Переход к рыночной экономике, рост конкуренции выдвинули на первый план человеческий фактор как ключевой фактор успеха. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, – удовлетворение потребностей потребителей, потому что удовлетворение потребностей людей приведет к максимилизации получении прибыли предприятия, но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
- внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
— – внутренний потребитель – это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления «продукции», но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).
Цель моей работы
задач:
Рассмотреть управление поведением в организации;
- Дать понятие управление персоналом;
Выявить, каким образом можно, воздействовать на управление персоналом
Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
- Показать некоторые социологические и психологические методы управления;
- Проанализировать мотивационное поведение сотрудников коммерческого предприятия и разработать рекомендации по повышению мотивации персонала.
Актуальность работы
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Управление персоналом — это комплексное и целенаправленное воздействие на команды и отдельных сотрудников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческой, инициативной и конструктивной работы для достижения целей компании.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социально-психологических интересов как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом.
Роль социально – психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:
1) Повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;
Каковы роль и основные функции торгового персонала. Управление ...
... управления торговым персоналом на предприятиях уместно отметить, что на практике наблюдается интересная закономерность: в среднем 80% всей деятельности производителей товаров и услуг приходится, как правило, на 20% потребителей ... аппарат, ориентированный на потребности рынка, а не ... и подбирать маркетинговый инструментарий для реализации и программ; Искать результативные способы и методы продвижения и ...
2) Развитием демократических начал в управлении;
3) Если значительная часть коллектива является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов – методами социально-психологического воздействия.
Речь идет не об усилении одного метода ослаблением другого, а об усилении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с развитием систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, сложившиеся в коллективе.
Использование социально-психологических методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его роль в обучении отдельных работников.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности).
Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические методы, Цель социально-психологических методов управления
По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
- социологические методы;
- психологические методы ;
Это разделение довольно условно, поскольку в современном общественном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе людей разной психологии. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из высокоразвитой группы людей, требует знания как социологических, так и психологических методов.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления порождает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, пропаганда чувства солидарности и коллективизма среди товарищей наиболее активно проявляется в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег.
Японские социологи утверждают, что от настроения, желания работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда в 1,5 раза может увеличиваться или в несколько раз уменьшиться
Поэтому для того, чтобы воздействие на коллектив было максимально эффективным, необходимо не только знать морально-психологические особенности отдельных артистов, социально-психологические особенности отдельных групп и коллективов, но и осуществлять контроль. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. В их основе лежит использование моральных стимулов к работе, они воздействуют на личность с помощью психологических приемов, чтобы превратить управленческую задачу в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).
Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй
... второй главе «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» выявлены основные этапы развития ребенка в приемной семье, психологические и педагогические барьеры, рассмотрена роль социального педагога в формировании благополучной приемной семьи, возможные стратегии, приемы и методы работы с родителями и ...
СОЦИАЛЬНО-СПИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Основная цель использования данных методов — формирование в коллективе позитивного социально-психологического климата, благодаря которому во многом будут решены учебные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед командой цели могут быть достигнуты, используя один из важнейших критериев эффективности и качества работы: человеческий фактор. Умение учесть это обстоятельство позволит лидеру намеренно влиять на команду, создавать благоприятные условия работы и в конечном итоге формировать команду с общими целями и задачами.
Управление персоналом строится на информационной основе взаимодействия между людьми и группами. Информационные системы, основанные на законах, методах, методах и технических средствах информационных технологий, позволяют связать воедино все процессы функционирования персонала.
Управление осуществляется через взаимодействие людей и руководитель в своей деятельности должен учитывать законы динамики психологических процессов, межличностных отношений, группового поведения.
Социологические методы управления.
Методы социологических исследований представляют собой научный инструментарий для работы с персоналом, предоставляют необходимые данные для отбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют принимать разумные кадровые решения.
Цель социологических методов
1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:
- методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
- методы социального регулирования – для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;
- методы управления нормативным поведением – упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.
2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:
- внушение – непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
- методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;
— методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения задач, рентабельности и рентабельности, заработной плате и других показателях предприятия и человека.
Психологические методы управления.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, поскольку они нацелены на конкретную личность рабочего или сотрудника и, как правило, носят строго индивидуальный и индивидуальный характер. Их главная особенность — обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных бизнес-задач.
Принципы и методы управления персоналом на предприятии
... управления персоналом» рассмотрены методологические основы формирования системы управления персоналом в организациях, основные принципы управления персоналом, а также описаны методы управления персоналом в организации. Во второй главе курсовой работы «Анализ и оценка системы управления персоналом филиала в ОАО« СибирьТелеком »» рассматриваются основные подходы, методы и принципы управления ...
Цель психологических методов
Объект психологических методов на корпоративном уровне — индивид, субъект — лидер.
К психологическим методам относятся:
1. Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
2. Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
3. Методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
4. Методы отбора и профессионального обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.
Выбор методов во многом определяется компетенцией руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.
Психологическое планирование — новое направление в работе с персоналом для формирования эффективного психологического состояния бизнес-команды. Это проистекает из необходимости концепции всестороннего развития человеческой личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.
Психологическое планирование включает в себя постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических стандартов, методы планирования психологического климата и достижение конечных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива — одно из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции. В то же время социально-психологический климат — это показатель уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, который может быть реализован более полно. А это, в свою очередь, связано с перспективой увеличения социальных факторов в структуре производства, с улучшением как организации, так и условий труда. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Социально-психологические методы — наиболее тонкое средство воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в взвешенном и дифференцированном применении некоторых приемов по сравнению с предыдущими.
Примером социально-психологических методов управления является удовлетворенность и мотивация персонала. Чтобы удержать хороших сотрудников, вам нужно убедиться, что они счастливы и довольны, и попытаться стимулировать их выполнять свою работу лучше, что, в свою очередь, принесет пользу компании. Акцент на обучении и расширении участия руководства улучшает понимание роли своей работы. Эти факторы определяют высокую производительность, способность реагировать на инновации и, в конечном итоге, высокую конкурентоспособность на мировых рынках.
Стили и методы управления
... организации определяется как стиль руководства. Стиль руководства выражается в том, какие методы лидер побуждает команду проявлять инициативный и творческий подход к выполнению возложенных на него обязанностей, поскольку он следит за работой ... управления. Связь между возрастом и лидерскими качествами остается неопределенной. Пол руководителя. Социально экономический статус и образование Социально- ...
Социально-психологические методы лидерства требуют, чтобы коллектив возглавляли достаточно гибкие люди, умеющие использовать различные аспекты управления. Успех деятельности лидера в этом направлении зависит от того, насколько правильно он применяет различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном итоге сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/sotsialno-psihologicheskie-metodyi-rukovodstva/
Учебная литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/sotsialno-psihologicheskie-metodyi-rukovodstva/
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002.
2. Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. – М.: Генезис, 2005.
3. Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала. Методы менеджмента качества, 2001.
4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002.
6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростова н/Д.: из-во «Феникс», 1997.
7. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. — 5-е изд. — М.: Дело, 2003.
8. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов – 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
Интернет-ресурсы
9. http://upravlenie.fatal.ru/019.html
10.http://www.aup.ru/books/m83/13.htm
11.http://www.inventech.ru/lib/management/management-0043/ авторы статьи: Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc.
12.http://www.libsib.ru/menedzhment/metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta/sotsialno-psichologicheskie-metodi-upravleniya
Приложение № 1
Рис. 1. – Основные виды управления 1.
Руководитель должен иметь:
— широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;
-чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
-творческий подход и умение мотивировать себя и персонал;
Технология найма персонала, HR-менеджмент гостиничного предприятия ...
... Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. М.2002. 16.Магура М., Курбатова М. Современные персонал-технологии. – М, 2003 17.Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции. – М, 2003 18.Новопашин А.И. Менеджмент в условиях глобализации мировой экономики. – М.: Прогресс, 2006. 19.Основы управления персоналом: Учеб. ...
-желание и способность сотрудничать;
-понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;
-способность идти на риск;
-способность принимать решения;
— готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
____________________
1. http://www.aup.ru/books/m83/13.htm