Важнейшим требованием современного профессионального учебного процесса является активная, самостоятельная и сознательная деятельность студентов, их целенаправленные усилия для успешного выполнения поставленных задач.
Познавательная деятельность человека — это сознательная деятельность, направленная на получение информации, формирование знаний и опыта. Его правильная организация напрямую влияет на результат работы учителя и успеваемость учеников. Способность учителя организовывать эту деятельность и управлять ею — один из основных показателей его педагогических способностей.
Ведущие преподаватели мира считают, что можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы у всех учеников была высокая заинтересованность и познавательная активность. Для этого необходимо сформировать познавательный интерес, который развивается и формируется в деятельности, а особенно в обучении. Формирование познавательных интересов происходит через само содержание учебных предметов, дающих такую возможность, а также через организацию познавательной деятельности учащихся. Следовательно, сосредоточив внимание на способностях и способностях каждого студента, преподаватель университета должен иметь возможность выбирать такие методы обучения, приемы и технологии, которые позволят им достичь своих образовательных и образовательных целей. И если обучающийся в результате правильно организованной познавательной деятельности включился в постоянный поиск новых сторон в предмете своего интереса, начал устанавливать в нем более глубокие связи и отношения, если появилось старание и стремление больше и всесторонне заниматься этим объектом, — значит у него удалось сформировать отличительные черты познавательного интереса.
Но ни содержание учебных предметов, ни познавательные способности сами по себе пока не вызывают интереса. Для этого необходимо создание условий. Роль учителя заключается в создании условий для формирования познавательного интереса, такого как психическое состояние ученика, которым руководствуются в личном обучении. Неслучайно новая система образования нацелена на обучение, ориентированное на учащихся. Чтобы создать такую систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями необходимо ориентировать обучающихся на самостоятельное добывание знаний и активизировать процесс познания в русле этой самостоятельности – задача современного педагога колледжа.
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
... Рисунок 1. Структура педагогической этики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Затраты на работу учителя в процессе формирования духовного мира ребенка являются в определенной степени недостатками, причины которых необходимо выявить и ...
Объект исследования – познавательная деятельность.
Объектом исследования является активизация познавательной активности студентов вуза на учебной траектории профессионального модуля «Грузовые и пассажирские перевозки».
Цель: Разработать методику проведения уроков по изучению профессионального модуля «Грузовые перевозки и пассажирские перевозки», способствующих активизации познавательной деятельности студентов вуза.
Гипотеза исследования: методика обучения к изучению профессионального модуля «Грузовые и пассажирские перевозки» поможет повысить познавательную активность студентов вуза.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) разработать технологическую карту урока
3) провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности.
4) выявить эффективность разработанной методики.
Методологическая основа исследования: труды Г.И. Щукиной, С.Н.Уткиной, А.М. Матюшина, Б.П. Есипова, Г.М.Лебедева, В.П. Беспалько и др.
Методы исследования:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть полезны преподавателям вузов при проведении занятий по профессиональному модулю «Грузовые и пассажирские перевозки».
База экспериментальных исследований: КГБПОУ «Бийский государственный колледж».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложение.
1 Теоретические основы активизации познавательной
деятельности
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность»
Познание — это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение новых знаний об окружающем мире. Его природа, взаимосвязь между знанием и действительностью изучается специальным разделом философии — эпистемологией. Ученые выделяют следующие типы познания: повседневное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не изолирован от остальных, все они тесно связаны.
В процессе познания всегда есть две стороны: предмет познания и объект познания. Строго говоря, под субъектом познания обычно понимается сознательная личность, наделенная волей и совестью, в широком смысле: все общество. Объект познания, соответственно, либо познаваемый объект, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в границах, в которых с ним взаимодействуют индивиды и общество в целом.
В научно-методической литературе имеется большое количество исследований, посвященных проблеме познавательной активности личности. Различные аспекты познавательной деятельности изучали такие ученые, как С.Н. Уткина, Г.И. Щукина и др.
В своих трудах Г.И. Щукина определяет познавательную деятельность, как сознательную деятельность, направленную на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь» [15].
С.Н. Уткина определяет познавательную деятельность как деятельность, представляющую собой мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной познавательной цели [12].
Курсовая работа театральная деятельность в детском саду
... возраста. Объект исследования – процесс игры. Предмет исследования – развитие навыков в игре-драматизации в младшем дошкольном возрасте (театрализованная деятельность). Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1 Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике Роль театральной деятельности в развитии ...
Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин [9] условно выделяет два типа деятельности: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности к условиям изменяющейся среды, и продуктивный «сверхадаптивный», выходящий за пределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельность рассматривается им в рамках продуктивной, чем подчерчивается её направленность на познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного).
В продуктивной познавательной деятельности, на основании особенностей саморегуляции субъекта, так же вычленяются три уровня:
- активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула, провоцирующего поисковую деятельность;
- исследовательская познавательная деятельность, как ответ (реакция) на естественную или искусственно созданную в условиях обучения ситуацию;
- личностная активность, как устойчивое проявление «интеллектуальной инициативы.
Многие исследователи отмечают, что в процессе активного познания меняются не только знания, навыки и опыт, но и собственная личность ученика, постоянно начинают формироваться новые убеждения. И все способности человека развиваются в процессе деятельности, особенно если она интересная и активная. Нет другого способа развить познавательные навыки, кроме организации познавательной деятельности и эффективности и успеха: активной познавательной деятельности.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойств.
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Роль чувственного познания велика, поскольку:
- органы чувств – это единственный канал, непосредственно связывающий человека с внешним миром.
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще.
