«Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных классов»

Эссе

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В.

Чем проект отличается от исследовательской работы? Попробую ответить на поставленный вопрос. Многие считают, что принципиальной разницы между ними нет. Действительно, и в проекте , и в исследовательской работе тема и поставленная проблема должны быть актуальными для ребёнка, т.е. не слишком сложными и многозадачными, не требующими длительного времени выполнения. И проект, и исследовательская работа должна быть обеспечены необходимыми материалами, оборудованием и системами. В основе обоих видов деятельности лежат одни и те же задачи : развитие познавательных умений , способности критически мыслить, овладение универсальными способами деятельности, навыками коллективного труда, а также специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормами и эталонами социальной жизнедеятельности ( воспитанность).

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают : наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения; практическую значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика.

Однако, всё же стоит разобраться в различии проектной от исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по соответствующей научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательных умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, процесс поиска неизвестного, «бескорыстный поиск истины».. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прот. Оно позволяет не сколько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательнулю. Приобретённые учебные навыки в начальной школе ребёнок смогут использовать в дальнейшем обучении: более эффективно решать учебные задачи, самостоятельно овладевать определенными знаниями.

29 стр., 14365 слов

«Проектная деятельность в начальных классах»

... активности младших школьников; способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии; способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение ...

Проектирование — решение определенной , ясно осознаваемой задачи. Проект — это замысел переустройства того или иного участка согласно определамриныв. В переводе с латинского «проект » означает «брошенный вперед». Проектный метод предполагает процесс разработки и создания объекта, прообраза, прототипа. Проект — замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Проект, в отличие от исследования, в большей степени творчество.

Иногда проект является оформлением результатов исследования.

Приведу пример из моего опыта работы. На уроке литературного чтения (программа «Начальная школа XXI век» ) во втором классе учащимся была предложена исследовательская работа — найти как можно больше пословиц , поговорок, народных сказок о пользе учения. Дети разделились на три команды и в течение двух недель занимались исследовательской деятельсос. На классном часе была проведена викторина по результатам исследования. Затем, весь материал был оформлен в виде книжки — самоделки, где второклассники представили не только произведения устного народного творчества о необходимости учения, но и собственные рисунки к ним. Таким образом, получилась проектная работа по результатам исследования. Причём все три книжки- самоделки, несмотря на повторяющиеся пословицы, поговорки и народные сказки, получились разными.

В данном случае проектная и исследовательская работа выступили в совокупности, что несомнененотостотокикитостокитостототототототототототототототост .

Выполняя работу в группе, сильные и слабые ученики получили возможность проявить себя: у кого- то получилось подобрать больше материала по заданной теме, кто-то выразительнее прочитал сказку, кто-то из ребят красивее нарисовал иллюстрацию к тексту или предложил оригинальную идею .Эта работа, несомненно, повысила у ребят уверенность в себе, в свои силы, что, в свою очередь, повлияла на учебную мотивацию и обеспечила успешнее учиться в дальнейшей. В процессе создания книжки — самоделки ребята учились слушать и слышать друг друга, задавать вопросы, соглашаться с другими или отстаивать свою точку зрения, искать оптимальное решение.

Учителю необходимо было не только выполнять роль эксперта, но и выступать в роли эксперта — советы давать, не настаивая на обязательном следовании им».Помощь взрослого нужна была ещё и тогда, когда обсуждение становилось слишком бурным, рискуй фрним. Второклассники учились толерантности, умению вести себя корректно по отношению к оппоненту.

формировать навыки научно-исследовательской деятельности необходимо в течение всего времени обучения в начальной школе, начиная с 1 класса. Сначала это будут совсем несложные, однопредметные , личные проекты и исследования, небольшие по длительности ( один урок в 1 классе, одна — две недели во 2 классе), постепенно переходя к групповым , общеклассным долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц ( 3 класс) или четверть ( 4 класс) с обязательным структуированием содержательной части проекта или исследования и указанием поэтапных результатов, оформлением конечных результатов, презентацией полученного продукта, обсуждением и выводами.

2 стр., 952 слов

Как выявить цель и задачи исследования дипломной работы. Примеры

... работы. Примеры задач дипломной работы Дипломная работа по экологии: « о зарождении жизни». Задачи : Изучить , касающуюся темы исследования. Рассмотреть все усилие в науке гипотезы о зарождении жизни на ... в период их профессиональной деятельности. Дипломная работа по психологии: Изучение профессиональной ... а в создании новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, ...

Выполнение исследовательской и проектной работы — это «репетиция» будущей взрослой жизни набенек уч. Если они сумеют справиться с работой над учебным проектом, то ребята будут более приспособленными, став взрослыми: смогут планировать собственную деятельность, ориентироваться в потоках информации, работать совместно с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям .Значит, задачи, ставит ФГОС перед школой, будут успешно решены, и наши ученики смогут добиться успеха целеустремлёнными, ответственными, уверенными в завтрашнем дне людьми и востребованными специалистами.