Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй

Курсовая работа

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано гарантировать социальную защиту ребенка, лишенного семейного окружения, предлагая ему альтернативу в выборе вида семейной помощи. В разделе VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три основные формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья [24].

Изучением приемной семьи как формы устройства детей-сирот занимались педагоги И.Ф. Дементьева [5; 6], Л.Я Олиференко [5].

В своей работе И.Ф. Дементьева «Приемная семья — институт защиты детства» авторы раскрывают место приемной семьи среди других форм воспитания детей-сирот, предпосылки ее возникновения в российском обществе, права и обязанности приемных родителей и их воспитанников.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого единого определения термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает различие в его трактовках. Свою трактовку понятия «приемная семья» предложили педагоги А. И. Довгалевская [7], Т.А. Куликова [10], И. Ф. Дементьева [5; 6], Л. Я. Олиференко [5], Н. П. Иванова [8], психолог О. В. Заводилкина [8] и др. Также трактовка понятия «приемная семья» нашла отражение в различных терминологических словарях: по педагогике [2], философии [32], экономике [37], социальной педагогике [12].

Отношения, складывающиеся в приемной семье, являются стрессовыми как для учеников, так и для родителей. Вопросы адаптации детей-сирот в приемных семьях, особенности выстраивания отношений рассматривает педагог Н.П. Иванова [8].

В своей работе «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям» автор рассматривает основные типы поведения детей-сирот при попадании в приемную семью, описывает возможные модели поведения родителей в том или ном случае с целью скорейшей адаптации ребенка и гармонизации отношений.

Изучением роли и места социального педагога в формировании отношений в приемной семье занимается социальные педагоги М.В. Шакурова [35], Т.И. Шалавина [36], Л.Т. Тюптя [30].

Так, Т.И. Шалавина в своей работе « Педагогическое обеспечение социально-профессионального самоопределения детей-сирот »раскрывает этапы работы социального педагога с приемной семьей, в частности социально-педагогическое и психологическое взаимодействие с приемными родителями и их воспитанниками.

28 стр., 13856 слов

Условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами

... детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Растет количество детей, рожденных вне брака, в группе риска находятся сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты. ... работы с детьми-сиротами. Цель работы: выявить условия социально-педагогической работы ... семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса — невозможность растить своих детей, ...

Тема моей курсовой работы «Особенности социально педагогической деятельности с приемной семьёй ». Данная тема очень актуальна в наше время. Ее актуальность обуславливается : увеличением распространения сиротства, став характерными чертами социальной реальности в современном российском обществе ;повышение количества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.

Необходимо исследовать ребенка в приемной семье.

Объект исследования — приемная семья.

Предмет исследования -, Цель исследования, Задачи исследования:

­ изучить приемную семью как форму устройства детей-сирот;

  • ­ рассмотреть толкования термина «приемная семья»;
  • ­ осветить деятельность социального педагога с приемной семьей;
  • ­ выявить особенности социально — психологической адаптации приемных детей;
  • ­ проанализировать особенности социально-педагогической работы с приемной семьей.

Гипотеза исследования

  • в основе социально-педагогической деятельности лежит выявление социально-педагогических особенностей адаптации детей-сирот в приемной семье;
  • созданы необходимые условия, обеспечивающие успешность социально-педагогической помощи для детей в приемной семье;

Методы исследования:

­ эмпирические методы;

  • ­ логико-теоретические методы: анализ, синтез, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Введение обосновывает актуальность исследования, степень научной проработанности, определяет объект, предмет, цель, гипотезу, задачи и методы исследования.

В первой главе «Приемная семья как общественное явление» перечислены существующие сегодня формы устройства детей-сирот, особый упор сделан на описание приемной семьи: изложены основные признаки приемной семьи, основания, в т.ч. законодательные, ее возникновения, права и обязанности приемных родителей и детей. Проведен анализ существующих определений термина «приемная семья». В статье раскрывается деятельность социального педагога с приемной семьей, ее основные этапы.

