Финансовое планирование на предприятии (2)

Курсовая работа

Текущий экономический кризис — это, прежде всего, кризис производственной сферы, основным звеном которой является компания. Все отрасли экономической реформы так или иначе влияют на фирму. Именно здесь находится центр всех преобразований. Реформировать предприятия приходится в сложных условиях, которые характеризуются высокой степенью зависимости от импорта сырья и энергоносителей, дефицитом оборотных средств, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены для стимулирования сферы материального производства.

В то же время практика показывает, что на предприятиях, работающих нерегулярно, организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, важные резервы, связанные с экономической эффективностью, следует искать на уровне компаний и ассоциаций. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему внутрифирменного стратегического планирования[1].

В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможно обеспечить нормальное функционирование предприятий, обращая внимание только на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования позволяет разработать ряд инструментов и методов, обеспечивающих адаптацию фирм к условиям рыночного управления.

Существующая методология и методология планирования на предприятиях основана на концепции централизованного народнохозяйственного планирования. Преобразование централизованного планирования в систему государственного регулирования требует радикального пересмотра всех элементов системы внутрифирменного планирования. Кроме того, внутрифирменное планирование является важным элементом механизма управления экономикой. Попытки создать организационно-экономический механизм управления предприятиями рыночного типа без разработки системы внутрифирменного планирования нельзя считать плодотворными. Планирование — мощный фактор в организационном развитии бизнеса. Он создает основу для слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет разработать набор инструментов и методов, обеспечивающих развитие и внедрение практик управления рынком в практику управления. Эффективное внутрифирменное планирование служит основой для разработки системы взаимосвязанных мер, направленных на стабилизацию экономического положения компаний и создание условий для дальнейшего роста.

3 стр., 1243 слов

Управление образовательными системами материал (11 класс)

... управления районного образования. Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ... функции) управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, ... открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), ...

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии. Объектом курсовой работы – финансовый план на предприятии. Предметом хода работы, в свою очередь, является финансово-хозяйственная деятельность и осуществление финансового планирования на предприятии.

Для достижения цели определены следующие задачи: 1) раскрыть сущность и теоретические основы финансового планирования на предприятии; 2) рассмотреть сущность бюджетирования, как наиболее эффективного метода финансового планирования; 3) оценить общую экономическую характеристику деятельности предприятия УФПС Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России»; 4) проанализировать систему финансового планирования на данном предприятии;

  • В процессе разработки курсовой работы применялись научные методы: исторический;
  • описательный;
  • системно-аналитический;
  • документальный, логический, статистический и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Эффективное финансовое управление организацией возможно только при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, взаимоотношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целей в количественном и качественном отношении, а также определение того, как их достичь наиболее эффективным способом.

Эти цели разработаны в форме «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное в денежных или количественных показателях, которые являются основополагающими для данного уровня управления.

Планирование финансов в организациях осуществлялось и в прежние годы. В командной экономике пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся задачами отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые передавались предприятиям вышестоящими организациями. Однако годовые финансовые планы, утвержденные самой компанией, регулировались «сверху» по важнейшим показателям: объем реализованной продукции, ассортимент выпускаемой продукции, размер прибыли, рентабельность, платежи на баланс. Планы, получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась[2].

Рыночная экономика, как более сложная и организованная социально-экономическая система, требует качественно иного финансового планирования, поскольку сама организация несет ответственность за все негативные последствия и ошибки расчета планов из-за ухудшения ее финансового состояния.

Система финансового планирования в организациях, сложившаяся за последнее десятилетие, имеет ряд серьезных недостатков.

1. Процесс планирования традиционно начинается с производства, а не продажи продукции.

14 стр., 6565 слов

Основные финансово экономические показатели работы предприятия. ...

... эффективность финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Вся их совокупность в общем виде представлена на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно. Рисунок 1. Показатели финансово-экономического характера. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ ...

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие службы экономического планирования продолжают готовить огромное количество документов, большинство из которых не подходят для использования финансовой службой с целью анализа и корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования откладывается со временем, что не позволяет использовать запланированные показатели для принятия оперативных управленческих решений, поскольку они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает дорогой механизм ценообразования: оптовая цена фирмы формируется без учета рыночной конъюнктуры.

5. В коммерческих организациях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.

6. Влияние операционного левериджа не оценивается в процессе финансового планирования, и маржа финансовой устойчивости не рассчитывается.

7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке[3].

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях;

  • высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);