В настоящее время растет количество уличных детей, детей, которые не ходят в школу регулярно. В школе отношения между учениками и учителями часто нарушаются, методика преподавания и практика преобладают на протяжении нескольких десятилетий. Распространенной причиной нежелания учиться является низкий или отрицательный уровень учебной и познавательной мотивации. Традиционная методика предполагает пятибалльную систему оценивания, которая определяет уровень знаний, навыков и умений ученика. В школьной практике уже в первой четверти 1 класса ставятся символы, заменяющие отметки (тучки, флажки, рожицы и т.д.), а в некоторых школах цифровая отметка появляется уже во второй четверти 1 класса. Это приводит к нарушению психического равновесия ребенка, расстройствам, неврозам; конфликтному поведению в сфере «учитель — ученик». В законе РФ «Об образовании» от 1999г. в статье 15 «Общие требования к организации учебного процесса» в п.6 указано, что «дисциплина в учебном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Запрещается применение физического и психологического насилия в отношении студентов и школьников». Наша работа направлена на выявление влияния оценочной деятельности учителя и его стиля общения со студентами на уровень учебной и познавательной мотивации.
Проблема мотивации изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др., которые раскрыли содержание таких понятий, как «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», определили механизмы развития мотивации и предложили классификацию мотивов.
Исследованиями в области оценочной деятельности занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др. Эти исследователи выявили особенности восприятия студентами оценочной деятельности учителя и предложили свои формы обучения без оценок.
Проблема: Как влияют разные виды оценочной деятельности учителей на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников.
Цель: теоретическая и практическая обоснованность параметров оценочной деятельности учителя, способствующих формированию учебно-познавательной мотивации первых студентов.
Объект: учебно-познавательная мотивация первоклассников.
Объект: процесс формирования положительной учебно-познавательной мотивации первоклассников через оценочную деятельность учителя.
Гипотеза:
Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...
... ставя свой профессиональный долг на первое место. Познавательная деятельность учителя - это ... педагогу: · психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; · научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя ... деятельности на решение учебных задач, ведущих к достижению цели. Во главе этого процесса должен стоять сам педагог. ...
1) на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников значительное влияние оказывает характер оценочной деятельности учителя;
2) формирование положительной учебно-познавательной мотивации будет успешным, если:
- а) учитель использует личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения;
- б) учитель в процессе обучения обеспечивает ребёнку возможность быть успешным в его познавательной деятельности;
- в) строго соблюдаются положения из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000г.
«Об организации обучения;
- г) учитель реализует оценочную деятельность через объяснение ребёнку требований к учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
Изучить на основе литературных источников механизмы развития учебной и познавательной мотивации, систему оценки учебной деятельности и влияние оценивания на учебную и познавательную мотивацию.
Изучить особенности формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов при различных подходах к системе оценивания.
Изучить эффективность использования системы безрейсового оценивания в учебном процессе.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы.
Наблюдение за внешними параметрами учебной деятельности студентов, стилем общения преподавателей и их способами оценки студентов.
Интервьюирование учащихся.
Метод оценки учебно-познавательной мотивации.
Педагогический эксперимент.
Метод математической статистики.
База исследования: средняя школа №618 (начальная школа) г. Зеленограда, первые классы.
Глава I. Теоретические основы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
§1. Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации к обучению: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив.
В психологии под термином «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности (25), но может и отождествляться с собственно потребностью. К мотиву также относят инстинкты, влечения (в западной психологии — драйвы), потребности, эмоции, установки, идеалы.
Философский энциклопедический словарь определяет «мотив» как «движущая сила, повод, побудительная сила» (40, с.277).
В психологическом словаре мотив определяется, как:
1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предметно-направленная активность определённой силы;
3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности;
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (22).
По А.Н. Леонтьеву, «мотив» есть психическое образование, реальное или воображаемое, мыслимый предмет потребности, побуждающий и направляющий на себя деятельность», где термин «мотив» употреблён не для обозначения потребности, а для обозначения того объективного, в котором эта потребность конкретизируется в данных условиях и на которое направляется деятельность как на побуждающее её.
