Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебной и познавательной деятельности студентов. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности студентов.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Выполняя функцию руководства учебной и познавательной деятельностью студентов, контроль не всегда сопровождается выставлением баллов. Он может служить способом подготовить учащихся к восприятию нового материала, выявив готовность учащихся усваивать знания, навыки и умения, обобщать и систематизировать их. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого-педагогические функции контроля заключаются в выявлении недостатков в работе студентов, установлении их характера и причин этих недостатков. учителю важно владеть информацией как об усвоении знаний учениками, так и о том, как они получены.
Контроль также играет большую образовательную роль в процессе обучения. Это способствует большей ответственности за работу, выполняемую не только учеником, но и учителем. Приучать учеников к систематической работе и точности в выполнении школьных заданий.
Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая ответ партнера, ученики одновременно как бы повторяют то, что они сами узнали накануне. И чем лучше организован контроль, тем больше условий для такой консолидации.
Проверка знаний — это форма педагогического контроля за учебной деятельностью студентов. Если учесть, что основная образовательная задача учителя — обеспечить усвоение детьми всего объема знаний программы, становится понятно, что без специальной проверки знаний обойтись невозможно. Более того, он должен быть организован так, чтобы действительное знание раскрывалось наиболее глубоким и полным возможным способом.
Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной ...
... развития познавательных способностей школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность. Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы Глава 1. Теоретические основы познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности 1.1 Особенности внеурочной деятельности младших школьников Внеклассная деятельность всегда ...
Контроль — это стимул к регулярным занятиям, к сознательному труду учеников. В этом отношении, несомненно, полезен элемент вероятности и неожиданности, присутствующий в большинстве тестовых случаев.
Проверка знаний учащихся — важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. Самооценка учителя будет действительно объективной, если проверка знаний будет организована таким образом, чтобы обеспечить наиболее полное выявление этих знаний..
Поэтому контроль является важной и необходимой составляющей обучения и подразумевает систематическое наблюдение учителем за траекторией обучения на всех этапах образовательного процесса.
В своей дипломной работе я ставила задачи:
-
изучить современную психолого – педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе.
-
Определить характеристики различных методов, типов и форм организации контроля и оценки знаний, навыков и умений студентов.
-
Выявить роль контроля и оценки учебной и познавательной деятельности студентов на уроках русского языка.
-
Разработать задания на проверку знаний, умений и навыков по русскому языку.
-
Показать виды контроля, используемые на уроках русского языка.
Для достижения поставленных целей использовались научно-педагогические методы: тесты, собеседования, учебная документация и успеваемость студентов, документальный анализ.
ГЛАВА 1: Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися
знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной
школе.
§ 1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛ.
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценивание имеет большое значение для менеджмента как педагогической педагогической деятельности; он также должен служить цели улучшения всего образовательного процесса, включая нравственное воспитание учащихся. Но это возможно только в том случае, если оценка имеет высокий престиж в целом и особенно в плане подготовки учащихся. К сожалению, на данный момент из-за ряда неверных способов использования рейтинга престиж значительно снизился.
Оценка — это определение качества результатов обучения, достигнутых студентом. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются параметры оценочной деятельности учителя:
Дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности ...
... самообразования. Поэтому мы выбрали тему дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности у будущих педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки в вузе». Задача исследования - выявить и обосновать психолого-педагогические условия ...
-
качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
-
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика).
Особое внимание следует обратить на необходимость усиления роли постоянного наблюдения за уровнем познавательных интересов и самостоятельности ученика.
ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ
Под оценкой успеваемости ученика понимается система определенных показателей, отражающих объективные знания и умения ученика.
В Педагогической энциклопедии под оцениванием понимается определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями школьной программы для них.
При оценке учитываются объем, уровень и качество усвоения учащимися знаний, навыков и умений. Объем знаний по тому или иному предмету — это перечень понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе этой науки и интерпретируются в школьных программах.
Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у учащегося определенных целенаправленных действий: то ли воспроизведение усвоенного или применение его по образу, в сходных условиях; толи использование усвоенного для решения нестандартных сложных мыслительных задач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).
Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.) кроме того; оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны.
Социальная функция
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция
устанавливается,
Воспитательная функция
Правильно организованный контроль и оценка снимаются со школьников через контрольную работу, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки и делают упор на самостоятельность и самоконтроль.
Инновационная деятельность современного учителя
... компетентности, учат применять на практике полученные знания, что позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Инновационная деятельность современного учителя имеет большое значение для общества, ...
Эмоциональная функция
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Такое расположение связано с одним из основных законов педагогики начального образования: младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия — необходимое условие для того, чтобы ученик спокойно принял оценку учителя, проанализировал с ним ошибки и наметил способы их устранения.
Информационная функция, Функция управления, Требования к оцениванию
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любое подтверждение знаний должно определяться характером и объемом ранее изученного материала, а также общим уровнем развития студентов.
Не менее важно требование объективности оценки. В основном это проявляется в том, что оценивается результат деятельности студента. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно, потому что учитель часто делит детей на отличников, хороших учеников и отличников и, независимо от конкретного результата работы, выставляет оценку в соответствии с этим разделением: переоценивает отличника и занижает тройку.
Характер принятия учениками оценки учителя зависит от степени сформированности их самооценки. Выполнение этого требования имеет особое значение для развития образовательной и познавательной мотивации ребенка и его способности к обучению. Обратной стороной активности учителя по мониторингу и оценке является его эгоцентризм. Он стоит как бы выше детей, только он сам имеет право оценивать, хвалить и исправлять ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…).
Такой подход формирует у ученика убеждение, что оценивание — это проявление отношения учителя не к своей деятельности, а к самому себе.
Преподаватель должен помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является обучение студентов умению оценивать собственные результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки и знать требования к разным видам работ. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на “отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Студент сам нашел ошибку, а значит, у него есть способность к самоконтролю. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен писать сразу без ошибок”. Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И до тех пор, пока ученик не развил определенный навык, он должен иметь право исправлять ошибку, анализировать причины своих неудач вместе с учителем. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?” ).
Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской ...
... учителей и учеников старших классов в процесс самообразования и личностного развития. Методологическая основа проекта:, Основные направления Центра исследовательской деятельности: Внедрение системы мониторинга эффективности результатов исследовательской деятельности ... Джульетта». Под руководством учителей наши старшеклассники успешно участвуют в научно-исследовательских мероприятиях на ...
Возникающее в этой ситуации противоречие отрицательно сказывается на всем образовательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между учеником и учителем, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе выполнения воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом для положительного отношения к обучению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система мониторинга и оценки становится регулятором отношений между студентом и учебной средой. ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится проверить свои знания, установить, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
По общему признанию, оценка, основанная на анализе текущих и итоговых оценок, по-прежнему остается наиболее продуктивной формой. При этом следует обратить внимание на его существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлеченность «процентной зависимостью», субъективность выставленных оценок.
Следует избегать тенденции к формальному «накоплению» голосов, ориентации на «средний» голос, выведенной из арифметических расчетов. Итоговая оценка не может быть простым средним арифметическим результатом текущего теста. Выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого студентом к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую оценку, получить более высокие баллы и улучшить свою успеваемость. Например, студент получил «2» за диктовку на русском языке, так как допустил грубые ошибки при применении утвержденных правил орфографии. Но на следующей работе он усвоил эти правила и не нарушал их под диктовку. Это положение означает, что первая цифра «2» недействительна, верна и не учитывается при отображении итоговой оценки.
Поэтому необходимо бороться с фетишизацией бренда как единственного «инструмента» для формирования усердия и причин для обучения и поощрять отказ от формализма «мании процента”. Прежде всего, необходимо усовершенствовать существующую методологию контроля, чтобы усилить важность образовательной функции.
Учителя начальных классов
... контроль вовлечения детей, повышение качества учебного процесса. Планируйте деятельность учителя, решайте профессиональные задачи, повышайте эффективность работы учителя. Наравне с общекультурными, практикант формирует и ряд профессиональных качеств: проведение учебной и внеурочной деятельности, ...
Еще один важный вопрос в оценочной деятельности — это разные подходы к использованию оценок в первом классе. Не оценивайте первоклассников весь первый год. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставиться “5”, в каких случаях отметка снижается).
До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в этом случае функцию оценки берет на себя данная предметная оценка, и отношение ребенка к ней идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания, Исходя из этого оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок).
Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1).
Это связано с тем, что единица оценки в начальной школе практически не используется и оценка «плохая». «Плохая» оценка отменяется и вводится оценка «удовлетворительно”.
Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что дети, поступающие в первый класс, обычно довольно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но они все еще не знают, как правильно контролировать свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей»).сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Распространенная ошибка школьников в этом смысле — выучить, скажем, правило, ребенок садится и пытается запомнить его в процессе многократного чтения. Он не замечает потерянное или измененное слово, хотя это часто искажает смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля, он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит «выучил», когда чувствует близость заученного к оригиналу. Дело в том, что при этом несколько слов могли опускаться и смысл правила не мог измениться сам по себе.
Иногда ученик убеждается в том, что он «понимает» и «знает», потому что на уроке после объяснения учителя он смог привести правильный пример и получил одобрение.
Очень часто — особенно в старших классах — чувство понятности, возникающее при первом знании материала, у студентов смешивается с эффектом усвоения.
А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам убедиться, запомнил он заданный урок или нет.
Но понимание само по себе не гарантирует успешного воспроизведения. В противном случае рассмотренный выше менталитет запоминания был бы просто излишним. Студент, который не понимает этого, естественно, не пытается убедиться, что он запомнил то, что он узнал.
Управление образовательными системами материал (11 класс)
... также управления районного образования. Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею ... контроль, регулирование (или коррекция). Их взаимосвязь очевидна. Однако различия в управляемых объектах и условиях, в которых они находятся, приводят к использованию разных инструментов управления. ...
Для всех этих случаев характерен один момент: отсутствие контроля над эффективностью своей работы. По существу дела учащийся не знает, выучил он урок или нет. Он может сказать, что он прочитал его столько – то разно когда пытается оценить, каков же результат этого чтения, здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочны.
Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем заключаются им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность. Иногда в этих случаях они воспроизводят ответы, невольно подсказанные взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» – бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.
Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть просто неоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных классах и прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все время (и в процессе работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает об этом. Но, готовя домашние уроки, словно забывает о необходимости сравнения выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.
Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля. Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при всем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тут важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использован только по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами для бессистемных манипуляций данными.
Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно самоконтроля, тем лучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень большую ошибку делают те из них, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу и собирают ему портфель ; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т.д.
Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо выполненное задание. Ну и что же их того, что учительница поставила тройку, — рассуждает первоклассница. – Ведь эту работу вчера просмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не чувствует вины, если забыл что-то дома: и действительно, при чем тут он, если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и вовремя не посадили ребенка за уроки, он считает их виноватыми в плохой отметке и заявляет им: «Из-за Вас получил двойку».
«Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой ...
... менее ответственную работу или увольняется. 2. Внедрение системы аттестации персонала в организации 2.1. Подготовка и проведение аттестации После того как определена цель проведения аттестации и выбран ... которые касаются стратегических целей организации и процесса внедрения изменений. Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, ...
Короче говоря, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.
Необходимо, далее, предупредить родителей о том, что с течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот обычные признаки кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.к. В последнем случае ребенок иногда действительно может после опроса припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать ребята дома. А ведь по существу дела ничего Это логически вытекает из отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все понятно?Такую ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых ребят появилось мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет, что учить что-либо дома уже излишне.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должны также измениться. Вначале пересказ материала был одновременно и способом заучивания, и способом контроля с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним.
Затем полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится приемом нерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема материала очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание.
Профориентация старшеклассников консультация (10, 11 класс)
... родителей о деятельности различных профессий и сферах своей деятельности. Ведь профориентацией должны быть заинтересованы не только учителя или воспитатели учебных заведений. Родительский контроль ... связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями ... влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение); ...
Со всем этим учителю следует познакомить родителей, чтобы они были в состоянии в нужный момент прийти своим детям на помощь. Конечно, многие школьники осваивают все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется помощь взрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль школьника на рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять все подробно тратить время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в виду, что некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы, контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте, иногда вообще отказываются от контроля как специального действия, завершающего работу над материалом. Текущий контроль осуществляемый ими в ходе приготовления урока, подчас даже не осознанный, дает им вполне надежное представление о том, насколько хорошо выучен сегодняшний урок. Как правило, такие ученики без всяких попыток воспроизведения материала могут точно сказать, на какую отметку они выучили урок. Полное повторение заданного урока самому себе, как будто бы это ответ в классе, становится резервным приемом, используемым только в случае возникающих трудностей. К сожалению, это момент между школьников и его родителями. Заметив, что сын или дочь перестали видимым образом проверять себя, родители решают, что те просто обленились и начинают халтурить в учебе. А потому со всей силой родительского авторитета начинают требовать, чтобы дети вернулись к развернутому действию самоконтроля. По существу своему это требование, чтобы школьник вернулся к способу работы, который он давно перерос. Естественно, что требования родителей кажутся ему бессмысленными. Учитель и здесь должен быть готов прийти на помощь своим грамотным советом, убедительно разъяснить родителям, в чес заключается дело.
И все таки проблема контроля и самооценки постоянно остается на повестке дня даже в тех случаях, когда старшеклассники полностью овладели этим умением. Только эта проблема несколько меняет свое содержание. Теперь важно уже не