Совершенствование методов социальной защиты инвалидов. Часть

Дипломная работа

3.2. Комплексная социальная реабилитация инвалидов

Комплексная социальная реабилитация инвалидов Бабушкинского района в наше время невозможна без совершенствования методов социальной защиты инвалидов, поэтому особенно важно рассмотреть ее более подробно.

В качестве целей совершенствования методов социальной защиты инвалидов в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. В Москве мы определили: повышение качества предоставляемых социальных услуг и обеспечение свободы выбора для людей с ограниченными возможностями при использовании бесплатных или дополнительных социальных услуг.

Рассмотрим основные направления совершенствования методов социальной защиты в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы.

  1. Разработка конкурентных и программно-ориентированных механизмов финансирования для предоставления социальных услуг инвалидам с целью обеспечения эффективного доступа к их приему.

Целевое управление программой финансирования мероприятий по предоставлению социальных услуг людям с ограниченными возможностями с целью гарантировать эффективный доступ к их приему и конкурентные механизмы являются одним из важнейших инструментов социальной защиты. Если рассматривать ее как организованную систему, то есть две основные подсистемы: управление процессом финансирования при разработке конкретной программы и управление процессом реализации программы. Целевая программа, как согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий по предоставлению инвалидам социальных услуг, направлена на обеспечение эффективного решения приоритетных социальных, экономических и других задач, для которых характерны специфические условия.

Социальные программы позволяют концентрировать имеющиеся ресурсы и направлять их на решение социальных проблем и определять ответственных за реализацию программных мероприятий лиц.

Система адресного управления программой финансирования социальной защиты населения включает в себя ряд структур, участвующих в разработке, реализации и мониторинге реализации программы.

Изучение программного управления финансированием социальной защиты позволило выделить ряд преимуществ и недостатков этой формы организации финансирования социальной защиты. Среди достоинств существующей системы следует выделить следующие:

37 стр., 18126 слов

Деятельность социальной защиты населения диплом

... «социальное обслуживание населения» Социальные услуги являются частью системы социальной защиты населения. В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальное обслуживание». Так И.М. Невлева определяет «социальное обслуживание» как социальную деятельность, направленную на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения ...

  • ориентация на наиболее острые социальные проблемы,
  • целевая обусловленность;
  • концентрация ресурсов на достижении конечной цели;
  • создание новых механизмов в системе социальной защиты, исходя из специфики социальных проблем.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом финансирования социальной защиты обусловлена рядом объективных причин, в том числе:

  • масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
  • необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно — технических проектов;
  • потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.

С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых программ по социальной поддержке инвалидов, использование программно-целевого метода финансирования представляется наиболее целесообразным для создания в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы. развитой системы комплексной реабилитации, как основного средства интеграции инвалидов в общество.

Изменения, необходимые для повышения эффективности программ социальной защиты людей с ограниченными возможностями, должны в первую очередь касаться процесса разработки программ.

Определение направлений должно производиться с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями, находящихся в затруднительном положении, с их непосредственным участием в разработке программ, оценке результатов и адаптации программ. Создание такого механизма обратной связи позволит решить значительную часть задач деятельности программы по социальной защите инвалидов. Любое управленческое решение является результатом обратной связи, которая отражает степень, в которой клиент социальной службы может гарантировать свою жизнь на рынке, реализовать свои навыки.

В системе управления необходимо постоянное распространение знаний о способах и формах социальной поддержки инвалидов в условиях рыночной экономики через различные системы, в качестве которых выступают не только учреждения социальной защиты, но и сами специалисты социальной работы. В связи с этим, участие специалистов по социальной работе в процессе разработки и реализации целевых программ позволит не только сориентировать программные мероприятия на потребности клиентов социальной защиты, но и проследить влияние программы на решение проблемы конкретного инвалида и изменения его жизненной ситуации.

необходимо изменить количество малообеспеченных граждан, участвующих в программах. Это, прежде всего:

  • распространение информации о программах в СМИ;
  • выявление актуальных проблем инвалидов;
  • изучение и учет специфики целевой группы и городской среды;
  • повышения доли финансовых вложений в целевые программы;
  • подготовка специалистов в области программно — целевого управления;
  • организация взаимодействия различных структур, участвующих в реализации программы;
  • привлечение экспертов при оценке эффективности программ и контроль программ со стороны структур, внешних по отношению к разработчикам и исполнителям целевых программ.

Изменения, затрагивающие программно-целевое управление финансированием социальной защиты и развивающие эту систему, могут реализовываться в рамках следующих направлений:

29 стр., 14499 слов

Диплом совершенствование социальной защиты населения

... является социальная защита населения как социальный институт Предмет исследования - институт социальной защиты населения на муниципальном уровне. Цель исследования - комплексно изучить содержание и специфику институционализации социальной защиты в Российской Федерации и разработать рекомендации по совершенствованию социальной защиты населения ...

  • программы должны создавать единую среду социальной защиты населения района и как бы продолжать направления реализуемые другими программами.
  • необходимо создание единой системы управления программами, которая в настоящее время дифференцирована;
  • создание открытой системы разработки и реализации социальных программ, обеспечение большей прозрачности процедур формирования направлений целевых программ и оценки достигнутых результатов с участием инвалидов;
  • создание механизма, обеспечивающего возможность изменения программ в соответствии с требованиями внешней среды и потребностями инвалидов;
  • необходимо совершенствование законодательной базы по программно-целевому управлению финансированием социальной защиты инвалидов.

Конечно, только преобразования, затрагивающие систему социальной защиты в целом, могут дать положительные результаты.

Система управления социальной работой с людьми с ограниченными возможностями должна сосредоточить все усилия на главной цели: повысить уровень жизни людей с ограниченными возможностями, активизировать и развить потенциал, изменить отношение к людям с ограниченными возможностями в обществе в целом.

2.Создание условий в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы. для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций.

Постепенно, по мере укрепления экономической базы государства и развития гражданского общества, его институтов, должен происходить процесс перехода от централизованной, замкнутой на государственных органах власти к открытой для участия гражданского общества системе социальной защиты населения и социальных услуг для инвалидов. При этом, на наш взгляд, он должен основываться на соблюдении минимальных социальных гарантий, установленных и предоставляемых государством. Кажется, это последняя форма, которая должна гарантировать наивысший уровень социальной защиты инвалидов и закрепить принцип социальной справедливости.

Государство на современном этапе должно оказать посильную помощь этому процессу и обеспечить вместе с другими субъектами социальной защиты населения разработку путей перехода к следующему этапу. Основополагающим условием для этого является переход от оказания социальных услуг исключительно государством к созданию условий для оказания значительного объема социальных услуг инвалидам другими субъектами социальной защиты населения и развития самооценки — защита. В свою очередь достижению этих целей в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы. должна способствовать реализация ряда направлений повышения эффективности социальной защиты:

3 стр., 1350 слов

Отчет по практике в управлении социальной защиты населения

... -2010годы" - взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов социальной защиты населения. Вариативная часть: Производственную практику проходила с 7 по 18 июля 2014 года в Управлении социальной защиты населения Администрации Светлинского района Оренбургской области. Работа ...

1) Осуществление системных (внутриструктурных) изменений в части оптимизации системы управления, улучшения кадрового обеспечения органов управления;

2) Повышение эффективности работы Управления социальной защиты в области регулирования улучшения условий жизни инвалидов, совершенствования мер социальной поддержки, развития системы социального обслуживания;

3) Обеспечение тесного межведомственного взаимодействия

субъектов социальной защиты, рациональное распределение полномочий между ними, развитие самоуправления и института социального партнерства;

4) Повышение социальной ответственности бизнеса, активизация участия работодателей в решении социальных проблем инвалидов;

5) Развитие частных инициатив и благотворительности, поддержка НКО, деятельность которых направлена на решение общественно-значимых проблем;

6) Создание условий для самозащиты инвалидов, формирование соответствующей идеологии, направленной на профилактику отношения к инвалидам в обществе;

7) Совершенствование информационного обеспечения системы социальной защиты, нацеленного на предоставление необходимой информации органам управления и целостное освещение деятельности всех субъектов социальной защиты и процессов социального партнерства.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования методов социальной защиты в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы. необходимым представляется решение следующих основных задач: повышение ответственности в обеспечении социальных гарантий, контроль за повышением социальной ответственности бизнеса и формированием действенного механизма социального партнерства.

3.Дальнейшее развитие сети нестационарных органов социального обслуживания инвалидов.

Существуют институциональные структуры, в функции которых входит решение этих задач. Например, профессиональное обучение, исследования и организация труда проводятся в компаниях и ассоциациях людей с ограниченными возможностями, в основном на их образовательных и производственных предприятиях. В условиях экономического спада важной задачей государства является сохранение этих предприятий.