Во второй главе «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» выявлены основные этапы развития ребенка в приемной семье, психологические и педагогические барьеры, рассмотрена роль социального педагога в формировании благополучной приемной семьи, возможные стратегии, приемы и методы работы с родителями и детьми.

В заключении изложены основные выводы по теме исследования.

Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике

1.1 Приемная семья как форма устройства детей-сирот

как известно, для полноценного и гармоничного развития ребенка необходимо расти в семейной среде, в атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья [6, с.5].

7 стр., 3358 слов

Молодая семья как объект социальной работы

... семья из одного ребенка, максимум двух. В настоящее время наблюдается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуации уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием средств на реализацию государственной политики в ... семьей; раскрыть задачи социальной работы с молодой семьей. Объектом исследования является молодая семья. Предметом, Гипотеза - В ...

В России существуют различные формы помещения детей без попечения родителей. Наиболее подробно законодательно описанными на федеральном уровне являются три основных формы устройства детей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья [4; 23]. Кроме того, существуют и другие формы: гостевая семья («семья выходного дня»), патронатное воспитание и детский дом семейного типа. Они также имеют юридическое оформление, но оно менее детализировано. Семейные формы размещения детей являются наиболее предпочтительными, так как они дают возможность ребенку получить положительный опыт семейной жизни, пройти процесс внутрисемейной социализации.

Приемную семью необходимо четко отличать от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию: приемная семья, приемная семья, семейный детский дом.

Опекунская семья, как правило, предполагает родственные связи ребенка (прямые или косвенные) с опекунами, выбор которых производится органами опеки и попечительства на основании решения суда. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием движимого и недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку, а также при необходимости оказывает помощь, совет и прямые действия для защиты прав подопечного. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка в своих личных целях, а лишь выполняет контрольную функцию для сохранения материальных ценностей опекаемого вплоть до его совершеннолетия [22].

Семья усыновителей, по существу, является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой усыновленный обретает статус родного, кровного ребенка, получает фамилию усыновителей и зачастую новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей в семье [22].

Также существует четкая разница между пребыванием детей в приемной семье и в семейном детском доме. Главное отличие состоит в том, что семейный детский дом предназначен для детей-сирот и детей-социальных сирот, т.е. имеющих биологических родителей, которые лишены своих родительских прав. Поэтому пребывание детей в семейном детском доме связано с отсутствием контакта с биологическими родителями. Вместе с тем специалисты (психологи, педагоги, практические работники) сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих кровных родителей — процедура крайне нежелательная [22].

В отличие от семейного детского дома, приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области поддержки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка [ 22].

Состав и наличие приемной семьи устанавливаются законодательными актами. В соответствии с п.1-3 «Правил создания приемной семьи…», граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее восьми детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми [19].

Дети полностью поддерживаются государством, родители-воспитатели получают денежные пособия. Работа приемных родителей включается в их трудовой стаж. В семейных детских домах созданы условия, близкие к нормальной семейной жизни.

13 стр., 6372 слов

Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере ...

... помощи семье и детям Невского района, направленной на работу с семьями «группы риска». 3. Разработать программу по оптимизации социальной работы Невского районного центра поддержки семьи и детей с семьями из группы риска». Объект исследования: семьи «группы риска». Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска». Гипотеза исследования:социальная работа с семьями «группы риска» ...

В приемных семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление о создании семейного детского дома принимается местным исполнительным органом в распоряжении органов опеки и попечительства. Управление семейным детским домом осуществляется органами народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор [19].

В России к началу 2014 года насчитывалось 3576 приемных семей, в которых воспитывалось более 17,7 тысяч детей [30].

Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране их количество значительно сократилось и новых практически не создается.

