Современная жизнь выдвигает на первый план в обществе вопросы человеческого развития. В связи с этим проблема взаимодействия человека и общества приобретает особое значение. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.
актуальность данной работы.
Социальная значимость и проблемно-целевой принцип
как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности;
- расширяет границы культуры как объекта культурной политики;
- делает необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к такой системе регулирования и управления, который осуществляется путем обеспечения соответствующих условий.
Следовательно, из этого понятия определяется цель данного исследования – выявить принципы и функции социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, на примерах государственных и коммерческих учреждений культуры.
К сожалению, сегодня отраслевой подход, ограниченный культурой, продолжает доминировать, рассматриваемый как совокупность институтов и организаций, действующих на данной территории. Это значительно ограничивает возможности внедрения технологии социокультурного дизайна и использования ее потенциала для оптимизации культурной жизни.
задачи данной курсовой работы:
проанализировать литературу и практическую деятельность учреждений культуры.
на основе теоретического анализа проблемы обосновать и проанализировать современную социо-культурную ситуацию.
выявить и охарактеризовать теоретические понятия принципов и функций социально-культурной деятельности на примере практического опыта.
Проблема национально-культурной специфики речевой деятельности ...
... «несоответствие условий в разных культурах при включении в универсальную деятельность способствует созданию национально-культурных вариантов реализации идентичных видов деятельности. Национально-культурная специфика деятельностей проявляется, следовательно, в социально одобренных в данной локальной культуре стандартных способах совершения действий» ...
объектом исследования
Методы исследования, Степень иследовательности проблемы:
Курсовая работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается современная социокультурная ситуация и ее составляющие: поля и сферы деятельности, социальная – культурная деятельность учреждении как системы, которая содержит в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности; глава 2 содержит практический опыт и анализ социо-культурной деятельности учреждении культуры, выявленные функции и принципы.
Заключительной частью курсовой работы является общий вывод, содержащий общую концепцию решения проблем учреждений культуры, имеющих экономический и правовой статус. Кроме того, прилагается список использованной литературы, на основе которой проведено исследование и сравнительный анализ технологий, форм и методов работы в учреждениях досуга.
Базой исследования, Глава 1. Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
1.1 Современная социокультурная ситуация, и ее составляющие: поля и сферы деятельности
Понимание понятия «культура» предполагает изучение механизма так называемой «культурной экспансии». Этот термин означает осуществление определенной социокультурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциал которого не соответствует или не соответствует полностью.
Социокультурная ситуация — это многомерное социо-культурное в котором обитает человек (объект данного поля) и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:
- а) социально-культурную среду (поля деятельности);
- б)соответствующие сферы деятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социо-культурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).
Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социо-культурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свои качественные характеристики и выступают как относительно разграниченные области человеческой деятельности и взаимодействия с объективным миром культуры и других людей, представленные соответствующими социальными институтами.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социо-культурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля деятельности (которые одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
Трудовая деятельность человека
... трудовой деятельности. Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности, спустя некоторое время после начала работы, провоцирует появление признаков утомления - снижения уровня работоспособности человека ... утомляемости. Структурная схема терминов Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности: Труд, требующий большой мышечной активности Имеет место при ...
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Каждое поле социо-культурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
- Предметно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
- Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
- Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), где таковыми являются:
- образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);
- производственная (характеризуется видами производственных определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);
- досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);
- физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);
- информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Следовательно, социокультурная ситуация — это материальные, социальные, институциональные и духовные условия, которые окружают человека для его формирования, развития и самореализации. Компоненты социокультурной ситуации — окружающая среда и сферы жизни — одновременно являются сферами деятельности проекта.
Каждое социо-культурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены –
а) потенциалами (по каждому полю среды)
б)инфраструктурой – учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни, то есть школы, детские сады, библиотеки, Дворцы и Дома культуры (которые мы рассматриваем в данной работе).
В контексте конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, некоторые компоненты социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики.
1.2 Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения
Исторический и современный склад социально-культурной деятельности в России на государственном и негосударственном уровне имеет не только исключительную научную и документальную ценность, но и содержит опыт и фундамент великих деятелей искусства и культуры. Перед современными деятелями культуры стоит непростая задача обобщения, формулирования и обоснования наиболее фундаментальных закономерностей социокультурной деятельности, которая осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне, на коммерческой и некоммерческой основе.
Социально-культурная деятельность
... культуры получила толчок к реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, преемственность и дискретность. Постепенно восстанавливается такая важная сфера культурного пространства, как телевидение. Социально-культурная деятельность ... культурно-досуговых мероприятий, направленные ... процессе обучения, работы, - в ... от среды, под ...
практическому принципу,
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству, но подготовка специалистов культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном этическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний.
Многим специалистам социокультурного профиля, как организаторам социокультурных мероприятий, координаторам отраслевых, федеральных, региональных и местных программ, предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства в России. От уровня квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой деятельности, и конечно же, от прилагаемых ими усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков; региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп. Сложности профессиональной подготовки для работы с различными слоями населения обусловлены рядом обстоятельств. К ним, в первую очередь, относится необходимость глубокого понимания и адекватной адаптации содержания и технологий социокультурного образования самих социокультурных специалистов, которые складываются в культурной жизни общества. Этот процесс, подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных методов организации, но и ведение документации, как точности планирования и отчетности учреждений (государственных и негосударственных, но не частных), что дает стремление к развитию и углублению социально-культурологического компонента в традиционных для культуры областях художественного творчества и работы в целом. Сегодня с полным основанием можно говорить об инновационном характере, социальной значимости опыта, накопленного высшими и средними специалистами в этой относительно новой области социокультурных исследований.
Социокультурная деятельность как отрасль обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации. Она имеет объекты, предметы, методы изучения (в данном случаи, это учреждения культуры и их культурно-массовая работа), категориально-понятийным аппаратом, функциями и принципами всей социально-культурной деятельности, сложившимися в разных регионах собственной системой закономерностей определенных правил. В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства современной России в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории, но, к сожалению, такие сведения далеко ложные, так как ведение отчетности каждого учреждения культуры (муниципального) за частую не правильные и есть тому пример: 2008 год был объявлен «Годом Семьи», в связи с этим каждый месяц должно быть мероприятие, связанное именно с этой тематикой. Понятно, вышестоящим органам хочется чтоб каждое мероприятие проходило ярко и весело, но…проблема: 1) самое главное: отсутствие финансирования (из областного и городского бюджета), хорошо, есть внебюджетные средства, но заявку на подотчет финансовых необходимо определить смету расходов примерно за два месяца до проведения мероприятия, так как в г. Кирове существует только одна централизованная бухгалтерия Муниципальных учреждений культуры; 2) проведение яркого и красивого мероприятия зависит от идеи его создания, т.е. формы, сценария и места проведения, а на каком уровне будет написан сценарий мероприятия если его писал специалист со средне-специальным образованием и специальностью – фельдшер. 3) аудитория… как и с кем будится проводиться мероприятие, ведь афиша как информация не достаточна, а пользование Интернетом на ничтожно низком уровне у работников, не говоря о руководителях. От сюда следует: ряды патриотов своей культурно-массовой деятельности редеют с каждым годом, в «культуре» остаются единицы работников, имеющих образование по профилю, и из этого вытекающее последствие того, что каждый раз на мероприятие приходят не то чтобы десятки, а единицы посетителей.
Дипломная работа управление социальной сферой
... Основные отрасли социальной сферы - это здравоохранение, образование, культура, защита социально уязвимых слоев населения. Важность социальной сферы определяется ее влиянием на все стороны общественного воспроизводства: продукта, рабочей силы, производительность труда, культурную жизнь ...
В современной литературе, где для любой категории населения разработаны методики и планы различных мероприятий, целостный объект анализа не представлен. Само понятие «мероприятие» часто толкуется и понимается как развлечение, удовольствие, игра, свобода, рекреация и т.д. Это основано на очень простой идее: современное общество и каждый человек должны приобрести совершенно новый уровень потребностей. Но если опираться на данные современной науки, можно выделить более тысячи основных, базовых структурных элементов проведения мероприятий, как сферы досуга и темы могут быть различны, среди них спорт, рукотворчество, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д.и каждое из этих понятий имеет свою функцию и свой принцип. Существует бесчисленное множество разновидностей этих элементов, узоров и форм. Сколько вариаций фигуры? Например, в викторине их около шестидесяти, в конкурсе — более шестисот, а в игре — шестьдесят тысяч. Для многих подростков, молодежи, взрослых характерны сжатые сроки проведения досуга.
И мнение о том, что в современной социокультурной ситуации практически невозможно не вводить новшества в формах событий, становится неверным. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций формируется «внешний» социальный заказ из-за невозможности доминирования свободного времени для разработки программ и центров свободного времени. Так как в практике бывали такие случаи, что при проведении тематической развлекательной программы для малозащищенных слоев населения (инвалидов) к ведущему подходили люди, говоря при этом, что им не интересна данная программа. Но через некоторое время, проведя такое же мероприятие по тому же сценарию среди инвалидов, но только в молодом возрасте, оценка была более чем положительной.
Деятельность кадровых агентств в сфере управления человеческими ресурсами
... является изучение деятельности современных кадровых агентств в России. Объектом курсовой работы являются кадровые агентства. Предметом курсовой работы является деятельность кадровых агентств в сфере управления человеческими ... новые обучающие программы, новые рекрутинговые технологии, спортивные мероприятия для рекрутеров. Бизнес любого кадрового агентства состоит из трех основных компонентов: ...
По этому необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «мероприятие» и на этой основе соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта, которые зависят от организатора культурно-досуговой деятельности и от его профессиональных ценностей и целей. А Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые ожидает специалист, исходя из своего понимания сущности культуры, своей профессии, опыта текущей социокультурной ситуации, видения некоторых проблем в ней. При одних и тех же знаниях культуры, в зависимости от ценности и ориентации дизайнера, а также методов привлечения массовой аудитории на различные мероприятия решения видимой проблемы будет недостаточно. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
- а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;
- б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.);
- в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.
Глава 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры
Социокультурная деятельность как составная часть непроизводственной сферы — это инфраструктура социальной деятельности, направленная на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
- деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
- деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
- совокупность отдельных социальных рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкого круга сфер, институтов и услуг социальной сферы, в которых осуществляется социокультурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся:
культура,
Структура предпринимательской деятельности в социальной сфере
... как социальное явление. Предмет работы- структура предпринимательской деятельности в социальной сфере важно отметить, что социальные предприниматели формируют ... применение человеческих ресурсов. Следовательно, к последним относятся социально запрещенные группы, в том числе бедняки, этнические ... В соответствии с их смыслом они реализовали функцию обмена работой, где каждый нуждающийся имел возможность ...
досуг,
образование,
искусство,
физическая культура и спорт,
здравоохранение и социально-культурная реабилитация,
средства массовой информации,
туризм, гостиничный и ресторанный бизнес,
общественное питание,
природоохранная деятельность и другие.
Но в настоящее время происходит значительная переоценка значения досуга и отдыха как социокультурной категории в жизни общества. Долгие годы он служил придатком производственной сферы. Расширяется досуг как неотъемлемая часть всей социокультурной сферы, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. А в современной теории и практике чаще всего используется термин «свободное время»: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического опыта человека в данный момент. Соответственно, у деятелей муниципальных Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать «свободного времени» станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными).
И чтобы не допустить данные ошибки, необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки функций и принципов всей социально-культурной деятельности.
2.1 Функции социально-культурной деятельности
Комплекс социальных функций деятельности в области культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного культурными и образовательными учреждениями, демократическими институтами, организациями и общественными движениями. Этот опыт во многом основан на социально ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социокультурной сферы.
Слово » функция » фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его нюансы и значения в конечном итоге связаны с родовым смыслом: «отъезд», «деятельность». Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами:
Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.).
Во-вторых, эти компоненты взаимодействуют друг с другом для достижения конкретных и определенных целей.
В-третьих, получение конечной прибыли фиксируется как ключевая особенность функции.
Функции в их содержании отражают определенные направления и аспекты деятельности как отдельных лиц, так и социокультурных институтов, сообществ, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.
Функции определяют характер, характеристики и средства достижения цели, методы и приемы развития духовного богатства в процессе социальной и культурной деятельности. Они отражают социальные потребности каждого конкретного исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Следовательно, функции также играют роль своеобразного критерия оценки социокультурных процессов, эффективности работы ассоциаций и оздоровительных центров и их социально преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизни людей.
Правоохранительная деятельность как функция правового государства
... как цель правоохранительной деятельности. Уважение верховенства закона - это не только цель правоохранительной деятельности, но и одна из функций государства в целом. ... Российской Федерации как правового государства подчеркивает, что, прежде всего, принципы права превалируют в ее организации и деятельности. Задача формирования в нашей стране правового государства стала серьёзно обсуждаться только в ...
Многочисленные виды социальной и культурной деятельности выполняют определенные социальные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Кроме того, следует иметь в виду, что организация социально-культурной деятельности, особенно досуга, функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.
Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение качественно продуманного, мобилизационного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее (внеучебное) время.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Неслучайно сегодня многие современные клубы и досуговые ассоциации представляют собой независимые и автономные творческие организации, созданные на основе общности интересов. Интерес определяет эффективность процессов взаимного обучения и взаимного обучения, формирования общественного мнения, социальной и культурной активности людей.
Функции могут меняться с течением времени: от аварийного до обучения до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
постоянные,
основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),
вспомогательные,
временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Все они носят ярко выраженный эволюционный характер, характеризуются взаимосвязанностью и взаимозависимостью в целостном процессе формирования личности, мобильностью и изменчивостью под влиянием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.
Каждый из них, имея свою цель и задачу, так или иначе подчинен развитию и саморазвитию личности, его социальному самоутверждению.
Творческий принцип социальной и культурной деятельности включает в себя множество основных опорных элементов: кино, телевидение, техническое творчество, спорт, прикладную работу и художественное творчество. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. Издавна культура и досуг у людей ассоциировались со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно отнести к сфере их свободного времени.
Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский);на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени).
Принципы деятельности и функции коммерческих банков
... деятельности коммерческие банки руководствуются определенными принципами, соблюдение которых позволяет обеспечить достижение основной цели: получение прибыли. Основополагающий принцип коммерческого банка - действовать в пределах фактически имеющихся ресурсов. Коммерческие банки ... снижая при этом расходы на обращение. Коммерческие банки выполняют свои функции при проведении широкого спектра операций. ...
Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества в муниципальных учреждениях культуры).
системного, средового, ситуационного, дифференцированного и т.д.
К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:
коммуникативная,
информационно-просветительная,
культуротворческая,
рекреативно-оздоровительная.
В зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от её содержания и наличия возрастных, и профессиональных условий, основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально функций, благодаря которым, в конечном счете, обеспечивается достижение конечного результата.
коммуникативная функция.
Если на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, библиотеках, парках и т.д.).
На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.
информационно-просветительная функция
культуротворческая функция
Следует помнить, что в сфере социокультурной деятельности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, по шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида
организованной творческой деятельности детей и взрослых. На эти формы досуга активно влияют кино и телевидение.
Культурная деятельность людей решает ряд важных социальных проблем. Он с лихвой компенсирует отсутствие возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка и взрослого. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.
рекреативно-оздоровительная функция
В любом случае организаторы социально-культурных мероприятий создают рациональные и активные виды досуга, основанные на добровольном, но контролируемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д. Реализация оздоровительно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, туристическими и туристическими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные бытовые ситуации.
Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности, соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.
На протяжении последних лет вместе с развитием функций социально-культурной деятельности динамично изменялись и функции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, составляющим суть профессии специалиста социально-культурной сферы.
экономическая функция
Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга . Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной региона и т. д.
Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга
обеспечения досуговых форм художественного любительства населения
организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме.
Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.
На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов.
2.2 Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика
Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности.
Принципы — это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.
В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, функционирование того или иного социального института.
Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов