Ключевой вопрос любой власти — доверие к ней людей. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как государство защищает права и свободы данного гражданина.
Сегодня в России много говорят о необходимости повышения уровня доверия к государству, без чего невозможно поступательное развитие. На деле получается парадоксальная и пугающая картина: народ все надежды возлагает на власть, но при этом не доверяет ей. Таким образом, люди лишены внешней поддержки и сомневаются в том, что интересы и потребности обычного человека входят в сферу интересов государства, а тем более тех, кому народ делегировал власть. Что же мешает построить систему, основанную на доверии людей к власти?
Причины этого, прежде всего, в неэффективности и чрезмерной близости энергосистемы, то есть в том, что граждане часто не могут получить своевременную и качественную защиту со стороны государства и, в то же время, не могут повлиять на политика, проводимая государством. Низкая правовая культура, как должностных лиц государственных органов, так и населения в целом.
Единственный выход из этой ситуации — совершенствование механизмов реализации и защиты гражданских прав. И важнейшим из этих механизмов является институт обращений граждан в органы государственной власти, прежде всего в исполнительную.
Актуальность данной работы
Обращение граждан к структурам власти на всех уровнях — одно из основных прав, которое дает возможность обычному человеку реально и эффективно участвовать в делах государства и общества, а для власти — четкое и понятное четкий сигнал к действию. В этой связи следует подчеркнуть, что роль института средств правовой защиты граждан огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции.
Во-первых, обращения есть форма защиты прав граждан, закреплённая в ст. 33 Конституции РФ, как отмечалось выше. Вместе с судебной защитой административная защита, которая проявляется в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и в принятии адекватных мер с их стороны, является важнейшим средством защиты человека, его прав и свобод.
Во-вторых, обращение гражданина — это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством (Конституция РФ ч.1 ст.32), и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может влиять на процесс принятия решений органами государственной власти, способствовать выработке государственной политики в различных сферах жизни.
Принципы хозяйственного права
... лица1. Субъекты предпринимательской деятельности: граждане РФ; граждане иностранных государств; объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус ... подразделить на производственно-хозяйственные, торговые, транспортные, сельскохозяйственные, банковские, биржевые, ... наук Специальность 12.00.03 – гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право / МГУ им. М. ...
В-третьих, обращения граждан — это средство обратной связи, выражение реакции людей на решения правительства. В условиях демократического государства и общества проверенные механизмы обратной связи, такие как воздух, необходимы, прежде всего, для самой власти.
Обращения граждан – это, своего рода, информационный канал, «существенный источник информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства», ценнейший источник аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы и идеи для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Часто в обращениях граждан можно выявить проблему, на которую еще не обратили внимания. Обычно обращения отправляют те граждане, которые столкнулись с проблемами, которые они не могут решить самостоятельно, или у которых есть конкретные идеи и предложения по улучшению жизни в стране. Своевременно обобщая и анализируя большие объемы запросов, вы можете получать своевременную и конкретную информацию о существующих проблемах, а также о том, как их решать. Таким образом, изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власти смогут быстро успевать за изменениями в необычайно динамичном современном обществе, что поможет ему стать более эффективным. В силу всего этого институт средств правовой защиты граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.
Обращения граждан в государственные, административные и местные органы власти на всех уровнях — это не просто жалобы или жалобы. Их мотивация и содержание — это различные аспекты не только деятельности государственных органов, но и совершенствования, совершенствования функционирования государственных структур, повышения их эффективности и, в целом, развития демократических отношений, гражданского общества.
Изучению института обращений граждан посвящены работы таких авторов, как Ю.Н. Алистратов, А.А. Дворак, М.А. Миронов, Н.А. Рудакова, С.А. Широбоков, А.П. Любимов, М.В. Скрябина. Большая часть исследований проводилась в советский период, а также после принятия Конституции 1993 года, когда еще не было сформировано новое законодательство, регулирующее эту область общественных отношений.
Объектом исследования, Предметом исследования, Целями работы, Задачи данной работы:
- изучить понятие и виды обращений граждан;
- исследовать становление и развитие института обращений граждан в России;
- изучить и проанализировать практику организации работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области;
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее реализацию права граждан на обращения, и практику его применения,
- выявить проблемы, возникающие в ходе работы с обращениями граждан;
Методологической основой исследования
Сделанные нами выводы по результатам исследования основаны на анализе обращений граждан в органы государственной власти Московской области. Использованы годовые отчеты центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по работе с обращениями граждан. Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию формирования обращений граждан.
Дипломная работа оценка эффективности органов местного самоуправления
... Федерации», где даны понятия, термины самоуправления, определена местного в осуществлении народовластия, права граждан на местного самоуправления [6]; - Президента РФ № 607 от № 607 «Об оценке эффективности органов местного городских округов и районов» [7]; - Правительства ...
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять абзацев, заключения и списка использованной литературы. Основные результаты исследования представлены в абзацах.
В первой главе данной работы рассматриваются понятие, виды обращений граждан и история становления института обращений граждан в России. В России этот институт имеет богатую историю: впервые он был законодательно закреплен в 15 веке, поэтому был накоплен огромный опыт работы с обращениями и нормативным материалом.
Вторая глава посвящена основным принципам работы и правового регулирования обращений граждан в Московском регионе.
В первом абзаце анализируется организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области. Проанализирована динамика обращений в Правительство Московской области за несколько лет. Все данные приведены в виде диаграмм.
Во втором абзаце мы рассмотрели административные процедуры по работе с обращениями граждан в правительство Московской области.
В третьем параграфе второй главы мы проанализировали нерешенные вопросы по совершенствованию работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области, рассмотрели меры, принимаемые аппаратом Правительства Московской области, для решения этих проблем и попытались выработать некоторые предложения по их разрешению.
В заключении работы подведены итоги исследования, представлены основные положения и выводы, сформулированы предложения.
В конце работы приводится список использованной литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В РОССИИ
1.1. Понятие и виды обращений граждан
Конституция Российской Федерации (ст. 33) указывает, что «граждане Российской Федерации имеют право… направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления», при этом не уточняет, что понимать под обращением.
С обычной точки зрения призыв — это любое послание к какому-то организму или человеку, олицетворяющим силу. Однако с точки зрения закона не стоит рассматривать, например, сообщение с рассказами о тяжелой жизни, с доносом судьбы — призыв. Здесь важен не только сам факт обращения и его содержание, но и цель.
С.А. Широбоков в своей работе дал следующее определение обращения. По его мнению, обращение — это волеизъявления индивида, выражающиеся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить защитить или восстановить права и свободы.
По своей юридической природе, обращения представляют собой юридические факты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий. Так, поступление обращения в какой бы то ни было орган, обязывает его к совершению определённых, регламентированных нормативно-правовыми актами действий: зарегистрировать обращение, изучить его содержание, направить на рассмотрение в тот орган и тому должностному лицу, в компетенции которого находится решение поднятых в обращении вопросов и т.д.
Долгое время в отечественном праве отсутствовало официальное
Дипломная работа управление социальной сферой
... мероприятий. Результаты дипломного проекта, в частности, разработанные рекомендации по совершенствованию управления развитием социальной сферы городского округа Челябинска, могут быть использованы органами местного самоуправления. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
определение обращения граждан. И лишь Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ в ст. 4 п. 1 дал определение этому понятию: «Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления».
Введение официального определения имеет большое значение и способствует правильному применению и реализации правовых концепций, помогает гражданам лучше понимать и использовать свои права.
Граждане России в общей массе только учатся отстаивать свои права. Наше общество долгие годы было лишено этой возможности. Но происходит смена поколений, следовательно, смена убеждений, знаний, мнений. Для современного открытого демократического общества нам нужны не запуганные, но готовые к диалогу с властью граждане, способные привлечь внимание органов государственной власти, местных автономий и должностных лиц к своим личным и социальным потребностям. важно отметить, что рассмотрение апелляций — это не милость, а обязанность властей.
В апелляциях могут подниматься вопросы, касающиеся прав и законных интересов как заявителя, так и других граждан или интересов общества в целом.
Разграничение в законодательстве различных типов обращений играет положительную роль в оптимизации их рассмотрения, в проведении более глубокого анализа тенденций общего состояния законности, степени удовлетворенности граждан. Как справедливо заметила Н.Ю. Хаманева: «Обращения граждан носят различный характер, содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности: могут содержать как индивидуальные жалобы на нарушения прав и свобод, так и коллективные, поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес. Они различаются по своим правовым характеристикам и, как следствие, влекут за собой разные правовые последствия».
- По форме подачи обращения классифицируются на письменные и устные обращения;
- По типу (или содержанию) обращение может быть: предложением, заявлением или жалобой.
При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой.
Получателем устного обращения являются государственные или местные органы власти.
Устные обращения могут поступать по различным каналам. Речь идет не только о личном приеме, обращениях по телефону, но и о «прямых эфирах» радио и телевидения, «горячих линиях», «интернет-приемных».
Как показывает практика, рассмотрение устных обращений порой организовано лучше, чем письменных, и именно устное обращение гражданина, представленное на личном приеме в приемной компетентного органа или у должностного лица, позволяет оперативно решать вопросы проблема.
Содержание устного обращения вносится в личную форму записи гражданина. Если изложенные в обращении факты не требуют дополнительной проверки, ответ может быть дан при личной встрече в устной форме. При этом необходимо согласие гражданина. Об этом в карточке личного приёма делается запись. В остальных случаях даётся письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (см. ст. 13 ФЗ от 02.05.2006 №59).
Информационные ресурсы органов власти
... проект направлен на интеграцию данных органов здравоохранения и медицинского Однако таких пилотных проектов явно недостаточно для серьезных результатов в интеграции ресурсов власти. Для рационализации использования информационных ресурсов необходимо законодательно ...
Особой формой устного общения можно признать обращения, поданные во время телеконференций. Подобная форма общения высших руководителей государства и граждан впервые состоялась в декабре 2001 года, когда Президент РФ В.В. Путин ответил в прямом эфире телеканалов ОРТ и РТР, а также радиостанциям «Маяк» и «Радио России» на вопросы, заданные по телефону, через Интернет и телеконференции. Прямые линии Путина В.В. с народом (теперь уже в качестве Председателя Правительства РФ) сопровождаются массированной пропагандой в СМИ. В таких кампаниях довольно велика доля незначительных проблем, выходящих за рамки нормативного определения возмещения ущерба. Несмотря на это, ключевая задача этих проектов — стать эффективным инструментом открытого диалога власти и граждан.
В практике также имеют место «устно-письменные» или «смешанные» обращения. Эти обращения выполнены в письменном виде, но поданы на личном приёме. Такая форма обращений не закреплена законодательно. В некоторых органах исполнительной власти поданные лично заявления имеют существенное преимущество: их рассмотрение отслеживается более тщательно. Устные и письменные обращения обладают одинаковой силой. Поэтому форма обращения не имеет юридического значения.
Получателем письменного запроса может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо таких органов. Письменные обращения обычно пересылаются по почте, телеграфу, на интернет-портал соответствующего органа, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или должностное лицо, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов. Законодатель допускает возможность не совсем правильного или неверного адреса обращения. При необходимости в обоснование своих доводов гражданин прилагает к письменному заявлению документы и материалы или их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату.
Под единым термином «обращение» в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» понятия разного содержания представлены в виде предложения, заявления, жалобы.
Предложение Федеральный закон трактует как рекомендацию гражданина «по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества». Предложение не связано с нарушением или осуществлением каких-либо прав заявителя. Он направлен, в первую очередь, на изменение существующего порядка государственного устройства. Подавая предложение, гражданин не пытается реализовать свои личные интересы. Предложение — воля автора к участию в общественной жизни, эффективное средство политической деятельности гражданина, одна из форм реализации права граждан на участие в управлении государством. Обычно в предложении содержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Предложения всегда малочисленны и составляют незначительную долю в общем массиве обращений (чуть более 2%).
Организация делопроизводства по обращениям граждан (на примере ...
... сотрудников Комитета по образованию г. Барнаул с обращениями граждан предлагает внедрить в систему документооборота программу электронного делопроизводства, специализирующуюся на работе с обращениями граждан: «Обращения граждан и организаций». Данная ... с правами пользователя. Во многом из-за того, что нормы времени, в течение которых работник, отвечающий за работу с обращениями граждан, обязан ...
Предложения обязательны для рассмотрения органами публичной власти. Однако содержащиеся в нем советы и рекомендации можно игнорировать, так как предложение носит рекомендательный характер. Предложения, в первую очередь, следует рассмотреть, высказанные в них пожелания проанализировать, обобщить и направить соответствующим должностным лицам. В будущем их можно будет учитывать при разработке законопроектов или при разработке планов и программ законодательной работы. Предложение может стать реальным средством воздействия только тогда, когда субъект законодательной инициативы реально им воспользуется.
Следующая правовая форма реализации права на обращение – это заявление.
Заявление Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ определяет как, просьбу «гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц». Это определение сбивает критиков с толку тем, что «оно лишь указывает на права, закрепленные в Конституции и законодательстве». Получается, что для реализации прав и свобод, гарантированных другими нормативными актами и не предусмотренных Конституцией РФ, объект этого права не может быть применен. Однако, в ст. 55 Основного Закона страны прямо говорится, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Также, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, « в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…». Другими словами, любое общепризнанное право подлежит защите государства, даже если оно не закреплено в национальном законодательстве.
Часть вторая определения «заявление», данного в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N59 представляет собой как бы самостоятельный вид обращения – сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов и критику работы органов публичной власти, и их должностных лиц. Часто именно их неудовлетворительная работа служит общим препятствием для реализации человеком своих законных прав и интересов. Столкнувшись с различными недостатками, злоупотреблениями, нарушением законности в органах государственной власти, произволом должностных лиц, граждане вынуждены замалчивать эти факты, опасаясь последствий такой огласки. Важно отметить, что заявителю гарантируется (ст.6 ФЗ от 2 мая 2006 №59) недопустимость преследования за обращение с критикой деятельности органов публичной власти и должностных лиц.
Принципы этики прав человека
... Федерации предусматривает полное разделение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Под правами гражданина понимается определенная система отношений между человеком ... человека, исходя из принципов ... право, что достоинство лич-ности должно охраняться государством. Оно не должно умаляться ни при каких обстоятельствах. Человек не должен быть подвержен жестокому обращению. ...
Как отмечалось выше, под заявлением подразумевается обращение граждан по поводу реализации через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, не связанных с нарушением этих прав и интересов. Например, подача заявлений по вопросам регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, регистрации прав на недвижимое имущество, назначение и выплаты пенсий и пособий и т.д.
Напротив, отказ в удовлетворении этих прав и интересов инициирует жалобу.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ даёт следующее определение этого понятия: «жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц».
Подобная формулировка – «просьба гражданина», кажется не совсем подходящей к понятию жалобы. Скорее это требование, обращенное к уполномоченному государственному органу об устранении нарушенных прав и законных интересов. Практика показывает, что жалоба — наиболее распространённый вид обращения граждан. Право на жалобу, во-первых, обеспечивает личный интерес гражданина в защите его нарушенного права. Во-вторых, его следует рассматривать, как гарантию соблюдения законности. Целью подачи жалобы являются: реализация предоставленных государством прав либо требование восстановления нарушенных прав. Жалоба является одним из самых информативных видов обратной связи, так сказать, «лакмусовой бумагой», индикатором, так как доводит до сведения компетентных органов факты, которые, по мнению жалобщика, являются негативными. Анализ и обобщение жалоб позволяет получать оперативную и чёткую информацию о существующих проблемах. По каждой жалобе должны быть незамедлительно приняты меры, направленные на устранение указанных нарушений.
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59 предусматривает только три вида обращений – предложение, заявление и жалобу. Однако, в ряде нормативно — правовых актов субъектов РФ этот перечень расширен и дополнен такими формами обращений, как ходатайство, петиция. Например, ст. 2 закона города Москвы « Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 года № 25 гласит: «Под обращениями в настоящем Законе понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан». Это всего лишь пример неоднозначности выделения форм реализации права на обращения в законодательстве субъектов РФ, что приводит к неравенству положения граждан на территории того или иного субъекта. Получается, что житель Москвы может подавать петицию в органы публичной власти, а житель Московской области – нет.
Петиция – это, как правило, коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде, понуждающее совершить определенное действие в интересах широкого или неограниченного круга лиц, либо воздержаться от совершения определенного действия для предотвращения нарушения прав широкого или неограниченного круга лиц. По сути, петиция является предложением, направленным на изменение законодательства (иногда подзаконных актов).
Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь
... вышеперечисленных авторов внимание уделяется вещному праву, понятию права хозяйственного ведения и оперативного управления и т. д.. Так, Точилин В. В. в своей работе «Право оперативного управления и право хозяйственного ведения: особенности правового регулирования» ...
В отличие от индивидуальных обращений, петиции составляются организациями, следовательно, подготовкой петиций занимаются люди, владеющие юридической техникой. Проигнорировать данный вид обращения не возможно, так же отказ в принятия изложенных в них предложений должен быть чётко мотивирован ссылкой на закон. Получается, что государственная власть сама ограничила институт, в значительной степени ослабив возможность влияния.
Петиция упоминается как одна из форм обращений в проекте ФЗ «О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения», который так и не был внесён в Госдуму. Этот проект был подготовлен рабочей группой Независимого института выборов во главе с А.В.Иванченко по заказу Администрации Президента РФ.
В проекте Федерального закона «Об обращениях граждан», внесенного в 1996 году на рассмотрение депутатом фракции КПРФ В.И. Зоркальцевым, однако отклоненного Советом Федерации, а впоследствии и Президентом, упоминалось о ходатайстве, как об одной из форм обращений.
