Менеджмент в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры

Контрольная работа

Контрольная работа по предмету «Экономика и менеджмент»

Выполнила студентка группы 4 Б Колесникова Надежда Анатольевна

Самарское училище культуры

Заочное отделение

Самара 2005

Сущность менеджмента

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающая бесперебойное функционирование самых разнообразных социальных институтов — организаций, предназначенных для осуществления той или иной социально значимой деятельности.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социокультурной сферой мы понимаем совокупность производств, предприятиями которых производятся товары и услуги, необходимые для удовлетворения социокультурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Социальный и культурный менеджмент представляет для нас особый интерес.

Прежде всего потому, что его технологическое наполнение раскрывает все богатство менеджмента в целом — как уже говорилось, в сфере культуры работает множество компаний.

Во-вторых, перспективы этого рассмотрения важны для понимания возможностей сотрудничества со сферой культуры в других сферах предпринимательской деятельности. Основная особенность менеджмента в социокультурной сфере заключается в том, что деньги в этом секторе в основном зарабатываются не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорство, меценатство, благотворительность.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство: возрастающие требования к управленческой компетентности специалистов и работников социальной и культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

10 стр., 4819 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

... г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. 1.Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере 1.1 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность ...

Причем эта же специфика вовсе не в «стволе» управления, а, наоборот, в его обширном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы воедино» — предполагают и дополняют друг друга, они немыслимы друг без друга. Эта «судьба» сотрудничества имеет глубокое политологическое значение, чрезвычайно важное для развития и трансформации общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути, является способом реализации гражданского общества — не путем его декларирования, а путем создания самой его ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и созрели развитые формы сотрудничества между деловым миром и культурной сферой, способно к саморазвитию и саморегулированию социально-экономических и социокультурных процессов — насколько это возможно, независимо от государства.

Обычно специфика управления в сфере культуры связана со спецификой «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями).

Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).

Однако культурные услуги теперь можно и нужно понимать не только как услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделить средства и поддержать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в мире развлечений, который, по-видимому, очень коммерциализирован в культурном секторе, доходы от билетов обычно составляют около 15% от бюджета тура. Остальное – средства спонсоров. А сам тур часто является лишь частью шумихи вокруг новой записи или альбома.

8 стр., 3517 слов

О выборе профессии. Будущая профессия. Проблема выбора профессии. ...

... 17 лет. Уже с детства я понимала, что работа. Эссе социального педагога. Профессия педагог. Мой выбор Я – . Не могу сказать, ... плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может ... обстоятельствах и смотреть в будущее с оптимизмом. Мотивация при выборе профессии воспитателя,. Эссе. «Мой выбор – профессия воспитатель» «Мир ...

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.

Также некоммерческая деятельность носит более общий характер, она может включать в себя коммерческую деятельность как ее часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он кажется многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих областях. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом).

Поэтому типичными потребителями услуг в социальной и культурной сфере являются дети, подростки и ветераны. Очевидно, с ними нужно работать, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Часто это не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в социокультурной сфере действуют как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Эти характеристики, несомненно, влияют на технологию управления в социокультурной сфере. Однако, несмотря на их важность, они не различают социальное и культурное управление от любого управления услугами. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.

Управление в социокультурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий для саморазвития социокультурной жизни — ни больше, ни меньше. И в этом истинное содержание сущности управления в социокультурной сфере.

Бизнес все больше интегрируется с другими сферами общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Спонсорство, благотворительность и патронаж стали более распространенными. Все это не только коренным образом изменило и обогатило содержание технологии управления, но и придало ей характер социально и культурно ориентированной деятельности.

8 стр., 3931 слов

Принципы и функции социально-культурной деятельности

... досуга. Базой исследования, Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время 1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности Понимание ... документации, как точности планирования и отчетности учреждений (государственных и негосударственных, но не частных), что дает стремление к развитию и углублению социально-культурологического ...

важно, что все эти особенности проявляются на фоне стремительного развития современных информационных технологий, компьютеризации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы современная реклама, связи с общественностью и другие бизнес-технологии. Эти технологии интенсивно проникают в социокультурную сферу, открывая для нее совершенно новые горизонты развития.

Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять уникальное место в глобальной рыночной сети отношений. А это возможно только в том случае, если вы привлечете внимание к своему делу, любыми способами добьетесь известности.

В связи с этим современный бизнес, а также политика все больше объединяются в своих технологиях с развлечениями и социальной и культурной деятельностью в целом. По своему технологическому содержанию современный менеджмент окончательно приобрел характеристики и формы технологии социокультурной деятельности.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются естественным выражением действия внутренних тенденций в развитии самого менеджмента, значительно приближают его к сфере культуры и социокультурной сфере в целом.

Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К потребностям культурного и гуманитарного характера добавляются традиционные потребности в знаниях технологий, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.

Растущее гуманитарное содержание современного менеджмента проявляется практически во всех векторах управленческой практики.

Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (tohave, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (tobe, sein).

Современная фирма во все большей степени предстает как культура – в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная культура и корпоративный дух быстро превратились из метафор в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.

18 стр., 8929 слов

Изучение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия

... отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые напрямую влияют на финансовые результаты работы. Целью данной курсовой работы является: изучение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия, овладение методами и приемами анализа финансовых результатов организации; определение финансовых результатов предприятия на основе отчетности и ...

Бухгалтерский учет и отчетность являются частью механизма управления информацией, связанного с характеристиками реальных результатов фирмы. Бухгалтерский учет — это характеристика результатов деятельности учреждения в утвержденной системе показателей.

Правильно организованный бухгалтерский учет и отчетность играют жизненно важную роль в технологии управления. Фиксируя результаты деятельности за определенный период, данные бухгалтерского учета и отчетности создают базу данных как для контроля, так и для последующего планирования и принятия других решений. Без опоры на эти данные невозможно эффективно организовать заработную плату, наладить систему мотивации. Без достоверных данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно разработать нормы и стандарты, создать нормативную базу. Сведенные в региональном и общегосударственном масштабе данные учета и отчетности создают основу для выработки культурной политики, принятию решений по бюджету, для научно-теоретического анализа, выявления тенденций и закономерностей, действующих в социально-культурной сфере, ее отраслях, экономике и обществе в целом.

Из определения бухгалтерского учета и отчетности ясно, что центральную роль в их организации играет выбор системы конкретных показателей и принятие конкретного решения об их утверждении в качестве показателей бухгалтерского учета и отчетности. В этом последние отличаются от показателей, которые появляются в анализе: там аналитик волен применять те показатели, которые больше соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о стабильной системе характеристик.

Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:

  • показатели учета и отчетности должны соответствовать планируемым показателям, иначе утрачивается единство информационного механизма менеджмента;
  • система учета должна быть простой и ясной, по возможности исключать показатели, требующие расчет (это функция анализа), и использовать простые натуральные и стоимостные показатели;
  • учет должен быть оперативен и своевременен – всякие «рисования» учета задним числом создают почву для злоупотреблений;
  • учет должен быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны деятельности фирмы;
  • данные учета и отчетности должны быть достоверными – как показывает практика, наиболее сложное для социально-культурной сферы требование.

В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью финансового контроля и настолько технологически специфичен, что формирует достаточно развитую независимую управленческую дисциплину, образующую самостоятельный учебный курс. Кроме того, бухгалтерскому учету посвящен чрезвычайно широкий спектр специальной литературы и материалов. Поэтому в данной работе рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды учета (отчасти, включая и творческий отчет), так или иначе, но во все большей степени опираются на использование современных компьютерных технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскому учету, статистике, текущему учету с соответствующим программным обеспечением.

5 стр., 2119 слов

Физическая культура и профессиональная деятельность

... рабочего в течение его жизни, требуют большего физического совершенства, которое должно быть достигнуто с помощью физического воспитания. С физкультурой – по жизни физическая культура профессиональная деятельность Значение физической культуры и ... руководителям этих предприятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на “больничном ...

Речь идет об учете текущей (каждодневной) деятельности учреждения культуры. В силу этого его также называют оперативным (в отличие от других – так или иначе, но эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является основой, на которой строятся все остальные виды учета и отчетности — отсюда и его дополнительное название — первичное.

С определенной долей условности можно выделить два типа текущего учета: количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.).

Типичным текущим бухгалтерским документом в сфере культуры является запись текущей работы. Обычно в нем записываются следующие элементы: серийный номер, дата, квалификация, время начала и окончания, количество посетителей, подпись менеджера, примечания. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы суммируются с заполнением специальных таблиц. Страницы этого журнала пронумерованы, связаны друг с другом и должны быть опечатаны, поскольку журнал является документом финансовой дисциплины. Хотя его могут вести назначенные должностные лица, руководитель организации несет ответственность за точность, своевременность и полноту записей в журнале. Другие текущие бухгалтерские документы включают списки команд, журналы посещений клубов и команд, служебные записи и другие записи, в которых работа регистрируется в подразделениях и службах.

Что подтверждают записи в текущем рабочем дневнике? Не секрет, что в сфере культуры в связи с особенностями предоставляемых услуг есть возможности «оформить» бухгалтерский учет, а значит, и «ложную» отчетность. Планы, программы, приглашения, цитаты, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, купоны и квитанции — практически все материалы и документы, сопровождающие подготовку и проведение конкретных мероприятий, — могут быть использованы в качестве вспомогательных материалов. Следовательно, эти документы и материалы также могут быть отнесены к текущей бухгалтерской отчетности.

Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.

Примером документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в области культуры были предприняты попытки ввести паспорта учреждений культуры, в которых систематически фиксировались результаты и оценки их деятельности.

7 стр., 3162 слов

Курсовая работа хозяйственный учет

... курсовой работы - раскрыть сущность и роль бухгалтерского учета. Для достижения поставленной цели разработана система логически взаимосвязанных задач: Раскрыть сущность хозяйственного учета; Определить роль хозяйственного учета в системе управления организацией; Рассмотреть виды хозяйственного учета ...

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Статистический отчет состоит из составления определенной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по статистике (Госкомстата).

Содержание такой формы включает подробные инструкции по ее заполнению, поэтому подготовка статистического отчета обычно не представляет трудностей при условии, что текущий бухгалтерский учет хорошо налажен. В противном случае составление статистического отчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю).

Один экземпляр остается в архиве учреждения.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету подробную пояснительную записку о деятельности учреждения культуры (годовой информационный отчет).

Госкомстату такой отчет не требуется.

При всей своей уязвимости для критики существующих форм статистической отчетности они играют решающую роль, создавая базу данных информации о состоянии и функционировании культурной сферы в региональном масштабе и в масштабе страны в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно меняться – в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статистике» – ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.

В данном случае это конкретные мероприятия, на которых учреждения демонстрируют примеры достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).

Творческий отчет решает ряд задач:

  • демонстрация лучших образцов работы;
  • оценка итогов работы за определенный период;
  • реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;
  • вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с publicrelations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Практически во всех остальных сферах и отраслях менеджмент прибегает к демонстрациям продуктов, дням открытых дверей и другим рекламным акциям, которые являются характером творческих репортажей.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  • на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;
  • сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);

— – итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

4 стр., 1759 слов

Отчет по практике в больнице в отделе кадров

... информации на предприятии. Он изучил правовое пространство сотрудников отдела кадров. Хочу внести предложения по улучшению работы учреждения. В коллективный договор можно было бы добавить такие пункты ... с делопроизводством отдела кадров и посильное участие в ведении документации 4 Знакомство с основными проблемами деятельности 3 Подробный отчет о прохождении практики. Общество с ограниченной ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/menedjment-v-sfere-kulturyi/

Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.

Законодательство о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.

Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.

Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.

Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. – 223 с.

Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.

Шкута А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. – М.: Финпресс, 1998. – 220 с.

Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.