Стратегическое и оперативное планирование в страховых компаниях

Бизнес-план

Переход к нашим отношениям возложил на менеджеров большую ответственность за экономическое здоровье своих компаний. Утратив централизованное управление, фирмы обрели полную самостоятельность в хозяйственной деятельности. Они выбирают собственные направления деятельности, определяют ассортимент продукции и виды предоставляемых услуг, совершают сделки, не противоречащие действующему законодательству. В целях снижения риска потерь каждая фирма нуждается в разработке такого документа внутри фирмы, который бы обосновывал предполагаемые решения, цели,

Таким документом является бизнес-план. Без него в настоящее время невозможно взять кредит в банке, получить инвестиции из-за границы или заключить солидный долгосрочный договор. За рубежом эта проблема давно решена, так как в условиях многовековых рыночных отношений считается обязательным начинать любое дело с бизнес-плана.

В современных условиях необходима принципиально новая система управления экономикой, основанная на изменении правил собственности, хозяйственного механизма, перехода бизнеса к самоуправлению, самоокупаемости и самофинансированию. Компетенция и ответственность руководящих органов на всех уровнях и во всех сферах должны быть четко разграничены, должны быть созданы условия для нормального функционирования предприятий и ассоциаций.

Основная фигура в управлении — это человек, от знаний, квалификации и опыта которого зависит эффективность управленческой работы и, как следствие, конечный результат производства.

Цель данной работы – рассмотреть и оперативное планирование компаниях.

Задачи: изучить сущность планирования; рассмотреть планирование компаниях; выявить стратегию компании.

1. Сущность планирования

В отличие от управления техническим комплексом, бизнес-менеджмент — это управление коллективом работников в процессе их сознательной и целенаправленной производственной деятельности. Управление бизнесом включает в себя такие функции, как постановка целей, координация, регулирование, стимулирование, мониторинг и оценка производительности отдельных сотрудников и персонала в целом. Центральным звеном в организации любого бизнеса, как известно, является планирование. Раньше при государственном управлении планирование было чисто централизованным, а компаниям оставалось выполнять задачи и планы, полученные «сверху».

Сейчас большинство коммерческих фирм не имеют официально принятых планов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т.п. На смену планированию приходят всевозможные решения собственников по определенным сферам экономической деятельности, которые, как правило, планируются на следующий текущий период и не дают ориентации на будущее. Это объясняется рыночной ситуации и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства «на глазок»; хотя практика часто ставит и таких опытных руководителей в тупик1.

4 стр., 1561 слов

Экономические методы управления условиями и охраной труда

... и стимулы системы управления охраной труда Экономический механизм управления охраной труда заключается = планирование и финансирование мероприятий по охране труда; = обеспечение экономической заинтересованности работодате­ля в улучшении условий труда и внедрение более совершенных средств охраны труда; = обеспечение экономической ...

Ошибки, ошибки расчетов и понесенные убытки раскрываются только после составления квартальной финансовой отчетности. Однако подробные аналитические обзоры финансовой отчетности не готовятся, поэтому не принимаются своевременные меры по исправлению ситуации. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказались в сложном финансовом положении или вообще неплатежеспособными, включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятием решений, представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка, служит своего рода компасом, который направляет движение предприятия в бурном море рыночной экономики.

Формальное планирование, безусловно, требует известных усилий. Но оно дает и немало выгод: во-первых, заставляет руководителей мыслить перспективно, а не жить одним днем, от случая к случаю; во-вторых, ведет к четкой координации действий; в-третьих, устанавливает основные показатели деятельности, которые поддаются контролю; в-четвертых, заставляет предприятие четко определить свои задачи; в-пятых, позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению обстановки; в-шестых, наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Планирование — это функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности организации, необходимые средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Первоначальным элементом проектирования является подготовка прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемые в тесном взаимодействии с окружающей его средой2.

Организация обычно формирует единый план управления деятельностью, но в его рамках используются разные методы для достижения конкретных целей. Образно говоря, рисуется карта пути, по которому организация должна двигаться к поставленной цели в заданный период времени.

Тип планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня организационной иерархии, на которой они выполняются.

Таким образом, стратегическое планирование предусматривает продвижение этих целей для развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное долгосрочное функционирование в своей рыночной нише. Стратегическое планирование выполняется на высшем уровне иерархии управления.

На среднем уровне управления производится тактическое планирование: т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения целей и задач. Тактическое планирование основано на идеях, разработанных планированием.

Оперативное планирование выполняется на самом нижнем уровне организационной иерархии. Оперативное: текущее производственное, финансовое и исполнительное планирование на короткие периоды времени, ориентированное на интеграцию, определение деталей, адаптацию к ранее запланированным планам и графикам работы.

3 стр., 1112 слов

Менеджмент: Управление и организация бизнеса на примере ИП «Бутко»,

... практики мною была изучена: структура организации; структура, организация бухгалтерского учета и отчетности; основные показатели, характеризующие работу организации, что соответствует поставленной цели и задачам производственной практики. ... того, компания предоставляет свои услуги по перевозке строительных материалов. На внешних перевозках фирма не специализируется. ИП «Бутко» имеет магазин, основной ...

Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации.

С помощью функции планирования в определенной степени решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справляться с неопределенностью в будущем и более эффективно реагировать на них.

Бизнес-планирование — это процесс разработки системы мероприятий по реализации бизнеса, инвестиционного проекта, развития организации на определенный период времени, оформленный в виде бизнес-плана.

Бизнес-план — это постоянный документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с изменениями как внутри организации, так и во внешней среде. Такой план как стратегический документ решает задачи: обосновывает экономическую целесообразность направлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источники финансирования для реализации выбранной намечает состав работников, который способен реализовать планируемые мероприятия3.

бизнес-план — документ внутреннего пользования. Для инвесторов, кредиторов и потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию, бизнес-план составляется в сжатой форме («резюме»), но так, чтобы они видели реальность и выгодность реализации данного проекта. именно этот документ как особый менеджмент широко используется в современной рыночной экономике для инноваций и называется бизнес-планом4.

2. Планирование компании

Для эффективной организации бизнеса, несомненно, важным направлением является внедрение новых страховых услуг (продуктов), выверенных и отлаженных до мелочей, тщательно адаптированных к финансовой и политической ситуации в таких как ипотека, микрострахование и др. Еще одно, не менее важное направление развития страхового рынка — это развитие по регионам. Как отмечает автор статьи, «государство и финансовые органы субъектов Федерации не принимают серьезных мер для поддержки развития страхового рынка, считая его второстепенным» 5. Однако специфика бизнеса заключается в том, что он активно развивается в социально и экономически стабильных регионах, так называемых благоприятных. В рыночных условиях вы не можете приказать разместить денежные потоки там, где вы бы хотели их видеть. Экономическая целесообразность диктует свои законы, в основе которых экономические, правовые, налоговые и прочие механизмы, поэтому задачей региональной государственной политики в сфере страхования должна стать грамотная протекционистская деятельность, направленная на решение социальных проблем на основе использования важнейшего финансового механизма, которым является Изучение опыта зарубежного показывает, что в Европейском Сообществе, Канаде и США, хотя и в разной степени, ответственность за регулирование рынка разделена между центральными, местными или региональными властями. В Соединенных Штатах в каждом штате существуют фактически независимые системы регулирования без существенного федерального регулирования. В свою очередь, страны Европы имеют свои собственные системы регулирования но работающие на условиях координации корректив на уровне ЕС. Положение в Канаде представляет собой нечто среднее между ситуацией в США и ЕС. Для всех стран анализ основан на рассмотрении согласованных нормативных принципов, в которых изменения и детали принимаются на местном уровне.

13 стр., 6366 слов

Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности ...

... рефератов Воздушный кодекс РФ и международное право. Методологические основы правового регулирования деятельности гражданской авиации Координация деятельности ведомств и организаций в сфере гражданской авиации - основа обеспечения безопасности полетов. ... 92 Зачет/ реферат Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности в области ...

В Канаде регулятивная ответственность разделена между федеральным и региональным правительствами. Правительство разработало Закон о единстве страхования в качестве модели для местного законодательства. Эти условия существенно влияют на законодательную и управленческую политику в различных целях

Методы регулирования — одна из основных проблем, связанных с состоянием отрасли в России. В этой связи можно выделить два основных направления:

Как должна развиваться система методов регулирования, чтобы соответствовать финансовым характеристикам экономики и развитию страхового сектора.

Как снять барьеры, мешающие западным страховщикам работать в России, т.е. обеспечение стандартов, соответствующих условиям ВТО.

Эффективный страховой рынок способствует повышению стабильности экономики, существует гибкое управление индивидуальными и общими рисками и сбережениями граждан. Среди перспективных направлений развития российского рынка можно выделить:

  • развитие жизни в силу той роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала;
  • имущества субъектов малого и среднего бизнеса (при приобретении ими оборудования в лизинг и получении банковских кредитов);

учитывая международный опыт, российские ориентиры в области страхового регулирования могли бы включать в себя:

  • формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и и страхователей;
  • становление четкой системы управления в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут преданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть четко и последовательно прописано;

система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка

контроль должен осуществляться единственным самостоятельным регулирующим законом или, в случае необходимости, делегировать необходимые полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;

  • обеспечение регулярной отчетности и посредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующим органом;
  • участие на рынке иностранных с целью обеспечения максимального набора страховых услуг;
  • решение вопроса о соответствии между частным сектором страхования, региональной системой обеспечения и организациями в сфере здравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского и страхования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
  • разработка долгосрочной развитии рынка включая учет полезной роли частных страховщиков;
  • перераспределение доходов страховых компаний для развития отраслей экономики (инвестиционная деятельность).
    5 стр., 2375 слов

    Бренд-менеджмент международных компаний на российском рынке (на ...

    ... вывода на российский рынок компании юнилевер Бренд менеджмент международных компаний на российском рынке Бренд менеджмент unilever Бренд менеджмент на примере компании Международный менеджмент на примере предприятия Международный менеджмент на примере российской компании Если на российском рынке соответствие торговой марки ...

Резервы, создаваемые фирмами, представляют собой значительный инвестиционный потенциал, который достаточно эффективно конкурирует с банковскими ресурсами, направляемыми в реальный сектор экономики. Характер накапливаемых ресурсов позволяет им использовать временно свободные средства для долгосрочных производительных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Банки, основанные на краткосрочных заемных средствах, не имеют таких возможностей.

Еще одна важная функция страховой системы — дополнять, а иногда и заменять государственную пенсионную систему.

Система налогообложения деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему и способствовать оптимизации рынка.

Текущий этап социально-экономического развития требует фискальной политики, учитывающей как необходимость активизации экономической деятельности, так и реальные возможности налогоплательщика, то есть страховых компаний. Для этого необходимо учитывать общие положения о регулировании налогообложения иностранных компаний, а также особенности действующего российского законодательства в этой сфере.

В то же время первоочередной задачей реформы налоговых режимов сделок является стимулирование реального спроса на страховые услуги.

Таким образом, основными целями развития дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства. Основными задачами по развитию страхового дела являются формирование законодательной базы рынка услуг, развитие обязательного и добровольного видов страхования, создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за деятельностью, стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного жизни, а также поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным рынком.

деятельности компании

развития страховщика — это последовательность действий, направленных на обеспечение долгосрочной, устойчивой прибыльности компании и, соответственно, роста ее капитализации. Следовательно, разработка должна основываться на экономической оценке эффективности принимаемых решений. Стратегия включает в себя репозиционирование на рынке и внутренние изменения компании. Позиционирование на рынке — это выбор групп потребителей, на которых они будут в основном сосредоточиваться при продвижении своих услуг, а также ряда продуктов, предлагаемых на рынок. Внутренние реформы компании предполагают изменение технологий работы с клиентами, системы сбора и обработки информации, а также технологии принятия решений и их исполнения на основе информационных потоков. Рыночное позиционирование и организация компании — связанные задачи, которые и должны решаться совместно в рамках разработки

3 стр., 1128 слов

Курсовая работа страхование финансовых рисков

... страхования;  провести обзор рынка страхования за 2019 г.;  раскрыть риски страхового рынка;  рассмотреть систему риск-менеджмента в страховании;  охарактеризовать подверженность страховых организаций рискам. ... или обязательного медицинского страхования финансируются ... Страховые компании устанавливают ... рынка страхования стало страхование жизни. С 2015-2019 года взносы по этому виду страхования ...

Отправной точкой для развития страховой компании является вероятностный прогноз развития различных сегментов рынка. Следует оговориться, что речь идет именно о страховом рынке, т.е. зоне свободной (или со слабыми ограничениями) конкуренции между страховщиками на основании предложения потребителям лучшего сочетания цены и качества продукта. В настоящее время к свободному, «классическому» рынку в России можно практически полностью отнести страхование иное, чем страхование жизни, за счет средств населения, которые составляют менее 5% от общих сборов по добровольному В страховании имущества и ответственности за счет средств предприятий различные «отмывочные» и «откатные» операции занимают, по оценкам специалистов, до 80% суммарного сбора премии. жизни «зарплатные» схемы составляют 95 – 98% от общего сбора премии. В силу своей «тупости» и квазикриминального характера они, конечно, не могут рассматриваться как районы развития деятельности компаний, озабоченных ростом своей капитализации: риски, связанные с такой деятельностью, неприемлемы для серьезных инвесторов. Поэтому в сегодняшней России основной интерес при планировании деятельности — рынок страхования за счет населения, а также небольшая «свободная» часть рынка за счет бизнеса. здесь действуют классические принципы привлечения и удержания потребителей: цена, содержание и качество продукта, развитие торговых сетей и позитивное восприятие бренда компании потребителями. В сумме свободный в России на сегодняшний день не превышает 1 – 1,5 млрд. долларов.

Следует отметить, что в последнее время увеличился размер «классического» сегмента рынка нежизни и гражданской ответственности. Во-первых, эффективный бизнес, основанный на долгосрочных инвестициях, не может обойтись без реального, поэтому спрос на классическую защиту со стороны российских компаний растет. Во-вторых, при выводе акций на фондовые рынки, особенно западные, к компаниям предъявляются повышенные требования по прозрачности операций и устойчивости бизнеса, что не может не привести к некоторому спаду в кэптивном и перетоку средств крупнейших компаний на свободный рынок. В-третьих, развитие трансграничных потоков — торговли, человеческих ресурсов и инвестиций, является неотъемлемой составляющей, общепризнанно, способствует развитию полноценного рынка.

Поскольку страхование относится к сфере услуг, его будущее лучше всего прогнозировать на основе данных о перспективах развития экономики в целом или отдельных ее секторов, если это касается особых сегментов рынка. Таким образом, опыт показывает, что существует прямая зависимость между ВВП страны и сбором страховых взносов, что позволяет более или менее точно определять будущее рынка на основе макроэкономического прогноза. Развитие рынка страхования за счет населения лучше всего прогнозировать на основе его связи с доходами граждан. Конечно, здесь необходимо учитывать возможность неэкономических влияний, например, изменения в режиме регулирования страхования, которые могут существенно изменить облик рынка.

Из-за неопределенности будущего и множественности гипотез экономика и, как следствие, прогноз, сделанный в чисто вероятностной форме, будут слишком расплывчатыми. Поэтому прогнозирование развития рынков лучше всего проводить в форме трех сценариев — наиболее вероятного, имеющего максимальную вероятность реализации, пессимистического и оптимистического. Они формируются экспертным путем и им присваиваются свои значения вероятности реализации — например, 50, 25 и 25 процентов. В сценарии развития рынков входит прогноз их емкости (платежеспособный спрос) по географическим и социально-экономическим сегментам, конкурентность, а также потенциальные требования потребителей к наполнению и качеству услуг. Из общего перечня сценариев формируется одна наиболее вероятная гипотеза развития рынка, а также несколько вспомогательных, менее реальных. Вероятности их реализации оцениваются экспертным путем.

12 стр., 5922 слов

Этапы развития и становления менеджмента

... некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента. Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия ... системы управления употребляется термин «администрирование». Цель реферата Исходя из рассуждений об актуальности выбранной темы, ... компании. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что ...

На втором этапе формирования оценивается нынешнее состояние — его сильные и слабые стороны, а также цели развития компании в части используемых технологий и организационного исходя из необходимости соответствовать требованиям конкурентной борьбы на страховых рынках. Далее определяется величина расходов по вариантам составляющих развития компании — стоимость работ по переводу технологий, используемых из нынешнего состояния в целевую точку. Оценивается также прибыльность их реализации — доход, который может получить заняв целевое место на рынке. Соотношение потенциальных доходов и расходов с учетом вероятности осуществления вариантов развития рынков в результате дает стратегию развития страховщика. При этом принимаемые решения должны быть достаточно гибкими — для того, чтобы адаптироваться к возможным непредусмотренным изменениям рынке.

Заключение

Единственной альтернативой «заторможенным» механизмам государственного регулирования рынка является внедрение механизмов саморегулирования, основное преимущество которых заключается в возможности выработки профессиональных стандартов качества оказания и повышения доверия со стороны страхователей.

Кроме того, саморегулирование позволяет более гибко реагировать на потребности в более качественных услугах. Саморегулирование — это не просто красивые и модные слова, не имеющие практического применения. Не останавливаясь на работе Всероссийского союза страховщиков, которая ведется сейчас для преобразования в саморегулируемую организацию, подчеркну две новых области приложения этого метода регулирования.

Во-первых существуют более 40 видов обязательного Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного заложенных в концепции, к которым относятся усиление контроля за проведением обязательного введение новых видов обязательного создание централизованных гарантийных фондов, представляется весьма проблематичной.

Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект «Об осуществлении обязательного на территории РФ», которому отводилась главная роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклонен Правительством РФ, а в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в закон «Об организации дела в РФ»6 лишь маленькая статья посвящена этому вопросу. Все это обусловливает изменение подхода к регулированию системы обязательного

Актуальность вопроса регулирования системы обязательных видов страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано, что «объекты, подлежащие обязательному риски, от которых они должны быть и минимальные размеры страховых сумм определяются законом».

10 стр., 4837 слов

Что такое страхование. Виды страхований

... звено - подотрасль, нижнее - вид страхования. Все ссылки в классификации охватывают формы страхования - обязательные и добровольные. 3. Отрасли, подотрасли, виды и формы страхования. Классификация по роду опасностей Разделение ...

И здесь страховое сообщество, в том числе и орган страхового надзора попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, может называться обязательным, если по его ведению есть федеральный закон. Пока существует только три таких вида: обязательное медицинское обязательное гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное военнослужащих.

С другой стороны, более 40 видов страхования введены «нестраховыми законодательными актами» и также нуждаются в определении положений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии исполнения услуг.

Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при помощи механизмов саморегулирования, столь популярных сейчас в разных секторах экономики России, в том числе и в страховании.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/biznes-plan/posredniki-strahovogo-ryinka-i-ih-deyatelnost/

Закон РФ «Об организации дела в Российской Федерации» от 27.11.92 г. N 4015-1 (в ред. изменений от 31.12.97 г., 20.11.99 г.)

Басаков М.И. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2005. – 128с.

Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.

Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

Современный рынок страхования. // Финансовая газета № 26, 2004 г.

1 Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

2 Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

3 Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.

4 Басаков М.И. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2005. – 128с.

5 Современный рынок страхования. // Финансовая газета № 26, 2004 г., с. 1.

6 Закон РФ «Об организации дела в Российской Федерации» от 27.11.92 г. N 4015-1 (в ред. изменений от 31.12.97 г., 20.11.99 г.)