Профессиональная переподготовка и организация трудовых мест, открытие специальных производств при объединениях инвалидов, помощь инвалидам, не принадлежащим к таким объединениям, но желающим работать, – все это с обеспечением адаптационной, реабилитационной и консультативной помощи должно войти в обязанности отделов и комитетов социального развития, непосредственный контроль над этим должен быть и со стороны Управления социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы. Чтобы предоставить возможность заниматься необходимым видом творчества как индивидуально, так и в малых группах, коллективах (только инвалидов или вместе со здоровыми детьми) для ребенка, имеющего физические или психические недостатки и отклонения, в Бабушкинском районе уже есть Центры реабилитации инвалидов и создаются новые Центры творческой реабилитации, которые располагают большим потенциалом средств для осуществления той или иной досуговой и творческой деятельности.

Центр реабилитации может предлагать различные дополнительные услуги не только в сфере досуга, но и для оздоровления (фито-, гардено-, ароматерапия и т.д.), а также аэрофитотерапевтический комплекс, включающий в себя: «Зеленый театр» с площадкой для отдыха, спортивную площадку, площадку-полигон для тренировки инвалидов-опорников и территорию с лекарственными цветниками и кустарниками.

39 стр., 19110 слов

Управление земельными ресурсами Тосненского района Ленинградской области

... ресурсами. Управление земельными ресурсами на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, разграничением земель районов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, разграничением функций управления земельными ресурсами ...

Все помещения Центра должны быть доступны для любой категории людей с ограниченными возможностями, в том числе для инвалидов с опорой, детей с ослабленным зрением или полностью слепых. Центр реабилитации должен выступать в следующих основных качествах:

  • образование и реабилитация детей-инвалидов;
  • развитие жизненно важных познавательных навыков;
  • повышение самооценки личности;
  • возможность творческого самовыражения и объединения индивидуумов в общность;
  • способ приобщения детей-инвалидов к активной жизни в обществе;
  • изменение позиции общества по отношению к инвалидам;
  • создание равных прав и возможностей для инвалидов;
  • один из путей гуманизации самого общества.

Непосредственной обязанностью Управления социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы должно стать активное взаимодействие и участие в дальнейшем развитии сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов

4.Комплексная информатизация социальной сферы в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москва, что позволит создать единую систему сбора, хранения и предоставления информации, характеризующей состояние социальной сферы в регионе.

Из-за отсутствия информационных связей между разработчиками и исполнителями ИПР инвалид для получения каждой реабилитационной услуги должен обращаться в несколько инстанций, несмотря на то, что все определено Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), и никто не имеет права вносить в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) свои коррективы. Вследствие множественных обращений по одному и тому же поводу общественные издержки на каждую услугу возрастают в несколько раз, так как каждому учреждению выделяются бюджетные средства на работу с посетителем и обработку запроса (увеличиваются государственные расходы).

Полная оценка государственных расходов на реабилитацию в субъекте Российской Федерации, а тем более в Российской Федерации в целом, в настоящее время не проводится.

В настоящее время в ФГУ МСЭ нет информации о том, какие мероприятия, включенные в СИЗ, были выполнены, когда и какого типа ТЗК и протезно-ортопедические изделия были выданы инвалиду. Как правило, специалисты ФГУ МСЭ узнают о результатах выполнения пунктов ИПР только в момент очередного переосвидетельствования инвалида, что делает практически невозможным проведение своевременной оценки качества оказания реабилитационных услуг, включенных в ИПР. Из-за отсутствия информации невозможно определить реальную стоимость реабилитации (затраты на реабилитационные мероприятия, ТСР и услуги, предоставляемые инвалидам) как отдельного инвалида, так и общественные издержки на реабилитацию инвалидов в субъекте РФ и в государстве в целом.

Необходимую полную актуальную и достоверную информацию в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москву можно получить только с применением новейших информационных технологий, например, интересно разработать автоматизированную систему справочно-информационного анализа по проблемам инвалидов и инвалидов.

3 стр., 1073 слов

Социальная защита работников

... необходимостью разработки современных форм социальной защиты персонала организаций, в том числе находящихся в состоянии банкротства. Активная социальная политика организации способствует росту ... экономики существует проблема эффективности реализации мер социальной защиты населения на различных уровнях функционирования системы социальной защиты. Распространяясь на более низкие уровни иерархической ...