- органы чувств дают минимум первичной информации, необходимой и достаточной для познания объективной реальности со многих сторон.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).
На этом этапе на основе данных, полученных в результате непосредственного взаимодействия человека с внешним миром, с помощью мысли осуществляется их упорядочивание и делается попытка понять суть познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание реализуется в формах концепций, суждений и умозаключений.
Рассматривая взаимосвязь между обучением и развитием, следует отметить, что правильно организованное обучение предполагает умственное развитие. Такое обучение изменяет весь ход психического развития учащегося, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности.
«структура и функции познания»
... удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования. Познание - это социальный процесс намеренной и творческой деятельности человека, в ходе которого возникают идеальные образы внешнего мира ... На объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. В ходе познания объект распредмечивается (постигается чувствами ...
Исследование познавательной активности в рамках учебной деятельности позволило выделить три уровня активности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности: репродуктивно — подражательный, поисково-исполнительный (преобразующий) и творческий.
Репродуктивная: подражательная деятельность проявляется в процессе усвоения готовых моделей действия, как идеальных, так и предметных, и предполагает ориентацию учащихся на понимание способов их получения. Поисково-исполнительская деятельность сопоставима с исследовательской деятельностью, выделяемой А.М. Матюшкин, так как он выражается в самостоятельном поиске путей решения проблемной ситуации, предложенных учителем.
Творческая деятельность как высшая форма проявления познавательной деятельности связана с выходом за пределы заданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения, что возможно при достаточно высоком уровне саморегуляции поведения; это уровень также сопоставим с личностной активностью [9].
П.В. Гора и его последователи также сделали вывод о том, что существует переходный уровень от репродуктивного к творческому [2].
Т.И. Шамова отмечает, что в человеческой деятельности практически невозможно разделить репродуктивную и творческую деятельность, но для этого необходимо выделить промежуточный уровень. Она назвала его интерпретирующим [13].
П.В. Гора называет этот уровень познавательной деятельности преобразующим [2].
Организуя познание на этом уровне, преподаватель не только доводит до ученика содержание задания и выделяет объект исследования, но и называет план исследования, определяет гипотезу, предполагает источники информации. Студент самостоятельно определяет методы исследования и составляет план изучения объекта, анализирует объект и представляет полученные результаты.
И.Я. Лернер, десятилетиями изучавший эту проблему, и современное преподавание пришли к выводу, что существует три уровня знания. Так И.Я. Лернер отметил, что организация усвоения содержания проходит на следующих уровнях: осознанное восприятие и запоминание материала; воспроизведение способа деятельности по примеру; творческое применение знаний и умений в незнакомой ситуации[6].
В.П. Беспалько уточнил методы, которые целесообразно использовать на преобразующем уровне познания, переформулирование учебного материала и критическое осмысление его учениками, поиск рациональных способов принятия решения, сравнение и сопоставление, конспектирование, подготовка докладов, рефератов и т.п. [1].
Предлагается и другая формулировка трех уровней познавательной деятельности как стереотипной, вариативно-репродуктивной и продуктивной (необязательно творческой), соответственно которым определяется необходимость формирования специальных, коммуникативных, рациональных и интеллектуальных умений.
Признаками познавательной деятельности являются:
- отношение к учению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий);
- особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);
- отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, истинность, направленность).
11 стр., 5280 слов
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
... саморазвития, в свою очередь, - это самопознание, анализ и самоанализ деятельности. Для того, чтобы грамотно планировать процесс проведения урока, отбирать необходимые средства обучения, контролировать и корректировать ход учебного процесса, учитель ...
Таким образом, познавательная деятельность — это интегративный процесс сознательного развития ценностно-значимых особенностей, качеств и сторон личности как субъекта собственной деятельности, обусловленных разрешением противоречий в учебном процессе, обоснованный взаимодействием педагога и студента с внутриличностными установками. Познавательная деятельность — процесс детерминированный, т.е. причинно-обусловленный. Детерминация проявляется в «самодвижении» мысли студентов. для них очень важно уметь рассуждать, анализировать, синтезировать, думать. Задача учителя — стимулировать и направлять мышление учеников.
1.2. Условия активизации познавательной деятельности
Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам. Роль преподавателя – осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать его деятельность.
Активизация познавательной деятельности — это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, которое обеспечивает активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов на всех уровнях учебного процесса.
Активность студентов в учебном процессе связана, прежде всего, с мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие навыки или недостаточный запас знаний, навыков и умений. Эффективность обучения зависит от активности студента как субъекта учебной деятельности.
без положительной мотивации невозможно добиться значительных результатов в развитии личности ученика. Причины деятельности имеют существенное влияние как на сам процесс деятельности, так и на ее результат.
Формирование познавательной мотивации через совместную деятельность преподавателя и студента определяет их отношение к учебно-познавательной деятельности и рассматривается нами как одно из организационно-педагогических условий повышения учебно-познавательной активности студентов вузов.
Сформулированное условие гарантирует достижение следующей цели: формирование причин активности, потребностей и интересов, что позволяет стимулировать активность студента и добиться эффективности его деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе.
В процессе обучения существует несколько групп мотивов. Во всех случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации: импульс или потребность в знаниях. Так классификация В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов и на мотивацию достижения[10].
Классификация А.К. Марковой предполагает мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения – это познавательные мотивы и мотивы, связанные с взаимоотношениями учащихся с окружающей средой – социальные мотивы [8].
Поскольку выделенное нами условие — формирование познавательной мотивации, включает потребности, интересы, то целесообразно придерживаться следующей классификации мотивов:
1) мотивы, основанные на потребностях человека;
2) мотивы, основанные на интересе;
3) мотивы, основанные на чувстве долга, ответственности.