Временная приемная семья, Фостеровская (замещающая) семья

Деятельность приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение [33, с.122]. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых он был оттуда изъят: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др. Поиск ребенка в такой приемной семье может составлять от месяца до нескольких лет, в зависимости от степени сложности в семье. Кратковременное пребывание относится к необходимости срочной помощи в случае кризиса в семье происхождения, неожиданной потери родителей и других обстоятельств. Длительное пребывание ребенка в приемной семье может быть связано с длительным процессом реабилитации ребенка в семье или по другим причинам. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в ней должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи — поддерживать связь с биологическими родителями и возвращать ребенка в родную семью. Если последнее невозможно, то он находится в приемной семье до решения суда относительно его дальнейшей судьбы. Фактически замещающая приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий [33, с.124].

В Российской Федерации правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151-155 Семейного кодекса РФ [23], которые конкретизируются «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423) [19], федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (принят Гос.Думой 11 апреля 2008 года, № 48-ФЗ) [17] и рядом других документов.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством [23], с другой — в контексте соответствующих статей Семейного кодекса РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

11 стр., 5229 слов

Тему семья или карьера. Раздел «» Тема «Информационная речь : ...

... направленности студенток и преподавателей колледжа было проведено тестирование (тест Леонова И.Г. «Семья или карьера для женщины»). Было опрошено 117 студенток третьего и четвёртого курсов и 34 преподавателя. В ... по причине её (особенно если есть дети) и по другим причинам. Очень часто о неравенстве возможностей мужчин и женщин судят на основе гендерной асимметрии в политическом ...

  • ­ приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
  • ­ лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями.

Ими могут стать бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети — как взрослые, так и несовершеннолетние;

  • ­ труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
  • повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
  • ­ воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
  • ­ приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с решениями, принимаемыми органами местного самоуправления [20, с.19].

Поскольку главное назначение приемной семьи — удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье, Семейный кодекс РФ и «Правила создания приемной семьи…» много внимания уделяют созданию правовых предпосылок физического, психического, нравственного развития ее воспитанников.

Семейный кодекс РФ не содержит предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. А согласно п. 3 «Правил создания приемной семьи…», их число не должно превышать восьми человек, включая родных и усыновленных, так как в противном случае решение педагогических задач родителями-воспитателями станет затруднительным, а то и просто невозможным [19].

Кроме того, в приемную семью очень часто попадают больные, ослабленные и сильно отклоненные в развитии дети.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свои функции, ст. 153 Семейного кодекса РФ закрепляет основные признаки приемных родителей. Приемными родителями могут быть как супруги, так и одинокие граждане, желающие принять на воспитание одного или нескольких детей. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка [23].

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий (п.4 «Правил создания приемной семьи…»).

Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей) [19].

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в приемной семье служат также правила, предусматривающие:

  • ­ представление лицами, желающими стать приемными родителями, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в приемные родители;
  • ­ знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежащим передаче в приемную семью;
  • ­ получение будущими приемными родителями достоверной информации о несовершеннолетнем, которого они хотят взять на воспитание;
  • одним из ее источников служит медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;
  • ­ согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью [17].

Вся информация, характеризующая потенциальные возможности приемного родителя как попечителя, дает возможность заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную гарантировать его интересы. А достоверная и исчерпывающая информация о ребенке позволит приемным родителям выбрать наиболее подходящие методы и методы семейного воспитания в будущем.

6 стр., 2585 слов

Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке

... что наибольшему риску подвержены дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие. Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, ...

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

  • ­ права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя).

    Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;

— ­ права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соответствии со ст. 54-57 Семейного кодекса РФ. Т.е. воспитанник имеет право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, выражать свое мнение. Что касается его имущественных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60. [23].

Поэтому все аспекты приемной семьи как социального явления жестко регулируются нормативными актами: семейным кодексом, постановлениями правительства, федеральными законами. Эти документы определяют порядок обучения, отношения между родителями и детьми, их права и обязанности.

1.2 Толкование термина «приемная семья»

Приемная семья — новое явление в российской действительности. Однако эта форма семейного воспитания детей-сирот в последние годы уверенно занимает второе место после опеки (попечительства) [30].

В течение последнего десятилетия XX века в Российской Федерации стала возрождаться практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семьи, первоначально созданных в виде детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 1980-х — начале 1990-х годов около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе усыновили более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос о формировании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса Российской Федерации в 1995 году. В ст. 123 СК определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [23].

