Развитие в становлении общества характеризуется широким охватом компьютеризацией абсолютно всех сфер существования. Осваивание, усовершенствование и активное использование информационных технологий считается всемирной направленностью глобального создания и учено промышленного прогресса последних лет.
Особенно важно использование новейших информационных технологий в государственных и региональных органах власти, работа которых связана с необходимостью исследования, анализа и рассмотрения значительного количества различных данных.
Актуальность данной темы обусловлена более важной ролью компьютеризации в управленческих процессах, происходящих в современной России. В настоящее время активно формируются новые подходы к управлению информационными технологиями. До недавнего времени управление информационными технологиями обычно понималось как управление инфраструктурой. Использование системы информационных и коммуникационных технологий требует формирования соответствующей правовой базы как на государственном уровне, так и на уровне региональных и местных властей. При этом следует учитывать, что нормативные акты нуждаются в постоянной адаптации в связи с изменениями информационных процессов, в рамках их деятельности, а также степени их важности для социально-экономического развития.
В условиях кризиса работа государственных структур должна стать еще более эффективной. Во многом это возможно благодаря развитию современных информационных технологий.
Легкость взаимодействия с госструктурами и доступ к информации для населения, IT-технологии развивают большую открытость и прозрачность. Это также упрощает доступ к различной информации: законам, материалам заседаний комитетов и бюджетным документам. Граждане могут более эффективно наблюдать за действиями своих избранных представителей, формировать группы влияния и выражать свои взгляды в Интернете». В результате граждане смогут настраивать портал государственных услуг в соответствии со своими потребностями, изменяя, обновляя и удаляя ссылки на определенные услуги.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления являются приоритетными в системе управления, так как любое необдуманное или неверное управленческое решение, принимаемое в условиях недостаточной информации, особенно в нештатных, экстренных ситуациях, может привести к неблагоприятным результатам.
Целью данной работы является разработка указаний для улучшения государственного управления на основе информационных технологий.
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении
... по подготовке и передаче информации от момента ее возникновения и до потребителя. Сотрудник местного самоуправления должен использовать новейшие отечественные и зарубежные информационные технологии. Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении обеспечивает более эффективное использование средств и выполнение обязанностей, ...
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в государственном управлении в России;
- Проанализировать применение информационных технологий в государственном управлении;
- Определить проблемы и недостатки использования информационных технологий в государственном управлении;
- Объектом практического исследования в данной работе является государственное и муниципальное управление.
Основное внимание в исследовании уделяется информационным технологиям, используемым в управленческих целях в государственных и муниципальных учреждениях.
Методологической основой этой работы являются Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства.
Теоретической основой работы являются учебники по государственному и муниципальному управлению, публикации в периодических изданиях по вопросам компьютерного государственного управления.
Практической основой работы является информация об использовании информационных технологий в государственном управлении.
Структурно курсовая работа состоит из введения, заключения, библиографии и двух взаимосвязанных глав.
1. Теоретические основы использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
1.1 Государственное управление в условиях использования информационных технологий
В настоящее время информационные технологии активно используются в деятельности органов государственной власти, с одной стороны, а с другой — идут процессы модернизации государственного управления под влиянием внедрения информационных технологий в общественную жизнь. В государственных органах создаются специальные структуры в области разработки, внедрения и сопровождения государственных информационных систем и сетей. В то же время под влиянием активного использования информационных технологий в жизни общества и личности меняется социальное и правовое сознание конкретных людей. Эти тенденции требуют адаптации правового регулирования на государственном уровне, в частности, трансформации административно-правового регулирования в контексте использования информационных технологий.
В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть «вечным», неизменным, а также теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права1 . В то же время он указывает, что формирование государственного управления как особого вида государственной деятельности сделало необходимым регулирование этой деятельности административным правом .
Также В.М. Манохин выделяет в вопросах административного права сферу государственного и административного регулирования, к которой он включает меры и концепции стимулирования различных видов деятельности, использования средств массовой информации. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о расширении форм государственного и административного регулирования, что определяет регулирование использования информационных технологий в государственном и административном порядке.
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении (2)
... деятельности этого отдела должна охватывать функции управления, использования, распоряжения муниципальным имуществом, а также отражать в базе данных факты государственной регистрации юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность ... Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1999. Концепция информатизации при использовании структурного моделирования ...
Более того, само государственное управление приобретает специфику под влиянием использования информационных технологий.
Подчеркивая особое значение информационной деятельности в государственном управлении, Е.С. Устинович предлагает не ограничиваться простым добавлением информационно-емких направлений деятельности госорганов, а систематически рассматривать использование информационных технологий в деятельности госорганов. Системный подход к изучению этих процессов даст наиболее значительный эффект в социальном развитии.
Государственное управление в условиях использования информационных технологий определяет следующие тенденции своего развития: правовые и организационно-управленческие механизмы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права и управления; раскрытие инновационного потенциала информатизации государственного управления.
В то же время информационные технологии взаимодействуют, трансформируют и организуют движение такого объекта, как информационный ресурс, который в данном случае выступает в роли одного из объектов управления. Информационные технологии являются неотъемлемой частью информационной среды, и их использование является средством обеспечения взаимодействия между органами власти, организациями и гражданами. Отсюда следует, что информационная среда может подвергаться управленческому влиянию со стороны органов управления. Основными структурными элементами информационной среды являются информационный ресурс, информационные технологии и информационные системы, направленные на удовлетворение информационных потребностей общества и государства. Государственные и муниципальные органы, СМИ, общественно-политические объединения можно отнести к субъектам государственного управления в сфере использования информационных технологий.
Таким образом, информационная среда страны является одновременно сферой реализации государственной информационной политики и объектом контроля. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые в свою очередь выступают структурными элементами информационной среды.
