Лидерство как феномен группового развития

Курсовая работа

В последнее время все чаще появляются такие понятия, как «лидер», «лидерство», «имидж лидера», «лидер-лидер» …

Со времен Плутарха издаются труды историко-историографической структуры, посвященные анализу роли выдающихся личностей в историческом процессе. Феномен лидерства интересовал и продолжает интересовать многих ученых, в том числе: Аристотеля, Макиавелли, Вебера, Фрейда. От Платона и Аристотеля до философии права Гегеля различные аспекты лидерства рассматривались в контексте понимания природы и сущности власти.

Слово лидер происходит от английского лидера, что означает лидер, лидер. Это понятие в нескольких словарях трактуется как «лидер», «голова», «идущий впереди», «лидер», «первый» в чем-то.

«Лидерство можно рассматривать как естественный социально-психологический процесс в группе, построенной под влиянием личного авторитета человека на поведение членов этой группы. Если рассматривать лидерство как процесс, то в его основе заложена способность лидеров притягивать к себе людей, вызывая чувство восхищения, обожания, поклонения, а нередко — страха» Фадеева Е.И. Социально-психологические основы деятельности лидера — лидера: учебник. М.: УЦ «Перспектива», 2008.- С..3.

С давних времен общество знает три способа выдвижения лидеров, вождей: борьба за лидерские позиции насильственными методами — это война; второй — упорядоченное наследование по признакам родства, старшинства, святости, преемственности; третий — выборы по законам демократии, древней и примитивной или же современной, сложной и изощренной.

Kаждый коллектив является социальным феноменом, поскольку является целостным и самостоятельным организмом — малой социальной группой.

Каждая малая социальная группа имеет определенные социально-психологические характеристики, качество которых напрямую определяет ее социальную эффективность, как коммерческую, так и духовную.

При формировании социальных групп, выдвигается лидер. Он обладает чертами и социального лидера, и политического лидера, он должен выступать объединителем коллектива, защитником своих интересов, организатором своей деятельности.

Лидер поддерживает прямую связь между коллегами и администрацией, исполнительной и законодательной ветвями власти и органами местного самоуправления.

Лидерство — это не только способность вести за собой других, но и способность управлять своей жизнью. Теоретически вопрос возникает неоднократно: «лидер родился» или «лидер сделан». Некоторые обладают лидерскими качествами, в то время как другие при правильном сочетании образования, обучения и лидерского опыта могут быть «созданы» и сформированы.

7 стр., 3444 слов

Понятие и сущность лидерства

... основе целей общего видения и стратегии изменений. 1. Что такое лидер и лидерство Лидерство - это способность влиять на отдельных людей и группы людей, чтобы мотивировать их ... культуры и управлении ею играет лидер. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет разные функции. Эффективность лидерства напрямую связана со способностью лидеров проводить организационное и межличностное ...

Можно ли управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти?

Тем самым, можно будет определить, являются ли эти качества врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировки) сформировать эти качества в любом другом человеке.

Задача социального становления молодежи стала особенно важной для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Формирование лидеров в обществе — это не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, причем в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшняя молодежь — будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, — владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.

Лидер молодежного объединения — это человек, который руководит своими товарищами, друзьями и членами своего объединения.

Он лучше других понимает, что и как сделать жизнь в детском коллективе интересной, насыщенной и разнообразной.

Лидер всегда организатор. Но чтобы хорошо организовать других, лидер должен быть высокоорганизованным человеком. Приведенный ниже материал поможет молодым лидерам овладеть этими навыками.

Цель данной работы — определение лидерства как феномена группового развития

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

  • изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства;
  • определение роли лидера в руководстве социальными группами;
  • сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

1. Основы деятельности лидера

1.1 Типы лидерства

Есть много аспектов лидерства, которые определяют разнообразие его типологии. Чаще всего и часто применяется выделение его трех типов, которые называют ролями лидера:

1. Корпоративное лидерство характерно для групп, которые исходят из производственных целей. В основе его лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство оказывает наибольшее влияние на эффективность лидерства.

