Внешнее управление (2)

Курсовая работа

Существуют разные мнения о поведении внешней администрации. Практики сходятся к мнению, что внешнее управление является формальной процедурой, которая в основном применяется в целях подготовки к конкурсному производству (включая решение вопросов между кредиторами) установления прав собственности и подготовки имущества должника к продаже. Другие авторы считают, что российское законодательство о банкротстве делает упор на проведение процедур внешнего управления. В любом случае внешнее управление остается наиболее применимой реабилитационной процедурой.

одержание внешнего управления

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— Определение экономической сущности и места внешнего управления в системе банкротства РФ.

— Рассмотреть структуру разработки плана внешнего управления.

Исследование проводилось с использованием общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.

Методической базой исследования послужили работы российских ученых В.Н. Алферова, А.В. Валуйского, В.В. Витрянского, П.О. Вострикова, В.В. Григорьева, О.В. Вишневской, С.А. Карелиной, В.Г. Когденко, Г.В. Савицкой, Г.К. Таля, А.В. Суворова, Л.Л. Шамшурина, Г.Б.Юна.

1. Теоретическое содержание процедуры внешнего управления

В Российской Федерации внешнее управление рассматривается только в рамках процедуры банкротства предприятия — юридического лица, и предполагает восстановление платежеспособности должника с помощью привлечения внешнего управляющего, прошедшего профессиональную подготовку и обладающего необходимыми знаниями в области экономики и управления, не имеющего судимостей по умышленным преступлениям, состоящим в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих под контролем собрания (комитета) кредиторов этого предприятия и Арбитражного суда. Регламентируется положениями Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (Закон).

Понятие несостоятельности в ст. 2 Закона отождествлено с понятием банкротство и определяется как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Признаки несостоятельности (банкротства):

15 стр., 7323 слов

Антикризисное управление за рубежом

... задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность антикризисного управления за рубежом; 2. Изучить зарубежный опыт антикризисного управления; 3. Показать особенности зарубежного законодательства о ... литературы. 1. Понятие и сущность антикризисного управления за рубежом Антикризисное управление – это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ...

— неспособность должника рассчитаться с кредиторами по всем долгам;

— неспособность уплатить налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды – обязательные платежи;

— несостоятельным предприятие-должник станет только после того, как арбитражный суд признает его неплатежеспособность и установит наличие признаков, которые являются достаточными основаниями для введения в отношении него процедур арбитражного управления.

Закон разделяет особенности признаков банкротства граждан и юридических лиц (ст. 3 Закона).

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

– размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Процесс антикризисного управления включает четыре основных арбитражных процедуры: надзор, финансовое оздоровление, внешнее управление и процедуры банкротства.

На этапе наблюдения временный управляющий, назначаемый арбитражным судом, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (Закон) обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности. Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Анализ финансового состояния на этапе наблюдения производится с целью определения достаточности имущества, принадлежащего должнику для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.

14 стр., 6565 слов

Основные финансово экономические показатели работы предприятия. ...

... масштабами финансового предприятия и выделить основные тенденции его развития, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Их анализ играет важнейшую роль в управленческой деятельности . Состав финансово-экономических показателей Финансово- имеют ...

На этапе финансового оздоровления Закон непосредственно предусматривает разработку и выполнение должником плана финансового оздоровления. Назначенный арбитражным судом администратор в данном случае выполняет только надзорную функцию. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан (ст. 83 Закона):

По сути меры по оздоровлению предприятия, которые предусматривает план финансового оздоровления, ничем не отличаются от обычных управленческих действий грамотного руководства организации на нормально работающем платежеспособном предприятии:

— оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и оценку недвижимости;

— получение финансовой поддержки от инвесторов, в том числе от государства;

— привлечение инвестиций (например, эмиссия ценных бумаг);

— поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта;

— закрытие нерентабельных производств;

— сдача в аренду неиспользуемых зданий, помещений и земельных участков;

— продажа излишних основных средств, в том числе оборудования, непроизводственных основных фондов, объектов незавершенного строительства;

— снижение себестоимости продукции и услуг;

— повышение качества продукции и услуг;

— совершенствование системы управления предприятием;

— переподготовка персонала.