В то же время именно использование информационных технологий представляет собой связующее звено, объединяющее всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере, т.к. использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений.
Как указывает В. М. Манохина, объектом административно-правовых отношений могут быть материально-технические действия, например, действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов. Определив предмет административного права как социальные отношения по государственному управлению, государственному регулированию и по государственным услугам, В.М. Манохин предлагает возможность обозначить информационные технологии как фактор, требующий государственного регулирования и административного регулирования. Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает функционирование всего государственно-правового механизма регулирования общественных отношений . Социальная эффективность нормативных актов зависит от уровня административной поддержки использования информационных технологий в государственной деятельности. Следовательно, эффективность административной поддержки использования информационных технологий в деятельности государства во многом зависит от эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон в деятельности государства. В свою очередь, взаимодействие во многом обеспечивается информационными технологиями, причем не только между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации, но и с гражданами, СМИ и другими институтами гражданского общества.
Управление государственным и муниципальным долгом (2)
... и практики управления государственным и муниципальным долгом в РФ. Задачи курсовой работы: изучить теоретические и нормативно-правовые основ управления государственным (муниципальным) долгом в РФ; охарактеризовать содержание и особенности мировой практики управления государственным долгом; исследовать проблемы ...
Отсюда можно сделать вывод о том, что государственное управление в условиях использования информационных технологий приобретает черты, характерные для современного информационного общества: обеспечивает государственно-административное регулирование государственных услуг не только информационной направленности, но и других государственных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д., позволяет осуществлять внутриорганизационное управление в государственных органах власти на более эффективной основе: повысить скорость доведения решений до исполнителей, проконтролировать ход и результат исполнения решений, принять необходимые меры.
Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии как часть информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления и активно воздействуют на внедрение в государственное управление элементов тесного взаимодействия.
1.2 Развитие технологий государственного управления
Идея внедрения новых технологий в государственное управление, в том числе бизнес-технологий, не нова. Еще в 1887 г. эти идеи были высказаны в работе «Наука государственного управления» и на основе изучения конституционного развития и управления в европейских государствах и США оформлены в теорию административной эффективности, сущность которой состоит в том, чтобы использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и регулирования, заимствованные из системы управления корпораций. Для эффективной работы правительства, по мнению автора «Науки государственного управления», необходимо определить основные направления деятельности правительства, исполнительной власти, определить, как следует выполнить их с наиболее высокой производительностью, но минимально возможными затратами для достижения целей государственного управления. При этом реорганизации системы управления должна предшествовать реформа государственной службы. Кроме того, государственным органам важно прислушиваться к общественному мнению. Очевидно, это подразумевает открытость работы власти и органов исполнительной власти. также была высказана идея создания общественных советов, которые бы отвечали за деятельность государственных служащих.
Как видно из вышеизложенного, многие положения, высказанные почти два столетия назад, остаются в силе. В то же время, обогащенные новыми научными знаниями, они находят самое широкое применение в государственном управлении многих государств. Теоретические работы, посвященные проблеме организации государственной власти, государственному управлению, получили новое развитие в трудах отечественных ученых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей принцип разделения властей в качестве организационно-правового принципа государственной власти и установившей на его основе систему высших органов государственной власти с распределением полномочий между ними. Стремление реализовать заложенную в Конституции Российской Федерации программную цель — создание демократического, правового и социального государства на основе эффективной рыночной экономики — привело к осуществлению реформ в различных секторах, в том числе в сфере государственного управления. Следует отметить, что реформирование государственного управления началось в России еще в 1997 г., но отсутствие концептуального оформления административной реформы привело к низкой эффективности преобразований .
Управление государственным и муниципальным долгом
... палаты и другие материалы по данной теме. 1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация 1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации Государственный или муниципальный долг – обязательства, ...
Технологии управления — это набор управленческих действий и их последовательность, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов во «вход», в результате, в «выход». Сущность управленческих технологий состоит в системном сочетании научных знаний, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что рациональную и эффективную управленческую деятельность следует рассматривать как управленческие технологии. При этом подчеркивают, что нужны инновационные управленческие технологии, сочетающие в себе современные научные знания в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам .
Таким образом, новые технологии государственного управления представляют собой совокупность логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях с использованием творческого потенциала людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и в конечном итоге — к реализации поставленных перед государством программных целей, закрепленных основным законом государства. Для достижения поставленных целей необходимо формирование новой модели государственного управления , основанной на внедрении новых технологий, которые были законодательно установлены на протяжении проводимой с 2000 г. и по настоящее время административной реформы в России. Следует подчеркнуть, что реализация административной реформы в России базируется на научных достижениях в этой области, на существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые успешно реализованы в различных зарубежных странах.
К ним относятся:
- Концепция нового государственного менеджмента (the New Public Management — NPM), составляющими которой являются такие направления, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: сетевого управления, реинжиниринга и др.;
- Использование экономических методов регулирования, например в форме подрядов или контрактов, заключаемых госсектором с частными фирмами;
- Бюджетирование по результатам — приоритетное финансирование не столько содержания ведомств, сколько реализуемых ими программ в зависимости от степени их эффективности, а также ориентация в оценке эффективности деятельности госучреждений на необходимые результаты и социальный эффект от их деятельности, а не на затраты ресурсов для их достижения;
- кадровые технологии и др.;
- Концепция электронного государства (деятельность государственных институтов по качественному обслуживанию граждан с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных веб-сайтах);
- Концепция «активизирующего государства» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление) ;
- Концепция «опережающего состояния» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернативности при выборе управленческих решений, публичности и открытости в деятельности органов государственной власти;
- социальной эффективности и др.) и др.
Некоторые российские ученые, рассматривая аспекты современного государственного управления, отмечают, что все компоненты перечисленных концепций относятся к концепции NPM, в которой тесно переплетаются элементы юридических, управленческих и экономических дисциплин. Следует обратить внимание на то, как положения современных теоретических концепций государственного управления нашли подтверждение при разработке и внедрении технологий государственного управления при проведении административной реформы в РФ.
«Управление государственной и муниципальной
... управления государственной управления государственной и собственностью и их функции. муниципальной Способность управления собственностью. государственной собственностью. Изучить структуру, функции, органы и способы управления государственной и муниципальной собственностью Знание теоретических и Раздел 2. Управление Устный ответ, Тренинги практических аспектов муниципальной собственностью реферат, ...
И особенно необходимо обратить внимание на то, что концептуальное оформление административной реформы явилось правовой основой для создания нормативной правовой базы по каждой из управленческих технологий на федеральном и региональном уровнях, так как именно отсутствие необходимой нормативной правовой базы стало одной из основных причин невозможности осуществления реформы государственного управления до 2000 г. С точки зрения воплощения концепции нового государственного менеджмента (NPM) к новым технологиям, активно реализуемым в России, следует отнести следующие:
1. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти началось в 2003- 2004 гг., когда были проанализированы 5634 функции органов исполнительной власти, из них признаны избыточными 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868. В научной литературе отмечается, что совершенствование государственного управления возможно только на основе усиления влияния конституционно-правового режима. Цели государственного управления обуславливают и направления деятельности государства, т. е. его функции. Основная цель исполнительной власти — качественное выполнение задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления и обуславливают необходимость создания определенной структуры. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 утверждена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Исполнительная власть и государственное управление
... чтобы: дать понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. Субъекты государственного управления; охарактеризовать исполнительную власть; решить задачу. При ... Добровольное подчинение этому органу - основа, на которой создается сама ассоциация. Государственное управление характеризуется осуществлением власти, принятием административных актов ...
2. Проведение стандартизации и регламентации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван регулировать правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов федерации, органами государственных внебюджетных фондов, а также местными администрациями и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; на основании указанного закона разрабатываются административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг. Кроме того, принято постановление Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым утверждены правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг. В настоящее время разработаны 4000 административных регламентов федерального уровня и 6000 административных регламентов регионального уровня, которые необходимы не только для качественного предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям, но и для последующего перевода предоставляемых услуг в электронный формат, что значительно облегчает возможность как предоставления соответствующих услуг, так и пользование ими.
3. Внедрение технологии электронного правительства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; создание многофункциональных центров (МФЦ), выстроенных по сетевому принципу; реализация принципа «одного окна». Указанные технологии государственного управления применяются во многих развитых государствах, основными целями применения технологии электронного правительства являются: упрощение взаимодействия общества, бизнеса и государства, сохранение средств налогоплательщиков, повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, рационализация связей государства и населения.
В России по данному направлению принята ФЦП «Электронная Россия», разработана и утверждена долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»
Мероприятия, направленные на продолжение формирования электронного правительства в 2011-2020 гг. в России, призваны обеспечить как сохранность государственных инвестиций, так и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации программ результатов, а создание МФЦ и реализация принципа «одного окна» облегчают взаимодействие граждан, представителей бизнес-сообщества и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях; также предполагается принятие и использование универсальной электронной карты пользователя. В настоящее время МФЦ созданы в 62 субъектах РФ.
4. Реформирование государственной службы, внедрение новых кадровых технологий. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», которая предусматривает внедрение на государственной службе современных методов кадровой работы, а также повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, для чего предусматривается: введение системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе; проведение мониторинга общественного мнения о результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих на основе регулярных социологических исследований оценки качества и результативности профессиональной деятельности. В то же время необходимо отметить, что реализованные за последние 10 лет в соответствии с законодательством процедуры, направленные на усовершенствование системы госслужбы в России, такие как: конкурсный отбор, аттестация государственных служащих, формирование кадрового резерва, конкретизация квалификационных требований к госслужащим, не привели к повышению эффективности системы кадрового обеспечения госслужбы в России.
Государственный долг. Проблемы управления
... В статье рассматриваются как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом в России. В соответствии с ...
5. Совершенствование контрольно-надзорных функций. Как отмечается в литературе, слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, выраженными в решениях, нормах и требованиях; особое значение имеют технологии обратных связей, обеспечивающих достоверное отражение результатов управляющих воздействий. В этой связи актуальной является реализация современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок и оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов.
По этому направлению приняты: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», направленный в том числе и на совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование системы государственного контроля и надзора; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокративший виды деятельности, подлежащие лицензированию (предусматривается поэтапная отмена лицензирования 49 из 123 видов деятельности).
6. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Одним из основных показателей совершенства управления, определяемых путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение, является эффективность управления . Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации [Там же]. Показатели эффективности органов государственной власти субъектов федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». 7. Мониторинг результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий. Мониторинг проводится по ряду направлений государственного управления.
Пути повышения эффективности разработки и принятия государственных ...
... данной курсовой работе являются решения правительства властей. Объект исследования - повышение эффективности разработки и реализации государственных решений органами власти. Целью курсовой работы является исследование способов повышения эффективности развития и принятия государственных решений в правительстве. Для достижения поставленной в курсовой работе ...
8. Внедрение принципов открытого правительства, включая систему общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. При этом предусматривается обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Внедрение инструментария «российской общественной инициативы» предусматривает создание специализированного ресурса в сети Интернет для публичного представления предложений граждан. При этом в случае, если предложение получит поддержку не менее 100 тыс. граждан России в течение одного года, оно будет разрабатываться в Правительстве РФ после проработки экспертной рабочей группой с участием представителей Федерального Собрания России и бизнес-сообщества. Успешным опытом по этому направлению деятельности является реализация принципа открытого правительства «Открытый регион» в Тульской области, а также в Московской области.
9. Внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. С целью упрощения законодательства для ведения бизнеса, обеспечения учета мнения и позиций заинтересованных сторон на этапе законодательной инициативы, совершенствования законодательства, были проанализированы новые механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы, к которым относится институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 г. Оценка регулирующего воздействия (получившая в научной литературе название технологии «умного регулирования» — smart regulation) — это современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений. В настоящее время определена процедура проведения ОРВ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ». Важной составляющей института ОРВ является возможность публичного обсуждения, что позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.
В настоящее время введение такого института ОРВ законодательно предусмотрено для субъектов РФ до конца 2015 г. путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а для органов местного самоуправления — до конца 2016 г.
10. Управление по результатам, которое включает в себя следующие элементы: запуск системы стратегического планирования, программно-целевое планирование, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, были разработаны новые принципы бюджетирования, ориентированного на результаты, что означало приоритетную постановку целевых показателей для административных структур).
11. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социально-экономической сфере. Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций. На федеральном уровне государственно-частное партнерство реализуется только на основании ФЗ «О концессионных соглашениях», проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» принят только в первом чтении. В субъектах федерации приняты соответствующие акты, например Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». ГЧП представляет собой инновационный способ привлечения частных инвестиций и менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах РФ, однако лишь некоторые из них подробно регламентируют указанные ранее отношения государства и частных структур с указанием форм взаимодействия.
12. Создание федеральной контрактной системы, которая позволила бы сделать проведение государственных закупок для государственных и муниципальных нужд более прозрачными. Для этого принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующий правоотношения в области обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, а также экономии бюджетных средств в этой сфере; и, что важно, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок. Реализацию указанных технологий государственного управления (государственно-частное партнерство и контрактная система), относящихся к экономическим методам регулирования, связанных с передачей исполнительных функций государства в этой области компаниям частного сектора, называют одной из перспективных парадигм проводимой административной реформы в России .
13. Технологии противодействия коррупции. Правовой основой внедрения антикоррупционных технологий являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие нормативные правовые акты, целью которых является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Необходимо отметить, что все перечисленные управленческие технологии тесно взаимосвязаны между собой.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение в государственное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий будет способствовать противодействию коррупции.
Кроме того, по каждой из перечисленных управленческих технологий создан на федеральном уровне специальный интернет-сайт, на котором представлена вся необходимая информация о технологии: понятие, необходимость реализации, нормативная правовая база, последовательность реализации, мониторинг, результаты реализации и др.
Другими словами, происходит внедрение информационных технологий в государственное управление, для того чтобы выполнялись необходимые управленческие технологии для достижения целей и задач государственного управления. Но все-таки основная работа по совершенствованию государственной системы управления в нашей стране еще впереди, и реализация новых управленческих технологий требует дальнейшего исследования.
информационный технология государственный управление
1.3 Практика применения информационных технологий в государственном и региональном управлении
О процессах информатизации в обществе на протяжении последних десятилетий было сказано достаточно много. И на каждом временном этапе вопрос информатизации рассматривался в определенном контексте: с вопросов о формировании компьютерной грамотности индивидов до становления виртуального социума. Чем информационно грамотнее становился человек, тем более значимой становилась для него потребность в информационном продукте, так как деятельность людей все больше и больше стала зависеть от их информированности, от их способности действенно применять информацию. Для свободной ориентации в информационном пространстве современный специалист любого профиля должен уметь извлекать, перерабатывать информацию с помощью вычислительной техники, телекоммуникационных систем и других средств. В связи с этим, информатизация определилась как стратегический курс общества, как ресурс, который определяет уровень развития государства. Как результат — масштабное использование информационных технологий в экономике, промышленности, политике и сфере услуг, культуре. Следовательно, информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному. Этот процесс затронул и сферу государственного, регионального и муниципального управления. Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Начало информатизации в органах управления можно отнести к 1970 году. Предпосылками создания информационных систем на всех уровнях управления хозяйственным комплексом явились развитие в вычислительной техники за рубежом и производство в СССР ЭВМ III поколения. В стране начинается процесс формирования Общегосударственной автоматизированной системы обработки управленческой информации. Практически все государственные структуры создавали ведомственные вычислительные центры и системы автоматизации решения функциональных задач в регионах. В период перехода страны к рыночной экономике органы государственного управления внесли изменения не только в организационно-правовые отношения, но и разработали новые подходы к решению вопросов информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений. Были приняты федеральные законы и ряд других основополагающих документов, которые активизировали процессы создания и внедрения информационных систем и технологий в сфере государственно-административного управления. Информатизация органов государственного управления стала рассматриваться руководством и должностными лицами органов власти как неотъемлемое технологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку запросов и способствующее выработке и принятию обоснованных решений.
Несмотря на активное развитие информационных технологий в России население до сих пор не имеет возможности в достаточном объеме получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. Длительное время потребители получали только информацию об услугах и образцы бланков. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок из архивных и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты все это начало воплощаться в жизнь только 2-3 года назад. Это возможно объяснить тем, что процесс формирования системы электронных услуг осложнялся рядом трудностей. Во-первых, это существенные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационно коммуникационных технологий. Во-вторых, инфраструктура общего доступа населения к сайтам органов государственной власти, а так же средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения были развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве своем требуют личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к затратам времени и прочим неудобствам. В-третьих, была не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой и потребителями услуг.