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого единого определения термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает различие в его трактовках. Так, педагоги А. И. Довгалевская [7] и Т. А. Куликова [10] определяют приемную семью как семью, образованную в результате принятия на воспитание ребенка, лишившегося родительского попечения. Педагоги И. Ф. Дементьева [6] и Л. Я. Олиференко [5] под приемной семьей понимают социальный институт, который обеспечивает воспитание детей, изъятых из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни [5,с.24 ]; психолог О. В. Заводилкина [8] и педагог Н. П. Иванова [8] обозначают этим термином одну из форм устройства детей, оставшиеся без попечения родителей, на воспитание в семьи [8, с.12].

Педагогический энциклопедический словарь Б.М. Бим-Бада предлагает следующую трактовку термина: приемная семья — одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. [2, с.215]

В энциклопедическом словаре экономики и права дается следующее определение: приемная семья — в соответствии с семейным правом РФ — одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [36, с.317].

Юридический словарь определяет приемную семью (англ. foster family) как правовой институт в семейном законодательстве РФ [3, с.595].

Социологическая энциклопедия предлагает называть приемной семьей объединение людей с целью

В психологической энциклопедии приемная семья трактуется как группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей [21, с.656].

В «Словаре терминов по теории социальной работы» приемная семья определяется как малая группа, создаваемая в целях воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [14, с.221].

Семейный кодекс Российской Федерации окончательно определил формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья [23].

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации. Как правило, это патронат, т.е. форма временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе заключения договора с органом опеки и попечительства, который предполагает разделение с этим учреждением степени ответственности за воспитание детей [22].

Примером различий в приемной семье как форме размещения сирот является форма устройства экстренной помощи в приемной семье. В этом модуле предполагается, что дети из семей, находящихся в кризисной ситуации, в которых родители угрожают их жизни или здоровью, могут быть переведены в приемные семьи. Отличительными признаками являются также более кратковременный характер и разделение ответственности за воспитание ребенка между органами опеки и попечительства и воспитателями при патронате [11, с.36].

Поэтому в настоящее время нет однозначного и общепринятого определения понятия «приемная семья», что создает некоторые недостатки, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае. В научной литературе интерпретация приемной семьи как малой группы (узкое значение) чаще всего используется в различных сферах психологии и микросоциологии, а как социальный институт (широкое значение), данный термин может трактоваться с позиций макросоциологического анализа, что позволяет рекомендовать введение в научный оборот понятия «приемное родительство» [13].

В настоящее время развитие института приемной семьи в России носит стихийный характер, а возникающие на практике многочисленные проблемы разрешаются без достаточного научного обоснования [26, с.22]. Отсутствие единой и общепринятой концепции приемной семьи не позволяет четко обозначить предмет исследования и приводит к разногласиям в научном сообществе. Исходя из этого, на основании действующего законодательства, под приемной семьей мы понимаем семью, которая образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами) и предусматривающего оплату их труда, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации в зависимости от количества приемных детей (но не более восьми).

Кроме того, очевидна необходимость разработки качественно иной идеологии и системы реализации государственной семейной политики, учет уже существующего положительного опыта, накопленного регионами, что обеспечило бы более высокое положение приемной семьи в обществе, основанное на ответственности государства за укрепление и развитие данного социального института.

1.3 Понятие социально — психологической адаптации у детей в приемных семьях

Возникновение понятия «адаптация» относится ко второй половине XVIII века (от лат. аdapto — приспособляю, adaptane — приспособление, adaptacio — приспособляемость, приспосабливаемость) и связано оно с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Постепенно рамки этого понятия расширились, и в настоящее время в научной литературе понятие «адаптация» трактуется как процесс и результат активной адаптации человека к новым условиям существования.

Адаптация как явление изучается на разных уровнях, от философского до биологического.