Информационно-справочная аналитическая автоматизированная система по проблемам инвалидности и инвалидов, разработанная ФГУ «СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России» совместно с фирмой «СП.АРМ», позволяет создать единое информационное пространство социальной сферы субъекта Российской Федерации и Федерации в целом, что обеспечит возможность исключить инвалида из процесса обмена документами между организациями (учреждениями), разрабатывающими и выполняющими ИПР.

Весь документооборот между этими организациями должен происходить в электронном формате. Инвалид (реабилитант), получив ИПР, в которой указаны конкретные реабилитационные мероприятия (услуги) с конкретными сроками выполнения и исполнителями, может сразу отправляться в указанное учреждение (к специалисту).

Информация о реабилитационных услугах, предоставленных включенными в единое информационное пространство учреждениями, становится доступной специалистам ФГУ МСЭ.

Внедрение такой технологии в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы обеспечит ряд преимуществ:

удобство для инвалидов и специалистов, адресность ИПР, возможность ее коррекции и контроля выполнения, максимальное целевое использование имеющихся ресурсов и оценку потребности в дополнительных ресурсах.

Предлагаемая технология позволяет оценить стоимость реабилитационных мероприятий и определить источники финансирования из соответствующих статей бюджета на разных уровнях в соответствии с фактическими потребностями. В процессе подготовки к освидетельствованию, его проведения и разработки ИПР/ПРП возникает необходимость в обмене информацией ФГУ МСЭ с лечебно — профилактическими учреждениями, Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФ РФ), территориальными органами социальной защиты, Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ)ФСС РФ, учреждениями социальной защиты населения, реабилитационными учреждениями и т.д. В рамках единого информационного пространства, еще до начала экзамена, специалист ФГУ МГУ может изучить документы, подготовленные в лечебно-профилактических учреждениях и поданные в ФГУ МГУ в электронном виде, оценить достоверность руководства и достаточность данных и назначить время приема. Специалист по реабилитации в ФГУ МСЭ может вписывать в ИПР/ПРП конкретные мероприятия и адресно направить инвалида на реабилитацию.

В некоторых случаях можно согласовать с инвалидом удобное время для проведения мероприятия, зарезервировать ему место онлайн и впоследствии получить сертификат об окончании.

Таким образом, инвалиду уже не надо будет посещать отделение ФСС РФ, регистрировать ИПР/ПРП в учреждениях социальной защиты. Возможно, даже избежать посещений ПФ РФ. В результате ФГУ МСЭ становится услугой, общения с которой реабилитологу достаточно, чтобы получить прямую помощь от государства.

Кроме того, одним из наиболее эффективных технологических решений в работе с населением является реализация принципа «единого окна».

В настоящее время, как правило, все сводится к принципу «входной двери», когда в одном помещении собираются специалисты разного профиля. Такой подход, несомненно, прогрессивный, человеку не нужно объезжать весь город, постоянно посещая разных специалистов, а достаточно войти в «одну парадную дверь».

22 стр., 10741 слов

Специфика организации работы с социально незащищенными группами населения в США

... как общие с другими странами, так и особые методы и формы социальной работы с различными категориями населения. Так рождаются федеральные фонды и услуги для престарелых и инвалидов. ... исследования - познакомиться с основными зарубежными концепциями деятельности института социальной защиты населения. Цели заключаются в том, чтобы расширить понимание социальной работы, контуры которой в России еще не ...

Однако на практике такой подход не всегда удается реализовать, поскольку разные службы регистрации социальной поддержки требуют от заявителя, а иногда и других членов его семьи, разные документы, требуемые по закону.

Мы предлагаем в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москва может использовать преимущества информационных технологий и создать единство не только территориальное, но и информационное, объединив данные разных ведомств в едином «информационном окне». Это снизит стоимость работы с каждым посетителем и его звонком, что приведет к снижению затрат.

«Единое окно» является комплексной технологией, направленной на достижение более эффективного взаимодействия между потребителями и поставщиками услуг, сокращение времени на обращение за услугами и оформление всех необходимых документов. «Единое окно» – одно из удачных технологических решений, позволяющих ускорить поиск необходимой информации, а также универсальный инструмент, обеспечивающий единую информационную среду поставщиков и потребителей услуг. В нашем случае рассматривается единое информационное пространство инвалидов (потребителей реабилитационных услуг), реабилитационных организаций (поставщиков услуг) и ФГУ МСЭ как организатора процесса реабилитации инвалидов.

Важнейшим условием создания успешно функционирующего «единого окна» является сотрудничество и координация действий между заинтересованными государственными органами. «Единое окно» может принимать различные формы и должно создаваться на основе тесного сотрудничества между всеми заинтересованными министерствами и/или ведомствами.

Управление социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москва вместе с ФГУ МГУ может стать оптимальным «доступным» и правоохранительным органом, который принимает и координирует поток информации, связанный с выполнением всех нормативных, методических, экономических и других требований.

Одним из механизмов повышения социальной защиты инвалидов, безусловно, является переход к оказанию государственных и муниципальных услуг социальной поддержки и социальных услуг населению по принципу «одного окна». Важнейшая тема для организации работы по принципу «одного окна» — это возможность для граждан подать необходимые документы для оказания социальных услуг специалисту.

Бенефициарам больше не нужно обращаться к нескольким специалистам, рабочие места которых находятся в разных офисах, а иногда и в разных зданиях. Кроме того, в списках документов, необходимых для получения комплекса мер социальной поддержки, есть те же документы. При обращении к специалисту через «окно» гражданам не нужно делать много копий одних и тех же документов.

Механизм приема граждан по принципу «одного окна» — это глубокая перестройка деятельности всей отрасли, требующая от руководителей и специалистов социальной защиты населения более добросовестного отношения к работе, повышения знаний, особого отношения к своим жителям. Фактически, по новым правилам, теперь для оформления всех необходимых мер социальной поддержки человек обращается к «универсальному» специалисту. Специалист должен одновременно проконсультировать, принять и оценить полноту поданных документов по всем мерам социальной поддержки.

32 стр., 15858 слов

Дипломная работа управление социальной сферой

... социальной сферы муниципального образования;  дать оценку эффективности управления развитием социальной сферы; проанализировать проблемы управления развитием социальной сферы муниципального образования;  составить рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием муниципального образования;  представить прогноз эффективности предложенных мероприятий. Результаты дипломного ...

Такие специалисты должны обладать полной нормативной базой, навыками межличностного общения и знаниями в области психологии.

Такие качества, как трудолюбие, порядочность, честность, сочувствие, организационные и коммуникативные навыки и, конечно же, доброта способствуют их успеху.

Ведь специалисты единого окна — это лицо всей социальной защиты, а не только орган социальной защиты населения конкретного муниципального образования. И авторитет всей отрасли во многом зависит от того, как они взаимодействуют с получателями социальных услуг.

В то же время переход на систему «одного окна» требует дополнительной и более профессиональной работы со стороны специалистов министерства. В первую очередь это касается организационной работы, совершенствования нормативной базы и программного обеспечения. Наличие автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» позволяет осуществлять дальнейшее совершенствование информационных процессов: автоматизирована печать заявления на оказание услуг, расписок гражданам о представленных документах, уведомлений о предоставлении (отказе в предоставлении) услуг.

Для оптимизации работы между специалистами «одного окна» и профильными отделами реализован механизм переноса сведений об услуге, представленных документах, членах семьи в журнал регистрации услуг и др.

Сегодня информационные технологии, работающие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», должны работать с целью предоставления государственных услуг высокого качества, что важно для людей с ограниченными возможностями. В настоящее время разрабатывается и наполняется содержанием справочно-информационная система, которая, обладая простым и понятным интерфейсом, позволит оперативно получать полную информацию о льготных категориях граждан, всех государственных социальных услугах и условиях их предоставления. Данная система будет полезна специалистам «одного окна» для получения всей информации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в рамках перехода на работу по принципу «одного окна» в настоящее время разрабатывается информационная система, которая будет обеспечивать сканирование и хранение электронных копий документов, представленных гражданами при обращении за государственными услугами. Эта система послужит основой для создания электронного файла личных файлов бенефициаров, что значительно сократит количество подаваемых бумажных документов.

Итак, нами рассмотрены основные направления, предложенные для совершенствования методов социальной защиты в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы.

Необходимо отметить, что программно-целевой подход к решению вопросов организации социальной поддержки инвалидов реализуется в Управлении социальной защиты населения в Бабушкинском районе г. Москвы и уже имеет свою историю. На период 2011-2013 г.г. в районе разработаны и реализованы пять целевых программ:

  1. «Помощь инвалидам»,
  2. «Социальные услуги инвалидов»,