В целях решения указанных проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010годы)», где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий . Основным посылом было сокращение разрыва России и развитых стран в области информационных технологий. В задачи программы входило создание мощной телекоммуникационной структуры и построение экономической среды, ориентированной на потребление и экспорт телекоммуникационных услуг, а так же подготовка почвы для внедрения технологий электронного правительства . По факту, основным результатом стало создание благоприятной информационной инфраструктуры для последующего внедрения долгосрочных целевых программ, ведущих к внедрению электронного государства.
На сегодняшний момент уже реализуется ряд программ, одна из которых «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг . Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.
В 2013 году Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовило аналитическую информацию о работе Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).
Была проанализирована популярность услуг, число платежей, составлен рейтинг пользователей сайта по регионам, количество пользователей сайта и другие критерии. Основным итогом работы портала стало увеличение числа зарегистрированных пользователей более чем в два раза. По результатам 2014 года этот показатель превысил 7,1 миллиона. В рейтинге развития электронных услуг ООН Россия перешла с 2011 по 2014год с 59-го на 27-е место, это один из рейтингов, в котором Россия показывает высокую динамику в короткие сроки. По данным Минкомсвязи, одной из востребованных услуг среди населения стала проверка и оплата штрафов ГИБДД, вторая по запросам — проверка налоговой задолженности, следующая — выдача загранпаспорта нового образца (рисунок 1).
Статистические данные за 2014 год показали, что население Российской Федерации активно пользуются порталом государственных услуг . проверка налоговой задолженности; 21% выдача загранпаспорта 14% проверка штрафов ГИБДД; 39% другие услуги; 26%
Рисунок 1 — Востребованность услуг ЕПГУ
Проанализировав статистику использования портала госуслуг по регионам России выяснилось, что наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 %), Курская область оказалась на 69 месте из 83, и соотношение пользователей портала к общему населению составляет лишь 1,5%. По мнению аналитиков Минкомсвязи такой негативный показатель определен экономической ситуацией и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала. По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит от позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения.
Для анализа причины низкой позиции Курской области в рейтинге регионов по использованию портала государственных услуг, был проведен социальный опрос среди жителей Курска. Из 50 респондентов возраста от 19 до 57 лет о функционировании Единого портала государственных услуг осведомлены — 41. Из них 36 респондентов узнали о портале только в сентябре 2013 года — феврале 2014 года. Это подтверждает факт низкой информированности населения о предоставлении услуг в электронном виде на период формирования рейтинга Минкомсвязи. Из 36 респондентов, осведомленных о портале, пользовались электронной услугой19, из них 12 респондентов оказались удовлетворены электронной услугой портала, 7 респондентов — оказались недовольны услугой, так как в электронном виде оказалось возможным подать только заявление, а оформление остальных документов пришлось оформлять в соответствующих ведомствах.
Всего на начало сентября 2014 года на Едином портале государственных услуг было зарегистрировано более 30 000 жителей республики, что на 2.2% больше по сравнению с июлем 2013 года (12300 пользователей).
За 8 месяцев текущего года пользователи Курска отправили около 10 000 обращений на получение государственных услуг в электронном виде. Наиболее востребованными услугами стали: получение информации о наличии штрафов ГБДД, получение заграничного паспорта нового образца, информация о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде, услуги ЗАГСа . Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что все меры по внедрению информационно — коммуникационных технологий, проводимые государственными, региональными и муниципальными властями не только обеспечивают открытость работы государственных служб, ведомств, исключая бюрократию и коррупцию, не только экономят время на операциях с документами, но и имеют прямой экономический эффект. В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют oт 3 до 4 млрд. человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Поэтому применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд. руб. в год. В заключении хотелось бы отметить, что информационные технологии постепенно становятся незаменимым инструментом управления в самых различных областях управленческой деятельности.
2. Совершенствование использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
2.1 Проблемы развития информационных технологий в государственном управлении
В рамках организации инфраструктуры межведомственного взаимодействия, как одной из первоочередных задач, согласно федеральной целевой программе «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД).
ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России — это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. Процесс информатизации не только представляет сложный инновационных процесс, но, благодаря внедрению информационных технологий, появляется возможность обеспечить принципиально новое взаимодействие различных субъектов для реализации задач государственного значения.
Инновационный уровень взаимодействия обеспечивает: высокую скорость получения информации любого уровня и от разных субъектов; достоверность, полноту информации; ликвидацию правового нигилизма, участие в законотворческой деятельности (общественная экспертиза), обеспечение обратной связи и т. д., то есть все необходимое для принятия управленческих решений.
С нашей точки зрения, центральной фигурой в формировании информационного общества является человек, его навыки и умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Информационные технологии организации должны служить стратегическим целям развития общества, использоваться для управления деятельностью структур и объектов, финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами и коллективами людей.
Информатизация государственного, регионального и муниципального управления предполагает процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов. Территориальная информационная система представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.
С позиций информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.
Государственные информационные ресурсы в Интернете формируются на основании закона «Об информации, информатизации и защите информации». В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном уровнях.
Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей муниципального образования (МО).
Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен: динамикой инноваций в новых экономических условиях; необходимостью учета большого числа факторов в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности МО; потребностью увеличения скорости обработки информации для принятия управленческих решений. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации: программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления.
Применение Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет ряд дополнительных возможностей: рост инвестиционной привлекательности МО обеспечивается за счет создания имиджа прогрессивной администрации; приобретение статуса «продвинутого» объекта; стимулирование выхода в Интернет, превращение компаний в электронные предприятия способствует получению ими конкурентных преимуществ и экономическому росту.
Реальным становится проведение на портале МО мини-референдумов, электронного голосования, создания форумов, посвященных обсуждению различных вопросов, волнующих жителей МО. Свои представительства в Интернете имеет достаточно большое число региональных органов власти.
