Задачи программы рабочего обучения дошкольников можно объединить в несколько групп.
В первую группу входят задачи воспитания у взрослых положительного отношения к труду, оказания им всемерной помощи, заинтересованности в результатах труда.
При этом у детей формируются представления о необходимости работать в жизни, об отношении взрослых к работе.
Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно
Третья группа заданий направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: трудовых навыков, ответственности, заботы, бережливости, готовности к работе.
В четвертую группу входят задачи по развитию навыков организации общей работы — умения заранее подготовить все необходимое, поставить инструменты на место.
Пятая группа включает задачи по формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно.
При этом следует учитывать, что все запланированные мероприятия выполняются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе выполняется одновременно.
1. Особенности труда дошкольников
Основная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения к работе. Ее можно успешно решить только с учетом особенностей данной деятельности применительно к игре, занятиям, с учетом возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо научить их ставить цели, находить способы их достижения и добиваться результата, соответствующего поставленной цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Поставленная перед ребенком цель педагогом должна быть рассчитана на возможность ее выполнения. Поэтому при формировании преднамеренной активности детей следует избегать работы сверх их сил.
Как выявить цель и задачи исследования дипломной работы. Примеры
... деятельности социального работника Дипломная работа по психологии: Изучение профессиональной направленности подростевеностковемневемневеменев. Цель: Предложить методы по улучшению взаимопонимания в семье между родителями и детьми-подростками-подростками. Задачи дипломной работы ... создании новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, доказательстве труднейшей теоремы, ...
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Необязательно идти по пути привлечения на работу только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо привлекать к работе тех детей, которые еще не умеют работать, необходимо научить их тому, что они еще делают не умею делать.
В формировании целенаправленной деятельности по развитию умения и желания работать большое значение имеют причины, определяющие трудовую активность детей, их стремление к достижению высокого результата труда.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его творческая деятельность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, преодоление некоторых трудностей в достижении ожидаемого результата.
Предварительное планирование работы часто выполняется учителем. При этом следует учитывать, что это не должно занимать больше времени, чем сам рабочий процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее удачно формируется в процессе работы. На уроках план чаще всего предлагает учитель, так как здесь основная задача — научить ребенка тому, что он еще не умеет делать.
Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо подать ему пример. важно приучить ребенка заранее думать о своих занятиях. Детям задают вопросы: «Подумайте, как вы это сделаете, с чего вы начнете? С каким инструментом вы будете работать в первую очередь? Сколько материала вам нужно?».
Детям следует дать возможность заранее продумать процесс деятельности.
Подведение итогов по окончании работы влияет на детей. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Прививая детям интерес к работе, очень важно помнить, что добиваться качественного результата от детей необходимо постепенно, в соответствии с развивающимися у них сильными сторонами и навыками.
2. Разновидность труда
Формирование необходимых навыков в жизни детей связано с деятельностью, во многом направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильное обучение детей процессу самообслуживания немыслимо, если педагоги не заинтересованы в результатах их работы.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам рабочий процесс навязывает здесь такую организационную форму, как долгосрочное ежедневное систематическое участие детей в выполнении ими своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.
Виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность Труд как вид ...
... совместной деятельности. Направленность труда на преобразование внешнего мира. Производство, использование и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию историко-социальных отношений между людьми. Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, ...
Хозяйственно — бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т.д.
3. Организация труда
3.1. Условия организации труда
Систематическое и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, выполнение задач трудового воспитания возможно при систематическом включении ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
Систематическое и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, выполнение задач трудового воспитания возможно при систематическом включении ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
3.2. Формы организации труда, Трудовые поручения
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные ); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.
Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:
1 группа — поручения, связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны вре
менной необходимостью.
2 группа- поручения, которые содержат несколько способов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения покормить животных, полить комнатные растения и т.д.
3 группа — поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.
Трудовое воспитание в семье
В семье созданы благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде,
Участие в работе по дому позволяет ребенку по-настоящему почувствовать свою причастность к семейным заботам, почувствовать себя частью семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: реактивности, заботливости, бережливости.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет понимание ребенком взрослого труда, формирует к нему интерес и уважение.
Заключение
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста
В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на ...
Знакомство дошкольников со взрослым трудом открывает возможности для расширения содержания детских игр, отражающих представления о разном творчестве взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок в конце дошкольного возраста хорошо справляется со своими очень простыми задачами, можно предположить, что он подготовлен к более сложным обязанностям, которые школа возложит на него.
Библиографический список:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/razvitie-trudovoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste/
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983
2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988
3. Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер.- М.,
1980
4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990
5. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2003
6. Труд и наблюдения в природе.- М.,1987
7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21