Успех, успешность, успешная школа – что это такое

Эссе

Современная образовательная среда, находящаяся в состоянии реформирования, предполагает внесение изменений во все структуры педагогического пространства. Достижение положительного результата — успех зависит от того, насколько систематической, масштабной, инновационной и стратегической является работа, проводимая в образовательном учреждении.

Целью образовательного учреждения является создание среды, способствующей всестороннему развитию личности, уважающей историю Отечества, ценности человеческой жизни, семьи, общества, государства, человечества; проявляющей социальную активность, готовность к диалогу, строящей взаимодействие на основе конструктивного сотрудничества. Среди задач образовательного учреждения можно выделить такие, как обеспечение уровня обучения в соответствии с требованием ФГОС, организация дополнительного образования, внеклассной работы, учебно-исследовательской и проектной деятельности, участия в конкурсах муниципального, областного, всероссийского, международного уровней.

Школа должна

создать условия для развития творческого креативного мышления; для удовлетворения своих духовных и интеллектуальных потребностей.

Сегодня решить поставленные задачи можно только за счет внедрения инноваций. От выбора правильной инновационной стратегии зависит успех образовательной организации. Инновации рождаются в ответ на вызов времени, являясь результатом передового педагогического опыта или научных исследований и с целью внести свой вклад в решение возникающих и неотложных проблем общества.

Педагогические инновации — это образовательные или образовательные системы, педагогические технологии, средства развития личности студента, технологии управления образовательным учреждением. Чтобы быть эффективным, необходимо создать не только теоретические основы инноваций, но и организационные структуры. Однако главным действующим лицом, вводящим новшества, является учитель.

Как отмечалось выше, современная образовательная среда — это динамичное и постоянно меняющееся пространство, которое предполагает качественные изменения подходов к обучению. Успех реформы системы образования во многом зависит от профессионального уровня учителей, осуществляющих этот процесс. Профессионализм учителя — первая составляющая успеха учебного заведения. Профессиональные компетенции должны формироваться и развиваться не в замкнутом пространстве, а во взаимодействии и взаимопроникновении различных элементов, структур и практик. Какой же он – учитель-профессионал сегодня?

20 стр., 9715 слов

Современные технологии обучения истории в общеобразовательной ...

... исследования — педагогические технологии. Объект исследования - современные технологии преподавания истории в ... личности настолько индивидуально и потому зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить формализованное описание конкретных педагогических технологий, ... Народное образование», «Советская педагогика», «Педагогика»; Глоссарий терминов по технологии образования, учебные ...

Педагогическое мастерство — это отнюдь не статичная система, а, напротив, довольно подвижная. Ведь именно в нём (в мастерстве) отражаются и объективные условия существования личности в обществе, и субъективные особенности этой личности. К сожалению, нет точных рецептов достижения педагогического мастерства, его нельзя сводить только к системе индивидуальных приемов, потому что в этой структуре всегда значительно больше личных факторов, чем технологических. Однако учитель может овладеть навыком, но при условии, что он сознательно накопил определенную базу так называемых «компонентов успеха».

Прежде всего, это профессиональная компетентность, высокая специально-практическая подготовленность, накопленный опыт педагогической деятельности, т. е. всё то, что принято называть знанием предмета.

Не менее важным компонентом является педагогическое творчество, рассматриваемое в самом широком его значении: воображение, нестандартность и гибкость мышления, потребность в поиске и анализе новой информации, постоянное стремление к самообновлению и совершенствованию, умение продуктивно выбирать и комбинировать формы, средства и методы.

Ещё одно обязательное условие становления педагогического мастерства – педагогическая техника, т.е. форма организации поведения учителя. он многогранен, объемен и включает в себя технику и выражение речи, четкость и связность мысли, убедительность, выразительность мимики и жестов, умение сотрудничать с каждым учеником и коллективом класса.

Неоспоримым компонентом наполнения базы являются качества личности учителя: деловые (добросовестность, точность, ответственность, трудолюбие, энергичность), рефлексивные (самокритичность, способность осознавать свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие), коммуникативные (внимательность, честность, надежность, обаятельность, сдержанность, обязательность).

Мы рассматриваем гуманность в сочетании с разумной точностью, взаимопониманием, тактом, справедливостью, умением сопереживать и обладать силой притяжения как особо ценные качества человека в этой профессии.