Интернет — технологии в образовательной деятельности
... данных по определенной теме. Сегодня Интернет-технологии позволяют студентам расширить свои знания в любой области обучения. Ц ель Объектом исследования: основные интернет-технологии. Объект исследования: описание использования основных видов Интернет-технологий в образовательном процессе. Задачи : 1 ...
В психолого-педагогической литературе когнитивные потребности идентифицируются как потребность человека в новых знаниях о мире. Познавательные потребности включают актуальную когнитивную потребность, потребность в самообразовании, потребность в творческом подходе к своей познавательной деятельности. Познавательная потребность определяется целым рядом специфических для учебной деятельности факторов:
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъективными особенностями обучающегося (возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка и т.д.);
4) субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системой его отношений к студенту, к делу;
5) спецификой учебного предмета.
Не меньшее влияние на учебную и познавательную деятельность оказывают познавательные интересы студентов. В работах Ю.В. Шарова, Г.И.Щукиной и др. рассматривается интерес, его связь с активным учением.
Среди многообразия мотивов учения, основанных на интересе, можно назвать следующие:
- непосредственный интерес к содержанию учебного предмета;
- интерес к характеру той мыслительной деятельности, которой требует предмет;
- интерес, основанный на удаче, успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению;
- опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью;
- интерес, основанный на положительном влиянии личности преподавателя, его качеств.
Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов не может быть успешной без формирования познавательного интереса. Интерес, так же, как и потребность, формируется в деятельности. Поэтому интерес к учебной и познавательной деятельности можно сформировать только при ее организации на высоком уровне.
Создавая необходимые условия для формирования потребностей, интересов и причин активности, мы получаем возможность стимулировать активность студента и добиться эффективности его деятельности в процессе обучения в вузе.
Существенную роль в развитии и формировании познавательных действий, мотивов учения и личности студентов, когда активизируется их собственная продуктивная творческая деятельность, как считают П.И. Третьяков, И.Б.Сенновский — играет взаимодействие[11].
Ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотиваций и обеспечивает высочайший уровень самосознания и самомотивации учащихся к учебной деятельности.
О совместной учебной деятельности в формировании учебно-познавательных мотивов подчеркивает в своей работе Т.А. Матис, делая основной упор на специфику отношений, складывающихся между учащимися при реализации той или иной формы совместной учебной деятельности и имеющих принципиальное значение для становления их мотивации [7].
Л.В. Жарова выделяет следующие признаки совместной деятельности:
- осознание общей цели, которая мобилизует преподавателя и студента;
- стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом;
- положительная мотивация деятельности;
- высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия;
- взаимная ответственность за результаты деятельности;
- активно-положительный, гуманистичный стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач;
- взаимное доверие и т.д.;
- стимулирование интересов учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. исключение принуждения, пассивного восприятия учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Активизацию учебно-познавательной деятельности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки можно рассматривать с точки зрения формирования познавательной мотивации через организацию совместной деятельности преподавателя и студента.
Студент как субъект учебной деятельности
... реферат состоит из введения, трех абзацев, заключения и списка использованной литературы. § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности Человек, который получает знания в любой образовательной системе, - студент. ... организация, точность и т.д.). Каждому ученику свойственен свой стиль деятельности, особенности познавательной, отношения к нему, учебы. При этом всем учащимся на ...
Следовательно, суть первого организационно-педагогического условия состоит в том, чтобы определить такие обстоятельства учебно-познавательной деятельности, при которых дается положительная мотивация для совместной деятельности учителя и ученика.
Активизация учебно-познавательной деятельности во многом зависит от скорости, с которой студент вооружается методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям образовательного процесса в вузе. Путь формирования познавательных мотивов состоит в овладении студентами способами своей деятельности по добыванию новых знаний, что и определило в качестве второго организационно-педагогического условия — овладение способами деятельности путем использования учебно-дидактических модулей. Данное условие обеспечивает овладение способами деятельности и позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов колледжа, так как успешность активизации учебно-познавательной деятельности находится в прямой зависимости от способов овладения деятельностью студентами.
Необходимы активные формы и методы повышения учебной и познавательной активности учащихся, стимулирующие творческую активность.
В процессе обучения учитель и ученик действуют как активные субъекты. Их активность проявляется через их действия. Действия учителя и ученика в этом случае рассматриваются как основа их образа работы, потому что, в первую очередь, без активных действий испытуемого не может быть и речи о предъявлении или усвоении знаний, формировании знаний навыки и умения и их применение на практике. Усвоение знаний или познавательная деятельность всегда является результатом целенаправленных действий. Во-вторых, действия (умственные речевые и моторные) составляют конкретные способы достижения поставленной цели: изложения и усвоения знаний, формирования умений, открытия новых знаний и т.д.
Учебная деятельность — это то, что студенты могут активно делать с учебным материалом. Сюда относят действия анализа, сравнения, изменения, моделирования и т.д. Отдельные этапы выполнения действий иногда называют операциями. Совокупность же действий образует прием работы (или способ, метод).
Учебная деятельность — это прямая деятельность, которая имеет своим содержанием овладение обобщенными методами действия в овладении научными концепциями. Отсюда следует, что определять методы учебной деятельности можно только на основе учета тех действий, с помощью которых достигаются цели учебного процесса.
Процесс овладения методами учебно-познавательной деятельности преимущественно идет в направлении от алгоритмических методов ее выполнения к неалгоритмическим (вариативным, творческим) методам.
Детский досуг как средство развития познавательных интересов ...
... рассматривает значение досуговой деятельности для формирования основ культуры дошкольников [Зацепина]. Однако в работах этих исследователей свободное время детей как средство развития познавательных интересов у старших ... Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 236 с. 2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности ...
Для достижения цели повышения учебно-познавательной активности студентов вузов необходимо использовать методы обучения всех уровней, которые служат методами учебно-познавательной и педагогической деятельности.
Максимально активизировать учебный процесс, используя различные методы, возможно через учебно-дидактические модули. Учебный модуль – это определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет:
1) свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса;
2) собственные цели обучения данному содержанию;
3) технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения;
4) организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса.
Учебный модуль обеспечен также системой контроля за результатом обучения и его оценивания.
Критерием построения модуля является структурирование учебно-познавательной деятельности студентов согласно логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При блочно-модульном обучении студенты учатся с большей долей активности и самостоятельности.
В общем виде модуль включает в себя следующее: постановку цели; учебную информацию в виде текстового материала, таблиц и т.д.; практических заданий для отработки умений и навыков; задания для самостоятельной работы студентов.
Ввиду того, что процесс обучения представляет собой взаимодействие обучающего и обучаемого, преподавателя и студента, ни один из методов неосуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как преподавателя, так и студента. Способы деятельности преподавателя и студента надо неизменно соотносить с достижениями цели. Формой воплощения целей обучения является содержание образования. Содержание образования воплощает и фиксирует цели обучения, и, только зная цели, можно строить методы.
Таким образом, сущность второго организационно-педагогического условия заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых обеспечивается овладение способами деятельности через учебно-дидактические модули.
Однако овладения знаниями, умениями и навыками, и методами приобретения знаний в колледже недостаточно. Студент должен быть готовым с полной отдачей применять полученные знания на практике, самостоятельно, творчески и продуктивно подходить к решению поставленных задач. Это определило выбор третьего условия — включение студентов в творческую деятельность через их самостоятельную работу.
Данное условие предполагает увеличение доли самостоятельной работы для активизации учебно-познавательной деятельности и включение студентов в творческую деятельность путем проблемно-познавательных заданий, подготовки докладов и сочинений по предметам, выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, проведение наблюдений, сравнений и сопоставление различных фактов, то есть все то, что способно пробудить воображение, фантазию, мечту.
Чтобы перейти от жесткой, единообразной деятельности по алгоритмам, обобщенным планам к свободной, многообразной творческой деятельности, необходимо накопление определенного объема знаний, умений, навыков, что представляет необходимое условие для творчества, для самостоятельного продвижения студентов в процессе познания.
Организация труда на АТП. Требования безопасности при эксплуатации ...
... выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте; * использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты; ... руководителю, а при непрерывной работе и сменщику. Водитель транспортного средства (погрузчика, электро- и ... работы по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам, переходам; * быть предельно внимательным в местах движения транспорта. ...
В учебной деятельности элементы творчества проявляются в особенностях ее протекания, а именно: умение видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Придерживаясь развернутого определения творческой деятельности через систему следующих признаков, согласно которым творческая деятельность:
- направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области, как способа решения задачи, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки (творческие задачи);
- связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;
- характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи.
В решении творческих задач необходимо выявить взаимосвязи между известными и неизвестными явлениями. Установление таких взаимосвязей позволит определить неизвестное явление – способ решения задачи – на основе известных явлений, представленных в ее условии и требовании.
Для развития творческого потенциала имеет особое значение самостоятельная работа, дифференцируемая с учетом познавательной ориентации каждого студента. Самостоятельная работа студентов направляется преподавателем, носит поисково-исследовательский характер, требует творческих усилий. В результате деятельность выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий, начинает носить творческий характер. Повышается активность, развивается логическое мышление, что создает базу для дальнейшего освоения предмета.
Согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования самостоятельная работа является одним из видов занятий студентов.
Самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.
Чтобы включить студентов в творческую деятельность через самостоятельную работу, необходима ее целенаправленная организация.
Эффективная организация самостоятельной работы может быть осуществлена лишь на определенной дидактической основе, учитывая разнообразные виды самостоятельной работы, формы и педагогические условия ее успешной организации, умение планировать систему самостоятельных работ в перспективе.
Сформулированное нами третье организационно-педагогическое условие, таким образом, предполагает сочетание в обучении индивидуальной, групповой и фронтальной формы организации самостоятельной работы, что обеспечит активизацию учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.
При включении студентов в творческую деятельность, самостоятельная работа имеет следующие особенности:
1) целенаправленный характер;
2) планомерное и систематическое включение самостоятельных работ в учебный процесс;
3) задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а применение знаний в новой ситуации;
4) задания должны вызывать интерес учащихся;
5) при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль принадлежит преподавателю.
Сущность третьего организационно-педагогического условия как обстоятельства активизации учебно-познавательной деятельности студентов заключается в самостоятельно-творческой деятельности студентов колледжа.
Таким образом, можно отметить, что наибольшее влияние на стимулирование активности студентов среднего профессионального образования в учебно-познавательной деятельности оказывают внутренние и внешние обстоятельства, такие как сформированность познавательной мотивации, овладение способами деятельности и включенность студентов в самостоятельно-творческую деятельность.
1.3. Методы активизации познавательной деятельности
Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для студентов остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.
В процессе обучения студент также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности студентов. Б. П. Есипов определяет активизацию познавательной деятельности, как сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками [3].
В свою очередь Г. М. Лебедев охарактеризовывает познавательную активность, как инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении [12].
В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором — о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия студентов.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят студентов к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение студентов к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность студентов на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные студенты. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими студентами. Для остальных студентов такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод — правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса студентов является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности студента либо на занятиях в аудитории, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Выводы по главе 1
Подводя итог, можно сделать вывод: в современных психолого-педагогических исследованиях признано положение о том, что познавательная деятельность – это деятельность, организуемая учителем в целях преобразования опыта учащихся или приобретения новых знаний, умений и навыков, а предметом изменения в познавательной деятельности становится сам студент, осуществляющий эту деятельность.
Активизация познавательной деятельности есть совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов во всех звеньях учебного процесса.
Процесс активизации познавательной деятельности включает:
- создание положительно-эмоциональной атмосферы к предмету, учебному учреждению, преподавателю, коллективу;
- организация систематической поисковой деятельности творческого характера, включающей познавательные задачи;
— построение учебной деятельности таким образом, чтобы она рождала новые вопросы у обучающихся.
2 Методика проведения занятий модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»
2.1 Содержание профессионального модуля «Транспортировка грузов
и перевозка пассажиров» по профессии Автомеханик
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
- знать: основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
- правила эксплуатации транспортных средств;
- правила перевозки грузов и пассажиров;
- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
- правила обращения с эксплуатационными материалами;
- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
- порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
- комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
- приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- правила применения средств пожаротушения.
- уметь: соблюдать Правила дорожного движения;
- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
- выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
- заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
- принимать возможные пожаротушения;
- иметь практический опыт управления автомобилями категорий «B» и «C». Содержание модуля представлено в таблице №1
Таблица 1 – Содержание модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»
Объем Наименование Содержание учебного материала
часов
тем
Раздел 1. Выполнение транспортировки грузов и перевозки 195
пассажиров
Междисциплинарный курс (МДК) 130
Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и
«С» Тема 1.1 Общее количество часов Правила дорожного движения Продолжение таблицы 1
Правила дорожного движения. Общие положения. Основные
понятия и термины 2
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
Дорожные знаки 4
Дорожная разметка и её характеристики.
Регулирование дорожного движения
Начало движения, маневрирование, расположение
транспортных средств на проезжей части.
Скорость движения. Обгон, опережение, встречный разъезд.
Остановка и стоянка транспортных средств.
Проезд перекрёстков, пешеходных переходов, остановок
маршрутных транспортных средств.
Движение через железнодорожные пути, по автомагистралям
и в жилых зонах. Требования к движению велосипедов, 2
гужевых повозок, прогону скота.
Приоритет маршрутных транспортных средств. Порядок
использования внешних световых приборов и звуковых
сигналов.
Учебная езда.
Буксировка транспортных средств. Перевозка людей и
грузов.
Основные положения по допуску транспортных средств к
1.1 эксплуатации и обязанности должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения. 2
Перечень неисправностей и условий, при которых
запрещается эксплуатация транспортных средств.
Практическое занятие 14
Решение ситуационных задач по теме обязанности
водителя. Решение ситуационных задач по теме обязанности 2
пешехода.
Решение ситуационных задач по теме основные понятия и
термины. 2
Решение ситуационных задач по теме дорожная разметка.
Решение ситуационных задач по теме дорожные знаки. 2
Решение ситуационных задач по теме порядок движения,
остановка и стоянка транспортных средств.
Решение ситуационных задач по теме проезд через
железнодорожные пути.
Решение ситуационных задач по теме регулирование
дорожного движения.
Решение ситуационных задач по теме проезд перекрёстков. 2
Решение ситуационных задач по теме проезд пешеходных
переходов, приоритет маршрутных транспортных средств.
Самостоятельная работа 20
Решение тематических задач Тема 1.2 Общее количество часов 24 Оказание первой Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика).
медицинской Правовые аспекты оказания медицинской помощи 2 помощи пострадавшим при ДТП
Основы анатомии и физиологии человека.
Терминальные состояния, шок, острая дыхательная 2
недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания
Проведение сердечно-лёгочной реанимации.
Кровотечение и методы его остановки
Первая медицинская помощь при травмах.
Раны и их первичная обработка
Правила наложения транспортной иммобилизации.
Виды бинтовых повязок и правила их наложения.
Первая медицинская помощь пострадавшим с острым
заболеванием и в состоянии неадекватности.
Особенности транспортировки пострадавшего при ДТП в
лечебное учреждение.
Правила пользования медицинской аптечкой 1
Практическое занятие 9
Оказание помощи при проведении сердечно-лёгочной
реанимации
Оказание помощи при кровотечениях , травмах, первичная
обработка.
Оказание помощи при травмах, первичная обработка. 2
Правила наложения бинтовых повязок . 2
Транспортировка пострадавшего при ДТП в лечебное
учреждение.
Самостоятельная работа 10
Решение тематических задач Тема 1.3 Общее количество часов 30 «Основы Психологические основы безопасного управления безопасности транспортным средствам. Психологические основы 2 движения» деятельности водителя.
Основы саморегуляции психических состояний в процессе
управления транспортным средством
Основы бесконфликтного взаимодействия участников
дорожного движения.
Основы управления транспортным средством и безопасность
движения.
Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных
условий движения.
Оценка опасности воспринимаемой информации,
организация наблюдения в процессе управления 2
транспортным средством.
Оценка тормозного и остановочного пути. 2
Формирование безопасного пространства вокруг
транспортного средства в различных условиях движения. Продолжение таблицы 1
Техника управления транспортным средством. 2
Действия водителя при управлении транспортным
средством.
Действия водителя в нештатных ситуациях. 2
Практическое занятие 10
Упражнения на тренажере управления транспортным
1.3 средством.
Упражнения на тренажере руление. 2
Упражнения на тренажере проезд перекрестков. 2
Порядок действий водителя при движении в различных
погодных условиях.
Самостоятельная работа 10
Реферат по теме «ОБД». Тема 1.4 Общее количество часов 40 «Организация Основные показатели работы подвижного состава. 2 перевозок» Организация перевозок различных видов грузов. 2
Специализированный подвижной состав, перевозка
строительных грузов.
Маршруты грузовых перевозок (маятниковый кольцевой
челночный).
Виды перевозок пассажиров и багажа. 2
Особенности перевозки пассажиров с детьми и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Организация выпуска подвижного состава на линию. 2
Оформление путевых листов и товарно-транспортных
документов при выпуске и возвращении с линии.
Порядок оказания технической помощи на линии. 2
Нормы расхода топлива и смазочных материалов для
автомобилей.
Самостоятельная работа 6
Доклад по теме «Организация перевозок»..
Практическое занятие 20
Оформление договора перевозки грузов.
Оформление договора перевозки грузов.
Порядок определения маршрута перевозки. 2
Составления актов и оформление претензий.
Составления актов и оформление претензий.
Заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на
предоставление транспортного средства.
Оформление и сдача путевых листов и
товарно-транспортных документов при возвращении с
линии. Оформление документов при несвоевременном
возвращении с линии.
Решение задач по расчету расхода топлива и смазочных
материалов для автомобилей 2 Продолжение таблицы 1
Знакомство со средствами диспетчерской связи с водителями
такси, работающими на линии.
Знакомство с порядком оказания технической помощи на
линии.
Знакомство с порядком оказания технической помощи на
линии. 2
1.4 Оформление путевого (маршрутного) листа.
Оформление и сдача путевых листов при возвращении с
линии.
Оформление документов при несвоевременном возвращении
с линии.
Решение задач по расчету расхода топлива и смазочных
материалов для автомобилей 2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 65
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Составить перечень основных понятий ПДД, характеризующих устройства для движения транспортных средств; 2. Составить перечень основных понятий ПДД, характеризующих всех участников движения и все транспортные средства; 3. Составить перечень основных понятий ПДД, характеризующих условия движения транспортных средств. 4. Составить классификацию предупреждающих дорожных знаков по признакам: а) предупреждающие о приближении к пересечениям б) предупреждающие об особенностях находящихся впереди участков дорог в) предупреждающие о возможном появлении на проезжей части людей, животных г) предупреждающие о возможном возникновении нештатных ситуаций; 5. Составить классификацию запрещающих дорожных знаков по признакам: а) запрещают и ограничивают движение б) ограничивают маневры и скорость в) запрещают остановку и стоянку г) отменяют введенные ограничения; 6. Составить таблицу исключений запрещающих дорожных знаков; 7. Составить классификацию предписывающих знаков по признакам: а) предписывают определенные направления движения б) предписывают движение определенным видам транспорта в) устанавливают скоростной режим; 8. Составить классификацию знаков особых предписаний по признакам: а) информируют о специальных трассах и дорогах б) информируют о полосах для маршрутных т.с. в) информируют о дорогах с реверсивным движением г) указывают число полос, направление и особенности движения по ним; 9. Подготовить реферат по теме: «Горизонтальная разметка с продольным расположением»; 10. Подготовить реферат по теме «Горизонтальная разметка с поперечным расположением; 11. Подготовить реферат по теме: «Горизонтальная разметка в виде надписей»; 12. Подготовить реферат по теме: «Вертикальная и дублирующая разметка»; 13. Подготовить реферат по теме: «Расположение транспортных средств на проезжей части»; 14. Составить опорную карточку: «Места, где запрещен разворот»; 15. Составить опорную карточку: «Места, где запрещено движение задним ходом»; 16. Составить опорную карточку: «Места, где запрещен обгон»; 17. Подготовить реферат по теме: «Выбор и расчет дистанции»; 18. Подготовить реферат по теме: «Порядок движения при различных сигналах светофора» 19. Разработать опорную карточку: «Типы перекрестков»; 20. Обязанности водителя при поворотах на перекрестке; 21. Правила проезда регулируемых перекрестков (перечислить, чем руководствоваться); 22. Составить опорную карточку: «Случаи, когда запрещено въезжать на переезд»; 23. Составить опорную карточку: «Перечень условий, когда разрешен обгон»; 24. Составить опорную карточку: «Места, где запрещена остановка и стоянка»; 25. Составить опорную карточку: «Таблица скоростей движения» 26. Разработать опорную карточку: «Схемы сигналов регулировщика»; 27. Составить классификацию транспортных светофоров.
Учебная практика 126 Виды работ Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Приемы управления транспортным средством Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке Движение с изменением направления Остановка в «заданном» месте, развороты. Маневрирование в ограниченных проездах Сложное маневрирование Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения. движение с соблюдением дистанций Движение с соблюдением дистанции. экстренное торможение Объезд и обгон. Остановка на обочине Движение на спусках и подъемах, проезд перекрестков, повороты и развороты на перекрестках Движение по дорогам, развороты, постановка на стоянку вдоль тротуара Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения. Проезд нерегулируемых перекрестков Проезд нерегулируемых перекрестков Проезд перекрестков, регулируемых светофорами Вождение по дорогам с многорядным движением транспорта Совершенствование навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки Совершенствование навыков вождения автомобиля с прицепом
Всего 321 2.2 Разработка урока по теме «Остановка и стоянка транспортных средств» Технологическая карта урока по теме «Остановка и стоянка транспортных
средств»
Профессия Автомеханик Междисциплинарный Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории курс «В» и «С» Тема урока Остановка и стоянка транспортных средств Регламент 45 минут Вид занятия Теоретическое Цели урока: Формирование знаний и умений учащихся по правилам и
безопасности дорожного движения, приобретение учениками
навыков решения ситуационных задач, активизация
познавательной деятельности обучающихся Обеспечение урока Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран
Учебно-методическое обеспечение: презентация, ПДД
Структурные Время Деятельность преподавателя Деятельность элементы урока студентов 1. Организационная 5 минут Приветствие, проверка Приветствие часть отсутствующих, сообщение преподователя.
темы занятия «Остановка и Проверка готовности к
стоянка транспортных занятию.
средств» 2. Мотивация 8 минут Сообщение цели занятия. Фокусировка деятельности Обоснование значимости внимания о Нарушение правил занятия: обеспечение предстоящей работе на дорожного движения безопасности занятии. приводит к жизнедеятельности. наказаниям водителей Сообщение об основных по КоАП РФ и этапах занятия и условий опасности получения оценок. жизнедеятельности Продолжение технологической карты
3. Порядок проведения 22 Рассказ о значимости Беседа о проблемных
урока (основная часть) минуты изучаемой темы, применении ситуациях на дороге При чтении материала её на практике. их решение. используется Чтение материала занятия с презентация одновременным показом
слайдов.
Разбор дорожных ситуаций на
примерах. 4. Подведение итогов, 10 Подведение итогов. Самостоятельная объявление оценок, минут Домашнее задание: решение оценка результатов запись домашнего онлайн теста. проделанной на задания занятии работы.
План-конспект урока по теме «Остановка и стоянка транспортных средств»
Методы обучения: словесный, наглядный.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: ПК, презентация, проектор, мультимедиа. Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний Нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств ведет к созданию на дорогах:
- заторов;
- уменьшению пропускной способности проезжих частей;
- предаварийных или даже аварийных ситуаций;
— помех для участников дорожного движения. Водитель-профессионал – это вежливый и предсказуемый водитель. Неотъемлемым условием профессионализма является точное выполнение требований Правил дорожного движения и основ безопасности, в частности соблюдение правил правильной остановки и стоянки транспортных средств. Такой водитель никогда не припаркует свой автомобиль в таком месте, где создаст помеху для движения пешеходам и затруднит движение транспорта. При нарушении правил остановки и стоянки водители несут административную ответственность согласно КоАП РФ. Неправильная остановка и стоянка подчеркивает их низкую профессиональную культуру поведения на дороге, отсутствие водительской этики, недостаточное знание Правил дорожного движения, создает конфликтную и нервозную обстановку на дорогах. III. Сообщение целей урока и изучение нового материала:
Прежде чем начать изложение нового материала, повторим термины: (Слайд №1)
«остановка» — (преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров либо загрузки и разгрузки транспортного средства);
- «стоянка» – преднамеренное прекращение движения на время более 5 мин. не связанное с посадкой и высадкой пассажиров и погрузкой и выгрузкой груза.
«вынужденная остановка» — (прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием препятствия на дороге);
«населённый пункт» — (застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками «населённый пункт» на белом фоне)
а) остановка и стоянка Т.С. разрешена на правой стороне дороги, на обочине, при её отсутствии – на проезжей части у её края и случаях, установленных пунктом 12.2 правил (п.12.2 ПДД Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда), на тротуаре. (Слайд №2)
б) на левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей по середине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массою более 3,5т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки и разгрузки) (Слайд №3)
Обратить внимание учащихся на то, что вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах обозначенных знаками 5.25 («населённый пункт» на синем фоне) остановка и стоянка КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещена на проезжей части (только на обочине или на специальных площадках обозначенных знаками «парковка» и «место отдыха»), а на левой стороне дорог вне населенных пунктах остановка и стоянка запрещена даже на обочине.
в) Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств.
Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. (Слайд №4)
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком «парковка», с одной из табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку»
Остановка запрещена:
- а) на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создает помехи движению трамвая, на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полосок) и под ними;
- (Слайд №5)
б) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжай части), разделительной полоской или противоположным краем проезжай части и остановившимся Т/С менее 3м; (Слайд №6)
в) на пересечении проезжих частей и не ближе 5м от края пересекаемой приезжай части (за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу, расстояние до которой не ближе 3 метров; (Слайд №7)
г) ближе 15 м и от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой «место остановки автобуса и(или) тралейбуса», «место остановки маршрутных такси» (на жёлтом фоне), а при отсутствии ее – от указателя места остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками «место остановки автобуса и(или) тралейбуса», «место остановки маршрутных такси» (на синем фоне).
(кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств) (Слайд №8)
д) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов. IV. Закрепление изученного материала Показ слайдов (обсуждение транспортных ситуаций с обучающимися)
Нарушают ли водители правила остановки? (Слайд №10) Кто из водителей нарушает или не нарушает правила остановки на мосту?
В каком случае водитель не нарушит правила остановки или стоянки? (Слайд№11) Нарушает ли водитель Правила остановки или стоянки? (Слайд№12)
Нарушает ли водитель Правила остановки в данной ситуации? (Слайд №13)
Разрешена ли остановка в данном месте? (Слайд №14)
Нарушают ли водители правила стоянки? (Слайд №15)
Разрешена или запрещена и почему остановка в данном месте? (Слайд №16)
Кто из водителей не нарушает правила остановки? (Слайд №17) V. Итог урока
Выставление оценок учащимся, главным критерием которых будет являться активность на уроке. VI. Информация о домашнем задании Решение теста по теме «Остановка и стоянка транспортных средств» на платформе Online Test Pad по ссылке Тест_по_предмету [Приложение №1]
2.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанной
методики проведения занятий
На констатирующем этапе исследования проводилось наблюдение за студентами 3-го курса группы 9АВТ-361 на протяжении трёх занятий при изучении модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров». При этом обращалось внимание на следующие признаки познавательной деятельности :
- отношение к учению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий);
- особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);
— По итогам проведённых занятий сделаны выводы о том, что основная часть студентов активно проявляют свою познавательную деятельность на занятиях. Но, в то же время, некоторые студенты исследуемой группы не задают преподавателю возникающие у них в процессе занятия вопросы, что влечет за собой недочеты при выполнении самостоятельной и домашней работы.
В результате наблюдения выделено 3 уровня познавательной деятельности: «низкий», «средний» и «высокий». Количество студентов с низким уровнем — 3 человека, что составляет 12% от общего количества; средний уровень выявлен у 16 обучающихся (64%); высокий уровень у 6 человек (24%).
Результаты исследования представлены в таблице №2. Таблица 2 — Уровни познавательной деятельности
Уровни познавательной деятельности
Низкий Средний Высокий Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
3 12 16 64 6 24
Для большей наглядности полученные результаты на констатирующем этапе представлены в виде диаграммы (Диаграмма №1).
Диаграмма 1 — Уровни познавательной деятельности 70 64 50
Низкий уровень
Средний уровень 30 24
Вы сокий уровень
12 0
Таким образом, на констатирующем этапе исследования выявлены исходные данные для активации познавательной деятельности у студентов 3-го курса группы 9АВТ-361 КГБПОУ «Бийский государственный колледж» обучающихся по профессии 190631.01 Автомеханик. Результаты показали преобладающе средний уровень познавательной деятельности у студентов.
Вследствие этого экспериментальная работа была направлена на реализацию педагогических условий по активизации познавательного деятельности и в частности познавательного интереса у студентов по теме «Остановка и стоянка транспортных средств» модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров».
Для выявления динамики активности познавательной деятельности студентов был проведен контрольный эксперимент. Задачами контрольного эксперимента стало сравнение результатов. Сравним результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (Диаграмма №2) Диаграмма 2 — Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
70 64
60 56
40 36
констатирующий
30 24 этап
20 контрольны й этап
8
0
Низкий… Средний… Вы сокий…
По результатам проведенного эксперимента из диаграммы 2 видно, что наблюдается рост уровня познавательной деятельности у студентов. Количество студентов с низким и средним уровнем познавательной деятельности снизилось. По данным контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что уровень познавательной деятельности у студентов повысился, что мы и видим на диаграмме 2. Следовательно, выявленные условия активизации познавательной деятельности и в частности познавательного интереса у студентов при изучении темы «Остановка и стоянка транспортных средств», являются действенным инструментом. Таким образом, по результатам проведённого занятия можно наблюдать положительную динамику в активизации познавательной деятельности.
Выводы по главе 2
Во второй главе представлено содержание профессионального модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» по профессии «Автомеханик» на базе Краевого Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бийский Государственный Колледж», разработана технологическая карта и план конспект урока по теме «Остановка и стоянка транспортных средств» междисциплинарного курса «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»
В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что познавательная активность возможна не при видении лекции и конспектировании материала из учебной литературы (учебников), а при помощи показа презентации на проекторе и доске, разбора материала в общей группе студентов и преподавателя и решения ситуационных задач.
В целом проведённая экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что активизации познавательной деятельности будет на высоком уровне, если будет создана эмоционально-благополучная атмосфера в группе, психологический настрой в условиях педагогического руководства, и будут учтены наши выводы по диагностике в отношении проведения занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития профессионального образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
В современных психолого-педагогических исследованиях признано положение о том, что познавательная деятельность – это деятельность, организуемая учителем в целях преобразования опыта учащихся или приобретения новых знаний, умений и навыков, а предметом изменения в познавательной деятельности становится сам студент, осуществляющий эту деятельность.
Методы активизации познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками, содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся, приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Активизация познавательной деятельности есть совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов во всех звеньях учебного процесса.
Процесс активизации познавательной деятельности включает:
- создание положительно-эмоциональной атмосферы к предмету, учебному учреждению, преподавателю, коллективу;
- организация систематической поисковой деятельности творческого характера, включающей познавательные задачи;
- построение учебной деятельности таким образом, чтобы она рождала новые вопросы у обучающихся.
В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что познавательная активность возможна не при видении лекции и конспектировании материала из учебной литературы (учебников), а при помощи показа презентации на проекторе и доске, разбора материала в общей группе студентов и преподавателя и решения ситуационных задач.
В целом проведённая экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что активизации познавательной деятельности будет на высоком уровне, если будет создана эмоционально-благополучная атмосфера в группе, психологический настрой в условиях педагогического руководства, и будут учтены наши выводы по диагностике в отношении проведения занятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti/
1. Беспалько В.П., «Слагаемые педагогической технологии».
2. Гора П.В., «Повышение эффективности обучения».
3. Есипов Б.П., Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев «Педагогика. Учебное пособие».
4. Краткий словарь педагогических терминов.
5. Лебедев Г.М., Кукушин В.С. «Теория и методика воспитания познавательной активности».
6. Лернер И.Я., «Дидактические основы методов обучения».
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя.
8. Матис Т.А., «Формирование мотивации учения».
9. Матюшин А.М., «Проблемное обучение».
10. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. «Педагогика».
11. Третьяков П.И, Сенновский И.Б. «Технология модульного обучения в школе: Практикоореинтированная монография».
12. Уткина С.Н. «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математическим дисциплинам».
13. Шамова Т.И. «Активизация учения школьников».
14. Шаров Ю.В., «Очерки практической педагогики».
15. Щукина Г.И., «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе».