Изменения в российском обществе, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена государственной монополии на внешнюю торговлю, привели к значительным изменениям в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из самых распространенных преступлений.
Еще в 1993 г. в аналитических материалах Министерства внутренних дел и Государственного таможенного комитета России было констатировано, что контрабанда интернационализировалась, успели сложиться крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными связями за рубежом. Этому способствует тяжелое экономическое положение российских сырьевых компаний, предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В этих условиях эффективность работы таможенных органов в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений во многом зависит от правильной организации оперативно-розыскных мероприятий. Необходимым противовесом преступной деятельности является адресный комплекс мероприятий по исследованию операций, использование данных, полученных с помощью методов исследования операций, в качестве вспомогательной информации, вовлечение граждан в борьбу с преступностью и использование конфиденциальных источников. Можно сказать, что оперативно-исследовательская деятельность объективно обусловлена текущим состоянием компании.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона Роccийской Федерации от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыcкной деятельноcти» таможенные органы имеют право осущеcтвлять оперативно-розыcкную деятельность на территории Росccийской Федерации.
В связи с этим, одним из эффективных инструментов в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, является проведение оперативными подразделениями таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров».
Актуальность темы «Характеристика оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» применительно к деятельности оперативно-розыскных подразделения таможенных органов Российской Федерации, является совокупность проблем, связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.
Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.
Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:
Работы Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле
... законодательства на правоохранительную деятельность таможенных органов; 4. Дать характеристику оперативно-розыскным мероприятиям с практической точки зрения; 5. Выявить проблемы в работе оперативно-розыскных органов; 6. Предложить рекомендации по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах. Практическая значимость ...
- рассмотреть нормативно-правовые акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;
- раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.
1. ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ»
телефонный переговоры прослушивание судопроизводство
До 90-х гг. XX в. порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливался главным образом закрытыми приказами и инструкциями, составлявшими государственную тайну. Это вызывало неудобства с точки зрения использования результатов мероприятий в уголовном процессе, в том числе и доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел. Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскных мероприятий, т.е. решать вопрос легализации полученных оперативных результатов. В результате это потребовало официального признания мероприятий по исследованию операций и их правового регулирования.
Правовая регламентация прослушивания телефонных переговоров и использования их результатов в доказывании по уголовным делам в России впервые была осуществлена в 1990 г., причем прослушивание регламентировали в уголовном процессе и как следственное действие. Объяснение этому очень простое. В 1990 г. в СССР о формировании оперативно-розыскного законодательства говорили пока еще кулуарно. Но уже возникла необходимость в законодательном закреплении прослушивания телефонных разговоров. В связи с этим эта известная уже более десяти лет оперативно-исследовательская мера в России изначально получила законодательное регулирование в уголовном судопроизводстве. Поскольку этот фрагмент истории не получил особого внимания со стороны ученых, мы считаем необходимым остановиться на нем более подробно.
Так, принятый в СССР закон «О внесении изменений в основы уголовного процесса Союза СССР и республик Союза» регулировал уголовно-процессуальные действия — «прослушивание телефонных разговоров и другие разговоры». В этом законе, в частности, указывалось: «Прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц может производиться по возбужденным уголовным делам по постановлению органа дознания или следователя с санкции прокурора либо по определению суда при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие значение для дела». В cоответствии с указанным законом, прослушивание телефонных и иных переговоров могло производиться и при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля по заявлению этих лиц либо с их согласия с санкции прокурора или по определению суда. При прослушивании разговоров по телефонам и другим устройствам внутренней связи можно использовать запись звука. На прослушивание телефонных разговоров и звукозаписи телефонных разговоров был составлен протокол проверки, который явился проверкой по уголовному делу.
Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, характеристика
... новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств ... с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности». Логический анализ этого определения позволяет сделать вывод, что ...
На основании этого закона, в том же 1990 г. Верховным Судом СССР, Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, МВД СССР и КГБ СССР были приняты совместные «Рекомендации по применению средств видео-, звукозаписи, кинофотоаппаратуры, телефонной связи и использованию полученных результатов при раскрытии и расследовании преступлений». Эти Рекомендации достойны внимания.
Сами по себе Рекомендации не являлись законодательным актом. Однако согласование с Верховным судом СССР, Прокуратурой СССР и Минюстом СССР заявили, что они служат официальным комментарием принятого законодательного новеллы. Иными словами, этим документом следует руководствоваться в расследовании уголовных дел.
В Рекомендациях, в частности, указывалось, что прослушивание и звукозапись переговоров может производиться с целью:
- выявления лиц, участвовавших в совершении преступления;
- уcтановления мест, где скрываются разыскиваемые преступники;
- выявления места похищенного и орудия преступлений;
- получения информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
- безотлагательного использования зафиксированных сведений для защиты законных интересов государства и прав граждан.
Прослушивание телефонных разговоров и звукозаписи телефонных разговоров разрешались только при наличии достаточных оснований полагать, что в результате будет получена информация об упомянутых обстоятельствах.
В Рекомендациях отмечалось, что значение информации, записанной в фонограмме, определяется не только ее содержанием, но и характером вопросов и ответов, аллегорией и кодировкой произносимых слов и фраз. Следственное действие проводилось с участием приглашенного специалиста в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Сотрудники оперативно-технических подразделений могли участвовать в качестве специалистов.
В соответствии с Рекомендациями о результатах прослушивания и звукозаписи составлялся протокол, в котором отражались время и место звукозаписи, вид и модель использованных технических средств, сведения о лицах, которые осуществляли прослушивание, отметка об отобрании у участников этого действия подписей с разъяснением ответственности за неразглашение ставших им известных сведений и т.д.
Этот протокол вместе с кассетой и запечатанной фонограммой, отчет или сопроводительное письмо должны были быть доставлены следователю. При получении этих элементов следователь имел право осмотреть фонограмму, проверить ее целостность, правильность записи и сохранения, по которым был составлен протокол. Впоследствии следователь мог издать постановление о приобщении фонограммы к делу в качестве вещественного доказательства.
интересно также, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ сохранил прослушку в уголовных процессах. Вместе с тем таких важных понятий, как «телефонные переговоры», «иные переговоры», «фонограмма», в УПК РФ нет. совершить указанное процессуальное действие на законных основаниях без понимания этих условий практически невозможно. В Рекомендациях же эти понятия были приведены. Более того, мы настаиваем на необходимости указания основных понятий и в ныне действующем Федеральном Законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Эту идею разделяют и другие специалисты. Однако до сих пор это предложение не реализовано.
Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий
... по отдельным операциям исследовательской деятельности. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 ... мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств ...
Однако нельзя сказать, что положения Рекомендаций вообще не использовались. Часть из них органично перетекла в принятые позднее «Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. и «Инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий» от 16 июля 1996 г.
Однако прослушивание телефонных разговоров изначально зародилось и развивалось как мера оперативного исследования. Вскоре именно в этом качестве — мероприятие получило законодательное подтверждение. Оперативно-розыскным мероприятием прослушивание телефонных переговоров впервые было названо законодателем в 1991 г. в п. 3 ст. 14 Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР». Этот закон не расшифровал, что подразумевается под упомянутым выше положением об оперативном исследовании, и не установил порядок его применения. Однако он стал первым нормативным актом в России, который указывает на необходимость регулирования прослушивания телефонных разговоров как оперативно-розыскной меры по борьбе с преступностью.
Далее, в 1992 г., наступил этап правовой регламентации всех оперативно-розыскных мероприятий. Он начался с принятия 13 марта 1992 г. первого в России Закона Роccийской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
Значение принятия этого Закона сложно преувеличить. это был первый в новейшей истории России правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который открыто регулировал скрытую работу правоохранительных органов и спецслужб.
Закон содержал определение оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы; перечень оперативно-розыскных действий (мероприятий), основания и условия их проведения; перечень органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, их основные права и обязанности; другие важные положения.
В процессе применения закона стало ясно, что некоторые его положения необходимо конкретизировать и дополнить, а сам закон в целом необходимо интегрировать. В результате стала очевидной необходимость в новом законе об исследованиях операций.
Необходимость принятия нового закона об исследовании операций также была связана с тем, что первый закон был опережает принятие Конституции Российской Федерации. Некоторые положения Конституции напрямую связаны с оперативно-исследовательской деятельностью. Так, в соответствии со ст. 23 Конституции, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Принимая во внимание важность соблюдения прав человека для конфиденциальности переписки, телефонных разговоров, почтово-телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, особенности их ограничения также определяются Конституцией Российской Федерации. Ограничение этих прав допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом, и на основании решения суда.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ...
... регулирующих прокурорский надзор в этой области. Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных ...
В ходе оперативной исследовательской деятельности могут быть ограничены не только эти, но и другие права человека. Возможность их ограничения также определяется Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральными законами. Ограничение этих прав возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения защиты страны и безопасности государства. именно в этих целях проводятся оперативно-исследовательские работы.
В 1995 г. был принят Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Таким образом, необходимость правовой регламентации оперативно-розыскных мероприятий была обусловлена комплексом причин, связанных с необходимостью совершенствования борьбы с преступностью и использования результатов мероприятий в уголовном судопроизводстве; обеспечения прав человека и четкого определения, что и при каких условиях в рамках оперативно-розыскной деятельности разрешено; разграничения государственной оперативно-розыскной и частной детективной и охранной деятельности. Принятие в 1992 г. первого в России закона об оперативно-розыскной деятельности послужило основой для формирования оперативно-розыскного законодательства.
2. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ» И ЕГО НАУЧНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Под оперативно-розыскными мероприятиями (далее ОРМ) понимаются закрепленные в Федеральном законе от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.
По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.
Содержательную сторону ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятие — в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» дается их исчерпывающий перечень.
Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего перечня не только обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность их деятельности.
В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» нет, а регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД, и затрагивает права и свободы человека и гражданина.
Розыскная деятельность следователя в процессе расследования преступлений
... - процессуального права и криминалистики, в частности Белкина Р.С. «Актуальные направления развития криминалистической методики и тактики расследования», Гаврилина Ю.В. «Организация и тактика розыскной деятельности следователя»; Железнякова Ю.Г. Оперативно-розыскная деятельность: некоторые проблемы ...
В связи с этим воспользуемся определением, которое нам предлагает коллектив авторов учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К., Синилов. По их мнению, определение оперативно-розыскного мероприятия должно выглядеть следующим образом: прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи. ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи, либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания.
Профессор Шумилов А.Ю. считает, что прослушивание телефонных переговоров является одним из предусмотренных п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ, заключающийся в конспиративном слуховом контроле посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, их фиксация с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач ОРД.
Другое определение ОРМ ПТП дают С.Ю. Вахрушев, А.А. Дмитриева: Оперативно-исследовательская деятельность ПТП — это относительно автономная и текущая оперативно-техническая разведывательная деятельность, осуществляемая специализированными оперативными подразделениями, требующая решения суда из-за ограничений конституционных прав граждан.
Опираясь на классификацию ОРМ, представленную В.Г. Бобровым, можно определить место «прослушиванию телефонных переговоров» в системе ОРМ.
— По продолжительности проведения ПТП — это длящееся ОРМ. На основании ст. 9 ФЗ об ОРД срок проведения ПТП не может превышать 6 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлён. Однако в науке на этот счёт высказываются иные мнения. Некоторые ученые считают, что время прослушивания нецелесообразно ограничивать шестью месяцами, т.к. расследование некоторых преступлений длится годами и нельзя лишать следователя возможности проводить действия, направленные на сбор доказательств. Специалисты в этой отрасли права считают, что время прослушки телефонных разговоров лучше определять по срокам предварительного следствия.
.По признаку гласности ПТП относится к негласным ОРМ, т.к. проводится в тайне от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются. Кроме того, разведывательный характер антитеррористической операции предопределяет секретность этого события.
Использование скрытых средств и методов исследования операций для противодействия преступности, наряду с публичными, является вынужденной мерой защиты общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства).
Должностные преступления
... таможенного органа понимается российский гражданин, способный по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. Наем граждан для работы в таможенных органах в качестве должностных лиц таможенного органа ...
Поэтому общество и государство сознательно переходят на использование строго определенных мер исследования секретных операций против общественно опасных действий, лиц, готовящих, совершающих и совершающих преступления.
В современном российском обществе четко проявляются две тенденции: настороженность в отношении деятельности спецслужб, осуществляющих негласную деятельность, и призывы разрешить такого рода структурам преступать установленные правовые ограничения под «знаменем» борьбы с контрабандой товаров, отнесенных к особо опасным видам, терроризмом и организованной преступностью (как они к нам, так и мы к ним).
На основании других классификаций ОРМ можно установить следующее:
по степени проникновения в криминально-криминогенную среду ПТП относится к поверхностным;
по направленности и характеру ПТП — это разведывательное ОРМ. Это выражается прежде всего в таком его назначении, как выявление информации о противоправных действиях, а также о лицах их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, т.е. речь идёт о сборе неких индикативных сведений с целью превращения их в фактический материал. Природа самой разведки ORM предполагает использование в основном секретных и конспиративных методов. Однако стоит отметить, что понятие «разведывательная деятельность» включает также вокальные приемы.
по субъекту проведения ПТП относится к ОРМ, проведение которых допустимо специализированными оперативными подразделениями, а именно на основании ст. 6 ФЗ об ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
по степени ограничения прав граждан ПТП относится к ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, а именно право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ);
по интенсивности использования технических средств ПТП — это оперативно-техническое мероприятие. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, могут применяться при контроле почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Однако предусмотренное федеральным законом об ОР разделение информации на другие сообщения, телефонные разговоры и информацию, передаваемую по техническим каналам связи, несколько устарело и не соответствует современным реалиям в области систем передачи информации. В настоящее время не совсем корректно говорить о четком разделении информации по способам передачи. Например, сотовая связь позволяет отсылать и принимать электронные письма, SMS-сообщения и факсы, а с помощью ЭВМ можно осуществлять телефонные переговоры (IР-телефония) и передавать факсы, в то время как сигналы, несущие информацию, могут поэтапно передаваться по радио-, проводным и волоконно-оптическим каналам связи. Таким образом, разговор, ведущийся с помощью IP-телефонии, не относится к телефонным переговорам, поэтому на данный момент ПТП к нему неприменимо;
Реферат система управления рисками в таможенном контроле
... ее роль в работе таможенных подразделений: показаны основополагающие системы управления рисками таможенных органов , даны определения понятиям «риска» и «управление рисками» , исследована нормативно правовая база , регламентирующая применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля , определены роль и место системы управления рисками в деятельности таможни. ...
по сочетанию ОРМ между собой ПТП — это относительно автономное мероприятие, хотя оно и может включаться в комплекс других операций, например, контролируемой поставки и др.
В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» не раскрывает. Данное определение регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД.
Юридическая природа этого негласного ОРМ предполагает его связь с ограничением прав и свобод человека и гражданина.
В то же время данные ОРМ не подрывают режима правового государства. Возможность ограничения прав и свобод граждан при определенных условиях допускает сама Конституция РФ. «Права и свободы гражданина, — говорится в ч. 3 ст. 55 «Основного закона РФ», — могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Более того, в ст. 8 Конвенции о правах человека от 1950 г. сказано, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В развитие конституционного положения о допустимости при определенных условиях ограничения прав и свобод человека и гражданина действующий ФЗ от 12 августа 1995 г. предусматривает важные гарантии принятия законного и обоснованного решения по данному вопросу. В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного ФЗ проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках преступной деятельности.
Следует отметить, что именно негласность мероприятий, проводимых оперативными подразделениями различных ведомств, вызывает недовольство со стороны противников ОРД. Более того, учитывая количество субъектов, имеющих право проводить ORA, можно полностью контролировать человека, что, очевидно, может привести только к осуждению со стороны общественного мнения.
В ФЗ об ОРД (ст. 7) понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.
Правоохранительная деятельность таможенных органов
... «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности. Для проведения исследования была поставлена цель: показать текущее состояние, проблемы, проблемы и указания для дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов. Для ...
Основаниями для проведения ОРМ «прослушивания телефонных переговоров» являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем задач ОРД, как выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (см. ст. 2 ФЗ об ОРД).
Для решения этих проблем также необходимо иметь достаточно мотивированное предположение о причастности людей к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, гипотетически несущих характер угрозы. В случае, если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач ОРД, а соответственно и проведения по этому факту ОРМ.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч .2 настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскной деятельности орган, осуществляющий ее, обязан получить судебное решение о проведении этой оперативно-розыскной деятельности или приостановить ее проведение.
Телефонное и другие виды прослушки разрешены только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать информацией о таких преступлениях.
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных разговоров и других разговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется УПК РФ.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных разговоров и других разговоров лиц, в отношении которых не возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания телефонных разговоров, о чем и составлен соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании решения суда, информируется компетентный судья.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Правовой основой использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел являются положения УПК РФ, регламентирующие поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, понятие доказательств и их виды, порядок собирания и проверки доказательств, ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007г. №368/185/164/481/32/184/97/147 (далее Инструкция).
Инструкция определяет, что при подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Процесс регистрации и официального использования информации, полученной в результате исследования операций, с обязательным шифрованием ее источников на практике называется «легализацией».
В законе отсутствует термин «легализация», а в исследованиях ученых процесс использования оперативных данных при расследовании преступлений обозначается терминами «документирование», «преобразование» или «толкование». Е.С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму, и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм.
Исходя из возложенных Правительством Российской Федерации на ФТС России функций таможенные органы осуществляют дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной задачей оперативно-розыскных подразделений таможенных органов является повышение эффективности мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов контрабанды и других преступлений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов,
Причинами низкой эффективности доведения до суда уголовных дел таможенными органами объясняется наличием объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить наиболее существенные:
недостатки в деятельности правоохранительных органов по организации расследования таможенных преступлений;
несовершенство уголовно-правового законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за таможенные преступления;
несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;
не отвечающее потребностям практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;
недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;
недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями — слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений
не отвечающее потребностям практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;
недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;
недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями — слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений.
В этих условиях повышается ответственность за правоохранительную деятельность российских таможенных органов, включая оперативные исследования, в ходе которых информация о таможенных правонарушениях раскрывается, фиксируется и консолидируется оперативным способом. Результаты оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов могут быть использованы при возбуждении уголовного дела, в ходе расследования для сбора и установления доказательств, а также в качестве руководящей информации при проведении следственных действий.
Оперативно-исследовательские подразделения таможенных органов накопили значительный опыт использования результатов ОРД при расследовании таможенных правонарушений.
Однако в настоящее время не решен ряд проблем, касающихся аспектов правового регулирования легализации результатов ОРД в расследовании преступлений, в том числе и таможенных, что отрицательно сказывается на использовании оперативных материалов при возбуждении и проведении следственных действий по уголовным делам.
Результаты FBO, предназначенные для использования в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве, должны содержать данные, позволяющие их проверить в условиях судебного процесса или проверить доказательства, установленные на их основе.
Результаты FBO, предназначенные для использования в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве, должны содержать данные, позволяющие их проверить в условиях судебного процесса или проверить доказательства, установленные на их основе.
Вместе с тем нельзя игнорировать и требования неразглашения информации, составляющей государственную тайну. При использовании результатов ОРД в расследовании правила о конспирации и секретности многих сведений могут вступать в противоречие с интересами полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, обнаружения истины. Таким образом, отсутствие нормативного регулирования порядка «легализации» оперативной информации в целях уголовного процесса в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, влечет за собой невозможность использования дознавателем (следователем) части информации, необходимой ему для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является сложным оперативно-техничеcким, длящемся мероприятием, требующее соблюдения процедуры получения судебного решения на его проведение. Особое внимание необходимо уделить процедуре получения судебного решения на проведение ОРМ ПТП, так как нарушение данного процесса может привести к недопустимости полученных доказательcтв в ходе проведения ОРМ ПТП и невозможности их использования в суде в качестве доказательств в уголовном процессе.
Проведение такого ОРМ как ПТП во взаимодействии с другими ОРМ такими как оперативное внедрение, а также агентурного метода добывания оперативно-значимой информации, в том числе и такому субъекту ОРД как таможенные органы может быть серьезным подспорьем в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений связанных с контрабандой товаров, выявлению устойчивых каналов контрабанды, установлению организаторов, исполнителей ни только на территории РФ, но и за её приделами (транснациональную преступность) привлечению виновных к уголовной ответственности за содеянные преступления.
Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является одним из самых эффективных ОРМ, используемых для сбора информации. Поэтому есть необходимые предпосылки для его дальнейшего изучения и совершенствования в целях более эффективного решения задач ОРД.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-kontrol-i-zapis-telefonnyih-peregovorov/
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993.
. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» — Москва: Проспект, 2011.
. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изменениями от 10 июля 2012 г.).
. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.03.2010).
-Москва: Проспект, КноРус, 2011.
. Таможенный кодекс Таможенного союза-Москва: Проспект, 2010.
. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г.
. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: История и современность. Учебное пособие Изд.-во ИПО «АВТОР» М.:1996.
. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2008.
. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2005.
. Большой юридический словарь.3-е изд., доп. И перераб. / Под ред. Проф. А.Я. Сухарева. — М.: ИНФА-М, 2010.
. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. / Е.С. Дубоносов. М., 2002.
.Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2003.