«Мотивация учебной работы на х в начальной школе» (2 класс)
... учебный процесс школы был введен определенный набор занятий с целью выявления мотивации учащихся. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обоснована актуальность темы ...
Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. всё то, в чём нашла воплощение потребность (12, с.41-42).
Это определение мотива объединяет в единое целое его энергетический, динамический и содержательный аспекты. В нашем исследовании это определение мотива будет ведущим.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы по разным основаниям в зависимости:
- а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);
- б) от времени (протяжённости) обусловливания деятельности (далёкая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);
- в) от социальной значимости (социальные и узколичностные, по П.М. Якобсону);
- г) от факта включённости в саму деятельность или находящихся вне её (широкие социальные мотивы и узколичностные мотивы, по Л.И. Божович);
- д) мотивы определённого вида деятельности, например, учебной деятельности;
- е) от характера общения (деловые и эмоциональные, по П.М.
Якобсону).
Различают мотивы:
- а) внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности. Внешними называют мотивы, побуждающие данную деятельность, но не связанные с ней. Причины, непосредственно связанные с самой деятельностью, называются внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние — на процесс деятельности;
- б) осознаваемые и неосознаваемые мотивы, когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность, а иногда заблуждается в своих побуждениях;
- в) понимаемые и действующие мотивы, когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность и ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.
Внешние мотивы делятся на:
- а) общественные (альтруистические — сделать добро, мотивы долга и обязанности);
- б) личностные (мотивы оценки успеха — работа ради оценки, самоутверждения, благополучия — для избежания неприятностей).
Внутренние мотивы делятся на:
- а) процессуальные (интерес к процессу деятельности);
- б) результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный интерес);
- в) мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).
Под интересом в данном контексте понимается потребность в эмоциональных переживаниях, которая удовлетворяется в деятельности.
Под мотивами учебной деятельности школьников понимают внутренние импульсы, побуждающие школьников к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении работы и т.п., а внешними импульсами учебной деятельности являются стимулы.
Исследователи указывают на взаимосвязь мотивов и целей, выделяют в человеческой деятельности, их несовпадение считают генетически исходным для человеческой деятельности, а совпадение рассматривают как вторичное явление, как результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, как результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы — цели. Согласно теории деятельности, цель — это представление о промежуточном результате деятельности, выполнение которого служит необходимым условием достижения конечного результата — «разума». Следовательно, целеобразование, т.е. выбор цели, может выступать как выбор средства. Сама цель может стать мотивом, но затем действие разворачивается в действие, т.е происходит «смещение мотива в сторону цели». (А.Н. Леонтьев, с.304).
Психология» : «Мотивация: роль мотивов в развитии человека
... переход человека из пассивного состояния в активное. Мотивация побуждает человека ставить и достигать цели, позволяет ему удовлетворять различные потребности. Как совокупность причин человеческой деятельности, мотивация ... в частности; наконец, о зависимости развития человека от мотивов его жизнедеятельности. 1. Развитие человека: факторы, особенности Человек – это живое существо, обладающее даром ...
Описывая этот механизм, ученый различает активность и действие. необходимо знать, что это за процесс для человека — действие или деятельность. Как указывает А.Н. Леонтьев, ответить на этот вопрос сразу невозможно — необходим психологический анализ, направленный на выявление мотива (25, с.291).
Если объект процесса служит источником стимула, то для человека этот процесс является деятельностью, поскольку в нем удовлетворяется познавательная потребность — потребность что-то знать, понимать, понимать. Если в иерархии причин преобладает высокий балл за совершенный процесс, то этот процесс действует как действие в деятельности в форме подготовки. Отметим, что рассматриваемый материал приобретает смысл в этом случае в связи с получением оценки, объект действия предстает в сознании человека как его цель. Ребенка должен мотивировать не только результат, но и сам процесс учебной деятельности. Тогда это тоже будет поводом для роста, самосовершенствования и развития своих способностей.
Однако развивающий сдвиг мотива на цель не совершается сам по себе. Рассмотрим, как и при каких условиях это может происходить. Для этого обратимся к примеру, приведённому А.Н. Леонтьевым. Взрослый мотивирует первоклассника, который не может сидеть в классе, играя, ставя условие: если ты сделаешь домашнее задание, ты пойдешь и поиграешь. С точки зрения теории деятельности ситуация такова: ребенок понимает то, что если он не выполнит домашнего задания, то получит двойку, огорчит учителя и родителей, что учиться — это его долг и обязанность и т.п. Для сознания ребенка эти мотивы существуют, но психологически они не действенны, то есть в мотивационной сфере первоклассника имеют место и «реально действующие» (возможность поиграть), и «только понимаемые» (долг, обязанность и т.д.) мотивы (25, с.291-293).
При определенных условиях причина действия может быть перенесена на цель действия. В примере с домашним заданием высокая оценка представляет собой цели действий. Через некоторое время в результате подкрепления ребенок заботится об отметке за свою работу: сам начинает садиться за урок, старается выполнить задание (А.Н. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили).
Неправильно решенная задача огорчает его, т.е. психологически это означает, что ранее понимаемый мотив — получение высокой оценки приобрел новое качество — стал реально действующим, благодаря превращению цели действия в мотив деятельности. Общее условие для такого преобразования состоит в том, что результат действия более важен для ребенка, чем мотив, стоящий за этим действием. Значит, рождение нового мотива вызывает новые цели, а устойчивое достижение последних способствует обратному влиянию на мотивы — появлению новых мотивов (25, с.293-294).
Изучение и выявление функций мотива связаны с определением и пониманием его сущности. А.Н. Леонтьев и его последователи выделили две функции мотивов: мотивы и смысловые создания и, согласно им, две группы мотивов: стимулирующие и формирующие значение. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие сопутствующие с ними мотивы играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), иногда эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это мотивы — стимулы» (25, с. 202).
«Мотивация деятельности в физической культуре»
... мотивации к мотивации занятия физической культурой и спортом. 1. Комплекс мотивов спортивной деятельности Из психологии спорта видно, что мотивация занимает особое место среди причин, побуждающих людей заниматься физической культурой и спортом. В общем, мотивация ... занятиями для детей в различных секциях и секциях. И, наконец, для детей, которые не стремятся постигать вершины в спорте, но все ...
Следует отметить, что такая разница относительна, поскольку в структуре конкретной деятельности мотив может выполнять функцию формирования смысла или функцию дополнительной стимуляции. Теоретические данные, полученные при исследовании смыслообразующей функции, позволяют рассматривать мотив как глубоко личностное образование.
По отношению к понятию «мотив» более широким является понятие «мотивация».
Понятие «мотивация» рассматривается многими психологами (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.А., Асеев В.Г., Божович Л.И. и др.), но в различных аспектах. В связи с этим трактовки понятия различны. Концепции мотивации, относимые только к человеку, появились в первой трети XX в. Одной из них явилась теория мотивации К. Левина. Затем работу продолжали представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).
Мотивацию можно рассматривать:
1) как целенаправленное побуждение,
2) как процесс побуждения, реализация в действии и в поведении потребности, влечения, эмоции, инстинкта,
3) как внутреннюю причину действия и поведения человека.
По С.Л. Рубинштейну «мотивация» есть детерминация деятельности изнутри личности или «иерархическая организация всей системы побуждений» (37. С.286).
В.Г. Асеев замечает, что по всеобщему признанию, мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки (или диспозиции), идеалы. Все эти мотивационные явления автор объединяет термином «побуждение» (5. С.7).
Л.И. Божович указывает, что сущность «мотивации» состоит в совокупности мотивов, которая определяет данную деятельность (12. С 40).
Мотивацию как педагогическую категорию стали рассматривать в первой трети ХХ в., но наибольшее распространение она получила во второй его половине. При рассмотрении мотивации учебной деятельности младших школьников исследователи освещают в дидактическом плане некоторые вопросы, связанные с формированием учебно-познавательной мотивации: цели учителя, психологическая подготовка обучаемых к овладению знаниями и умениями, стимулирование учебной деятельности, побуждение и руководство волей, условия организации учебной деятельности, мотивированность каждой темы и этапов урока. Понятия «мотивация», «разум», «познавательный интерес», «познавательная потребность» являются основными терминами по этой проблеме.
При рассмотрении механизмов мотивации мы ориентируемся на понятие «психологический механизм» А.Н. Леонтьева (25), т.е. субъективное описание (или отражение на субъективном уровне) объективных процессов и явлений, разворачивающиеся в природе человеческого взаимодействия с окружающей средой. Психологический механизм мотивации можно рассматривать как отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, законов взаимодействия человека с окружающим миром. Мотивационный механизм — это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности (25).
Виды и развитие человеческой деятельности
... служат для человека средством осуществления деятельности. внутренним интериоризацией 1.3.Мотивация деятельности. С возрастом по мере развития человека меняется мотивация его деятельности. Если человек меняется как личность, меняются причины его активности. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в ...
У человека нет естественной предрасположенности к развитию адекватных человеческих мотивационных отношений, однако они могут возникнуть в результате его целенаправленного обучения и воспитания.
Один из механизмов, обеспечивающих развитие мотивации, — имитация. По своему происхождению относится к естественным механизмам, но обеспечивает развитие мотивации в свободном направлении. Это значит, что на его основе и (или) с его помощью можно влиять на формирование и развитие мотивации. Различайте ситуативную имитацию — повторение — и эффективную мотивационную имитацию, основанную на эмоциональном загрязнении. Имитация-повторение предполагает формирование новых навыков, умений, знаний, тем самым способствуя развитию познавательной сферы ребенка и формированию мотивации. Имитация-повторение как механизм и другой человек как скопированная модель создают условия и возможности для определенного уровня мотивации, и такое же развитие происходит благодаря механизмам конкретных потребностей. Механизм мотивационной имитации предполагает неравнодушие к аффективным отношениям других людей и готовность брать взаймы, разделять эти отношения. В результате мотивационного подражания происходит изменение отношения личности к явлениям мира.
Выделены механизмы формирования мотивации: «снизу вверх» и «сверху вниз» (5).
Суть первого заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные учителем условия учебной и трудовой деятельности, а также взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно упрочняются и переходят в более устойчивые мотивационные образования.
Суть второго механизма заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Полная тренировка мотивационной системы человека включает оба механизма.
Мотивация как простой набор мотивов, связанных с какой-либо конкретной деятельностью или актом поведения, должна отличаться от мотивационной сферы личности человека, которая также является определенным набором мотивов. По Л.С. Выготского, мотивационная сфера нашего сознания включает в себя влечения и потребности, интересы и мотивации, аффекты и эмоции. Мотивационная сфера характеризуется набором мотивов, которые представляют собой иерархическую динамическую мотивационную систему. В этой системе потребности, мотивы и цели определённым образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены (14).
Мотивационная сфера, по мнению А.Н. Леонтьева, — ядро личности.
Мотивационную сферу личности образует система побуждений — мотивов, потребностей, диспозиций, интересов и т.д. Их одновременно называют мотивационными переменными, детерминантами, элементами, компонентами мотивации или мотивационных образований. В литературе мотивационные образования подразделяются по фактору локализации — внешние и внутренние (объективные и субъективные), по степени обобщённости предметного содержания — обобщённые и конкретные специфичные, по мере интериоризации мотивации — устойчивые и неустойчивые (в западной терминологии — диспозициональные и функциональные), по состоянию мотивов — потенциальные (латентные) и актуальные, по обусловленности мотивов — личностные и ситуационные детерминанты.
Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации
... изучены теоретические аспекты управления персоналом. Во второй главе анализируется мотивация деятельности персонала на примере ОАО «Сантехприбор». Третий содержит рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации. При написании данной работы были изучены и использованы ...
В онтогенезе ребенок проходит ряд этапов развития, основу для выделения которых заложил Л.С. Выготский. Им выдвинуто два психологических критерия периодизации детского развития: новообразования возрастных периодов и переходов и динамика их протекания (14,12).
На основе деятельностной теории личности предложен вариант периодизации в зависимости от типа ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), в котором выделяют периоды развития ребенка от рождения до юности. Эта периодизация представляет особый интерес в связи с тем, что каждый из периодов начинается этапом преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы (усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности).
Этот мотивационный этап подготавливает этап преобладающего развития операционально-технических возможностей и способностей (28; Д.Б. Эльконин).
Главный механизм и первый импульс развития мотивации на любом возрастном этапе — это изменение объективных условий жизни ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими людьми.
Этапы развития личности естественны и могут быть поняты как результат психических процессов ребенка под влиянием его социального опыта. Доказано, что «стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно-потребностная сфера» (12, с.37).
Своеобразие определенной целостной личности ребенка определяется направленностью. В основе ориентации личности лежит постоянно доминирующая система мотивов, возникающих в процессе жизни и воспитания, при которой главные и главные мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют мотивационную сферу человека. Потребность в новых впечатлениях является ведущей для психического развития в онтогенезе, на основе которой развиваются другие потребности — в общении, в деятельности и т.д. В работах отечественных исследователей указаны основные механизмы развития психики, в том числе и мотивации, в ходе возрастного развития личности проблемы (5; 12; 37; 25).
Интенсивное развитие всей мотивационной сферы характерно, по периодизации Д.Б. Эльконина, для младенчества, дошкольного, подросткового возраста, в котором ребенок преимущественно усваивает нормы межчеловеческих отношений, задачи и мотивы деятельности. Отмечено, что могут быть сенситивные этапы для отдельных сторон мотивационной сферы — целеполагания, социальных и познавательных мотивов и др. Периоды перехода от одной стадии развития к другой называются критическими, они всегда связаны со сменой фаз и выявляют внутреннюю потребность в этом изменении. В возрастном развитии различают кризисы 1) когда взрослому трудно с ребенком и 2) когда трудно самому ребенку (с взрослым, с самим собой).
принято считать фазы 1,3,7,13 года критическими и предлагается определять продолжительность критических периодов в шесть месяцев до и после кульминаций. При изучении критических точек становления мотивации следует ориентироваться на положения, рекомендуемые А.К. Марковой (29):
Диплом методы развития персонала
... методами общения под руководством учителей, наставников, специалистов и опытных руководителей . При благоприятных обстоятельствах обучение персонала выполняет важную двойную функцию: максимально эффективно использовать работника и его мотивацию. Развитие персонала ... шагом в любой модели управления всегда будет определение потребностей как персонала, так и организации. Это необходимое условие для ...
И в критические периоды развитие не прерывает его творческую работу.
Феномен кризиса не является необходимой чертой возрастного развития. Возможное бескризисное течение критических периодов развития при разумном управлении процессами — управление образованием.
«Бескризисное» протекание детства не означает «бесконфликтное».
Конфликт в критических точках развития может проявляться как в трудностях взаимоотношений человека с окружающим миром, так и в разладе с самим собой.
Противоречия, конфликты с окружающими и с самим собой (соответственно, критические точки развития) могут быть вызваны непропорциональным, дисгармоничным, «рассогласованным» развитием разных сторон психики (деятельности и потребностно-мотивационной сферы, деятельности и общения, дисгармонии отдельных сторон внутри самой мотивационной сферы (например, мотивов и целей, «смыслов» и эмоций)).
Основным механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе признается изменение объективных условий жизни ребенка, его отношения с окружающими людьми, обозначенное в литературе как рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественных отношений и ребенка изменить это место.
Мотивация к обучению определяется как особый тип мотивации, включенный в данную деятельность — в данном случае в учебную деятельность, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Она определяется самой образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, уровень притязаний и т.д.), субъектными особенностями педагога и системы его отношений к ученику.
Мотив и мотивация характеризуются наиболее значимыми параметрами:
Способность и способность предмета отражать окружающую действительность. Следовательно, мотивация зависит от того, насколько предмет полностью и объективно отражает действительность. На процесс отражения могут оказать влияние биологические (физический или психический недостаток субъекта) и социальные (недостаточность знаний об окружающих явлениях и др.) факторы и особые, нетипичные условия ситуации.
Направленностью — предметной избирательностью, отражающей то, что привлекает субъекта в деятельности (содержание, способ действий, виды и формы деятельности).
Силой — интенсивностью побуждения — одна из наиболее значимых характеристик; наиболее сильные мотивы называют ведущими или доминирующими. Они и определяют направленность деятельности и особенности поведения.
Устойчивостью — стабильностью побуждения во времени. С точки зрения выраженности данного признака причины делятся на: ситуативные, обусловленные сиюминутными и стабильными обстоятельствами, которые действуют в течение относительно длительного промежутка времени.
Модальностью — положительной или отрицательной эмоциональной окрашенностью.
Оперативность: способность актуализировать необходимую причину в данной ситуации, принять необходимое решение по делу.
Указанные параметры образуют содержательные и динамические аспекты. В первую очередь указывают на личностный смысл деятельности, эффективность мотива, место мотива в общей мотивационной независимости возникновения и проявления мотива, степень его осознанности и степень влияния, то есть, для определения избирательности процессов. Последние указывают на стабильность, модальность, силу мотивации, возникновение, определяют длительность и интенсивность процесса, доступность для определенного уровня и его функциональную направленность.
Информационные технологии в профессиональной деятельности» : ...
... венцом компьютерных инструментов ручного этапа развития компьютерной техники. Механический этап развития вычислительной техники Развитие механики в 17 в. стало предпосылкой создания вычислительных устройств ... Непером логарифмы оказали революционизирующее влияние на все последующее развитие счета, чему в значительной степени способствовало появление целого ряда логарифмических таблиц вычисленных ...
Возможность проблемы намеренного формирования и развития мотивов и потребностей человека обусловлена связью проблемы развития мотивов и потребностей с проблемой развития личности в целом.
В нашем исследовании мотивация будет рассматриваться как сложная система, включающая в себя иерархические характеристики от организационных уровней мотивационной сферы, взятых отдельно. относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта.
Представление о единстве природного и социального в человеке, т.е. организма и личности, отражено в личности и индивидуальности, предложенной Л.С. Рубинштейном (37), Б.Г. Ананьевым (3), систематизированной их последователями. Выделены следующие личности: потребности и мотивации, темперамент, способности, характер, ориентация. В рассматриваемом контексте мотивация — это относительно устойчивая и индивидуально уникальная система мотивации, основанная на сочетании материальных и биологических, социальных и индивидуальных потребностей.
Во взаимодействии системы потребностей и мотивационной системы личности в процессе мотивации можно рассмотреть два аспекта — горизонтальный и вертикальный. В горизонтальном плане любая из потребностей личности или её мотив системно связан с другими потребностями или мотивами, их актуализация в данный момент есть функционирование всей системы; конкретная потребность или мотив выступает в качестве системообразующего фактора. Следовательно, в процессе отражения человеком окружающего мира через конкретную потребность или мотив опосредовано участвует вся система потребностей и мотивов. В вертикальном аспекте в многократно мотивированном удовлетворении потребности наступает фаза, когда потребность связывается напрямую с предметом и окружающими его условиями, минуя процесс мотивации. Здесь этап мотивации предстаёт в снятом виде.
Таким образом, любое из побуждений личности в процессе отражения действует функционально.
Однако не все свойства компоненты личности работают в процессе мотивации в одинаковой степени, но в определённой ситуации действуют все сразу функционально, системно, иерархично — одни непосредственно, другие опосредовано. Система мотивации деятельности включает в себя различные типы механизмов: врожденные (биологические) и приобретенные (социальные), порождающие и реализовывающие мотивацию в специфических условиях и ситуациях. Мотивационное опосредование есть способ развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том, что воспитатель пытается переключить существующее мотивационное значение на новый предмет. Основным механизмом развития биологической мотивации считается мотивационное обусловливание, т.е. переключение эмоционального переживания в образе с фиксацией на новом содержании, при этом фиксация в силу объективных связей становится мотивационным. Таким образом, в основе этих двух механизмов лежит переключение. Акт эмоционального переключения составляет основу данных механизмов, выступает универсальным механизмом развития мотивации, а, следовательно, является общим для биологического и социального уровней мотивации. Мотивационное обусловливание и опосредование представляют собой качественно различные «единицы» развития мотивации, соответствующие двум главным линиям этого развития: непосредственному, спонтанному и социально контролируемому и специально организованному.
Психологи выделяют два типа мотивации и соответствующие им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и, соответственно, внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и, соответственно, внутренне мотивированного поведения.
Внешняя мотивация — описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности. Достаточно инициирующему и регулирующему факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация, прежде всего, основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции. Эти виды внешней стимуляции инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Наиболее ярко данный тип мотивации представляем в психологических теориях у бихевиористов.
Внутренняя мотивация — описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренняя мотивация основана на достижении поставленной цели через саму деятельность. Внешняя и внутренняя мотивации могут изменять направление поведения. С изменением мотивации начинается переход к новой стадии возрастного развития. Выделяют сензитивные и критические переломные этапы в развитии мотивации в онтогенезе.
Мотивация учебной деятельности доминирует в мотивационной сфере школьника. В учебной мотивации выделяют составляющие: потребность, смысл, мотив, цель, отношение, эмоции, интерес. Положительное влияние на познавательные процессы, значит и на личность в целом, оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация имеет преимущество при решении частных задач. Внутренняя позиция, определяемая как «система потребностей ребенка» (12), подвергается изменению под влиянием конкретных обстоятельств жизни. Она выражает отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и на которое он претендует. «Именно внутренняя позиция, т.е. та система потребностей ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств» (12, с.176).
ребенка сохранить или изменить как объективно занимаемое положение, так и свою внутреннюю позицию определяет реальное состояние мотивационно-потребностной сферы. Включение ребенка в новые виды деятельности способствует разрешению возникающих противоречий, развитию сознания. Развитие сознания отражается в изменениях мотивации его деятельности (25).
Существенное значение для нашего исследования имеет когнитивная (познавательная) теория мотивации, которая рассматривает мотивацию человеческого поведения (деятельности) в соответствии с познанием. В рамках данной теории изучены уровень притязаний, мотивация достижения и фантазии субъекта. Мотивация достижения состоит из двух конкурирующих тенденций — боязни неудач и желания удовольствия от успеха. Познание выступает как полимотивированная деятельность. Исследования иерархической организации мотивационной сферы человека относятся к познавательной теории мотивации.
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович) к проблеме потребностей позволяет рассматривать их как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности, как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, потребность является необходимой предпосылкой деятельности и фактором ее направленной активности. Такой подход к системе потребностей человека раскрывает динамический аспект мотива деятельности как перспективу будущего действия.
Мышление, как и любая другая деятельность человека, обусловлено его потребностями, наличие которых — основное условие возникновения мышления и его развития. Вопрос о мотивах как причинах побуждения мыслительной деятельности С.Л. Рубинштейн считает важнейшим, поскольку «это, по существу, вопрос об истоках, в которых берет начало тот или иной мыслительный процесс» (37, с.87).
Внутренним условием активизации мыслительной деятельности субъекта является наличие познавательных потребностей или мотивов деятельности.
Анализ имеющейся литературы показывает, что нет общепризнанной классификации потребностей. Причина этого объясняется тем, что не удалось определить до сего момента принципа, способного многообразие человеческих влечений в единую и внутренне непротиворечивую систему. Анализируя различные определения понятия «потребность», делаем вывод, что: потребность есть психологическое отношение личности, которое может выражаться только опосредовано, через образ, в объектах, в действиях; потребность есть движущая сила поведения. Управление потребностями есть управление идеей потребности и её образами. Потребности осознаются в виде конкретных побуждений — мотивов к определённым объектам, обстоятельствам, видам деятельности, в которых эти потребности удовлетворяются (Симонов П.В., Орлов Ю.К., Каверин С. Б).
В плане рассмотрения потребностно-мотивационной сферы человека хорошо представлена иерархическая классификация человеческих потребностей А. Маслоу. Последовательность представленных иерархических групп указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость мотивационной сферы в целом. Согласно концепции А. Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление семь классов потребностей:
Физиологические (органические) потребности.
Потребности в безопасности.
Потребности в принадлежности и любви.
Потребности уважения (почитания).
Познавательные потребности.
Эстетические потребности.
Потребности в самоактуализации.
Данная иерархическая система подчиняется правилу: «Следующая ступень мотивационной значение тогда, когда предыдущие ступени реализованы» и направлены на реализацию изначальной мотивационной силы человека — самоактуализацию. На базе потребности в самоактуализации складывается особый тип мотивации, позволяющий развить в человеке совокупность определённых личностных свойств. Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа потребностей. Начинается группа с определённого биологического прототипа, свойственного почти в равной мере и животным, и младенцу. группы в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице отражает более высокую степень социализации.
Для перехода к деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить. В соответствии с теорией деятельности (25), деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека. Деятельность имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. Существует в двух формах — практической и теоретической.
Психологическая и педагогическая трактовка терминов учения и учебной деятельности не совпадают.
Деятельность, по А.Н. Леонтьеву, имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную. Их единство есть единичный акт деятельности, рождаемой из потребности. Наиболее важными характеристиками любой человеческой деятельности являются и направленность. В теории деятельности мотив рассматривается в качестве ее предмета (или предмета потребности).
Следовательно, основной характеристикой деятельности может считаться ее предметность. В деятельностной концепции предмет деятельности (мотив) рассматривается как предмет активного отношения организма, как «нечто, к чему относится именно живое существо, как предмет деятельности» (11, 25) и как предмет, «способный удовлетворить потребность» (25) или же как средство удовлетворения потребности, которое воспринимается субъектом как таковое.
На психологическом уровне деятельность — это такая единица жизни, которая опосредована «психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» (25).
Деятельности без мотива не бывает. В то же время «немотивированная» деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Среди мотивов есть такие, которые наиболее адекватны учебным задачам. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Если такие мотивы формируются у ученика, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи.
Деятельность учения — «чистый» акт познания, реализуемый учащимся через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. Учение только тогда можно считать собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в данном случае мотивом, в котором находит свое предметное воплощение познавательная потребность ученика. Они одновременно выступают и как цель этой деятельности. Если такой потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность. Знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, так как процесс учения побуждается не ими, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности (25).
С точки зрения успешности процесса учения преимущество всегда за учением-деятельностью, имеющим непосредственную связь с потребностями учащегося.
Феномен «сдвиг мотива на цель» представляет собой один из вариантов мотивационного опосредования. По аналогии можно обозначить другие варианты сдвига мотива на условия, средства, сигнал, символ и другие моменты, значимые для его достижения.
Сложившийся уровень мотивации человека может влиять на процесс протекания деятельности. Вместе с тем характер деятельности может предопределить изменение мотивационной сферы.
Потребности, желания, интересы деятельности отражаются как ее мотивы. Мотивы выступают как стимулы, реальные