И наконец, у учителя должен быть свой корпоративный педагогический стиль, который, в первую очередь, выгодно отличает его от других учителей, а также поддерживает и укрепляет авторитет учителя. В стиле преподавания находят отражение педагогическая направленность и убежденность, умение адекватно и умело воспринимать, оценивать, корректировать свою и чужую деятельность, педагогически направленное общение и поведение, живой интерес к внутреннему миру учеников, умение слышать других и ненавязчиво транслировать свою житейскую мудрость.

Современный мир, частью которого мы все являемся, интересен, часто непредсказуем и очень динамичен. Изменения, происходящие вокруг нас, настолько быстры, что иногда требуют немедленной реакции с нашей стороны и реорганизации нашего бизнеса. А что же в таких условиях происходит с педагогическим мастерством? Способен ли учитель вовремя и правильно сориентироваться в предлагаемых условиях? Не будет ли подвергнут жёсткой критике, например, профессиональный стандарт педагога? Представляется, что правильная и адекватная реакция на изменения в обществе, способность точно выполнить социальный заказ, предъявляемый образованию – это современные составляющие педагогического мастерства. Современный учитель работает по новому. Методическая служба школы может помочь в организации работы на инновационном уровне. В МБОУ СОШ с. Хрущевка, помимо традиционных направлений работы (методические советы, работа кафедр), выделяются и современные – выпуск методических сборников, буклетов, проведение методических практикумов, мастер-классов, тренингов. Главный вопрос для педагогического сообщества — это вопрос о том, как эффективно выстроить свою работу в современных условиях, когда стали другими не только социальные отношения и субъекты образовательного процесса.

14 стр., 6824 слов

Основы профориентационной работы в школе

... профориентации Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм (рис.1). Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе. Профессиональное ...

применения современных педагогических технологий.

использования ИКТ

Одна из составляющих успеха школы — организация учебно-исследовательской деятельности студентов. Данное направление деятельности современной школы (работа с одаренными детьми) – одно из самых перспективных на современном этапе развития общества.

Учебно-исследовательская деятельность формирует у студентов способность мыслить и действовать самостоятельно, инициативно и творчески, ставить цели, определять задачи, находить приемлемые способы действия, проводить самоанализ. Вовлечение всех участников образовательного процесса в активную исследовательскую деятельность — острая потребность времени, актуальная для студентов, преподавателей, учебных заведений. В МБОУ СОШ с. Хрущевка действует научное общество обучающихся «Открытие».

Содержание и формы работы научного общества:

-разработка исследовательских и проектных работ; участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней; проведение школьной научно-практической конференции, участие в областных научно-практических конференциях;выступления с докладами, сообщениями по темам проектов, организация обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;разработка и реализация индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и дальнейшего развития наиболее способных обучающихся (индивидуальные образовательные маршруты в предметных областях), обобщение опыта в СМИ, организация издательской печати – газеты НОО, сборника работ обучающихся МБОУ СОШ с. Хрущевка.

В октябре 2015 г. была проведена школьная научно-практическая конференция, в феврале 2016 г. 1 Муниципальная научно-практическая конференция «Открываем горизонты». На конференцию было представлено 53 работы по направлениям: начальная школа (15 работ), филология (5 работ), биология, экология, химия (8 работ), история, краеведение (7 работ), технология (8 работ), иностранные языки (5 работ), математика, физика (5 работ).

4 стр., 1868 слов

Курсовая работа организация внеурочной деятельности

... исследования: внеурочная деятельность в начальной школе. Объект исследования: благоприятные условия для формирования внеклассных занятий по технологиям в школе. Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография. 1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности в ...

Лидером по количеству представленных работ стала школа с. Хрущевка -37 работ из 53. Также в этом году обучающиеся школы впервые приняли участие в Муниципальной научно-практической конференции «Путь к успеху», областной научно-практической конференции «К вершинам знаний!», авторы 8 работ стали лауреатами, авторы 2 работ награждены Дипломами победителей 3 степени

Наше ОУ сотрудничает с ЦДО «Стратегия», «Перспектива» (Липецкий район).

Сотрудничество выражается в том, что студенты участвуют в ОЗШ ЦЛО «Стратегия» по таким предметам, как математика, русский язык, биология, информатика, физика. Учащиеся нашей школы принимают участие в деятельности центра: публичные лекции преподавателей основных вузов города, интеллектуальные историко-краеведческие командные игры. Учителя школы также посещают занятия в центрах, которые раскрывают особенности и направления организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по предметным областям. Желание развиваться и сотрудничать с различными учреждениями — одна из важных составляющих успеха учебного заведения.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что эффективным делает учебно-воспитательный процесс слаженная работа всего коллектива, наличие общей духовной основы, нравственных принципов служения благому делу и осознание весомости вклада в дело просвещения.