Эссе: «Развитие познавательной деятельности дошкольника».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных
возможностей и способностей. Не секрет, что во многих дошкольных образовательных учреждениях образовательный процесс предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов, приобретение знаний и умений. При этом образовательные программы, как правило, не учитывают темпы развития детей, индивидуальные особенности, интересы. В конечном итоге результатом этого «единого стандарта» стало несоответствие планового и фактического уровня знаний и умений дошкольников. Дети с низким уровнем развития не смогли освоить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои навыки.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью государства в вопросах воспитания и развития дошкольников. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной
образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать
вопросы познавательного развития дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников — очень интересный и непрерывный процесс. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляет, что-то игнорирует и просто от чего-то избавляется.
Стратегическое управление инновационным развитием территории
... основе определения преимущества, обусловливающие развитие инновационных процессов доказать необходимость управления инновационными процессами на региональном уровне; дать определение стратегии инновационного развития территории; предложить механизм реализации стратегии инновационного развития территории. Методология. В процессе исследования были использованы системный ...
Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, развиваются навыки и умения, благодаря которым развивается сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
— намечать план действий;
— отбирать способы решения поставленной задачи;
— добиваться результата и анализировать его.
В основе познавательной деятельности всегда есть проблема, поэтому ее цель связана с решением возникших трудностей.
Причина познавательной активности в дошкольном учреждении связана с потребностями других видов деятельности, значимых для ребенка, в основном, игры.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес — направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основным принципом организации познавательной деятельности дошкольников является принцип осознанности и активности в процессе познания.
Основная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и умения активно мыслить, преодолевать трудности при решении различных умственных задач.
Проблемные ситуации и игровые задания — эффективный метод организации познавательных уроков.
Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Проблемная игровая ситуация — это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового решения, соответствующего условиям игры. Для решения проблемы необходимы действия по исследованию всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Одной из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и дидактические сюжетные игры.
Особенности игровой деятельности детей дошкольников с ЗПР
... определяется рядом психофизиологических и личностных характеристик ребенка. Игровая деятельность ребенка с ЗПР может отличаться ... игровая деятельность является основным приемом, который используется на занятиях с детьми с ЗПР. Это занятие помогает повысить познавательную активность детей ... ребенком и используется им постоянно. Игра дошкольников с БП характеризуется содержательным построением, игровое ...
Самостоятельная познавательная деятельность детей очень важна, в процессе которой творческая деятельность детей перерастает в познавательную и игровую деятельность, свободное экспериментирование с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Причиной может быть как интерес, так и желание кому-то помочь, а также желание получить похвалу и потребность удовлетворить какие-то другие ваши потребности. В любом случае внутренняя мотивация вызывает прирост физических сил, всплеск эмоций, активацию мысли. Таким образом, мы делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет сильную мотивацию, он эмоционально насыщен и психологически комфортен. Свободная деятельность имеет первостепенное значение для развития независимости, независимости и развития творческих способностей и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем больше ребенок осознавал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в его время возникает потребность во взаимодействии с окружающими. Взрослые же должны помнить и принимать тот факт, что в период собственной деятельности дошкольники крайне негативно относятся к любому вмешательству взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется методика проектов, как вариант интеграции различных видов деятельности дошкольников. Благодаря которому:
— у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;
— развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;
— проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;
— совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;
— формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;
— развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;
— обнаруживается готовность к решению проблемных задач;
— проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Этапы творческой деятельности ребенка
... наука способствует развитию творческого потенциала человека. Творчество Творчество - это деятельность, порождающая что-то качественно новое, чего раньше не было. Творчество - это создание чего-то нового, ... то необходимо понять ее постановку, постановку и осознать как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если необходимо задать вопрос, сформулировать задачу, ...
Каждый вариант организации познавательной деятельности дошкольников может быть разработан педагогом самостоятельно и наполнен конкретным содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.
У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление — это не цель, а непроизвольный продукт деятельности ребенка: он повторяет действие, которое его привлекает или требует от него повторения интересующей его истории, не для того, чтобы вспомнить ее, а потому, что она его интересует, и, следовательно, он помнит. Запоминание строится прежде всего на основе игры как основного вида деятельности.
Совершенствуя познавательную деятельность с раннего возраста, вы заложите основу для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предлагать новые идеи и эффективно воплощать их в жизнь.