2. Эмоциональное лидерство проявляется в социально-психологических группах, основано на человеческих симпатиях, на привлекательности межличностного общения. Лидер излучает тепло, вселяет уверенность, снимает психологическое напряжение, создает атмосферу психологического комфорта и вселяет уверенность.

Ситуативное лидерство может носить как коммерческий, так и эмоциональный характер. Его отличительная черта — нестабильность, временное ограничение, связь только с определенной ситуацией. Он может возглавить группу только в определенной ситуации, например, в случае общей неразберихи во время пожара.

4 стр., 1733 слов

Лидерство в малых группах

... группу. В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице, могут возникать неудовлетворенность работой, увеличение конфликтности. Под лидерством в самом широком смысле понимается деятельность ... иной член группы, тем выше его статус в группе. 2.Лидерство в малых группах Одна из ключевых проблем психологии управления - проблема лидерства. Лидер организует, побуждает группу решать ...

Существуют и другие классификации лидеров в зависимости от типа лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер- эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом,идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

В основу типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным легли три различных критерия: по содержанию; по стилю; по характеру деятельности лидера.

По содержанию: лидеров-вдохновителей, разрабатывает и предлагает программу поведения; лидеров-исполнитель, организует выполнения уже заданной программы лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

Авторитарный лидер требует монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения.

Его главное оружие — «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха

Авторитарный стиль экономит время и позволяет прогнозировать результат, но при использовании подавляет инициативу последователей и превращает их в пассивных исполнителей.

Демократический стиль, по мнению большинства исследователей.

Является более предпочтительным. Эти лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в отношениях с членами группы.

Они организуют участие всех в деятельности группы, они не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее между всеми членами группы, создают атмосферу сотрудничества.

Этот стиль усиливает личную приверженность выполнению работы за счет участия правительства, но для принятия решений требуется гораздо больше времени, чем при авторитарном стиле.

Для пассивного стиля характерно отсутствие похвалы, цензуры и предложений. Такой руководитель старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Его установка по возможности незаметное пребывание в стороне. Он избегает конфликтов с людьми и отстраняется от анализа конфликтных случаев, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Такой стиль позволяет самым компетентным подчиненным начать свой бизнес без его вмешательства. В этом случае группа может потерять скорость и направление движения без вмешательства руководства.

По характеру деятельности различают:

  • универсальный тип, который постоянно проявляющий лидерские качества;
  • ситуативный, который проявляет качества лидера лишь в определенной ситуации.

В жизни современного общества можно выделить два психологических аспекта: влияние индивида на социальные и политические процессы, в которые он включен, и возможность влияния групп людей на социальные и политические изменения в обществе.

Лидеров у власти условно делят на два подтипа: эгоцентрические и социоцентрические. Эгоцентрический тип лидера ориентирует власть на себя, рассматривая ее как инструмент компенсации неполноценности, изначальных физических или психологических недостатков личности, которые мобилизовали ее набольшие достижения (эта идея высказывалась 3. Фрейдом, Лассауэллом).

9 стр., 4470 слов

Особенности управления человеком и группой

... желаемое направление деятельности организации и оперативно корректировать неверные решения.[5] Лидер - это человек, который имеет ... такой бизнес и уметь принимать решения в условиях неопределенности. В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент ... группе рассмотреть основные принципы управления дать понятие группе и рассмотреть виды групп Актуальность данной темы проявляется в том, что ...

Некоторые авторы считают эту точку зрения узкой, не отражающей всей сложности жизни. Власть может рассматриваться эгоцентриком и как средство получения материальных и нематериальных благ /слава, престиж, популярность, доступ к высшим слоям общества и др./ и как способ господства над другими, получение удовольствия от чьей-то зависимости по отношению к себе.

Смысл деятельности социометрического подтипа правителя у власти — служить Отечеству, выполняя общественный долг.

В «чистом» виде оба подтипа почти не встречаются. Вы можете одновременно служить Родине, народу и почувствовать желание прославиться, обогатиться.

Особенно очевидна и значима ведущая роль в критические и переходные моменты развития страны. В этот период события, ритм, формы и время преобразований носят личный характер. В такие периоды власть перестает быть анонимной, и личная ответственность лидера перед компанией за принятие решений и результаты деятельности возрастает.

На критических этапах общественной жизни активизируется лидер популистского типа. Он является кумиром «толпы», умеющий добиться от нее поддержки и доверия. Политический эффект обычно достигается с помощью сиюминутных средств. Этот тип лидеров достаточно распространен и признан в России. Это явление связано с рядом особенностей экономического, политического и культурного развития страны, с ее традициями, своеобразием русского национального характера, со специфической русской ментальностью.

Под менталитетом понимается: особенности мышления и его оригинальность, эмоционально-ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления человека и группы людей. Ментальность — это не только «призма», через которую человек воспринимает мир, но и психика управляет самой мыслью не только человека, но и всей группы. Мысль помогает человеку познать мир, а менталитет — это восприятие мира, его интерпретация.

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель» выступает в образестрогого, но любимого отца, он способен внушить человеку уверенность в себе, вытеснив отрицательные эмоции; основанием для его выдвижения является любовь.

2. «Вожак» — в таком лидере люди видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту; личность лидера является носителем этих стандартов, ему стараются подражать.

3.«Тиран» — внушает окружающим его людям чувство повиновения, страха, его считают сильным; лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его боятся чаще всего, ему подчиняются

4. «Организатор» — лидер данного типа выступает, как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство тревоги, вины; такой лидер пользуется уважением.

5. «Соблазнитель» — играет на слабостях других, ему удается снимать конфликты, эмоциональное напряжение; у него много недостатков, но «соблазнителя» обожают, не замечая их.

6. «Герой» — готов жертвовать собой ради дела, ради людей, такой тип лидера проявляется чаще всего в ситуациях группового протеста (благодаря храбрости лидера, другие члены группы ориентируются на него, видя в его поведении «стандарт» справедливости); лидер-герой увлекает за собой людей.

13 стр., 6395 слов

Сравнительный анализ теорий лидерства

... концепция лидерства» раскрываются основные положения первых теорий лидерства, связанных с концепцией великого человека. Во втором параграфе «Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и психологические концепции)» дается характеристика теорий, основанных на признании качеств лидера, которые ...

7. «Дурной пример» — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других людей.

8. «Кумир» — притягивает, заражает, увлекает и влечет; его любят, идеализируют, боготворят.

Лидер и группа: эти два понятия всегда рассматриваются вместе, поскольку лидер является важным звеном в социальной группе. Рождение любого человеческого сообщества порождает появление лидера.

Расширение функций группы, сфер деятельности определяет «рост» количества менеджеров, как формальных, так и неформальных. Если формальный лидер получает полномочия руководить людьми из рук руководителей более высокого уровня, тогда они становятся неформальными на основе признания других. И тот и другой лидер призваны вести за собой людей.

Лидерство — это не набор навыков и способностей, а такие качества характера, как способность рисковать.

Лидерство — это не менеджмент, который фокусируется на том, чтобы заставить людей делать «правильные вещи». Лидерство направлено на то, чтобы заставить людей делать «правильные вещи».

Лидера можно охарактеризовать эмоциональностью, предпринимательскими качествами, умением привлекать людей своей эрудицией и осведомленностью.

1.2 Компоненты лидерства

Лидерство многогранно, и у каждого лидера есть свои черты характера, навыки, индивидуальные особенности, приемы и методы взаимодействия с людьми. Несомненно, некоторые характеристики лидера можно квалифицировать как наиболее значимые.

Формирование лидера, несомненно, проходит в определенных социально-психологических условиях, оказывающих влияние на личность, предопределяя его психологические характеристики:

  • предшествующий опыт лидера;
  • «политический климат», в котором лидер стартовал и формировался;
  • базовые политические /концептуальные/ убеждения лидера;
  • политический стиль /склонен: работать в одиночку, к детальному изучению проблемы, к закрытости или открытости своей деятельности/;
  • мотивация к достижению лидирующих позиций;
  • реакция на стрессы и давление;
  • способ достижения своего положения.

Рассмотрим ведущие компоненты характеристики лидера

Внешние данные — фотогеничность, прическа, умение одеваться в соответствии со статусом, умение носить одежду; рост, осанки, физическое и психологическое здоровье.

Коммуникативные качества — умение говорить легко, без записок; обладание высокой культурой речи, живым неказенным языком; спокойствие, уверенность в общении; доступность, умение устанавливать контакты с людьми; присутствие чувства юмора; умение отвечать на вопросы и замечания по существу.

Интеллектуальные качества — способность к анализу, наличие гностических способностей — умение быстро и точно распознавать предметы и явления; находчивость, дивергентность (нестандартность) мышления и др.

Волевые качества — способность человека сознательно регулировать свое поведение и деятельность, способность преодолевать внутренние и внешние трудности при исполнении намеренных действий и действий.

Нравственные качества — патриотизм, порядочность во взаимодействии с людьми, личное достоинство — основа авторитета, терпимость, надежность и др.

6 стр., 2552 слов

Лидерство. Теории лидерства

... лидерства сосредоточен на поведении лидера. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его поведением по отношению к подчиненным. Важным вкладом поведенческого подхода в теорию лидерства ... социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные лидеры проявляли разные личные качества. Ученые пришли к выводу, что ...

Личное обаяние — приобретенное достигается богатством, статусом именем репутацией; личное носит индивидуальный характер, существуя с богатством, властью…, но может существовать и без них. Личное обаяние часто связывают с таким феноменом как харизма.

Существует много версий определения лидерства, и каждый автор делает акцент на наиболее значимые, по его мнению, факторы и процессы:

  • личность и происхождение лидера;
  • процесс, благодаря которому человек стал лидером;
  • характерные черты групп и отдельных людей, которыми руководит лидер;
  • характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит;
  • личная ответственность за принятые им или его «командой» решения;
  • степень готовности содействия и помощи членам «команд при выполнении, ими принятых, решений.

2. Теория происхождения лидерства

2.1 Теория черт

лидер социальный общество

На протяжении многих лет ученые пытались определить основные характеристики лидера.

Существует несколько теоретических подходов к пониманию такого явления, как «лидерство». Первая теория — «теория черт» иногда называется «харизматической теорией».

«В начале ХХ века так называемые «теории великого человека», утверждали, что лидерские качества передаются по наследству. Эти теории трансформировались в теорию черт характера, в которой не уточнялось, были ли лидерские качества врожденными или приобретенными.

В настоящее время теория черт лежит в основе харизматического или трансформационного (преобразующего) лидерства Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. Пер. с анг. Под ред. проф.Т.Ю. Базарова. — М.: ЮНИТА-ДАНА,2004. — С.561, С 563.

«В 1950-е годы нарастающее чувство неудовлетворения, вызванное теорией черт, определило интерес исследователей лидерства к бихевиоризму. В это время были описаны два различных стиля лидерства: поведение, ориентированное на подчиненных; поведение, ориентированное на задачу. Главный вывод состоял в том, что большое удовлетворение приносит лидер, ориентированный на отношения» Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. Пер. с анг. Под ред. проф.Т.Ю. Базарова. — М.: ЮНИТА-ДАНА,2004. — С.563.

Два из этих крайних подходов породили третий, так называемую системную теорию лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

Согласно этой теории, лидером может быть человек с определенными личностными характеристиками.

В американской социальной психологии делаются попытки зафиксировать лидерские качества с целью их стандартизации и выбора методов тестирования для будущей диагностики и отбора людей — потенциальных лидеров. Теория черт отводит руководителю-лидеру роль человека, обладающего совокупностью определенных черт, качеств, которые выделяют его из числа рядовых личностей:

  • ум или интеллектуальные способности;
  • способность господствовать или преобладать над другими;
  • уверенность в себе;
  • активность и энергичность;
  • компетентность, знание дела.

Пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди, обладающие этими качествами, остались последователями, но не стали лидерами. Наиболее интересный результат был получен известным в США Уорреном Беннисом, который исследовал 90 успешных лидеров и выделил четыре группы лидерских качеств:

3 стр., 1312 слов

Командообразование и лидерство в трудовой группе

... поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Таким образом, различие понятий «лидер» и «менеджер» достаточно велико. Действительно, лидерство и менеджмент в организации ... в деятельности руководителя и менее ярко - в деятельности руководителя. Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные ...

  • управление вниманием или способность так представить сущность результата, цели и направления деятельности, чтобы это было привлекательным для подчиненных;
  • управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи, видения, чтобы они были поняты и приняты подчиненными;
  • управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  • управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих сильных сторон умели привлекать другие ресурсы, в том числе и ресурсы других людей.

Последующее исследование привело к разделению на четыре другие группы качества: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные, личные и деловые.

Г. Дженнингс заметил, что «теория черт» больше отражает черты экспериментатора, чем черты лидера. В противовес «теории черт» была выдвинута теория «лидера без черт». К сожалению, возник вопрос, откуда берутся лидеры, в чем основа этого явления.

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются.

Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии — сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. Во многих случаях люди, отмеченные сильной волей, умом и другими добродетелями, не становились лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, которые превосходят лидеров по интеллекту, способностям, но не имеют статуса лидера.

2.2 Ситуационная теория лидерства

На смену теории черт пришла «ситуационная теория лидерства». Предыдущая теория не была полностью опровергнута, но тем временем утверждалось, что лидерство является продуктом ситуации. Приверженцы «ситуационной теории» считали, что лидер-лидер действует в соответствии с ситуацией, которая создает для него спрос, препятствия и открывает возможности. Эта теория не принимала во внимание тот факт, что не только ситуация порождает лидерство, но и личность лидера может создать ситуацию. Г.Дженнингс считал, что великие события — это «всегда брак между человеком и временем». Великий руководитель, по его словам, чувствует ситуацию и знает, когда можно ее использовать, превратить в свой ресурс. Поэтому личностные характеристики и качества лидера относительны. Ж. Пиаже раскритиковал эту теорию, предположив, что такой подход полностью снимает вопрос об активности собственной личности лидера, которая превращается в «флюгер».

Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который в середине 60-х гг. предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля.

31 стр., 15365 слов

Предупреждение и разрешение конфликтов в организации

... отдельных общественных групп, менталитетом компаний, отраслей. В то же время конфликты в организациях характеризуются своей неоднородностью среди сотрудников, и это касается в основном сотрудников творческих профессий. Процесс надлежащего управления конфликтами в организациях ставит новые ...

Согласно теории Фидлера, стиль руководства остается относительно постоянным и практически не меняется от ситуации к ситуации, поскольку он отражает основные принципы мотивации человека: мотивацию к отношениям и мотивацию к работе.

Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.

Ситуационные переменные: отношения в коллективе; властные полномочия; структурированность работы.

Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет в зависимости от сложившийся ситуации подбирать руководителя. При этом основным критерием подбора является соответствие стиля руководителя конкретной производственной ситуации. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя.

Согласно этой теории, лидерство — это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер — это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), «оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил». Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой;
  • вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще;
  • человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», и они ведут себя так, что им действительно «дают посты».

Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

2.3 Системная теории лидерства

Согласно третье «системной теории лидерства», лидерство рассматривается как функция группы, а значит, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, но, в то же время, структура личности лидера не отрицается.

Интересны рассуждения Д. Оффера, рассматривающего об «Я» лидера как «общую сумму восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к себе» и разделяющего их на шесть составляющих:

  • физическое «Я» (представление о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости);
  • сексуальное «Я» (представление о своих притязаниях и возможностях в данной сфере);
  • семейное «Я» (взаимоотношения в родительской и собственной семье);
  • социальное «Я» (способность к совместной деятельности другими);
  • психологическое «Я» (представление о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, страхах, конфликтах):
  • преодолевающее конфликты «Я» (способности к творческому преодолению конфликтов, нахождению новых нестандартных решений для старых проблем)

«Теория определяющей роли последователей» видит перспективу не в личности, а в запросах, ожиданиях последователей руководителя-лидера, ведомых им, принимающих или отвергающих его. По этой теории, лидером становится человек, наиболее успешно ориентирующийся на других. Именно группа выбирает лидера, соответствующего ее интересам и ценностным ориентациям, руководителем-лидером становится приспособленец, карьерист, формирующий в себе качества, соответствующие конъюнктуре». Фромм Е.И, Психоанализ и этика. — М.: «Прогресс», 2003. — с 415

6 стр., 2973 слов

Проблемы лидерства в современных международных отношениях

... Д.М. Роль лидера в процессе принятия внешнеполитических решений (на примере Французской Республики) // Власть. 2009. № 10. С. 118.. Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира В различных странах ... великой державой». Точно так же они позиционируют себя в международных организациях, например, во Всемирной торговой организации. В Повестке дня на 2011 г. и ежегодном докладе ...

Это «флюгерный тип» лидерства.

«Синтетическая теория» требует учитывать как черты руководителя-лидера, так и специфические условия, в которых он действует. Важным фактором, согласно этой теории, является социальный и психологический характер группы окружения лидера.

Как в зарубежной, так и в отечественной науке не выработаны единые системные подходы к пониманию феномена лидерства, хотя наш жизненный опыт нередко позволяет в процессе общения с человеком почувствовать в нем лидера.

Системная теория лидерства — компромиссный вариант. Лидер в этой теории — это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения. Выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:

  • сумеет скоординировать ее активность;
  • обеспечит безопасность ее членов;
  • даст им веру в будущее.

Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.

3. Лидерство в социальном служении

Социальное служение играет важную роль в воспитании лидерских качеств, позволяет не только получить знания по управлению коллективом, но и стать его реальным лидером. Молодежь редко привлекается к участию в представительных органах, как общественно-политической самоорганизации, так и государственной власти. О молодежи чаще всего вспоминают в период избирательной кампании, поскольку получить поддержку трети избирателей страны — мечта любого политика или государственного деятеля.

Социологические исследования показывают, что около 50% молодых людей считают, что лидирующее положение в обществе можно достичь благодаря организаторским способностям, активности, честолюбию. Именно эти позиции заложены в социальном служении, являющемся важным фактором воспитания лидера.

Социальное служение не может обойтись без лидера. Лидер защищает интересы своей группы, выступает в роли её «вождя», поскольку участники перекладывают на его плечи свои заботы. Лидер — лучший хранитель и представитель программных идей объединения. Даже внешний вид лидера может улучшить имидж организации и страны в целом.

Для поддержки популярности лидера необходимы позитивные результаты, хотя бы небольшие успехи, усиливающие его авторитет и влияние на массы, что обеспечивается, прежде всего, социально значимой деятельностью членов организации. Благодаря общественной организации усиливается личный имидж лидера: создается ситуация успеха, достигнутого под его руководством и связанная с его именем; олицетворяется мощь организации; возникает возможность участия в образовательных (в том числе международных) программах, публикации статей, книг, вхождение в рабочие группы, комитеты Правительства, Федерального Собрания, в правления корпоративных организаций и др.

В современном мире ведущими становятся лидеры досуга, лидеры потребления, которые создаются, сознательно конструируются конкретными людьми. «Пресс-агенты переписывают фамильные истории, занимаются клубами фанов, производят для них журналы с миллионными тиражами, пишут вместо звезд их «автобиографии», находят для них оптимальные образцы поведения. Звезда — это напряженный процесс создания образа». Общественным организациям необходимо создавать свои образы лидера действия. Современное общество становится технологически сложным, поэтому вперед должны выходить люди, занятые инновационным трудом: ученые, инженеры, писатели.

Лидерство — вершина иерархии человеческих потребностей. А удовлетворение высших потребностей возможно лишь тогда, когда происходит удовлетворение потребностей более низкого уровня. «Испытывающий в чем-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения»

Физиология: еда, вода, кров, секс.

Безопасность: возможность контроля над ситуацией.

Любовь: принадлежность семье, друзьям, любовникам (переходный период от индивидуального к социальному).

Признание: восхищение других, удовлетворение честолюбивых желаний.

Самоактуализация: касается самых долговременных целей, рассчитанных на полное использование потенциала.

Выделяются четыре этапа личностного развития лидера в общественной организации: 1) лидер-агитатор; 2) лидер-энтузиаст (фанатик); 3) лидер-администратор (руководитель); 4) лидер действия (политический деятель):

Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в которой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Группа молодежи только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда официальные руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.

В Рабочей книге участника конференции Ассоциации юных лидеров Рабочая книга участника конференции, поток первый: учебно-практическое пособие. — М.:МОО «Ассоциация юных лидеров» 2001. — с 16-17 выделяются 4 роли лидера общественного объединения: 1) лидер как личность (уделяет внимание развитию в себе лидерских качеств); 2) лидер как тренер (помогает другим приобретать новые качества и совершенствоваться); 3) лидер как руководитель группы (контролирует процесс выполнения групповых заданий); 4) лидер как преобразователь (способствует постоянному улучшению процесса работы).

Можно выделить три аспекта имиджа современного лидера общественной организации России: портретный, профессиональный, социальный.

Профессиональный аспект лидерства предполагает специальную подготовленность к выполнению лидерских функций и включает: компетентность, целеустремленность, деловитость, работоспособность, опытность, знания, интеллектуальные, ораторские способности и др.

Современный лидер:

  • гармонирует с духом времени, с оценками и представлениями окружающих: быстро принимает решения и отвечает за их выполнение;
  • имеет опыт общения, привлечения новых людей, способен сформировать команду;
  • способен вести людей за собой;
  • имеет возможность через Интернет напрямую общаться со своими членами: собирать их просьбы, отвечать на вопросы, давать поручения. Обратная связь — залог эффективного развития организации.

Лидер должен четко представлять цель, которую нужно достичь, предвидеть препятствия и привлекать необходимые ресурсы к её достижению. При этом люди, работающие с лидером, должны осознавать, что они трудятся над воплощением задачи, поставленной не одним человеком, а целым коллективом.

В отличие от подготовки лидеров только как лидеров (без досконального исследования конкретики сферы деятельности), лидерство в обучении служению, лидерство в служении — это занятость лидера, воспитание не человека слова (трибуна), а человека дела (труженика), поскольку лидер общественного служения всегда занят делом, берет на себя ответственность за решение сложных проблем, в том числе материальных.

Можно условно выделить четыре этапа становления лидера в общественном служении: 1) лидер-автор идеи общественного служения — 2) лидер-руководитель проекта — 3) лидер-руководитель группы добровольцев — 4) лидер-руководитель организации.

Система самоуправления «имеет несомненную ценность, поскольку развивает в данных реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, признание права другого и терпимость по отношению к другим, уважение к закону и авторитету, чувство ценности порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха»9.

Основная задача самоуправления — развитие в личности правового чутья и чувства ответственности. В грамотно организованном самоуправлении взрослые становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому специально создаваемые детско-молодежно-взрослые оргкомитеты (штабы, центры и т.п.) общественного служения должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в служении средоточение своих жизненных интересов. Именно общественная составляющая позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, инициативность, уважение к праву и закону. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру.

Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в процессе общественного служения — управление молодежью, а не служением. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления.

Основные направления социального служения студентов:

Благотворительность, добровольчество, миротворческая деятельность, правозащитная деятельность.

Лучшие структуры имеют множественные позиции лидерства, таким образом, много талантливых людей могут одновременно реализовывать идеи общественного служения. Это также увеличивает возможность привлечь большее количество добровольцев.

Общественно значимая деятельность — это всегда необходимость изменить естественные личные целевые установки, ограничить свое внешнее «Я» в пользу сверхличного. Служение обществу — это долговременная цель, ограничивающая непосредственное влечение более отдаленными и длительными интересами целого.

3.1 Руководство и лидерство

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов — лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д. Парыгина:[12]

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации..

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды ( ею и является малая группа).

Руководство — это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель — явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство — средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором — отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры — это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.[13]

В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность — дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе — логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз).

Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

Для начала, дадим понятие руководству. Можно привести множество определений из разных источников. К примеру, рассмотрим следующее. Руководство, или лидерство, — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М.: «Знание», 2005 — С . 87.

Прежде всего, руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей.

Другим элементом руководства является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства.

Третий элемент руководства — обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть.

Как видно из данного выше определения, конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации — это и есть стиль руководства персоналом, о чем дальше и пойдет речь.

Заключение

Перечисленный в этой работе набор человеческих качеств составляет основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

Ситуация в России такова, что на смену опыта должны придти новые сильные, здоровые лидеры.

Многих отечественных педагоги и психологи создали теорию становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С. Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующемся коллективом.

Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: до сих пор не разработано универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства; руководство — основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой.

Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

Теме лидерства посвящены многие работы, как российских, так и зарубежных авторов: психологов, социологов, политологов.

Большая пятерка (пятерка лидерских качеств) — это факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка».

Наиболее интенсивное изучение проблемы лидерства ведется в рамках таких прикладных направлений социальной психологии, как психология менеджмента и организационная психология. Одной из центральных проблем в данной связи является соотношение феномена лидерства и функции управления.

Задачей же лидерства является обеспечение перспективного развития организации, в силу чего лидер должен обладать выраженной способностью к «видению» — созданию образов и ментальных моделей будущего, причем достаточно отдаленного будущего не только возглавляемой им социальной структуры, но и всей среды ее жизнедеятельности. При этом для лидера важно не только сформировать собственное видение, но и увлечь им других, мотивировать людей на достижение отдаленных целей, сделав их своими последователями и соратниками.

Решение последней задачи под силу только личности, в высокой степени обладающей подлинной «властью авторитета» и большим идиосинкразическим кредитом доверия у членов сообщества. Оптимальной, с точки зрения эффективности лидерства, является ситуация, в которой личностный авторитет лидера подкрепляется высокой официальной статусной позицией — т. е. «авторитетом власти». В отличие от «управленцев», лидеры обычно сконцентрированы на людях и их потребностях — «человеческих ресурсах» организации в большей степени, чем на материальных аспектах производственного процесса, а контролю предпочитают делегирование полномочий. В отличие от управления, лидерство, по мнению Р. Хейфеца, всегда имеет творческий характер

При том, что изложенные соображения актуальны для психологов, специализирующихся в области организационного консультирования, их следует принимать во внимание любому социальному психологу, поскольку это позволяет не только лучше понять реальный групповой «расклад» с точки зрения отношений влияния и власти, но и крайне необходимо при разрешении конфликтных ситуаций и решении задач, связанных с оптимизацией и развитием интрагрупповой структуры.

В ходе работы над данной темой была изучены:

  • литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и западных авторов;
  • определены особенности лидерства как феномена группового развития;

В конечном итоге, цель данной работы — определение оптимальных социально-психологических основ лидерства

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/fenomen-liderstva-i-rukovodstva/

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник / Г.М. Андреева. — М. : Аспект-Пресс, 2008 (гриф МО РФ).

2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения [Текст] / Н.Н. Богомолова. — М. : МГУ, 1991. — 126 с.

3. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. — М.: Социальный проект, 2004.- 160 с.

4. Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. — М., 2011

5. Кричевский Р.Л., Если вы, руководитель. М.: Логос, 1993. — 87 с.

6. Немов Р.С. Психологический словарь.-М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС.2007.-560с.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально — психологических теорий. — М., 1971

8. Тетерский С.В. Решетникова О.В., Социальное служение (участие молодежи в общественно-полезной жизни), Н.Новгород, «Педагогические технологии», 2008. — 146 с.

9. Фадеева Е.И., Социология и психология в управлении. М.: «Перспектива» 2010. — 80 с.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Прогресс 1993. — 415 с.