Мониторинг и оценка успеваемости учащихся — важнейшая составляющая учебного процесса и одна из важных задач деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами образовательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической науке, а также основным приоритетам и целям образования 1.
Суть современного учебного процесса не может ограничиваться утилитарной целью, такой как вооружение учащихся знаниями, навыками и способностями для развития их мышления. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать собственную деятельность, находить ошибки и пути их устранения 2.
Можно сказать, что сегодня произошли определенные изменения в подходе к оценке образовательных результатов: кумулятивная оценка, возрастает роль самооценки, участие студентов не только в получении результата, но и в его анализе. За последние 15-20 лет в образовательной практике появился эффективный инструмент оценивания, который обеспечивает активную и ответственную роль самих студентов и обеспечивает постоянный контроль их индивидуальных достижений — это образовательное портфолио.
Согласно наиболее распространенной точке зрения, портфолио — это набор документов и работ, созданный для демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности студента. Внедрение портфолио в российском образовании связывается
Карпова Е.В. Проблема оценивания: традиции и инновации // Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования. Ярославль. 2010. С. 14.
Новикова Т. Г. Оценивание с помощью портфолио // Народное образование. 2006. №7. С. 138. специалистами с обоснованием его понимания и представления, которое даст возможность осуществить необходимую трансформацию учебного процесса 1.
В практике профессионального образования в большей степени используются разновидности портфелей накопительного типа. В значительной степени это касается диагностики академических и профессиональных достижений студентов. Используемые для этого различные варианты «портфеля результатов» позволяют получать информацию об отдельных «видимых» результатах профессионального обучения, фиксируя внешние проявления студенческой активности.
Студент как субъект учебной деятельности
... результатами предшествующих исследований. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи: рассмотреть возрастную характеристику субъектов учебной деятельности; раскрыть особенности студента как субъекта учебной деятельности; ... Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей ...
Выбранная тема актуальна, так как на сегодняшний день использование современных образовательных технологий, таких как портфолио, гарантирует личностное развитие ученика и считается ключевым условием повышения качества обучения. Данная технология позволяет не только повысить объективность оценивания, но и способствует формированию у студентов рефлексивных оценочных навыков, которые большинство исследователей относят к важнейшим профессиональным качествам.
Объектом исследования является оценка академических и профессиональных результатов студентов.
Предмет исследования — портфолио как средство оценки учебных и профессиональных достижений студентов.
Цель работы — выявить и определить теоретические основы использования портфолио при оценке учебных и профессиональных достижений студентов и применить их на практике.
Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза, которая заключается в предположении, что портфолио будет средством точной оценки образовательных и профессиональных достижений, если будут выполнены следующие условия:
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 24.
- структура презентации и содержание, вносимых в учебный портфель материалов, будут воспроизводить процессуальные и результативные характеристики учебно-профессиональной деятельности;
- выделение процессуальных и результативных характеристик учебной и профессиональной деятельности в использованных материалах портфолио будет осуществляться обучающимся путем рефлексии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие исследовательские задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы в теории и практике технологии
портфолио.
2. Дать характеристику портфолио как средству оценивания.
3. Рассмотреть классификацию разновидностей портфолио.
3. Разработайте модель портфолио и рекомендации по обучению и использованию портфолио.
4. Улучшить регулирование электронного кошелька студентов в области электронной информации и образования.
Основными методами, которые использовались в работе, являются:
1. Метод синтеза, позволивший выделить литературу и нормативные источники, максимально раскрывающие тему диссертации.
2. Метод анализа. С его помощью была изучена литература по технологии портфолио, ее определение и разновидности, а анализ позволил выявить структуру и содержание портфолио.
3. Метод сравнения мы использовали для совершенствования нормативных документов, сравнивая нормативные документы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский профессионально-педагогический университет» с другими организациями образования.
4. Методика моделирования, с помощью которой была разработана модель портфолио и скорректирован текст локального документа ФГАОУ ВО «РГППУ», положение «Об электронном портфолио студента в электронной информации и среде образовательной».
При составлении выпускной квалификационной работы была изучена различная литература. Важную роль в написании работы сыграла диссертация Е. В. Игонина1, в которой обобщается опыт и анализируется текущее состояние применения портфельной технологии в образовательном процессе, а также более подробно и наглядно раскрывается смысл процедурных и актуальных характеристик портфолио.
По курсу профессиональной переподготовки «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ...
... Интернет. Инструменты для создания презентаций, о которых пойдет речь в данной работе, по принципам работы находятся где-то посередине между текстовым редактором и редактором векторной ... пользуется данным видом презентации с целью сохранения фото-моментов, связанных с жизнью группы. Тогда это может закончиться презентацией сувенира для выпускного вечера студентов. Типологию презентаций в ...
Были использованы учебные пособия, таких авторов как Г.Н. Артемьевой и Н.А. Зыковой2, в которых представлены организационные и методологические требования к портфолио как средству оценки академической успеваемости студентов. Автор А.В. Абрамов в своем учебнике рассматривает основные теоретические подходы к обучению интерпретации и оценке навыков.
Они также считаются специальными произведениями, посвященными определенным ограниченным аспектам. К данной группе относится статья, таких авторов как Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков3, в ней раскрыты цели и сущность портфолио. Представлены модели портфолио, после чего авторы определяют преимущества портфолио как популярной и востребованной технологии. Автор Н. В. Бекузарова 4 в своей статье описывает составные части и выделяет основную идею портфолио.
За основу выпускной квалификационной работы был взять Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, который дал толчок к развитию и применению портфолио в образовательном процессе, и
Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2013. 173 с.
Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А. Портфолио студентов вузов по психолого-педагогическим дисциплинам: учебные пособия. Нижневартовск: НВГУ, 2016. 104 с.
Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. «Портфолио»- новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 32-35.
Бекузарова Н.В. К проблеме использования профессионального портфолио студента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. №1. С. 25-30 методические рекомендации для создания, формирования и использования портфолио обучающегося.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения, в котором представлено переработанное и усовершенствованное положение «Об электронном портфолио обучающихся в образовательной среде электронной информации».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Анализ состояния проблемы в теории и практике
Изучение практики использования и применения портфолио в образовании сопряжено с некоторыми трудностями, в основном из-за того, что данная практика в настоящее время не содержит в своей основе достаточно конкретного понятия. Возникновение идеи применения портфолио в образовательном процессе относят к 1980-м гг., а самый пик развития — к окончанию 1990-х гг., когда количество публикаций, касающихся данной проблемы стало значительно обширным.
Согласно мнению М. Беренса, такое большое количество работ, посвященных портфолио, только необоснованно увеличивало разнообразие подходов к его интерпретации, поскольку не было общего изображения портфолио в учебном процессе1.
Вместе с тем сам термин «портфолио» возник значительно раньше – в Западной Европе в XV–XVI вв.. В эпоху Возрождения архитекторы предоставляли клиентам готовые работы и эскизы своих проектов в специальной папке, также называемой «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволили заказчику составить представление о профессиональных качествах архитектора.
«Региональное управление и территориальное планирование» для ...
... семинарах. Критерии оценки курсовой работы по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» приведены в Приложении 5. 3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРОМЛЕНИЮ Рекомендуемая структура текстовой части курсовой работы выглядит следующим ...
С начала 1990-х гг. в результате интенсивного развития качества образования, портфолио вошли в учебный процесс как полноправные оценочные средства в России, так и во многих других странах 2.
Игонина Е.В., Эрганова Н.Е. Портфолио учителя профессионального училища: зарубежный и отечественный опыт: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. С. 5.
Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н. Система педагогической оценки сформированности умений и навыков у студентов высших учебных заведений: учеб. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С.27.
Понятие «портфолио» заимствовано педагогикой из области политики и бизнеса, как демонстрация достижений и, к настоящему времени, широко распространилось в экономической и маркетинговой сферах с целью обозначения совокупности достижений компании, а также среди фотомоделей и лиц творческих профессий как наименование индивидуального альбома с их работами или фотографиями 1.
принято считать, что слово «бумажник» происходит от латинского portāre — «носить с собой», «носить с собой» и folium — «фолио», «страница», «лист бумаги» 2. В переводе с итальянского языка оно означает «рекламный проспект», «рекламная выставка», «фотоальбом», «портфель»; с английского языка – «портфель», «папка», «набор», «перечень»; с французского языка – «блок фотоснимков». Также во французском языке есть слово «portefeuille», имеющее близкое значение, которое переводится как «портфель», «кошелек» или «папка» 3.
В русском языке термин «портфолио» синонимов не имеет, но, в некоторых случаях, практикуется его замена иными словами в следующих значениях 4:
- «презентация» – способ представления информации о себе, созданном продукте либо о проделанной работе;
- «автобиография» – последовательное представление человеком событий и ключевых этапов собственной жизни;
- «коллекция» – систематический сбор и систематизированное собрание однородных или объединенных всеобщей темой материалов;
- Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А.
.Портфолио студентов вузов по психолого-педагогическим дисциплинам: учебные пособия. Нижневартовск: НВГУ, 2016. С. 26.
Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. Москва: ЭКСМО, 2011. С. 187.
Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2008. С. 251.
Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 4. С. 48.
- «выставка» – общественная демонстрация индивидуальных достижений, а также совокупность самих достижений, подготовленных для обозрения;
- «визитная карточка» – носитель контактной информации о человеке или организации, однозначно указывающий на его обладателя;
- «резюме» – краткая автобиографическая справка, необходимая при поиске вакансий и устройстве на работу, а также способ представления индивидуальной самооценки.
Строгое словарное значение определения «портфолио» связано с 3-мя его основными трактовками:
Тема работы Стратегическое планирование деятельности организации ...
... выпускной квалификационной работы Дипломной работы Студенту: Группа ФИО З-3205 Ермолиной А.Ю. Тема работы: Стратегическое планирование деятельности организации Утверждена ... филиала. По результатам анализа внутреннего потенциала на основе комплексной оценки показателей работы предприятия ... ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт электронного обучения Специальность Экономика и управление на ...
1) в качестве папки либо портфеля, с целью хранения отдельных бумаг, рисунков и документов;
2) области полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
3) в качестве перечня поручительств и рекомендаций относительно конкретного лица в подтверждение свойственных ему достоинств.
Отметим, что это понятие в последнее время стало широко использоваться в отечественной педагогике непосредственно в третьем значении.
В настоящее время современный метод кошелька представляет большой научный и практический интерес. Этот метод рассматривается в педагогической литературе в разных трактовках.
Например, автор Н.Н. Суртаева в своем учебном пособии дает определение портфолио как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и обучающимся для мониторинга навыков и отношений обучаемых 1.
Некоторые авторы отмечают портфолио как форму и процесс организации (отбор, анализ или коллекция) образцов и продуктов учебнопознавательной деятельности обучающегося, а также соответствующих
Суртаевой Н.Н. Портфолио в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО-НМЦ, 2005. С. 14. информационных материалов от внешних источников, которые предназначены для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценок уровня обученности данного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения 1.
В методических рекомендациях портфолио характеризуют как форму систематической, непрерывной и целенаправленной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося; своего рода выставка работ обучающихся, задачей которой является отслеживание его личностного роста; подборка работ обучающегося, всесторонне демонстрирующая его учебные результаты и усилия, приложенные к их достижению.
В самом широком смысле этого слова портфолио — это способ записи, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определенный период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности: учебной, культурной, социальной и др.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
- слияние качественной и количественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Педагогический закон по созданию портфолио гласит: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам (в отличие от традиционного: делай, так как я, делай лучше, чем я).
Главная идея портфолио — предоставить возможность каждому обучающемуся познавать все, на что он способен, создавать стимул роста 2.
Боброва Л.Н. «Портфолио» в системе оценки результатов обучения физике // Наука и школа. 2006. №1. С. 11.
Бекузарова Н.В. К проблеме использования профессионального портфолио студента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. №1. С. 26.
«Современные средства оценивания результатов обучения истории в школе»
... оценивания результатов обучения на уроках истории учителями разных школ. Среди них статья П.П. Панкина «Эволюция школьной оценки и возможность перехода к системе ... портфолио, ЕГЭ; проанализировать и охарактеризовать опыт учителей в применении разнообразных средств оценивания результатов обучения ... труд А.В. Золотаревой «Мониторинг результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей» , ...
Важной целью создания и формирования портфолио является предоставление отчета по процессу образования, формирование «картины» значимых образовательных результатов в целом, отслеживание индивидуального прогресса, в широком образовательном контексте, демонстрирование его способностей применять приобретенные знания и умения в практической деятельности 1.
Управление портфелем считается творческой работой, которая позволяет студенту представить себе уровень своего личного образования, увидеть резервы, определить направление профессионального самосовершенствования. Также портфолио предоставляет возможность обучающимся быть конкурентоспособными на рынке труда: составить свое профессиональное портфолио, позволяющее обратить внимание работодателя и выделить свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами; развивать собственные интеллектуальные и творческие возможности через участие в конкурсах, стажировках и других мероприятиях 2.
В своей статье автор Т.Л. Барышева 3 к функциям портфолио относит:
1. Целеполагающею — поддержание учебных целей.
2. Мотивация: поощряйте успеваемость учащихся, поддерживая их стремления.
3. Содержание: раскрывает весь спектр проделанной работы и результатов.
4. Развивающую — обеспечивает непрерывность процесса обучения.
5. Рейтинговую — показывает диапазон навыков и умений.
6. Диагностика: фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
Донских Н.В., Григорьева И.Н. Портфолио как современный эффективный способ оценивания достижений младших школьников // Амурский научный вестник. 2009. №1. С. 51.
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка учебных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебное пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. С 32.
Барышева Т.Л. Технология «портфолио» как средство анализа и оценки уровня профессионально обучения // Новые технологии. 2011. №4. С. 241.
Авторы учебного пособия А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева., А.Ш. Багаутдинова 1, вносит некоторые изменения и дополнения, в том числе в перечень следующие функции: контроль, оценка, сертификация, организационная, операционная, рефлексивная.
Более подробный список функций портфолио можно увидеть в статье Е.В. Игониной. Автор, основываясь на работе исследователей, выделяет две группы функций: оценочные и эволюционные.
В первую группу входят те, которые связаны с выявлением конкретных качеств личности обучающегося или же отдельных характеристик осуществляемой им деятельности 2:
1. Диагностический — фиксирует интересующие качества личности студента с целью установления результатов его обучения и определения динамики их изменения в течение определенного периода времени.
2. Контрольная — выявление особенностей освоения обучающимся тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых ФГОС ВО.
3. Оценка — соотношение выявленных личностных черт или характеристик учебно-познавательного процесса с принятой шкалой оценок с целью обеспечения обратной связи по процессу обучения.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В ...
... Наибольшее значение для организации проектной деятельности в начальной школе имеет классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 1). ... результаты. В заключении делаются общие выводы по результатам исследования. Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся 1.1. Проектная деятельность учащихся и психолого-педагогические основы ее организации ...
4. Аттестация — предоставление информации о результатах обучения конкретного студента с целью определения возможности признания его достигшим требуемого уровня образования.
5. Оценка — определение оценки студента вместе с другими или другим образцом.
Рассматривая портфолио в дополнении к существующей системе контроля и оценивания результатов обучения, Т.Г. Новикова1 раскрывает
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка учебных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебное пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. С. 4.
Игонина Е.В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII Международной науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2011. С. 18. содержание функций портфолио, выделенной первой группы, через описание особенностей реализации портфолио основных задач, присущих в той или иной степени любому другому средству педагогического контроля.
Следует отметить, что портфолио влияет не только на процедуру оценки, но и на предшествующие ей процессы. Следовательно, необходимо говорить о второй группе так называемых «эволюционных функций», описываемых в основном с точки зрения общего развития студента как субъекта его собственной профессиональной и учебной деятельности.
По мнению Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской и А.С. Прутченкова портфолио способствует поощрению активности и самостоятельности обучающегося, расширению возможностей обучения и самообучения, а также развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формированию умения учиться — ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность2.
Таким образом, «развивающая группа» функций портфолио предполагает решение таких актуальных педагогических задач, как поддержание учебной мотивации обучающихся, развитие способности самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки результатов. Поэтому, к такой группе относятся следующие функции:
1. Мотивационная: для повышения учебной и профессиональной мотивации студентов.
2. Организационные: развитие навыков постановки целей, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности.
3. Оперативная: развитие навыков выполнения деятельности с учетом условий ее протекания, способность к саморазвитию в деятельности.
Новикова Т.Г. Портфолио в зарубежной школе // Директор школы. 2008. № 7. С. 61.
Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. «Портфолио» — новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 33.
4. Рефлексивность — развитие умений оценивать себя и свою учебную деятельность, умение рефлексировать.
Толчком к активному применению понятия «портфолио», в педагогической теории и практике, стало проведение эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
С 2004 г. группа российских ученых и специалистов, в которую входили работники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, приступила к работе по построению модели портфолио обучающегося общеобразовательного учреждения как одной из составляющих элементов его образовательного рейтинга. Группой ученых разработаны Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся в начальных и средних школах, в которых указана трактовка нового понятия «портфолио» 1.
Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа ...
... – познавательная деятельность. Объектом исследования является активизация познавательной активности студентов вуза на учебной траектории профессионального модуля ... целей. И если обучающийся в результате правильно организованной познавательной деятельности включился в постоянный ... 3) провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности. 4) выявить эффективность ...
Федеральные государственные образовательные стандарты могут служить официальным подтверждением признания портфолио в качестве одного из строительных блоков модернизированного профессионального образования. Среди профессиональных компетенций, которым следует обучать будущих бакалавров, в ФГОС понимается компетенция, проявляющаяся в его готовности «организовать студенческую деятельность по сбору портфеля свидетельств об академических и профессиональных достижениях».
В пункте 7.1.2. ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение указано: «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы: Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.2004 №31-17/122929 [Электронный ресурс]. Режим доступа: . образовательной системе организации… Электронная информационнообразовательная среда организации должна обеспечивать… формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» 1.
Отсюда следует, что формирование портфолио — это требование современных федеральных стандартов образовательных программ профессионального образования, которое подлежит обязательному исполнению.
А.А. Шехонин 2 и его соавторы выделяют следующие составляющие применения портфолио в профессиональном образовании и на рынке труда:
1) Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта (творческий потенциал, ответственность, оптимальную самооценку и др.), мотивировать его на создание, развитие и использование своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.
2) Использование портфолио носит двухсторонний характер. С одной стороны, учителя и студенты ПОО заинтересованы в его использовании, с другой — потенциальные работодатели.
Итак, на наш взгляд, портфолио — это способ фиксировать, накапливать и оценивать личные достижения студента за определенный период времени. Его использование позволяет решать задачи контроля, планирования, организации и самоорганизации, включения обучающегося в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата): утв. Приказом Минобрнауки России от 06.03.2015 № 176 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177398/.
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка учебных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебное пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014.С. 52.
Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской ...
... проектируемой деятельности; итоговая оценка Проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта: Развитие исследовательской компетенции педагогов и обучающихся; Личностный рост педагогов и лицеистов; Повышать навыки и умения самостоятельной работы старшеклассников, ... и в городской НПК «В мир поиска, в мир науки». Под руководством 11 педагогов все 15 лицеистов заняли призовые места. Это – прорыв лицея. ...
Проведенный нами анализ позволяет увидеть, что портфолио в современных условиях должно использоваться и рассматриваться не только в качестве самостоятельно используемого инструмента, но и как составляющая целостной образовательной системы, реализация которой неизбежно сопровождается пересмотром режима взаимодействия субъектов образовательного процесса.
1.2. Характеристика портфолио как средства оценивания
Оценка достижений обучающихся считается весьма значительным элементом образовательного процесса, который должен соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям образования.
Система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки навыков по конкретной дисциплине. Она ставит более важную социальную задачу: сформировать у общающихся способность контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки и находить пути для их устранения.
Новые тенденции, присущие для современного профессионального образования, в большой степени затрагивают не только сам процесс образования, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повешенные требования к ее эффективности 1.
Из числа ведущих направлений совершенствования процедур оценивания учебно-профессиональных достижений обучающихся, исследователи И.В. Игонина и Н.Е. Эрганова 2 называют следующие:
- усиление стимулирующей роли оценки;
- Звонников В.И., Челышкова М.Б.
Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2007. 74 с.
Игонина Е.В., Эрганова Н.Е. Портфолио учителя профессионального училища: зарубежный и отечественный опыт: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. С. 97.
- самооценивание образовательного процесса и актуализация результатов своей деятельности;
- понятие того, что образовательный результат формируется и за его пределами в течение длительного времени;
— снижение зависимости результатов оценивания от ряда внешних и внутренних (место и время оценивания, качество оценочных материалов, состояние обучающегося, профессионализм педагога-оценщика и т. д.) факторов, существенно снижающих надежность этих результатов, их достоверность и объективность и др.
Таким образом, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые разработаны на компетентностной основе, профессиональный и личностный рост обучающегося должны отслеживаться «более всесторонним, всеобъемлющим способом, чем позволяют это сделать традиционные методы 1».
По этой причине, обоснование портфолио современным способом оценивания, в большей части исследовательских работ осуществляется по единому алгоритму, в них также акцентируется внимание на предоставляемых портфолио возможностях в преодолении недостатков традиционных оценочных средств. Одним из основных преимуществ портфолио нам всеми традиционными способами контроля и оценивания считается то, что он необходим, в первую очередь, самим обучающимся.
Разработка такого способа оценивания, как правило, происходит посредством воспроизведения «портфеля достижений», в котором представлены критерии и процедуры оценивания отдельных разделов, материалов и рубрик 2.
Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 71.
Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А. Портфолио студентов вузов по психолого-педагогическим дисциплинам: учебные пособия. Нижневартовск: НВГУ, 2016. С. 63.
В рамках данного подхода, предметом оценочной процедуры становится сам процесс (процессуальные характеристики) деятельности обучающегося, в котором главной целью остается обязательное достижение запланированного результата (результативные характеристики деятельности).
Под понятием «результативные характеристики» учебнопрофессиональной деятельности обучающегося подразумеваются результаты данной деятельности, которые могут отражаться в портфолио в двух формах, а именно в виде «документов» и «работ». «Документ» есть зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать 1.
Портфолио может содержать документы, как из внутренних источников образовательной организации, так и из внешних. К ним можно отнести:
1. Выписки из журналов успеваемости.
2. Зачетные книжки.
3. Свидетельства получения грантов, почетных наград и знаков отличия, повышенных стипендий и премий, титулов, званий и другое.
4. Копии документов об образовании, в том числе об освоении дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
5. Свидетельства участия в выставках, семинарах, научных и научнопрактических конференциях, круглых столах, благотворительных акциях и иных мероприятиях.
6. Дипломы профессиональных конкурсов, почетные грамоты и благодарственные письма.
7. Сертификаты окончания курсов повышения квалификации, свидетельства прохождения стажировок, участия в программах по обмену опытом и международному обмену и многое другое.
ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185. Москва: Стандартинфор, 2014. С. 14.
Понятие «работа» это промежуточный или конечный продукт деятельности человека, в том числе готовая продукция, произведение и другое. Такими продуктами учебно-профессиональной деятельности обучающегося, могут являться следующие:
1. Описания лабораторных экспериментов, листы наблюдения.
2. Письменные материалы выступлений на конференциях, семинарах и круглых столах, конкурсах, олимпиадах и другом.
3. Итоговые аттестационные работы по результатам освоения учебных модулей, дисциплинарных и междисциплинарных курсов.
4. Продукты проектных, творческих и научно-исследовательских работ (в т.ч. в виде фото-, видео- или аудиоотчетов).
5. Тексты домашних, практических, самостоятельных, контрольных работ, докладов, рефератов, сочинения (в т.ч. в электронном виде) и многое другое1.
Под «процессуальной характеристикой» учебно-профессиональной деятельности обучающегося подразумеваются особенности процесса достижения зафиксированных результатов, которые могут выделяться с помощью 2-х процедур: «экспертного оценивания» и «рефлексии». «Экспертного оценивания» предполагает процедуру получение оценки на основе мнений некоторых лиц (одногруппников, преподавателей, кураторов, руководителей практики, членами жюри на различных конкурсах и др.) с целью последующего принятия решений.
Итогом экспертного оценивания могут являться:
1. Характеристики и рекомендации с места учебы или работы.
2. Рецензии на творческие работы или опубликованные материалы.
3. Заключения экспертиз результатов научно-исследовательской и производственной деятельностей обучающихся.
Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2013. С. 57.
4. Отзывы педагогов, научных руководителей работ и кураторов исследовательских проектов.
5. Заключения по результатам участия в конференциях, семинарах, олимпиадах и другое.
6. Описания результатов выполнения домашних, самостоятельных и контрольных, лабораторных и практических работ, прохождения тестирований, зачетных и экзаменационных процедур и многое другое.
Процедура «рефлексии» основывается на описании процессуальных особенностей учебно-профессиональной деятельности самим обучающимся 1.
Результатом проведенного им рефлексивного анализа могут выступать:
1. Пояснительные записки к опубликованным материалам.
2. Автобиографии; самоанализы участия в конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
3. Заполненные анкеты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса.
4. Пояснения к прохождению учебных модулей, основных, дополнительных курсов.
5. Резюме, дневники подготовки и самоподготовки, планы-отчеты за отдельные периоды обучения или работы.
6. Дневники прохождения практик и стажировок.
7. Разработки курсовых и дипломных проектов.
8. Обоснования выбора направления, сроков и формы подготовки, образовательной программы и образовательного учреждения; тематики курсовых и дипломных проектов и многое другое.
Обращаясь к принятой в отечественной практике структуре «портфеля достижений», можно выделить 3 самостоятельных раздела, функции представления которых будут соответствовать ее характеристикам. (смотреть рисунок 1).
Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2008. С. 187.
Рисунок 1 – Отечественная структура портфолио
Как отмечает Т.Г. Новикова, обозначенная ранее деятельностная направленность, выстраиваемого в рамках компетентностного подхода образовательного процесса, обусловливает необходимость усиления ориентации оценочных процедур на выявление не столько факта наличия или отсутствия усвоения обучающегося профессионально значимых знаний и умений, сколько факта проявления им способности и готовности применять их при решении учебно-профессиональных задач. Так как возможность признать успешность разрешения последних в условиях профессиональной подготовки появляется при получении обучающимся определенного результата, используемые средства оценивания которых должны всестороннее отображать «не репродуцированную учеником информацию», а как самостоятельно созданный «продукт, в идеале имеющий прикладную ценность» 1.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио достижений. Поэтому в основу структуры портфолио положено формирование общей и профессиональной компетенции обучающегося.
Новикова Т. Г. Оценивание с помощью портфолио // Народное образование. 2006. №7. С. 138.
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области 1. (смотреть рисунок 2).
Рисунок 2 — Структура портфолио
Первый раздел схемы обозначается как общая компетенция – это набор социально-личностных качеств обучающегося, обеспечивающих осуществление деятельности на конкретном квалификационном уровне. К общей компетенции можно отнести информационно-коммуникативную, исследовательскую и рефлексивную компетенции. (смотреть рисунок 3).
Рисунок 3 — Составные части общей компетенции
Информационно-коммуникативная компетенция предполагает качественную характеристику личности специалиста, которая включает в себя
Гаврхилов С.А., Гаврилова Е.В. Электронное портфолио как инновационное средство художественного образования студентов: материалы Международной научно практической конференции «Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования». Шадринск: ОГУП Шадринский Дом печати, 2010. С. 254. совокупность уровня владения специализированной информацией, профессиональных знаний и навыков, соответствующего опыта и моральных принципов, оказывающих положительное влияние на положение специалиста в общественно-информационном мире.
В среде информационно-коммуникативной компетенции можно выделить следующие компоненты 1:
1. Коммуникативный (знание, применение технических средств коммуникаций при передаче новой информации).
2. Когнитивный (способности к изучению новой информации и ее взаимодействие с уже имеющими знаниями).
3. Рефлексивный (уровень саморазвития и самоконтроля человека как личности, связанный с расширением самосознания, а также достижения определенных высот в профессиональной деятельности).
4. Мотивационный (уровень мотивационных побуждений, которые влияют на установление ценностей и потребностей в новой информационной среде).
5. Технологический (способность изучения информационных технологий, а также понимание их принципов работы и возможностей).
Такая компетентность является сформированной способностью применять полученные умения и навыки в области информационных процессов (получение, создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение, использование) с применением новых технологий, которые формируют информационную культуру личности и выступают основой для успешной профессиональной деятельности.
Исследовательская компетенция — это способность и готовность обучающегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, а также
Бахарева М.В., Никитина Э.В., Угольникова Е.Г. Использование технологии «учебный портфолио» // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. №1. С. 43. комплексная способность объективно оценивать проблемы, преобразовывать их в конкретные задачи для проведения исследовательской работы 1.
Средствами выражения результатов сформированной исследовательской компетенции могут служить: рефераты, курсовые работы, итоговые творческие работы, доклады, тезисы выступлений с конкурсов и внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы с конференций.
Рефлексивная компетентность по определению — это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что позволяет обеспечивать развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности 2.
Достижениями по итогам сформированной рефлексивной компетенции служат: характеристики, эссе, отзывы, резюме, планы, самоанализ уроков и внеклассных мероприятий.
Второй раздел посвящен профессиональной компетенции как способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональная компетентность предполагает наличие у конкретного человека внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, должен обладать
Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. №1. С. 230.
Кушеверская Ю.В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №3. С. 313. творческим потенциалом для саморазвития, только в этом случае он может быть конкурентоспособным на рынке труда 1.
Нами была определена общая структура «универсального портфеля достижений», которая может быть использована в качестве основы для построения реальной личностной «презентации».
Исходя из этого, можно выделить структурные характеристики портфолио, предлагаемого для использования в оценивании учебнопрофессиональных достижений. Опираясь на труды авторов Полякова В., Яновской Ю. и Игониной Е.В. 2, рассмотрим список разделов, которые могут содержаться в портфолио:
1 Раздел «Портрет». Содержит общие сведения об условии разработки портфолио, краткое описания его целей и важной информации, а именно:
- наименование образовательного учреждения, института и кафедры;
- заглавие темы портфолио;
- резюме разработчика с фотографией;
- шифр академической группы;
- описание проблемы разработки портфолио;
- цели и задачи разработки портфолио;
- план работы над портфолио (временные сроки) и другое.
2 Раздел «Рабочие материалы». Может включать в себя материалы, созданные и систематизированные обучающимся в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий:
- графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.);
- тексты сообщений и докладов;
- различные творческие работы;
- выполненные контрольные и самостоятельные работы;
- Ершова О.В., Муллина О.В.
Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 135.
Поляков В., Яновская Ю. 5 шагов к достойной работе. Санкт-Петербург: Питер, 2003. С. 144.
- материалы по проектной деятельности и другое.
3 Раздел «Достижения». Содержит достижения обучающегося, его опыт, подкрепленный примерами из учебной, научной, общественной, культурной и спортивной деятельности. К этому разделу можно отнести:
- аттестат об окончании образовательной организации;
- признание обучающегося победителем или призером международной, всероссийской или региональной олимпиады, конкурса, соревнований или иного мероприятия, на выявление учебных достижений;
- сведения об участии обучающегося в научно-практических конференциях;
- статьи в газетах и журналах;
- информация о систематическом участии обучающегося в общественно значимой деятельности социального, культурного характера;
- информация о различных видах творчества, участии в организации и проведении культурно-творческих мероприятий, получение наград, призов об активности деятельности в различных творческих объединениях;
- статьи и заметки в СМИ;
- информация об участии в организации или проведении спортивных мероприятий с учетом степени участия в мероприятиях (участник, призер, победитель);
- результаты промежуточных работ по различным дисциплинам;
- результаты курсовых работ и проектов;
- документы о прохождении практик, стажировок, тестирований;
- успеваемость за весь период обучения и другое.
4 Раздел «Самооценка и отзывы». Содержит оценку обучающегося как личности, собственных идеалов и ценностей, жизненных целях, прогнозирование будущего, личные и профессиональные планы, а также методах их достижения. В этот раздел можно включить:
- описание своего характера, сильных и слабых сторон, темперамент;
- отзывы руководителей, преподавателей и других сотрудников образовательной организации;
- описание жизненных ценностей, идеалов, которые разработчик портфолио больше всего уважает;
- жизненные планы – рассказ автора о своем предназначении, личностных, профессиональных, творческих целях, путей их реализации и сроках достижения;
- жизненное кредо автора.
5 Раздел «Итоги». Содержит выводы по итогам разработки и презентации портфолио. Может содержать следующую информацию:
- наиболее важные компетенции. Аспекты профессионального и жизненного опыта;
- тезисы, описывающие важнейшие черты личности;
- сопроводительные материалы к документам, которые содержат сведения о виде и содержании каждого документа, его значении в рамках разработанного портфолио;
- сопроводительные материалы к работам, в которых дается полное описание представленного продукта, а именно цели и задач, времени и места, алгоритма его разработки и т.д.;
- сопроводительные материалы к отзывам и результатам рефлексии, дающие сведения об их авторах, времени и месте, причинах и цели получения;
- план-отчет разработки портфолио, позволяющий обучающемуся системно представить плановые показатели создания портфолио.
Рассматривая содержание портфолио, необходимо отметить, что приведенная структура является лишь неким шаблоном, и, в силу универсальности предлагаемой модели портфолио обучающегося, состав оцениваемых достижений может быть расширен.
Также при использовании портфолио необходимо брать во внимание его наиболее существенные достоинства и недостатки. Выделим 3 основных достоинства портфолио как средства оценивания достижений обучающихся, а именно 1:
1. Позволяет непрерывно оценивать учебные достижения.
2. Интегрирует количественную и качественную оценку посредством анализа продуктов учебно-познавательной деятельности (включая самоанализ и самоконтроль).
3. Позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной и др.).
К недостаткам портфолио можно отнести следующие:
1. Требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки учебных достижений.
2. Имеет организационные трудности, которые связаны с хранением.
3. Требует большой систематической работы со стороны субъектов образовательного процесса.
Проблему оценивания портфолио решить достаточно сложно, она не имеет на сегодняшний день конкретного решения. Это связано со следующими факторами 2:
1. Существует проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов для оценки.
2. Распределение «веса» оценки между различных компонентов портфолио: какой элемент является более значим в общей оценке, а какой имеет меньший вес.
3. Возникает противоречие между направленностью портфолио на количественную и качественную экспертные оценки и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по формализации и стандартизации критериев
Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А. Портфолио студента вуза по психологопедагогическим дисциплинам: учебно-методическое пособие. Нижневартовск: НВГУ, 2016. С. 78.
Скорнякова А.Ю. Электронный образовательный портфолио в обучении многообразию дифференцируемости в анализе: учебно-методическое пособие. Пермь: Издво Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. С. 11. оценивания сформированных компетентностей обучающегося за годы обучения в университете.
Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важных этапов рассматриваемой технологии.
Она включает:
1. Разработку параметров и процедуры оценивания.
2. Всевозможные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и применению.
При разработке критериев для оценивания материалов, входящих в портфолио, рекомендуется придерживаться двух ведущих принципов (смотреть таблицу 1).
Таблица 1 — Принципы оценивания материалов портфолио 1. Обеспечение
- критерии и аспекты оценивания полноты оценивания вырабатываются на основе уже имеющихся
представлений о качестве портфолио, как продукта, и
личного творческого вклада участников в создание
портфолио, который необходим для полноты
оценивания;
- чем больше будет уникальность созданного
продукта, тем больше будет собственный вклад
участников в разработку критериев оценивания. 2. Совместная
- разработка системы оценивания (процедуры и деятельность критерии оценки), обязана строиться в процессе
общего обсуждения всех сторон образовательного
процесса, которые заинтересованы в успешных
результатах его использования.
Предметом оценки может быть как сам разработанный продукт (материалы, которые оформляются в печатном или электронном виде), так и результаты его использования.
Существуют следующие варианты оценки портфолио:
- оцениваются лишь только процесс разработки и характер работы над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только лишь обязательные части и рубрики портфолио;
- оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный результат созданного продукта по заранее подготовленным критериям;
- портфолио вообще не оценивается, субъект сам отбирает отдельные части для презентации продукта на итоговом занятии, что будет являться допуском к зачету или экзамену;
- оценивается не только само портфолио, но и качество его презентации.
Если посмотреть с точки зрения итоговой оценки портфолио, то можно рекомендовать следующие четыре уровня системы оценивания1:
Самый высокий уровень. Портфолио этого уровня характеризуются всесторонностью и комплексностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио указывает на то, что были приложены большие усилия и виден прогресс обучающегося. В содержании и оформлении портфолио этого уровня четко проявляются оригинальность и изобретательность.
Высокий уровень. Портфолио данного уровня демонстрирует также большие знания и умения обучающегося, но, в отличие от вышеупомянутого, некоторые элементы из необязательных критериев в нем могут отсутствовать, а также недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствие творческого элемента в оформлении.
Средний уровень. В таком портфолио основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить только об уровне сформированности знаний и умений. Отсутствие свидетельств, которые
Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка учебных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебное пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014.С. 44. демонстрируют уровень развития исследовательского, творческого мышления и пр.
Слабый уровень. Разработанное портфолио, по которому сложно сформировать общее представление о достижениях обучающегося. Обычно в нем представлены фрагментные сведения из различных категорий. Согласно этому, по такому портфолио практически невозможно определить весь прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, которые отражают общекультурные и профессиональные компетенции.
Преимуществами данной системы является ее простая трансформация в итоговый балл по традиционной системе оценивания. Исходя из этого, самый высокий уровень соответствует отметке «отлично», высокий уровень – отметке «хорошо», средний уровень – «удовлетворительно», слабый уровень – «неудовлетворительно».
Недостатком предлагаемой системы оценивания является ее субъективность в зависимости от собственных мнений экспертов о полноте и значимости предложенной информации в портфолио.
Таким образом, портфолио из «портфеля достижений» становится «папкой карьерного продвижения», которая представляет собой специально оформленный пакет документов, отражающих учебные, профессиональные и личностные достижения. В основание отбора материалов, входящих в портфолио кладутся четкие критерии их соответствия разделам, тематике, цели и задачам разработки портфолио.
Предметом оценочной процедуры становится сам процесс деятельности обучающегося, в котором главной целью остается обязательное достижение запланированного результата.
1.3. Подходы к классификации разновидностей портфолио
Отсутствие официально закрепленных требований к организации и осуществлению работы над портфолио на начальных этапах его внедрения в практику деятельности образовательных учреждений, и развертывание в этих условиях широкой экспериментальной работы, обусловили не только разность трактовок понятия «портфолио», но и появление большого многообразия его разновидностей.
Во многом по этой причине актуальным в настоящее время представляется выделение классификационных признаков, которые бы дали возможность представить всю их совокупность в систематизированном виде. Следует признать, что наиболее часто цитируемой в отечественной педагогической литературе является классификация разновидностей портфолио по содержанию и цели использования включаемых в него материалов1.
Однако, несмотря на ее существование, вопрос определения содержания портфолио (перечня входящих в него материалов), а также принципа его организации (способа выстраивания данных материалов в определенном порядке), являясь одним из наиболее часто обсуждаемых исследователями, до сих пор не получил однозначного ответа.
Существующая в настоящее время в зарубежной литературе классификация разновидностей портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов, предполагает выделение таких типов, как:
1. Портфолио документов или «рабочий» портфолио.
Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, которые показывают: каких успехов добился обучающийся в процессе обучения с момента; когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому, в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
2. Портфолио процесса.
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и
Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Общее образование — содержание и стандарты. 2004. №7. С. 217. навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
3. Показательный портфолио.
Позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным образовательным дисциплинам. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения обучающимся и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями, обосновывающими выбор представленных работ.
4. Оценочное портфолио.
Содержит в себе материалы оценочного и рефлексивного характера, результаты прохождения диагностических и контрольно-измерительных мероприятий. Отражает всестороннюю оценку результатов учебнопрофессиональной деятельности обучающегося, определение его рейтинга и учебного статуса.
В работах некоторых отечественных авторов данный перечень дополняется следующим1:
5. Портфолио — коллектор.
Включает в себя учебные материалы, авторство которых не принадлежит обучающемуся. Используется для накопления всех используемых в работе материалов.
Савина Н.М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. №4. С. 4.