Культурно-досуговая деятельность

Курсовая работа

1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид актив­ности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как деятельность, имеющая многофункциональное назначение, приобретающее сложное содержание, различные формы организации.

важно понимать природу досуга по отношению к потребностям, которые человек удовлетворяет в своем процессе. Известно, что по­требности человека условно можно разделить на три типа:

  • первичные, или врожденные, — физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.;
  • физические — в чистом возду­хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни;
  • материальные ­в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
  • социальные – потребности в общении, социальном обслужива­нии, транспортном передвижении и др.;
  • культурные — потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра­зования, общим развитием личности. В отличие от первичных требований, более устойчивых в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и как личность они воспитываются и созревают. Социокультурные потребности чрезвычайно разнообразны, они сопровождают человека на протяжении всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич­ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций ­новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В свободное время человек удовлетворяет все три типа потребностей в тесном переплетении или последовательности. На­пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты­вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще­нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

  • непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
  • осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
  • его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек испытает положительные эмоции, сосредоточится на конструктивных мыслях, получит качественное обслуживание — словом, достигнет тех состояний, которые связаны с оздоровительным эффектом.

10 стр., 4690 слов

Абрахам Маслоу о потребностях человека

... что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. ... потребности - потребность в пище, воде, поддержке здоровья, отдыхе собственного вида. То есть, как видите, это то, без чего человек не может жить и ... возглавлял кафедру первого факультета психологии и своей деятельностью способствовал развитию всего университета. На протяжении ...

Еще один фактор, позволяющий получить желаемое содержание, связан с осознанием человеком на досуге собственного воплощения своей жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби).

Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци­ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия по интересам позволяют разным людям сохранить чувство индивидуальности, испытать состояние творческого подъема и самореализации.

Благодаря глубокому погружению человека в тему увлечения хобби наделено исключительно высоким оздоровительным эффектом, хотя со стороны иногда может показаться, что человек занят ерундой. Однако организаторы досуга давно поняли, что подобные увлечения открывают поистине безграничные возможности для бизнеса. Изучив наиболее распространенные виды самостоятельного досуга, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Отметим еще одну характеристику значительного свободного времени: восприятие произведений искусства. Люди обра­щаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачи­вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые ему больше всего нравятся.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ).

Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз­личных ситуациях практически в любое время суток.

1.2Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельно­сти

Цели и мотивы человека, обращающегося к определенным видам досуга, как правило, формируются на основе привычек, задатков характера, жизненного опыта. При этом у человека есть свободное время, чтобы узнать что-то любопытное, узнать что-то новое для себя. он способен ошибаться в оценке определенных видов досуга и своего отношения к ним, потому что судит о нем субъективно. Поэтому организаторам досуга не стоит переоценивать его мотивацию по отношению к тому или иному виду деятельности. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления об общем результате, которого человек хочет достичь в определенных видах досуга и который он воспринимает как предпочтительный, желаемый. Субъективные цели человека определяются более конкретно, чем цели прагматических исследований. Если в работе, в семье человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своего труда, то человек старается вывести цели досуга за рамки утилитарных. В конечном итоге цели, безусловно, выполняют положительные или отрицательные функции, связанные с отдыхом, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

67 стр., 33380 слов

Диплом: Совершенствование деятельности культурно — досуговых ...

... теме остаются на стадии изучения. Объект исследования – молодежный досуг., Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга. Целью дипломной работы является изучение особенностей организации свободного ... и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, свободное время привлекает молодежь своим ...

Главное в свободное время — гедонистический и неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые сложно реализовать в других сферах практики. Поэтому свободное время в сознании человека расходится с рабочими днями, социальными обязательствами. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (сово­купность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осозна­ются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как откры­тый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию к отдыху не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, причудливо переплетаются потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и человеческие комплексы. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга ис­ключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые ус­тановки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи назначают больному отдых в специализированном санатории и лечебном учреждении. Но для отдыха он выбирает модный курорт, где сложно найти специалиста по своему заболеванию, уверяя окружающих, что его здоровье быстро поправится. В этом слу­чае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в боль­шей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация обретения свободы в условиях свободного времени и отдыха, по мнению исследователей, является одной из основополагающих характеристик свободного времени. Многие люди считают досуг и свободное время противоположностью принуждению, а не социальными и семейными обязанностями. Фактически, что касается обязанностей на работе, функциональных нагрузок дома, человек в отпуске может в полной мере ощутить добровольность выбора того или иного занятия. Для человека очень важен фактор свободы действий, который позволяет ему компенсировать тот недостаток, который он ощущает на работе и дома, в динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга должны критически подходить к свободе выбора видов досуга. Американский социо­лог Г. Маркузе считает несвободным досуг постольку, поскольку он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения компании и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то говорить о свободе выбора форм развлечения неправомерно.

Более того, как формы домашнего, так и организованного досуга могут иметь очень стандартные формы, сводящие на нет достоинство свободного времени. «Свобода стандарт­ного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо того, чтобы обогащать человека культурой, это усугубляет процесс его обезличивания». Тем более не бесплатным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где очень много похожих и забавных игр и материалов, не затрагивающих разум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

11 стр., 5273 слов

Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период

... КДД. Структура курсовой работы представляет собой комплекс из следующих элементов: введение, две главы, заключение, библиография и другие использованные источники. Глава первая "Общие понятия культурно-досуговой деятельности. Детская библиотека как ...

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижени­ем свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важ­ные для внутреннего развития личности возможности: расширение жиз­ненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусо­вых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных играющих важную роль в развитии ин­дивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном соци­альном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, достигая в процессе оздоровительной деятельности состояния бодрости и оздоровительного эффекта, способен одновременно реализовать ряд своих потребностей одновременно. Таким образом, досуг способен создать в человеке ощущение целостности его внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно наполняя свободное время позитивным и конструктивным содержанием.

У разных людей разные представления о степени этой полноты и целостности. В то время как одни стараются пополнить свое образование в свободное время, расширить кругозор и круг знакомств, другим хотелось бы хорошо выспаться или провести время с близкими родственниками. Но даже учитывая разные мотивы, цели и разное содержание досуга, было бы ошибкой недооценивать их важность как для самого человека, так и для общества.

1.3 Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности челове­ка

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти­вы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает возможности для человека осознать потребности и аспекты своего внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, дома, на фоне повседневных забот. Таким образом, реализуются компенсаторные функции, поскольку свобода действий и выбора ограничена в утилитарных сферах практики. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен­циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф­фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особое внимание следует уделить образовательной и воспитательной функциям свободного времени. На первый взгляд может показаться, что они имеют значение в первую очередь для детей и подростков. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности свободное время приобретает огромное образовательное значение. При этом эти функции остаются важнейшими даже в более зрелом возрасте человека. Сейчас ему, в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, поддерживать социальные связи и отвечать требованиям времени. У взрослых исследователи называют такие процессы не образованием, а вторичной социализацией, которая, по сути, тоже связана с индивидуальным развитием. Досуг имеет широкие возможности для реализации этой вторичной социализации взрослых и пожилых людей с максимальной эффективностью.

6 стр., 2652 слов

Стратегический менеджмент в формировании организационной культуры ...

... развития организационной культуры образовательного учреждения. Методы исследования Структура в ыпускной квалификационной работы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. Организация управленческой деятельности по функционированию и развитию образовательного учреждения Деятельность любой ...

В повседневной жизни досуг выполняет множество различных оздоровительных, оздоровительных и терапевтических функций. Без их выполнения у многих людей неизбежно развивается состояние невротизма, психической неуравновешенности, переходящее в стойкие заболевания.

Кроме того, активность свободного времени позволяет человеку осознать противоположные векторы собственного существования. С одной стороны, до­суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре­лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек в свободное время часто остается один, чтобы ощутить умиротворяющий эффект одиночества, задуматься о тех аспектах своей жизни, которые не попадают в центр его внимания в повседневных заботах. При этом на отдыхе человек легко знакомится, спонтанно и дружелюбно взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет лучше понять особый смысл близких людей, осознать роль семейных и родственных отношений.

В целом досуг способен выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной среды обитания. Поэтому свободное время объединяет множество разрозненных сторон жизни человека в единое целое, формируя в нем представление о полноте его существования. Без свободного времени жизнь современного человека была бы не только несовершенной, но и потеряла бы одно из своих основных ядер, ее стало бы трудно переносить.

1.4 Субъекты культурно-досуговой деятельности

Важнейшими составляющими культурной и развлекательной деятельности являются люди, социальные группы, организации и предприятия, которые определены как их субъекты.

Прежде всего, мы анализируем индивидуальные и коллективные субъекты игровой деятельности, которые участвуют в ее управлении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек­тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру­гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа­ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди­видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

  • самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель­но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са­модеятельными субъектами выступают многочисленные любите­ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
  • субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников).
    6 стр., 2837 слов

    Анализ маркетинговой деятельности организации ЧП ‘МедиаАльянс’

    ... - База клиентов. 4. Организация процесса обеспечения фирмой маркетинговой информацией Проводятся такие маркетинговые исследования, как опрос ... интернет-ресурсов способствует привлечению новых клиентов. Осуществление внешнеэкономической деятельности этого предприятия сегодня происходит в рамках ... рекламу (заявки фиксируются через интернет или по телефону), представляют собой анкеты с указанием названия ...

    В этом случае люди, желающие поохотиться, поры­бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав­ляют им такие возможности;

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про­фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече­нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

  • руководящий состав профессиональных организаторов досуга ­ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово­го и В целом социокультурного сервиса. Представители этой груп­пы — ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям;
  • во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
  • профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артис­ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­ных мероприятий с их участием;
  • высококвалифицированные работники и специалисты разных от­раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­тей связи и др.).

    В большинстве случаев они причастны к реализа­ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

  • рядовые исполнители и производители услуг в области досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици­рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
  • вспомогательный персонал — технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники выполняют важные функции: оказывают невидимые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и отдыха населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп­ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени­ях, надежную работу техники и др.;
  • представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных правовых организаций. Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

— лица осуществляющие предпринимательские функ­ции, связанные с финансированием, а также предоставляющие до­норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла­сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские др.).

2 стр., 916 слов

Планирование финансовых результатов деятельности организации

... на предприятии. Представленная работа состоит из указателя, введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. 1. Теоретические основы анализа формирования финансовых результатов деятельности организации, .1 Понятие финансовых результатов Хозяйственная деятельность ...

Существует несколько подходов к классификации организаторов коллективного досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при­мере организаций Российской Федерации):

  • учреждения федеральной собственности;
  • учреждения субъектов РФ;
  • учреждения муниципальной собственности;
  • организации частной собственности физических или юридиче­ских лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

  • производящие товары и продукты культурного назначения (поли­графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­ных промыслов и сувениров и др.);
  • оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
  • осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

  • культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;
  • отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

  • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­фекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие произ­водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
  • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

— смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­мерческих организаций.

12 стр., 5962 слов

Этикет в деятельности современного делового человека

... близкими - обрядов не проводят, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, в ... переговоров; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, ...

2.1 Общественный потенциал досуга

Человечество давно движется к осознанию социального значения досуга и культуры досуга. В прошлом социальный потенциал досуга часто концептуализировался через религию. Религиозная идеология и образ мира устанавливают нормы поведения и представления о человеке, который приобрел социально интегрирующее значение в досуге. В культурах античного мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, а как отражение религиозного мировоззрения, а значит, как регулятор общественных отношений, в том числе отношений в процессе досуга. Был задан следующий вопрос: если целью досуга являются конструктивные задачи и общественно значимые ценности, то для личности он также приобретает положительный характер.

В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начали разрабатываться критерии улучшения не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, кото­рый наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представи­тели эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.

Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обрати­лось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто­яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу­говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови­тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи­лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за­нятия, развлечения).

Досуг предоставляет возможность осмыслить ин­дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про­дуктивно-волевых возможностях.

Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци­альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под­час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим­ся к общественной значимости досуговой деятельности.

Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя­занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз­нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра­щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осоз­нает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное всего общества. Поэтому особенно важно об­ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек­реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха­рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга — это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.

24 стр., 11620 слов

Этика и культура профессиональной деятельности. Профессиональная ...

... деятельности имеют свою специфику, иногда очень значительную, которая проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это единое целое, определяющее отношение человека к своему профессиональному долгу. Моральные отношения людей в сфере труда ...

Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекает­ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис­кусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.

2.2 Социальная досуговых занятий и пред­почтений

Индивидуальное развитие человека трансформирует его со­циальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некото­рый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.

Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также об­щество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культур­ное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравствен­ные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а так­же врожденные качества, которые определяют разви­тие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие предста­вителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возрас­та, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физи­ческой активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.

Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досу­га должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здо­ровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреа­ционными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым пре­пятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой этом учи­тываются такие социальные параметры жизни людей, как место их про­живания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а так­же индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следу­ет сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семей­ный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и др.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса суще­ствуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребите­лей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организует­ся корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида биз­неса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и т.п.

В разных также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

2.3 Культура и этика досуговой деятельности

Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной сопоставимы с совре­менными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга.

В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обще­стве складываются представления о желаемом характере досуга, о пред­почтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требо­ваниях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуго­вой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования мо­рального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.

Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение чело­века на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляет­ся в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и об­служивающего персонала по отношению к аудитории искусства и посе­тителям досуговых учреждений.

2.4 Виды досуговых занятий, противоречащих традициям, обще­ственному мнению или конфликтующих с законом .

В обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, про­тиворечат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), ци­ничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азарт­ными играми и др.

Таким образом, между общественными принципами, культурно-эти­ческими требованиями проведения досуга, с одной стороны, и конкрет­ными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существу­ют гармонические связи. Профессиональным организаторам досуга сле­дует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пре­небрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Этими требованиями особенно важ­но руководствоваться в том случае, когда бизнес транслирует досуговое развлечение из одной страны в другую.

Представления о культуре и этике досуга в разных странах не­одинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напитков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволя­ют формироваться массовым алкогольным У других же народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкоголю, особенно распространенная среди представителей некоторых социальных групп.

Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В одних, культурах существуют петушиные бои, в других — собачьи. В Испании и Португалии издавна распространенным зрелищем была коррида ­– бой человека с разъяренным быком. Но у многих народов такие развлечения считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон неред­ко запрещает.

3.1 Экономика культуры и ее социальное значение

В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегмен­тов культуры — повседневных отношений людей, их досуговых заня­тий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают — экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспро­изводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное зна­чение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспро­изводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме.

Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сво­дится к реализации функций, нацеленных на:

  • инкультурацию и социализацию новых поколений;
  • поддержание социальных связей и взаимодействий;
  • потребности человека в рекреации и самореализации, преимуще­ственно в свободное время;
  • духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, ин­теллектуальное и др.) как всего общества, так и разных социальных групп, конкретных граждан.

В разных многообразные и неодинаковые звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускаю­щие товары культурного назначения, учреждения культуры и организа­ции, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и трансли­рующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п.

Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообраз­ные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и культурного обслуживания и др.

Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга име­ют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущностью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долго­срочными целями и познавательными задачами всего общества. Например, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности прежде всего на при­быль, игнорировании сущности культурного развития человека, художественного творчества, национальной культуры как единого целого.

Рынок во многом остается антидемократичным, порождая соци­альную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.).

Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией.

В течение ХХ в. экономизация и коммерциализация сферы культу­ры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (наличие законодательства о культуре и досуге, бюджетное финансиро­вание, налоговые льготы и др.), так и особые традиции, механизмы, сни­жающие издержки коммерциализации культуры.

4. Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности

4.1 Роль и назначение государства в развитии досуга

Постепенно Европы и Северной Америки появ­лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободно­го времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соот­ношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные с политическими и обществен­но-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у лю­дей гражданские чувства.

В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в раз­ных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших на­правлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы,