанная на вознаграждении, а основным средством поощрения является денежная премия. Многие руководители в городе Нижний Новгород не знакомы с научной теорией управления. Согласно результатам исследования, можно сделать вывод о том, что в хорошем лидере должно быть сочетание таких важнейших качеств как способность ладить с другими людьми и в тоже время умение склонить ведомых людей к выполнению определенных действий. Исследование доказало, что такая форма власти как принуждение чаще всего не эффективна в управлении.
В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях руководитель не являющийся лидером, который не имеет за своей спиной сработанной команды, вряд ли сможет эффективно управлять предприятием.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/vlast-i-liderstvo/
1. Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.: Финстатинформ, 2005. – 548 с.
2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы менеджмента. М., 2004. – 613 с.
3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник. М., 2003. – 481 с.
4. Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2001. – 529 с.
5. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА М, 2005. – 139 с.
6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Теория управления. СПб: Питер, 2002. – 572 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 2004 – 155 с.
8. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 659 с.
9. Жуков Е.Ф. Общая теория управления. М.: Инфра – М, 2002. – 634 с.
10. Камаев В.Д. Учебник по основам управления. М.: Владос, 2001. – 582 с.
11. Карпов А.В. «Психология менеджмента»: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999 г. – 584 с.
12. Менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А.М., 2004. – 604 с.
13. Менеджмент: Учебник. / Под ред. Жукова Е.Ф.М.: ЮНИТИ, 2002. – 387 с.
14. Основы менеджмента. / Под ред. доцента А.С. Булатова. М., 2002. 569 с.
15. Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации» — М.: Аспект Пресс, 1993 г. – 279с. ( Серия «Управление персоналом)
16. Рамендик Д.М. «Управленческая психология»: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006 г. – 256 с.