Кроме данных мер, свойственных «здоровым» предприятиям, план финансового оздоровления может включать действия по оздоровлению несостоятельного предприятия:

— реорганизация предприятия (слияние, выделение, присоединение) при условии заключения мирового соглашения;

— акционирование предприятия;

— продажа неэффективных пакетов акций других предприятий и долей в уставных капиталах других предприятий;

— перепрофилирование предприятия;

— оптимизация численности персонала в соответствии с реальной производственной программой;

— исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителем должника или третьими лицами;

— увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц.

На этапе внешнего управления конкурсному управляющему было поручено разработать план внешнего управления компанией, второй частью которого является план финансового оздоровления. Утверждение этого плана имеет важные юридические последствия для конкурсного управляющего и для дальнейшей судьбы компании. Если план одобрен собранием кредиторов, это означает, что внешний управляющий остается в должности и получает возможность реализовать этот план. Неутверждение плана может повлечь за собой замену конкурсного управляющего.

Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к компании-должнику с целью восстановления ее платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление не является универсальной процедурой. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» внешнее управление не применяется:

32 стр., 15760 слов

Диагностика Анализ вероятности банкротства на примере АО РТК

... Теоретические и методологические основы оценки вероятности банкротства предприятия 1.1.Банкротство: понятие, виды В условиях современной финансовой политики процедуры банкротства (несостоятельности) принадлежат к числу важных средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как ...

1. к кредитным организациям;

2. к гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям;

3. к ликвидируемому должнику;

4. к отсутствующему должнику;

5. при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

Эти ограничения на использование процедуры внешнего управления связаны с ее назначением и особенностями ее реализации: необходимо восстановить платежеспособность тех компаний-должников, где это возможно.

Процедура банкротства — последний этап процедуры банкротства должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона).

При этом этот этап может завершиться не только соразмерным удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица – должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. Эта процедура — внешнее управление — является одним из этапов процедуры несостоятельности, предшествующей процедуре несостоятельности. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но невыполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение вернет стороны к фазе процедуры банкротства.

Кроме того, если конкурсный управляющий в процессе конкурсного производства обнаруживает условия, позволяющие восстановить платежеспособность предприятия, то по решению собрания кредиторов арбитражный суд может вынести решение о введении процедуры внешнее управление, при условии что ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление ранее не вводились на предприятии-должнике.

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:

– по окончании наблюдения, если не имеется основания для восстановления платежеспособности должника;

– по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);

– по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);

– после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства.

Внешнее управление, Внешнее управление

Решение третейского суда о введении внешнего управления вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано в установленном законом порядке.

В зарубежных странах сегодня существуют различные модели правового регулирования производства по делу о несостоятельности, одни из которых больше в интересах кредиторов, а другие — в интересах должников. По французскому законодательству банкротом может быть признано как физическое, так и юридическое лицо. Дела о несостоятельности рассматриваются в основном арбитражными судами.

10 стр., 4538 слов

Антикризисное управление на примере конкретного предприятия

... распределяются между кредиторами, идут на оплату расходов расчетной комиссии, внешнего управления. Глава 2. Правовые основы антикризисного управления в России. Методы реорганизации 2.1 Правовые процедуры несостоятельности (банкротства) В нашей стране процедуры банкротства регламентируются ...

Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Кроме того, во Франции и Англии производство по делу о несостоятельности может быть возбуждено судом.

Производство по делу о несостоятельности начинается, когда должник не в состоянии выплатить долги. Таким образом, законодательство США и Франции о банкротстве направлено на улучшение финансового состояния должника путем обязательного заключения мирового соглашения между должником и кредиторами . В законодательстве Германии под неплатежеспособностью понимается «длительное отсутствие денежных средств, при котором денежные обязательства должника не могут быть исполнены в срок, по крайней мере, в значительной части, не оговаривая при всём этом конкретных сроков неисполнения денежных обязательств». Таким образом, даже в типично германском законодательстве критерий определения признаков несостоятельности (банкротства) следует признать более лояльным по отношению к должнику, чем соответствующий критерий по российскому законодательству.

Производство по делу о несостоятельности в Германии может быть открыто в отношении любого лица, независимо от его деловой активности, которое доказало свою неспособность выплатить долги. Как уже было сказано, для открытия процедуры банкротства судом ФРГ необходим только факт неплатежей, без определения минимальной суммы долга. Дела данной категории рассматривают все гражданские суды.

Реструктуризация компании осуществляется путем изменения ее организационной и производственной структуры для адаптации к изменяющимся рыночным условиям, концентрации усилий компании на развитии тех сфер деятельности, которые приносят компании большую часть прибыли.

При рассмотрении дела о несостоятельности в суде и при установлении факта несостоятельности должника возможны два варианта развития событий: заключение мирового соглашения между должником и кредиторами о выплате долгов или процедура банкротства.

Дела о несостоятельности в Англии и США рассматриваются специальными судами. Должник и кредиторы могут подать исковое заявление в суд только при превышении установленной суммы долга. В Англии суд сам может инициировать иск о признании несостоятельным, если нарушаются общественные интересы или интересы кредиторов того требуют, либо компания, по решению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.

В Англии в случае несостоятельности юридического лица-должника могут применяться процедуры реорганизации, такие как добровольное погашение долгов, администрирование доходов от бизнеса, управление доходами от бизнеса. Другим вариантом является ликвидация должника. Физические лица подлежат процедуре добровольного урегулирования долга или процедуре банкротства.

Порядок администрирования доходов компании аналогичен внешнему управлению. Директор, назначенный собранием кредиторов, контролирует деятельность компании и ее доходы.

В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

– реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего;

90 стр., 44752 слов

Управление оборотным капиталом предприятия

... работы является формирование эффективной стратегии управления оборотными средствами на предприятии. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы управления оборотным капиталом по совершенствованию системы управления оборотным капиталом ООО «Башкиргаз», провести анализ эффективности управления оборотным капиталом ...

– ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему.

Как видно из анализа мирового опыта, ведущие мировые державы в вопросах банкротств становятся на защиту либо кредиторов, либо должников с возможностью восстановления их платежеспособности, но все восстановительные меры по выводу предприятия из состояния неплатежеспособности применяются во внесудебном порядке, если договориться не удалось, вводится судебная процедура, направленная на ликвидацию должника. В отличие от западных стран, российское законодательство предусматривает судебную процедуру восстановления платежеспособности — внешнее управление, но, как и в Европе, на практике выбор процедур восстановления не становится предпочтительным.

2. Нормативное регулирование процедуры банкротства – внешнего управления

Существуют разные мнения о поведении внешней администрации. Практики сходятся к мнению, что внешнее управление является формальной процедурой, которая в основном применяется в целях подготовки к конкурсному производству (включая решение вопросов между кредиторами) установления прав собственности и подготовки имущества должника к продаже. Другие авторы считают, что российское законодательство о банкротстве делает упор на проведение процедур внешнего управления. В любом случае внешнее управление остается наиболее применимой реабилитационной процедурой.

Вместе с тем, вынесение арбитражным судом определения о введении данной процедуры, а тем более ее успешное завершение является редкостью для российской практики, что подтверждается статистикой Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно статистике Высшего Арбитражного Суда РФ, с 1996 по 2014 год внешнее управление было введено арбитражными судами на 24 145 предприятиях-должниках, что составляет 4,26% от общего количества поданных заявлений о банкротстве. При этом восстановлена платежеспособность только 213 должников (в среднем 23 в год), что составляет 2,3% от всех введенных процедур внешнего управления и 0,08 % от завершенных дел о банкротстве за все указанные годы.

Результаты статистики последних 7 лет действия Закона о банкротстве также позволяют сделать вывод о неэффективности процедуры внешнего управления. На протяжении 7 лет (2008 — 2014 гг.) процедура внешнего управления проводилась в отношении 827 должников.

В среднем около 24 судебных решений принимались арбитражными судами каждый год в отношении восстановления платежеспособности, что означает, что процедура внешнего управления была эффективна только в 2,95% случаев.

Несмотря на сложившуюся неоднозначную практику, необходимо отметить ведущую роль и практическую значимость реабилитационных процедур, поскольку их регулирование и применение призвано в большей степени сохранить добросовестного должника, испытывающего временные трудности, не ущемляя при всём этом прав и интересов кредиторов.

Внешние и внутренние факторы влияют на эффективность процедур реабилитации банкротства в России. К внешним факторам можно отнести мировой финансово-экономический кризис 2010-2012 гг., О чем наглядно свидетельствует имеющаяся статистика банкротств. Если в 2009-2011 гг. Процедура внешнего управления завершилась восстановлением платежеспособности соответственно в 31,41,40 случаев, то в посткризисный период 2012-2014 гг. Только в 11,14,13 случаях.

18 стр., 8697 слов

Управление заёмным капиталом предприятия (на примере ОАО «КуйбышевАзот»)

... теоретические основы заемного капитала предприятия; рассмотреть процесс управления заемным капиталом на примере предприятия ОАО «КуйбышевАзот» разработать рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом; рассмотреть эффективность ... банку или другому кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости этого имущества. Заемный капитал в структуре капитала фирмы состоит из ...

За период 2012-2014 годы при росте количества введенных процедур внешнего управления (на 30% больше, чем в предкризисные годы) наблюдается сокращение количества восстановления платежеспособности на предприятиях-должниках более чем в три раза.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов с целью восстановления платежеспособности должника. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен на шесть месяцев, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока внешнего управления или осуществление утвержденного плана внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, совокупный период финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

При этом для разных категорий должников Законом предусмотрены особенности процедуры внешнего администрирования, в том числе сроки ее реализации. Так, для градообразующих предприятий срок внешнего управления может быть продлен по ходатайству органа местного самоуправления до 2,5 года, а под поручительство органа местного самоуправления или органа исполнительной власти – до 10 лет (при условии начала расчетов с кредиторами не позднее чем через один год после продления).

Для сельскохозяйственных организаций срок внешнего управления устанавливается с учетом окончания сельскохозяйственного года и может быть продлен до 21 месяца, а в случае стихийных бедствий и крайне неблагоприятных условий — до 33 месяцев.

Правовой режим внешнего управления предусматривает меры по ограничению полномочий:

– органов управления должника;

– кредиторов.

Меры по ограничению полномочий органов управления должника включают:

Отстранение от должности руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему.

Прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника-унитарного предприятия (их полномочия переходят к внешнему управляющему, за исключением органов управления, предусмотренных Законом, а также полномочий, переходящих к комитету или собранию кредиторов).

Отстранение руководителя от должности не равнозначно увольнению; необходимость отстранения от должности не препятствует возможности перевода его на другую работу в рамках предприятия.

Прекращение полномочий коллегиального органа управления должника не влечет прекращения его деятельности. Такие органы, как совет директоров или контрольные органы, могут функционировать и принимать решения, но некоторые решения не могут быть реализованы, пока компания находится на этапе внедрения процедуры внешнего управления.

Меры по ограничению полномочий кредиторов должника включают:

10 стр., 4742 слов

Антикризисное управление предприятиям ОАО “Балаковорезинотехника” ...

... из инструментов антикризисного управления для восстановления платежеспособности. Определение финансового оздоровления содержится в Законе о несостоятельности (банкротстве). Однако это определение подразумевает процедуру банкротства компании-должника. Эффективность антикризисных мер зависит от ...

Отмену ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов.

ВВЕДЕНИЕ моратория на погашение кредита по денежным обязательствам.

Благодаря введению моратория на удовлетворение требований кредиторов (приостановление возможности принудительного взыскания с предприятия задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил до введения процедуры внешнее управление), должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся у него денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в течение достаточно продолжительного периода, равного сроку проведения внешнего управления. Это, несомненно, является серьезной экономической льготой, разумное использование которой может позволить должнику улучшить свое финансовое состояние и восстановить платежеспособность (6, с. 34).

По экономической сущности мораторий на удовлетворение требований кредиторов является одним из необходимых условий финансового оздоровления должника.

Действующий закон о несостоятельности предусматривает более четкое регулирование условий моратория. В ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 года установлено начисление процентов по ставке рефинансирования Банка России (по состоянию на 27.05.2009 г. равной 12% согласно Указанию ЦБ РФ от 13.05.2009 г. № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).

«При соответствующей договоренности с кредиторами этот процент может быть снижен и срок начисления сокращен на сумму требований кредиторов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам с одновременным прекращением начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций, а также подлежащих уплате процентов за неисполнение ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Эта процедура способствует стабилизации финансового состояния должника и предусматривает необходимую компенсацию кредиторам убытков, понесенных в результате введения моратория». По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется, во-первых, на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, во-вторых, на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника, при условии, что срок исполнения таких обязательств наступил до введения внешнего управления.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, а также на требования о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника, срок исполнения которых наступил уже после введения внешнего управления. Кроме того, мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по договорам об авторском праве, алиментах, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

26 стр., 12859 слов

Организация управления кризисным предприятием. управление предприятием ...

... управления на малых предприятиях, сформировать практические навыки в отношении антикризисных мер, позволяющих обеспечить сбалансированность возможностей малого предприятия в условиях воздействия внутренней и внешней ... управления. Совершенствовать методы разработки информационных систем в управлении международным бизнесом. дипломная работа ... малых предприятий и их выходу из кризиса. ТРЕБОВАНИЯ ...

В ст. 109 Закона о несостоятельности специально предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления:

— Перепрофилирование производства.

— Закрытие нерентабельных производств.

— Взыскание дебиторской задолженности.

— Продажа части имущества должника.

— Уступка права требования должника.

— Исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия или иными лицами.

— Продажа предприятия должника.

— Увеличение уставного капитала должника за счет участников и третьих лиц.

— Замещение активов предприятия-должника.

Иные меры, принимаемые внешним управляющим, не противоречащие законодательству РФ .

Рассмотрим подробнее эти меры по восстановлению платежеспособности.

Перепрофилирование производства предприятия-должника предусматривает пересмотр номенклатуры выпускаемых им товаров (работ, услуг) и переход на выпуск новой, конкурентоспособной продукции, пользующейся на рынке устойчивым платежеспособным спросом. Стратегия перепрофилирования производства заключается в разработке и реализации программ обновления производственных технологий для удовлетворения потребностей производства и выпуска новой для данного предприятия конкурентоспособной продукции, в закупке необходимого оборудования, в подготовке и переподготовке управленческого и производственного персонала требуемой квалификации.

Кроме того, при внедрении процедур внешнего управления целесообразно организовывать и развивать различные формы лизинга применительно к ограниченным финансовым ресурсам предприятия в условиях платежного кризиса, что снижает возможность приобретения необходимого оборудования.

Принимая решение о закрытии убыточных производств, нужно руководствоваться результатами финансового и маркетингового анализа. Компания должна четко определить, какие виды товаров и в каких объемах она будет производить. Когда эта проблема будет решена, необходимо, чтобы в структуре компании остались только те производства, которые сегодня производят рентабельную и конкурентоспособную продукцию. Остальные производства должны быть закрыты, несмотря на социальные негативные последствия (увеличение безработицы, снижение выручки и т.д.).

При этом из перспективных прибыльных производств можно выделить дочерние предприятия.

При принятии решения об урегулировании долга часто бывает, что компании-должники сами оказываются в состоянии банкротства. Поэтому контроль над состоянием задолженности на предприятии должен быть жестко налажен, потому что просроченная дебиторская задолженность продается с большим дисконтом (до 70%).

Внешний управляющий продает недвижимость через привлечение специализированной организации, которая не должна интересовать должника или внешнего управляющего.

Уступка права требования к его дебиторам (цессия) является формой реструктуризации дебиторской задолженности. В случае, когда взыскание дебиторской задолженности не приводит к положительным результатам или затягивается на длительное время, целесообразнее уступить право требования, т.е. продать ее другому лицу. Продажа долга осуществляется в открытом порядке по рыночной стоимости, определяемой независимым экспертом и согласованной с собранием кредиторов.

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия или иными субъектами, данная мера допускается только при одновременном удовлетворении требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с утверждениями реестра кредиторов.

Продажа бизнеса должника — наиболее специфическая форма восстановления платежеспособности компании. «При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, другие исключительные права, принадлежащие должнику, кроме прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам (например, лицензии на определенный вид деятельности)».

В данном случае предприятие меняет собственника, но продолжает осуществлять свою деятельность, причем, как и при замещении активов, средства, полученные при продаже предприятия пойдут, на погашение кредиторской задолженности в соответствии с реестром требований кредиторов.

Интересной процедурой восстановления предприятия-должника является замещение активов. Суть этой меры по восстановлению платежеспособности должника состоит в том, что на базе его имущества создаётся одно или несколько открытых акционерных обществ, которые являются дочерними по отношению к должнику. Инициатива избрания этой меры по восстановлению платежеспособности принадлежит органу управления должника, уполномоченному в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок, по его ходатайству она и может быть включена в план внешнего управления, но для этого необходимо согласие всех кредиторов, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника. В случае создания одного общества, в его уставный капитал вносится всё имущество должника, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Тем самым происходит оплата должником уставного капитала создаваемого общества и приобретение его акций. Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов его деятельности.

Величина уставных капиталов обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определённой на основании отчёта независимого оценщика с учётом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении соответствующих сделок должника. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых обществ, определяется планом внешнего управления. Закон не приводит механизм наделения имуществом вновь создаваемых обществ. Как представляется, в этом случае следует руководствоваться пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса РФ и статьёй 18 Федерального закона «Об акционерных обществах», устанавливающих порядок реорганизации юридического лица в виде разделения. Должен производиться раздел активов должника в виде материальных ценностей, составляться разделительный баланс с указанием имущества, передаваемого каждому обществу с учётом осуществления отдельных видов деятельности должника. Все акции вновь созданных таким образом акционерных обществ, принадлежат должнику.

Кроме акций созданных дочерних обществ, в составе имущества должника в результате замещения его активов не остаётся каких-либо значительных активов, материальной базы для продолжения хозяйственной деятельности.

Смысл замещения активов должника состоит в том, чтобы продать акции вновь созданного акционерного общества (обществ) на открытых торгах или на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже), а вырученные деньги направить на погашение требований всех кредиторов. Всё зависит от ликвидности акций созданных обществ. Программа реструктуризации предприятия во внешнем управлении должна обязательно содержать комплекс мероприятий по рационализации основных направлений деятельности предприятия и оптимизации производственного аппарата. Это связано с тем, что основной целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника, что подразумевает и осуществление расчетов с кредиторами в соответствии с реестром. Очевидно, что для достижения указанной цели внешний управляющий должен не только реализовать совокупность технических мероприятий по подготовке предприятия к продаже или к замещению активов, но и постараться в максимально возможной мере увеличить стоимость предприятия.

Увеличение стоимости предприятия прямо пропорционально росту эффективности его деятельности. Следует признать, что внешний управляющий в значительной степени ограничен в выборе и реализации мероприятий по повышению стоимости предприятия из-за недостатка средств. Очень часто средств у внешнего управляющего не хватает даже для организации текущей деятельности предприятия в минимальных размерах и, в связи с этим, он ограничивается наименее ресурсоемкими мероприятиями. При этом, в любом случае, внешний управляющий должен реализовать комплекс мероприятий по приведению в соответствие параметров производственной программы и параметров имущественного комплекса предприятия.

Это включает в себя с одной стороны мероприятия по увеличению доходов предприятия, а с другой стороны — мероприятия по снижению затрат. К увеличению доходов кризисных предприятий приводит реализация мероприятий по изысканию дополнительных источников денежного потока. Сюда относится реализация части имущества предприятия не используемого в основных производственных процессах, реализация сверхнормативных и неиспользуемых в производстве продукции запасов товарно-материальных ценностей, сдача части производственных площадей и оборудования в аренду, изменение ценовой политики предприятия, реализация других маркетинговых мероприятий и др.

Рекомендации при проведении замещения активов

Для арбитражных управляющих: Для кредиторов:

— для проведения замещения активов должника необходимо иметь решение собрания кредиторов и решение органов управления должника (совета директоров или общего собрания акционеров) по одобрению крупной сделки;

— получить согласие на замещение активов всех залоговых кредиторов;

— согласовать с собранием кредиторов состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых ОАО. — требовать от арбитражного управляющего согласования состава имущества, вносимого в новое ОАО;

— требовать у арбитражного управляющего и согласовывать полный пакет документов на создание новых ОАО, в том числе Устав ОАО (в котором должны быть предусмотрены запрет на совершение сделок с имуществом ОАО до продажи акций ОАО на вторичном рынке ценных бумаг и ограничение полномочий генерального директора по совершению сделок на сумму не более10% от балансовой стоимости активов общества).

Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Требования к кандидатуре внешнего управляющего, а также выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих предварительно рассматриваются и утверждаются на собрании кредиторов.

Внешний управляющий может быть отстранен судом от исполнения своих обязанностей:

– по собственному желанию;

– на основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;

– в случае выявления обстоятельств, препятствующих назначению арбитражным управляющим;

– в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве.

Внешний управляющий

Права:

— распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

— заключать от имени должника мировое соглашение;

— заявлять отказ от исполнения договоров должника;

— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении, заключенных или исполненных должником с нарушением норм Федерального закона.

Обязанности:

— принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

— разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

— вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

— заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

— принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

— вести реестр требований кредиторов;

— реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

— информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Внешний управляющий

Права:

— распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

— заключать от имени должника мировое соглашение;

— заявлять отказ от исполнения договоров должника;

— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении, заключенных или исполненных должником с нарушением норм Федерального закона.

Обязанности:

— принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

— разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

— вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

— заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

— принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

— вести реестр требований кредиторов;

— реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

— информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Определения арбитражного суда о назначении или отстранении внешнего управляющего вступают в законную силу немедленно, но могут быть обжалованы.

3. Структура и принципы разработки плана внешнего управления

Экономическую основу процедуры внешнего управления составляет план внешнего управления. План внешнего управления — документ, утверждаемый собранием кредиторов и являющийся обязательным для исполнения внешним управляющим (в части организации осуществления мер по восстановлению платежеспособности) и должником (в части принятия решений органами управления должника, например, при принятии решения о проведении дополнительной эмиссии акций, продажи предприятия должника и замещения активов).

В настоящее время разработка плана осуществляется внешним управляющим субъективно — по собственному усмотрению. Он вправе предусмотреть в наибольшей мерецелесообразные, на его взгляд, меры по восстановлению платежеспособности должника, учитывая при всём этом мнения кредиторов и должника. При этом никто не может обязать внешнего управляющего включить в план мероприятия, невозможные для реализации либо не приводящие к восстановлению платежеспособности должника. Внешний управляющий может включить некоторые меры по восстановлению платежеспособности, такие как дополнительная эмиссия акций, продажа предприятия и замещение активов только по ходатайству (с согласия) учредителей (участников) или иных собственников должника.

При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего – восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.

Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго «лечить» несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.

Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами – подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоровляющие» подсистемы предприятия-должника.

Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой «тандем» может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

Разработке планов внешнего управления посвящен ряд нормативных документов:

Типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.

Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления» (сегодня не применяется).

Примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г. (сегодня не применяется).

Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план «обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов». Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:

План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и другие функции.

План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.

Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых – восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.

План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. Специфической особенностью плана внешнего управления, по мнению Т.П. Прудниковой, является одновременный учет, как требований Закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица, важнейшие из которых — обоснованность и взаимосвязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов

План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, – документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические, либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.

Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.

Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. При этом в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.

Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ).

Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

План внешнего управления

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления – найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.

Состав и структура плана внешнего управления

Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

Восстановление платежеспособности должника.

Сохранение возможности осуществления этим предприятием хозяйственной деятельности.

Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия. Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.

Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.

Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).

Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при всём этом станет невозможным.

Описание мер оперативной реструктуризации.

Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.

Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).

Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.

Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.

Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.

Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.

По окончании срока внешнего управления внешний управляющий созывает собрание кредиторов об утверждении отчета по результатам внешнего управления, либо о продлении процедуры внешнего управления.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами.

О прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В соответствии с решением кредиторов арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности до избрания или назначения нового руководителя должника. В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо, то внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему.

В ходе исследования в рамках НИР, проведенной в Финуниверситете был осуществлен анализ арбитражной практики по вопросам применения внешнего управления, формирования, реализации и экспертизы планов внешнего управления. Обобщая проведенный анализ постановлений ВАС РФ, федеральных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов был сделан вывод, что оспариваемые планы внешнего управления не отвечают требованиям статьи 106 (1; с. 18) и требованиям, установленным другими федеральными законами. Они не предусматривают или не содержат:

— реальных условий и порядка восстановления платежеспособности должника в определенные сроки;

— условий и порядка реализации, предусмотренных данным планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника;

— расходы на реализацию мер по восстановлению платежеспособности должника;

— экономических механизмов реализации мер по восстановлению платежеспособности;

— имеют недостоверные сведения о должнике.

Также арбитражные суды отмечают, что предусмотренные рядом планов меры по восстановлению платежеспособности не отвечают признакам исполнимости, т.е. не содержат ни реальных мер по восстановлению платежеспособности должника в конкретные сроки, ни экономически обоснованных механизмов реализации этих мер, что влечет не только невозможность восстановления платежеспособности должника, но и затягивает процедуру банкротства, увеличивает текущие расходы на ее проведение и, как следствие, приводит к уменьшению конкурсной массы, за счет которой погашаются требования кредиторов, что не может не нарушать права и законные интересы кредиторов, включая государство.

Можно сделать вывод, что на успешность реализации процедуры внешнего управления большое влияние оказывает качество утвержденного плана внешнего управления, обоснованность мер по восстановлению платежеспособности и возможность их эффективной реализации.

Очевидно, что для утверждения и принятия к действию эффективного плана внешнего управления необходимы дополнительные исследования, в том числе, определение его обоснованности, уровня неопределенности и риска. Сложность и многовариантность задачи планирования процедуры внешнего управления диктует необходимость ее тщательной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономической причиной применения процедур банкротства является наличие просроченной задолженности при недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов. В связи с этим необходимо отметить значимость введения в отношении несостоятельного предприятия внешнего управления – реабилитационной процедуры, поскольку данная процедура призвана в большей степени сохранить добросовестного должника, испытывающего временные трудности, не ущемляя при всём этом прав и интересов кредиторов.

Последствиями введения внешнего управляющего являются:

Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.

Прекращение полномочий органов управления должника.

Объявление моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Приоритетеной целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/vneshnee-upravlenie-kak-protsedura-bankrotstva/

Вишневская О.В. Антикризисное управление предприятием. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 313 с.

Востриков П. О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом // Хозяйство и право. – 2014.№ 8. — С. 18-20.

Гаврилова В.Е. Банкротство в России: Вопросы истории, теории и практики. Учебное пособие. – 2011. — 207 с.

Дорохина Е. Г. Правовая природа плана внешнего управления //Российская юстиция. – 2014.№ 9. – 9-10 с.

Карелина С.А. Правовое регулирование планирования в процессе несостоятельности // Арбитражный процесс. — 2014. № 7. – с. 32-35.

Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 390 с.

Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. – М.: Национальный институт бизнеса, 2013. – 468 с.

Никифорова Н.А. анализ в антикризисном управлении // Финансовый менеджмент. – 2014.№ 6. — С. – 30-34.

Папе Г. Институт несостоятельности. Общие проблемы и особенности правового регулирования в Германии. Комментарий к действующему законодательству. — М., 2012. – 16 с.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2012. — 263c.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 425 с.

Таль Г.К. Направление совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА-М, 2015. – 343с.