Профессиональное развитие учителя имеет фундаментальное значение в развитии общества в целом: личность учителя, как и его профессиональные знания, является ценным капиталом компании. Учитель способен передать ученикам только те ценностные ориентации, которые ему присущи.
Профессиональное становление педагога есть интегральное свойство деятельности педагога, отражающее уникальную для каждого педагога взаимосвязь и содержательное наполнение входящих в состав рассматриваемого свойства компонентов – профессиональной компетентности, нравственности, самореализации, самоактуализации в педагогической деятельности, что и обеспечивает, в конечном счете, мастерство.
В современном мире для того, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой — самореализовываться в педагогической деятельности. Самореализующийся, самореализующийся, он не только работает в обществе, но и инвестирует в свои ценности, в студентов и, следовательно, в общественное производство.
Сегодня учителя призваны «быть готовым достойно встретить любую профессиональную ситуацию, подготовиться к условиям переквалификации». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.
Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его жизнедеятельности (Л.М. Митина).
Профессиональное саморазвитие — это динамичный и непрерывный процесс самопланирования личности.
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителей. В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии: стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций 2-5 лет работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Вы формируете представление о себе как о профессионале и, кажется, понимаете себя как специалиста. Второй этап характеризуется вниманием учителя к собственной профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этом этапе можно организовать исследовательскую деятельность учителя. Механизм развития и саморазвития, в свою очередь, — это самопознание, анализ и самоанализ деятельности.
Профессиональная этика педагога Авдеева В.А. Л 19(1). Профессиональная ...
... процессе работы. Соблюдение этических принципов гарантирует успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура учителя способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Педагог, как никто другой, должен ...
Для того, чтобы грамотно планировать процесс проведения урока, отбирать необходимые средства обучения, контролировать и корректировать ход учебного процесса, учитель должен уметь за малые промежутки времени проанализировать сложившуюся ситуацию, определить причины, приведшие к ней, и принять оптимальный вариант решения возникшей проблемы.
Следовательно, для грамотного и научно обоснованного анализа педагогической деятельности педагог должен обладать конкретными знаниями методологии научного исследования. Кроме того, учитель должен уметь наблюдать за процессом своей деятельности и деятельности коллеги; анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять и делать соответствующие выводы; аргументировано отстаивать свою точку зрения; планировать и проводить экспериментальную работу и формулировать ее результаты и т.д.
Поэтому тема дипломной работы «Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии» актуальна. Актуальность исследования подтверждается тем, что происходящие в обществе, в науке изменения, внедрение новых технологий предъявляют новые требования к технологической подготовке школьников. Школьники должны овладеть основами знаний и умений не только в элементах обработки различных материалов и материаловедении, но и в организации творческой проектной деятельности, домашней культуры и домашнего хозяйства. Поэтому значительно возрастает роль внедрения технологической подготовки школьников, и образовательная область «Технология» включена в основной учебный план.
Целью дипломной работы является изучение концепции и методов анализа и самоанализа педагогической деятельности учителя-технолога. Для реализации поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
1. изучить основные понятия и виды педагогической деятельности;
-
изучить понятие анализа и самоанализа в педагогической деятельности;
-
изучить основные структуры и этапы анализа и самоанализа урока технологии;
-
изучить методические рекомендации проведения анализа и самоанализа в педагогической деятельности преподавателя технологии.
-
сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Проблема анализа и самоанализа педагогической деятельности нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.
Глава 1. Педагогическая деятельность учителя технологии в процессе обучения технологии
1.1.Основные понятия и виды педагогической деятельности
Переходим к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность».
Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает» 1 .
Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...
... как основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя - это документ, который включает перечень определенных профессиональных и личных требований к учителю и действует на всей территории Российской Федерации. Педагогическая деятельность - самая вечная ...
Смысл педагогической профессии раскрывается в той деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется преподавательской. это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу культуры и опыта, накопленных человечеством, от старшего поколения к младшему поколению, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эта деятельность осуществляется не только учителями, но и родителями, общественными организациями, руководителями предприятий и учреждений, производственных и других групп, а также, в некоторой степени, СМИ. Однако в первом случае это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно каждый выполняет по отношению к себе, занимаясь самообразованием и самообразованием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, педагогическая деятельность — это особый вид общественно полезной деятельности взрослых, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Развернутое определение педагогической (или образовательной в широком смысле) деятельности дается следующим образом: педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий для развития учащихся средствами обучения, воспитания и образования, нацеленная на приобщение их к культурным достижениям человечества и формирование активной, ответственной, самосовершенствующейся, свободной личности (С.И. Гессен, 1995).
2
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания человеческой деятельности в целом, так и в ее узком профессиональном понимании.
Педагогическая деятельность — это сознательное вмешательство взрослых в объективно естественный социально-исторический процесс воспитания детей.
Цель этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.
Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена:
-
педагогической теорией (теоретическими знаниями);
4 стр., 1761 словОзнакомление с деятельностью организации
... с нормативной производственной и технологической документацией предприятия составление отчета по практике Характеристика предприятия. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности ... задача пищевой фабрики - организация качественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с ... другие документы, касающиеся к производственной деятельности. Цель практики - закрепить, расширить и ...
-
педагогическим опытом (практическим опытом);
-
системой специальных учреждений.
Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в педагогической деятельности. Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:
-
законов воспитания;
-
воспитательного влияния жизненных условий;
-
их требований к человеку.
Таким образом, научно-педагогическая теория дает педагогической деятельности достоверные знания, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной разрешать возникающие противоречия.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель педагогической деятельности — явление историческое. он разработан и сформирован как отражение тенденции общественного развития, предъявляя ряд требований к современному человеку с учетом его духовных и природных способностей. Он содержит, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности отдельного человека.
Центральным звеном любой педагогической деятельности является воспитание личности ребенка. Цель состоит в том, чтобы предсказать желаемый и возможный конечный результат деятельности.
Педагогическая цель отражает философские, экономические, моральные, правовые, эстетические и биологические представления общества об идеальном человеке и его предназначении в жизни общества.
Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.
Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Но учитель должен предлагать конкретные задачи, исходя из самой цели, в соответствии с педагогическими условиями. Деятельность учителя — это всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью: деятельностью учеников. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности исходя из потребностей и интересов ученика и трансформировать их в цели воспитательной работы, поставленные обществом.
«Следует помнить, что учителю важно личностное принятие социального заказа общества, чтобы цели общества «прорастали» в педагогической позиции учителя» 3 .
В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.
Сущность педагогической этики
... этики педагога. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что обусловлено сложностью и противоречивостью педагогической практики, поэтому одной из важных задач педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания учителя. Педагогическая этика ...
Поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи 4 .Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в решении которых участвует человек, а структурой деятельности — соотношением этих задач задания.
Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному. Академик А.Н. Леонтьев писал: «…осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях». Профессор О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, поставленную в определенных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».
Л.Ф. Спирин и М.Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).
Ученый-психолог С.Л. Рубинштейн заметил: «Отправной точкой мыслительного процесса является проблемная ситуация. Человек начинает думать, когда ему нужно что-то понять… Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» 5 .
Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).
В педагогической задаче, как в любой вообще, имеются две стороны.
Первая – известное содержание, вторая – неизвестное, т.е. вопрос: Как? Почему? Зачем? Эти вопросы связаны с выявлением сущности фактов, явлений, процессов. Осмысленность вопроса означает, что субъект (S) педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Скажем, задача: как эффективно оказать помощь подростку 6 класса Вите К. с тревожно характером перед контрольной работой? Педагогу известна цель – помочь ученику справиться с контрольной работой и исходные условия работы: а) предстоит контрольная работа, б) подросток 6 класса Витя К. с тревожно характером. Но неизвестно (проблема задачи), как лучше организовать помощь, чтобы подросток наилучшим образом выполнил работу. Решение второстепенной задачи — это поиск варианта эффективной педагогической помощи ученику.
Решение задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).
Учитель должен помнить, что он лучше всего умеет решать проблемы, когда полагается на лучшие стороны своей личности.
Профессор Л.Ф. Спирин указывает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно различны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому их следует характеризовать в обобщенном и типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Мы используем следующую теоретическую исходную позицию: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помогают учащимся организовать свою развивающую деятельность в педагогической системе.
Условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами
... педагогической работы с детьми-сиротами. Положения, выносимые на защиту: Важнейшим звеном социально-педагогической деятельности является воспитательная работа, которая в сочетании с воспитательной работой ... детей, рожденных вне брака, в группе риска находятся сироты, социальные сироты и ... условий социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Для решения поставленных в работе задач была изучена ...
Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.
При этом всегда существует система противоречий, и главное из них — противоречие между государственным стандартом обучения и воспитания и конкретным учеником, не обладающим соответствующими качествами. Настоящие педагоги-педагоги пытаются разрешить это противоречие.
При этом решаются задачи тактические и оперативные.
задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.
Задачи персонажа — формирование мировоззрения, жизненной позиции, знание законов усвоения человеком объективной реальности, исповедуемых моральных принципов.
Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера предусматривают этапы выполнения задачи и также выполняются в определенном временном интервале, но в более коротком.
Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели достигаются сразу после их возникновения. Это способность действовать теоретически обоснованно и, следовательно, педагогически целесообразно, применять рациональные методологические методы воздействия на совесть, чувства, волю и поведение кафедр, соответствующие учебным ситуациям.
Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач, учитывая этапов цикла педагогического управления (а первооснова – это учет психологической действий педагога).
Используя этот подход, мы можем распределить все задачи так:
-
задачи этапа педагогической диагностики;
-
задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;
-
задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);
-
задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
-
задачи этапа анализа выполненной работы.
Деятельность человека, в том числе учителя, раскрывается в виде иерархии задач разной сложности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию:
«Практическая готовность к педагогической деятельности»
... конкретизацию и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности. Выполнение учителем своей высокой социальной ... учителя на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала и формирования его социальной позиции. В педагогике и психологии имеются различные суждения о профессиональных функциях (и соответствующих педагогических способностях) учителей. Воспитательная ...
Сформировать у ученика нравственное поведение
нравственные принципы
нравственное сознание и убеждения
нравственные чувства
представления и понятия о нравственности
нравственные потребности и интересы
Эту точку зрения на деятельность разделяют такие ученые, как А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др. Такой взгляд ученых на свою деятельность также позволяет рассматривать педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единица целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. Вместе с тем педагогическое действие — особенное, выражающее как всеобщее, так и все богатство личности. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическая деятельность учителя проявляется в первую очередь в виде познавательной задачи. На основе имеющихся знаний теоретически соотносит средство, предмет и ожидаемый результат его действия.
Познавательная задача, психологически решенная, затем принимает форму практического преобразующего акта. При этом существует определенное несоответствие средств и объектов педагогического воздействия, что сказывается на результатах действий учителя. В связи с этим из формы практического действия действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Поэтому деятельность педагога-воспитателя по своей природе не более чем процесс решения бесчисленного множества задач разного типа, класса и уровня.
Особенность педагогических задач состоит в том, что их решения практически никогда не выходят на поверхность. Часто они требуют кропотливого размышления, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, то, что вы ищете, четко не сформулировано: оно разрабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень сложно алгоритмизировать. Если алгоритм существует, его применение разными преподавателями может привести к разным результатам. Это связано с тем, что творчество учителей связано с поиском новых решений педагогических проблем.
Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются учебно-воспитательная работа.
Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся с целью решения задач гармоничного развития личности. А обучение — это вид образовательной деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Активизация познавательной деятельности учащихся
... любого принципа обучения. 1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. При выборе того или иного ... средством коммуникации и организации практической познавательной деятельности студентов. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический ... индивидуальную ответственность учеников за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть ...
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание (А.Дистервег).
Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, а следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
Преподаватель имеет дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.
Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...
... деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога определяет разнообразие его средств. Принципы социально-педагогической деятельности: ... Педагог, выполняя свою основную воспитательную функцию, передает подрастающему поколению накопленные обществом знания и социокультурный опыт, в процессе которого происходит развитие и воспитание ребенка. В центре внимания социального педагога ...
Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В воспитательном процессе затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия. Хороший мастер не только передает свои знания ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом, собственно, и заключается суть профессионального воспитания молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Точно так же, если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.
Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.
педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Б.Т. Лихачев выделил следующие основные компоненты, составляющие педагогической деятельности:
Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).
Второй компонент педагогической деятельности – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.
Третий компонент педагогической деятельности – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент педагогической деятельности – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее стороны и области педагогической деятельности.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина определила таким образом деятельности учителя.
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:
1) гностический;
2) проектировочный;
3) конструктивный;
4) организаторский;
5) коммуникативный.
1. Гностический компонент (от греч. gnosis — познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. Анализ и самоанализ педагогической деятельности также входят в состав этого компонента.
3. Конструктивный компонент — это особенности педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются.
А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
педагогической деятельности не является иерархичной. Точнее, разные педагоги, в соответствии с их ценностным самоопределением, будут определять иерархию приведенных элементов педагогической деятельности и их составляющих различным образом.
Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
-
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
-
друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
-
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
-
советчика, если использует осторожное уговаривание;
-
просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;
-
вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Функции педагогической деятельности (основные направления деятельности учителя – по Б.Т. Лихачеву)
-
Передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.
-
Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
-
Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
-
Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).
-
Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Все эти функции педагогической деятельности взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции педагогической деятельности направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.
Процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.
Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.
компоненты – обязательные и постоянные компоненты педагогической системы: субъект деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения.
Функциональные компоненты изменчивы в разных педагогических системах: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.
Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.
Можно считать, что педагогическая система возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей.
При этом педагогическая система представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.
Ниже представлена существующая определенная иерархия педагогических систем.
Большие педагогические системы образования высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Те, в свою очередь, подчиняют себе малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам.
Малые педагогические системы включают в себя учащихся, педагогов, родителей, непосредственно участвующих в воспитательном процессе.
«В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении.
Педагоги управляют учебным процессом в подсистемах, участвуют в организации различных объединений школьников, (или не очень целесообразные) воспитательные отношения, которые способствуют либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень потребностно-мотивационного плана личности; либо стимулируют формирование отклоняющегося (девиантного) поведения на фоне часто возникающих негативных эмоциональных состояний, приводящих к школьной дезадаптации. Как правило, деятельность педагога является одним из действенных способов оказания помощи воспитанникам.
Фактором оказания педагогической помощи является грамотная организация учащихся для различных видов учебной и внеучебной работы