Остаются нерешенными вопросы о роли регулирования экономического развития регионов, увеличения или уменьшения его масштабов, создания условий, которые позволят получить стимулы для ускоренного роста экономического развития территорий. Какая роль местного самоуправления в регулировании муниципального образования и какое оптимальное разграничение функций государственного регулирования между субъектами управления?
Однако применительно к современным условиям экономики проблемы государственного регулирования экономики, как системы в целом, так и отдельных частей, особенно муниципальных образований, изучены недостаточно. Возникает проблема, как с помощью механизма государственного и местного регулирования могут быть достигнуты условия для экономического роста территории.
Вопросы, касающиеся оценки эффективности социально-экономического развития муниципальных образований и эффективности регулирования такого развития государственными и муниципальными властями, не получили достаточной проработки. Принципы разграничения полномочий в управлении территориальным развитием, характерные для современных условий в России, четко не определены.
В процессе реформирования экономических отношений субъектов: государство — муниципальный орган возникает проблема определения концептуальных подходов к государственному регулированию таких отношений, а также определения понятия муниципального образования в структуре хозяйствующих субъектов. Под муниципальным образованием понимается определённая территория, обладающая особыми признаками и осуществляющая в определённых границах присвоение, распоряжение, пользование ограниченными ресурсами территории, с целью удовлетворения потребностей в общественных и коллективных благах по поручению граждан территории, делегировавших властные полномочия.
В экономических науках существуют разные подходы к роли государственного регулирования с разной интенсивностью воздействия на социально-экономические процессы. Например, либеральная модель минимального государства предполагает, что рынок является идеальной моноструктурной моделью для формирования индивидуального и социального благополучия. Роль государства должна быть ограничена экономической политикой невмешательства и созданием правовой основы для их функционирования.
Стратегическое планирование развития муниципального образования
... экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо сформировать эффективную систему планового регулирования развития территории, в основе которой лежит муниципальное планирование. В муниципальных ... Целью данной работы является оценка эффективности системы территориального планирования регионального развития на уровне муниципального образования. Для достижения ...
Неоклассические теоретики благосостояния полагают, что посредством осторожного использования денежно-кредитной и фискальной политики правительства могут влиять на экономический рост, безработицу и инфляцию.
Неокейнсианская модель государства всеобщего благосостояния — символ максимального вмешательства государства в основные рыночные механизмы». Функции государства распространяются на ответственность общества за благополучие граждан путем предоставления оптимального размера льгот, удовлетворяющих потребности основных категорий населения.
В модели социального рыночного хозяйства государство совмещает выполнение функций «ордолиберального государства» по поддержанию конкурентных условий для раскрытия социальных преимуществ рынка с функциями «неоклассического» государства по устранению «провалов рынка» и с активной социальной политикой «неокейнсианского государства благосостояния».
Характеристики трансформации, опыт развития российской экономики за последние 10 лет показывают непоследовательность использования любого из них, будь то неоклассическая теория с ее представлениями о роли государства в регулировании общественного благосостояния или либеральная и неолиберальные модели.
Государственное регулирование экономических процессов трансформации взаимоотношений субъектов на территориях требует усилий взаимосвязи и взаимодействия с местными администрациями и муниципальными образованиями.
Под местным самоуправлением понимаем совокупность экономических и институциональных форм, социальных отношений, возникающих между субъектами определенной территории по поводу ведения общего хозяйства по использованию ограниченных ресурсов с учетом экономических интересов субъектов территории и государства, делегировавших определенные властные полномочия по регулированию ресурсов с позиции экономического роста, повышения качества жизни.
Зарождение местного самоуправления как института власти приходится на XIII—XIV вв. и связано с развитием городов и формированием их собственной финансовой базы.
Как концепция местное самоуправление отражает иное социальное явление, которое возникает в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других характеристик. Суть местной автономии в том, что она призвана решать проблемы населения, объединенного общими условиями жизни.
Сферой регулирования на местном уровне охватываются отношения по реализации органами местного самоуправления, во-первых, «собственных» полномочий, т. е. тех, которые им необходимы для самостоятельного решения вопросов местной жизни, и, во-вторых, — отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, либо делегированных органами государственной власти.
Саморегуляция выступает как совокупность действий, направленных на ее самосохранение и развитие. Чем сложнее и динамичнее процессы, тем большую степень свободы они должны иметь для своевременного реагирования и адаптации к текущим изменениям при сохранении стабильности. Наиболее эффективное решение этой проблемы — расширение самоокупаемости. Для социальных подсистем это означает ослабление диктатуры «сверху», развитие местного самоуправления с одновременной демократизацией государственного управления.
«Экономическое регулирование процедуры заключения и исполнения государственных и
... сфере государственных заказов. Экономическое регулирование российского государства институтом госзакупок в целом претерпевало изменения и дополнения, утратило силу и издало нормативно-правовые акты, регулирующие этот сектор государственной деятельности. Таким образом, анализ экономического регулирования предложения о государственных закупках ...
Местное самоуправление определяется российским законодательством как процесс и как результат реализации конституционного права жителей населенных пунктов избирать местные органы власти для решения законодательно установленных «вопросов местного значения» и непосредственно принимать участие в их решении.
Все, связанное с местным самоуправлением или местной властью, не встроено в систему государственного управления; местная и государственная власти в пределах «вопросов местного значения» независимы друг от друга.
Государственное регулирование социально-экономического развития означает целенаправленное воздействие на природные и социальные процессы для обеспечения желаемых изменений состояния экономики и социальной сферы.
В зависимости от функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления государственного управления социально-экономическим развитием. Первый направлен на процессы, связанные с фазами экономического цикла или реализацией экономических реформ и их социальными последствиями. В этом направлении государство воздействует посредством осуществления мер антикризисного регулирования — предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся. Второе направление — государственное управление общеэкономическими процессами, обусловленными необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестиции в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. В третьем направлении государственное управление охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Функции государственного управления экономическими и социальными процессами определяются исходя из того, что, отражая динамику состояния экономики, они одновременно играют роль не только объектов управленческих воздействий, но и средств управления их реализация.
Конечной целью социально-экономического регулирования на местном уровне является улучшение качества жизни населения, составляющего местное сообщество. Структурирование компонентов регулирования в области социальной политики позволяет выделить следующие элементы: улучшение качества жизни (уровень, продолжительность, образование), управление социальным развитием, регулирование процессов социальной дифференциации.
На местном уровне важно в максимальной степени конкретизировать методы, способы, механизмы достижения параметров, заложенных в федеральной и региональной политике, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических и ресурсных характеристик.
Эффективность регулирования должна определяться вкладом федеральных и местных властей в изменение социально-экономических параметров.
Регулирование социально-трудовых отношений в организации ( по ...
... ряду параметров превосходит его. государственное регулирование социально трудовых отношений курсовая Сущность социально трудовых отношений Методические приемы аудита в социально-трудовой сфере. 3 Приложение 5 . Экономический анализ в трудовой сфере Экономический анализ – это особый вид экономических исследований эффективности производственно-хозяйственной ...
При осуществлении регулирования требуется соблюдение следующих принципов, реализация которых является одним из критериев оценки эффективности: целенаправленность, то есть, достижение государственных минимальных стандартов; комплексность, приоритетные направления рассматриваются в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов его развития; системность, то есть, определение перспективных функций муниципального образования должно осуществляться с учетом взаимосвязей его развития с субъектом РФ, на территории которого оно достигается, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом; адаптивность, которая предполагает, что выбор должен осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обуславливать корректировку выбора; последняя должна осуществляться с минимальными экономическими и социальными издержками; принцип экономической эффективности (цель достигается с минимальными издержками); соблюдение баланса интересов; легитимность.