Под ходатайством обычно понимается обращение, содержанием которого является просьба о признании за лицом определённого правового статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих
Однако в принятой редакции закона этот вид обращения отсутствует, так как термин достаточно устойчиво и широко применяется в сфере судопроизводства. Так же традиционно он используется в актах о помиловании. Помимо этого, ходатайство имеет существенные отличия от других обращений и требует своего порядка рассмотрения, который отражается в специальных законах, и, как правило, предусматривает основания, порядок и размер государственной пошлины за такие действия.
Рассматриваемый нами Федеральный Закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ в части 1 статьи 2 , регулирующей право граждан на обращение, указывает, что «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам». Таким образом, можно выделить ещё одну классификацию — по субъекту, точнее по количеству заявителей, подписавших обращение.
По субъекту обращения граждан делятся на индивидуальные и коллективные.
Важно отметить, что в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отсутствует определение понятия «коллективное обращение».
Закон Московской области « О рассмотрении обращений граждан» №164/2006-ОЗ от 5 октября 2006г, в отличие от Закона Федерального, даёт определение коллективному обращению: « обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей».
Из текста ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепившей за гражданами право направлять «индивидуальные и коллективные» обращения, ясно следует, что вложенный в эти термины смысл содержит сугубо количественный аспект. Коллективные обращения рассматриваются в порядке, аналогичном порядку рассмотрения индивидуальных обращений граждан.
По повторности на практике выделяются повторные и дублетные обращения.
В повторных обращениях граждане, как правило, обжалуют решение, принятое по предыдущему обращению, сообщают о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, о нерешённости в полном объеме вопроса, затронутого в предыдущем обращении, или о недостатках, допущенных при решении вопроса. Также повторным считается обращение одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу и в случае, если первое обращение уже решено по существу.
Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации
... следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а ...
Дублетным обращением считается обращение одного и того же гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу, направленные разным адресатам, но переадресованные ими по принадлежности в соответствующий орган.
Далеко не по всем обращениям граждан, поступающим в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, могут быть даны ответы по существу поставленных вопросов. Порядок рассмотрения отдельных обращений законодатель выделил в отдельную норму (ст. 11 ФЗ № 59) Федерального закона.
Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, которым направлено обращение, вправе не рассматривать его по существу, если:
- В письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом, в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу;
- В обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
В рамках ФЗ-59 такие обращения рассматриваются как злоупотребления правом.
- Текст письменного обращения не поддается прочтению;
- Ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Во всех этих случаях гражданин получает уведомление о невозможности дать ответ по существу поставленных вопросов.
Лишь в одном случае законодатель предоставляет право исполнителям не рассматривать обращение гражданина и не давать ему ответ из-за несоблюдения всех требований к форме письменного обращения.
- В обращении не указаны фамилия обратившегося гражданина или почтовый адрес для ответа, то есть когда гражданин сам лишил себя возможности получить ответ.
Для некоторых анонимных обращений законом предусмотрены особенные действия. Если в анонимном обращении содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, его подготавливаю
подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Не подпадают под регулирование ФЗ № 59 « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
- Жалобы на судебные решения, как особый вид обращений, законодатель относит к обращениям, не подлежащим рассмотрению.
Судебные постановления не могут подвергаться ревизии со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года: «Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения».
- Обращения, составленные таким образом, что их содержание не подпадает ни под одну из основных квалификаций – предложения, заявления и жалобы.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
Истинно демократическим является то государство, где верховная власть принадлежит народу, а любое правительство, следовательно, должно быть подконтрольно и подотчётно ему. Достичь же этого можно только предоставив народу права, позволяющие ему влиять на принятие решений властью. Одним из таких прав и выступает право на подачу обращений. Можно с уверенностью сказать, что гражданин, реализуя своё право на обращение, может участвовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, высказывать личное мнение по различным вопросам. Важно отметить, что в соответствии с частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Эта позиция отражена в части 2 ст. 2 федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где сказано: «Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц».
На протяжении долгого периода в отечественном праве отсутствовало официальное определение обращений граждан. Лишь в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ было дано определение, в котором законодатель закрепил классификацию обращений граждан.
- По форме подачи на устные и письменные обращения.
- По содержанию на предложения, заявления и жалобы.
- По адресату обращения : в органы государственной власти; в органы местного самоуправления; должностному лицу.
- По субъекту обращения можно классифицировать на индивидуальные и коллективные.
Кроме этого, в практике сложилось деление обращений граждан:
- По юридическому критерию на приемлемые и неприемлемые (все обращения, рассмотрение которых по существу вопроса в органе — получателе не предусмотрено ФЗ №59 от 02.05.2006).
- По повторности обращения на первичные, повторные и дублетные обращения.
1