В настоящее время существуют несколько классификационных моделей, но наиболее распространенными и общепризнанными являются следующие виды адаптации:

1) прогрессивная, регрессивная — по направленности изменений индивида;

2) добровольная, вынужденная — по характеру осуществления;

3) производственная, брачная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально-психологическая, социальная, экономическая — по объекту;

4) внешняя, внутренняя — по направленности;

5) предметно-деятельностная, личностная — по структурным компонентам адаптивной среды;

6) первичная, вторичная — по характеру инноваций;

7) переадаптация, дезадаптация, реадаптация — по психологическому содержанию.

Адаптация рассматривается на трех уровнях: на уровне личности (микроуровень), на уровне социальных институтов (макроуровень) и на уровне общества (метауровень).

Адаптация ребенка включает ряд подуровней: адаптация к своему физическому «Я», адаптация к себе как «самости» (самоидентификация), социальная адаптация, проявляющаяся в идентификации себя с определенной социальной общностью (нация, страна, семья) и адаптация к требованиям, предъявляемым индивиду социальной средой.

Адаптация выступает в форме психологических механизмов имитации (подражание) и идентификации (отождествление), что обуславливает огромную роль непосредственного окружения ребенка. Таким образом, ребенок может хорошо адаптироваться, например, в криминальной среде и в то же время дезадаптироваться в благоприятных условиях.

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация » и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).

Термины «адаптация» и «социальная адаптация» неизменны в современной практической и теоретической психологии, социальной педагогике.

Т.А.Василькова и Ю.В.Василькова рассматривают этот тип адаптации как социально-психологический, который они определяют как адаптацию к общению в зависимости от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивающую комфорт в социальной среде.

В последнее время широко используется такое понятие, как «сиротская адаптация»; В частности, мы рассматриваем процесс адаптации ребенка-сироты в приемной семье. В целом процесс адаптации — это процесс привыкания, «притирки» людей друг с другом в изменившихся условиях и обстоятельствах. Испытывать, что такое адаптация, каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства, смене места работы и т.п.).

Адаптация ребенка в новой семье — это процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям. Адаптация приемного ребенка в семье, как подчеркивает Ключников С.В., осуществляется с помощью широкого спектра средств, обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он растет и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребенком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров мирового искусства).

У детей формируются умения строить общение с приемными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, происходит последовательное приобщение приемного ребенка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.

В. В. Ковалев, рассматривая социально-психологическую адаптацию как адаптацию человека к коллективу, становясь частью коллектива, критерием его успешности определяет установление нормальных межличностных отношений.

Свиридов Н.И. считает, что содержанием социально-психологической адаптации является вхождение индивида в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе.

Парохин В.П., исследуя начальную стадию адаптации индивида в новой социальной среде, показал, что для успешной адаптации важно умение человека быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе.

Основным фактором, формирующим личность ребенка-сироты, является социальная среда, особенно семейная. С.Т. Шацкий писал, что «мы видим отражение окружающей среды на ребенке везде и везде, главное в его деятельности». Окружающая среда имеет фундаментальное значение для человека, особенно для ребенка. В нем формируется личность личности, и именно «семейное окружение» в значительной степени способствует положительному формированию личности. Приемная семья — это, прежде всего, социальный институт, определяющий психическое развитие ребенка, среда социализации личности, среда, где он получает опыт общения, где формируются и закрепляются ролевые установки и отношения в процессе правильной организации воспитания и образования.

Адаптация детей-сирот в приемной семье имеет целый ряд особенностей, поскольку эти дети испытывают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, у них есть отставание в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, возникают трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье — это включение ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и всех членов семьи, а также социального окружения, и формирование у ребенка образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.

1.4 Деятельность социального педагога с приемной семьей

Приемная семья — это, прежде всего, профессиональная семья, по поручению государства грамотно воспитывающая детей, оставшихся без попечения родителей [20, с.7]. Основная цель приемной семьи — создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в благоприятной среде.