В качестве основных проблем формирования высокоэффективного информационного общества следует отметить отсутствие: ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения; законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов; координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Кроме этого, необходимо констатировать факт недооценки экономической значимости создаваемых государственных информационных ресурсов. Понятие эффективности неразрывно связано с понятием качества автоматизирований ИС. Качество информационной системы это совокупность свойств системы, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных потребностей пользователей в соответствии с ее назначением. Эффективность функционирования системы государственного управления определяется по следующим направлениям: взаимодействие с гражданами и хозяйствующими объектами; организация внутренней работы учреждения; взаимодействие органов власти между собой.
…
Подобные документы
Роль информатизации в решении социально-экономических задач развития регионов. Цели создания правительственных веб-сайтов. Повышение эффективности работы органов государственного и муниципального управления с помощью современных информационных технологий.
курсовая работа , добавлен 03.04.2012
Специфика и основные функции государственного управления и их реализация. Методы и средства государственного управления. Сущность законности и ответственности в государственном управлении. Виды обеспечения законности в государственном управлении.
курсовая работа , добавлен 28.07.2015
Развитие информационных технологий как важнейший фактор государственного управления. Обеспечение доступа физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Деятельность Портала госуслуг и «Электронного правительства».
реферат , добавлен 04.05.2014
Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.
контрольная работа , добавлен 23.01.2017
Понятие и основные принципы государственного управления. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Контроль в системе государственного управления. Контроль и надзор, осуществляемый органами представительной власти.
контрольная работа , добавлен 16.03.2016
Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного управления. Технологические основы информатизации органов государственной власти. Информационное общество как фактор развития государственного управления.
курсовая работа , добавлен 24.12.2009
Информационная структура современного государственного управления: информационные технологии, связи с общественностью, нормативно-правовая база. Организация информационного обеспечения в органах государственной власти и управления в Санкт-Петербурге.
дипломная работа , добавлен 16.12.2012
Комплексное социологическое исследование феномена социальных технологий в государственном управлении. Выявление их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов. Повышение социальной ориентированности государственного управления.
курсовая работа , добавлен 09.12.2014
Особенности законодательства в области информатизации деятельности органов государственного управления России на современном этапе. Проблемы внедрения информационных технологий Интернет в деятельность Муниципального образования «Оренбургский район».
дипломная работа , добавлен 16.07.2015
Роль государственного управления как неотъемлемой части государственности в жизнедеятельности страны. Анализ и характеристики кризисных явлений. Направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий.
- Гарифуллина Альбина Фатиховна , кандидат наук, доцент
- Миннегулова Алия Робертовна , студент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье рассматривается вопрос о том, как важно использовать и усовершенствовать информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.
- Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением
- Современное государственное регулирование делопроизводства
- Calls-технологии, особенности, применение и эффективность
- Информационные технологии в управлении системой социальной защиты
Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.
Актуальность данной темы обусловлена более важной ролью компьютеризации в управленческих процессах, происходящих в современной России. В настоящее время активно формируются новые подходы к управлению информационными технологиями. До недавнего времени управление информационными технологиями обычно понималось как управление инфраструктурой. Использование системы информационных и коммуникационных технологий требует формирования соответствующей правовой базы как на государственном уровне, так и на уровне региональных и местных властей. При этом следует учитывать, что нормативные акты нуждаются в постоянной адаптации в связи с изменениями информационных процессов, в рамках их деятельности, а также степени их важности для социально-экономического развития .
Применение современных информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно актуально. Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления.
При грамотном внедрении информационных технологий появляется возможность передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур муниципального управления. В итоге не только сокращается срок, необходимый для принятия решения, но и повышается качество учета и управления.
Эффективность информационных систем органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:
- единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали — на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали — на каждом уровне иерархии;
- полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления — от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;
- скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.
В связи с этим процесс создания информационных систем для органов государственного управления координируется на всех уровнях органов власти, имеет единую методологическую базу разработки и внедрения, основывается на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедряет современные методы и средства организации и функционирования баз данных.
Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно-аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро информационной системы организационного управления. В связи с этим сегодня во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий сᴨȇктр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некотоҏыҳ случаях они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровня системами .
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что информационные технологии в ГМУ имеют важнейшую роль в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни. Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/informatsionnyie-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii/
- Гарифуллина, А. Ф. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ [Текст]: // Ишкулова Г.Р., Гарифуллина А.Ф. // Экономика и социум. 2013. № 3 (8).
С. 299-302.
- Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Мельников. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 336 с.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный Педагогический университет»
Реферат
по предмету: Информационные технологии управления
на тему: «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»
студентки 3к, гр Э-31
специальность: менеджмент организации
факультет: Э и У
Ланкина Н.Ю
Никленко А.В
ст.препод Филиппова Е.М
Введение
Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.
Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время информационно-управляющие системы бизнес — структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации. Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления для высших должностных лиц. В последнее время проявляется тенденция создания информационно-управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов.
1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.
Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.
Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.
В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.
Использование информационных технологий
Стратегическое использование информационных технологий может помочь организациям в осуществлении следующего:
— предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах, а также единое средство для работы с календарем и электронной почтой, синхронизации и управления делами, доступное с любого устройства;
— Оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов. Для этого необходимо предоставить доступ к базам данных и средствам анализа данных с помощью различных каналов;
— Повысить коэффициент интеллекта ведомства в целом путем взаимодействия и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа. Это требует наличия простых в использовании и управлении инструментальных средств, интеграции с серверными и существующими системами, а также высокого уровня безопасности и удостоверения личности для защиты ведомственной информации.
Само использование информационных технологий способствует переменам в культуре работы. Если доступ к информации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше. Если взаимодействие с коллегами тоже осуществляется просто, то человек наверняка захочет воспользоваться их опытом. Аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их непосредственно заниматься вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.
3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране
Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.
Подсистема «Социальная защита» кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД «Ветераны», «Инвалиды», «Слепые», «Многодетные», «Матери-одиночки», «Блокадники», «Репрессированные», «Военные узники», «Военные пенсионеры» и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения.
Программный комплекс «Расчет пенсий» позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда» Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.
Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.
Территориальная информационная система
В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:
— местные (в пределах города, городского района);
— региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
— государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).
При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.
Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления — новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.
К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 — муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объему базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России).
В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации «Система» (НТЦ «Система»).
База данных действующего российского законодательства «Эталон». Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. «Эталон» содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них — федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.
Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в том числе описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.
Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства).
На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бесплатно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа, содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в основных базах данных, как правило, платный.
Заключение
Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям — законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. — М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.
3. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. — М.: КноРус, 2005, 266 с.
4. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.
5. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2004, 416 с.
6. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. — М.: Высшее образование, 2006, 480 с.
7. Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000
Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000
В истории общественного строя и государственного управления всегда значилась не только информация как совокупность знаний, но и включающая ее глобальная информационная система, где, помимо первостепенной информации числятся элементами разнообразные способы ее обработки, а также носители информации — как живые, так и искусственные. Сюда же входит техника, помогающая взаимодействующая непосредственно с информацией. Понятие информационной системы крайне широко в государственном управлении, и не ограничивается одними компьютерными механизмами. Это раньше (во времена 60х годов прошлого столетия) все проблемы информатизации государства сводились к созданию нужного количества машин ЭВМ и сопутствующих локальных сетей — тогда ученые не могли представить, что спустя полсотни лет прогресс настолько разовьет их изобретения. Теперь информационная система со всеми микро-механизмами и нано-технологиями способствует внедрению ее повсеместно на всех уровнях государственного управления, что в корне меняет всю сложившуюся управленческую ситуацию — прогресс позволяет автоматизировать то, что ранее исполнялось только на бумаге.
Известный советский философ Г.Л. Смолян описывал автоматизацию как «новую интеллектуальную технологию», которая способна охватить всевозможные управленческие объекты, а сам по себе переход к компьютерным технологиям как часть прогресса намного значительнее, чем даже переход к мануфактурному производству или изобретению конвейера. Он называл автоматизацию самой важной революцией современного человечества.
Заметим, что само по себе определение «информационного общества», введенное в 1960-х годах австрийским экономистом Фрицем Махлупом, а позднее вынесенным на широкое обозрение японским ученым Юджиро Хаяси, определяет таким обществом то, которое компьютизировано и минимизирует монотонный ручной и умственный труд; а также расширяет возможности доступа к нужной информации, что делает знания более распространенными. Так и информация в таком обществе становится предметом экономических отношений ровно так же, как и, например, продукты питания.
В современном мире, наблюдая происходящий вокруг прогресс, мы можем смело заявить о так называемой информационной экономике — когда на уровне конкурентоспособности рассматриваются те экономические агенты, которые способны вырабатывать и управлять информацией, основанной на полезных знаниях. Этот тип нового рынка, рынка информации, рождает за собой как раз то информационное общество, о котором говорили ученые.
Без четкого понимания этого термина разговор об информационной системе управления государством не представляется серьезным и научно обоснованным.
При этом мы настоятельно советуем различать обычное внедрение информационных технологий к уже сложившейся системе бюрократического аппарата, и создание настоящей информационной системы. Последнее требует не просто приращивания нового к старому, а принципиальное новое построение системы управления государством; где общество само регулирует себя, где изжили себя бумажные схемы и многоступенчатый механизм канцелярии. При правильной системе управления возникает настоящее понятие демократических ценностей, которое не просто декларируется как пустой призыв, но при этом соблюдается по всем законам.
Нельзя также и ограничиваться частичным созданием этой системы — отдельно муниципальным, региональным или даже районным; нельзя и допускать создания нескольких систем на территории одного государства. Только единая созданная информационная система позволит качественно управлять государством: созданная на данный момент техника — мобильная связь, gps-навигаторы, спутниковые сети и поисковые системы сети Интернет позволяют охватить всю страну и создать современный, сплоченный, рациональный аппарат управления.
В российском законодательстве в 1995 году был принят федеральный закон, регулирующий информационные процессы в стране и направленный на создание определенных органов и подразделений, отвечающих за информационную систему государственного управления. Этот закон — «Об информации, информатизации и защите информации» определяет термин информатизации, где она означает одновременно социальное, экономическое и научное явление, благодаря которому возникают такие условия, которые способствуют потаканию правам и потребностям граждан или органов государственного и муниципального управления, связанных с информационными процессами.
Все основные информационно-технологические новинки в аппарате информатизированного управления государством носят целостный характер и несут в себе и за собой одновременно взаимодействующие факторы, связанные с информацией, организацией управления, правовым обеспечением, социально-психологическим портретом общества, структурой рабочих кадров, техническим оснащением. Совокупность этих факторов подразумевает единую, слаженно работающую систему, качественно новую для уровня развития нашего общества, и связанную с ней совокупность управленческих процессов.
Отдельно важным нам кажется укрепление в общественном строю особой системы информационно содержания: она позволит принимать в процессе государственного управления взвешенные и точные решения. Среди информационных единиц мы особенно выделяем следующие:
1) всё, что относится к технологической, материальной стороне процессов — технические данные о механизмах и алгоритмах управления этими технологиями.
2) сведения о стандартах и мотивационных стимулах, которые отвечают за социальную и духовную деятельность; а также философию потребления.
3) документальный оборот, описывающий деятельность управления государственных и муниципальных структур, включающий в себя законодательные и правовые основы управления
4) данные о качестве и количестве рабочего компонента, об образовательном и профессиональном уровне коллектива организаций государственного и муниципального управления — все, что можно отнести к человеческому фактору рабочего процесса.
Все вышеназванные части информационного содержания предстают перед нами как звенья цепочки управляющей системы: все они составляют нужную для организации управления информацию. При этом нельзя оставлять в стороне соответствующий уровень прогресса и технологических изменений в мире, научных открытий России и ее соседей.
Помимо всех этих факторов построения информационной системы государственного управления, огромную роль в ней несет уровень развития технического оснащения в мире. Невозможно теперь представить современную информационную систему, построенную чисто на компьютерной составляющей: по мимо механических средств она должна включать в себя и продукты человеческих умственных изысканий, и технику ЭВМ.
Однако в современном мире существует несколько движений, по которым осуществляется развитие информационных систем. Первое движение отвечает за вышеназванный технический прогресс: программисты, кибернетики и инженеры создают необходимую материальную базу для осуществления информатизации. Второе движение (наиболее важное для нашей работы) заключается в создании единого стандарта для управленческой информации. Оно развивается медленнее, чем техническая составляющая вопроса, и поэтому это отставание порождает возникновение неувязки между двумя движениями.
Сначала возникает управленческая информация, которая требует быстрой и мобильной передачи, но она осуществляется при этом по большей части не через возникающие технические новинки, а через обычные средства связи — почтовую службу или телефон. Без создания единых форм передачи данных при этом страдает содержание передаваемой информации: ее окрашивает субъективное отношение и свободное объяснение, превращающее передачу информации в детскую игру «испорченный телефон». Также, из-за подобных издержек зачастую страдает и время передачи информации: сроки неоправданно затягиваются, и даже важные проблемы находят свое решение позднее нужного. Таким образом, к сожалению, информационные технологии хоть и развиваются, но при этом не адаптируются в должных объемах под управленческие нужды. Безусловно, создаются сервисы вроде «электронного правительства» или сайтов оказания государственных услуг; однако пока что развитие в этом направлении протекает очень медленно в силу определенного фактора.
Фактором этим является скорость подготовки кадрового резерва и чиновничьего аппарата. В своем профессиональном развитии в силу психологических особенностей зачастую служащие не успевают за стремительно развивающимися информационными технологиями, и государство при этом обязано обратить внимание на их обучение, создать курсы и программы повышения квалификации, способствующие комфортному вхождению государственного служащего в цифровой информатизированный мир. На этот процесс уходит львиная доля ресурсов денег и времени.
Также не следует оставлять без внимания то, что играющая важную роль в процессе государственного управления информация зачастую несет в себе правовую подоплеку, и зачастую становится основанием юридического характера для принятия тех или иных решений. Теперь становится возможным не только составлять нужные подзаконные акты, хранить и сортировать их с помощью компьютерных средств, но и осуществлять моделирование проблемных ситуаций, прогнозировать развитие событий и анализировать с помощью информатики пути решения проблем; а также осуществлять отчетную деятельность, значительно облегчая все вышеназванные процессы. Однако для этого нужно окончательно разрешить все вопросы, касательные допуска и доступа государственных служащих до тех или иных файлов, непосредственно затрагивающих важную для информационного управления информацию.
Таким образом, система государственного управления как взаимодействие сложных системных организаций, должна одновременно и успешно быть хранителем и переносчиком важной в принятии решений информации, организовывать круговорот этой информации между сотрудниками и начальниками, а так же помогать выбирать и осуществлять нужные модели решения проблем; а также доносить нужные решения до главных исполнителей.
Также стремительное развитие компьютерных технологий способствуют созданию новых информационных систем в государственном управлении, что обязует государство своевременно строить высокотехнологичные центры, чтобы не отставать, во-первых, от передовых разработок ведущих стран мира, а во-вторых, использовать максимально эффективно все возникающие возможности для рационального правления и государственного регулирования.
Словом, важнейшим аспектом в обеспечении государственного управления информационными технологиями стоит считать соединение науки и кибернетики, а также человеческого фактора и компьютерных возможностей. Мы видим, что это позволит человеку в последствии принимать более взвешенные и минимально субъективные решения; которые, в свою очередь, позволят правдоподобно смотреть и рассчитывать варианты сложившихся в государстве проблемных или обыденных ситуаций.
управленческий государство информационный аналитический
ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», И.В. Зайцева, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ, Учебное пособие
для студентов специальности
080504.65 «Государственное муниципальное управление»
Ставрополь 2011
Предисловие ………………………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. Организация и средства информационных
технологий обеспечения управленческой деятельности
основные компоненты ………………………………..19
Контрольные вопросы и задания ………………………………..34
ГЛАВА 2. Информатизация государственного и муниципального управления
принципы создания территориальных автоматизированных
информационных систем ………………………………..46
Контрольные вопросы и задания ……………………………… 51
ГЛАВА 3. Компьютерные технологии в управлении организацией, ГЛАВА 4. Экспертные системы и базы знаний, ГЛАВА 5. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
информационных технологий ………………………………159
в организации ………………………………………… 160
систем ……………………………………………180
ГЛАВА 6. Технологии телекоммуникаций, ГЛАВА 7. Создание компьютерных информационных систем управления
информационных систем ………………………………………….195
информационных систем ………………………………………….203
Контрольные вопросы и задания ……………………………………… 207
ГЛАВА 8. Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления
в государственном управлении ……………………………………… 209
управления …………………………………………………214
Контрольные вопросы и задания ……………………………………………..229