ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА
1.1. Сущность муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга
Управление сферой культуры — важное направление муниципальной социальной политики, которое во многом определяет комфортность жизни населения в муниципальной зоне.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) [1].
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры [2].
Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях [51].
Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Понятие «культура» тесно связано с такими понятиями, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурные мероприятия. Рассмотрим их более подробно [52].
Культура всегда была специфической сферой, в ней всегда были очень активны механизмы саморазвития, а ограничения, установленные государством, преодолевались в особых формах.
По своему этимологическому значению понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В античном сознании культура отождествлялась с образованностью, в эпоху средневековья – способность человека раскрыть собственный творческий потенциал любви к Богу, в эпоху Возрождения – культура выступает как активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию [25].
Культура как целостная и очень сложная система обладает высокой способностью к самоорганизации. Таким образом, с древних времен до наших дней ведутся споры о возможности управления культурой.
Тем не менее издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь, главными среди которых сначала стали государство и церковь – основные заказчики произведений искусства, покровители художников, мыслителей и одновременно цензоры определенных форм и направлений. С появлением рыночных отношений рынок стал играть значительную роль в регулировании культурных процессов.
Управление сферой культуры: региональный аспект
... Управления культуры Псковской области; подвести итоги развития сферы «Культура» Псковской области Объект - особенности организации и осуществления процесса управления сферой культуры. Методы исследования: сбор информации анализ собранной информации. 1. Понятие сферы культуры Право участия в культурной ... и иная помощь учреждениям культуры и искусства. Культурная политика основана на общих ...
«Продвинутые» трактовки культурной политики связаны с пониманием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее время укрепляется понимание того, что развитие общества начинается в культуре, которая определяет пути развития и образ будущего, воздействует на мысли, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.
В контексте социальных преобразований методы, средства и формы управления культурой требуют значительных корректировок. Акцент смещается с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей, распределения ресурсов, партнерства с различными субъектами культурной деятельности.
Обеспечение устойчивости национальной культуры под влиянием процессов глобализации имеет первостепенное значение. Современная модель регулирования социокультурных процессов учитывает стремление к культурной самобытности, интерес к местной специфике.
Символы, идеи, товары и люди вовлечены сегодня в глобальный круговорот. Происходит ускорение информационных потоков, увеличение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия, увеличение плотности символической среды, окружающей человека.
Город — это социально-пространственная форма существования общества, материально и социально организованная среда обитания, определенная социальная общность. Город относится к социально – территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию [26].
Динамика производственных процессов, объективный мир, окружающий человека, экологическая среда, информационное воздействие, характеристики социальной структуры — все это неоднозначно влияет на культуру и на человека. Одни факторы стимулируют рост образованности и культуры человека, другие ставят перед ним неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают стресс и психические расстройства, стрессы и нервные срывы.
Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, которое проявляется в интенсивности, разнообразии и динамизме происходящих культурных изменений. Положительное значение этих процессов связано с возможностью самореализации личности. Однако возможности человека воспринимать, понимать и систематизировать информацию ограничены. Люди по-разному относятся к сложным процессам городской культуры и полагаются в своей жизни на разные социокультурные модели.
Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни руководствуются обычными культурными ценностями и нормами, другие — новизной. Реагируя на возникшую ситуацию, они выстраивают реальные ценности и нормы, устраняют устаревшие. Но не всякое новое в практике оказывается положительным. Наиболее подходящая ориентация — сохранение традиций и перестройка своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.
Существенную роль в развитии города играет микросреда местного сообщества — та часть социальной среды, с которой индивид непосредственно взаимодействует в процессе социальной активности.
Ресурсная база социально-культурной деятельности
... организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей ... квалификации кадров в области социально-культурной деятельности. СМИ - средство распространения ... отдельном балансе, само учреждение культуры не имеет "личного" имущества, ...
Микросреда – это, прежде всего, поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми [48].
Сегодня все острее встает проблема выживания и воспроизводства физически, психически и морально здорового человека в городской среде. Местное сообщество должно делать все, чтобы обеспечить благополучие и гармонию каждого человека, сформировать благоприятную духовную и культурную микросреду.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты [3].
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения [4].
Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации [4].
Приватизация иных культурных ценностей допускается в порядке, установленном федеральным законодательством, при сохранении культурной деятельности как основного вида деятельности, сохранении специализированных услуг и организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага – услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей [34, с. 36].
Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей [34, с. 42].
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности:
- культурно-просветительская деятельность;
- театрально-концертная деятельность;
- цирковая деятельность;
- декоративно-прикладное искусство;
- библиотечное дело;
- музейное дело;
- историко-архивная деятельность;
- кино-видеопроизводство;
- изобразительные искусства;
- содержание и реставрация памятников истории и культуры;
- радио и телевидение;
- краеведение.
Формирование и реализация осмысленной культурной политики — одна из важных задач государства, во многом определяющая его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, а с другой — согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и иных сообществ [42, с. 116].
Культурно-досуговая деятельность
... досуг усугубляет автоматизм повседневной практики. Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность ... основополагающих характеристик свободного времени. Многие люди считают досуг и свободное время противоположностью ... потребности; осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, ...
Теперь рассмотрим понятие «досуг». В последнее время внимание ученых к активному отдыху значительно возросло. Это подтверждается увеличением количества научных работ, посвященных рассмотрению данной проблемы (Л.А. Акимова, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский и др.) [31, 33]. Однако неодназначность терминологии, недостаточная обоснованность классификации видов и функций досуга, и, главное – существование в научной литературе множества определений досуговой деятельности, отсутствие строгих критериев, позволяющих определить ее содержательную наполненность, дает право утверждать, что на сегодня данная проблема недостаточно исследована в отечественной науке.
Большинство современных российских научных школ рассматривают досуг как часть социальной и культурной деятельности. Обратимся к термину «социально-культурная деятельность». Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» утверждают, что социально-культурная деятельность по существу моет рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей [35, с 54]. В то же время это важнейшая функция государственных и негосударственных структур, сфера приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средство рационального использования свободного времени различных групп населения».
По определению отечественного исследователя Г.А. Аванесовой, под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [25, c. 56]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает следующую характеристику человеку в условиях досуга: «досужий – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки» [40, c. 48]. Практически до начала XX в. понятие «досуг» трактовалось как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Современное значение интересующего нас понятия появляется в Советском энциклопедическом словаре: «Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат» [41].
Н.Ф. Максютин утверждает, что досуговая деятельность является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющий социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [37, с. 24].
Ежедневное восприятие свободного времени часто ассоциируется со свободным от работы временем. В современных энциклопедиях и справочниках понятия «свободное время» и «свободное время», как правило, также приравниваются друг к другу. Однако исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не выделяют эти явления, хотя они тесно связаны. Свободное время следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи и политики. В свободное время вы можете занять место в «свободное время», но вы не можете посвящать свое свободное время свободному времени.
Муниципальное управление в сфере культуры и досуга
... управления сферой культуры и досуга. Предмет исследования - муниципальная администрация в сфере культуры и досуга. Цель исследования - комплексный анализ теоретических и практических аспектов муниципального управления в сфере культуры и досуга. Задачи исследования: рассмотреть теоретические аспекты муниципального управления в сфере культуры и досуга; проанализировать управление в сфере культуры и ...
Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни людей, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и был, по его мнению, «драгоценным состоянием» и неотъемлемой чертой жизни древнегреческих народов общество. Аристотель считал «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней» [43, с. 74]. Поэтому понятие «свободное время» в древнем мире характеризовало счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии личности с окружающим миром.
Более того, досуг в его древнем понимании был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и божественного сверхчеловеческого. Критерием этой оценки была мудрость, интеллектуальное развитие, достигнутое в свободное время. Поэтому свобода мысли, творческое воображение, создание человека в человеке и приближение к подобию Богу были ключевым смыслом и целью досуга. И в этом контексте, по мнению современного исследователя С. В. Андреевой, феномен досуга был родственен тому смыслу понятия «игра», который вкладывал в него нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. Согласно его концепции игра – более древнее состояние мира, чем культура, первородное по отношению к человеку, присущее животным и являющееся фактором превращения неразумного примата в человека [50, с.42].
Исходя из всего вышесказанного, С.В. Андреева заключает, что сущность свободного времени — это игра как свободное действие, сопровождающее человека осознанием «другого существа». В своей статье «Феномен свободного времени: история и современность» он пишет: «Современное свободное время неоднородно и течет в трех параллельных плоскостях: реальном, виртуальном и идеальном. И хотя в досуговом пространстве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе с тем они находятся как бы в обособленном состоянии от общественного бытия, как игра по концепции Й. Хейзинги [50, с.43]. В соответствии с этим принципом Хейзинга сравнивает игру с своего рода «священным действием», актом священного поклонения. Это, в свою очередь, определяет досуг как сакральное игровое действие, осуществляемое в мире реального бытия» [50, с.45].
Если рассматривать феномен свободного времени с точки зрения ценности, то основной аксиологической характеристикой этого феномена является самореализация личности. Иными словами, то, как человек проводит свободное время, говорит не только о его склонностях, интересах, ориентации на деятельность, уровне интеллектуального и духовного развития, но и о направлениях, в которых он хочет развиваться и совершенствоваться.
Отдых и движение — другие важные ценности свободного времени, которые служат для восстановления физических сил и душевного равновесия. Также в жизни общества досуг ценен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т. д. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Эссе культура речи в профессиональной деятельности
... тема № (в часах) успеваемости дисциплины п/п Практич. Лаборат. Семинар Самост. Лекции раб. Культура речи в профес 1. сиональной деятельности 3 3 3 4 юриста Язык, речь, общение в Устный опрос, эссе 1.1. профессиональной ... свою позицию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - что такое культура речи, какова ее роль в личностной характеристике человека; особенности устной ...
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
1) просто отдых (игры, развлечения, созерцание и т. д.);
2) просвещение (усвоение, потребление культурных ценностей);
3) творчество (техническое, научное, художественное).
Многие исследователи занимаются выделением функций досуга. Однако их окончательная систематизация, к сожалению, еще не проведена. Таким образом, мы имеем довольно фрагментарную картину перечисленных выше функций. В целом досуг способен выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира и расширения индивидуальной среды обитания.
В основном в современной литературе упоминают пять следующих функций досуга [50, с. 27]:
1) развлекательную,
2) компенсаторную,
3) познавательную;
4) развивающую;
5) рекреативную.
Развлекательные и компенсаторные функции реализуются через создание возможности для человека реализовать потребности и аспекты своего внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, дома, на фоне повседневных забот. Поскольку в утилитарных областях практики человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить развивающую и познавательную функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они имеют значение в первую очередь для детей и подростков. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности свободное время приобретает огромное образовательное значение. При этом эти функции остаются важнейшими даже в более зрелом возрасте человека. Сейчас ему, в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, поддерживать социальные связи и отвечать требованиям времени. У взрослых исследователи называют такие процессы не образованием, а вторичной социализацией, которая, по сути, тоже связана с индивидуальным развитием. Досуг имеет широкие возможности для реализации этой вторичной социализации взрослых и пожилых людей с максимальной эффективностью.
Российский исследователь С. Ю. Гацук упоминает рекреативную функцию досуга, которая способствует снятию физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановлению сил посредством активного отдыха. Без реализации этой функции у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни [47, с.393].
1.2. Нормативно-правовая база муниципального управления в сфере культуры, искусства и досуга
Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и развитию культурных ценностей и благ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: Культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело [2].
«Социально-культурная деятельность»
... по использованию современных технологий социально-культурной деятельности. Они охарактеризовали деятельность клубных формирований учреждений культуры, дали гендерную структуру творческих объединений. Изучили способы организации и проведения форм досуга ... разделов и тем, Содержание практики, Примерное количество часов Установка на практику: Цель, задачи производственной практики. Требования к отчёту ...
Формирование и реализация осмысленной культурной политики — одна из важных задач государства, во многом определяющая его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, а с другой — согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и иных сообществ.
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры [12].
На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства [12].
Муниципальная культурная политика основывается на общих принципах государственной политики. Федеральный закон 2003 г. [4] относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Объем отдельных государственных полномочий в области культуры органов власти различного уровня зафиксирован в Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов (Законе РФ от 09.10.15 № 3612-1 «Основы законодательства в Российской Федерации о культуре» (с изм.), федеральных законах от 17.06.16 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 06.01.15 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», от 25.06.15 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия и памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» и др.) и касается всего спектра культурной деятельности в отношении сохранения материального и нематериального культурного наследия, развития национальных культур[1, 2, 3,7]. Это важно, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями производится соответствующим законом субъекта РФ и сопровождается согласно Федеральному закону от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетному кодексу РФ необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами [5].
Однако законодательство ограничивается декларированием комплекса действий по управлению культурными ресурсами, чтобы гарантировать государственную культурную политику на муниципальном уровне. Фактически же муниципальные образования осуществляют государственные полномочия в сфере культуры за счет собственных средств и ресурсов (по поддержке народных художественных промыслов, местных национально-культурных автономий и др.) [6].
Культурная политика» : «Культурная политика в странах Западной Европы
... закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры, – Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры”. Культурные ценности ... выполнить следующие задачи: 1. рассмотреть направления культурной политики ЕС; 2. определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия ЕС; 3. рассмотреть решение этих ...
Разработка целевых программ и создание общественных фондов. Среди мер по сохранению полномочий в сфере культуры в муниципальных образованиях должны быть предусмотрены целевые программы культурного развития муниципальных образований, либо раздел о культуре в программах комплексного социально–экономического развития муниципальных образований (п. 5 ст. 17 Закона № 131ФЗ), а также пути их выполнения. Органы управления культурой уровня субъекта РФ должны способствовать созданию в муниципальных районах и городских округах общественных фондов поддержки культуры (п. 1 ст. 69 Закона № 131ФЗ), что, однако, не везде поддерживается чиновниками и мало реализуется на практике [6].
1