Приемная семья проходит сложные пути развития, на которых возникают трудности в установлении контакта с ребенком, в определении педагогических стилей обучения, в формировании эмоциональной близости. Таким образом, на практике родители-воспитатели сталкиваются с такими проблемами во взаимоотношениях с детьми, к которым они были совершенно не готовы. Проблемы могут быть самыми разнообразными: незнание особенностей психологического развития детей-сирот чрезмерное желание дать ребенку как можно больше; разность жизненных установок родителей и приемных детей; давление со стороны окружающих; трудности в психологической совместимости. Решить эти проблемы самостоятельно без квалифицированной помощи психологов, педагогов, специалистов по социальной работе бывает практически невозможно [25, с.76].

Деятельность социального педагога с приемной семьей — это целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития детей [34, с.198].

Основными функциями социального педагога в социальной работе с приемной семьей является:

  • ­ изучение соответствия объективных и субъективных характеристик семьи, претендующей взять ребенка, нормативным требованиям;
  • ­ подготовка потенциальных приемных родителей к содержанию в семье ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • ­ подбор и подготовка детей для конкретной приемной семьи;
  • ­ социально-педагогическое сопровождение ребенка в приемной семье;
  • ­ работа по оценке эффективности функционирования приемных семей;
  • ­ коррекционная и профилактическая работа с кровной семьей младенцев [24, с.52].

Основными задачами социального сопровождения являются:

  • ­ эффективное использование имеющихся ресурсов для оптимальной и быстрой адаптации приемной семьи и приемного ребенка с целью решения проблем последней;
  • ­ оказание помощи приемной семье для того, чтобы в будущем она могла решать проблемы, возникающие в основном путем мобилизации собственных ресурсов;
  • ­ обеспечение партнерских отношений между приемной, социальной службой, другими государственными и общественными организациями для комплексного обеспечения прав приемного ребенка [24, с.52].

Деятельность социального педагога осуществляется в несколько этапов (см. табл.1) [5, с.33]

Таблица 1 — Этапы социально-воспитательной деятельности в приемной семье.

Этапы социально-педагогической деятельности

Функции деятельности социального педагога

Методы социально-педагогической деятельности

1. Поиск приемной семьи

Информационная

Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных

2. Изучение будущих приемных родителей

Диагностическая (первичная диагностика)

Анкетирование, беседа

3. Посещение семьи и учреждений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.)

Посредническая

Наблюдение, беседа

4. Изучение будущей приемной семьи и ее окружения

Диагностическая (углубленная диагностика)

Анкетирование, тестирование, беседа, убеждение, изучение документации

5. Вводное обучение: лекция, рассказ, беседа, видеофильмы

Обучающая (предварительное обучение)

Лекция, беседа, наблюдение, убеждение, упражнения

6. Помещение ребенка в приемную семью; углубленный курс обучения приемных родителей

Патронирующая

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участвует в создании банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот [5, с.35].

На втором этапе претендентам предлагают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо приемная семья, либо приемный родитель, либо временная приемная семья. Оценка потенциальных усыновителей предполагает сбор материалов, документов, справок, на основании которых будут утверждаться заявления усыновителей. Важной составляющей процедуры отбора является ознакомление с жилищными условиями кандидатов и встречи социальных работников с членами потенциальной приемной семьи Независимо от того, кто из членов семьи решил стать приемным отцом/матерью, изучается вся семья, ее способность создать положительный воспитательный климат. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи [5, с.36; 33, с.116].

Третий этап включает первое посещение семьи, приюта, детского дома или другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог играет роль посредника между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием [5, c.37].

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика).

Социальный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие у ее членов вредных привычек и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.).

Это может проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для оценки здоровья приемной семьи).

Утверждение кандидатов проводится по результатам процедуры оценки. Они могут быть одобрены для обучения конкретного ребенка, определенного количества детей или определенной социальной группы. После утверждения кандидатов подписывается соглашение между приемными родителями и представителями местной власти, в котором определяются обязанности сторон по воспитанию ребенка, условия партнерства приемной семьи и местных органов власти, сроки воспитания в приемной семье, специализация семьи [5, с.37]

Пятый этап связан с подготовительным курсом обучения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практические занятия в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет дидактическую функцию, разрабатывает программу вводного курса. Подготовка проходит на курсах обучения, проводимых социальными педагогами. Как правило, такие тренинги рассчитаны на 10 еженедельных встреч [5, с.38].

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность ложится на органы опеки и защиты и судебные органы. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог играет патронажную роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье. в настоящее время проводится углубленный курс обучения для родителей, социальный педагог вместе с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.) [5, с.38].

После помещения ребенка в приемную семью продолжается социальная педагогическая работа. Процесс социально-педагогического сопровождения приемной семьи состоит из встреч социального педагога с родителями с определенной последовательностью, во время которых он изучает условия воспитания ребенка, оказывает помощь в решении проблем воспитания, а в случае необходимости привлекает к работе с приемной семьей других специалистов социальной сфер. В этом процессе социальный педагог выполняет ряд функций, среди которых выделяются:

  • ­ оценочная — определение конкретных потребностей приемной семьи и ресурсов, необходимых для содержания ребенка;
  • ­ вспомогательная — обеспечение услуг приемным семьям в вопросах, которые они могут самостоятельно решать;
  • ­ организационное объединение усилий различных учреждений и специалистов с целью удовлетворения потребностей приемной семьи;
  • ­ образовательно-воспитательная — обеспечение членов приемной семьи необходимыми знаниями и навыками;
  • ­ консультативная — предоставление приемным родителям информации об имеющихся возможностей решения конкретной проблемы и помощи другим специалистам в выборе наиболее эффективного метода поддержки;
  • ­ посредническая — направление приемных родителей и детей в соответствующие учреждения и в конкретных специалистов;
  • ­ координационный — координация процесса предоставляемой различными учреждениями и специалистами;
  • ­ адвокатская — защита прав и интересов как приемного ребенка, так и приемной семьи;
  • ­ административная — осуществление деятельности по планированию мероприятий, оказание помощи приемным детям и оценки ее эффективности;
  • ­ аналитическая — сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений [27, с.7].

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи проводится по трем основным направлениям: образовательному, психологическому, посредническому [29, с.40].

Воспитательное направление социально-педагогической работы оказывает помощь в обучении и воспитании ребенка. Воспитательная помощь направлена ​​на предупреждение возникновения семейных проблем и формирование педагогической культуры приемных родителей. В основе этого лежат социально-педагогические методы, учитывающие наиболее типичные ошибки в воспитании детей в семье: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость и т.п. Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкой просветительской работы среди приемных родителей по вопросам педагогической, социально-педагогической и правовой подготовки приемных родителей к воспитанию детей. Эта деятельность может проходить в виде практических занятий, которые помогают в значительной степени упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус Социальные навыки, приобретенные во время практических занятий, могут быть такими: умение распоряжаться домашним бюджетом, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей разного возраста, навыки санитарии и гигиены, этика семейной жизни, культура взаимоотношений между членами семьи, адекватное социальное реагирования на проблемные ситуации и т.д. [29, с.41]

Социально-психологическая поддержка приемной семьи направлена на восстановление благоприятного микроклимата во время семейных кризисов Коррекция семейного микроклимата проводится тогда, когда в семье имеет место психическое насилие над ребенком, которое приводит к нарушению его психологического и физического состояния. Такими видами насилия является запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен скорректировать отношения в семье так, чтобы все необходимые меры для обеспечения в ней порядка и дисциплины поддерживались с помощью методов, построенных на уважении достоинства ребенка [29, с.41].

Посредническая функция социального работника в социальной работе с приемной семьей осуществляется в трех направлениях: социальная помощь приемной семье в организации жизнедеятельности; координация взаимосвязи семьи с организациями и учреждениями, социальными службами для решения вопросов социальной поддержки и защиты, а также с другими специалистами, которые задействованы в процессе социально-педагогического сопровождения. Для реализации этой функции социальный работник выполняет следующие основные профессиональные роли:

  • ­ советник — информирует семью о важности взаимодействия родителей и детей в семье;
  • рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей;